теория и практика управления воспитательным процессом в образовательной организации кратко
Управление воспитательным процессом
Вы будете перенаправлены на Автор24
Управление воспитательным процессом – это целенаправленная деятельность педагогов, ориентированная на оказание постепенного и рационального воспитательного воздействия на учащихся с целью формирования у них определенных свойств и навыков социального поведения.
Управление воспитательным процессом включает в себя следующие направления деятельности:
Управление воспитательным процессом является сложным и многофакторным процессом. Он требует системного подхода к его реализации, учета внешних и внутренних факторов, в какой-либо степени воздействующих на воспитание подрастающего поколения, учета связи воспитательного процесса учебного учреждения с окружающей средой, понимание сути каждой связи и каждого отдельного фактора, влияющего на процесс воспитания.
Рисунок 1. Структура управления воспитательным процессом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы организации управления воспитательным процессом
Управление воспитательной деятельностью любого образовательного учреждения и всей педагогической системы базируется на следующих основополагающих принципах:
Готовые работы на аналогичную тему
Функциональная роль управления воспитательным процессом
Деятельность по управлению воспитанием и организация этого процесса выполняет ряд важных функций, которые определяют функциональное значение управленческой воспитательной деятельности. К этим функциям относятся следующие:
Этапы управления итогами воспитательной деятельности
Важное место в управлении воспитательным процессом отводится управлению результатами проведенных воспитательных мероприятий. Эта работа является поэтапной и реализуется по следующим направлениям:
УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Яковлева О.И., педагог-организатор,
ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж
В любом образовательном учреждении воспитательная деятельность педагогов должна осуществляться с учётом возрастных особенностей учащихся по следующим основным направлениям:
-воспитание здорового образа жизни;
Для более успешной воспитательной деятельности одним из важных критериев является повышение квалификации педагогов, которые занимаются вопросами воспитания в образовательном учреждении. Не менее важным критерием здесь является осуществление методического сопровождения для приобритения опыта и правильной организации воспитательного процесса.
Для повышения эффективности воспитательного процесса стоит обратить внимание на мониторинг собственной деятельности и наличие профессионального уровня.
Любого уровня исследования помогают выявить более действенные пути правильной организации воспитательного процесса, найти недостатки и нереализованные возможности.
Важнейшими задачами российского образования главным образом является :
-формирование гражданской отвественности;
-формирование духовности и культуры;
Главное в процессе воспитания создать благоприятные условия для непрерывного развития личности, поэтому многое зависит от продуманной реализации воспитательного процесса.
Для совершенствования эффективности воспитательного процесса необходимо уделять большое внимание деятельности учащихся на досуге, в свободное от учёбы время, выявить склонности, способности и интересы воспитанников.
Необходимо как можно чаще выявлять отношения воспитанников к окружающим близким людям, друзьям, сокурсникам, взрослым, к самому себе, расширять мироваоззрение, воспитывать чувства самопознания и самореализации в социуме.
Немаловажное значение играет индивидуальный подход, проведение психологических методик, бесед, консультаций, игр, поспитание у личности духовно – нравственных качеств.
Для такого рода работы в образовательных учреждениях создаются студенческие советы, выявляются лидеры, активисты, которые непосредственно оказывают помощь в решении проблем учебного и воспитательного процесса, контингента образовательного учреждения.
Цель воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования – формирование личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.
Воспитательный процесс образовательного учреждения – это сложный многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.
Статья «Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении»
«Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении»
В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу многие специфические проблемы вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями этого перехода. В этих условиях к воспитанию предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
В контексте этих требований школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. В развивающемся обществе возрастает потребность в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования призвана не только готовить людей, умеющих жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их, формировать в процессе обучения и воспитания.
Воспитательная система образовательного учреждения охватывает учебный процесс, внеурочную жизнь учащихся, их деятельность и общение за пределами учреждения, направленные на обеспечение возможно более полного всестороннего развития личности, формирования его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.
Актуальность исследования проблемы возрастает и в связи с определенным усложнением воспитательного процесса в современных условиях (ослабление форм социального контроля, усиление социальной анонимности, увеличение потока беженцев и мигрантов, рост безнадзорности и беспризорничества). Усложнение воспитательного процесса связано и с такими социальными факторами, как бездуховность свободного времяпрепровождения, пассивность, потребительство, рост криминала, шовинистических и националистических настроений в молодежной среде.
В настоящее время в теории и практике учебно-воспитательной деятельности существуют многообразные технологии, различающиеся областью применения, целями и результатами. Г.К. Селевко и А.Г. Селевко предлагают их классификацию по сущностным, методологическим и инструментально значимым свойствам:
— по уровню применения (метатехнологии; отраслевые; модульно-локальные; микротехнологии);
— по ведущему фактору развития (биогенные, социогенные, психогенные);
— по научной концепции освоения опыта (ассоциативно-рефлекторные; развивающие; социального научения; деятельностные; интериоризаторские; др.);
— по характеру содержания и структуры (светские-религиозные; общеобразовательные-профессионально-ориентированные; гуманитарные-технократические; валеологические-экологические, др.);
— по виду социально-педагогической деятельности (обучающие-воспитательные-развивающие; поддержки (сопровождения)- реабилитациипомощи; социализации-адаптации-автономизации-социального закаливания; психолого-педагогические, культурологические);
— по организационным формам (классно-урочные; клубные; индивидуальные, групповые, др.);
— по подходу к ребенку и характеру воспитательных взаимодействий (авторитарные-«свободного» воспитания; личностно-средово-деятельностные и ориентированные; сотрудничества, самовоспитания, др.);
— по преобладающим (доминирующим) методам и средствам (репродуктивные, развивающие, проблемно-поисковые, программирования, трудовые, игровые, др.).
Мы рассматриваем воспитание как процесс:
-где проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы;
-обусловленный динамичностью, изменчивостью, длительностью;
-непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-комплексный: единство целей, задач, содержания, форм и методов подчиненных идее целостности формирования личности;
-имеющий двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Состав организаторов воспитательного процесса:
— заместители директоров по воспитательной работе,
— педагоги дополнительного образования.
Целью образования на современном этапе стало воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России. И именно начальная школа выступает фундаментом всего последующего обучения. Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования. Особенностью содержания современного начального образования является и результат: учащийся по окончании этой ступени образования должен приобрести набор не только определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты и т. д.). По мнению А. В. Луначарского, «воспитание в процессе обучения — это только часть целостной воспитательной системы школы… осуществляется на уроке посредством четырех факторов, четырех источников или через четыре канала:
— через содержание образования;
— через методы и формы обучения;
— через использование случайно возникших или специально созданных воспитывающих ситуаций;
— через личность самого учителя».
Для того чтобы включить ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач школы. Основной проблемой воспитательной работы является воспитание духовно-нравственной, эстетически развитой личности школьника на основе приобщения к ценностям общечеловеческой и национальной культуры. А. Дистерверг предлагает целостный педагогический процесс, то есть «процесс, в котором воедино слиты “воспитывающее обучение” и “обучающее воспитание”». Их нельзя игнорировать и противопоставлять. В процессе обучения происходит воспитание важных качеств личности: трудолюбие (учеба – особый напряженный интеллектуальный и физический труд), высокая организованность, дисциплинированность, коллективизм, взаимная ответственность, совестливость, честность и др. В этой связи возникает проблема взаимоотношений преподавателя и школьника, которые находятся в субъектно-объектных отношениях. Не только преподаватели воспитывают школьника, но и ученики воспитывают и активно влияют на преподавателя, предъявляют к ним свои требования, начиная с внешнего вида, поведения, личного примера, отношения со школьниками до его профессионализма, научной квалификации и педагогического мастерства.
Свои специфические особенности воспитательного воздействия имеют различные предметы обучения: при изучении дисциплин естественно-научного цикла имеются возможности фундаментализации знаний, формирования чувства гордости за научные достижения отечественных ученых. Большими возможностями располагают специальные, технические предметы на основе осуществления принципа гуманизации. Гуманитарные дисциплины – проблемы воспитания напрямую связаны с осуществлением принципа гуманитаризации. В центре этих наук – человек, философски мыслящий, грамотный, физически здоровый, психологически подготовленный.
Целями воспитательной работы в начальной школе являются:
— формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
— формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению. Основные постулаты воспитательной работы — уважать и любить людей, делать добро. Мы обучаем детей поступать по отношению к другим так, как хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к ним.
Задачи учебно-воспитательной деятельности:
— создание условий для развития творческих возможностей личности;
— формирование основ нравственной и духовной культуры учащихся;
— воспитание культуры межнационального общения;
— воспитание гуманного отношения к окружающему миру, к своему ближнему;
— воспитание достойного гражданина страны;
— формирование классного коллектива как воспитательной системы, развитие ученического соуправления;
— работа над сохранением душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка;
— оказание помощи ребенку в его интеллектуальном развитии, способствование повышению его интереса к учебной деятельности;
— оказание помощи каждому ребенку в реализации своего творческого потенциала, раскрытии своей индивидуальности;
— организация работы родительского комитета, направленной на сплочение коллектива обучающихся.
После реализации задач учебно-воспитательной деятельности мы ожидаем следующих результатов:
— повышения уровня воспитанности учащихся класса;
— создания сплоченного классного коллектива;
— проявления инициативы и ответственности учащихся начальных классов за порученное дело;
— наличия положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;
— участия в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях; — посещения спортивных секций, кружков по интересам;
— повышения уровня удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.
Итак, основными направлениями воспитательной работы с детьми, обучающимися в начальной школе, мы можем назвать познавательную, игровую, творческую, спортивную, коммуникативную (общение) деятельность, досуг. Данные направления воспитательной работы реализуются в ходе проведения классных часов, экскурсий, ролевых игр, конкурсов, походов, дискуссий.
Воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения, являясь педагогическим процессом, рассматривается как система. Рассматривать педагогический процесс системно – значит выделить структурные компоненты системы и процесса и функциональные связи между ними. Это помогает осознать специфику, сущность каждого компонента, их взаимодействие, изменение одного от изменения другого, например: от цели меняется содержание, а определенное качественное состояние ученика, его воспитанность меняют методы воспитания и т. д..
В. П. Симонов представляет педагогическую систему в схеме, которая позволяет лучше увидеть компоненты педагогического процесса.
Структура педагогического процесса – это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.
Компоненты педагогического (воспитательного) процесса:
целевой – определение целей воспитания;
содержательный – разработка содержания воспитания;
операционно-деятельностный – организация воспитывающей деятельности и взаимодействия участников процесса;
оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, суждение об эффективности процесса.
– коммуникативный, он отражает наличие в воспитательной системе субъекта и объекта воспитания, проще – воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка и означает общение, взаимодействие их в процессе воспитания.
В ходе исторического развития человечества и педагогической наук
понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения.
На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:
— передачу социального опыта человечества и мировой культуры;
— непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей;
— организацию жизни и деятельности воспитанника;
— создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.
В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.
Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.
Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены
различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:
— совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;
- учета индивидуальных особенностей воспитанника;
— условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса.
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.
2.Воспитательная работа в школе. Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений [Текст]. – М.: “Школьная пресса”.- 2004 г.
3.Данилюк А.Я., Кондаков, А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –М., 2011.- С.8.
4.Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя [Текст] /Н.И. Дереклеева.- М., 2002.
5.Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11. С. 61-64.
6.Организация воспитательной работы в школе. Пособие для директоров общеобразовательных учреждений[Текст].- М.: “Школьная пресса”, 2004 г.
7.Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Дисс. доктора пед. наук. Ульяновск, 1993. С. 57.
8.Словарь-справочник по педагогике/ Авт.- сост. В.А.Мижериков; Под общ.ред. П.И.Пидкасистого.- М.,2004.- С.42-43.
9.Шилова, М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /М.И. Шилова.- Красноярск: РИО КГПУ, 2007.
Система управления воспитательным процессом
В теории и практике сложилось несколько вариантов построения управления воспитательным процессом. Первую из них можно назвать как традиционно-классическую, которая включает в себя следующие направления:
1.Сохранение и укрепление здоровья детей.
В.А. Сухомлинский в своей книге «Павлышская средняя школа» этот раздел ставит на первое место при планировании системы воспитательной работы. И это оправданно.
Еще со времен Я.А. Коменского нравственное воспитание занимает ведущее место во всей системе воспитательной работы. Четыре координальных нравственных добродетели Я.А. Коменского – мужество, мудрость, умеренность и справедливость можно и сегодня брать в основу всей воспитательной работы. И это будет оправдано.
К.Д. Ушинский В статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями».
Теория и практика за многие века выработали оправданные многочисленные методы, приемы, способы нравственного воспитания. Соответствующие разделы педагогики детально раскрывают эти способы. Для нашей книги важно управление этим процессом. И в этом управлении большое место занимают критерии и показатели нравственного воспитания. Нравственность прежде всего проявляется в отношениях к различным субъектам, объектам, в отношениях к действительности воспитуемого.
3.В наше время духовного кризиса общества, потери ценностных ориентаций важнейшее значение приобретает эстетическое воспитание, которое означает понимание прекрасного, умение ценить и хранить прекрасное, умение творить прекрасное, умение создавать красоту отношений между людьми.
Величайшие педагоги мира отводят этому направлению воспитания исключительно большое значение. Умственное воспитание означает формирование творческого, креативного, диалектического, логического мышления, умения анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, что играет исключительную роль в формировании личности.
В.А. Сухомлинский отмечал, что умственное воспитание включает в себя приобретение знаний, формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, применение их на практике.
5.Формирование политической культуры.
Политическая культура – это общественное явление, которое является важнейшим компонентом демократического мировоззрения, оно выступает своеобразным показателем мировоззренческой зрелости личности и социальной группы. Политическая культура выступает ядром социализации личности. И сущность политической культуры проявляется в реализации политических знаний, чувств, взглядов, оценок, ценностных ориентаций, образцов политического поведения, личности в данный исторический отрезок времени. Во многих государственных документах, о которых мы уже говорили, высказывается необходимость целенаправленного формирования политической культуры. Однако после деполитизации, которая в начале 90-х годов была проведена (деполитизация учебных заведений), когда были распущены детские организации, вскоре вдруг все осознали, что вместе с деполитизацией мы разрушили всю систему воспитательной работы.
Видный ученый-педагог нашей страны М.М. Поташник в своей книге «Управление развитием школы» отмечает, что «после деполитизации педагоги кое-где совсем перестали заниматься развитием политической культуры учащихся. Разве это не парадокс: страна стала свободной, политика начинает быть делом миллионов людей, а молодежь, из-за опасения школы, что ее обвинят в промывке мозгов, лишается любой политической информации: мы продолжаем к сожалению, бросаться от одной крайности к другой. А сколько перегибов мы имеем в таком деликатном вопросе как отношение школы к религии: сплошь и рядом факты заигрывания со священнослужителями, их ритуальное, в интересах следования дешевой моде, приглашение на торжественное открытие инновационных школ, праздники, не имеющих отношение к религии»1.
Полагаем, что формирование политической культуры в каждом учебном заведении должно занять достойное место, иначе страна проиграет, и очень много проиграет, в деле воспитания подрастающего поколения.
Полагаем, что в настоящее время, в условиях продолжающегося духовного кризиса, отдельным направлением, отдельной строкой в воспитательной работе должно идти патриотическое воспитание молодежи. Ведь не случайно принята Государственная программа патриотического воспитания молодежи. Необходимо постоянно воспитывать у учащейся молодежи гордость за свою страну, воспитывать желание и готовность ее защитить, желание и готовность приумножить ее духовное и материальное богатство.
Думается, что патриотическое воспитание должно включать в себя элементы формирования толерантного сознания, то есть право каждого быть различным, формирование понимания мира между конфессиями, мира между народами, мира между народностями, социальными группами, и вместе с тем формирование величия Родины, величия своего народа. В этом, наверное, и будет заключаться задача формирования патриотического сознания.
Этому также необходимо уделять большое внимание, целенаправленное внимание. Законы, права и обязанности должен знать каждый воспитанник. Он должен владеть соответствующей правовой культурой.
Со времен Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо великие педагоги мира отводили очень важное значение формированию трудовых навыков в целом, трудовому воспитанию молодого поколения. Говоря о воспитании джентльмена Цельпина, основатель английского банка, великий педагог и философ Дж. Локк считал необходимым, чтобы джентльмен мог уметь работать в мастерской, гравировать, владеть лопатой, работать в саду и т.д. Эмиль Ж.Ж. Руссо должен был владеть топором, пилить, строгать, строить, и для Руссо, и для Эмиля владение трудовыми навыками было нечто большим, чем поэзией.
К сожалению, в последние годы внимание к трудовому воспитанию учащихся резко упало. Закрыты многие учебно-производственные комбинаты. В школах закрыты мастерские. Мы полагаем, что это совершенно неправильно. И считаем, что в поле зрения руководителей школы, родителей должны быть такие вопросы: «Что умеет делать воспитанник для школы, для семьи, для себя и для государства; какое место занимает физический труд в жизни; готов ли он обиходить сам себя, свою семью; готов ли он работать; и в какой мере в трудовых успехах раскрываются его силы и способности; в какой мере труд играет роль в его личной и духовной жизни.
В последние годы, и наверное это совершенно справедливо, все большее место в воспитательной деятельности занимает экологическое воспитание. Способен ли юноша, девушка, ребенок беречь и хранить окружающие его деревья, растения, чистоту, не сорить, не портить окружающую обстановку, заботиться о посадке цветов, лесонасаждении – это и есть экологическое воспитание, вернее сказать, элементы экологического воспитания.
Мы глубоко убеждены, что в планах классных руководителей, в планах воспитателей, в планах воспитательной работы школ все эти направления должны найти достойное место, так как любые другие формы приводят к потере целых направлений воспитательной деятельности, без которых немыслима ни социализация личности, ни ее целостные формирования.
Конечно, в практическом применении эти направления каким-то образом группируются, названия как-то видоизменяются, например, вместо нравственного воспитания называют нравственно-гражданское воспитание, вместо эстетического – художественно-эстетическое, или – оздоровительно-спортивная деятельность и т.д.. Однако, чрезвычайно важно, чтобы в планах воспитательной работы все эти направления находили достойное отражение и ни при каких условиях и ни в коем случае не забывались бы.
Второй подход к осуществлению воспитательной системы, к управлению воспитательным процессом. Он разработан видным российским педагогом Н.Е. Щурковой и представлен в ее программе «Воспитание школьника». Программа Н.Е. Щурковой основана на видах деятельности. Мы называем эти виды деятельности без их детальной расшифровки, о чем можно прочитать в самой программе «Воспитание школьника». Итак:
1.Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества.
2.Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.
3.Формирование представления о человеке как субъекте жизни или высшей ценности на земле.
4. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.
5.Формирование образа жизни, достойного человека.
6. Формирование жизненной позиции, развитие способностей к индивидуальному выбору жизни.
Создание программы «Воспитание школьника» обусловлено требованием времени и социально-психологической ситуации, порожденной общественно-историческим изломом. Ее основаниями являются:
· педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры;
· педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как об освоении, усвоении, присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;
· определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений как средство к миру и с миром;
· максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;
· поступенчатое разворачивание проблем жизни в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;
· философско-педагогическое представление о содержании жизни достойного Человека как бесконечность цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем, а значит представление воспитания как приобщение, приучение к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой свободный мир.
На наш взгляд, задача руководителей любого образовательного учреждения заключается в том, чтобы научить, прежде всего классных руководителей, умело интегрировать идеи, которые заложены в классической теории воспитания по направлениям деятельности, а также по современной теории воспитания Н.Е. Щурковой, по видам деятельности. Они друг друга дополняют и, практически, если классный руководитель строит работу по направлениям деятельности, можно очень много взять из программы «Воспитание школьника» Н.Е. Щурковой.
В настоящее время кроме указанных двух подходов построения воспитательных систем практика дает несколько новых, оправдавших себя подходов воспитательных систем. Прежде всего, это воспитательная система адаптивной школы А.Е. Ямбурга, о которой можно детально прочитать в его известной книге «Школа для всех». Воспитательная система школы самоопределения А.Н. Тубельского. Воспитательная система
В.В. Караковского, о которой много написано и о которой много пишут. Мы не считаем возможным в данной книге детально раскрывать эти системы воспитательной работы. Важно, чтобы все они стали достоянием каждого воспитателя, педагога, классного руководителя любого образовательного учреждения, чтобы он мог их творчески применить в практической деятельности.
Непосредственно за организацию воспитательной работы в школе отвечает заместитель директора по воспитательной работе. Он обязан:
· организовать перспективное, текущее планирование деятельности педагогического коллектива по воспитательной работе;
· осуществлять контроль за качеством воспитательного процесса, за работой кружков и различных объединений;
· организовать культурно-массовую, спортивно-массовую, внеклассную работу;
· составлять расписание досуговой деятельности учащихся;
· обеспечивать своевременную подготовку установленной отчетной документации;
· оказывать помощь коллективу учащихся в проведении культурно-просветительных, оздоровительных мероприятиях;
· комплектовать и принимать меры по сохранению контингента обучающихся в кружках и в других объединениях в течение учебного года;
· участвовать в подборе и расстановке педагогических кадров, способствовать повышению их квалификации, мастерства, участвовать в работе по развитию материальной базы школьников;
· вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
· принимать участие в подготовке проведения аттестации педагогических работников.
В этой книге далее мы представляем профессиограмму директора школы. Хорошо бы разработать и профессиограмму заместителя директора школы по воспитательной работе. На наш взгляд это особый человек, к нему предъявляются особые требования. Он должен быть душою детского коллектива. Среди личностных качеств, на наш взгляд, особое место должны занимать у заместителя директора школы по воспитательной работе такие качества, как общительность, доброта, коммуникабельность. Мы думаем, что заместитель директора школы по воспитательной работе должен быть достаточно молод, как говорил Ж.Ж. Руссо: «настолько молод, чтобы хорошо понимать детей».
Заместитель директора школы, на наш взгляд, сам должен многое уметь делать. Может быть он сам пишет стихи, может быть он сам играет на гитаре или другом каком-то музыкальном инструменте, он сам пишет сценарии, он сам может быть режиссером каких-то праздников, он может организовать поход, он хорошо играет в волейбол, баскетбол и другие спортивные игры, он хорошо разбирается в политической жизни страны и т.д. Только при этих условиях заместитель директора школы по воспитательной работе действительно может организовать ученический коллектив, действительно быть воспитателем. Только такой человек может действительно вести за собой классных руководителей. Он должен многое знать, ко многому стремиться. От его деятельности очень многое зависит в жизнедеятельности любого школьного коллектива.
Заместитель директора школы по воспитательной работе должен разработать следующие рабочие документы:
· план воспитательной работы школы на год;
· личный план работы; план проведения мероприятий (календарный);
· план проведения методических объединений классных руководителей; расписание работы кружков и секций на год.
Для того, чтобы труд заместителя директора школы по воспитательной работе был рационально организован, необходимо, чтобы в его арсенале были:
· нормативные документы вышестоящих организаций;
· копилка сценариев различных праздников, мероприятий;
· план анализа воспитательной работы за предыдущие годы;
· договоры, подтверждающие совместную деятельность с другими организациями, т.е. связь с социумом;
· проспекты театров, музеев, туристических форм, услугами которых можно воспользоваться;
· планы и протоколы методических объединений классных руководителей.
Заместитель директора школы по воспитательной работе обязан на видном месте вывесить:
· план мероприятий на месяц;
· план работы школы в каникулярное время;
· график дежурств классов по школе;
· расписание работы кружков и секций;
· примерные анкеты «В помощь классным руководителям».
Заместитель директора школы по воспитательной работе обязан:
1.Организовать внутришкольный контроль за воспитательным процессом, который включает в себя анализ уровня воспитанности учащихся, их общественной активности, качество активности классных руководителей, участие родителей в воспитательном процессе, качество общешкольных мероприятий, уровень здоровья, физической подготовленности учащихся, качество профилактической работы с запущенными детьми.
2.Он должен анализировать состояние методической работы, знать возможности каждого классного руководителя, помогать им в достижении мастерства в воспитательной работе с учащимися, умело распространять передовой педагогический опыт и внимательно изучать психологическое состояние школьного коллектива как учителей, так и учащихся, и учащихся – прежде всего.
3. Заместитель директора школы по воспитательной работе должен опираться в своей деятельности на деятельность социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей, помогать им организовать свою работу, а, возможно, и возглавлять эту работу.
Было бы неправильно при организации управления воспитательной системой отдавать все это в руки заместителя директора школы по воспитательной работе. На наш взгляд, оправданно и правильно поступают те педагогические коллективы, которые в структуре управления имеют совет по воспитательной работе во главе с директором школы. В этот совет входят наиболее подготовленные родители, представители творческой интеллигенции. Это позволяет правильно ставить цели воспитательной работы и строить соответствующие ориентиры. Это помогает привлечь к организации воспитательной работы наиболее подготовленных представителей как школы, так и социума.
В приложении к книге мы приводим различные анкеты для изучения уровня воспитанности, примеры планов воспитательной работы классных руководителей и в целом школы и другие технологические таблицы.