теорией и практикой социально психологического тренинга в отечественной науке занимались

Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы.

В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом Это понятие ввел в обиход М. Форверг.

Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.

Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.

Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 г. и получили название групп сензитивности.

В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social/life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В тренинге жизненных умений использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга. Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решения проблем, общения, настойчивости, уверенно в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции.

Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на четыре категории: межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений.

Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создаюшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране мононография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г.

Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.

Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведен экспериментировать с ними.

В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески носиться к жизни, к самому себе.

Принцип объективации (осознания) поведения

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:

— Какой цели я хочу достичь?

— Почему я хочу достичь этой цели?

— Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются: — содержательный план работы;

— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками;

— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.

Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. Психогимнастика в тренинге. СПб. 1993

Источник

Назначение и история социально-психологического тренинга

Развитие рефлексивных способностей и улучшение общественного интеллекта как одна из основных задач социально-психологического тренинга. История проведения рервых тренинговых групп, направленных на повышение компетентности в межличностном общении.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления17.08.2015
Размер файла15,4 K

теорией и практикой социально психологического тренинга в отечественной науке занимались. Смотреть фото теорией и практикой социально психологического тренинга в отечественной науке занимались. Смотреть картинку теорией и практикой социально психологического тренинга в отечественной науке занимались. Картинка про теорией и практикой социально психологического тренинга в отечественной науке занимались. Фото теорией и практикой социально психологического тренинга в отечественной науке занимались

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Понятие, цель и сфера применения социально-психологического тренинга


Тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Вследствие этого цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом.


Термин «социально-психологический тренинг» ввел в психологию немецкий ученый М. Форверг. Название «социально-психологический тренинг» (СПТ) получила практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы, ориентированная на развитие социально-психологической компетентности с помощью активных методов обучения.


В данном понятии следует выделить 4 важных основополагающих момента:


1. СПТ является групповой формой работы.


2. СПТ представляет собой активную форму обучения.


3. СПТ ориентирован на развитие социально-психологической компетентности, следовательно, воздействие оказывается на способности, качества и установки, влияющие на общение.


4. Обучение в СПТ достигается посредством воздействия группы на личность.


В литературе СПТ нередко присваивают другие названия: группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения и т. д. В отечественной психологии он подробно рассмотрен в работах Г.А. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Ю.Н. Емельянова, Л.А. Петровской, А.И. Хараша и др.


Основная цель социально-психологического тренинга заключается в повышении компетентности в общении. Согласно этой цели формируются следующие задачи:


— приобретение знаний в области психологии личности, психологии группы, психологии общения;


— развитие способности адекватно воспринимать себя и других;


— развитие рефлексивных способностей (например, способности анализировать ситуацию и собственное поведение), улучшение социального интеллекта;


— коррекция и развитие системы отношений личности;


— изменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами в ситуации общения;


— формирование умений и навыков в сфере общения, межличностного взаимодействия;


— сплочение группы, развитие способностей к сотрудничеству, взаимопониманию.


Социально-психологический тренинг оказывает конструктивное влияние на развитие личности в трех направлениях: познавательном, поскольку получение новой информации происходит посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общения; эмоциональном, так как вся информация интерпретируется через личностную значимость; поведенческом, предполагающем расширение его репертуара за счет осознания неэффективности привычных способов поведения.


Основной целью социально-психологического тренинга, как считает В.П. Захаров, является овладение социально-психологическими знаниями в активной форме. С его точки зрения, спецификой работы тренинговых групп является осознание в процессе работы группы особенностей поведения каждого участника; развитие умений и навыков делового общения; сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.


В последнее время социально-психологический тренинг применяется в различных областях человеческой практики, в том числе в работе с профессионалами. Это объясняется тем, что он позволяет за сравнительно непродолжительное время решить задачу интенсивного формирования и развития профессионально значимых навыков и умений, а также скорректировать неадекватное профессиональное поведение.

Основной контингент участников социально-психологического тренинга составляют представители профессий, предполагающих интенсивное общение, и люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов.

2. История социально-психологического тренинга

Первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.

Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.

Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 г. и получили название групп сензитивности.

В 60-е гг. возникло опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social/life skills training). Данный тренинг применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством
М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Активное социально-психологическое обучение представляет собой относительно новое направление в социальной психологии, интенсивно развивающееся в последнее время в нашей стране. Повышенный интерес к методам активного социально-психологического обучения, к которым относится социально-психологический тренинг, обусловлен реалиями современной действительности. К данному моменту социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.

Первый в России социально-психологический тренинг был проведен в 1978г на факультете психологии МГУ польским психотерапевтом Павлом Босхом для сотрудников ф-та. Сначала была проведена недельная группа, затем Босх рассказал участникам «под запись» как организуется и проводится СПТ. Из участников, которые потом продолжили эту работу можно назвать Ларису Андреевну Петровскую, Владимира Столина, Адольфа Хараша.

Первые психотерапевтические группы (группы личностного роста) провел сотрудник Ленинградского НИИ им Бехтерева Владимир Мурзенко в 75-77гг. со студентами вечернего факультета психологии ЛГУ.

Первые группы социально-психологического тренинга по схеме Босха в 78-79гг. стала вести Лариса Петровская. Ею в 1982 г. была опубликована первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга.

Первая научно-практическая конференция по СПТ была проведена в Новосибирске весной 1980 года в новосибирском филиале института повышения квалификации Минэнерго. На нее собралось около 50 человек, среди них 10-15 имели некий опыт и практиковали личностную психотерапию и СПТ (в обозначенный период тренинги еще не отделялись от групп личностного роста, но отделялись от клинической психотерапии). Среди них были:

Врач-психотерапевт Александр Ефимович Алексейчик из Вильнюса. Он обучался за рубежом, практиковал несколько лет и оказался самым опытным в стране в области групповых тренингов. Он познакомил присутствующих с неизвестной еще в СССР технологией проведения «больших групп» и показал другим тренерам насколько важно быть не только «понимающим», но и твердым при управлении групповой динамикой.

Юрий Николаевич Емельянов, научный сотрудник лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. Он написал первые книги по СПТ: «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга». Л., 1983 (в соавторстве); «Активное социально-психологическое обучение» Л., 1985.

Лариса Андреевна Петровская, МГУ, написала впоследствии первую работу по СПТ «Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982»; защитила первую докторскую «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга» 1986г.

Следующей вехой выступила вторая конференция по СПТ, проведенная в 1982 в Ленинграде, и организация на факультете психологии ЛГУ лаборатории видеотренинга, которую возглавила Лариса Юрьевна Хрящева, руководитель хорошо известного ныне «Института тренинга». Сотрудники лаборатории прошли обучение по технологии видеотренинга делового общения у ученика Манфреда Форверга.

Важное значение сыграли первые конференции психологов-практиков, которые проходили в Вербилках под Москвой в 87-90гг. Это были встречи ведущих психологов-консультантов и тренеров. На них были уже тогда представлены почти все будущие направления консультирования и тренингов, а также известные сегодня фигуры тренинго-консалтингового рынка.

3. Специфика и виды социально-психологических тренингов

рефлексивный тренинговый психологический межличностный


1. Особенности социально-психологических тренингов.


С методической точки зрения СПТ не представляет собой оригинального или даже самостоятельного феномена. Однако при проведении СПТ следует учитывать его специфику. Во-первых, социально-психологический тренинг имеет свою, строго очерченную предметную область, свой диапазон применения и определенные ограничения. Во-вторых, социально-психологический тренинг эффективен только в рамках системной социально-психологической подготовки. В-третьих, он не может толковаться расширенно и подменять групповую психотерапию.

СПТ имеет развивающий эффект. Его целью не является психотерапия, коррекция как таковая. Он ориентирован на содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизненной удовлетворенности.

Развивающий эффект тренинга проявляется в качественных изменениях личности. Деловые качества личности совершенствуются благодаря тому, что в тренинге создаются условия для корректировки и совершенствования разнообразных профессиональных знаний и умений. Обучение в тренинге носит творческий характер, потому что человеку не задают определенный стереотип, а предлагают самому найти наилучший способ решения проблемы, который отвечает его представлениям, ценностным ориентациям, интересам, потребностям. В социально-психологическом тренинге развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия.

Особенностями СПТ является то, что:

1. Воздействие носит мягкий ненасильственный характер. В нем нет места манипуляциям или императивным схемам. Здесь имеет место субъкт-субъектное воздействие.

В большинстве случаев исключается прямая регламентация. Любое изменение осуществляется через собственный опыт познания и переживания.

2. Не даются готовые алгоритмы и схемы. Каждый член группы выступает в роли исследователя. Он сам добывает необходимый ему опыт, сам его анализирует и делает выводы. Эта специфика предполагает максимальную собственную активность участника.

3. Воздействие осуществляется в условиях специфически организованной группы. А поэтому максимально используются все групповые процессы, эффекты межличностного взаимодействия. Сама группа СПТ содержит огромный потенциал воздействия, в первую очередь на самосознание. СПТ дает возможность человеку преодолеть в отношении себя и окружающих одиночество. Это группа особая. В ней все дают друг другу поддержку и понимание.

4. Получение обратной связи. Обратная связь является главной спецификой СПТ. Возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей. Существует эффект умалчивания из страха обидеть, быть неадекватно понятым. Даже если человек получает обратную связь, он, как правило, расположен ставить на ее пути барьеры.

5. СПТ предоставляет человеку возможность санкционированных сравнений и идентификаций себя с другими людьми. Человек может увидеть, что он не одинок в своих трудностях, испытать эмпатию. Для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным фактором коррекционного изменения. Таким образом, групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем, человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства;

6. СПТ стимулирует самораскрытие, самоисследование и самопознание в условиях поддержки, взаимоучастия, взаимопомощи. Иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.

9. В социально-психологической группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту.

Специфика СПТ состоит и в том, что достижение его целей обеспечивается решением целого ряда. И. Вачков выделил следующие задачи социально-психологического тренинга:

· улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников тренинга (на протяжении всего тренинга вырабатываются навыки использования аутогенной тренировки);

· изучение участниками тренинга психологических закономерностей, механизмов, эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения.

· развитие самосознания и самоисследования участников тренинга с целью изучения и коррекции поведения.

· содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Психологическое содержание обучения в рамках социально-психологического тренинга состоит из трех компонентов:

1. Осознание привычных моделей реагирования в привычных ситуациях («расшатывание» стереотипов);

2. Формирование установки на усвоение новой информации, способствующей оптимизации процесса общения;

3. Усвоение новых способов реагирования, делающих поведение более эффективным.

Во время тренинга у его участников происходят следующие процессы:

1. Снижение эгоцентрических тенденций в поведении;

2. Обострение социальной чувствительности: повышается точность в распознавании чувств, эмоций, переживаний другого человека;

3. Ослабление действия защитных механизмов;

4. Актуализация творческого потенциала;

5. Повышение адекватности самооценки, взаимооценки, снижение категоричности высказываний;

6. Развитие самодостаточности группы: появление взаимной поддержки, ориентации на сотрудничество, сплочение группы;

7. Повышение эффективности групповой работы вследствие хорошего взаимопонимания в группе, что позволяет эффективно действовать в рамках совместной деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий «социально-психологический тренинг», «психотерапия», «психокоррекция», «обучение».

реферат [98,2 K], добавлен 16.08.2010

Общительность человека и её роль в социальной среде. Социально-психологический тренинг, принципы и этапы его проведения. Примеры проведения социально-психологического тренинга, его закономерности и оценка полученных результатов, анализ эффективности.

контрольная работа [22,6 K], добавлен 25.01.2011

Сущность коммуникативной компетентности. Программирование процесса общения. Групповые варианты поведенческого и социально-психологического тренинга коммуникативных навыков. Развитие социально-перцептивных способностей. Тактика подготовки к переговорам.

реферат [27,6 K], добавлен 28.02.2017

Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 09.10.2009

Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

курсовая работа [101,3 K], добавлен 17.03.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *