теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались
педагогика. Возникновение педагогической науки связывают с именем
Возникновение педагогической науки связывают с именем:
Выберите один ответ:
a. французского учёного Жана Жака Руссо
b. чешского педагога Яна Амоса Коменского
c. русского учёного П.Ф. Каптерева
Вставьте пропущенные слова: «Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития _____ _____ как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни»:
Выберите один ответ:
a. педагогического процесса
b. воспитательного процесса
c. образования и воспитания
Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье:
Выберите один ответ:
Идеи свободного воспитания в России пропагандировались:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Основателем научной педагогики и народной школы в России является:
Выберите один ответ:
Педагогика в дословном переводе означает:
Выберите один ответ:
d. детоводство
Педагогика как самостоятельная наука возникла:
Выберите один ответ:
a. в середине XVIII века
b. в первой половине XVI века
c. во второй половине XVII века
Современная педагогика – это:
Выберите один ответ:
a. наука об образовании и воспитании человека
b. практическая педагогическая деятельность
c. искусство преподавания
Теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались:
Выберите один ответ:
В качестве объекта педагогики выступает:
Выберите один ответ:
a. воспитательный процесс
b. образование как целостный педагогический процесс
c. образование как социальный феномен
В качестве предмета педагогики выступает:
Выберите один ответ:
a. воспитание и образование
b. педагогическое явление
c. образование как целостный педагогический процесс
Выберите один ответ:
a. выявление и описание возрастных особенностей детей
b. выявление закономерностей развития и саморазвития педагогического процесса
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. проектирование педагогических теорий и технологий
b. проектирование способов работы со школьниками
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. раскрыть основные тенденции в развитии школьников
b. раскрыть основные тенденции и перспективы развития педагогической теории и практики
К функциям педагогической науки относятся:
Выберите один или несколько ответов:
d. теоретическая
Объективно существующая, устойчивая, инвариантная связь между явлениями – это:
Выберите один ответ:
c. закон
Описательный уровень, диагностический уровень, прогностический уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:
Выберите один ответ:
a. теоретической функции
Выберите один ответ:
a. теоретической функции
b. технологической функции
В систему педагогических наук входят:
Выберите один или несколько ответов:
a. сравнительная педагогика
d. военная педагогика
В систему педагогических наук входят:
Выберите один или несколько ответов:
a. философия и история образования
b. психология обучения
c. общая педагогика
d. возрастная педагогика
В систему педагогических наук не входят:
Выберите один или несколько ответов:
a. психология воспитания
c. социальная работа
d. школьная гигиена
e. социальная педагогика
Теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей разрабатывает:
Выберите один ответ:
b. теория обучения и воспитания
c. социальная педагогика
d. семейная педагогика
Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Выявляет закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания медицинского персонала в учреждениях здравоохранения»:
Выберите один ответ:
a. медицинская педагогика
b. лечебная педагогика
c. гендерная педагогика
Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей»:
Выберите один ответ:
Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах»:
Выберите один ответ:
a. сравнительная педагогика
b. социальная педагогика
c. история педагогики и образования
Активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области, – это:
Выберите один ответ:
К собственно педагогическим категориям относятся следующие основные понятия:
Выберите один или несколько ответов:
Мера достижения определённого уровня развития отдельных свойств личности, позволяющая человеку ориентироваться в окружающей общественной среде и обогащать её, самосовершенствоваться и самореализовываться, – это:
Выберите один ответ:
Наиболее общее и ёмкое понятие, отражающее сущность той или иной науки, её типичные свойства – это:
Выберите один ответ:
Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от состояния образовательной сферы и возможностей её прогрессивного развития»:
Выберите один ответ:
a. образование как социокультурный феномен
b. образование как педагогический процесс
c. образование как социальное явление
Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью решения развивающих и образовательных задач, направленных как на удовлетворение потребностей общества в образованных гражданах, так и самой личности в её развитии и саморазвитии»:
Выберите один ответ:
a. образование как социокультурный феномен
b. образование как результат
c. образование как педагогический процесс
Относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение научными знаниями, нравственными и культурными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, – это:
Выберите один ответ:
a. образование как социокультурный феномен
b. образование как социальное явление
c. образование как педагогический процесс
Понятия, отражающие наиболее общие связи и свойства действительности, представляют собой:
Выберите один ответ:
a. философские понятия
b. частнонаучные понятия
c. общенаучные понятия
Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка) с целью формирования определенных знаний, 01. Устойчивая совокупность взглядов на мир, убеждений, установок, верований человека, определяющих выбор жизненной позиции, отношение к миру и другим людям это»>взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни – это:
Выберите один ответ:
b. воспитание в педагогическом значении
c. воспитание в узком социальном смысле
Организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования – это:
Выберите один ответ:
Осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств, – это:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
a. многоаспектное явление
b. сложный и многогранный процесс
c. процесс, тесно связанный с обучением
Процесс изменения личности как социального существа под воздействием экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических факторов, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности – это:
Выберите один ответ:
a. развитие личности
b. формирование личности
Выберите один ответ:
Специально организованный, целенаправленный, двусторонний процесс, в ходе которого осуществляется усвоение обучающимися научных знаний и способов деятельности, личностное развитие, – это:
Выберите один ответ:
b. педагогический процесс
Целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими общественным опытом, – это:
Выберите один ответ:
Целенаправленность, освоение ребенком социального опыта и соответствие социально-культурным ценностям, создание условий для усвоения определённых норм отношений – это общие признаки, характерные для воспитания:
Выберите один ответ:
a. в узком социальном смысле
b. в педагогическом значении
c. в широком социальном смысле
Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая технология
b. педагогическая система
c. педагогическая задача
Особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта посредством обучения и воспитания, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая деятельность
b. педагогическое взаимодействие
Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая деятельность
b. педагогическое взаимодействие
Целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, – это:
40. При формировании культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников беседы используются для:
А) обучение новому действию
Б) повышение интереса к выполнению действия
В) осознанное отношение к выполнению действия
Г) самостоятельность в выполнении действия
21.Объектом педагогики является:
А) психологические особенности личности
Б) методы педагогического исследования
В) педагогический процесс
Г) учение о принципах построения теории
22. Перед общей педагогикой ставятся задачи:
А) воспитание, обучение и образование людей
Б) анализ зарубежного педагогического опыта
В) исследование закономерностей восприятия
Г) освещение истории развития педагогических теории
А) общение людей в неформальных объединениях
Б) воздействие среды на личность
В) передача социального опыта
Г) учебная деятельность школьников
А) количественные и качественные изменения в организме человека
Б) увеличение роста и массы тела ребенка
В) стихийный процесс, независимый от воли человека
Г) приспособление к условиям жизни
25.Система педагогических наук включает:
А) межнаучные коммуникации философии и психологии
Б) принципы обучения и воспитания
В) отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых
Г) результаты социологических исследований
26. Отрасль педагогики, рассматривающая воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии:
27.Основная единица педагогического процесса – это:
28. Национальный проект «образование» включает в себя:
А) компьютеризацию школ
Б) поддержку молодых и талантливых учителей
В) создание региональных обучающих центров
Г) все ответы правильные
29.Совокупность учреждений, призванных решать образовательно-воспитательные задачи –
А) содержание образования
Б) система образования
В) концепция образования
Г) образовательное пространство
30. Автор книги «Материнская школа»:
Б) Ян Амос Коменский
В) Мария Монтессори
31. Документ, определяющий виды дошкольных учреждений:
А) «Закон об образовании РФ»
Б) «Концепция дошкольного воспитания»
В) «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»
Г) «Конвенция о правах ребенка»
32. Стиль взаимодействия воспитателя с детьми, в наибольшей степени способствующий формированию у дошкольников самостоятельности, инициативности, активности:
33. Функция воспитателя ДОУ, включающая определение психо-эмоционального состояния детей, уровня освоения ими содержания образовательной программы:
А) способность к творчеству
Б) педагогический оптимизм
В) самоанализ проделанных шагов
Г) способность понять эмоциональное состояние другого человека на уровне сопереживания
35. Вопросы воспитания и развития детей раннего возраста разрабатывали:
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались
346. Отличительными чертами культуры Возрождения являются:
• светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности
347. Памятник религиозно-философской мысли Древней Индии, содержащий теоретическую основу индуизма
• Бхагавадгита
348. Педагогическая мысль Руси XIV-XVI вв. была направлена прежде всего на:
• проблемы воспитания
349. Педагогические взгляды Конфуция нашли отражение в книге
• «Беседы и суждения»
350. Педагогическую триаду эпохи Возрождения составляют:
• классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание
351. Первая учительская семинария в России была открыта в:
• 1783 г
352. Первоначально христиане учили своих детей в:
• общественных учебных заведениях
353. Первую опытную станцию в России по народному образованию организовал и возглавил:
• С.Т. Шацкий
354. Первые афинские учебные учреждения классического периода
• дидасколейоны
355. Первые отечественные оригинальные издания учебной и методической литературы в России появляются в:
• XVIII в
356. Первые сведения о школьном обучении в Египте относятся к:
• 3 тысячелетию до н.э.
357. Первые словари и хрестоматии появились в Шумере за:
• 3 тыс. лет до н.э.
358. Первые университеты в Западной Европе появились в:
• XIII в
359. Первые церковные школы появляются в начале VII в. на территории
• Ирландии и Британии
360. Первые церковные школы появляются на территории Ирландии и Британии в:
• начале VII в
Теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались
1.1. Педагогика как наука, еë предмет и задачи.
1.2. Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).
1.3. Структура педагогической науки.
Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие «Введение в профессионально-педагогическую деятельность», а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.
Педагогика это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог производное от греческих слов «пейда» ребенок, «гогес» вести, буквально «детоводитель», «детовожатый».
Современная наука «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает «детовождение». Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.
Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.
Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика в широком смысле влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.
В узком смысле педагогика целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.
Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Методы исследования способы решения научно-педагогических задач.
Объект педагогики человек.
А.С. Макаренко ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Предмет педагогики это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Система педагогических знаний взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.
Категории педагогической науки
Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.
В широком социальном значении:
это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);
В узком социальном значении:
это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).
В широком педагогическом значении:
специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);
В узком (локальном) педагогическом значении:
это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).
Образование
Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола «образовывать» и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. Даль), создавать нечто новое, целое.
Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.
Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком смысле.
В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».
Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.
Главный критерий образованности системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.
В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования обучение.
Обучение
Обучение конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента преподавание и учение.
Преподавание (деятельность учителя) | Учение (деятельность ученика) |
Преподавание передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;
Учение усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Существует точка зрения, что обучение это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение со стороны деятельности ученика.
Развитие
Развитие это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);
Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.
Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)
Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.
Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Формирование
Формирование это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека личность.
Человек существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.
Личность субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.
Структура педагогической науки
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет