теория проблемного обучения махмутов матюшкин

Теория проблемного обучения

(А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов и др.)

«Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности; в процессе решения таких задач учащимися в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это — формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций».

Задействованное в таком процессе мышление называют продуктивным мышлением в противовес репродуктивному мышлению, которое основывается на воспроизведение уже известных человеку способов действий.

Проблемное обучение предусматривает процесс получения новых знаний (не важно, новых для субъекта или новых в истории данной проблемы) новыми, не применяемыми ранее средствами. Создание нового – это и есть творческий процесс.

Мотивация – это стимул к деятельности. Проблемное задание является здесь мощной познавательной мотивацией.

Чтобы раскрыть сущность проблемного обучения, необходимо знать понятия, лежащие в его основе.

Единицей процесса является проблема – скрытое или явное противоречие, присущее явлениям материального и идеального мира. Роль учителя состоит в том, что бы ученик почувствовал трудность практического или теоретического характера, уяснил проблему, поставленную учителем, или сформулировал ее сам, захотел решить проблему, решил ее.

Проблемная ситуация – способ вскрытия объективно существующей проблемности, которая проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии субъекта и объекта.

Проблемная задача – средство создания проблемной ситуации – это такие задания, которые ставятся перед учащимися и ориентируют их на самостоятельный поиск решений

В педагогической теории считается, что продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемной ситуациии, соответственно, процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:

1. Возникновение (постановка) проблемной ситуации;

2. Осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);

3. Поиск способа решения проблемной задачи путем различных догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;

4. Доказательство гипотезы;

5. Проверка правильности решения проблемной задачи.

В зависимости от уровня самостоятельности учащихся в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций выделяются четыре уровня полноты проблемного обучения:

1. Проблемы ставятся и решаются с помощью преподавателя, самостоятельность учащихся невысока;

2. Преподаватель формулирует проблемную ситуацию, остальные этапы раскрытия проблемы совершаются совместно с учащимися;

3. Учащиеся формулируют проблемные ситуации по аналогии и решают их совместно с преподавателем;

4. Все этапы разрешения проблемной ситуации проходятся самими учащимися, самостоятельность и познавательная активность учащихся наивысшая.

В зависимости от характера взаимодействия учителя и учащиеся выделяют также четыре уровня проблемного обучения:

— уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участие школьников в поиске способа решения поставленной учителем проблемы;

Эти показатели характеризуют уровень интеллектуального развития учащихся и могут применяться учителем как видимые показатели продвижения ученика в учебном развитии, в качестве основного содержания обратной информации.

В современной педагогике на основе психологической особенностей процесса обучения выделяютсячетыре главных условия эффективности проблемного обучения:

1. Обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения;

2. Обеспечение посильности предлагаемых учащимся проблемных ситуаций, рациональное соотношение известного и неизвестного;

3. Значимость для учащихся информации, получаемой при разрешении проблемных ситуаций;

4. Необходимость «диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда со вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися».

Функции проблемного обучения:

Наиболее важными функциями проблемного образования, являются, во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, во-вторых, развитие практических навыков мышления в использовании знаний и повышении уровня освоения учебного материала.

Формирование творческого мышленияизначально ставилось специфической целью проблемного обучения, его отличительной особенностью от традиционного обучения.

Приоритет информационной составляющей образования был присущ педагогике с самого начала ее становления. Такой подход основан на теории, что знание представляет собой основу продуктивного мышления, а навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения.

Второй основной целью и функцией проблемного обучения, как уже отмечалось, является развитие у учащихся практических навыковиспользования знаний и повышение уровня освоения учебного материала. Значительно больший эффект проблемного обучения в этой сфере, нежели у традиционного обучения, достигается за счет психологических особенностей процесса усвоения знаний. Так, как показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков, осуществляемое учащимся осознанно и в рамках проблемной ситуации, способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном обучении.

К основным типам заданий, включение которых в систему работы учителя с учащимися будет способствовать формированию у них интеллектуальных умений, относятся прежде всего задания, носящие исследовательский характер (наблюдения, подготовка эксперимента, поиск ответа в научной литературе и т.п.), способствующие развитию пытливости, самостоятельности, индуктивного мышления. Имеется целый ряд заданий, направленных на развитие творческого мышления, среди которых чаще всего встречаются: написания сочинений, составление своих задач, «хитрых» заданий, где надо догадаться о каком-либо условии, содержащимся в неявной форме, задания по конструированию приборов или приспособлений и т.п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *