технология смешанного обучения ротация станций
Как провести урок по модели ротация станций
Что такое Ротация станций, или Station Rotation, и как провести урок по этой модели?
Что такое “ротация станций”?
Понятие “ротация станций” стало использоваться с 2012 года и определялось как одна из моделей смешанного обучения, хотя организация работы по принципу “учебных островков/центров” проводилась учителями и ранее. Когда в учебный класс вошли технологии, то один из островков (станция) стал технологичным, и поэтому Station Rotation определили как одну из моделей смешанного обучения.
Работа при Ротации станций организована следующим образом:
Учителя, проводившие урок по модели Station Rotation, говорят, что выигрывают время двух-трех уроков, так как ученики работают в своем темпе и каждый из них вовлечен в работу.
С какой целью проводится ротация станций? Как часто?
Определите, стоит ли вам проводить учебную работу по модели ротация станций.
Если хотя бы одно утверждение действует для вашего класса, значит эту модель стоит добавить в практику.
Ротация станций подходит для ежедневной учебной работы. Ученики обучаются, работая на станциях, а не выполняют задания на отметку. Каждая станция — это один маленький шаг к бОльшему пониманию изучаемого.
Рассмотрим, как модель ротаций помогает справиться в каждой ситуации.
Каждый урок как с чистого листа
Чего не стоит делать — расстраиваться из-за этого. Основное свойство памяти — забывать. А чтобы изученное попало в долгосрочную память ученика, надо:
к изученному периодически возвращаться (одна станция содержит задание по уже изученной теме);
имеющееся знание припоминать в разных учебных ситуациях (каждая станция может одну и ту же тему представлять в разном контексте).
Некоторые ученики на уроке не успевают за темпом класса
Значит, дифференцируйте работу. В этом случае от станции к станции передвигается не группа учеников, а каждый отдельно. Как только ученик закончил работу, он идет к другой станции. Ученики с более медленным темпом пройдут меньше станций. Поэтому сразу определите обязательный минимум, который действует для всех учеников.
Часть учащихся не умеет самостоятельно работать и отвлекается
В помощь таким ученикам — таймер, конкретная пошаговая инструкция и помощь одноклассников, с которыми на станции можно обсуждать работу над заданием и советоваться.
Учитель не успевает поработать с каждым учеником
При ротации станций учитель свободен и уделяет каждому ученику столько времени, сколько нужно.
Планирование работы по модели “ротация станций”
Решились на проведение урока по модели “ротация станций”? Тогда приступайте к планированию.
ШАГ 1. Продумайте активности на каждую станцию. Одна станция — одна активность/задача. Подготовьте инструкции для ребят ( чтобы, переходя к новой станции, они знали, что надо делать) и учебные материалы. Подготовьте чек-листы, по которым ребята проверят, достигнуты ли учебные результаты, или используйте критерии для самооценивания.
ШАГ 2. Определите количество времени для работы на каждой станции. Лучше выделить чуть больше времени, чтобы ученики доделали работу до конца.
ШАГ 3. На уроке расскажите, как организована работа, и покажите схему ротации станций. Ученики понимают:
Как они перемещаются от одной станции к другой?
Как будут пользоваться материалами? Какими?
Что им делать, если нужна помощь?
Как долго длится каждая станция?
ШАГ 4. Четко опишите правила работы на станциях. Можно правила утвердить вместе с ребятами либо позже подкорректировать.
ШАГ 5. Объясните, почему так организована работа. Когда учебная работа организовывается по-новому, важно, чтобы ученики понимали не только, КАК организована работа, но и ПОЧЕМУ. Если ученики знают, что надо делать, как и зачем, их вовлеченность в работу повышается.
ШАГ 6. Ответьте на их вопросы.
ШАГ 7. Смело приступайте к работе и будьте готовым к тому, что с первого раза может не получиться так, как вы ожидали. Это процесс, в котором ученики учатся не только учебному предмету, но и различным умениям. А для этого надо время.
ШАГ 8. Станьте исследователем. Наблюдайте за учениками и собирайте для себя информацию, что становится видимой: как они общаются между собой, как работают в группах, как помогают друг другу, как читают инструкции и так далее. Эта информация называется формирующим оцениванием. Используя ее, вносим коррективы в учебный процесс.
Плюсы и преимущества
“Марина, используя модель ротации станций, я выиграла время двух уроков”.
Учитель английского языка.
Выигранное время — это приятный бонус, но не цель. Давайте рассмотрим преимущества организации учебной работы по модели ротации станций.
Динамика
Урок не проходит, а пролетает.
За счет комбинации “фокус на задании + перемещение + смена вида работы” достигается вовлечение в работу, и время пролетает незаметно.
Дифференцированная работа
Уделите внимание тем, кто в этом нуждается, не заставляя при этом класс ждать.
Добавляйте дополнительные станции по выбору для тех, кто идет в своем темпе.
Свободный учитель
Неважно, сколько учеников в классе, учитель помогает каждому.
После привычной фронтальной работы, когда учитель занят 45 минут, оказаться в ситуации “все работают, а я один в тишине” необычно. Что делает учитель? Наблюдает, замечает, направляет, поддерживает, помогает.
Разнообразные задания
Каждый ученик найдет интересное для себя задание.
Сделайте одну станцию творческой, другую игровой, третью технологичной и т.д. Причем не само задание непременно будет творческим, а способ выполнения этого задания.
Не требуется много ресурсов
Даже если в классе 30 учеников, 6 планшетов и 3 комплекта материала — это не проблема.
Сделайте ИКТ станцию с заданием: посмотреть видео, пройти игру, проверить себя, отправить форму, найти информацию и т.д. Или станцию с использованием дидактического материала, например комплекта весов или пазлов. Станции ротируются, каждый ученик поработает с заготовленными материалами.
Развитие умения учиться
Перечисленные преимущества помогают ученику научиться учиться.
Ученики учатся работать самостоятельно, использовать помощь одноклассника, распоряжаться временем, обмениваться лайхаками, получать обратную связь учителя и использовать ее.
Вызовы, с которыми сталкиваемся при организации работы по модели “ротация станций”
Быть осведомленным о возможных проблемных ситуациях — значит управлять ими. Давайте рассмотрим пять вызов, с которыми сталкиваемся.
Вызов 1. Задания на станциях неинтересны для учеников
Ученики привыкли работать, потому что так надо, и не задумываются над тем, какие задания выполняют. Сказали делать — делают. Но когда они берут на себя активную роль, то, работая над заданиями, начинают задумываться: “А зачем это задание?”, “Какого результата достигну?”, “А можно сделать иначе?” и так далее.
Что делать?
Задания из учебника или рабочей тетради подойдут на первый раз. Далее продумывайте задания, которые представляют интерес для учеников, несут вызов. И будьте готовы ответить на вопрос учеников: “А зачем это надо?” Ответ: “Это надо для экзамена или контрольной” — не подойдет.
Вызов 2. Не хватило времени для выполнения задания
Рассчитать время для выполнения работы непросто, так как у каждого ученика свой темп работы.
Что делать?
Лучше больше времени дать, чем меньше. Нам часто кажется, что с заданием ученики быстро справятся. На деле оказывается иначе.
Вызов 3. Осталось много свободного времени, а все станции пройдены
Для учителей это не просто вызов, а большой страх.
Что делать?
Чтобы подстраховаться, подготовьте несколько творческих заданий, над которыми ребятам будет интересно работать. И даже если в этом случае какой-то ученик или группа учеников справится быстро, у вас есть всегда козырь — задание по составлению задания для другой группы по изучаемой теме. Работает на все 100%.
Вызов 4. Ученики списывают и сообщают ответы друг другу
Когда нет понимания ценности учебного процесса и есть убеждения, что это не для меня, а для учителя, то получается именно так. Ученики хотят списать, сфотографировать ответы и переслать.
Что делать?
Объяснять, для чего организована такая работе. Учитель специально организовал работу в группах, чтобы ученики помогали друг другу. Поэтому тайное списывание не имеет смысла. Можно делать это легально.
Вызов 5. Некорректное поведение на станциях
Например, не работают над заданиями, болтают между собой, мешают работать другим.
Что делать?
Заранее подготовьте понятные ученику инструкции по работе над заданием: правила, время выполнения, задание, проверка. Лаконично, точно, ярко, интересно. Чтобы внимание зацепить и не отпускать.
Заметили, что ученики ведут себя некорректно или не работают, подумайте над вопросами: “Понимает ли ученик, что надо делать?”, “Интересно ли ему это?”, “Подходит ли это задание для самостоятельной работы?”. Поговорите с учениками, чтобы выяснить их мотивы.
Схема ротаций и форма работы на станциях
Изучая литературу, я нашла большое количество вариантов организации станций в классе. Педагоги, активно использующие ротацию станций, меняют схему станций и виды станций под свой класс и цели.
Исходя из изученного выделю три вида организации станций:
Форма работы на станциях зависит от цели. Я определила так:
Перемещаться от одной станции к другой учащиеся могут как группой, так и по одному (в этом случае каждый работает в своем темпе).
Как видите, схемы станций собираются разные.
Задания
Пословица “Повторение — мать учения” действует только тогда, когда имеющееся знание припоминается в разных учебных ситуациях. Ротация станций идеально подходит для этого.
Продумывайте задания для станций. Пусть они вызывают интерес, любопытство, предлагают вызов ученикам. Привычные, однотипные задания из учебников и рабочих тетрадей не обеспечат вовлечения ребят на станциях.
Какие задания можно предлагать ученикам на станциях:
Мой опыт
Меня одолевали сомнения, когда я впервые планировала ротацию станций. Уложимся ли в тайминг? Как отнесутся студенты? Понятны ли инструкции?
Было настолько волнительно, что я чуть не оставила задумку.
Мы вели курс “Методика преподавания математики в основной школе”. Ключевая задача курса — научить студентов создавать условия, в которых ученики будут заниматься математикой, а не только пользоваться ею.
Мнение учеников о математике резко и точно озвучил рок-певец Мэрилин Мэнсон: „Зачем мне изучать эту грёбаную математику, если у меня достаточно денег, чтобы купить себе долбаный калькулятор.“
Для того чтобы подобное мнение о математике не складывалось у учащихся, студенты учатся использовать математическое содержание, чтобы исследовать и решать проблемы, а не только вычислять.
Поэтому мы выбрали ротацию станций. Одну тему студент изучает через разный контекст станций и на себе ощущает, как радость открытия, так и трудность усилий. Через такую деятельность легче объяснить такие понятия, как “активный ученик”, “вовлечение в учебный процесс”, “развитие самостоятельности и саморегулируемости”.
Ниже привожу фотографии с наших с Юри лекций. Кликните на картинку, чтобы ее увеличить.
Теперь ротация станций — обязательный элемент лекций по методике.
Пишите в комментариях отзывы и вопросы о ротации станции.
Интересной и плодотворной учебной работы
Смешанное обучение в России
Описание модели
В модели ротации станций класс делится на группы и эти группы переходят между разными станциями. Часть учащихся начинает занятие под руководством учителя, в то время, как остальные работают в группах или занимаются онлайн. Затем группы переходят на другие станции так, чтобы за время урока посетить каждую. Например, группа, работавшая с учителем, переходит на станцию проектной деятельности, где работает над коллективными проектами. Последняя станция для этой группы — станция онлайн-обучения, где дети занимаются за компьютерами или работают с планшетами.
Чаще всего используется такой вариант ротации станций: учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи.
Станций может быть и две — станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить уроки проектной работы или занятия в интерактивной форме не реже, чем каждый третий-четвертый урок. Возможен и вариант с четырьмя станциями — станция работы с учителем, станция онлайн-работы, станция работы над коллективным проектом, станция индивидуальной самостоятельной работы. Количество электронных устройств равно числу учеников, делённому на количество групп. Так, классу из 27 учащихся потребуется 9 компьютеров при организации работы на трёх станциях.
Какого рода педагогические задачи позволяет решить ротация станций:
— повышение учебной мотивации
— повышение учебных результатов
— помощь отстающим (неуспешным) учащимся
— развитие успешных учащихся (подготовка к олимпиадам и расширение представлений о предметной области)
Деление на группы
Делить на группы можно по разным принципам, например:
▶ готовность к уроку, что можно определить с помощью входного тестирования в начале урока или онлайн-опроса, выполненного дома;
▶ успешность выполнения домашнего задания или контрольной работы;
▶ наличие пробелов в усвоении предыдущих тем;
▶ наличие интереса к теме урока (требуется проведение опроса).
Что делают учитель и ученик на разных станциях
Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. Максимальное влияние на качество образования оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и увеличение времени контакта учителя с учеником положительно отражаются на успеваемости. На станции работы с учителем у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе. Например, если вы работаете с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли, дать каждому ученику обратную связь по этой теме и предложить индивидуальный план работы над материалом, вызывающим затруднения.
Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся могут познакомиться с новыми материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным, чтобы обеспечить учащимся возможность достаточно глубоко познакомиться с темой. Учащийся получает доступ к материалам не только одного урока, но целой темы для того, чтобы дать возможность каждому идти в своём темпе.
Кто-то из учеников может достаточно глубоко освоить предлагаемое учебное содержание за пару уроков и остальное время посвятить углублению и работе над олимпиадными задачами, а кому-то требуется всё время потратить на базовые задания.
У учащихся должен быть доступ к LMS, содержащей учебные материалы по новой теме, онлайн-задания и тренажёры с автоматической проверкой, а также различные дополнительные учебные материалы, учебные игры и др. На станции онлайн-работы обратную связь учащиеся получают от компьютера. Несмотря на наличие списка обязательных заданий, у учащихся есть возможность выбирать свой путь в онлайн-среде. Знакомство с новой темой кто-то предпочитает начинать с нового материала, а кто-то сразу же обращается к дополнительным ресурсам или пробует свои силы в выполнении заданий.
Перечень необходимых для выполнения заданий или принципов их выбора обязателен, чтобы сформировать требуемые навыки. Это может быть общий маршрут для каждого — посмотреть видео, ответить на вопросы к нему, потренировать навыки на тренажёре, пройти контрольный тест, а может быть индивидуальный маршрут для каждого ученика, разработанный с учётом его потребностей и интересов. Оптимально в начале темы сообщить учащимся о навыках, которые должны сформироваться к концу изучения данной темы, критериях оценки, а также предложить набор заданий для тренировки каждого навыка с учётом уровня сложности, на котором может работать ученик (например: выполнить одно задание уровня сложности ★★★ или три задания уровня сложности ★).
Какие виды деятельности стоит перенести на онлайн-станцию
Цель станции проектной работы — дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников. Как показывают исследования, обратная связь от других учащихся является одним из факторов, влияющих на рост предметных знаний учеников. Кроме того, у подростков в средней школе фокус внимания смещается с учителя на сверстников. Поэтому в 5–9 классах проектная работа и обратная связь становятся основными драйверами развития учащихся. Учащимся предлагается разбиться на группы из 2–3–4 человек в зависимости от задания, некоторые задания можно выполнять всей группой (7–10 человек). На станции проектной работы возможны разные формы применения знаний и навыков:
▶ групповые практико-ориентированные задания;
▶ небольшие исследования;
▶ квесты;
▶ настольные игры по изучаемой теме;
▶ мини-соревнования и др
Формирование культуры смешанного обучения
Чтобы класс начал успешно работать в смешанном обучении, требуется время и дополнительные действия со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. Когда дети приходят в первый класс, учитель достаточно долго приучает их к правилам работы в классе, способам работы с книгой, взаимодействию с одноклассниками и др. В смешанном обучении появляются дополнительные правила работы в классе (а иногда и совершенно другие), формируются навыки самостоятельной работы в онлайн-среде, много внимания уделяется формированию навыков групповой работы и взаимопомощи. Все эти навыки пригодятся учащимся во взрослой жизни.
Требования
▶ Технические требования для реализации: наличие в классе электронных устройств (либо с доступом в интернет, либо объединённых в сеть) из расчёта одно устройство на троих детей при реализации работы на трёх станциях (одно устройство на двух детей при двух станциях, одно устройство на четырёх детей при четырёх станциях). Использовать компьютеры или планшеты дома не предполагается.
▶ Требования к учителю: умение работать с малыми группами, умение реализовывать дифференцированный подход, готовность применять формирующее оцениванием, умение работать с LMS, готовность быть тьютором и фасилитатором, умение формировать учебную культуру класса.
Особенности модели
▶ Плюсы: даёт учителю возможность реализовать дифференциацию, в каждый момент времени работать с малой группой,
использовать интерактивные формы работы на уроке, организовать регулярную групповую работу.
▶ Минусы: если нет готовой LMS с учебными материалами по предмету, учитель должен подготовить материалы для
урока в LMS.
▶ Возраст учащихся: с 1 до 8–9 классов.
▶ Сложность реализации: может быть реализована одним учителем для своего предмета.
Дополнительные материалы
Ротация станций в школе KIPP LA School (США) (ссылки видео из российских школ — ниже)
Школа KIPP Comienza Preparation LA создана в 2010 году. Это типичная городская начальная школа в школьном округе Лос-Анджелеса. Более 90% детей — латиноамериканцы и школьники из бедных семей. Благодаря высококачественному смешанному обучению всего за несколько первых лет существования результаты школы стали одними из самых высоких в Калифорнии.
Смешанное обучение (из опыта работы)
Разделы: Биология
Ключевые слова: обучение на станциях
Почему ты не учишься? Почему ты не учишь? Все время говорим такие слова ученикам. А у них планшеты, смартфоны. Учащиеся проявляют пассивность на уроке (наблюдают, списывают, решают и т.д.). Учитель что делает? Передает информацию, держит дисциплину.
Мы должны меняться. В этом поможет смешанное обучение. «Смешанное обучение» позволяет добиться того, чтобы дети на собственном опыте познавали мир, а учитель им в этом помогал.
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения.
Рассмотрим наиболее распространённые четыре базовые модели.
Модель 1. «Перевернутый класс»
Это самая простая модель для реализации, но не всегда «перевернутый класс» отвечает высоким стандартам смешанного обучения.
Основателями являются американские педагоги Аарон Самс и Джонатон Бергман – учителя химии.
«Перевёрнутое обучение» (flipped learning) — это одна из моделей смешанного обучения, при которой вместо домашнего задания учащиеся работают в он-лайн среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. Часто при реализации такой модели используются учебные видеоматериалы.
На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).
Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к Интернету.
Реализация модели «Перевернутый класс» позволяет:
Используйте перевернутый класс там, где это действительно нужно, сочетая его с другими формами интерактивна и стандартными занятиями.
Модель 2. Ротация станций
Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:
В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается онлайн, третья разбивается на малые подгруппы (пары) и работает над небольшими проектами. Затем группы перемещаются на следующую станцию.
Количество станций может быть и две: станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить отдельно уроки проектной работы или уроки в интерактивной форме не реже, чем каждый 3-4-е уроки. Также можно создать четыре станции, опять же в зависимости от педагогической задачи.
Например, тема урока «Тайны рождения», 8 класс
Задачи урока:
Планируемые результаты обучения:
Деятельность учащихся: знакомство со строением и функциями половой системы через интернет – ресурс; работа с текстом и иллюстрациям учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов
I. Проверка знаний.
Проблема урока: Как обеспечить встречу двух гамет, необходимую для зарождения новой жизни?
II. Изучение нового материала.
Проектирование современного урока по технологии смешанного обучения » Ротация станций»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ачирская средняя общеобразовательная школа»
626140, Тюменская область, Тобольский район, д. Ачиры, строение 1,1
Статья: « Проектирование современного урока по технологии смешанного обучения ротация станций»
Выполнила: учитель начальных классов
Барсукова Руфина Робертовна
Проектирование современного урока по технологии смешанного обучения ротация станций
Актуальность проблемы: Теоретики концепции постиндустриального общества Дэниел Бэлл и Элфин Тоффлер выдвигали гипотезу о том, что знание и идеи, совмещенные с технологическим прогрессом, будут определять экономическую систему. Сейчас наблюдаем не только то, что технологии активно развиваются, но и массово внедряются в нашу жизнь. IT (информационные технологии) не оставили без внимания и образование. На протяжении десятков лет (более 30лет) информационные технологии внедряются в школы (с появлением массовых компьютеров, появления уроков информатики). И сегодня продолжается информатизация образования, использование все новых технологий в учебном процессе, изменяется образование под действием прогресса.
ФГОС второго поколения ориентируют на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Смешанное обучение – это обучение и самообучение, построенные на базе взаимодействия (общения) учащегося и учителя, предлагающего учащемуся в различных формах сопровождение процесса обучения:
1) планирование процесса обучения,
2) поддержку освоения и усвоения учебного материала,
3) поддержку применения полученных знаний в практической деятельности,
4) контроль за ходом выполнения тренировочных, диагностических и итоговых работ,
6) руководство рефлексией учебного процесса и/или ее экспертизу. Ключевым в определении смешанного обучения является слово взаимодействие. Использование учителем электронных образовательных ресурсов на уроках для наглядности транслируемого учебного материала к смешанному обучению не может быть отнесено. Смешанное обучение – технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-урочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения. Смешанное обучение призвано помочь преодолеть минусы технологий, используемых сегодня в практике обучения.
Ротация станций – одна из самых популярных и часто используемых моделей смешанного обучения. Модель «Ротация станций» предполагает перемещение, ротацию учащихся между различными обучающими станциями таким образом, чтобы, как минимум, на одной из них проходило онлайн-обучение. Другие станции могут задействовать учеников в работе в малых либо в больших группах, групповых проектах, индивидуальной работе, выполнении письменных заданий. В этой модели учащиеся перемещаются между всеми станциями.
Можно разделить класс на четыре группы, добавив станцию индивидуальной самостоятельной работы. Рассмотрим 4 варианта деления на группы:
1.Деление по уровню успеваемости и мотивации к учению. Самые активные и хорошо успевающие в учёбе ученики объединяются в одну группу или группы, пассивные, с низкой мотивацией обучающиеся – в другую группу или группы.
2. Группы смешанного состава. После того, как слабоуспевающие ученики с низкой мотивацией адаптируются к частой смене видов деятельности, быстрому переключению внимания, достаточно высокому темпу работы и насыщенному содержанию урока, учеников можно объединять в смешанные группы.
3. Деление по уровню подготовки к уроку. Если некоторые из ваших учеников систематически пропускают уроки, бывают невнимательны на уроках, не выполняют домашнее задание или выполняют его не очень хорошо, то самостоятельная работа онлайн над некоторыми заданиями может быть им не под силу. Им потребуется больше времени для его выполнения или, возможно, они не справятся с ним совсем. Чтобы определить уровень подготовки детей к уроку, можно провести небольшой опрос в начале или накануне урока, предложив детям выполнить задания из Яндекс.Учебника.
4. Деление по заинтересованности детей в теме урока. Для всех учеников такой формат занятия будет максимально полезен.
Модель «ротация станций» позволяет ученикам переходить от станции к станции по фиксированному расписанию.
Для организации работы по этой модели требуются компьютеры или планшеты по количеству человек в одной группе учащихся. Если это невозможно, можно попросить учеников принести с собой устройства из дома; онлайн-платформа, на которой можно выбрать учебные материалы (например, Яндекс.Учебник, Учи.ру, Якласс и др.) или загрузить свои файлы. Учитель должен также уметь организовывать работу детей в группах.
Подготовку к уроку по модели «ротация станций» следует начать с определения для себя, на каком уроке и с какой темой учителю и детям было бы интересно работать по группам. На этапе освоения новой технологии проводить такие уроки каждый день будет непросто. Поэтому лучше запланировать 3–4 урока в I четверти и затем проанализировать результаты: что у вас получилось реализовать, а что нет и почему, как можно это исправить. Оцените, как отреагировали ваши ученики на новую форму обучения: приняли они её или нет, включились ли в работу сразу, соблюдая заранее оговоренные правила – или нет? И получилось ли у них достичь запланированных результатов?
Далее следует подготовить сценарий урока и определить, провести анализ планируемых образовательных результатов и формулировка цели урока; отобрать виды учебной деятельности и конструировать учебные ситуации, после чего перейти к выбору средств обучения. При проектировании урока необходимо определить, какую часть учебного материала дети будут изучать вместе с вами на уроке, какую вы предложите для самостоятельного изучения в онлайн среде, а какую выделите на проектную работу.
1 станция. Работа с учителем. На этой станции учитель управляет учебной деятельностью, используя различные её формы, в том числе и фронтальную. Цель работы – получение индивидуальной обратной связи от учителя. Это очень важный момент: чем больше времени учитель уделяет каждому ученику, ориентируясь на его особенности, тем точнее будет его оценка – что у ученика получается хорошо, а над чем ещё стоит поработать.
2 станция. Работа онлайн. Цель данной станции – создать условия для развития навыков самостоятельной работы, личной ответственности, самоорганизации. Дети должны научиться учиться самостоятельно. На этой станции они могут как знакомиться с новым материалом, так и повторить и закрепить уже изученный или проверить свои знания на онлайн-платформе – например, в Якласс, Учи.ру, LECTA, Яндекс Учебнике и др.
Количество заданий должно быть достаточно большим, чтобы дети смогли глубоко познакомиться с темой урока. Предложите классу как обязательный список заданий, так и дополнительные задания / материалы для углублённого освоения темы. Это могут быть задания, относящиеся не к одному конкретному уроку, а целой теме, чтобы обеспечить каждому ученику возможность продвигаться в её изучении в своём темпе. Онлайн-работа предусматривает наличие электронного устройства у каждого ученика. Такими устройствами могут быть: планшет, ноутбук, персональный компьютер. Устройства должны иметь возможность выхода в интернет.
3 станция. Проектная работа в группе. На этой станции дети работают над созданием совместного проекта. Способ организации групповой работы зависит от задач урока. В зависимости от размера группы и выбранного задания по необходимости можно внутри них создать подгруппы по два–четыре человека, каждая из которых может работать над одной из его частей. В конце урока все части соединяются в единое целое, и продукт обсуждается всеми участниками.
Мной было составлено конспект урока в 1 классе по окружающему миру с использованием смешанного обучения ротация станций по теме «Кто такие птицы». Я заранее разделила класс на три зоны на три зоны:
1. зона работы с учителем
2. зона работы онлайн
3.зона групповой работы.
В начале урока необходимо уделить организационному моменту, проведение инструктажа в ходе которых знакомит детей с планом работы на уроке.
1 станция – работа с учителем. В первой станции я организовала беседу с помощью наводящих вопросов, была организована работа с учебником, практическую работу по изучению строения перья.
После прохождения станции, учащиеся групп демонстрируют классу свои рабочие листы. Высказывают свои мнения, отвечают на поставленные вопросы, задают уточняющие вопросы. В конце урока провела итог и рефлексию урока.
Таким образом, учитывая, что урок длится 45 минут, работа на всех станциях занимает около 30–35 минут. 2-3 минуты можно отвести на переходы от одной станции к другой. 7–10 минут остаётся на инструктаж в начале урока и подведение итогов в конце.
Таким образом, преимуществами смешанного обучения, таким образом, являются формируемые в классно-урочном режиме личные (человеческие) связи, спонтанность, дающая возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность обучения и глубина рефлексии.
Список используемой литературы
1. Бекишева Т.Г., Якименко Е.В. Смешанное обучение: модели и способы организации работы студентов по иностранному языку в техническом вузе//В мире научных открытий. 2015.№ 11.4(71). С. 1359-1367.
2. Богоряд Н.В., Лысунец Т.Б. Изменение роли преподавателя в концепции смешанного обучения // В мире научных открытий. 2014 №3(51). С. 76-81.
3. Бонк С. Дж., Грэм, К. Р. Справочник по смешанному обучению: глобальные перспективы,
Местные Франциско, Калифорния, 2006.–624 С.
4. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. – 2014, №8. С. 8-13.
5. Гольдман И.Л. Мировая художественная культура в медиасреде и профессиональной образовательнойобразование. Педагогика.2014,№3 С. 329-334