тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ

Развитие речи на уроках русского языка в начальных классах

Одной из главных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешности ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.

Всестороннее развитие речи положено в основу начального курса русского языка. Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методике обучения грамоте; грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) являются базой для методики обучения грамоте; на лексику и другие дисциплины, изучающие речь, опирается методика развития речи. Все вместе они составляют лингвистические основы методике обучения русскому языку.

Как увлечь ребят изучением языка, сделать урок русского языка любимым, интересным? Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о языке.

В начальной школе закладываются основы языковой культуры.

С первых уроков русского языка учащиеся должны четко осознавать роль занятий по русскому языку: русский язык учат для того, чтобы научиться выражать свою мысль грамотно, точно, выразительно и убедительно. Эта установка нуждается в постоянном эмоциональном настрое. Каждый урок русского языка – это шаг к формированию культуры речи детей. В любом грамматико-орфографическом упражнении можно найти возможность поработать над отдельным словом, словосочетанием, предложением, но непременно осознавая цель и реакцию ребенка.

Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, следовательно, и составная (практическая) часть уроков чтения.

Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий, по развитию речи, единой и для уроков чтения.

Потребность высказываться порождает речь, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. Проблему мотивации школьников детально раскрыли в дидактике Г.И. Щукина, Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова, А.К. Маркова и другие. Речь идет о внутренних побуждениях, которыми руководствуется ученик в процессе общения.

Среди внутренних побуждений младшего школьника наиболее существенную роль играет познавательный интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы с помощью речевых упражнений распознавать, поддерживать и формировать интересы детей.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Мотивы речи и учебная ситуация в процессе занятий многократно меняется.

Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами.

Творческое воображение детей необходимо постоянно развивать, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представляет себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет. Развивая речь ребенка, надо все время поощрять его к высказыванию, вызывать его на разговор.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно.

Первым из условий речевого развития ребенка – это потребность в общения. Но общение возможно только с помощью слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создавать речевую среду. Это второе условие речевого развития ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это особый способ познания действительности. Богатство речи ребенка во многом зависит от обогащения его различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иначе говоря, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.

Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем успешнее он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Ведь не секрет, что дети с плохо развитой речью всегда отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

М.Р. Львов выделяет три основных задачи школы по развитию речи учащихся. Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли.

Здесь нужна система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал, нужно соблюдение ступеней в формировании речи.

Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. Это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все шибки и недочеты, обычные у младших школьников.

Третье направление работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи учеников, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей. Таковы в общих чертах задачи школы по развитию речи учащихся.

Речь представляет собой широкое поле деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии:

– работа над словом;
– работа над словосочетанием и предложением;
– работа над связной речью.

Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, изложению, сочетанию проводится подготовительная работа над словом и предложением.

Систематичность – важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были по возможности равномерно представлены все доступные виды работ: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, рассказ по наблюдениям и т.д.

Но все эти упражнения дадут эффект лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон речевого развития. Это атмосфера постоянного внимания к языку и речи, и интереса к нему, здоровая речевая среда, которую создает школа.

Развитие речи – это долгая кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно дает плоды. Малый успех приводит к большому, речь совершенствуется и обогащается.

Источник

Тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ

Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.

Рыжкова Надежда Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 с.п. «Село Пивань»

Речь человека является отражением его культуры и образованности. По ней можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития.

Развивая в школе речь ребенка, мы развиваем его ​​интеллект. Только через развитие речи возможно развитие мышления, воображения. Поэтому особое внимание развитию речи ребенка уделяется на уроках русского языка и литературного чтения. Это неотделимо от любой языковой работы.

Для такой серьезной работы, как близкий к тексту и краткий пересказ, ученики нуждаются в такой подготовке, как: систематическое обучение связной речи, постепенное наращивание в самостоятельности учащихся и обучение их новым методам работы.

Необходимо, чтобы пересказ стал активным средством нравственного воспитания и развития ума и речи учащихся.

Особое место на уроках русского языка отводится обучению связной речи при помощи специальных упражнений для дальнейшего знакомства школьников с особенностями строения согласованной речи.

Главной особенностью связного текста является единство содержания, здесь учитель должен помочь ученикам понять смысл текста через работу над заголовком текста. Соотнося название текста с его содержанием и озаглавливая несколько предложений или часть текста, учащиеся устанавливают, что название текста соответствует содержанию и охватывает все содержимое.

Читая разрозненные предложения, ученики устанавливают, что все они объединены общим смыслом и, следовательно, могут быть озаглавлены, и поэтому из них можно сформировать связный текст.

Еще одним признаком текста является связность изложения, которое осознается в работе с деформированным или неполным текстом. Сравнивая упорядоченный текст с деформированным или неполным, учащиеся устанавливают, что в связном тексте все предложения являются частью текста, которые располагаются в определенном порядке и взаимосвязаны. Используя знания этой особенности, дети понимают, что от перестановки предложений в тексте смысл нарушается или становится непонятен.

Решение этой задачи осуществляется через систему занятий самостоятельного и обучающего характера во взаимосвязи с работой по устной и письменной речи.

В 3-м классе средством логического анализа текста может служить краткий пересказ. Выделение основных идей текста по логическим вопросам большинство учеников производят самостоятельно. Читая или слушая текст, дети кратко передают его содержание, демонстрируя, как хорошо они поняли смысл. На основе краткого пересказа, школьники с большей уверенностью переходя к вычислению смысловых единиц в тексте.

Пункты плана должны быть связаны по смыслу.

Пункты плана должны быть краткими.

Учитель помогает и подсказывает учащимся, особенно на первых порах, в формировании пунктов плана.

Успешная работа по обучению пересказу младших школьников будет в том случае, если учитель начальных классов в совершенстве владеет методикой и новыми технологиями в обучении пересказу.

Поэтому учитель должен придавать принципиальное значение развитию учащихся, которое играет большую роль в овладении ими навыками чтения, умениями разобрать прочитанное, разнообразными приёмами работами с произведениями художественной литературы.

Таким образом, формирование у каждого ученика прочных умений, от которых зависит самостоятельное усвоение содержания читаемых текстов, пересказ их, относится к числу важнейших задач уроков литературного чтения и русского языка и играет важную роль в начальных классах для формирования правильной и четкой речи у школьников.

Материалы подготовил(а): Рыжкова Надежда Владимировна

Источник

Развитие речи на уроках русского языка в начальной школе.

тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Смотреть фото тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Смотреть картинку тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Картинка про тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Фото тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ

Способность чётко и ясно излагать свои мысли требуется каждому человеку. В данной работе предлагаются различные виды заданий для развития речи учащихся.

тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Смотреть фото тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Смотреть картинку тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Картинка про тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Фото тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ

Содержимое разработки

Развитие речи на уроках русского языка в начальной школе.

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно

вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
К.Д. Ушинский

Способность чётко и ясно излагать свои мысли требуется каждому человеку. Речь является средством коммуникации, основой всякой умственной деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому одна из главных задач школы – обогащение словаря учащихся и развитие речевых умений и навыков.

Эти умения и навыки развиваются в процессе активной речевой деятельности, то есть через восприятие речи и говорение.

Свою работу по развитию речи учащихся я строю по следующим направлениям:

*работа над звуковой стороной речи;

*работа над лексическим значением слов и их правильным употреблением;

*развитие связной речи;

*развитие культуры речи.

Все эти направления одинаково важны, взаимосвязаны, взаимообусловлены и могут прослеживаться на любых уроках, в начальной школе.

Уроки русского языка и литературного чтения начинаю с работы над звуковой стороной речи, правильным произношением слов. Это чистоговорки, скороговорки (с проговариваем в разном темпе, с разной интонацией), хоровое чтение предложений и текстов. Например,

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же-же-же – дождь прошел уже.

За-за-за – уходи домой, коза.

Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

Большое значение придаю работе над словарем учащихся, предполагающей

-обогащение и уточнение словаря;

— Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

Объясните значение данных слов.

Особенность словарной работы состоит в том, что она прослеживается в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

По разным данным дети семи лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к окончанию обучения в начальной школе словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами, причём более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка – чтения, грамматики.

При работе над лексическим значением новых слов использую следующие варианты их введения и закрепления.

Игры Деда Буквоеда. Игра «Крепкие орешки».

Эти орешки не простые, а с секретом. Найдите потерявшиеся буквы и образуйте новые слова.

тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Смотреть фото тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Смотреть картинку тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Картинка про тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Фото тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ

Новое слово произношу чётко, показываю его написание и раскрываю значение через показ предмета (его иллюстрации), признака или действия. Для активизации слова даю примеры использования слов в речи и прошу детей составить предложения с новыми словами (выражениями). Для закрепления новых слов предлагаю творческие домашние задания: составить предложения, рассказ или сказку, кроссворд, используя новые слова, дополнить однокоренными, подобрать к ним синонимы и антонимы. Стараюсь воспитывать у детей привычку замечать в текстах неизвестные им слова и потребность выяснять их значение, обращаясь к учителям, родителям, используя словари.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения языку является работа по развитию связной речи учащихся. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. При работе над предложением использую следующие приемы:

-составление предложений с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа);

-составление предложений заданного типа по схемам-моделям;

-распространение предложений, перестройка их структуры;

-выражение одной и той же мысли в различных вариантах;

-редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

Развитие связной речи происходит при рассматривании картин, других наглядных пособий, при чтении художественных текстов и их пересказе. Воспроизведение прочитанного является эффективным приёмом развития не только речи, но и мышления. При обучении пересказу особое внимание обращаю на последовательность изложения, выразительность, умение увлечь, заинтересовать слушателей.

В работе над связной речью эффективны следующие упражнения:

-развернутые ответы на вопросы;

-анализ прочитанных текстов;

-устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

-записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;

-рассказывание художественных текстов, заученных на память;

-разыгрывание ситуаций, диалогов;

-письменное изложение образцовых текстов;

-письменные сочинения разнообразных типов;

-составление отзывов о прочитанных книгах.

различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий, с перестройкой текста, с творческим дополнением).

Одним из важнейших качеств связной речи является умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном эпизоде. С целью развития этого умения предлагаю учащимся попытаться представить себе в наглядной, образной форме ситуацию, описанную в тексте. Смысл задания заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать у себя чёткие наглядные представления, отражающие наиболее чёткие моменты содержания текста, а затем уже на их основе сформулировать соответствующие словесные обобщения.

Нужно помнить, что ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Для меня очень важно, чтобы все задания дети выполняли с интересом: только тогда обучение будет успешным, а усвоение знаний – прочным. Заинтересовать, организовать и направить учебную деятельность каждого ученика на поиск личностного смысла на уроке непросто, так как мыслить человек начинает только тогда, когда есть любопытство, удивление, когда он сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. А чтобы они были для него значимы, они должны находиться в мире его детства. Поэтому тщательно отбираю материал для уроков, стараюсь использовать игровые упражнения, детские высказывания, забавные сюжеты сказок, мультфильмов. Использование занимательного материала и творческих заданий позволяет разнообразить уроки, делает их интереснее, способствует общему развитию ребёнка.

Большие возможности по развитию речи учащихся открываются при интеграции уроков. Интегрированное обучение способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному развитию личности.

Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.

Целенаправленная, последовательная и систематическая работа позволяет формировать у учащихся речь, отвечающую следующим требованиям:

-богатство языковых средств (умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы и структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание);

-точность речи (умение не просто говорить, но и выбрать для поставленной цели оптимальные языковые средства – такие слова, словосочетание, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства);

-логичность речи (последовательная, четко построенная, связанная в своих частях);

-чистота речи (устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов);

-знание норм речевого этикета.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают комплексно. Каждый педагог может внести что-то, присущее своей специальности: математик приучать к краткому и логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему и т.д. Главное помнить, что забота о чистоте, правильности, выразительности речи должна быть общим делом всех учителей, работающих в школе.

Источник

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО»

Методическая работа на тему: «Развитие речи младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО»

Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка………………………………………………………5

Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть.

Развитие речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского языка.

Известно, что хорошо развитая речь оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

В системе работы над развитием речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды сочинений.

Использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными. Развитие речи учащихся будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.

Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.

Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.

Но важнейшими условиями успешной работы по развитию устной речи на уроках русского языка и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:

— многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;

— осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной

— деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;

— системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.

В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации учителям.

-систематически проводить лексическую работу на всех уроках в начальной школе;

-проводить работу со словом по всем направлениям: над обогащением, активизацией, уточнением словаря, соблюдая при этом все требования к речи;

— целесообразно использовать разнообразных приемов для эффективного усвоения значения новых слов детьми (подбор синонимов, антонимов, словообразовательный анализ, работу с толковым словарем, объяснение в контексте и т.д.);

— использовать в своей педагогической деятельности различные виды упражнений творческого характера, побуждая детей к осознанному употреблению новых слов.

Я считаю, что шаблон и стихийность недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждый урок и на перспективу. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

Я поставила перед собой цель:

— повысить уровень развития речи учащихся через систематическую, целенаправленную работу по развитию речи и своевременное диагностирование успешности обучения.

Данная цель потребовала решения следующих задач:

— исследовать уровень развития речи учащихся и определить этапы работы

— отобрать наиболее эффективные методы и формы диагностики

— обработать результаты исследования и спланировать дальнейшую работу по повышению уровня развития речи.

Развитие речевой деятельности младших школьников

на уроках русского языка.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возрастной и школьный период. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь становится также средством познания окружающего мира, планирования действий. развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих усложняющих знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Он требует постоянного педагогического руководства.

Изучив методы диагностики, выбрала наиболее приемлемые на данном этапе: тестирование, наблюдение, анализ результатов деятельности.

Методика применяется для диагностики структуры речевого дефекта, оценки степени выраженности нарушений разных компонентов речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы; комплектования групп на основе общности структуры нарушения речи; отслеживания динамики речевого развития и оценки эффективности коррекционного воздействия. Методика обследования устной речи является стандартизированной, направлена на выявление актуального уровня речевого развития обучающегося. Форма проведения: индивидуальная.

Оцениваемые компоненты речевой системы: 1) фонематическое восприятие; 2) артикуляционная моторика; 3) звукопроизношение; 4) слоговая структура слова; 5) навыки языкового анализа; 6) грамматический строй речи; 7) словарь и словообразовательные процессы; 8) понимание логико-грамматических отношений; 9) связная речь.

Первый, второй и третий компоненты решила не брать, так как в 1 классе фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение были сформированы.

После проведения диагностика пришла к выводу, что у 4 детей речь развита на высоком уровне, у 5 – на среднем уровне, у 1 – на низком уровне.

тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Смотреть фото тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Смотреть картинку тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Картинка про тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ. Фото тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в каком классе ответ

Эти показатели мне предстояло повысить в течение двух месяцев.

В течение двух месяцев на уроках русского языка я вела работу по развитию речи.

Для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, необходимо создание определенных условий.

Первое условие – это потребность общения, или коммуникация. Где должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем то, рассказать о чем-то.

Второе условие – это создание речевой среды. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

Второе требование – логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично не переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Следующее требование – это точность речи. Под точностью речи понимают умение говорящего пишущего не просто передать факты, наблюдения, Чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно сжато передавать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Ясность речи – это доступность тем людям, кому она обращена.

Говорящий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы слушающего. Речи вредит излишняя, перегруженность терминами.

Чрезвычайно важно также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. И выразительность. И ясность речи предполагают также ее чистоту – отсутствие лишних слов, просторечий и выражений.

Исходя из этого, можно сформулировать общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся

Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи

Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточно лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи

Вести специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками русского языка, чтения, изучаемым на них материалом

Определила несколько направлений:

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие слуховой памяти

Обогащение и активизация словаря

Развитие связной речи

Если ребенок различает слабо звуки на слух, искаженно сам их произносит или заменяет на другие, то он, конечно, не сможет четко представлять себе само слово.

И поэтому первоначальной задачей я определила: развитие речевого аппарата, для устранения нарушений в звукопроизношении.

В каждый урок обучения грамоте я включила речевые разминки, которые состоят из нескольких этапов, включающие разные упражнения:

При выполнении дыхательных упражнений ставлю следующие задачи:

Выработать умение делать вход

Развивать умение правильно выдыхать

Научить руководить своим дыханием

Задачей второго этапа речевой разминки состоит в том, я чтобы разогреть мышцы языка, губ, щек, обеспечить им наибольшую подвижность при говорении.

Для этого включила упражнения для развития артикуляции, например «лопаточка», чашечка», футбол»

Третий этап речевой разминки основывается на чтении гласных букв или сочетаний, слогов и слов.

Для обеспечения произнесения и запоминания использую разные шуточные рифмы, чистоговорки.

Скороговорки:
Лара у Вали
Играет на рояле.

Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.

Четвертый этап речевой разминки, определял следующие задачи:

-дать образец четкого произношения в разном темпе

-научить управлять своим языком

Используются скороговорки, так они обычно содержат максимальное количество трудных мест для произношения, но благодаря многократному повторению, можно добиться чистоты выговора.

Кроме того необходимо чередовать легкие скороговорки с трудными. После четкой артикуляции звуков и медленного правильного чтения они заучиваются. Каждой разминке уделяется 5-7 минут вначале урока.

Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.

1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить, запомнить, научиться).

2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент часто планирую нестандартное начало урока.

— Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.

— Назови слова с ударением на первом (втором) слоге.

— Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал.

3. Продуманность отбора материала:

— Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам.

— Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7.

— Введение в урок пословиц и поговорок необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.

— Воспитательная направленность речевого общения достигается использованием материалов «Культура общения». Обогащаю урок словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».

— Учу строить свободные высказывания.

а) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам;

б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»;

в) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»;

г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода, если на небе большая туча?».

Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к уроку, продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок. Контролирую речь учащихся, исправляю недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность.

Свою работу строю следующим образом. Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально-нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.

Начинаю с обогащения словаря детей. Стараюсь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав), произношение, написание, его значение. И здесь на помощь приходит игра.

Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё.

— Назови слова близкие (противоположные по смыслу).

— Среди слов найди лишнее: «лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием.

— Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.

— Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».

— Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».

— Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».

Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого я, прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово.

Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие. Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать, призывом стать, и отзывом, и зовом. И проклинают, и клянутся словом, напутствуют, и славят, и чернят.

Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомлю детей с этимологией. Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В качестве материала для наблюдений, я использую производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи.

Рад и взрослый, и ребёнок,

Когда беленький, как снег,

В стаде первый оленёнок

Появляется на свет.

— О ком идёт речь в стихотворении? (об оленёнке).

— Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень).

— Сравните слова по значению. В чём заключается различие?

— Благодаря какой части в составе слова «оленёнок», его значение

отличается от слова «олень».

Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд.

— С помощью какого слова выражено отношение автора к птенцу?

— Какая часть слова выражает это отношение?

Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение. Например: «волк – волчица – волчонок».

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания

При работе с синонимами использую следующие упражнения:

— Соедини слова в пары: «метель, рубеж, вьюга, граница».

— Запиши слова в порядке уменьшения качеств: «маленький, крохотный, небольшой».

— Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить: «пунцовый, кумачовый – флаг, мак».

— Замени глагол: «В магазине мы деньги теряем (тратим)».

— Уточни действие: «Собака съела конфетку (проглотила, сгрызла)».

В отличие от слова, предложение обладает смысловой и интонационной законченностью. Исключительно широкие возможности для усвоения детьми признаков предложения заключает в себе такой вид заданий как «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы.

«Картина висит на стене».

«Картина висит на стене в детской».

Ещё в практике использую такой вид работы с предложением, как:

— Составь предложение по схеме:

— Подбери и напиши подходящие по смыслу слова: «(Какой?) в сентябре лес. (Какой?) лист и (какая?) травинка. (Какое?) солнце и (какой?) ветер».

Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке. Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речевой деятельности.

Из копилки пословиц и поговорок предлагаю, например следующее:

Мал золотник, да дорог.

Гроша не стоит, а выглядит рублём.

Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.

Друзья познаются в беде.

Задание предлагаю такое:

1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему.

2. Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль. Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста, в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки или текста-рассуждения. Так постепенно ты научишься одно предложение превращать в текст.

Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.

Белая ворона звезд с неба не хватает

Гусь лапчатый правая рука

Желторотый птенец язык без костей

Собаку съел семь пядей во лбу

Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке (медленно)

Рукой подать (близко)

Кривить душой (лгать)

Повесить нос (грустить)

Себе на уме (хитрый)

Гонять лодыря (бездельничать)

Во все лопатки (быстро)

Раз два и обчелся (мало)

Куры не клюют (много)

Кожа да кости (худой)

На уроках дети учатся строить связные высказывания разных типов. Преобладает в знаниях по развитию речи по-прежнему устная речь: устные рассказы о событиях из жизни, о своих впечатлениях, наблюдениях. Задача учителя состоит в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого, к знаниям в мир, богатый интеллектуальной жизнью. В современной начальной школе уделяется большое внимание развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, овладение им учебной деятельностью, формирование у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных навыков является навык чтения. За последнее десятилетие не мало вопросов было посвящено этому вопросу-исследованию процесса чтения, особенно в начальной школе.

Зная уровень подготовки класса для посильного самостоятельного чтения (особенно для детей с низкой скоростью чтения) предлагаю перечитывание понравившихся стихов и сказок. Это стимулирует у них развитие смысловой догадки, способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с любимой книгой.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение; выполняя разнообразные виды упражнений: рассказы, сочинения, изложения, монологические задания: сжатые и подробные пересказы, по наблюдениям, по сериям картин, составление сказок, выполнение речевых разминок ведут к развитию речи учащихся. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учеников и учителей. Систематическая работа обязательно приведёт к успеху.

И в начале ноября провела тестирование повторно. И пришла к выводу, что проделанная работа повысила уровень речи детей: у семи детей- высокий уровень развития речи, у троих – средний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *