теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики

Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина

теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть картинку теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Картинка про теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть картинку теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Картинка про теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть картинку теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Картинка про теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть картинку теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Картинка про теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики

теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть картинку теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Картинка про теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики

теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть картинку теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Картинка про теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики

Подготовка к государственному итоговому междисциплинарному экзамену

«Педагогические основы физической культуры»

(учебно-методическое пособие)

Подготовка к государственному итоговому междисциплинарному экзамену «Педагогические основы физической культуры» ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.– 126 с.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050720-Физическая культура». Пособие предназначено студентам выпускного курса для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену.

Предисловие

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050720 Физическая культура» и учебной программой по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта».

Пособие предназначено студентам выпускного курса для подготовки к государственному экзамену «Педагогические основы физической культуры».

Задачи пособия:

1. представить студентам основные термины и понятия, разработанные ведущими отечественными теоретиками в области теории и методики физической культуры и спорта;

2. показать точки зрения ряда ученых на сущность физической культуры и спорта, принципы, средства, формы, методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студентов и взрослых;

3. дать краткую характеристику спорта как составной части физической культуры, раскрыть сущность спортивной тренировки, ее цели, задачи, специфические принципы, содержание, построение, технологию планирования и контроля;

4. рекомендовать выпускникам структуру ответа на вопросы экзамена;

5. содействовать ориентации студентов в профессиональном информационном поле;

6. формировать у выпускников умение структурировать и представлять профессиональную информацию.

Составители пособия не ставят перед собой цель, заменить данным материалом учебники и учебные пособия по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта».

Раздел 1. Введение в теорию физической культуры

Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина.

Теория физической культурыотносится к педагогическим наукам, так как она тесно связана с процессами образования, обучения и воспитания человека в интересах общества.

Теория физической культуры позволяет студенту или специалисту понять сущность физической культуры как социального, педагогического явления, уяснить взаимные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры физической, представить себе ее структуру (строение) и функции (способы деятельности).

Какнаука теория и методика физической культуры исследует содержание, структуру, функции физической культуры, ее принципы, цели, задачи, средства, разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, средства и методы и содержание видов физической культуры.

Как научная дисциплинатеория физической культуры, есть интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, об общих закономерностях ее формирования, функционирования, целенаправленного использования и дальнейшего развития, прежде всего в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека. Она создавалась на понимании закономерностей физического развития человека и на современных методологических основах истории и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как психология, биомеханика, биохимия, физиология и др.

теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Смотреть картинку теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Картинка про теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики. Фото теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики

Предметом теории физической культуры являются общие закономерности функционирования и целесообразно направленного использования средств физической культуры с целью всестороннего гармонического развития людей. Эти закономерности относятся в равной мере к физическому воспитанию любого контингента населения.

Предметом методики физической культуры являются частные закономерности физической культуры, имеющие конкретную направленность на возраст занимающихся, их профессиональную деятельность, спортивную специализацию.

Какучебная дисциплина «теория и методика физической культуры и спорта» вооружает специалистов знаниями теории и методики использования средств физической культуры и спорта в практической деятельности и объединяет включенные в учебный план дисциплины: общие гуманитарные и социально-экономические (социология, экономика, отечественная история и др.), общепрофессиональные (анатомия, физиология, педагогика, психология), предметной подготовки(история физической культуры и спорта, физиология физического воспитания и спорта, биомеханика, спортивная метрология, спортивная медицина, и спорта и др.); базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами (легкая атлетика, лыжный спорт, гимнастика, баскетбол, плавание, атлетическая гимнастика, туризм и др.).

Основные задачи курса «теории физической культуры и спорта»: 1) формирование специальных компетенций у будущих специалистов; 2) развитие способностей ориентироваться в сложных взаимосвязях и отношениях, действующих в сфере физической культуры; 3) формирование основополагающих профессиональных взглядов и убеждений, освоение специальности и спецификаций.

Теория и методика физической культуры и спорта является главной, профилирующей дисциплиной в учебных планах высших физкультурных учебных заведений. Она определяет фундаментальность физкультурного образования специалиста, педагогическую направленность его деятельности, профессиональную компетентность.

Источник

1.2 Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина

Как научная дисциплина теория физической культуры представляет собой си­стему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гар­монического развития людей. Она создавалась на материалистических основах понимания и использования в интересах совершенствования человека, закономер­ностей биологии и развивается на современных методологических основах исто­рии и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как педагогика, психология, биомеханика, биохимия, физиология и др.

Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познаватель­ной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окру­жающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности в начале совершенствовались «попутно», в ходе естествен­ного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные, стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия подготовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого сложного про­цесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере исторического развития об­щества, выделяются и зачатки физической культуры как области специальной дея­тельности, в которой решаются задачи собственно физической подготовки людей к различным требованиям жизни.

В ходе развития человека и общественного производства возникла социальная (общественная) потребность определить общие цели и конкретные задачи, а также и специальные средства физической подготовки людей к жизни, методы (способы) использования этих средств.

На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятель­ную и социально необходимую профессию и ее теорию. И чтобы решать все вопро­сы на профессиональном уровне, в настоящее время специалист по физической культуре должен владеть большим объемом достаточно глубоких и передовых тео­ретических знаний.

Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требований к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни, появляются предпосылки к возникновению теории. Вначале возникают и развива­ются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необхо­димую часть общего образования. Во второй половине XIX века П. Ф. Лесгафт раз­работал теорию физического образования, которая была направлена на формиро­вание знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разрабо­тал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.

В связи с разработкой в 1950-60 гг. зарубежными и отечественными учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970-80-х гг. в стране начинает разраба­тываться и теория физической культуры (В. М. Выдрин, Б. В. Евстафьев, Л. П. Мат­веев, Ю. М. Николаев, Н. А. Пономарев, Н. И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).

Теория физической культуры как наука исследует содержание, структуру, функ­ции физической культуры, ее принципы, цели, задачи и средства, разрабатываетпонятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы и содержание видов физической культуры. Она раскрывает сложные взаимосвязи физической культуры с другими областями деятельности общества и всеми сторонами воспитания (нрав­ственным, умственным, трудовым, эстетическим).

Как учебная дисциплина «Теория и методика физической культуры» является главной, профилирующей в учебных планах средних и высших физкультурных учеб­ных заведений. В конечном счете она определяет фундаментальность физкультур­ного образовании специалиста, педагогическую направленность его деятельнос­ти, профессиональную компетентность. Она лежит в основе знаний любой конкрет­ной специальности (тренер, инструктор, учитель, методист и т.п.), создает необхо­димые предпосылки и условия для профессионального роста и совершенствования специалиста. Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортивной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.

Источник

Теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики

Теория – это система основных идей в какой-либо отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях взаимосвязей между предметами, явлениями, процессами реального мира.

Теория физической культуры (ТФК) как научная дисциплина представляет собой обобщенную систему научных знаний о сущности физической культуры и закономерностях её использования для физического совершенствования человека.

Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности вначале совершен­ствовались «попутно», в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные, стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия под­готовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого слож­ного процесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере историчес­кого развития общества, выделяются и зачатки физической культуры как области специальной деятельности, в которой решаются задачи собствен­но физической подготовки людей к различным требованиям жизни.

В ходе развития человека и общественного производства возникла со­циальная (общественная) потребность определить общие цели и конкрет­ные задачи, а также и специальные средства физической подготовки лю­дей к жизни, методы (способы) использования этих средств.

На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию и ее теорию.

Физическая культура постепенно вырастает в область широкой и слож­ной социальной деятельности, в которой формируются и осуществляются научно-практические подходы с позиций различных наук — философии, истории, педагогики, психологии, биологических наук (физиологии, ана­томии и др.), социологии. Поэтому возникает ее теория, которая опира­ется на данные исторического опыта, современной практики, а также на данные социально-экономических, медико-биологических и психолого-педагогических наук и раскрывает общие законы и закономерности физи­ческой культуры.

Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требо­ваний к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни появляются предпосылки к возникновению теории. Вна­чале возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во вто­рой половине XIX в. П.Ф. Лесгафт разработал теорию физического обра­зования, которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.

В связи с разработкой в 1950 — 1960 гг. зарубежными и отечественны­ми учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970 — 1980-х гг. в стране начинает разрабатываться теория физической культуры (В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, НА. По­номарев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).

Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как связана с процессами образования, обучения и воспита­ния человека. Теория физической культуры изучает физическую культуру как особый, специфический вид культуры общества, сложную область соци­ально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни общества.

Задачи ТФК как науки заключаются в том, чтобы:

— обнаружить и раскрыть взаимосвязи и взаимо­влияния культуры общей и физической, закономерности гармонического развития человека,

— обосновать средства, обеспечивающие целенаправленное и всестороннее физическое развитие,

— найти рациональ­ные методы использования средств, целесообразные формы и принципы, обеспечивающие их эффективную реализацию.

Место теории физической культуры в системе наук. Теория физической культуры тесно связана с рядом на­учных дисциплин. Любая наука не может полноценно развиваться, ограни­чившись результатами только собственного предмета исследования. Теория физической культуры решает специальные педагогические проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тес­но связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Филосо­фия дает для нее методологическую основу познания, опираясь на которую ученые получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области общей физической культуры, проникать в сущность про­блемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования и перспективы развития в обществе.

Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изуче­ния реакций организма занимающихся на воздействие средств физического воспитания, что определяет развитие адаптации. Только учитывая анатоми­ческие, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно эффективно управлять процессом физическо­го воспитания.

Особенно тесные контакты теории физической культуры со всеми спортивно-педагогическими дисциплинами. Частные дис­циплины опираются на общие положения, разрабатываемые теорией физической культуры, а получаемые ими конкретные данные являются материалом для новых обобщений. В процессе своего развития из общей теории исключились частные закономерности, которые станови­лись предметом специальных наук — науки о гимнастике, легкой атлети­ке, плавании и др. Однако наиболее общие закономерности, которые дей­ствуют не только в этих видах упражнений, а касаются любых видов двигательной активности человека, не стали и не могут стать предметом какой-либо частной дисциплины. Разработка этих общих закономернос­тей и составляет основу современной теории физической культуры.

В качестве учебной дисциплины ТФК является основным профилирующим предметом профессионального образования по специальности физическая культура и спорт. Этот предмет имеет первостепенное значение в формировании основополагающих профессиональных взглядов и убеждений. Это база для освоения узкой специальности (тренер, инст­руктор, учитель, методист и т.п.). Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортив­ной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.

Источник

Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений

Теория физической культуры позволяет студенту или специалисту понять сущ­ность физической культуры как социального, педагогического явления, уяснить вза­имные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры физической, предста­вить себе ее структуру (строение) и функции (способы деятельности).

Владение теорией физической культуры определяет уровень и степень образо­ванности студентов и специалистов, а также уровень их профессиональной компетентности. Строго говоря, специалист не может решать задачи на высоком профессиональном уровне, если он не владеет достаточным объемом научно-теоретических знаний. Специалисту необходимо не только научиться свободно и уверенно пользоваться, оперировать формулировками, понятиями и категориями, но уметь: уточнить, дополнить или углубить их за счет обобщения результатов своей практи­ческой деятельности, осмысления ее с позиции теории познания и теории физи­ческой культуры.

Большая компетентность, широкая эрудиция в вопросах совершенствования человека позволяли великому тренеру В. И. Алексееву добиваться выдающихся ус­пехов в области тренировки в спринте, метании копья, толкании ядра, метании дис­ка, в барьерном беге, прыжках. Больше того, он готовил чемпионов и рекордсменов мира не только среди мужчин, но и среди женщин. В. И. Алексеев хорошо разби­рался в вопросах педагогики, психологии, биомеханики, биологии, философии. Он имел солидную личную библиотеку, постоянно изучал опыт тренеров в различных видах спорта, всю жизнь совершенствовал средства и методы обучения и трени­ровки. Он оставил после себя богатейшее творческое наследие, которое войдет в золотой фонд теории и методики спортивной тренировки и будет изучаться его пос­ледователями.

Теория и методика раскрывает как общие, так и конкретные цели, задачи, прин­ципы, методы обучения движениям и физической тренировки, раскрывает взаимо­связи нагрузки и отдыха, учит методам планирования и контроля за педагогическим процессом. Она раскрывает практически все стороны и способы совершен­ствования человека. Она создает все необходимые предпосылки для профессио­нального роста и совершенствования специалиста, формирования и утверждения его престижа, успехов и материального благополучия.

Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 1834 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основные понятия теории и методики физической культуры

Термины, понятия имеют большое научное, учебное и практическое значение, так как наука закрепляет в них достижения теоретического познания на основе обоб­щения эмпирического опыта. Они отражают развитие науки, уровень обобщения практики и раскрывают специфику каждой профессии или области научных знаний.

Для успешной работы в любой сфере профессиональной деятельности специа­листам необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Иначе они не смогут вести исследования, правильно по­нять друг друга, изучать специальную литературу. Различное понимание (или не­знание) профессиональных терминов затрудняет общение, лишает возможности грамотно обучать, повышать свою компетентность.

В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «неспециальное физкультурное образование», «физическая рек­реация», «двигательная реабилитация», «физическое развитие», «физическое вос­питание», «физическая подготовка», «физическое упражнение» и многие другие. Эти понятия носят наиболее общий характер, а конкретные термины и понятия, так или иначе вытекают из определений более общих категорий.

Главным и наиболее общим из них является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую об­ласть творческой деятельности как научной, так и практической, а также результа­ты этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. В лично­стном плане она является мерой и способом всестороннего физического развития человека.

В том и другом случае физическая культура имеет решающее значение не сама по себе как область деятельности, а ее качественные результаты, степень эффек­тивности, ценности, полезности для человека и общества. В более широком плане результативность этой деятельности может проявляться в состоянии физкультур­ной работы в стране, в ее материально-технической, теоретико-методической и организационной обеспеченности в конкретных показателях физического разви­тия членов общества.

Это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою структуру, отражающую ее формы и содержание, а также собственное функционирование. Ее компоненты полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе).

В отличие от специального образования, которое дается как профессиональное в средних и высших физкультурных учебных заведениях, «неспециальное физкуль­турное образование» понимается как процесс формирования специальных знаний, умений, двигательных навыков, а также как развитие физических способностей че­ловека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией соци­альной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются как потребностями личности, так и общества в физически подготов­ленных людях и воплощаются в их самостоятельной и организованной образова­тельной деятельности. Подобно тому, как в процессе образования людей осуще­ствляется их воспитание, так и в процессе физического образования идет физи­ческое воспитание.

Он направлен на раскрытие резервных возможностей и выявление предельных для данного времени уровней функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида физической культуры.

Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (физическая подготовка спринтера, боксера, борца и т.п.).

Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить л данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показа­тели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможно­сти систем организма).

Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина

Какнаучная дисциплина теория физической культуры представляет собой си­стему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гар­монического развития людей. Она создавалась на материалистических основах понимания и использования в интересах совершенствования человека, закономер­ностей биологии и развивается на современных методологических основах исто­рии и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как педагогика, психология, биомеханика, биохимия, физиология и др.

Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познаватель­ной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окру­жающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности в начале совершенствовались «попутно», в ходе естествен­ного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные, стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия подготовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого сложного про­цесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере исторического развития об­щества, выделяются и зачатки физической культуры как области специальной дея­тельности, в которой решаются задачи собственно физической подготовки людей к различным требованиям жизни.

В ходе развития человека и общественного производства возникла социальная (общественная) потребность определить общие цели и конкретные задачи, а также и специальные средства физической подготовки людей к жизни, методы (способы) использования этих средств.

На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятель­ную и социально необходимую профессию и ее теорию. И чтобы решать все вопро­сы на профессиональном уровне, в настоящее время специалист по физической культуре должен владеть большим объемом достаточно глубоких и передовых тео­ретических знаний.

Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требований к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни, появляются предпосылки к возникновению теории. Вначале возникают и развива­ются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необхо­димую часть общего образования. Во второй половине XIX века П. Ф. Лесгафт раз­работал теорию физического образования, которая была направлена на формиро­вание знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разрабо­тал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.

В связи с разработкой в 1950-60 гг. зарубежными и отечественными учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970-80-х гг. в стране начинает разраба­тываться и теория физической культуры (В. М. Выдрин, Б. В. Евстафьев, Л. П. Мат­веев, Ю. М. Николаев, Н. А. Пономарев, Н. И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).

Теория физической культуры как наука исследует содержание, структуру, функ­ции физической культуры, ее принципы, цели, задачи и средства, разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы и содержание видов физической культуры. Она раскрывает сложные взаимосвязи физической культуры с другими областями деятельности общества и всеми сторонами воспитания (нрав­ственным, умственным, трудовым, эстетическим).

Как учебная дисциплина «Теория и методика физической культуры» является главной, профилирующей в учебных планах средних и высших физкультурных учеб­ных заведений. В конечном счете она определяет фундаментальность физкультур­ного образовании специалиста, педагогическую направленность его деятельнос­ти, профессиональную компетентность. Она лежит в основе знаний любой конкрет­ной специальности (тренер, инструктор, учитель, методист и т.п.), создает необхо­димые предпосылки и условия для профессионального роста и совершенствования специалиста. Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортивной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.

Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 6074 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *