теория развивающего обучения принадлежит

Основные положения теории развивающего обучения. Модели и типы обучения

2.Концеция, идея, основные положения теории развивающего обучения

Основоположник теории развивающего обучения Выготский Л.С. (1896-1934г.), его последователи Леонтьев А.Н.Занков Л.В.Эльконин Д.Б. В.В.Давыдов. В основе развивающего обучения лежит культурно-историческая концепция ( психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения). Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение должно быть опережающим развитием ребенка, основой развивающего обучения является ребенок, знания выступают как средства развития ребенка. Развивающее обучение то, которое идет впереди развития. Последователи основоположника теории развивающего обучения в своих исследованиях доказали следующие положения теории развивающего обучения

1.Ребенок субъект всех видов человеческой деятельности

2.Психические процессы развиваются в ходе деятельности человека

3.Определили понятие ведущего типа деятельности (основа детской периодизации развития человека), развивающего обучения (система всестороннего и интенсивного развития ребенка,развитие интеллектуальных способностей ребенка, прямая направленность на умственное и личностное развитие учащихся)
3.Принципы развивающего обучения

— принцип субъектности образования;

— принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

— принцип учета сензитивных периодов развития;

— принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

— принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

— принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

4.Определение смысла педагогических понятий связанных с раскрытием содержания понятий развивающее обучение, развивающее образование.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и образования личности в интересах общества, человека, государства, результатом которого являются усвоение человеком систематизированных з.у.н, основной путь получения образования – обучение ( В.М.Полонский)

Обучение – коллективно-социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного опыта обществом (В.М.Полонский)

Развитие – процесс формирования организма, его качественные составляющие, которые присуще только индивиду от рождения и могут развиваться под воздействием обучения и воспитания (В. М.Полонский)

Зона ближайшего развития – психологическая характеристика, отражающая взаимосвязь актуального и потенциального развития, которое ребенок сможет достичь в соответствующем возрасте в результате обучения, совместной деятельности со взрослым, общении со сверстниками. Впервые введено Л.С. Выготским. (В.М. Полонский) [ 5]

5.Основные новообразования в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эдьконину),

закономерности развития психических функций детей дошкольного возраста Новообразования: детское мировосприятие, этические инстанции, соподчинение мотивов, произвольность поведения, личное дознание.

Закономерности развития психических функций:

Дети от 1 года до 3-х лет : быстрый темп физического и психического развития, формирование речи, действий с предметами, образа «Я», приобретение первоначального социального опыта, потребность в общении (ситуативно личностное и ситуативно-деловое) с взрослыми. Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивный. Зарождение сюжетно-ролевых игр рядом со сверстеиками и взрослым, формирование сенсорной культуры.Кризис 3-х лет – «Я сам».

Дети от 3-х до 7 лет : развитие всех психических процессов и функций (памяти, мышления, восприятия, внимания) и формирование их произвольности, соподчинения мотивов. Ведущий вид деятельности: игра. Кризис 7-ми лет: учебная деятельность.

6.Идея деятельностного подхода в дошкольном образовании

«Основная идея деятельностного подхода (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, «а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной работы рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

Сущность деятельностного подхода в дошкольном образовании. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Сущность совместной деятельности ребенка и взрослого. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.

Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Деятельностный подход в дошкольном образовании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования ребенка из преимущественно объекта образовательного процесса в его субъект. Основные понятия деятельностного подхода. Рассмотрение категориального аппарата осуществимо посредством содержательного наполнения категорий и основных понятий. В этих целях можно рассмотреть условную классификацию этих категорий, исходя из различных аспектов деятельностного подхода. В качестве первого аспекта назовем деятельностный характер подхода.

Третий блок основных понятий выделим, приняв за основу методический и методологический компоненты подхода, т.е. то, что в определении подхода обозначено как организация и управление. Понятия «организация» и «управление» трактуются примерно так же, как это принято в большинстве успешно реализуемых концепций образования, а именно, как организация образовательного процесса и управление развитием личности посредством создания для этого благоприятных условий, к которым относятся образовательная среда, мотивация педагога и ребенка, личность воспитателя. К указанному блоку относятся категории и понятия: «образовательное пространство», «метод», «организация образовательного процесса», «пространство деятельности», «ситуация деятельности», «содержание образования», «социокультурное образовательное пространство», «средства образования», «субъектное пространство», «управление развитием личности», и др.

Особенность приведенного перечня заключается в его насыщенности идеями ситуативности образования. Базовой категорией в этом отношении выступает «ситуация деятельности», которая является модификацией понятия «педагогическая ситуация». Реализация деятельностного подхода в практике дошкольного образования. Общая ориентация при использовании данного подхода обусловлена теоретическими представлениями, согласно которым наибольшим образовательным эффектом обладает ведущий тип деятельности. Исследования показывают (Н. И. Гуткина), что современные дошкольники не умеют играть, т.е. у них слабо развита ведущая деятельность дошкольного возраста. Это приводит к тому, что не появляются к концу дошкольного возраста те психологические новообразования, которые появляются в случае хорошо развитой игровой деятельности».

Источник

Развивающее обучение

Развивающее обучение — что это за система организации в педагогике

Развивающее обучение — это система организации обучения, которая ориентируется на потенциальные возможности ребенка. Основывается на концепции Л.С.Выготского, по которой обучение опережает развитие ребенка, чтобы стать движущей силой и средством развития.

Термин «развивающее обучение» в педагогику ввел В.В.Давыдов. Его сущность в активно-деятельностном способе обучения, который, в отличие от объяснительно-иллюстративного, основан на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть мыс­лительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний.

Содержание, методы и формы развивающего обучения основываются на закономерностях развития ребенка.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Чему способствует, как влияет на развитие личности

Развивающее обучение определяет ребенка как субъект познавательной деятельности, а не как объект педагогического воздействия. Учебный процесс выстраивается так, что учащийся с помощью учителя начинает выполнять то, что до этого не мог сделать самостоятельно. Обучение, опираясь на «недозревшие» функции, помогает развитию сделать шаг вперед. Эти функции, находящиеся в зачаточном состоянии, Л.С.Выготский определил их как «зоны ближайшего развития».

Обучение и развитие тесно связаны. Обучение идет впереди и стимулирует развитие.

Теоретические основы и особенности развивающего обучения

Теория РО опирается на следующие положения:

Чтобы реализовать развивающее обучение, необходимо не только знать содержание программ, владеть методами обучения, но и разбираться в психологии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Методические подходы РО:

Развивающее обучение — особый вид обучения, который отличается специфическим подходом к определению и реализации целей, содержания и взаимодействия учеников с учителем и между собой.

Принципы развивающего обучения

РО поддерживает партнерские отношения между учеником и учителем на уроке и придерживается следующих принципов:

Что является главной целью

Цель РО — развитие личности, ее способностей. Для достижения цели структура урока составляется таким образом, чтобы обеспечить учащимся условия для развития, подготовить к самостоятельному освоению знаний, поиску истины.

Виды и формы развивающего обучения

Основные формы организации учебной деятельности на уроке в системе РО:

РО отличается подходом к оценке учебной деятельности учеников. Работа оценивается с точки зрения умственных возможностей ребенка. Оценка отражает его индивидуальное развитие. Если он работает на пределе своих возможностей, то заслуживает высшей оценки, даже если это не лучший результат относительно возможностей других учащихся.

Отметки важны как стимулирующее средство, которое убеждает всех учеников в том, что они способны развиваться и достигать успеха. Задача учителя — вывести каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания и самосовершенствования.

В педагогике до сих пор стоит вопрос об определении видов РО. К развивающему можно отнести отечественные авторские системы и школы:

В контексте РО для средней и старшей школы рассматривают проблемное обучение А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова. Для начальной школы оно связано с именами:

Традиционно в качестве примера РО рассматривают дидактическую систему Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Особенности учебной деятельности по Эльконину-Давыдову

Ведущая роль в формировании интеллекта отводится теоретическому знанию. Необходимо сформировать у учащихся основы теоретического мышления, которое предполагает способность человека постигать суть явлений.

Принципы РО Д.Б.Эльконина-В.В Давыдова:

Учебная задача на уроке решается в такой последовательности:

Учебная деятельность по Эльконину-Давыдову — это деятельность по изменению самого ученика.

Источник

Сущность развивающего обучения

теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть фото теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть картинку теория развивающего обучения принадлежит. Картинка про теория развивающего обучения принадлежит. Фото теория развивающего обучения принадлежит Светлана Курик
Сущность развивающего обучения

В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в разработках И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно этой гипотезе, знания являются не целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др. В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности.

Дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой психического развития ребенка, становления у него всех качеств личности. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.

Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром и средой.Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:

— вне деятельности нет развития;

— знание воспитанниками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;

— воспитанник становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

— Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление воспитанниками возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой задач, выбора «пространства» деятельности;

— Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;

— Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе материалов разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность воспитанников.

В ходе решения определенной задачи может возникнуть ситуация, когда все имеющиеся у детей способы действий оказались непригодными. Требуется особое искусство педагога, чтобы создать ситуацию, в которой найдется хотя бы один догадливый воспитанник. Педагог задает наводящие вопросы, но не дает прямого ответа. Педагог строит целую серию ситуаций, требующих догадки. Каждый ребенок за счет рефлексии догадок «упражняется в прорывах».

Таким образом, отметим,что:

2. Ориентация на завтрашний день развития ребенка: необходимо вызвать к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития.

4. Цель деятельности- усвоение способа действий, усвоение теоретического основания, на котором строятся способы действий, то есть усвоение принципа построения действий.

5. Овладение способом решения важнее, чем факт овладения материалом. Общий принцип действия не усвоить через показ и проверку. Его нужно извлечь из способов и обобщить, то есть провести элементарное исследование, формирующее теоретическое мышление.

6. В развивающем обучении основные методы связаны с организацией деятельности детей.

7. В развивающем обучении основной формой является коллективно-распределительная деятельность

9. Процесс обучения построен на принципе сотрудничества.Широко используется все три вида общения:

а) сотрудничество детей между собой;

б) детей с воспитателем;

в) ребенка с самим собой, меняющимся в процессе обучения.

Таким образом, весь процесс познавательной деятельности в развивающем обучении основан на организации радостных переживаний познания, на коллективном труде, на самопознании и самореализации, на организации успеха.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развивайся и играй» Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Развивайся и играй» Автор: Шлокина Ольга Сергеевна, Педагог-психолог МБОУ «Бейская школа-интернат».

теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть фото теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть картинку теория развивающего обучения принадлежит. Картинка про теория развивающего обучения принадлежит. Фото теория развивающего обучения принадлежитКонсультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета» Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует.

теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть фото теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть картинку теория развивающего обучения принадлежит. Картинка про теория развивающего обучения принадлежит. Фото теория развивающего обучения принадлежитМастер-класс по изготовлению развивающего кубика из фетра Развивающий кубик для музыкальных занятий с дошкольниками Около года я начала работать с фетром. Хочу рассказать вам про те игрушки, которые.

теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть фото теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть картинку теория развивающего обучения принадлежит. Картинка про теория развивающего обучения принадлежит. Фото теория развивающего обучения принадлежитМастер-класс по изготовлению стороны «Птичка» для развивающего кубика Для изготовления мягкого развивающего кубика понадобятся поролоновый кубик 1515 см, 6 тканевых квадратиков 1515см,.

теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть фото теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть картинку теория развивающего обучения принадлежит. Картинка про теория развивающего обучения принадлежит. Фото теория развивающего обучения принадлежитПрименение развивающего куба из фетра в музыкальной НОД Музыкально-дидактические игры с развивающими игрушками из фетра Недавно я изготовила развивающий куб из фетра. Представляю вашему вниманию.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть фото теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть картинку теория развивающего обучения принадлежит. Картинка про теория развивающего обучения принадлежит. Фото теория развивающего обучения принадлежитСидим дома. Мастер-класс «Чашка и чайник» по технологии развивающего обучения «Пластилинография» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Источник

Основы развивающего обучения

теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть фото теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть картинку теория развивающего обучения принадлежит. Картинка про теория развивающего обучения принадлежит. Фото теория развивающего обучения принадлежит Олеся Рыбина
Основы развивающего обучения

Основы развивающего обучения

1. Разработка теории развивающего обучения

2. Соотношение в теории обучения и развития

3. Уровни развития ребёнка

1. Разработка теории развивающего обучения

Теории развивающего обучения были разработаны отечественными учеными Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым.

Еще в начале 30-х годов выдающийся психолог-гуманист Л. С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».

Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л. В. Занковым и его соратниками в 50-60-х гг.

Другая группа ученых, основываясь на результатах исследований, осуществленных в 60 – 80-х гг. под общим руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, разработала другой вариант системы развивающего обучения, используя несколько иной подход. Технология Л. В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности, технология Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова акцентирует развитие способов умственных действий.

2. Соотношение обучения и развития

Не был снят с повестки дня вопрос о соотношении развития и обучения и в более позднее время. К его рассмотрению обращался один из наиболее известных отечественных психологов Л. С. Выготский. Он подверг резкой критике теорию швейцарского психолога Ж. Пиаже, отстаивающего идею о том, что развитие идет безотносительно к обучению, а также другие позиции, которые в целом приводили к отрицанию роли обучения в развитии ребенка.

Л. С. Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:

В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением.

Т. о. в развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

По мере обогащения психологической и педагогической теорий уточнялись представления о каждом из этих понятий. Постепенно понятия обучения и развития обретали статус междисциплинарных и базовых категорий.Общеупотребляемыми стали следующие трактовки этих понятий:

3. Уровни развития ребенка

Первый уровень характеризует собой уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Второй уровень обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи.

Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т. е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития. Однако целью образования является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее образования использует не только достигнутые результаты развития, но и процессы, находящиеся в стадии становления. В детском саду и в школе учат чему-то новому, продвигая ребенка в его развитии, давая ему возможность постараться сделать немножко больше, чем то, что ему и так легко дается.

Перспективы развития у двух детей из нашего примера различны, поскольку различны зоны их ближайшего развития. Поэтому развивающее обучение всегда ориентируется на зону ближайшего развития ребенка, превращая эту зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка. То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно.

Л. С.Выготский сделал следующие выводы:

1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития;

2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития.

И потому Л. С.Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т. е. на зону ближайшего развития ребенка).

Проект «Основы безопасности жизни» Обоснование выбора темы В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных.

Психологические основы дошкольной игры Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.

теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть фото теория развивающего обучения принадлежит. Смотреть картинку теория развивающего обучения принадлежит. Картинка про теория развивающего обучения принадлежит. Фото теория развивающего обучения принадлежитЛэпбук «Основы безопасной жизни» Лепбук для детей дошкольного возраста. Играя дети запоминают основы безопасности жизни,которые могут подстерегать их в любом месте:дома,на.

Мастер-класс для педагогов «Технология развивающего обучения» Региональный этап IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2018 году Мастер-класс «Технология развивающего.

Основы профилактики насилия в семье В современном обществе до сих пор не существует единого определения понятия «насилие». При описании этой проблемы часто используют такие.

Практические основы обучения детей игре в шахматы в детском саду ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ В ДЕТСКОМ САДУ воспитатель. Володина Ирина Анатольевна. Аннотация: в данной статье.

Презентация «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» В презентации описаны технологии развивающего обучения, основной целью которых является развитие элементарных математических представлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *