телесно ориентированная терапия обучение баскаков
Владимир Баскаков, танатотерапия, телесно-ориент
Международная программа «Культура тела» под руководством В.Ю.Баскакова
Закончилась активная стадия освоения в НОВОСИБИРСКЕ метода В. Баскакова телесно-ориентированной психотерапии и 1 модуль ТАНАТОТЕРАПИИ!
Владимир Баскаков запись закреплена
Владимир Баскаков, танатотерапия, телесно-ориент запись закреплена
Юлия Евдокимова запись закреплена
Юлия Евдокимова запись закреплена
Клуб Танатотерапии продолжает свои встречи в онлайн пространстве!
В этот раз у нас настолько интересная и сложная тема, что ее обсуждение точно будет захватывающим!
«Эвтаназия: за и против»
Показать полностью.
Этот сложный вопрос нам поможет осветить Юрий Андреев (г. Новороссийск) — практикующий медицинский психолог, придерживающийся мультимодального и интегрированного подхода к человеческой жизни, в том числе к его психологическому здоровью. Сертифицирован по Эриксоновскому гипнозу, Танатотерапии, усовершенствование квалификации по Когнитивно-поведенческой терапии, Психодинамической терапии, Психосоматической психотерапии.
Все подробности вы можете узнать по следующей ссылке, как и приобрести билеты:
Юлия Евдокимова запись закреплена
International Thanatotherapy Association (ITA)
и лично Владимир Баскаков
приглашают 20 марта с 19.00 до 21.00 на свое первое заседание: «От рождения до смерти»
Показать полностью.
• «Роды, ритуал и обряд»
Разговор пойдет об исконно русской традиции организации родового процесса как сложного парного (муж-жена) и группового пространства, где ритуалам и обрядам уделялось огромное значение.
• «Who is похоронный агент?»
Вы собираетесь жить вечно? И Ваши близкие тоже? Не проще ли подготовиться заранее? Или, хотя бы узнать – как это делается! Те вопросы, которые предполагается обсудить:
— почему хорошо заранее подобрать себе похоронного агента?
— кого и чему обучают в этой сфере?
— как спасается похоронный агент от «эмоционального выгорания»?
— где можно почитать о церемониале похорон?
— кого можете порекомендовать из Ваших коллег?
Выступающая: Татьяна Раева – долго работающий в этой сфере похоронный агент
• Обсуждение последнего фильма-откровения Алексея Балабанова «Я тоже хочу»
Фильм описывает путешествие пяти человек к мистической Колокольне Счастья, которая, по слухам, находится в некой зоне, где-то между Санкт-Петербургом и Угличем, в которой высокий уровень радиоактивного заражения, и местное население в одночасье погибло.
Так, несколько очень разных по своей природе людей — музыкант, бандит, его друг Матвей со стариком-отцом, а также подобранная по дороге девушка-проститутка едут в это загадочное место, чтобы обрести счастье. Но известно, что Колокольня «принимает» не всех и никто никогда не возвращался из этой зоны.
Фильм многие сравнивают со «Сталкером» А.Тарковского.
Фильм интересно обсудить с позиции танатотерапевтического взгляда, что мы и попробуем сделать!
Еще: если у Вас есть информация, которой Вы хотели бы поделиться с коллегами – это можно сделать – поместив ее в чат встречи
Время работы Клуба: 20 марта с 19.00 до 21.00 (время московское)
Стоимость участия: 200 рублей, членам International Thanatotherapy Association (ITA) – 150 рублей.
Владимир Баскаков запись закреплена
Владимир Баскаков запись закреплена
30 июня, 8 и 13 июля с.г. в zoom’e
состоится серия вебинаров
«Введение в практику ребефинга»
с самим Дэном Брюле (. )
Вебинар 1. 30 июня.
Вводное слово о ребёфинге: бэкграунд, история и эволюция практики. Базовые техники ребёфинга: практика. Ответы на вопросы аудитории. Домашнее задание.
Вебинар 2. 8 июля
Принципы и составные части Дыхательной Терапии. Формула Трансформации и основы мастерства дыхания. Сессия ребёфинга. Шеринг. Домашнее задание.
Вебинар 3. 13 июля
Тема и фокус третьего вебинара будут зависеть от группового процесса, от того, какие темы станут актуальны участникам после их опыта работы с дыханием.
«Нужно ли умереть для того, чтобы жить?»
Комментарии 0
Мне нравится 0
Владимир Баскаков: Относительно технологии работы суть телесно-ориентированной психотерапии (в этом и ее отличие от других направлений!) – в большем внимании телу клиента и своему со стороны терапевта и консультанта. Сходство с другими направлениями – в общих целях и задачах терапевтического процесса, достаточном внимании со стороны телесного психотерапевта, уделяемое и телу, и чувствам и сознанию клиента.
ПН: Вы пошли дальше традиционной телесно-ориентированной психотерапии и
придумали танатотерапию. Почему?
б) проделать «целительную» для человека и его организма работу («утро вечера мудренее»).
На разных уровнях запроса человек (клиент) может получить разное – от примитивного тотального расслабления и отсутствия бессонницы до ответов на «вечные» вопросы Бытия.
ПН: Опишите, пожалуйста, круг проблем, решаемый с помощью танатотерапии.
Также танатотерапия может помочь принимать трудные решения. Всем нам не раз приходилось выбирать одно, отказываясь от другого, и переживать из-за этого. Иногда переживания настолько сильны, что человек вообще отказывается от необходимого выбора. В конце концов, мы просто боимся совершить ошибку. Эмоции не дают трезво обдумать возможные последствия. Мы даем возможность принять трудное решение, сохраняя душевное равновесие.
ПН: Получается, что проблемы жизни решаются через контакт со смертью?
Баскаков Владимир: Получается, что так. Очень похоже на то, что именно повышенный самоконтроль и страх смерти (с которыми работает танатотерапия) становится причиной множества заболеваний и психологических проблем. С помощью техник танатотерапии человек приходит к полному расслаблению своего тела, при котором страх смерти и повышенный самоконтроль исчезают. Приемы танатотерапии действуют на клеточном уровне, в состоянии расслабления тело способно выровнять нарушенный баланс между всеми физиологическими процессами и восстановить утраченную пластичность.
ПН: Влияет ли метод танатерапии на трансформацию осознания смерти?
Баскаков Владимир: Конечно. Танатотерапия помогает человеку развернуться лицом к смерти и даже найти в ней положительные стороны. Особая функция танатотерапевта – это помощь тем, кто ухаживает за больными и умирающими. Танатотерапевт в этом случае обучает тому, как помочь максимально расслабить больного, снять боль, увести от беспокоящих мыслей, улучшить настроение и открыть путь для оптимизма.
ПН: Как происходит сеанс танатотерапии? Что происходит с человеком?
Баскаков Владимир: Сеанс танатотерапии продолжается около 30-40 минут. Клиенту никакой информации о методе не предъявляется, просто – сеанс релаксации. В успешном результате сессии клиенты лежат с похолодевшими конечностями, глаза открыты. Наблюдаются все 15 составляющих переживания смерти по Моуди. Видения, туннели, выход из тела, существа светящиеся. Это модель клинической смерти. Клиенты удивлены – «Я что – умер, что ли?» И самое главное: «Так это совсем не страшно?»
ПН: А что на сеансе требуется от клиента?
ПН: Безопасен ли этот метод? Не может ли человек действительно умереть во время сеанса?
Баскаков Владимир: Танатотерапия проводится уже 20 лет и за эти годы никто не умер. Метод абсолютно безопасен. В процессе инициации клиент контролирует свое состояние, это вытекает из самой техники сеанса. Кроме того, мы работаем в самом безопасном пространстве – пространстве земли. Клиент максимально «заземлен», контакт с землей полный, он не дает возможности «оторваться». Мы не используем никакого дополнительного суггестивного воздействия. Все, что делается на сеансе, делается только с телом человека и это само уже есть доказательство безопасности метода.
ПН: Каждый ли человек «годится» для танатотерапии? Бывает ли, что Вы отказываете клиентам?
Баскаков Владимир: Годится каждый человек, кто решил «примерить» на себя этот «костюм». Понятно, что не всем он подходит. Всегда трудное решение терапевта – «перекраивать по месту» или отказать на основании, что «вы не подошли этому костюму!».
ПН: Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь запомнившемся случае танатотерапии.
ПН:А есть ли «минусы» у телесной терапии и у танатотерапии?
ПН: Насколько телесная психотерапия и танатотерапия являются долгосрочными
видами терапии? Можно ли что-то изменить в себе (в ситуации) быстро?
Баскаков Владимир: Само понятие «долгосрочности» нуждается в уточнении. Например, на Западе «краткосрочная» терапия может длиться и год и более. В себе быстро можно изменить что-либо только в особых случаях. Мы, в истории нашей страны, не единожды попытались с «первой передачи», включать сразу «задний ход»!
ПН: Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нашим читателям…
Танатотерапия позволяет понять, что никогда не поздно начать жить! Даже в конце своей жизни!
Баскаков В., Телесно-ориентированная психотерапи
Баскаков В., Телесно-ориентированная психотерапи запись закреплена
Владимир Баскаков, танатотерапия, телесно-ориент
Друзья, приглашаем Вас на тренинг Дмитрия Пшонко «7 навыков высокоэффективных людей».
9-11 октября в Новосибирске. Тренинг Дмитрия Пшонко основан и опирается на практический опыт известного во всем мире бизнес-консультанта и автора книг Стивена Кови.
Баскаков В., Телесно-ориентированная психотерапи запись закреплена
Денис Кудряков
Баскаков В., Телесно-ориентированная психотерапи запись закреплена
Алёна Аксёнова
Баскаков В., Телесно-ориентированная психотерапи запись закреплена
Алёна Аксёнова
Баскаков В., Телесно-ориентированная психотерапи запись закреплена
И все – из первых рук ведущего Владимира Баскакова (Россия, г. Москва).
Стоимость — 9000 руб. Скидки! Регистрация на семинар действительна по предоплате.
Регистрация на семинар по телефонам.
Количество мест ограничено — 20 человек.
По окончании участникам выдается именной сертификат.
В стоимость семинара входят обеды.
По вопросам участия в тренинге обращайтесь
8-913-377-25-53 (Альбина), 8-962-825-04-95 (Нина)
baskakov.vladimir@bk.ru
www.thanatotherapy.ru/
Оплатить семинар можно лично при встрече и по безналичному расчету.
Баскаков В., Телесно-ориентированная психотерапи запись закреплена
Международная программа
«Культура тела» под руководством В.Ю.Баскакова
Телесно-ориентированная
психотерапия (I модуль),
Показать полностью.
9-11 сентября
2011г. г. Новосибирск
9–11 сентября 2011 г.
в Новосибирске состоится семинар «Телесно-ориентированная
Психотерапия» одного из ведущих телесно-ориентированных
психотерапевтов России, автора системы и метода танатотерапии,
координатора Международной программы «Культура тела» Баскакова
Владимира Юрьевича (Москва).
Этот
семинар будет интересен для психологов, психотерапевтов, врачей и всех
интересующихся разными направлениями работы с телом.
Этот семинар
дает представление об особенностях телесно ориентированной психотерапии
и о том, чем ТОП отличается от других методов, видов, форм работы
с телом. Дается обзор основных подходов в ТОП: вегетотерапия В.Райха,
биоэнергетика А.Лоуэна, телесная педагогика М.Фельденкрайза, биосинтез
Д.Боаделлы.
Основные
понятия и принципы работы:
1. Введение.
Определение области телесно-ориентированной психотерапии. Причины, по которым
психологи-практики обращаются к методам ТОП. Задачи ТОП. Достоинства и критика
ТОП.
2. Проблемная анатомия.
3. Типы контактов: игольчатый и идеальный.
4. «Иньские»
и «янские» подходы в работе
7.
Биологическое и социальное тело.
8. Вильгельм
Райх: Развитие теории оргазма. Средства
для распускания панциря. Сегменты мышечного панциря.
9. Основные
принципы работы в райхианской психотерапии.
10. Лоуэн:
Биоэнергетика – теоретические нововведения.
Телесно ориентированная терапия обучение баскаков
В обычной же жизни человек ежедневно сталкивается с различными аналогами процесса умирания и смерти.
Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется, сверхконтроль сознания покидает тело и последнее становится объектом предметом (сравни, «покойник», «вечный покой»). В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т. е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги).
Наилучшим образом это прослежено в сказочной традиции (ожившие персонажи произносят традиционное «как долго я спал»). Большинство молитв «на сон грядущий» и «заутренних» по сути описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскрешение). Механизм целительности сновидений аналогичен механизму целительности танатотерапии: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных («утро вечера мудренее») бессознательных структур, активизация энергии, которая не приводит к привычному ее подавлению и удержанию (к примеру, удержанию чувств в «Русском теле» (2) или, наоборот, — отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»), что способствует ее разблокированию и гармонизации.
Вышесказанное позволяет положительно оценить роль смерти в жизни человека и позитивно отнестись к имеющемуся опыту работы с процессами умирания и смерти (отец П Флоренский, Р Моуди, С Гроф, Э Кюблер-Росс и др).
Танатотерапия, в отличие от имитационных практик, моделирует процесс правильного естественного умирания. В ее основе — характеристики тела человека, умершего таким видом смерти (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, предметность объектность тела, т. н. биологическое дыхание и др) Каждый те тесный прием охватывает целую область работы с телом человека и оформляется через своеобразный принцип Мы приведем лишь некоторые из приемов танатотерапии.
Подготовительное упражнение
Участники семинара усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии. Для этого он просит участника группы выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Как показывает опыт проведения многочисленных семинаров по танатотерапии — практически все изъявившие желание участники ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки — вдоль туловища, причем ладонями вниз Вы же предлагаете занять позицию «звезды» («фигуру Витрувия» Леонардо да Винчи) с ладонями, обращенными наружу.
Фигура Витрувия
Почему же практически во всех случаях избегается позиция «звезды»? Все отмечают открытость и связанную с ней незащищенность человека, лежащею в такой позиции. У большинства эго ассоциируется с «опасностью лишиться, потерять» Но не учитывается другая сторона позиции звезды» — это одновременно и позиция максимального получения. В этой амбивалентности данной позиции лежит типичная ошибка и, в некотором роде, — трагедия человека, «боясь потерять — лишаешься получить». Живя (а мы действительно так в основном живем) в позиции закрытости — сколь многого мы лишаемся: информации, переживаний, энергии, красок мира. Отсюда — и главная цель телесных практик в любых системах психотерапии и эзотерических системах помочь человеку занять в жизни позицию «звезды», сделать эту позицию максимально безопасной.
Отмеченная позиция («звезда» или «фигура Витрувия») входят в разряд т. н. реальных позиций и характеризуются максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу этой амбивалентности, а, значит, — повышенной энергичности (чем больше «разность потенциалов» — тем сильнее ток), энергоемкости, — и звезда, и человек в позиции «звезды», и круг (круг участников семинара, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) — наиболее часто используемые магические символы.
1. «Театр прикосновений»
Главное условие правильности выполнения данного приема формулируется как «не спеши!» (именно так, а не, например, «делай медленнее»). Другое важное условие: вы предлагаете активно-действующим выждать некоторое время после начала выполнения приема, а не «набрасываться» на пассивно-воспринимающих. В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме — оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае контакты со стороны «актеров» становятся актуальными, принятыми «зрителями».
Цель «актеров» в этом импровизированном театре тела («телесном джазе», но меткому выражению П Горобца) — удивить своих партнеров, причем, удивить постановкой «спектакля», его сюжетом, сценическими ходами. Задача пассивно-воспринимающих — одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач («чем меня касаются?», «где будут касаться в следующий раз?» и др.).
Специальное замечание касается окончания данного и всех последующих упражнений-приемов. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, чаще всего, и за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается из позиции лежа прямо подняться и сесть (вспоминается, что так поднималась и садилась в гробу гоголевская ведьма из «Вия»). Правильное окончание — это вначале ротация-поворот тела на бок и, только потом, подьем. Вспоминаем, что именно так поступают дети первых лет жизни, осваивая пока еще не послушное их воле тело (а значит — более объектное, пассивное, расслабленное — то тело, на достижение характеристик которого и нацелен данный прием).
2. «Телесная гомеопатия»
В этом приеме мы открываем для себя область т.н. «телесной гомеопатии» и знакомимся с одним из ключевых ее принципов — принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии, врач Ганеман, в работах «Organon’, ‘Fragmenta de Viribus» (1805) и «Reine Arzneimittellehrc» (181t) сформулировал принцип, который применительно к танатотерапии, можно представить может быть так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.
В демонстрации партнер, на котором вы показываете данный прием, занимает позицию «звезды». Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Первое — устанавливаете контакт. Затем, после достаточно продолжительного времени, прикоснувшись своей рукой, к примеру, к его ступне, вы начинаете плавно и очень медленно (принцип «не спеши» предыдущего приема сохраняется) надавливать и, таким образом, отводить ее в сторону.
Заметим, что в русском языке представляется трудным найти глагол, обозначающее описываемое действие и не содержащий контекст увечья (сравни: скручивать-выкручиватъ-сворачивать — мед. сворачивать ногу, смещать — мед. смещать кости и др.).
Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно-воспринимающий сразу реагирует на данный прием — прежде всего, дыханием (оно меняется), тремором «шторок» ресниц, последние отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля).
Время, отводимое на данный прием, не ограничено и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл (хорошо воспринимается шутка, что цикл состоит из одной ноги, одной руки и одной головы).
При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная и измеряется килограммами веса руки. Это разница связана с участием контроля и активности лежащего в позиции «звезды» партнера. Вспомним, что истинную неактивность, пассивность, предметность тело занимает только после смерти (отсюда шоковость эффекта фильма А.Сокурова «Круг второй», особенно тех кадров, где тело умершего отца героя используется в этом непривычном качестве — в роли предмета, объекта, рядоположенного к другим предметам, явствам и др).
В работе с головой особое значение придается посадке активно-действующего. Она должна быть максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего пассивно-воспринимающего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ваших ног. Руки лежащего широко раскрыты (позиция «звезды») и лежат на полу. Вы касаетесь ладонью одной из щек. Выдерживаете значительную по времени паузу (лицо — одно из ниболее табуированых мест «русского тела»). Только после этого плавно и аккуратно приступаете к надавливанию. Своим надавливанием Вы отводите лежащую голову на незначительное расстояние (нос лежащего партнера отводится не более чем на несколько сантиметров), затем Вы в таком же гомеопатическом режиме снимаете свою нагрузку и голова партнера возвращается на место. Время выполнения приема — 4–5 минут на каждую конечность.
Впечатления от данного приема в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия той или иной конечности (способ работы с болью), или, наоборот, ощущение наличия руки активно-действующего (при том, что последний уже приступил к работе с другой конечностью).
Применение базовых приемов танатотерапии возможно как индивидуально, так и группой подготовленных танатотерапевтов и также включает работу с дыханием (вдох — это жизнь, выдох — смерть), отдельными частями тела (нижняя челюсть, глаза, шея, подошвы ног), что является ключевым в оказании помощи в терминальной фазе умирания и др.
Танаготерапия как вид телесно-ориентированной психотерапии охватывает четыре базовые психотерапевтические проблемы человека, связанные со сверхконтролем сознания (голова), контактами чувствами (грудь, руки, шея), сексуальными взаимоотношениями (паховая область), опорами (ноги).
Из приведенных элементов Танатотерапии («театр прикосновений», «телесная гомеопатия») группой 3–5 человек можно осуществить своеобразную «сборку» /инициацию (слово «инициация» заимствовано из латинского языка и означает» войти внутрь»), когда каждый из «актеров» сам выбирает, каким из приведенных выше приемов он собирается работать Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды», группа «актеров» рассаживается вокруг и по команде ведущего приступают к работе, используя выбранные «актерами» приемы (Рисунок из итальянского журнала «Re Nudo»).
Эффект многократно усиливается с добавлением следующих приемов и принципов танатотерапии «телесной магии», «последовательности предъявляемых опор» и др.
В ходе сеанса тело лежащего на спине человека впервые по-настоящему максимально расслабляется, конечности холодеют, нижняя челюсть отпадает, руки и ноги раскрываются. Тело в итоге максимально «заземляется», что автоматически запускает механизм активизации энергии из «проблемных»/больных зон тела человека. Такой энергетический баланс («заземление/активизация») максимально биологичен и целителен для человека.
Ниже приведены наиболее характерные протоколы впечатлений и переживаний участников сеансов.
Стилистика языка сохранена.
Татьяна С, 32 года.
Елена К., 37 лет.
У меня был опыт клинической смерти. Я стала сравнивать. То было очень приятно, бежал отец, но мне было все равно. И ощущение дикой боли, когда возвращается жизнь…
В «театре прикосновений» одна часть тела то появлялась, то пропадала. Потом все понеслось вверх, но при этом ощущение доверия, что в правильное место. Когда надавили, я поняла, что это дает всему телу расслабиться. Я расстекласъ и впиталась в землю. «Глюки» начались, когда оставили в покое… Я как бы была с душой, а возвращалась в тело, как в гости — придя в дом, в котором не живешь, или как влезть в перчатку…
Наташа Л., 28 лет.
С самого начала хотелось неимоверно стонать… Что больше всего удивило — я наблюдала со стороны… Трудно вспомнить…
Я смотрела со стороны: я лежала в пижаме. Самое полное погружение — когда оставили в покое. Мне несколько раз было в жизни — туннель со светом. В этот раз — он извивался, как поезд, ячейками. Я долго билась над вопросом — если трубу изогнуть, света не должно быть… В конце — серая дверь. Казалось, что тело не имеет конкретного формы, а принимает вид, который связан с движениями.
В настоящее время ведется работа по когнитивному картированию этого пространства с целью создания своеобразных «лоций» и управления этими путешествиями (своеобразный «танатотерапевтический Internet»).
Результаты
Танатотерапия оказывает мощное релаксационное воздействие, затрагивая и корректируя практически все психологические проблемы человека.
Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет получать значимые результаты и в области медицины, при лечении: пациенток, страдающих бесплодием и привычным невынашиванием (В.Баскаков, Москва), остеохондроза позвоночника (А.Гайваненко, Одесса), депрессии, астении (К.Баранников, Екатеринбург), наркомании (А.Пономарев, Екатеринбург; К.Кишиневская, Саратов), шизофрении (К.Баранников, Екатеринбург); при работе с болями (Е.Косырева, Минск), при подготовке к родам (Ю.Постнова, Москва), при работе со страхами и со страхом смерти (С.Воронкина, Краснодар: И.Воскресенская, Петрозаводск; Е.Белая, Владивосток; К.Кишиневская, Саратов; К.Баранников, Екатеринбург).
Литература
1 Баскаков В. Танатотерапия. Психологический энциклопедический словарь. Инфра-М (в печати)
2. Баскаков В. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). «Психологическая консультация», № 1, 1998 г. Стр 13–20.
3. Баскаков В. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов. Сб Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.1991. Стр.54–61.
4. Баскаков В. Минимальные по силе и амплитуде воздействия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб.,2000, стр.264–276.
5 Гроф С, Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.1996.-246с.
6. О Павел Флоренский Человек умирает только раз в жизни «Не восхищением непщева» (Филип.2, 6–8) (К суждению о мистике), Сергиев Посад, 1915.
7. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок, — Мн.: Харвест, 1998.- 656с
8. Стивен Левин. Кто умирает? — К.: «София», Ltd. 1996.-352с.
10. Трудно быть трупом. Газета «Комсомольская правда», 23 июня 1998 г.
11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.-831с.
12. A New Age Handbook on Death and Dying DeVorss & Company, 1982
13. Baskakov V. Body Magic/ Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 № 1, April 1994, p. 15–17
14. Easy Death: Spiritual Discourses and Essays on the Inherent and Ultimate Transcendence of Death and Everything Else The Dawn Horse Press, 1991
15. Kubler-Ross, E On Death and Dying. London: Collier-Macmillan Ltd,1969
16. Moody, R.A Life After Life, Atlanta, Ga- Mockingbird Books, 1975