текст службы крещения руси
Последование молебного пения в праздник святого равноапостольного князя Владимира и в память Крещения Руси
После́дование моле́бного пе́ния
в пра́здник свята́го равноапо́стольнаго кня́зя Влади́мира
и в па́мять Креще́ния Руси́
Протодиа́кон: Б лагослови́, Влады́ко.
Предстоя́тель: Б лагослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Протодиа́кон: С ла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Лик: Ц арю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
И возглаша́ет протодиа́кон:
Б ог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н Гряды́й во И́мя Госпо́дне.
Стих: И спове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.
Стих: О быше́дше, обыдо́ша мя, и И́менем Госпо́дним противля́хся им.
Стих: Н е умру́, но жив бу́ду и пове́м дела́ Госпо́дня.
Стих: К а́мень, его́же небрего́ша зи́ждущии, сей бысть во главу́ у́гла: от Го́спода бысть сей и есть ди́вен во очесе́х на́ших.
Лик: Б ог Госпо́дь… во глас 8, к коему́ждо стиху́.
Та́же тропа́рь Живонача́льней Тро́ице, глас 8:
Б лагослове́н еси́, Христе́ Боже наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ ниспосла́в им Ду́ха Свята́го,/ и те́ми уловле́й вселе́нную,/ Человеколю́бче сла́ва Тебе́.
Тропа́рь Всем святы́м,
в Земли́ Ру́сстей просия́вшим, глас то́йже:
Я́ коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельного се́яния,/ Земля́ Ру́сская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це/ Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Тропа́рь Креще́ния Руси́, глас то́йже:
Б лагослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ Зе́млю Ру́сскую Креще́нием просвети́вый,/ лю́дем ея́ низпосла́в Ду́ха Свята́го,/ и́хже и ко спасе́нию приведы́й,/ Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Тропа́рь равноапо́стольному кня́зю Влади́миру, глас 4:
У подо́бился еси́ купцу́ и́щущему до́браго би́сера,/ славнодержа́вный Влади́мире,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́тере градо́в,/ Богоспаса́емаго Ки́ева,/ испыту́я же и посыла́я к Ца́рскому гра́ду/ уве́дети правосла́вную ве́ру,/ обре́л еси́ безце́нный би́сер, Христа́,/ избра́вшаго тя, я́ко втора́го Па́вла,/ и оттря́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли, душе́вную вку́пе и теле́сную./ Те́мже пра́зднуем твое́ успе́ние, лю́дие твои́ су́ще:/ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
П ресвята́я Тро́ице, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
В си святи́и земли́ на́шея, моли́те Бо́га о нас.
С вяты́й равноапо́стольный вели́кий кня́же Влади́мире, моли́ Бо́га о нас.
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
И ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. А ми́нь.
Проки́мен, глас 4: В ознесо́х избра́ннаго от люде́й Мои́х.
Стих: И́ бо рука́ Моя́ засту́пит его́, и мы́шца моя́ укрепи́т его́.
Протодиа́кон: И о сподо́битися нам слы́шанию свята́го Ева́нгелия, Го́спода Бо́га мо́лим.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Протодиа́кон: П рему́дрость, про́сти, услы́шим свята́го Ева́нгелия.
Предстоя́тель: М ир всем.
Лик: И ду́хови твоему́.
Предстоя́тель: О т Матфе́а свята́го Ева́нгелия чте́ние.
Лик: С ла́ва Тебе́, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Протодиа́кон: В о́нмем.
Предстоя́тель чтет Ева́нгелие от Матфе́я, зача́ло 55.
Лик: С ла́ва Тебе́ Го́споди, сла́ва Тебе́.
П ресвята́я Тро́ице, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
В си святи́и земли́ на́шея, моли́те Бо́га о нас.
С вяты́й равноапо́стольный вели́кий кня́же Влади́мире, моли́ Бо́га о нас.
С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
И ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. А ми́нь.
Д осто́йно есть, я́ко вои́стину, блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего, Честне́йшую херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
И глаго́лет протодиа́кон ектению́:
П оми́луй нас, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, мо́лим Ти ся, услы́ши и поми́луй.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Е ще́ мо́лимся о вели́ком господи́не и отце́ на́шем Святе́йшем Патриа́рхе Кири́лле и о всей во Христе́ бра́тии на́шей.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Б лагодаря́ще со стра́хом и тре́петом, я́ко раби́ непотре́бнии, Твоему́ благоутро́бию, Спа́се и Влады́ко наш, Го́споди, о Твои́х благодея́ниих, я́же излия́л еси́ на Зе́млю на́шу от Креще́ния ея́ и до ны́не, и припа́даем, и славосло́вие Тебе́, я́ко Бо́гу, прино́сим, и умиле́нно вопие́м: изба́ви от всех бед лю́ди Твоя́ и всегда́, я́ко Ми́лостив, испо́лни во благи́х проше́ния на́ша, приле́жно мо́лимся Тебе́, услы́ши и поми́луй.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Е ще́ мо́лимся Тебе́, Спаси́телю на́шему, чрез благове́рнаго кня́зя Влади́мира благоволи́вшему избра́ти род наш в насле́дие Свое́ и в купе́ли Креще́ния дарова́ти Ду́ха Свята́го, о е́же Це́рковь на́шу Святу́ю от раско́лов и нестрое́ний соблюсти́, и в единомы́слии ве́ры ея́ утверди́ти, и ми́ром огради́ти, услы́ши и поми́луй.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Е ще́ мо́лимся Тебе́, Го́споди Вседержи́телю, о е́же призре́ти и утверди́ти виногра́д сей, его́же насади́ и сохрани́ от всех наве́тов вра́жиих десни́ца Твоя́; и в пре́дняя ле́та да́руй насле́дию Твоему́ мир и безмяте́жие, да не ума́лится и не поколе́блется Русь Свята́я, ю́же избра́л еси́ в жили́ще Себе́, да сла́вится Трисвято́е И́мя Твое́, услы́ши и поми́луй.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Д а́вый за́поведь Твою́ нам, е́же люби́ти Тебе́, Бо́га на́шего, и бли́жняго своего́, сотвори́, да не́нависти, вражды́, оби́ды и про́чая беззако́ния прекратя́тся, и́стинная же любо́вь да ца́рствует в сердца́х на́ших, мо́лим Ти ся, Спаси́телю наш, услы́ши и ми́лостивно поми́луй.
Лик: Г о́споди, поми́луй (три́жды).
Предстоя́тель: У слы́ши ны, Бо́же, Спаси́телю наш, упова́ние всех конце́в земли́ и су́щих в мо́ри дале́че, и ми́лостив, ми́лостив бу́ди, Влады́ко, о гресе́х на́ших, и поми́луй ны. Ми́лостив бо и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Протодиа́кон: Г о́споду помо́лимся.
Лик: Г о́споди, поми́луй.
Предстоя́тель чтет моли́тву:
Т риипоста́сный Бо́же, О́тче Вседержи́телю, Сы́не Единоро́дный, Спаси́телю ми́ра, и Ду́ше Святы́й, просвеща́яй и освяща́яй племена́ и наро́ды! И́же и влады́ку Земли́ Ру́сския, кня́зя Влади́мира, к све́ту и́стинныя ве́ры наста́вивый, и тем всю страну́ на́шу Креще́нием просвети́вый, и со́нмом святы́х, я́ко пресве́тлым звезда́м, не́бо Це́ркве на́шея украси́вшим, возсия́ти дарова́вый! И нам, смире́нным и недосто́йным ча́дом их, ны́не предстоя́щим сла́ве Твое́й и благода́рственное моле́бное пе́ние принося́щим в се́й [ тысящеле́тный ] день Креще́ния Руси́, вели́кую ми́лость дарова́вый, е́же сла́вити, хвали́ти и благодаре́ние приноси́ти Тебе́ за вся благодея́ния, бы́вшая на Руси́ от лет дре́вних и до ны́не. При́зри на ни́ву Твою́, Це́рковь Святу́ю, на страны́ и наро́ды, прее́мственно восприя́вшия ве́ру правосла́вную из еди́ной купе́ли Креще́ния в вода́х днепро́вских и ны́не принося́щих Тебе́, я́коже прекра́сный плод спаси́тельнаго се́яния Сло́ва Твоего́, ли́ки святы́х. Ти́и бо послужи́ша лю́дем свои́м ве́рою, наде́ждою и любо́вию, о́бразом сло́ва и жития́ указу́юще нам путь к соверше́нству по за́поведи Христо́вой: бу́дите у́бо соверше́ни, я́ко же и Оте́ц ваш Небе́сный соверше́н есть. Сохраня́юще сие́ свято́е насле́дие их, мо́лимся Ти, Жизнода́вче: спаси́ и поми́луй нас, мир ми́ру Твоему́ да́руй и всему́ созда́нию Твоему́, его́же по грехо́м на́шим сыны́ ве́ка сего́ погуби́ти тща́тся. Ве́мы бо, я́ко не хо́щеши сме́рти гре́шников, но е́же обрати́тися и живы́м им бы́ти; при́зри на нас, во гресе́х пребыва́ющих, отврати́ гнев Твой, пра́ведно дви́жимый на ны, да́руй нам покая́ние и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием поми́луй нас. Приими́ моли́твы и труды́ на́ша о умноже́нии любве́ среди́ всех люде́й ми́ра сего́. Зе́млю на́шу огради́, вла́сти умудри́, вся уте́ши и умири́, Це́рковь Твою́ возрасти́, достоя́ние Твое́ соблюди́, му́жи и жены́, и младе́нцы благода́тию просвети́, и вся лю́ди Твоя́ в Правосла́вии и благоче́стии утверди́ моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и Всех святы́х, в Земли́ на́шей просия́вших, да в едине́нии ве́ры и любве́ сла́вим Тя, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в.
В елича́ем тя, святы́й равноапо́стольный вели́кий кня́же Влади́мире, и чтим святу́ю па́мять твою́, и́долы попра́вшаго и всю зе́млю Ру́сскую Святы́м Креще́нием просвети́вшаго.
Протодиа́кон: П рему́дрость.
Свяще́нник: П ресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Лик: Ч естне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Свяще́нник: С ла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же, упова́ние на́ше, сла́ва Тебе́.
Лик: С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. А ми́нь. Г о́споди, поми́луй (три́жды). Б лагослови́.
Предстоя́тель твори́т отпу́ст.
И по отпу́сте а́бие глаго́лет протодиа́кон многоле́тие:
В ели́кому господи́ну и отцу́ на́шему Кири́ллу, Святе́йшему Патриа́рху Моско́вскому и всея́ Руси́ и Свя́то-Тро́ицкия Се́ргиевы Ла́вры священноархимандри́ту, богохрани́мей стране́ на́шей, власте́м, во́инству и наро́дам ея́, всему́ освяще́нному собо́ру, благоче́стия ревни́телем и учи́телем, и всем во Правосла́вии Земли́ на́шея подвиза́ющимся сло́вом, писа́нием, уче́нием и богоуго́дным житие́м, и всем правосла́вным христиа́ном — мно́гая ле́та.
ier_in_nefedov
священник Иоанн Нефёдов
Мы подписали в печать соединенную «Службу Господу Богу нашему, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру», которая подготовлена по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. После службы помещено чинопоследование молебного пения, опубликованное на сайте Патриархия.ру как приложение к циркулярному обращению Святейшего Патриарха Кирилла от 15 июля 2011 года «ко всем епархиальным Преосвященным Русской Православной Церкви». Издание выйдет к празднованию 1025-летия Крещения Руси. Это брошюра на скрепке аналойного формата, отпечатанная в две краски крупным церковнославянским шрифтом. Обложка с матовой ламинацией и тиснением фольгой. О выходе из типографии будет сообщено дополнительно.
О том, что это за издание и как оно создавалось, читайте далее.
История создания книги:
1. 25 лет назад, к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году была создана замечательная книга «Чинопоследования Праздника Крещения Руси», которая включала в себя тексты малой вечерни, молебного пения с каноном Русским святым (подобен «Многими содержимь напастьми. «), великой вечерни, утрени, Литургии (праздничные антифоны), благодарственного молебна и панихиды «по предстоятелям и архипастырям Русской Православной Церкви, по подвижникам благочестия Земли Русской и всем благочестивым предкам нашим».
Чинопоследования составлены с большим вкусом и знанием, а сами песнопения по качеству гимнографии просто великолепны.
Святейший Патриарх Пимен благословил совершить эту службу 12 июня 1988 года и «на последующее время» совершать ее ежегодно во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.
Вот как рассказывает об этом игумен Андроник (Трубачев): «Вопрос о дне празднования Крещения Руси обсуждался на Богослужебной
К сожалению, эту книгу не успели тогда подготовить заранее, и реально она получила малое распространение. Вскоре издание и вовсе стало библиографической редкостью. В «зеленые» минеи была почему-то помещена только служба Русским святым без текстов Крещения Руси. Таким образом, тексты собственно воспоминания Крещения Руси были в большинстве храмов забыты, а в новых храмах они и вовсе неизвестны. Лишь немногие свято хранили благословение Святейшего Патриарха Пимена ежегодно совершать соединенную службу. Так, например, по свидетельству о. Андроника (Трубачева), в Троице-Сергиевой Лавре, благодаря тщанию главного уставщика и регента архимандрита Матфея (Мормыля) († 2009), служба Крещения Руси совершалась ежегодно после 1988 года согласно указанию устава (с. 73-76 изд. Службы) в Неделю 2-ю по Пятидесятнице совместно со службой Всех святых, в Земле Русской просиявших.
2. В 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в параграфе 11 («О единстве Церкви») определил совершать 15/28 июля службу князю Владимиру по уставу великого праздника в память о Крещении Руси:
«В память о величайшем событии нашей общей истории — Крещении Руси — Архиерейский Собор постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси. Собор обращается к государственному руководству России, Украины и Беларуси с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».
3. В ответ на обращение Архиерейского Собора, в Федеральный закон была внесена памятная дата — 28 июля, которая получила название «День Крещения Руси»:
Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2010 г. № 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»»:
«Внести в статью 1/1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 11, ст. 943; 2005, № 30, ст. 3109; 2007, № 10, ст. 1149, № 44, ст. 5279; 2009, № 15, ст. 1781) изменение, изложив ее в следующей редакции: «Статья 1/1. Памятные даты России. В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России: 28 июля — День Крещения Руси; ».
4. Таким образом, День Крещения Руси стал не только церковным, но и государственным праздником. Но простое повышение уставного статуса службы равноапостольному князю Владимиру до великого праздника не дает того, что закономерно ожидается от торжественного богослужения в память Крещения Руси. Все песнопения обращены к князю Владимиру, а само Крещение Руси воспринимается опосредованно. По мысли же владыки Афанасия (Сахарова), в этот день «достойно и праведно» благодарно воспевать, в первую очередь, Господа Бога нашего, в Троице славимого, за богатую милость и неизреченный дар нашему Отечеству. Особую актуальность вопросу тематических песнопений в память Крещения Руси придала возникшая недавно традиция празднично и торжественно отмечать более дробные юбилейные даты Крещения Руси.
В связи с этим и возникла идея вернуть в богослужебное употребление дивные тексты Крещения Руси из издания 1988 года, соединив их со службой святому равноапостольному великому князю Владимиру (что как раз и позволяет устав совершения службы во ин день). Идея была поддержана Синодальной богослужебной комиссией. Ей же было одобрено соединение служб, представленное Издательством. Мы подготовили отдельное издание с соединенной службой и, в преддверии празднования 1025-летия Крещения Руси, оно было благословлено к выпуску Святейшим Патриархом Кириллом.
Теперь мы имеем праздничную службу, которая содержит, помимо владимировых песнопений, песнопения именно Крещения Руси. А наличие новозаветных паремийных чтений, величаний, праздничных антифонов, «Елицы во Христа крестистеся. » вместо Трисвятого, прокимна и входного стиха придает празднику совершенно особое звучание. Также в тексте службы сохранены стихиры всем святым Церкви Русской, которые могут петься на стиховне, аще изволит настоятель.
Возможно, в будущем мы повторим издание 1988 года в церковнославянской графике, соединив его с ныне выходящим в одну книгу.
Фрагменты службы Крещения Руси:
Р адуются Небо и земля, ангели ликуют, людие торжествуют, се бо Христос, Бог наш, яко невесту украшенну и избранну, Церковь Русскую Себе обручи, люди ея на пажить безсмертия приведе и спасе от работы вражия Крещением святым, подая мир душам нашим.
Р адуйся, Земле Русская, от восток солнца до запад одеждею Крещения светло украшенная, кровьми мученик обагренная, слезами преподобных омовенная, труды святителей возделанная и, яко сад райский процветши, плод сторицею Христу принесла еси, подающему мир душам нашим.
Р адуйся, Церковь Русская, благочестия сило непобедимая, еюже одолела еси вся наветы вражия, святыни сокровищнице неоскудеваемая, терпения кладезю неизчерпаемый, милосердия деснице безмездная, веры, надежды и любве столпе огненный, восходяй до Христа, Сына Божия, подающего мир душам нашим. (Стихиры на «Господи, воззвах»)
О дивное чудо! Древо Жизни над Русью воздвизается и всем спасительное бывает, веселися, Церковь Русская, новый Христов доме, равноапостольных Владимира и Ольгу имуще предстателей, велегласно возопиим, вернии: Живоносный Кресте, радуйся! Тобою Господь подает спасение и велию милость. (Стихира на литии)
Б лагословен еси, Христе Боже наш, Землю Российскую Крещением просветивый, людем ея низпослав Духа Святаго, ихже и ко спасению приведый, Человеколюбче, слава Тебе. (Тропарь Крещения Руси)
В елика учителя и мудра сказателя требует Церковь на украшение праздника, мы же, нищии словом, что речем? Обаче, призвавше благодать Святаго Духа, победно прославим Крещение Руси. (1-й тропарь канона)
Д несь Земля Русская предстоит Богу и плод святаго Крещения Ему приносит. Ангели, радующеся, славословят, и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: Христос воцарися, Христос прославися. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, Боже наш, слава Тебе. (Седален Крещения Руси)
С олнце, красующеся, к высоте восходит и, радующеся, землю согревает, взыде бо нам в Крещении Руси Праведное Солнце, Христос, и всех, верующих в Него, спасает. (1-й тропарь 5-й песни канона)
В рази бывше Богу, в Крещении сыны его нарекохомся, сего ради благословим Христа, от ребр Его пиюще источник нетления, от негоже приобщаемся Жизни Вечныя. (2-й тропарь 8-й песни)
Д несь Свет велий от Креста возсия, просвещая души наша, радость и веселие даруя всем нам, празднество Крещения Руси. (Светилен)
——
Окончание тропаря святого равноапостольного князя Владимира отредактировано во всей службе в соостветствии с тропарем, опубликованным в чине молебна на сайте Патриархии: http://www.patriarchia.ru/db/text/1576890.html
Интересно, что владыка Афанасий как будто знал, что в наше время понадобится менять наименование «Земля Российская» на «Земля Русская», «Церковь Российская» на «Церковь Русская». В его текстах такая правка будет минимальна.
Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии
Подготовлено обществоим имени М.Н. Скабаллановича
Смотреть | |
Скачать |
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка
Ваша помощь сайту и приходу
П равославный просветительский сайт нашего прихода является некоммерческим проектом. Для развития, расширения и совершенствования нам требуется финансовая поддержка. Если Вы обладаете возможностью поддержать нас, молитвенно просим вас не оставаться в стороне. Любая сумма, которую Вы сможете перечислить крайне важна для нас.
Календарь — архив записей
Поиск по сайту
Рубрики сайта
Православный календарь
Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV).
Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).
Сщмч. Николая Динариева пресвитера и мч. Павла Парфенова (1918); сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Петриченко пресвитеров и Симеона Кречкова диакона (1937); мц. Евдокии Сафроновой (1938); сщмч. Сергия Станиславлева диакона (1942).
Кол., 256 зач., II, 20 – III, 3.Лк., 60 зач., XI, 34–41.Свв.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
З дравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 16 ноября, Православная Церковь совершает память священномучеников Акепсима, епископа, Иосифа, пресвитера, и Аифала, диакона.
Епископ Акепсим возглавлял христианскую Церковь в персидском городе Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды.
Царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство. Был схвачен и епископ Акепсим, в то время восьмидесятилетний старец. Его привели в город Арбелу, где он предстал пред судом Ардаха – жреца бога солнца. Святой старец отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на следующий день после тяжелейших пыток были брошены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал.
Три года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех святых мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали перед царем и на его требования вновь твердо отказались поклониться языческим богам, исповедуя веру во Христа. После многочисленных пыток епископу Акепсиму отсекли честную главу.
Тело святого мученика вытащили на улицу и бросили на съедение псам, а стражи, стоя вдали, наблюдали, чтобы христиане не украли его. По прошествии трех дней, когда стражи отошли куда-то, христиане взяли это многоценное сокровище и предали его честному погребению.
Вокруг святого Иосифа было набросано множество камней, так что только голова его была видна. Некто из нечестивых, подняв большой камень, замахнулся им над головою святого, ударил его этим камнем в голову и раздробил ее. Так добрый страдалец предал свой дух в руки Господу.
Была поставлена стража охранять мученическое тело, как какое-либо сокровище, чтобы оно не было украдено верующими. По прошествии трех дней произошло великое землетрясение. Огонь, упав с неба, сжег сторожей и разметал камни, как прах. Когда же землетрясение, гром и молнии прекратились, пришли люди на место, где тело святого было забросано камнями, и увидели, что камни раскиданы, тела же святого не нашли, ибо Господь, ведомыми только Ему судьбами, перенес его в неведомые места.
Святой диакон Аифал был отвезен в селение, называемое Патриас, и там побит камнями. Святое же тело его тайно взяли жившие поблизости иноки, придя ночью, и предали честному погребению. На том месте, где был убит святой Аифал, выросло дерево «мерсина», от которого по молитвам святого мученика исцелялись всякие болезни. И стояло то дерево в течение пяти лет, исцеляя недуги всех приходящих. Нечестивые по зависти срубили дерево под корень. Многие из достойных видели на том месте блистание небесного света и ангелов, воспевающих и славящих Бога, прославляющего Своих святых, молитвами которых да сподобимся и мы воспевать вместе с ангелами славу в вышних Богу вовеки. Аминь!
В сех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Икона дня
Священномученики Акепси́м, епископ Наессонский, Ио́сиф, пресвитер и Аифа́л, диакон
Дни памяти: 3 ноября
Епископ Акепсим возглавлял христианскую Церковь в персидском городе Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды. Царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство, был схвачен и епископ Акепсим, в то время восьмидесятилетний старец. Его привели в город Арбелу, где он предстал пред судом Ардаха – жреца бога солнца. Святой старец отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на следующий день после тяжелейших пыток были брошены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Три года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех святых мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали перед царем и на его требования вновь твердо отказались поклониться языческим богам, исповедуя веру во Христа. Святому епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город и там побили камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тела святого мученика. На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.
Святой мученик Аифал диакон по приказанию персидского царя Сапора II был побит камнями за исповедание Имени Христова в 380 году.
Тропарь мученикам Акепсиму, епископу Наессонскому, Иосифу, пресвитеру и Аифалу, диакону
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак мученикам Акепсиму, епископу Наессонскому, Иосифу, пресвитеру и Аифалу, диакону
Боже́ственная, му́дре, непоро́чно тайноводи́л еси́,/ же́ртва прия́тна был еси́, Богоблаже́нне:/ Христо́ву бо пил еси ча́шу сла́вно, свя́те Акепси́мо,/ со страда́льцы твои́ми,// моля́ся непреста́нно о всех нас.
Перевод: Божественные Тайны, премудрый, ты непорочно преподавал, был жертвой приятной Богу, Богоблаженный, ибо пил Христову Чашу, прославляемый святой Акепсим, с мучениками твоими, моля непрестанно обо всех нас.
Читаем Евангелие вместе с Церковью
З дравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, во вторник, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 11, 34–41).
11.34. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
11.35. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
11.36. Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.
11.37. Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.
11.38. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.
11.39. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
11.40. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
11.41. Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.
(Лк. 11, 34–41)
В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит о свете, который дан людям, и о том, что именно замутненность взора грехом и суетой лишает возможности видеть свет и погружает душу во мрак: если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно (Лк. 11, 34).
С вятитель Иоанн Златоуст поясняет: «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души. Ибо как глаз простой, то есть здоровый, освещает тело, а если худ, то есть болезнен, затемняет, так и ум потемняется от заботы».
П онимая, что фарисеи нуждаются во вразумлении и исправлении, Господь идет обедать с ними. Фарисеи соблюдали множество мелких установлений, а потому, когда Господь не умыл рук перед обедом (Лк. 11, 38), хозяин дома удивился.
В глазах иудеев человек, пренебрегающий омовением рук, считался нечистым в глазах Бога. Для омовения рук нужно было использовать столько воды, сколько вмещают полторы яичных скорлупы. Сперва воду лили на руки, начиная от кончиков пальцев и по направлению к запястью. Потом мыли ладони рук, при этом ладонь потирали тыльной стороной сжатой в кулак другой руки. И наконец, снова лили воду на руку, на этот раз начиная от запястья по направлению к кончикам пальцев.
С паситель, видя удивление фарисея, заметил: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства (Лк. 11, 39), – сравнивая внешнюю чистоту сосудов и внутреннюю нечистоту пьющих и вкушающих из них.
Э тими словами Христос желал сказать, что как нет пользы, когда чаша снаружи чиста, а внутри наполнена всякой грязью, так не будет никакой пользы и в том случае, если при омывании тела душа исполнена всякой нечистоты.
Г осподь учит тому, что душа должна быть очищена добрыми делами, потому что полоскание водой очищает не душу, а тело. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? (Лк. 11, 40), – говорит Господь фарисеям, показывая, что Бог, определивший законы для внешнего, определил их и ради внутреннего. И потому как Бог сотворил и тело, и душу, то Он и требует, чтобы мы заботились и о том, и о другом.
А лександр Павлович Лопухин пишет: «Бог сотворил и внешние вещи, и внутренний мир человека. Как же поэтому неразумно заботиться о чистоте только внешнего творения Божия, забывая о внутреннем своем мире!»
Г осподь указывает, к какой чистоте мы должны, прежде всего, устремляться: Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто (Лк. 11, 41). Этими словами Спаситель приоткрывает великую тайну внутренней чистоты и нашего приобщения к Богу.
Б лаженный Феофилакт замечает: Господь сделал намек на две господствующие страсти иудеев: словом «хищение» – на любостяжание, словом «лукавство» – на зависть и следствия зависти. Смотри, пожалуй, как Он, указав на милостыню, врачует обе страсти их, разумею зависть и хищения. Ибо кто истинно милостив, тот не будет ни похищать у того, кому он творит милостыню, ни завидовать ему. Итак, поскольку Он порицал в них две страсти, то изгоняет их одним лекарством, именно милостыней, которая есть первая дверь боготворящей любви».
Н ам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что в обязанности христианина входит не только исполнение внешних установлений и предписаний, но, что важнее, внутреннее совершенствование в исполнении заповедей Божиих. Господь научает творить милостыню, что порождает надежду и радость, приближая человеческое сердце к Богу. Когда человек совершает дела милосердия и творит милостыню, умом своим он вступает в общение с Богом через уподобление Ему, а в человеческом сердце всегда рождается надежда о помиловании души Спасителем.
П омогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Иеромонах Игнатий (Шестаков): Слово на Покров Божией Матери
В о имя Отца и Сына и Святаго Духа!
С егодняшний воскресный день совпадает с праздником Покрова Пресвятой Богородицы — одним из самых любимых праздников на Руси. Эти слова — «Покров», «Покровская» — очень родные и близкие, очень русские. Много городов, улиц, в том числе и в Москве носят это теплое и родное имя.
В далеком X веке блаженный юродивый Андрей в Константинополе, столице христианского мира, узрел в видении Божию Матерь, взывающую к Своему Сыну и простирающую покров над молящимися. Это было в тот момент, когда Константинополю угрожало нашествие язычников. И по молитвам Божией Матери они рассеялись, не нанесли никакого вреда столице и святыням, находящимся в ней. Одни считают, что это были сарацины, но чаще всего говорят о том, что эти невежественные язычники были наши предки, славяне, даже связывают это с именем князя Олега, героя, в том числе, русской поэзии. Эта версия очень близка нашему сердцу и очень поучительна.
В спомните, каким был человеком апостол Павел. Он был воспитан при ногах Гамалиила (Деян. 22, 3), был иудеем, ученым. Был гонителем Церкви, гнал христиан. Когда над ними творились кровавые расправы, он охранял одежду истязателей и одобрял происходящее. Он был таким ревностным гонителем, что даже направлялся в разные города в поиске христиан. И вот однажды по дороге в Дамаск ему явился Сам Господь Иисус Христос и сказал: Трудно тебе идти против рожна (Деян. 26, 14) .
И Павел таким образом был приведен к вере. Он ослеп и понял, что он — ничто перед Творцом, перед Истинным Богом, перед Сыном Божиим. И каким ревностным христианином он стал — первоверховным апостолом! Человек, который не ходил с апостолами во время жизни Христа, не видел многих Его чудес, стал одним из самых ревностных проповедников Спасения.
С лавяне, которые в невежестве своем, но при этом одаренные разными талантами, в том числе воинским, пытались покорить, захватить и разграбить христианскую столицу, сейчас превратились в одних из самых ревностных почитателей Покрова Божий Матери. Известно, что в Греции этот праздник был практически забыт, да и сейчас особенно не имеет такого места в церковной жизни, как у нас на Руси. В этом виден какой-то особый Промысел, особый урок для нас всех, потому что каждого человека и каждый народ Господь особым образом приводит к Себе. И может быть это поражение в водах Босфора было для наших предков залогом того, что наша земля станет особым уделом Божией Матери, и с особой ревностью мы будем почитать этот прекрасный праздник.
Б ожия Матерь простирает свое милосердие на всех. Вообще человеку свойственно в первую очередь искать в Церкви какой-то помощи. Часто люди, совершая смертные грехи, живя в блуде, в невежестве, обращаются к Истинному Богу, когда видят какое-то несчастье в своей семье или у близких или в Отечестве или тяжело заболев, и Господь, несмотря на их грехи, посылает им особую милость, и Матерь Божья тоже простирает свою милость и свою молитву ко Господу за всех нас. Конечно, мы своими грехами отталкиваем Ее, но тем не менее, милосердие Божией Матери касается сердец, жизни и судеб даже самых закоренелых грешников.
Э тот день по традиции является днем особого милосердия. Нам дается возможность разделить эту милосердную любовь с Божией Матерью.
В этот день мы особо помогаем людям, томящимся в темницах, людям, находящимся в тяжелых условиях, часто лишенных элементарных удобств; тысячи людей возможно забыты своими родными или уже лишились их и томятся в суровых условиях.
С егодня мы вспоминаем о них и вместе с Божией Матерью и несем им небольшой кусочек этого Покрова, этой Божественной благодати. Каким образом? Своим милосердием.
А постол Павел говорит нам сегодня: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И Господь то же самое говорит в Евангелии (см.: Мф. 7, 12). Это самый простой, элементарный закон нашей жизни. Никто не знает, что ждет нас завтра, никто не знает, если сегодня у нас не хватит милосердия и любви для какого-то человека, хватит ли для нас чьего-то милосердия и любви завтра?
А постол Павел говорит: и грешники дают взаймы грешникам. Да, очень часто мы помогаем людям, которых мы знаем. Почему? Потому что вроде бы неудобно не помочь, что они про нас скажут; или мы понимаем, что если мы им сейчас не поможем, они обидятся, оскорбятся, про нас будут что-то говорить. Но при этом мы не помогаем миллионам людей, которых просто не знаем.
И вот апостол Павел сегодня как раз нас призывает к тому, чтобы творить милосердие, не ожидая никакой награды в этом мире и оставаясь очень часто безвестными милосердными людьми. Когда наша рука не знает, что творит другая, по Евангелию (см.: Мф. 6, 3), это и есть настоящая милостыня, настоящее милосердие которого от нас ждут тысячи людей, томящихся в темницах, и которого от нас ждет Господь, для того, чтобы мы были милосердные как Отец наш Небесный.
А минь.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 8:19 мин. Размер 6 Mb)
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
14 октября 2012 года
Иго Христово: Слово в в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, в день памяти прп. Авраамия Ростовского
Иеродиакон Никон (Париманчук)
М ы – те, кто часто ходит в храм, в памяти своей храним, что в дни особо почитаемых святых или событий церковных в храме читается не одно, а два Евангелия. В дни празднования Божией Матери читается рассказ Спасителя о двух благочестивых сестрах: Марфе и Марии. В дни памяти святителей читается притча Христова о Пастыре добром, в дни памяти святых мучеников – об их избрании от мира сего на служение Христу и свидетельствовании Его пред Отцом Небесным. А сегодня звучали слова притчи Христовой, которые начертаны здесь, на святой иконе на Евангелии, которое держит Спаситель.
С егодня день памяти преподобного Авраамия Ростовского – одного из древних и первых святых земли Русской, который жил в XI веке. В молодости он пришел на берега озера Неро, построил там хижину и крестил славянские племена. Воздвиг на этом месте монастырь и был светочем веры христианской в этой земле, которая теперь искони считается Русской землей.
Подготовка к таинству святого Крещения
В разделе «Подготовка ко Крещению» сайта » Воскресная школа: on-line курсы » протоиерея Андрея Федосова, руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.
Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.
О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.
Темы курса:
Приложения:
Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день
Жития святых на январь
Жития святых на февраль
Жития святых на март
Жития святых на апрель
Жития святых на май
Жития святых на июнь
Жития святых на июль
Жития святых на август
Жития святых на сентябрь
Жития святых на октябрь
Жития святых на ноябрь
Жития святых на декабрь