теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики
Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина
Подготовка к государственному итоговому междисциплинарному экзамену
«Педагогические основы физической культуры»
(учебно-методическое пособие)
Подготовка к государственному итоговому междисциплинарному экзамену «Педагогические основы физической культуры» ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.– 126 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050720-Физическая культура». Пособие предназначено студентам выпускного курса для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену.
Предисловие
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050720 Физическая культура» и учебной программой по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта».
Пособие предназначено студентам выпускного курса для подготовки к государственному экзамену «Педагогические основы физической культуры».
Задачи пособия:
1. представить студентам основные термины и понятия, разработанные ведущими отечественными теоретиками в области теории и методики физической культуры и спорта;
2. показать точки зрения ряда ученых на сущность физической культуры и спорта, принципы, средства, формы, методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студентов и взрослых;
3. дать краткую характеристику спорта как составной части физической культуры, раскрыть сущность спортивной тренировки, ее цели, задачи, специфические принципы, содержание, построение, технологию планирования и контроля;
4. рекомендовать выпускникам структуру ответа на вопросы экзамена;
5. содействовать ориентации студентов в профессиональном информационном поле;
6. формировать у выпускников умение структурировать и представлять профессиональную информацию.
Составители пособия не ставят перед собой цель, заменить данным материалом учебники и учебные пособия по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта».
Раздел 1. Введение в теорию физической культуры
Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина.
Теория физической культурыотносится к педагогическим наукам, так как она тесно связана с процессами образования, обучения и воспитания человека в интересах общества.
Теория физической культуры позволяет студенту или специалисту понять сущность физической культуры как социального, педагогического явления, уяснить взаимные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры физической, представить себе ее структуру (строение) и функции (способы деятельности).
Какнаука теория и методика физической культуры исследует содержание, структуру, функции физической культуры, ее принципы, цели, задачи, средства, разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, средства и методы и содержание видов физической культуры.
Как научная дисциплинатеория физической культуры, есть интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, об общих закономерностях ее формирования, функционирования, целенаправленного использования и дальнейшего развития, прежде всего в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека. Она создавалась на понимании закономерностей физического развития человека и на современных методологических основах истории и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как психология, биомеханика, биохимия, физиология и др.
Предметом теории физической культуры являются общие закономерности функционирования и целесообразно направленного использования средств физической культуры с целью всестороннего гармонического развития людей. Эти закономерности относятся в равной мере к физическому воспитанию любого контингента населения.
Предметом методики физической культуры являются частные закономерности физической культуры, имеющие конкретную направленность на возраст занимающихся, их профессиональную деятельность, спортивную специализацию.
Какучебная дисциплина «теория и методика физической культуры и спорта» вооружает специалистов знаниями теории и методики использования средств физической культуры и спорта в практической деятельности и объединяет включенные в учебный план дисциплины: общие гуманитарные и социально-экономические (социология, экономика, отечественная история и др.), общепрофессиональные (анатомия, физиология, педагогика, психология), предметной подготовки(история физической культуры и спорта, физиология физического воспитания и спорта, биомеханика, спортивная метрология, спортивная медицина, и спорта и др.); базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами (легкая атлетика, лыжный спорт, гимнастика, баскетбол, плавание, атлетическая гимнастика, туризм и др.).
Основные задачи курса «теории физической культуры и спорта»: 1) формирование специальных компетенций у будущих специалистов; 2) развитие способностей ориентироваться в сложных взаимосвязях и отношениях, действующих в сфере физической культуры; 3) формирование основополагающих профессиональных взглядов и убеждений, освоение специальности и спецификаций.
Теория и методика физической культуры и спорта является главной, профилирующей дисциплиной в учебных планах высших физкультурных учебных заведений. Она определяет фундаментальность физкультурного образования специалиста, педагогическую направленность его деятельности, профессиональную компетентность.
1.2 Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
Как научная дисциплина теория физической культуры представляет собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития людей. Она создавалась на материалистических основах понимания и использования в интересах совершенствования человека, закономерностей биологии и развивается на современных методологических основах истории и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как педагогика, психология, биомеханика, биохимия, физиология и др.
Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности в начале совершенствовались «попутно», в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные, стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия подготовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого сложного процесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере исторического развития общества, выделяются и зачатки физической культуры как области специальной деятельности, в которой решаются задачи собственно физической подготовки людей к различным требованиям жизни.
В ходе развития человека и общественного производства возникла социальная (общественная) потребность определить общие цели и конкретные задачи, а также и специальные средства физической подготовки людей к жизни, методы (способы) использования этих средств.
На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию и ее теорию. И чтобы решать все вопросы на профессиональном уровне, в настоящее время специалист по физической культуре должен владеть большим объемом достаточно глубоких и передовых теоретических знаний.
Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требований к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни, появляются предпосылки к возникновению теории. Вначале возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во второй половине XIX века П. Ф. Лесгафт разработал теорию физического образования, которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.
В связи с разработкой в 1950-60 гг. зарубежными и отечественными учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970-80-х гг. в стране начинает разрабатываться и теория физической культуры (В. М. Выдрин, Б. В. Евстафьев, Л. П. Матвеев, Ю. М. Николаев, Н. А. Пономарев, Н. И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).
Теория физической культуры как наука исследует содержание, структуру, функции физической культуры, ее принципы, цели, задачи и средства, разрабатываетпонятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы и содержание видов физической культуры. Она раскрывает сложные взаимосвязи физической культуры с другими областями деятельности общества и всеми сторонами воспитания (нравственным, умственным, трудовым, эстетическим).
Как учебная дисциплина «Теория и методика физической культуры» является главной, профилирующей в учебных планах средних и высших физкультурных учебных заведений. В конечном счете она определяет фундаментальность физкультурного образовании специалиста, педагогическую направленность его деятельности, профессиональную компетентность. Она лежит в основе знаний любой конкретной специальности (тренер, инструктор, учитель, методист и т.п.), создает необходимые предпосылки и условия для профессионального роста и совершенствования специалиста. Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортивной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.
Теория физической культуры как наука и учебная дисциплина ее значение для практики
Теория – это система основных идей в какой-либо отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях взаимосвязей между предметами, явлениями, процессами реального мира.
Теория физической культуры (ТФК) как научная дисциплина представляет собой обобщенную систему научных знаний о сущности физической культуры и закономерностях её использования для физического совершенствования человека.
Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности вначале совершенствовались «попутно», в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные, стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия подготовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого сложного процесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере исторического развития общества, выделяются и зачатки физической культуры как области специальной деятельности, в которой решаются задачи собственно физической подготовки людей к различным требованиям жизни.
В ходе развития человека и общественного производства возникла социальная (общественная) потребность определить общие цели и конкретные задачи, а также и специальные средства физической подготовки людей к жизни, методы (способы) использования этих средств.
На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию и ее теорию.
Физическая культура постепенно вырастает в область широкой и сложной социальной деятельности, в которой формируются и осуществляются научно-практические подходы с позиций различных наук — философии, истории, педагогики, психологии, биологических наук (физиологии, анатомии и др.), социологии. Поэтому возникает ее теория, которая опирается на данные исторического опыта, современной практики, а также на данные социально-экономических, медико-биологических и психолого-педагогических наук и раскрывает общие законы и закономерности физической культуры.
Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требований к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни появляются предпосылки к возникновению теории. Вначале возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во второй половине XIX в. П.Ф. Лесгафт разработал теорию физического образования, которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.
В связи с разработкой в 1950 — 1960 гг. зарубежными и отечественными учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970 — 1980-х гг. в стране начинает разрабатываться теория физической культуры (В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, НА. Пономарев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).
Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как связана с процессами образования, обучения и воспитания человека. Теория физической культуры изучает физическую культуру как особый, специфический вид культуры общества, сложную область социально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни общества.
Задачи ТФК как науки заключаются в том, чтобы:
— обнаружить и раскрыть взаимосвязи и взаимовлияния культуры общей и физической, закономерности гармонического развития человека,
— обосновать средства, обеспечивающие целенаправленное и всестороннее физическое развитие,
— найти рациональные методы использования средств, целесообразные формы и принципы, обеспечивающие их эффективную реализацию.
Место теории физической культуры в системе наук. Теория физической культуры тесно связана с рядом научных дисциплин. Любая наука не может полноценно развиваться, ограничившись результатами только собственного предмета исследования. Теория физической культуры решает специальные педагогические проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тесно связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философия дает для нее методологическую основу познания, опираясь на которую ученые получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области общей физической культуры, проникать в сущность проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования и перспективы развития в обществе.
Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся на воздействие средств физического воспитания, что определяет развитие адаптации. Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно эффективно управлять процессом физического воспитания.
Особенно тесные контакты теории физической культуры со всеми спортивно-педагогическими дисциплинами. Частные дисциплины опираются на общие положения, разрабатываемые теорией физической культуры, а получаемые ими конкретные данные являются материалом для новых обобщений. В процессе своего развития из общей теории исключились частные закономерности, которые становились предметом специальных наук — науки о гимнастике, легкой атлетике, плавании и др. Однако наиболее общие закономерности, которые действуют не только в этих видах упражнений, а касаются любых видов двигательной активности человека, не стали и не могут стать предметом какой-либо частной дисциплины. Разработка этих общих закономерностей и составляет основу современной теории физической культуры.
В качестве учебной дисциплины ТФК является основным профилирующим предметом профессионального образования по специальности физическая культура и спорт. Этот предмет имеет первостепенное значение в формировании основополагающих профессиональных взглядов и убеждений. Это база для освоения узкой специальности (тренер, инструктор, учитель, методист и т.п.). Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортивной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.
Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
Теория физической культуры позволяет студенту или специалисту понять сущность физической культуры как социального, педагогического явления, уяснить взаимные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры физической, представить себе ее структуру (строение) и функции (способы деятельности).
Владение теорией физической культуры определяет уровень и степень образованности студентов и специалистов, а также уровень их профессиональной компетентности. Строго говоря, специалист не может решать задачи на высоком профессиональном уровне, если он не владеет достаточным объемом научно-теоретических знаний. Специалисту необходимо не только научиться свободно и уверенно пользоваться, оперировать формулировками, понятиями и категориями, но уметь: уточнить, дополнить или углубить их за счет обобщения результатов своей практической деятельности, осмысления ее с позиции теории познания и теории физической культуры.
Большая компетентность, широкая эрудиция в вопросах совершенствования человека позволяли великому тренеру В. И. Алексееву добиваться выдающихся успехов в области тренировки в спринте, метании копья, толкании ядра, метании диска, в барьерном беге, прыжках. Больше того, он готовил чемпионов и рекордсменов мира не только среди мужчин, но и среди женщин. В. И. Алексеев хорошо разбирался в вопросах педагогики, психологии, биомеханики, биологии, философии. Он имел солидную личную библиотеку, постоянно изучал опыт тренеров в различных видах спорта, всю жизнь совершенствовал средства и методы обучения и тренировки. Он оставил после себя богатейшее творческое наследие, которое войдет в золотой фонд теории и методики спортивной тренировки и будет изучаться его последователями.
Теория и методика раскрывает как общие, так и конкретные цели, задачи, принципы, методы обучения движениям и физической тренировки, раскрывает взаимосвязи нагрузки и отдыха, учит методам планирования и контроля за педагогическим процессом. Она раскрывает практически все стороны и способы совершенствования человека. Она создает все необходимые предпосылки для профессионального роста и совершенствования специалиста, формирования и утверждения его престижа, успехов и материального благополучия.
Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 1834 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Основные понятия теории и методики физической культуры
Термины, понятия имеют большое научное, учебное и практическое значение, так как наука закрепляет в них достижения теоретического познания на основе обобщения эмпирического опыта. Они отражают развитие науки, уровень обобщения практики и раскрывают специфику каждой профессии или области научных знаний.
Для успешной работы в любой сфере профессиональной деятельности специалистам необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Иначе они не смогут вести исследования, правильно понять друг друга, изучать специальную литературу. Различное понимание (или незнание) профессиональных терминов затрудняет общение, лишает возможности грамотно обучать, повышать свою компетентность.
В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «неспециальное физкультурное образование», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое упражнение» и многие другие. Эти понятия носят наиболее общий характер, а конкретные термины и понятия, так или иначе вытекают из определений более общих категорий.
Главным и наиболее общим из них является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности как научной, так и практической, а также результаты этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. В личностном плане она является мерой и способом всестороннего физического развития человека.
В том и другом случае физическая культура имеет решающее значение не сама по себе как область деятельности, а ее качественные результаты, степень эффективности, ценности, полезности для человека и общества. В более широком плане результативность этой деятельности может проявляться в состоянии физкультурной работы в стране, в ее материально-технической, теоретико-методической и организационной обеспеченности в конкретных показателях физического развития членов общества.
Это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою структуру, отражающую ее формы и содержание, а также собственное функционирование. Ее компоненты полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе).
В отличие от специального образования, которое дается как профессиональное в средних и высших физкультурных учебных заведениях, «неспециальное физкультурное образование» понимается как процесс формирования специальных знаний, умений, двигательных навыков, а также как развитие физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются как потребностями личности, так и общества в физически подготовленных людях и воплощаются в их самостоятельной и организованной образовательной деятельности. Подобно тому, как в процессе образования людей осуществляется их воспитание, так и в процессе физического образования идет физическое воспитание.
Он направлен на раскрытие резервных возможностей и выявление предельных для данного времени уровней функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида физической культуры.
Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.
Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (физическая подготовка спринтера, боксера, борца и т.п.).
Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить л данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма).
Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
Какнаучная дисциплина теория физической культуры представляет собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития людей. Она создавалась на материалистических основах понимания и использования в интересах совершенствования человека, закономерностей биологии и развивается на современных методологических основах истории и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как педагогика, психология, биомеханика, биохимия, физиология и др.
Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности в начале совершенствовались «попутно», в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные, стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия подготовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого сложного процесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере исторического развития общества, выделяются и зачатки физической культуры как области специальной деятельности, в которой решаются задачи собственно физической подготовки людей к различным требованиям жизни.
В ходе развития человека и общественного производства возникла социальная (общественная) потребность определить общие цели и конкретные задачи, а также и специальные средства физической подготовки людей к жизни, методы (способы) использования этих средств.
На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию и ее теорию. И чтобы решать все вопросы на профессиональном уровне, в настоящее время специалист по физической культуре должен владеть большим объемом достаточно глубоких и передовых теоретических знаний.
Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требований к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни, появляются предпосылки к возникновению теории. Вначале возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во второй половине XIX века П. Ф. Лесгафт разработал теорию физического образования, которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.
В связи с разработкой в 1950-60 гг. зарубежными и отечественными учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970-80-х гг. в стране начинает разрабатываться и теория физической культуры (В. М. Выдрин, Б. В. Евстафьев, Л. П. Матвеев, Ю. М. Николаев, Н. А. Пономарев, Н. И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).
Теория физической культуры как наука исследует содержание, структуру, функции физической культуры, ее принципы, цели, задачи и средства, разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы и содержание видов физической культуры. Она раскрывает сложные взаимосвязи физической культуры с другими областями деятельности общества и всеми сторонами воспитания (нравственным, умственным, трудовым, эстетическим).
Как учебная дисциплина «Теория и методика физической культуры» является главной, профилирующей в учебных планах средних и высших физкультурных учебных заведений. В конечном счете она определяет фундаментальность физкультурного образовании специалиста, педагогическую направленность его деятельности, профессиональную компетентность. Она лежит в основе знаний любой конкретной специальности (тренер, инструктор, учитель, методист и т.п.), создает необходимые предпосылки и условия для профессионального роста и совершенствования специалиста. Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортивной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.
Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 6074 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ