теория счастья и свободы практика неудачников

Теория Счастья и Свободы (практика неудачников)

Театр «Первый театр»

Мы отменяем несчастье!

Это спектакль – игра. Игра в тренинг, в театр, в коммуникацию и сообщество.

Лучше быть счастливым и свободным, чем не быть. Кто будет спорить с этим девизом нашего времени?

Режиссер Александр Андрияшкин и актеры «Первого театра» в новом спектакле рискнули сыграть со зрителем в сегодняшние значения этих слов для современного человека.

Говорят, что на свете нет ничего серьезнее игры и именно она может дать почувствовать себя человеку счастливым и свободным, пусть и на некоторое время.

Можно ли отменить несчастье? А научить свободе?

Спектакль иронизирует над двусмысленностью подобных лозунгов и, в то же время, заявляет их совершенно серьезно, предлагая зрителям самим выбрать для себя столько степеней понимания и свободы, сколько они сами посчитают возможным.

Спектакль начинается как ирония на типичные тренинги личностного роста и коучинги, обещающие открыть секреты мгновенного жизненного успеха. Но по ходу действия приглашает зрителей задаться вопросами «успешного успеха» по-настоящему, рассматривая понятия свободы и счастья каждый раз под новым углом.

В любом случае – это возможность и шанс побывать на необычном спектакле, присоединиться к юмору или наоборот, к серьезным интонациям, определить свое место внутри базовых жизненных вопросов и много чего еще.

Тем более, что купив билет на полуторачасовой спектакль, вы свободны получить еще 30 минут игры совершенно бесплатно!

Каждый зритель сможет почувствовать себя счастливым и свободным (в соответствии с сегодняшним настроением, зарплатой, здоровьем, своими мыслями и ощущениями)

Спектакль – победитель конкурса «Новый театр» Фонда Михаила Прохорова.

Источник

Теория счастья и свободы практика неудачников

Автор: Лиза Чайкина

Издание: Театральный журнал «Около»

Теория счастья и свободы (практика неудачников)»
Спектакль — победитель конкурса «Новый театр» Фонда Михаила Прохорова
Молодежный драматический театр «Первый театр»
Режиссёр: Александр Андрияшкин
Актеры: Семен Грицаенко, Захар Дворжецкий, Даниил Душкин, Максим Кудрявцев, Елизавета Кузнецова, Елизавета Маслобоева, Андрей Мишустин, Дарья Тропезникова, Алина Трусевич и Юлия Шабайкина.

Спектакль-тренинг «Теория счастья и свободы (практика неудачников)» – совместный эксперимент режиссёра и арт-практика Александра Андрияшкина и актеров «Первого театра», активно участвовавших в создании текстовой основы.

Первая посткарантинная премьера «Первого театра» обещает «отменить несчастье с сегодняшнего дня». Спектакль гарантирует «за каких-то полтора часа разобраться в наболевшем и сделать зрителей более счастливыми» В ТЕОРИИ, а за дальнейшие 20 бесплатных минут применить НА ПРАКТИКЕ всё сказанное с теми, кто решит остаться. Казалось бы, уже в разделении времени на «оплаченное» и «бонус» просматривается пародия на хайп коучей, наставников, лайф-тренеров и других экспертов жизни. На деле же «драматургия» (если это понятие вообще применимо к «Практике неудачников») раскрывает свой дуализм только для тех, кто остался. Для тех же зрителей, кто «всё понял» про спектакль и ушел после первой части, тренинг так и остаётся пародией. Думаю, излишне разъяснять, что создатели «Практики» — приверженцы теории о том, что докопаться до смысла может только готовый идти до конца.

Пространство, в котором существуют актеры, оформлено достаточно минималистично. Из реквизита в их распоряжении — школьная доска, которая помогает им схематично иллюстрировать свои монологи (привет демонстрации экрана в видеоконференциях), неподключенный синтезатор, зеркало, пустое ведро (в котором обещают сжечь всё плохое, но так и не сжигают, потому что «огонь в театре запрещён»). Невыполнимые обещания — это вообще изюминка данного спектакля.

В течение спектакля-тренинга грань между сценическим пространством и зрительным залом становится всё эфемернее. Актеры вступают со зрителями в диалоги, обнимают их (только по взаимному согласию), задают им вопросы, при помощи розыгрыша выбирают «случайного»человека из зала и используют его по ходу действа, а в конце и вовсе предлагают всем зрителям передислоцироваться на сцену.

Спектакль как будто даёт возможность расслабиться, но при этом на протяжении всего действа держит в напряжении. Актёры убеждают зрителей в том, что они в безопасности, что здесь они могут быть понятыми и услышанными. Но стоит залу расслабиться, как фокус его внимания внезапно насильно смещают, что приводит к аритмии восприятия. Такая атмосфера, по-моему, не случайна. Ведь она напрямую перекликается с тем состоянием, в котором мы оказались во время самоизоляции.

Вся первая часть построена на попытке зомбировать публику. Эстетически спектакль вобрал в себя частичку фильма «Иллюзия обмана» (ну, вы помните, «чем внимательнее вы смотрите, тем меньше видите»), частичку диско-stile группы Little big с их неподключенным синтезатором, частичку супергероики «Джокера» (ну или это просто были зелёные волосы) и частичку от гипнотических сеансов Кашпировского. Актёры, которые в данном спектакле выступают не как персонажи, а как взаимозаменяемые фигуры, берут на себя роль площадных зазывал, фокусников-надувателей, гуру-экзорцистов и тренеров личностного роста. Они перебивают друг друга, противоречат сами себе, создают фейки и информационный шум. В этом им помогает голосовой помощник Алиса, которая вначале по просьбе актёров разъясняет значение очевидных слов, а потом толкает монолог об иллюзии свободы и ставит всех перед фактом, что скоро 70% людей станут бесполезны, а их место займут роботы. В конце концов, если возможно запретить людям работать временно, почему нельзя сделать это навсегда? Балансируя на грани веры и сомнения, я как зритель никак не могу определиться «ок мне или не ок».

Невинные, на первый взгляд, задания коучей-актёров вроде поднять руки тем, кто зарабатывает меньше, чем тратит, или хоть раз задумывался о самоубийстве, вызывают у публики неловкость. Расслабиться и быть честным хотя бы перед самим собой даже в темном зале невероятно сложно. Особенно когда вся наша жизнь заставляет думать, прежде чем говоришь, и прилагать массу усилий, чтобы не выглядеть глупо.

А схожий тренинг, суть которого — поднимать руки, только если считаете, что новость правдивая, вообще заставляет усомниться в достоверности современных источников информации. Нет, серьёзно, вы вот знали, что Новосибирская область лидирует по выздоровлению после COVID-19? Это правдивая статистика? А завтра она всё ещё будет правдивой? Вам всё ещё «ок»?

Очевидно, что на спектакль-тренинг билет покупают не только, чтобы отдохнуть и получить удовольствие, но и чтобы удовлетворить какую-то личную потребность: в безопасности, в принятии, самоидентичности (нужное подчеркнуть). Человек может ясно не отдавать себе в этом отчёт, но желание присутствовать на такой практике сродни согласию посетить коллективный сеанс психотерапии. В этом утилитарном посыле, наверное, и проявляется главное превосходство спектакля над нарративными историями, после которых остается приятное послевкусие, но нет ощущения заинтересованности лично в вас.

«Практика неудачников» — это предложение (довольно настойчивое: тому, кто захочет уйти, угрожают проклятием, или, по крайней мере, удорожанием последующих билетов) покопаться в себе. Не заглушить ворох проблем алкоголем, антидепрессантами или другими «мозгоправами», а в игровой манере настроиться на диалог со своим внутренним «я».

Вам интересно, сдержала ли команда спектакля своё громкое обещание «отменить несчастье, начиная с сегодняшнего дня»? Нет. Но есть какая-то шкодливая свобода (вроде той, когда едешь на высокой скорости и громко кричишь) в том, чтобы размельчить в уничтожителе для бумаг список со всем тем, что хотел бы оставить в сегодняшнем дне и не брать в безболезненное завтра. И хотя за каждым «списком» зрителя стоит своя история, избавиться все хотят, конечно, от одного и того же: от страха, боли, неуверенности, иногда от кариеса.

На протяжении первой ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ части всем зрителям напоминают, что корни отсутствия счастья — в перманентном ощущении вины за то, как неправильно мы существуем. Не с первой попытки, но зал всё же присоединяется к актёрам, синхронно скандируя «Мы не виновны». Кто-то скептически усмехаясь, кто-то стараясь пропустить фразу через себя и вникнуть в суть. Но когда добрая половина зрителей уходит и остаются только те, кому больше всех надо, месседж перформеров резко меняется. Начинается, правда, всё невинно и бестолково: оставшимся предлагают пофотографироваться, поговорить с актерами и друг с другом, потанцевать и вообще послоняться в своё удовольствие. А потом вдруг резко предлагают принять, что «с нами со всеми на самом деле всё ок» и что мы все ВИНОВНЫ, и научиться наконец с этим жить. И вот уже наэлектризованная безнаказанностью публика, презрев свою рафинированную невинность, теперь на полном серьёзе скандирует то, от чего несколько минут назад отрекалась: «Мы виновны». После чего одна из актрис прерывает лозунговую психоделику неожиданным сторителлингом: кричит о дебильности происходящего, о невозможности изменить свою жизнь при помощи тренингов, об отсутствии у неё квартиры, нормальной зарплаты и работы… Заканчивается всё совместным катарсисом, когда плачущую актрису подходят обнять не только коллеги по цеху, но и зрители. Потому что неудачники должны держаться вместе.

Источник

Рецензия на спектакль-тренинг «Территория Счастья и Свободы (практика неудачников)»

«Первый театр» представил зрителю в текущем 13-м сезоне восхитительный перфоманс «Территория Счастья и Свободы (практика неудачников)». Актёры и режиссёр решили, ни много ни мало, отменить все несчастья, неизлечимые болезни и неудачи! Но возможно ли это, или мы увидим лишь ироничное обличение всех тренингов личного роста и «успешного успеха» сразу?

На первый взгляд действительно может показаться, что основная цель спектакля-тренинга — вдоволь посмеяться и разоблачить все мифы. Ведь в самом деле, нельзя же просто сказать: у меня в жизни всё будет ОК — и ждать, что так оно и будет? Или можно?

И видимо, цель спектакля, всё же, не высмеять узнаваемые обороты и приёмчики известных гуру и коучей — ведь это было бы слишком просто. Нет-нет, смеха, конечно, во время представления будет достаточно. Нарочито курьёзные ситуации и натужный позитив на сцене не оставят шанса на серьёзность. Но что же кроется за всем этим? А всё просто — всего лишь вера человечества в счастье. Ведь, что скрывать, мы все верим в то, что счастье — оно вот здесь, только руку протяни. И, наверное, это неплохо. Ведь кто знает, может быть человечество живо только благодаря своему неистребимому оптимизму!

На самом деле, зачастую процессу избавления от несчастья отдаётся столько сил, времени и ресурсов, что на то, чтобы почувствовать счастье, в конечном итоге ничего не остаётся. Научиться быть счастливым невозможно. Зато возможно дать себе свободу почувствовать это.

Вообще, спектакль похож на многослойный пирог. На сцене разворачивается сразу несколько параллельных сюжетных линий. Персонажи и истории тасуются, как карты в колоде. Более того, зритель может сам стать частью спектакля-тренинга через взаимодействие с актёрами. Но по-прежнему, снова и снова речь будет идти лишь об одном — об успехе.

И, наверное, каждый зритель, посмеиваясь, в этот успех всё же поверит. И попытается стать счастливым, хотя бы здесь, на этом спектакле. А ведь это уже большое достижение.

Следующий показ пройдёт 10 февраля в 19:00 в театре «13 трамвай», ул. Серебренниковская, 35. Билеты на сайте театра или по номеру WhatsApp: +7 913 756-18-14.

Источник

Как отменить несчастье: спектакль Александра Андрияшкина стал хорошим тренингом для неудачников

теория счастья и свободы практика неудачников. Смотреть фото теория счастья и свободы практика неудачников. Смотреть картинку теория счастья и свободы практика неудачников. Картинка про теория счастья и свободы практика неудачников. Фото теория счастья и свободы практика неудачников

Корреспондентка журнала ТЕАТР. – о «Теории счастья и свободы» в Новосибирском молодежном «Первом театре».

Сегодня никого уже не удивишь междисциплинарностью, мультиформатностью, разговорами о парадигме и смене дискурса. Но спектакли, поставленные в драматическом театре хореографом, а не режиссером – все еще редкость. Тем интереснее смотреть и анализировать «Теорию счастья и свободы» в Новосибирском Молодежном «Первом театре», которая может стать одной из важнейших премьер постковидного сезона.

Любите ли вы тренинги? Любите ли вы их так, чтобы пойти на них в театр? Чтобы копаться в себе и отвечать на важные вопросы прилюдно, чтобы не смущаясь, говорить о том, что вас волнует и как вы себя чувствуете? Чтобы вскакивать с места и что-то громко скандировать, выходить на сцену и танцевать? Чтобы рисовать собственное я, составлять списки того, с чем (кем) хочется расстаться и что измельчить в шредере? Чтобы вести себя как вздумается, отменять несчастье, ничего (никого) не бояться и рассуждать вслух? Чтобы обниматься с незнакомцами, вступать в диалог с актерами и в первый (а возможно, и последний) раз встреченными людьми? Чтобы петь, негодовать, рисковать, искренне потешаться над тренингами и тренерами и, смеясь, разбираться, где настоящая работа, а где фальшь?

Все это не фигуры речи и не абстрактные метафоры, а вполне конкретные действия, которые может (если, конечно, захочет) совершить зритель нового спектакля-тренинга Александра Андрияшкина. Впрочем, «новый» здесь не совсем подходящее слово: правильнее будет сказать «первый», так как спектакли-тренинги – это не то чтобы повседневная практика в наших театрах, жанр, который встречается сплошь и рядом и знаком каждому. Сначала зрители реагируют на непривычный сценарий (актеры постоянно обращаются к ним то из зала, то со сцены, просят вставать и выполнять команды, провоцируют на реакцию, но при этом спокойно относятся к отсутствию оной) настороженно и с опаской, но потом постепенно включаются в игру и начинают громко комментировать происходящее, рассказывать истории, негодовать, перебивать и т.д.
Это «и т.д.» и является, кажется, предметом пристального интереса постановщика. На что мы способны, если нам дать волю? Что захотим сказать или сделать, если у нас вдруг появится свобода самовыражения? Как на нас влияют другие зрители, которые сидят рядом и реагируют не так, как мы? Как мы проявляемся, неожиданно став действующим лицом и оказавшись в центре внимания? Как ведем себя, когда нас ничем не ограничивают или, наоборот, просят следовать неким, не нами установленным, правилам? Что на самом деле чувствуем, когда события развиваются не по заранее известному сценарию и ожидать можно чего угодно?

теория счастья и свободы практика неудачников. Смотреть фото теория счастья и свободы практика неудачников. Смотреть картинку теория счастья и свободы практика неудачников. Картинка про теория счастья и свободы практика неудачников. Фото теория счастья и свободы практика неудачников

Все эти вопросы творческая команда спектакля задает не только зрителям, но и самим себе. Актеры «Первого театра» играют здесь не абстрактных персонажей в поиске автора или конкретных действующих лиц согласно режиссерскому распределению, а самих себя – со своими личными темами, линиями поведения и страхами. Они произносят не написанные драматургом (его в спектакле, кстати, нет вовсе) слова и фразы, а собственный текст, родившийся в результате лабораторных занятий и репетиций. Они существуют в жесткой структуре и при этом свободно импровизируют внутри нее. Они носят одежду с чужого плеча, красят волосы в ядовитые цвета, замирают на полуслове, говорят не своими голосами, кричат, плачут, прыгают и скачут. Они манипулируют, спрашивают, отвечают. И все два часа, что идет «Теория счастья и свободы», они помнят, что было запланировано ими вместе с режиссером, но никогда не знают, как поведет себя публика: сколько человек захотят уйти в процессе или в условном антракте, а сколько не захотят покидать площадку и после финала.

Все это, с одной стороны, удивляет – такой прорыв в небольшом молодом театре, не имеющем собственного помещения. А с другой, говорит о том, что планомерное движение в сторону нового европейского театра, современного искусства и актуальных форматов, которое вот уже три года ведет директор-энтузиаст Юлия Чурилова, дает свои плоды. Неслучайно идею создания необычного синтетического спектакля, в котором творческий и коммуникационный процесс был бы ничуть не менее важен, чем результат, в рамках конкурса «Новый театр» поддержал Фонд Михаила Прохорова. А другие постановки «Первого театра» (кстати, в последнее время сильно прибавившие в плане актерской игры) начали попадать в программу важнейших российских фестивалей («Золотая маска», «Арлекин», «Маршак») и даже становиться их победителями.

В результате «практика неудачников» (такой подзаголовок у «Теории счастья и свободы») – не просто отменяет несчастье, как гласит программка, но ведет к серьезному профессиональному и личностному росту. Ведь это – как мы понимаем после двух часов манипуляций, размышлений и откровений – куда важнее успеха, который, возможно, стоило бы отменить даже прежде несчастья. Впрочем, Александр Андрияшкин и вместе с ним вся команда спектакля (художник Сергей Кретенчук, композитор Василий Пешков и художник по свету Вадим Дмитриев) ни на чем не настаивают, ибо все мерцает и меняется, а одна-единственная точка зрения ведет к несвободе, лишая нас возможности выбирать и реализовывать свой выбор. На самом деле каждый волен сам решать остаться ему или уйти, быть счастливым или несчастным, – вот и вся теория.

Источник

Первый театр откроет 13 сезон практикой неудачников

теория счастья и свободы практика неудачников. Смотреть фото теория счастья и свободы практика неудачников. Смотреть картинку теория счастья и свободы практика неудачников. Картинка про теория счастья и свободы практика неудачников. Фото теория счастья и свободы практика неудачников

В Новосибирске разрешили театральные репетиции, и труппа «Первого театра» приступила к работе над первой премьерой 13-го театрального сезона – спектаклем-тренингом «Теория Счастья и Свободы (практика неудачников)». Постановка спектакля реализуется при поддержке Фонда Михаила Прохорова в рамках конкурса грантов «Новый театр».

Тема спектакля возникла естественным образом в ходе тренингов и лабораторной работы актеров театра с режиссером, арт-практиком Александром Андрияшкиным. Это принципиально новый постановочный путь для «Первого театра» – спектакль создается без литературной основы методом сочинительского театра, коллективного сотворчества на тему, которая волнует каждого участника.

теория счастья и свободы практика неудачников. Смотреть фото теория счастья и свободы практика неудачников. Смотреть картинку теория счастья и свободы практика неудачников. Картинка про теория счастья и свободы практика неудачников. Фото теория счастья и свободы практика неудачников

Что нас волнует? Счастье, свобода, уверенность в будущем, а главное – в себе. Как в вечной гонке за успехом «не потерять себя», не чувствовать себя «лузером» и обрести свободу от чужого мнения? Могут ли помочь стать счастливыми специалисты – коучи, психологи, лайф-тренеры и тд?

Мы берем тему лузерства и противопоставляем всеобщей нацеленности на «успешный успех». Во времена всеобщей ценности успеха и культа победы мы пытаемся зайти с другой стороны и сделать идею лузера легитимной.

Что нас ждет? Мы не предлагаем зрителю поверить в театральную иллюзию, мы предлагаем игру внутри театральной коробки, где зрители участвуют по заданным правилам. Это спектакль-тренинг, совместная социальная среда, в которой форма общения, способ коммуникации – игра в тренинг.

Перформативный театр существует давно, как и театр сочинительский. И то и другое – нечастый гость в рамках драматического репертуарного театра. Наш подход – соединить оба метода. Актеры театра в проекте – перформеры, не скрывающиеся за персонажами и образами, а работающие с контекстом места, времени, аудитории.

Александр Андрияшкин: «Идея спектакля «Теория Счастья и Свободы (практика неудачников)» родилась из нашей лаборатории с «Первым театром», где мы с одной стороны иронизируем над всякого рода тренингами и спекуляциями об «успешном успехе», но одновременно и признаемся в потребности просто нажать волшебную кнопку «счастье».

Александр Андрияшкин – режиссер проекта, арт-практик, хореограф, режиссер. Занимается современным танцем и перформансом с 1998 года и осуществляет авторские проекты, коллаборации и работы на территории России и Европы. В своей деятельности особое внимание уделяет поиску баланса между техничностью, исследованием, качеством и простотой. В качестве приглашенного хореографа сотрудничал с «ИюльАнсамбль», «Балет Москва», «Мастерская Брусникина», Театр им. Вл. Маяковского, Театр им. Пушкина, «Современник», «Сатирикон», Театр им. Ермоловой, Театр.doc, Театр на Таганке, «Электротеатр Станиславский», Театр Наций и многими другие. В 2017 году его постановка «The_Marusya» (компания «Диалог Данс») стала лауреатом специальной премии «Золотая Маска».

Сергей Кретенчук – художник спектакля. В 2009-2014 гг. обучался по направлению «Сценография» (мастерская Э.С. Кочергина) в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Участник российских и международных выставок и творческих лабораторий. Работал над постановками в Новом императорском театре, Александринском театре, Архангельском молодежном театре В.П. Панова, Санкт-Петербургском академическом театре им. Ленсовета, Президентском центре Б.Н. Ельцина.

Василий Пешков – композитор проекта. Родился и вырос в Москве. В 2008 году окончил Московский институт электроники и математики, в 2017 – Институт изящных искусств при МПГУ. Создатель и лидер world-music проекта «Ойли». В качестве композитора сотрудничает с театральными режиссерами и хореографами. Среди постановок: «Арбенин» в Театре на Покровке, иммерсивный спектакль «Радио Фабрика» (Ярославский комбинат «Красный перекоп»), «Питер Пэн. Фантомные вибрации» в Центре им. Вс. Мейерхольда, «Спектакля нет» в Красноярском ТЮЗе, «Зеркало» в Воронежском Камерном Театре, «Блаженный остров» в театре Et Cetera, «Second Cast» в театре Балет Москва и другие.

Вадим Дмитриев – художник по свету, Новосибирск. Сотрудничал как с МДТ «Первый театр», так и с театральной компанией «Гамма», театром «Красный факел» и многими другими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *