теоретический разум в философии это
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ
Полезное
Смотреть что такое «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ» в других словарях:
РАЗУМ — см. Рассудок и разум. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. РАЗУМ … Философская энциклопедия
Разум — Разум ♦ Raison Это отношение истины к истине или истины к самой себе. Но что такое истина? Мы к ней не имеем никакого доступа, за исключение обнаружения заблуждения. Отсюда более узкий и специфический смысл разума. Это способность человека к … Философский словарь Спонвиля
разум практический — РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ понятие, широко известное благодаря критической философии И. Канта, находящееся у него в определенных отношениях с чистым, спекулятивным или теоретическим разумом; само же различение коррелирует с различением… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
вера и разум — ВЕРА И РАЗУМ фундаментальное соотношение двух способностей человека, явившееся важнейшей философско теологической проблемой на протяжении всего средневекового тысячелетия. В античности вопросы веры исследовались в контексте… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
ВЕРА — один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. «Все, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою. весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни… … Православная энциклопедия
ПРАКТИКА — (греч. praktike, от praktikos деятельный, активный) материальная, чувственно предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель;… … Философская энциклопедия
ДИАЛЕКТИКА — [греч. διαλεκτική (τέχνη) искусство беседы, от διαλέϒομαι спор], философский и богословский термин, обозначающий на различных этапах его существования: 1) искусство спора в диалоге; 2) установление противоположностей и связи между ними; 3) способ … Православная энциклопедия
ФИХТЕ — (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 1814) нем. философ, один из крупнейших представителей нем. идеализма (нем. классической философии). Проф. ун та Йены (с 1794), ректор Берлинского ун та (с 1811). Основы своей философии Ф. развивал в т.н. наукоуче нии … Философская энциклопедия
Теоретический разум в философии И. Канта
В основе философской антропологии И.Канта лежит концепция родовой сущности человека как существа активного и разумного. В его учении человек с самого начала исследуется не как обособленный индивидуум, а как представитель рода; он «подчинен «идее человечества» и рассматривается под углом зрения этой идеи». При этом деятельность человека была сведена И.Кантом к деятельности трансцендентального субъекта, его теоретического и практического разума.
Как субъект, наделенный способностью к мышлению и стремящийся к познанию, человек обладает теоретическим разумом. В теоретическую сферу своего учения И. Кант включает трансцендентальную эстетику, трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику. Учение о целеполагании хотя и принадлежит к теоретической философии, в то же время представляет собой переход к философии практической.
И.Кант не принял учения сенсуалистов (в частности, Дж.Локка) о чувственности как общем источнике всякой душевной деятельности. Не приемлет кенигсбергский мыслитель и позиции «интеллектуалиста» Г.В.Лейбница, который считал не чувства, а ум основою мыслительных способностей человека. И.Кант называет чувства и ум двумя независимыми источниками мысли: без ума чувства слепы, они дают лишь бессвязный материал; без чувств ум пуст, его понятия лишены содержания. Философ расчленяет познавательную способность теоретического разума на три способности: чувственность, рассудок и собственно разум в узком смысле этого слова.
Хотя мы узнаем многие правила (законы) посредством опыта, тем не менее, они лишь частные определения более высоких законов, самые высшие из которых не заимствованы из опыта, а происходят a priori из самого рассудка и поэтому должны придавать явлениям их законообразность, тем самым делая возможным опыт. Рассудок «есть не только способность образовать правила для себя путем сравнения явлений: он сам есть законодатель для природы, иными словами, без рассудка не было бы никакой природы, т.е. не было бы синтетического единства многообразия явлений согласно правилам, так как явления как таковые не могут находиться вне нас и существуют только в нашей чувственности».
В своих трудах кенигсбергский мыслитель неоднократно подчеркивает значение и чувственного, и рассудочного познания. «Эти две способности не могут замещать своих функций одна другой. Рассудок не может ничего наглядно представлять, а чувства не могут ничего мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание». Поэтому чувственность и рассудок И. Кант определяет как два источника знания или два ствола человеческого познания.
Разум во втором смысле сам служит источником происхождения некоторых понятий и основоположений, которые он не заимствует ни из чувств, ни из рассудка, он сам производит понятия. Если рассудок определить как способность, создающую единство явлений согласно правилам, то разум есть способность, создающая единство правил рассудка, согласно принципам. Познанием из принципов мыслитель называет такое знание, в котором человек познает частное в общем посредством понятий. Разум «никогда не относится прямо к опыту или к какому-либо предмету, но всегда направлен на рассудок, чтобы с помощью понятий придать многообразию его знаний априорное единство, которое называется единством разума и имеет совершенно иной характер, чем то единство, которое может быть осуществлено рассудком».
Таким образом, всякое человеческое знание начинается благодаря чувствам, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, который представляет собой высшую инстанцию для обработки материала наглядных представлений и «для подведения его под высшее единство мышления». С разумом немецкий философ связывает абстрактно-теоретическое мышление, раскрывающее сущность объектов, внутренние законы их развития.
С одной стороны, И.Кант утверждает, что явления имеют основание в чем- то другом, что должно быть принципиально отличаемо от явлений. «Ведь в противном случае,- пишет он,- мы пришли бы к бессмысленному утверждению, будто явление существует без того, что является». Поэтому явления и вещи в себе предполагают друг друга.
С другой стороны, из этого отношения вовсе не следует, полагает философ, что в явлениях содержится нечто присущее вещам в себе, что познание явлений дает хотя бы частичное представление о вещах в себе: последние существуют вне пространства и времени, в то время как познание совершается в пространстве и времени.
И.Кант расчленяет чувственность на материю и априорные формы. По его мнению, существуют две чистые формы чувственного созерцания как принципы априорного знания, а именно пространство и время. В то же время кенигсбергский мыслитель указывает, что «время и пространство есть средства, которые даны неопределенно, но категориально определяются через систематический акт рассудка, а именно как продолжительность, одновременность и упорядоченная очередность; как делимое измеримое пространственное единство; определяющее со своей стороны сущность данной материи».
В антиномиях чистого разума И. Кант выдвигает противоречие между естественной необходимостью и свободой в причинности происходящих в мире событий, в том числе в причинности человеческой деятельности. Однако это противоречие, по И. Канту, все же лишь кажущееся. Его разрешение предполагает различие «мира вещей в себе» и «мира явлений». Понятие о необходимой причинной связи всегда включает в себя понятие времени (действие всегда следует за причиной, а не предшествует ей). Но время, как уже показал И. Кант, присуще не «вещам в себе», а явлениям, потому что оно есть лишь форма нашей чувственности, которая наполняется содержанием, взятым исключительно из мира явлений. Постольку «только явления образуют сферу приложения понятий пространства и времени, то за пределами явлений невозможно объективное применение этих форм». Из этого уже ясно, что в данном мире «вещей в себе» о пространстве и времени не может быть и речи, стало быть, нет и следования событий, но есть лишь безусловное самоопределение, то есть полная независимость от всего предшествующего, а это и есть понятие свободы.
Следовательно, человеку как вещи в себе свойственна способность самостоятельно определять свои действия независимо от принуждения со стороны чувственных мотивов. Необходимость и обусловленность человеческих поступков И. Кант поясняет следующим образом: «Сам человек есть явление. Его воля имеет эмпирический характер, составляющий (эмпирическую) причину всех его актов. Каждое из условий, определяющих человека сообразно этому характеру, находится в ряду действий природы и повинуется закону природы, согласно которому для того, что совершается во времени, нельзя найти никакой эмпирически необусловленной причинности. Поэтому ни один данный акт (поскольку он может быть воспринят только как явление) не может начаться, безусловно, сам собой». Следовательно, все акты человека в явлении определяются из его эмпирического характера и других содействующих причин согласно порядку природы, с этой точки зрения все человеческие поступки можно предсказать и познать как необходимые на основании предшествующих условий.
Таким образом, каждый поступок человека уже определен в эмпирическом характере человека (законами природы), но разум, регулирующий каждый человеческий акт, свободен от естественной необходимости, и именно он совершенно самостоятельно создает свой собственный порядок согласно идеям, приспособляя к ним эмпирические условия. В этом состоит регулятивный принцип разума.
Поэтому, согласно И. Канту, свобода и естественная необходимость в одних и тех же поступках человека могут сосуществовать независимо друг от друга и без ущерба друг для друга. Соответственно проистекающие из мира вещей в себе нравственность и свобода не зависят от природного, эмпирического существования человека, но определяют поступки человека в явлении.
В целом «Критика чистого разума» есть исследование человека», определение его гносеологических возможностей. Поэтому и рассмотрение антиномий, которым завершается главный труд И. Канта, представляет собой переход от анализа познавательных способностей человека к рассмотрению его практических способностей.
Теоретический разум
Сила рассудка в его синтетической способности. Рассудок всегда ограничен пределами опыта (так как рассудок анализирует то, что ему дает опыт). Как материального, внешнего, так интеллектуального, внутреннего. Рассудок не знает, что его опыт ограничен. Рассудок не знает своих собственных границ (и не хочет знать) и всегда пытается выйти за эти границы.
Рассудок пытается из мира явлений, т.е. вещей для нас проникнуть в мир вещей в себе. Рассудок пытается покинуть границы опыта и перейти в область ноуменального.
Но изучение ноуменального – это прерогатива разума, а не рассудка.
Феноменальное (феномен) – то, что познается с помощью чувств (то что нам является, мир явлений)), а ноуменальное – то, что познается с помощью разума.
Разум – это высшая ступень познавательного процесса.
Разум рассматривает вопросы мировоззренческого уровня. Разум, покинув твердую почву опыта, впадает в противоречие, которое называется антиномия.
Антиномия – противоречивое положение, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно.
1.Мир конечен или бесконечен в пространстве и во времени?
2.Бессмертна или смертна душа человека?
3.Существует ли в мире свобода или в мире нет никакой свободы?
4.Есть ли сущность мира или в мире нет никакой сущности?
2.Этика – практический разум
Теоретический разум ограничен. Теоретический или чистый разум запутывается в противоречиях – антиномиях. Поэтому Кант исследует возможности практического разума.
Практический разум в отличие от теоретического имеет дело с реальными вещами.
Практический разум Кант сводит к моральной философии.
Практический разум – понятие, означающее способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов.
Практический разум даёт человеку «законы свободы», т. е. моральные принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря практическому разуму человек выступает как свободное существо, независимое в своём поведении от «механизма» природы и конечных условий эмпирического существования.
Практический разум руководствуется нравственными законами.
“Звездное небо надо мной и моральный закон во мне”. Звездное небо – упорядоченность космоса. Ньютон, Кеплер.
Звездное небо – безграничность чувственного мира вне нас и бесконечность духовного существа в нас самих.
Моральный закон – практическое значение философии и всей человеческой деятельности.
Есть несколько формулировок нравственного закона. Кант его называет категорический императив.
1)Поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для всех.
2)Все поступки д.б. ориентированы на всеобщее благо.
3)Человек – это высшая ценность, его нельзя рассматривать как средство.
Этическая норма первична. Осознание истинности этической нормы является условием ее выполнения. Кант говорит: “Если ты должен, следовательно, можешь!”
Сила для выполнения поступка берется из силы человеческого духа, из силы воли.
У поступка нет нравственной ценности, если он совершается только потому, что нам это нравится; ценен лишь тот поступок, который вытекает из чистого послушания нравственному закону.
Если интерес теоретического разума сводится к вопросу, «что я могу знать?», то интерес практического разума заключается в вопросе: «что я должен делать?».
В конечном счёте, по Канту, высший долг человека – относиться к любому человеку (и человечеству в его лице) как к цели и никогда – только как к средству.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум — Принципы тождества бытия и мышления
Немецкая классическая философия — это высшая форма классического рационализма: разум организует реальность по своему образу и подобию.
Наиболее важными достижениями немецкой классической философии являются:
1) философия предстает как строгая наука, как система дисциплин, отличающаяся высокой степенью обобщения и абстракции, с тщательно разработанным категориальным аппаратом;
2) осуществляется поворот к истории как философской проблеме, концептуально ставится вопрос о смысле человеческой истории, ее природе и законах;
3) создан и развит диалектический метод.
Основные идеи философии И. Канта. Он является основателем классической немецкой философии, который обосновал сомнение в способности человека решить все проблемы, опираясь только на собственный разум. В творчестве Канта можно выделить два периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период Кант разработал учение о гравитационном взаимодействии Земли и Луны, об историческом развитии космических тел, выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы и т.д.
В работах «критического» периода Кант обосновал творческий характер человеческого познания, четко обозначил проблему его условий и границ, создал учение об источниках познания, совершив «коперниканский переворот в философии». Если до Канта мыслители считали, что человек пассивно отражает внешний мир, то в его учении познание рассматривается как активный творческий процесс. Кант считал, что мир существует, и мы можем познать его внешние проявления. Но проникнуть в сущность вещей, явлений мы не можем, сущность, законы в принципе непознаваемы. Мир «вещей в себе» — это нерасчлененная внешняя реальность, существующая до познания и независимая от него. Вещь-в-себе» лишь возбуждает наши познавательные способности, дает им импульс к действию. Результатом этого действия является образ внешнего мира («мир вещей для нас»). Образ мира строится в процессе познания и определяется доэкспериментальными (априорными) формами наших познавательных способностей.
Среди основных познавательных способностей Кант называет следующие:
Безусловные идеи (или идеи Бога) не выводимы из опыта и, следовательно, не познаваемы разумом. Хотя в области разума Кант не нашел доказательств существования Бога, он не отрицал ни существования Бога, ни бессмертия души, ни возможности свободы. По его мнению, человек может и должен верить в то, что непостижимо для разума — в существование Бога, в существование свободы, в безотносительность добра. Таким образом, Кант отделил вопросы теоретического разума («Что я могу знать?») от вопроса, поставленного практическим разумом: «Что я должен делать?».
Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум — Принципы тождества бытия и мышления
Принципы тождества бытия и мышления
Категорический императив Канта (требование, которое должно быть выполнено при любых условиях): Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.
В философии Гегеля человеческая история предстает как строго упорядоченная последовательность явлений, подчиненная единой логике развития. Исходным пунктом в учении Гегеля является принцип тождества бытия и мышления. Отождествление мышления с бытием приводит к отождествлению логики (как науки о принципах организации мышления) с онтологией (как учением о бытии и принципах его организации): бытие предстает таким, каким оно было задумано. В соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному, философ представил развитие мира как процесс саморазвития и самопознания Абсолютной идеи (Мирового разума). Этот процесс подчиняется законам логики и включает 3 этапа:
Логика развития абсолютной идеи — это диалектическая логика. Согласно Гегелю, любое понятие, а значит, и любое явление природы, общества и духовной жизни, проходит 3 стадии: тезис (утверждение, или исходное состояние объекта); антитезис (отрицание этого утверждения, или качественно иное состояние объекта по отношению к исходному); синтез (снятие противоположностей). Этап синтеза не только примиряет тезис и антитезис, преодолевая их противоположности, но и сохраняет положительное содержание обоих предшествующих этапов в высшем гармоническом единстве.
В соответствии с принципом единства логического и исторического, история человечества определяется логикой развертывания Абсолютной идеи, где каждая конкретная историческая эпоха рассматривается как часть глобального плана его саморазвития и самопознания.
Гегелевские принципы тождества бытия и мышления, восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического служат обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Аналогичная позиция в философии, называемая панлогизмом («все действительное разумно, все разумное действительно»).
L. Фейербах «антропологический материализм». Концепция «антропологического материализма» рассматривает человека как единственный, всеобщий и высший предмет философии. Согласно Фейербаху, ценность человека заключается в нем самом, а не в его способности быть средством для реализации чужого замысла.
Согласно Фейербаху, необходимо свести все сверхъестественное к природе через человека и свести все сверхъестественное к человеку через природу. В соответствии с этим принципом Фейербах критически анализирует религию как социокультурный феномен: он рассматривает Бога как человеческую сущность, отчужденную от человека (противопоставленную ему) и превращенную в абсолют. Ответ на вопрос о вере следует искать в глубинах человеческой психики, в стремлении человека преодолеть собственную конечность и бессилие. Именно это стремление, по мнению Фейербаха, является источником религиозной веры.
Концепция научного познания в философии И. Канта
Согласно Канту, ни теоретический, ни практический идеал не может быть представлен в форме образа, в форме чувственно созерцаемой картины «совершенного» и «полного» состояния, ибо в науке это было бы претензией на представление «вещи в себе», а в «практическом разуме» — на представление Бога. Но ни «вещь в себе», ни Бог не могут быть чувственно воображаемыми. Их можно мыслить только как условия возможности как науки, так и морали, как гарантии «теоретического» и «практического» разума, которые всегда остаются «за пределами» разума и опыта, как необходимые априорные допущения, которые делают возможными и опыт, и разум. Иными словами, в теоретическом разуме (в науке) идеал может проявиться только в виде постулата «запрета противоречия», а в «практическом разуме» — в виде категорического императива. Законы теоретического и практического разума противоречат друг другу и тем самым нарушают единство разума. Но этого, по мнению Канта, не должно быть, и антиномия разума должна быть разрешена. Природа и свобода, мир чувственный и интеллектуальный не согласованы друг с другом как две равноправные сферы. Интеллектуальное является последним основанием эмпирического. Спекулятивный разум не может ни понять эту связь, ни отрицать ее; он может только отрицать ее познаваемость, но признает возможность ее постижимости, поэтому он не может помешать требованию практического разума, который говорит о примате интеллигибельной сферы. Теоретический разум должен, согласно Канту, подчиняться велениям практического разума. Как интеллигибельное относится к эмпирическому, а свобода — к природе, так и практический разум относится к спекулятивному. Это отношение, принцип зависимости спекулятивного (теоретического) разума от практического, Кант назвал «приматом чистого практического разума». Таким образом, практический разум становится более авторитетной интеллектуальной инстанцией; его опора на моральный закон позволяет ему постичь «объективную реальность» того, что непознаваемо для теоретического разума в силу ограниченности его возможностей.
Антропологический материализм
«Кёнигсбергский мыслитель», немецкий ученый и философ, считается основателем немецкой классической философии и создателем так называемого «критического» (или «трансцендентального») идеализма. В его творчестве принято выделять два периода: «докритический» и «критический».
В «докритический» период (1746-1770) Кант уделял основное внимание философским проблемам естествознания. Например, он разработал космогоническую гипотезу («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) об образовании Солнечной системы из рассеянных материальных частиц под действием сил тяготения (которые образовали огромное облако частиц), притяжения и отталкивания (которые породили вихри частиц, а затем — их сферические сгустки, то есть планеты).
Началом «критического» периода принято считать 1770 год, когда Кант защитил диссертацию «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира».
Основными работами этого периода, принесшими Канту мировую славу, являются три произведения (создание которых сам Кант определил как «коперниканскую революцию в философии»):- «Критика чистого разума» (1781), посвященная проблемам гносеологии;
В «Критике чистого разума» Кант разработал учение, в котором ему удалось соединить сенсуалистический тезис (все содержание нашего знания проистекает из чувственного опыта) с рационалистическим тезисом (разум — не чистая доска, а активный инструмент познавательной деятельности, содержащий априорные идеи).
Согласно Канту, чувственный опыт дает нам ощущения, которые наш разум подводит под определенные понятия. Наиболее общими понятиями являются категории (причина и следствие, сущность и явление, закономерность и случайность и т.д.), которые являются «условиями мыслимости» всех предметов и явлений. Категории являются априорными, то есть даны нам до чувственного опыта (лат. a priori — от prior — до опыта). Они образуют внутреннюю структуру нашего мышления, «категориальный каркас», в который мы «вписываем» все данные чувственного опыта. Априорные формы познания, таким образом, упорядочивают и систематизируют ощущения. В отличие от «врожденных идей» Декарта, «априорные формы познания» Канта — это пустые, незаполненные логические формы мышления, данные нам изначально.
Ни ощущения, ни категории сами по себе не являются знанием. Ощущения субъективны и хаотичны, а категории без ощущений (без содержания) — это пустые формы. Как писал Кант: «Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы… Разум не может ничего созерцать, а чувства не могут ничего мыслить. Только из их союза может возникнуть знание». Совокупность априорных форм Кант назвал «трансцендентальным» слоем сознания, то есть содержанием сознания, выходящим за пределы чувственного опыта (лат. transcendens — выходящий). Он выделял три вида познавательных способностей человека — чувственность, рассудок и разум, каждому из которых соответствуют свои априорные формы познания.
Априорные формы чувственного познания
Термином «разум» Кант обозначил способность субъекта размышлять о мире как единстве всех явлений, о Боге как причине всех вещей и о душе как единстве всех психических явлений в человеке. Если разум попытается анализировать понятия «мир», «Бог» и «душа», как это делал бы разум, с реальными природными явлениями, то он неизбежно придет к противоречиям — «антиномиям» (греч. antinomia — противоречие).
Например, разум может заключить, что «мир конечен» и «мир бесконечен», что «Бог существует» и «Бог не существует», что «человек свободен» и «человек несвободен». Такие противоречивые выводы обусловлены тем, что «Бог», «душа» и «мир» — это не элементы объективной реальности, а априорные идеи самого разума. Благодаря наличию в нашем сознании априорных идей разума возможно существование философии. В процессе познания априорные формы, будучи несводимыми, как бы «накладываются» на чувственный опыт и «искажают» эффекты от реальных объектов. Поэтому Кант делит мир на «мир явлений» — то, что дано нам в познавательном опыте, и на мир непознаваемых «вещей в себе» — то, что недоступно нашему познанию. Вещь-в-себе» — это реальность как таковая, источник нашего чувственного опыта, о котором мы знаем только то, что он существует.
Тезис о непознаваемости вещи-в-себе позволяет отнести Канта к агностикам. Но суть его учения заключается не в отрицании познаваемости мира, а в четком разделении сферы, в которой возможно адекватное познание («мир явлений»), и сферы, о которой ничего определенного утверждать нельзя («вещь в себе»).
Этическое учение Канта изложено в трактате «Критика практического разума».
Кант отмечает, что человек принадлежит одновременно к двум мирам:
Как субъект морали, человек руководствуется своим практическим разумом, в котором следует искать мотивы всех своих поступков. Помимо «моральных» и «аморальных» поступков, Кант выделял третий вид поступков — «правовые» — поступки с «нулевой» моралью (например, ныряние спортсмена в воду). Кант предложил отнести к «законным» все действия, связанные с профессиональным долгом, а также действия, продиктованные эгоистическими мотивами. Истинно нравственный поступок, по мнению Канта, совершенно бескорыстен и даже может быть саморазрушительным (например, рискнуть собственной жизнью ради спасения незнакомого человека). Размышляя об истоках морали, о том, какая сила может «блокировать» человеческий эгоизм и инстинкт самосохранения, Кант приходит к выводу, что это может быть только Бог. (Позже эта кантовская идея будет названа «моральным доказательством существования Бога»).
Этика Канта рассматривает любого человека как самоцель, а не как средство для чего-то (даже если это общее благо). Основным законом этики Канта является «категорический императив», который гласит: «Поступай только согласно такой максиме, которую ты в то же время можешь пожелать сделать всеобщим законом». Другими словами, мы должны поступать так, чтобы этот поступок мог стать примером (правилом поведения) для всех людей.
Категорический императив — это внутреннее повеление человека, связанное с его пониманием своего морального долга. Именно способность человека поступать нравственно, то есть выполнять свой долг без принуждения, доказывает, что человек обладает свободой.
Таким образом, Кант отделяет мораль от религиозного обоснования, в котором нравственное поведение предопределялось «страхом Божьим», заботой о «спасении» бессмертной души и т.д. Практический (моральный) разум сам по себе содержит понимание того, в чем состоит наш долг, и не зависит от априорных идей теоретического («чистого») разума.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института