теория и практика работы с тенью кен уилбер
Теория и практика работы с тенью кен уилбер
Кен Уилбер. Авторизованная русская страница запись закреплена
РАБОТА С ТЕНЬЮ И МЕДИТАЦИЯ
Включение в рассмотрение личного вытесненного бессознательного, или «тени», должно стать важным компонентом в любом новом повороте [учения]. Открытия, сделанные в отношении вытесненных теневых элементов, имеющихся у людей, являются довольно недавними. Медитация может ослабить барьер вытеснения и облегчить доступ к тени. Однако это не всегда хорошо, а в некоторых случаях может вообще ухудшить ситуацию. В большинстве методов медитации, к примеру, работа ведётся над разотождествлением с телом и умом, или отрешением от сугубо личностных мыслей, чувств и эмоций (к примеру, в инструкциях по медитации практикующим рекомендуется просто нейтрально «свидетельствовать» всё, что возникает, дабы постичь, что в каждом случае «я не есть ни то, ни это из возникающего»).
Тем не менее, значительная часть психопатологии возникает из-за преждевременного или излишне сильного отчуждения или диссоциации от определённых мыслей или чувств. Злость, к примеру, может быть диссоциирована или отчуждена, что часто порождает чувства грусти или депрессии. Если в процессе медитации я разотождествляюсь со всем, что возникает, то я попросту буду разотождествляться с этой злостью и отчуждаться от неё, когда бы она ни возникала, результатом чего станет усугубление моей депрессии. Единственный совет, который способен дать мне учитель медитации, это «проявляй ещё большее усердие!», что, на самом деле, только ухудшает ситуацию.
К сожалению, во многих религиях и духовных системах всё ещё верно, что если у вас есть эмоциональная проблема или проблема с тенью, то превалирующим убеждением является идея, будто вы просто недостаточно серьёзно практикуете. Либо вы недостаточно практикуете випассану, либо вы недостаточно рьяно верите в Иисуса, либо вы не вступили в правильные отношения с Торой и т. д. Вот, дескать, почему у вас эмоциональные проблемы.
Добавление ряда простых и широко распространённых психотерапевтических методик к практике медитации может не только помочь справиться со многими теневыми элементами, но также и сделать медитацию более чистой, результативной и эффективной.
— Кен Уилбер, «Религия будущего» (перевод в процессе подготовки)
Теория и практика работы с тенью кен уилбер
3. Обратите внимание на то, где вы застреваете. Согласно интегральной теории все четыре квадранта – «я», «мы», «оно» и «они» – естественно присущи нашей реальности и не сводимы друг к другу. И всё же большинство людей обращают внимание только на один или два квадранта. Например, они интересуются только внешними фактами, игнорируя внутренние интерпретации. Или они сфокусированы только на явлениях в индивидуальной сфере и не признают влияния коллектива или общества. На какой квадрант вы обращаете больше внимания, когда речь заходит о работе, здоровье или близких отношениях? О чём вы больше беспокоитесь – об «я», «мы», «оно» или «они»?
4. Используйте все четыре квадранта! Все они важны и реальны. В любой момент чувствуйте четыре квадранта вашего бытия, которые являются просто вашими «я», «мы», «оно» и «они». Затем заметьте, где вы застреваете. Возможно, вы постоянно смотрите наружу («оно» и «они») и никогда внутрь себя («я» и «вы»)? Или вы теряетесь в пространстве отношений («мы») и не способны найти центр вашей индивидуальности («я»)? Может быть, вы озабочены исключительно своим физическим здоровьем («оно») и не ощущаете контакта со своим эмоциональным состоянием («я»)? Или вам на самом деле надо вылезти из головы («я») и навести порядок в доме («оно»)? Все четыре квадранта важны, неотъемлемо присущи каждому явлению, реальны и не сводимы друг к другу!
А теперь почувствуйте бесконечность. Отметьте, как все четыре квадранта возникают в вашем сознавании прямо сейчас – в сознавании, которое может вместить в себя всё и которое так велико, что иногда его называют «Большой Ум». Почувствуйте ваше собственное безупречное сознавание, где возникает и ваше маленькое «я», или эго, а также перспективы «мы», «оно» и «они». Почувствуйте это открытое, доставляющее удовольствие сознавание, а затем вернитесь к своим повседневным делам.
Это просто быстрый способ привнести интегральное сознавание в вашу жизнь (подробное обсуждение AQAL вы найдёте в пятой главе). В более сложных случаях модель AQAL, её четыре квадранта, а также другие уникальные концепции применяют для изучения медицины, экологии, бизнеса, духовности, политики и многих других областей жизни. Модель AQAL применяется учёными, профессионалами, лидерами и визионерами во всём мире для более целостного, сбалансированного и всестороннего подхода к работе и личной жизни и она же формирует теоретическую базу для практики интегральной жизни.
Все знакомы с тройкой «тело, ум, дух», но ПИЖ добавляет «тень» в качестве ещё одного центрального компонента по-настоящему интегральной практики. Тело, ум, дух и тень – это минимум необходимых направлений для практики, иначе трансформирующий процесс становится неустойчивым; и позже мы обсудим почему. Мы представляем модуль тени первым именно потому, что в других подходах к практике именно о нём чаще всего забывают.
Термин «тень» относится к «тёмной стороне» души – тех наших аспектов, которые мы отвергаем, отрицаем, прячем от самих себя, проецируем на других людей, а также от которых отказываемся любыми другими способами. На языке психотерапии тень называется «подавленным бессознательным» – подавленным, потому что мы выталкиваем его из области нашего сознания, или «подавляем», и бессознательным, потому что мы не осознаём этого!
Но то, что мы этого не осознаём, не означает, что тень не оказывает влияния на нашу жизнь, – просто она выражает себя искажённым и нездоровым образом (то, что часто называется «неврозом»).
Цель работы с тенью, или модуля «тень», – высвободить это подавленное содержание и реинтегрировать его, чтобы укрепить наше психологическое здоровье и достичь ясности. Преимущества работы с тенью естественным образом распространяются и на другие основные модули (тело, ум, дух), а также буквально на все области жизни: от взаимоотношений до секса, от эмоций и энергичности до работы и личных финансов.
Одно из самых больших преимуществ работы с тенью – это то, что она высвобождает энергию, которая в противном случае была бы заблокирована внутри нас. Сохранение тени требует огромных усилий! Так много энергии требуется на то, чтобы постоянно скрывать нежелательные аспекты самого себя от самого себя. Работа с тенью высвобождает эту энергию, и мы можем в дальнейшем использовать её для роста и трансформации.
Теория и практика работы с тенью кен уилбер
ТОП-5 КНИГ О РАБОТЕ Со СВОЕЙ «ТЕНЬЮ».
1. Книга «Теория и практика работы с Тенью» от Кена Уилбера.
Мы суть того, что мы видим, говорит Кен Уилбер, философ, автор множества книг по психологии.
По его словам, «Тень» — это всё, что, всегда принадлежа вам, отчуждается вами же от себя и прикрепляется в виде эмоционально цепляющих ярлыков ко внешней среде.
Когда действует «Тень», тогда ваша злость на маму-папу, подругу, друга или собачку, будучи по какой-либо причине «запретной» для переживания вами самими, превращается в беспокоящее чувство, что все они на вас за что-то злятся. Когда действует «Тень», ваши положительные качества оказываются «отняты» у вас, отчуждены от вас, раз-отождествлены от вас и переданы близкому вам человеку. Если ваше «я» испытывает чувства, которые кажутся ему немыслимыми, обладает влечениями, которые кажутся ему запретными, посему оно отчуждает их. Таким образом, ваши положительные или отрицательные качества вы «видите», а на самом деле только воображаете в своих врагах или друзьях.
2. «Сознание, бессознательное и индивидуация» от Карла Густава Юнга.
Юнга считают основоположником аналитической психологии и автором термина «Тень», когда речь идет о вытесненных желаниях, мыслях человека, другими словами – аспектах личности.
По тем или иным причинам у каждого из нас есть те части нашего «я», которые нам не нравятся, или, как мы полагаем, не будут приняты в социуме, поэтому мы загоняем их глубоко в бессознательное. Именно все это Юнг и называл «Тенью» личности.
«Тень» — это моральная проблема, которая бросает вызов «я» целиком, никто не может осознать ее присутствие без значительных нравственных усилий. Чтобы осознать это, нужно признать существование и реальность темных сторон человека. Этот акт является самым первым условием для любого вида самопознания», — написал он в книге «Эон» в 1951 году. Так что если хотите разобраться со своей «Тенью», можете и эту книгу включить в планы на «почитать».
3. «Избавление от стыда» от Элис Барри.
В своей книге автор рассказывает, как, будучи застенчивой, стеснительной, вечно сгорающей от стыда, она научилась управлять своими эмоциями и поступками и стала счастливой и успешной в жизни. Помогла ей в этом методика «Работа с Тенью», которая позволяет человеку проблему превратить в возможность, понять, что движет его поступками, почему он совершает одни и те же ошибки и как можно этого избежать, увидеть, что влияет на принятие его решений и в то же время останавливает от незамедлительных действий.
Перед читателем история уникального опыта психологического взросления, которая поможет ему взглянуть на себя совершенно иначе.
4. «Тайное и явное в отношениях с окружающими (Тень и Персона)» от Мюррея Стайна.
По мнению автора, если достаточно глубоко проследить корни наших желаний, намерений, выборов, мы окажемся в темной и холодной области, и нам станет очевидным, что наше Эго в своей затененной части может быть чрезвычайно эгоистичным, самоуверенным, бесчувственным и склонным к манипуляциям. Перед нами окажется чистейший эгоист, любой ценой стремящийся достичь власти и удовольствий. Это средоточие мрака внутри Эго является точным определением того человеческого зла, каким оно предстает в мифах и литературе. Фигура Яго в шекспировском «Отелло» может служить классическим примером. Тень — это место обитания всех смертных грехов.
Эта книга замечательна во многих отношениях. Написанная блестящим профессионалом высочайшего уровня, она уже вошла в золотой фонд аналитической классики и стала бестселлером в тех странах, где была издана. Это один из самых современных базовых учебников по психоаналитической диагностике личности, написанный прекрасным языком и содержащий стройное синтезированное изложение существующих психоаналитических подходов к структуре личности и конкретные практические рекомендации по проведению психоаналитической терапии с разными типами пациентов.
Книга, несомненно, будет интересна и полезна психотерапевтам, психиатрам, психологам-консультантам, студентам, педагогам и всем, кто интересуется психологией.
Узнать истинную природу своего скрытого от посторонних глаз «Я» никогда не поздно.
Процесс 3-2-1 «Работа с тенью»
Процесс 3-2-1 «Работа с тенью»
Если маленький ребёнок злится на свою мать, но эта злость угрожает чувству «я» малышки («Я целиком и полностью нахожусь в зависимости от нашей с мамочкой любящей связи»), она может диссоциироваться от этого чувства или подавить его.
Но отрицать злость – это не значит избавиться от неё; таким образом злость всего лишь становится чужеродной для сознавания: она должна злиться, но это не может быть её собственная злость. Подобные чувства перемещаются за границы «я» и проявляются как чужие или незнакомые события в поле сознавания.
Подавление и проекция происходят в три шага, как в приведённом примере.
1. Я жутко зла на мамочку. Но эта злость угрожает моей связи с теплом, едой, комфортом, любовью, безопасностью и выживанием. Я схожу с ума!
2. Но это плохо! Поэтому я подавляю свою ярость. Я должна спроецировать его на свой внутренний образ «тебя» или «их», или, что ещё хуже, на реальных людей, которых я даже не знаю. Злость продолжает возникать, но поскольку злюсь не я, то это должен быть кто-нибудь ещё. И вот внезапно мир наполняется ужасно злыми людьми!
3. Если я достаточно сильно подавила свою злость, то я просто больше не распознаю её. Она не имеет ко мне никакого отношения. Я напугана и печальна (что вполне соответствует жизни в этом злобном мире). Посредством подавления своего гнева мои первичные реальные (и поэтому «подлинные») эмоции («сумасшедшие») теперь переживаются только в форме вторичных реакций и, таким образом, «неподлинных» эмоций («напугана, печальна и расстроена»). Другими словами, я создала внутреннюю ловушку – вот что мы понимаем под вторичными, неподлинными эмоциями (в данном случае страха и печали), которые ещё больше отдаляют меня от неприемлемой злости, которая была моим начальным, или первичным и подлинным чувством. Вторичная эмоция может переживаться очень сильно и искренне, но она не является корнем проблемы и с ней самой по себе работать нельзя.
Работа с тенью является центральным модулем, потому что я никогда не смогу разобраться с этими печалью и страхом без того, чтобы распознать, какая эмоция на самом деле стоит за ними – злость, и затем присвоить её себе.
Всегда, когда я отвергаю и проецирую свои стремления, чувства и качества, они проявляются «там», где пугают меня, раздражают меня, расстраивают меня или превращаются в наваждение. Большую часть времени то, что наиболее беспокоит, расстраивает, восхищает или покоряет меня в других людях, – это на самом деле мои теневые стремления или качества, которые теперь воспринимаются не как свои собственные, но как существующие «где-то там».
Для меня тень кажется существующей «где-то там», но она направляет мои чувства и стремления. Моя тень подсознательно и непреднамеренно формирует моё поведение, создавая такие его модели, которые я не могу изменить, потому что не распознаю их. Есть только один выход: сквозь тень.
Давайте рассмотрим возникновение тени более подробно.
Отождествление с 1-м лицом: отколотая часть меня однажды была «мной». Но, неважно по каким причинам или благодаря каким обстоятельствам, этот аспект показался угрожающим моему чувству «я». Если бы мы были в состоянии распознать и принять первичную эмоцию или стремление: «Я злюсь (или я напуган, или мне грустно, или я ревную), и это нормально», её не надо было бы отчуждать и затем вытеснять на кого-то или что-то «где-то там».
Отождествление со 2-м лицом: когда аспект «я» становится недоступным, мы выталкиваем его из области сознавания на 2-е лицо. Другими словами, те диссоциированные аспекты нашего «я», которых мы боимся, стыдимся или которые не одобряем, становятся частями, которые я вижу в тебе, а не во мне самом. «Это ты привязчивый, нетерпеливый или ленивый, а не я».
Ты ___________. (Заполните пропуск)
Но не я. Я не злюсь. Я не горюю… или какую ещё эмоцию вы отвергаете.
Отождествление с 3-м лицом: и наконец, когда исходящая от определённой эмоции или ситуации угроза чувству «я» слишком велика, требуется полное отрицание, и мы сдвигаемся от обладания этой эмоцией (1-е лицо) и связывания её с другими людьми (2-е лицо) к тотальному отрицанию её как «оно» – что-то, к чему я не имею никакого отношения (3-е лицо). Придавая эмоции качество «оно», мы выталкиваем её ещё дальше из сознавания. «Злость? О чём вы вообще говорите?» Отколотое качество становится отчуждённым «оно», тёмным и неизвестным – тенью.
1-е лицо = говорящий (я)
2-е лицо = тот, с кем говорят (ты)
3-е лицо = тот, о ком говорят (он/она/оно)
Вот ещё один пример действия тени.
Гарри хочет заняться налогами, поэтому он отправляется в свой кабинет. Но, когда он садится за стол и смотрит на бумаги, происходит странное. Он протирает стол. Точит карандаши. Наводит порядок в файлах. Просматривает страницы в Интернете о сокращении налогов. Он читает ещё какие-то интересные страницы и просматривает некоторые любимые журналы. Мысли его уходят в сторону. Может, ему просто нанять бухгалтера и делопроизводителя?
Он не выходит из кабинета, потому что его желание покончить с налогами всё же больше, чем его нежелание. Но он начинает забывать о своём побуждении и, таким образом, отчуждать его от себя и проецировать.
Краем сознания Гарри знает, что кто-то хочет, чтобы он занялся налогами. Именно поэтому он продолжает бродить здесь. Но сейчас он уже почти забыл, кто именно хочет, чтобы он занялся этими чёртовыми налогами. Постепенно всё это предприятие начинает сердить и раздражать его.
Всё, что ему нужно для завершения проекции – то есть для того, чтобы полностью забыть своё собственное желание привести в порядок дела с налогами, – это подходящий кандидат, на которого бы он смог «повесить» своё проецируемое стремление.
Входит ничего не подозревающая жертва.
Домой возвращается жена Гарри. Она задаёт невинный вопрос: «Как идут дела с налогами?»
Гарри раздражённо отвечает: «Отвали от меня!» Проекция завершена. Теперь Гарри считает, что не он, а его жена хочет, чтобы он занялся этими дурацкими налогами. Внешне она так мило себя вела, но на самом деле она тонко давила на него всё это время!
Если бы это побуждение на самом деле не имело отношения к Гарри, он, скорее всего, бы ответил, что ещё не начинал и как раз думал, когда бы он действительно хотел этим заняться. Но он не ответил таким образом, потому что у него было внутреннее чувство, что кто-то на самом деле хочет, чтобы он занялся налогами сегодня. Поскольку он твёрдо знает, что это не он, то это должен быть кто-то ещё. Как только появляется подходящий кандидат – жена, – он тут же проецирует своё побуждение на неё.
После того как Гарри спроецировал своё стремление, он ощущает его внешним стремлением, требованием, идущим извне. Другое название для внешнего стремления – давление. На самом деле каждый раз, когда человек проецирует какое-то своё стремление, он будет ощущать давление извне. Верите или нет, но таково происхождение всего внешнего давления. Внешнее давление может быть эффективным только в том случае, если оно может зацепиться за ваше собственное спроецированное стремление!
А что, если бы его жена на самом деле ворчала про налоги, если бы она ввалилась к нему в кабинет и потребовала уже разобраться с ними, наконец? Ведь это изменило бы картину полностью? В этом случае Гарри чувствовал бы именно её давление(вместо своего собственного), правда?
Нет. Это никак не изменило бы нашей истории. «Крючок» из неё получился бы получше, если бы она демонстрировала те же качества, которые Гарри на неё проецировал. Она стала бы такой привлекательной для его проекций…
Но какая разница, если это всё равно было бы его спроецированное стремление?
Конечно же, его жена может давить на него – и она может также раздражать его по каким-то причинам, – но на самом деле он не почувствует давления, пока тоже не захочет делать то, о чём его просит жена.
Так что же нужно сделать?
Поскольку подлинная природа каждого конкретного теневого элемента, по определению, спрятана от нашего сознания, нам нужно научиться распознавать симптомы тени и реконструировать решение при помощи чего-то вроде «инженерного анализа». Здесь может помочь интегральная теория. Тень возникает, когда побуждение, импульс или чувство 1-го лица ошибочно вытесняют или проецируют на 2-е или 3-е лицо. Ещё раз, возникновение тени – это процесс 1-2-3. Это происходит так быстро! Единственное, что может нам помочь, – это обратить процесс вспять: 3-2-1. Итак, получается процесс 3-2-1.
Возможные результаты практики 3-2-1
? Реинтеграция отколотых частей «я».
? Растворение энергетических границ и высвобождение энергии.
? Возникновение сострадания и эмпатии.
? Могут возникнуть прочие инсайты как понимание источника возникновения проекций.
? Творческие стратегии или способы действия возникают в сознавании.
? Ситуация или человек больше не раздражает, не подчиняет себе, не опустошает, не отвлекает.
Процесс 3-2-1 использует сдвиг в перспективах для того, чтобы выявить диссоциированные проекции или теневой материал и реинтегрировать его в область полного осознания. Эта практика помогает нам встать лицом к лицу с нашими скрытыми аспектами, давая нам возможность восстановить контакт с ними и пережить их более полноценно, более здоровым образом.
Пока предательские маленькие осколки нашей личности болтаются по нашему подсознанию, они проявляются не как интегрированные аспекты «меня», но как отчуждённые «другие». Чем больше осколков «других» мы потеряли в нашей психике, тем сложнее нам расти. Когда какой-либо аспект «я» вытесняется из области сознавания, здоровое развитие определённой стадии нарушается.
Также запомните: энергия, которая уходит на приведение в действие и подавление теневых элементов и удержание их вне области сознавания, – это та самая энергия, которой нам не хватает на переход к следующей стадии развития нашего потенциала.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Более продвинутые формы работы с тенью
Более продвинутые формы работы с тенью Более светлые оттенки тени Существует несколько отдельных видов тени. Ранее в этой главе мы в основном были сосредоточены на одном из главных её видов – подавленной бессознательной тени, то есть тех побуждений, чувств и
Встретьтесь с тенью, иначе она найдёт возможность подставить вам подножку
Встретьтесь с тенью, иначе она найдёт возможность подставить вам подножку Духовные учителя дали нам много прекрасных уроков. В них прокрался ещё один случайный урок: даже если вы проведёте много часов в высоких медитативных состояниях, это необязательно прольёт свет на
Работа с тенью охватывает обширную, богатую территорию
Работа с тенью охватывает обширную, богатую территорию Аспекты работы с тенью пронизывают всю ПИЖ.Росту внутренне присуще требование переживать дискомфорт. Для того чтобы сделать более сознательный выбор, мы должны сознавать бессознательные корни нашей предшествующей
Работа с тенью бесконечна
Работа с тенью бесконечна Работа с тенью необходима и никогда не заканчивается. Неважно, насколько осознанным вы становитесь, – не существует окончательного совершенства психики. В любой момент она снова может украдкой, невидимо начать играть в прятки сама с собой.
Этика работы с тенью
Этика работы с тенью Актом величайшей доброты по отношению к самым близким вам людям будет то, что вы возьмёте на себя ответственность за свои проекции. Когда люди настолько заняты прошлыми неразрешёнными конфликтами, что они не видят нас в качестве тех, кто мы есть на
Глава 2 Работа с возражениями – работа с сопротивлением
Глава 2 Работа с возражениями – работа с сопротивлением Сессия «Работа с возражениями – работа с сопротивлением» – одна из самых сложных в программе тренерской мастерской. Объяснение сложностей лежит на нескольких уровнях. Во-первых, как ни удивительно, сама тема
2.8. Работа с возражениями – работа с сопротивлением
2.8. Работа с возражениями – работа с сопротивлением Возражения клиентовОт участников тренинга, работающих с темой «Возражения клиентов», нередко можно услышать такие слова: 1. «Я не знаю, что отвечать, когда клиент говорит «мне неинтересно». Я сразу теряюсь, мне хочется
Процесс
Процесс Чтобы отвечать на вопросы убедительно, применяйте семь шагов, обозначенных ниже. Можно исключить шаг 1 и изменить шаги 2, 4 и 7, если вы говорите без подготовки.Шаг 1. СлушайтеВнимательно выслушайте вопрос, не перебивая.Шаг 2. ПаузаПрежде чем ответить, сделайте
Теория и практика работы с тенью кен уилбер
Тень — это всё, что, всегда принадлежа вам, отчуждается вами же от себя и прикрепляется в виде эмоционально цепляющих ярлыков ко внешней среде.
Когда действует Тень, тогда ваша злость на маму/папу, подругу, друга или собачку, будучи по какой-либо причине «запретной» для переживания вами самими, превращается в беспокоящее чувство, что все они на вас за что-то злятся. Когда действует Тень, ваши положительные качества оказываются «отняты» у вас, отчуждены от вас, раз-отождествлены от вас и переданы близкому вам человеку, тем самым застилая ваши глаза эгоической любовью к крупицам своего «я», препятствуя вашему осознанию своей искренней любви к запредельному свету того, кто сейчас перед вами.
Ваше «я» испытывает чувства, которые кажутся ему немыслимыми, обладает влечениями, которые кажутся ему запретными, посему оно отчуждает их, превращая в проекции, навешиваемые затем на ваших близких, друзей и врагов, раскалывая ваше «я» на зеркальные осколки, разбросанные вокруг. Собрать отражения с этих осколков воедино, не отбросив ни одного из них, и стать цельными — необходимый этап нашего психического, духовного и физического развития в направлении бесконечности…
«Уайатт Эрп» и «Теневые серии» (череда постов Кена Уилбера, посвящённых интегральной работе с тенью).