Теория обучения определенному учебному предмету называется
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
[
userinfo
|
livejournal userinfo
]
[
archive
|
journal archive
]
шпаргалочка помер два!
[Jan. 24th, 2011|12:47 am]
ДЕ № 2. Теория обучения
Тема 7. Сущность, структура и функции процесса обучения
Вопрос № 1. Основными характеристиками процесса обучения являются…
направленность на решение учебных задач
соответствие результата обучения его целям
стабильность методов и форм обучения
организованное взаимодействие учащихся и учителей
Вопрос № 2. Сопоставьте дидактические категории и их определения:
А) Описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели, типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения
1. Закономерность процесса обучения
Б) Исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями
2. Принцип обучения
В) Упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение целей обучения
3. Правило обучения
Г) Устойчивые тенденции, которые отражают существенные связи между ведущими компонентами процесса обучения и возникающими в процессе обучения механизмами
4. Метод обучения
Вопрос № 3. Основными характеристиками, соответствующими понятию «обучение», являются…
систематическая работа учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков, подготовку их к активной жизнедеятельности
взаимодействие учителя и учащихся, направленное на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научного мировоззрения
упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования воспитания, осознания и практического применения знаний
вооружение учащихся знаниями и способами учебной деятельности, в результате чего осуществляется их умственное развитие
Вопрос № 4. Сущность процесса обучения состоит в единстве…
реализации учебно-познавательных задач
учителя и администрации
преподавания и учения
уроков и домашней подготовки
Вопрос № 5. В процессе обучения ученик выступает как…
объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности
объект педагогической деятельности
субъект собственной познавательной деятельности
Вопрос № 6. Результатами процесса обучения являются…
Теория обучения определенному учебному предмету называется
Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:
Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».
Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.
Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:
Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.
Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:
Характерные черты учебного процесса как системы:
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Деятельность педагога
Деятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обучения
Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)
Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений
Управление процессом перехода от теории к практике
Приобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельности
Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся
Самоконтроль, самодиагностика достижений
Для обучения характерны следующие признаки:
Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.
Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.
Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.
Тест по теории обучения и воспитания, 94 вопроса с ответами
1. Наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах называется… 1. дидактикой 2. теорией воспитания 3. педагогическим менеджментом 4. педагогической технологией
2. Термин “дидактика” впервые ввел… 1. В. Ратке 2. Я.А. Коменский 3. Ж.Ж. Руссо 4. И.Г. Песталоцци
3. Под дидактикой понимал “всеобщее искусство всех учить всему”… 1. Я.А. Коменский 2. П.Ф. Каптерев 3. К.Д. Ушинский 4. А. Дистервег
4. Процессы преподавания и учения с их условиями и получаемыми результатами – это предмет … 1. дидактики + 2. технологии 3. теории воспитания 4. теории управления
5. Функциями процесса обучения являются … 1. образовательная, воспитательная, развивающая 2. воспитательная, прогностическая, проектировочная 3. образовательная, воспитательная, объяснительная 4. развивающая, образовательная, прогностическая
6. Совокупность принципов, содержание, методы и средства обучения, образующие целостную структуру и подчиняющиеся целям обучения, составляют… 1. дидактическую систему 2. педагогическую теорию 3. педагогическую систему 4. дидактическую теорию
7. Учение понимается в дидактике как… 1. деятельность учеников 2. взаимодействие учащихся и учителя 3. восприятие новых знаний 4. формирование умений
8. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся называется… 1. учением 2. развитием интереса учащихся 3. формированием личности 4. преподаванием
9. Связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения относятся к ___ закономерностям 1. общим 2. внешним 3. внутренним 4. частным
10. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала – это принцип… 1. доступности 2. наглядности 3. сознательности и активности 4. прочности знаний
11. Принцип ведущей роли теоретических знаний используется в концепции ___ обучения 1. развивающего 2. проблемного 3. оптимизации 4. программированного
12. Процессом обучения называется … 1. преподавание 2. учебная деятельность 3. специфический процесс познания, управляемый педагогом 4. образовательная деятельность
13. К дидактическим принципам не относится принцип … 1. гуманности обучения 2. наглядности 3. систематичности и последовательности 4. взаимосвязь теории и практики обучения
14. В структуру учебной деятельности не входит … 1. овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков 2. развитие мотивов учения 3. формирование нравственных качеств и убеждений 4. овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами
15. Двусторонний характер обучения проявляется в единстве … 1. преподавания и учения 2. развития и воспитания учащихся 3. школьной и внешкольной деятельности 4. совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения
16. Принцип наглядности в дидактике означает … 1. использование плакатов, схем, картин в процессе обучения 2. проведение опытов в процессе обучения 3. просмотр кино- и видеофильмов 4. привлечение органов чувств к восприятию учебного материала 17. В структуру процесса обучения не входит… 1. определение уровня мышления учащихся 2. определение целей и задач 3. планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм) 4. анализ и оценка результатов обучения
18. Эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени, — это… 1. образовательный ценз 2. образовательный стандарт 3. учебный план 4. школьная программа
19.Документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности, — это… 1. образовательная программа 2. учебник 3. рабочий учебный план 4. авторская программа
20.Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, количество времени на каждый предмет, — это… 1. учебник 2. образовательная область 3. учебная программа 4. учебный план
21.Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие … 1. «содержание образования» 2. «учебный план» 3. «образование» 4. «образовательная область»
22.Основоположником теории формального образования является… 1. Я.А. Коменский 2. Г. Спенсер 3. И.Ф. Гербарт 4. А. Дистервег
23.К идеям программированного обучения наиболее близка теория… 1. прагматизм 2. бихевиоризм 3. позитивизм 4. гуманизм
24.Опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру был включен в состав содержания образования… 1. В.С. Ледневым, Ю.К. Бабанским 2. В.В. Краевским, И.Я. Лернером 3. В.В. Давыдовым, Б.П. Есиповым 4. М.Н. Скаткиным, Д.Д. Зуевым
25.При _____ структуре содержания образования один и тот же вопрос повторяется несколько раз, его содержание расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями 1. концентрической 2. линейной 3. спиральной 4. смешанной
26.Приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования — это… 1. гуманизация 2. демократизация 3. гуманитаризация 4. углубленное изучение
27.Дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отражающая содержание науки, – это… 1. образовательная область 2. учебный план 3. образовательная программа 4. учебный предмет
28.Доведенное до автоматизма действие называется … 1. умением 2. знанием 3. навыком 4. поведением
29.К объектам стандартизации в образовании не относится … 1. учебно-воспитательный план учителя 2. содержание 3. объем учебной нагрузки 4. уровень подготовки обучающихся
30.Под содержанием образования понимают … 1. совокупность знаний, умений и навыков, развивающих устойчивые особенности отдельных психических процессов 2. совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности 3. финансовую поддержку государственных и общественных организаций средней и высшей школе 4. педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру
31.В понятие «качество обучения» не входит … 1. степень успешности освоения учащимися образовательных программ 2. мера реализации Государственного образовательного стандарта на личностном уровне 3. уровень нравственной культуры учащихся 4. уровень личностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения
32.Нормативным документом, раскрывающим содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, является … 1. учебная программа 2. учебный план 3. базисный учебный план 4. образовательный стандарт
33.Ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебного материала, является … 1. учебное пособие 2. учебник 3. методическое пособие 4. методические рекомендации
34. Классно-урочную систему теоретически обосновал… 1. Я.А. Коменский 2. К.Д. Ушинский 3. Дж. Локк 4. А. Дистерверг
35.Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме, – это … 1. процесс обучения 2. метод обучения 3. форма организации обучения 4. преподавание
36.По схеме «повторение пройденного материала – освоение нового материала – отработка навыков — применение знаний на практике – домашнее задание» проходит урок… 1. комбинированный 2. овладения новыми знаниями 3. повторения и закрепления знаний 4. обобщения и систематизации
37.Среди понятий «урок», «структура урока», «форма организации обучения», «тип урока» наиболее частным является понятие … 1. «урок» 2. «форма организации обучения» 3. «тип урока» 4. «структура урока»
38.Учебное занятие на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов – это … 1. семинар 2. факультатив 3. консультация 4. конференция
39.Форма организации обучения, позволяющая изучать явления и процессы в естественных условиях, – это … 1. практическое занятие 2. учебная экскурсия 3. лабораторное занятие 4. дополнительное занятие
40.Форма организации обучения, используемая для отработки практических умений и навыков, — это … 1. практикум 2. учебная конференция 3. курс по выбору 4. предметный урок
41.Внеурочная форма организации обучения, направленная на формирование навыков самостоятельной работы, – это … 1. экскурсия 2. семинар 3. домашняя работа 4. консультация
42.Форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия в классе с постоянным составом учащихся одинакового уровня развития, по твердому расписанию и четко установленному регламенту, – это … 1. урок 2. факультатив 3. занятие с отстающими 4. семинар
43.К основным типам уроков относятся уроки … 1. изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации, контроля знаний и умений, комбинированные 2. заучивания наизусть, демонстрации пособий, комбинирования, контроля 3. индивидуальной и дифференцированной работы с учениками, обобщения и систематизации 4. решения задач, выполнения опытов, написания сочинений
44.По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся выделяются формы организации обучения: индивидуальная, групповая и … 1. бригадная 2. индивидуально-групповая 3. классно-урочная 4. фронтальная
45.К типам уроков, выделяемых в педагогике, не относится … 1. комбинированный урок 2. деловая игра 3. урок изучения нового материала 4. урок обобщения и систематизации знаний
46.Достоинством классно-урочной системы является … 1. экономичность 2. индивидуальный подход к учащимся 3. высокое качество усвоения знаний 4. ориентация на “среднего” ученика
47.Учебная экскурсия относится к … 1. видам обучения 2. принципам обучения 3. вспомогательным формам обучения 4. разновидности контроля знаний
48.К структурным компонентам урока не относится … 1. диагностика интеллекта 2. организационный момент 3. проверка домашнего задания 4. закрепление нового материала
49.Общеобразовательное учебное заведение для старшеклассников с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю называется… 1. гимназией 2. колледжем 3. лицеем 4. прогимназией
50.Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется… 1. профильной 2. развивающей 3. авторской 4. профессиональной
51.Частные образовательные учреждения и учреждения общественных и религиозных организаций относятся к группе ___ учреждений 1. негосударственных 2. муниципальных 3. специальных 4. профильных
52.Учебное заведение, осуществляющее обучение и воспитание учащихся с 1-го по 11-й классы на основе углубленной, в том числе профильной предпрофессиональной подготовки, – это … 1. прогимназия 2. учебно-воспитательный комплекс 3. реальное училище 4. гимназия
53.Основанием деления школ на государственные, муниципальные и негосударственные является … 1. организационно-правовая форма 2. характер сообщаемых знаний 3. направленность подготовки 4. реализуемая программа
54.Авторской педагогической системой можно назвать опыт педагогической работы… 1. Ж.Ж. Руссо 2. Ю.К. Бабанского 3. А.С. Макаренко 4. Н.К. Крупской
55.Школы, где дети по собственному желанию или по воле родителей осваивают основы того или иного вероучения, называются … 1. воскресными 2. коммунами 3. интернатом 4. трудовыми
57.Вновь образуемые и реорганизованные учебные заведения, дающие среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы, называются… 1. колледжами 2. учебно-воспитательными комплексами 3. комплексами «школа-вуз» 4. лицеями при вузе
58.Свойственные учебному заведению цели, задачи, содержание и организация учебно-воспитательного процесса характеризуют… 1. уровень образования 2. вид образовательного учреждения 3. инновационные процессы 4. тип школы
59.Основной целью создания различных типов образовательных учреждений является … 1. возрождение интеллектуального и духовного потенциала общества 2. создание единого образовательного пространства 3. обеспечение взаимосвязи теории и практики 4. регламентация учебного процесса
60.Учебно-воспитательное учреждение, являющееся базовым элементом образовательной системы, называется … 1. училищем 2. университетом 3. школой 4. институтом
61.Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как «союз людей заинтересованных в науке», называется … 1. университетом 2. высшей школой 3. академией 4. институтом
62.В классификацию образовательных учреждений по организационно-правовым формам не входят ___ учреждения 1. государственные 2. негосударственные 3. муниципальные 4. военные
63.В общеобразовательных учреждениях невозможно получить ___ образование 1. начальное профессиональное 2. начальное общее 3. основное общее 4. среднее общее
65.Управленческий процесс создания, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств называется… 1. преобразовательным 2. творческим 3. передовым 4. инновационным
66.Полная реконструкция школы как образовательного учреждения предполагается при ___ изменениях 1. локальных 2. системных 3. модульных 4. ресурсных
67.Внедрение в начальной школе дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова соответствует ___ изменениям 1. локальным 2. системным 3. внутренним 4. модульным
68.Инновации являются результатом… 1. научного поиска 2. социально-политических изменений 3. выполнения заказа администрации 4. непроизвольно полученным при развитии учреждения
69.Дифференциация обучения, определяющая оптимальный режим работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, называется… 1. внешней 2. разноуровневой 3. внутренней 4. профильной
70.Учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся – это… 1. индивидуализация 2. дифференциация 3. оптимизация 4. интеграция
71.Общая одаренность детей проявляется в… 1. способностях к музыке, рисованию + 2. дисциплинированности 3. самостоятельности, критичности мышления + 4. инициативности
72.Нововведения, разрабатываемые и проводимые работниками и организациями системы образования, называются педагогическим(-и) … 1. опытом 2. инновациями 3. реформами 4. мастерством
73. К педагогическим инновациям можно отнести изменения в… 1. содержании образования 2. структуре системы образования 3. оборудовании учебных заведений 4. статусе образования
74.Ориентация на направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения – основа ___ подхода 1. системного 2. индивидуально-дифференцированного 3. личностного 4. культурологического 5. антропологического
75.Наука, занимающаяся изучением новообразований, новых явлений в разных сферах деятельности человека, называется … 1. прогностикой 2. инноватикой 3. футурологией 4. системологией
76.Форма и результат открытия, носитель новых свойств и характеристик какого-то предмета называется …. 1. новшеством 2. новизной 3. изобретением 4. моделью
77.Инновации в образовании – это … 1. оригинальность школьной жизни 2. распространение новшеств в педагогической практике 3. консервативный подход в образовании 4. творческий подход к педагогической деятельности
78.К основным объектам инновационных преобразований в педагогической системе не относится … 1. социальная среда 2. педагогическая технология 3. содержание образования 4. управление школой
79.Нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты образовательного процесса, называются … 1. инновациями 2. развитием 3. прогрессом 4. корректировкой
80. Методы … — это конкретные пути влияния на сознание, чувство, поведение детей для решения педагогических задач в совместной деятельности. 1. воспитания 2. обучения 3. педагогического воздействия
81. Ситуация … заключается в создании таких условий, в которых воспитанники учатся выходить из нестандартной ситуации. 1. успеха 2. творчества 3. лидерства
82. Активная деятельность ребенка, направленная на формирование положительных качеств и устранение отрицательных, — это … 1. воспитание 2. самовоспитание 3. саморазвитие
83. …тип неправильного семейного воспитания проявляется в том, что на ребенка возлагаются многочисленные честолюбивые надежды родителей и ему внушается мысль, что он их должен обязательно оправдать. 1. воспитание в условиях повышенной моральной ответственности 2. воспитание по типу «кумира» семьи 3. отсутствие воспитания
84. … воспитание направлено на формирование ответственного отношения к своей Родине. 1. правовое 2. гражданское 3. общественное
85. Экономическое воспитание включает: 1. укрепление здоровья; 2. развитие экономического мышления и поведения 3. знание экономических закономерностей развития общества г) понимание и оценка прекрасного
86. Приемы воспитательного воздействия: 1. способствует организации определенной ситуации воспитания; 2. вовлекают воспитанника в активную и интересную для него деятельность; 3. обязательно предполагают общение ребенка с воспитателем; 4. выполняют функции диагностики отношений, их формирование, корректировку.
87. Семейная педагогика… 1. направлена на разработку методов и форм воспитательного процесса в семье; 2. ставьте перед собой задачу создавать новые технологии обучения и воспитания; 3. исходит из принципа гуманизма, считая человека высшей ценностью; 4. служит повышению педагогической культуры родителей;
88. Воспитание- это… 1. целенаправленный процесс формирования поведения; 2. специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека; 3. процесс и результат усвоения человека опыт поколений в виде системы знаний, навыков, умений; 4. стимулирование активности формируемой личности организуемой деятельности.
89. Приучение как метод воспитания предполагает… «Приучение как метод воспитания предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения.» 1. организацию регулярного выполнения воспитанниками действий с целью превращения их в привычные» формы поведения; 2. стимулирование воспитанника к новым действиям; 3. культивирование у воспитанника способности к разумному поведению и организованным действиям; 4. развитие эмоционального неприятии асоциальных действий и поступков.
90. Современная дидактическая система … 1. ориентирована на развитие у учащихся познавательной активности, самостоятельности, ответственности за свой выбор, свои действия; 2. направлена на формирование у учащихся системы научных знаний, интеллектуальных умений; 3. считает учащегося объектом обучения; 4. исходит из понимания обучения как средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями.
91. Педагогические законы … 1. носят вероятностный характер; 2. проявляются как тенденция; 3. жестко детерминированы; 4. отражают внутреннюю существенную связь явлений обучения, которые обусловливают их необходимые проявления и развитие.
92. Развивающее обучение предполагает следующее: 1. развитие мотивов познания и познавательных способностей; 2. осознание учащимися способов своей учебной деятельности; 3. реализацию исходного положения о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию; 4. оперативную диагностику достигнутого учащимися уровня знаний.
93. Учебная программа содержит… 1. тематическое содержание изучаемого материала; 2. продолжительность учебного года, длительность семестров (четвертей) и каникул; 3. распределение предметов по семестрам (четвертям) и годам обучения; г) перечень учебного оборудования и наглядных пособий.
94. Движущими силами обучения являются … 1. потребность общества в специалистах данного профиля; 2. противоречия между выдвигаемыми в ходе обучения познавательными задачами и уровнем знаний, умений, навыков, которыми владеют учащиеся; 3. наличие материально-технической базы у учебного заведения, соответствующей государственному образовательному стандарту. 4. рекомендации, правила, нормы, регулирующие учебный процесс.