технология разноуровневой дифференциации обучения
«Использование технологии разноуровневой дифференциации»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Использование технологии разноуровневой дифференциации»
Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени. Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё- таки рождаются разными.
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Остановимся на внутриклассной дифференциации. Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Мы считаем, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтомуобучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению. Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
Выявление отставаний в ЗУН;
Ликвидацию их пробелов;
Устранение причин неуспеваемости;
Формирование интереса и мотивация к учебе;
Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика
Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:
по уровню умственного развития (уровню достижений);
по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).
Основная цель использования нами технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину. В целях реализации технологии разноуровневого обучения мы проводим диагностику познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Внедрение дифференцированного обучения, потребовало от психологов построения системы психодиагностики в начальной школе, которая позволила с большей степенью достоверности определить уровень развития конкретного ребенка. Психодиагностическая работа начинается с комплексного обследования детей при поступлении их в школу. Из всего разнообразия тестовых методик приоритет был отдан методикам, предлагающим изучить уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека, Векслера, по корректурным пробам памяти, внимания, мышления. Смысл тестирования в том, чтобы получить по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка.
создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может). Учителя нашей школы для разноуровневого обучения используют:
Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
Альтернативные задания для добровольного выполнения
Задания, содержание которых найдено учеником
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения/ Ю.К.Бабанский. – М.: Педагогика, 2010
Бутузов М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников/ М.Д.Бутузов, М.Д.Виноградова. – М.: Просвещение, 2009
Куйбышев Л.И. Современные проблемы методики преподавания литературы: Материалы Всероссийского семинара-совещания преподавателей мет. лит. педагогов институтов/ Л.И.Куйбышев. – М.: Наука, 1980
Скаткин М.Н. Общие формы организации обучения/ М.Н.Скаткин. – М.: Средняя школа, 2010
Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний/ Е.В.Яковлева// Учительская газета. – 1987. – с 15
Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Понятие “Дифференцированное (разноуровневое) обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Цели дифференцированного (разноуровневого) обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания).
В рамках данной технологии предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. В нашей стране принято именно такое обозначение групп дифференциации: А – базовый уровень, В — несколько продвинутый, С — углубленный (для учащихся школ). Здесь за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
разноуровневый дидактический материал.
Разноуровневые задания помогают детям справиться самостоятельно, чем повышают мотивацию к обучению. Ситуация успеха стимулирует познание детей как трудно усваивающих программу, так и успешно на уровне своих возможностей. В группах составлены картотеки по применению разноуровневых заданий во всех разделах образовательных областей. Технология эта проникающая, легко уживается с другими технологиями.
Именно педагогическая технология уровневой дифференциации обеспечивает детям свой уровень овладениями знаниями, умениями, навыками от репродуктивного до творческого. Обычное, классическое по своей форме занятие, рассчитано на детей одного уровня в основном — среднего (второй уровень) и с ним не всегда справляются дети первого уровня, и очень легко справляются дети третьего уровня, здесь мы и тормозим дальнейшее развитие способностей ребенка, чем и наносим ему вред. Введение разноуровневых заданий помогают решить эту задачу. Поскольку усвоение знаний у детей имеют свою степень, то и обучение должно опираться на тот уровень знаний, умений, на мышление ребенка, чтобы обеспечить каждому свою динамику развития.
Разноуровневые задания применяют на разных этапах обучения:
1) при разборе новой темы
2) при закреплении материала
3) на этапе совершенствования.
Разноуровневые задания могут даваться в форме упражнений, игр, заданий.
Разноуровневость заданий достигается в использовании слов разной длины для анализа. Одна команда при помощи фишек делает звуковой анализ слов ДОМ, ЛЕС, ДЫМ.
Другая команда разбирает слова ДОМИК, ЛЕСОК, ДЫМОК»
Использование технологий уровневой дифференциации
на занятиях по обучению грамоте
В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.
Чтобы стимулировать творческую, умственную активность на занятии по грамоте используются различные методы и приемы:
— ознакомление с гласными и согласными буквами: прием «Кубики» — в красных цветом кубиках написать гласные буквы, а в синих — согласные, при этом величину и расположение делать разные,
— » Найди и обведи» — Микроцель: обвести буквы в кружок, а цифры в квадрат.
1) уровень — А Э О 5 Л 3 Д Н Ь 4 М 1 В 8 7 И У Т Г
2) уровень — » Найди и зачеркни все буквы «Б» и «В».
А В И К Б З Щ Ш К Н В О Ч Д Б К Л В Н И Т Ц Ж Р Ь
В К У Ш И С Т Л М О
С Л И Ц О Н П В Ф Г
Следующая задача: словообразование.
— Игровые упражнения: «Слоговое лото» — составить слова с предложенными слогами : ру, ра, ра, но, лу, ма, но, на (рама, руно, луна)
1) уровень — «Замени первую букву»: сом — дом — ком — ром — лом.
2) — » Замени третью букву»: сом — сок — сот — сон — соль.
3) — «Волшебные цепочки» — замена гласных:
«Ромашки» — лепестки — приставки — соединить с серединкой со словом — нес — — получаются слова: унес, занес, принес, вынес, донес…
1) из букв этого слова составить слова
2) составит слова из слогов этого слова, расположенных по кругу ( ро, но, мо, ра, са, ма, ст, с, тр, н. )
3) образование слов из букв — согласных, расположенных внутри круга.
Далее задача: слоговое, слитное чтение слов.
Задание: «Найди лишнее слово» —
Следующая задача: работа с предложением.
Игровые упражнения: «Удивительные предложения»
1) уровень — Переставь слова в предложении. »
Сегодня утром Маша пошла в школу»
2) уровень — В этом же данном предложении измени одно слово в предложении. Например: «Завтра утром Маша пойдет в школу».
3) уровень — » Небыль или несуразица»
Ребенок должен прочитать предложение и определить — где правда, а где нет.
«Выпал снег, Алеша вышел загорать», «Кошка баюкала мышку», «Усталый заяц вернулся с работы».
Вывод: Использование педагогической технологии уровневой дифференциации — системы разноуровневых заданий эффективно тем, что каждый ребенок успешен, так как он выполняет задания своего уровня, то что ему посильно, далее дает возможность решать задачу в измененной ситуации, требующей преобразования полученных знаний и переходит к заданиям третьего уровня — где требуется применение мыслительных операций: анализа, синтеза, формируется положительная самооценка, умение работать в группе.
Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы
Наталья Гусева
Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы
Технология дифференцированного обучения
Авторы – Л. С. Выготский, В. В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов); Н. П. Гузик (модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации).
По мнению Г. К. Селевко, дифференцированное обучение – это
1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития.
В основе данной технологии лежит теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.
Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т. д.)
В использовании дифференцированной технологии важно сочетание следующих этапов:
1) изучение индивидуальных особенностей учеников каждого класса, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить на три группы – высокая, средняя и низкая группы; для изучения способностей применяются методы наблюдения, анкеты, анализ выполненных работ и т. д.
2) отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из трех групп.
3) учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов.
4) разработка и использование в учебном процессе разноуровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для самостоятельной работы и проведения контроля знаний.
5) этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым учеником и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности (остался в той же группе, можно перевести выше или опустился ниже).
Существует много способов и оснований дифференциации обучающихся (всего около 20 вариантов, среди которых мною чаще всего используются такие дифференциации:
— по уровню развития памяти
— по уровню умственного развития
— по уровню самостоятельности в процессе познания
— по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие) и т. д.
В своей практике чаще всего мною используются такие приемы дифференцированного обучения:
— создание нескольких вариантов проверочных и творческих работ разной степени сложности;
— формирование объема заданий в зависимости от способностей ученика или группы учеников;
— при изучении нового материала для слабоуспевающих учащихся учебный материал объясняется несколько раз в процессе закрепления упражнений по образцу.
Данная технология позволяет:
1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель;
2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика;
3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам;
4) поддерживать и повышать мотивацию обучения данному предмету;
Трудности в использовании технологии:
1) трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся
2) необходимость разработки и постоянного совершенствования разнопланового и разноуровневого дидактического материала.
Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности Социализация ребёнка, его успешное вхождение, самопредъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.
Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.
Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.
Наглядные методы и приемы обучения Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения.
Памятка «Способы обучения ребенка словам приветствия» Существует несколько способов, которые могут помочь в решении этой проблемы. Личный пример: Каждый день родители, взрослые в семье,люди.
Доклад «Внедрение педагогической технологии разноуровневой дифференциации в обучении младших школьников.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Внедрение педагогической технологии разноуровневой дифференциации в обучении младших школьников.
Макишева Зухра Сергеевна
Учитель начальных классов Жана – Аульской СОШ, Щербактинского района
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.
Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения Ж.Ж. Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так её заставляли не законы природы, а идеология. В результате школу не любят (а нередко и ненавидят) не только “лентяи”, но и вполне трудолюбивые дети.
Мы считаем, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её дифференцированное обучение.
Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Остановимся на внутриклассной дифференциации. Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Мы считаем, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
-Выявление отставаний в ЗУН;
-Ликвидацию их пробелов;
-Устранение причин неуспеваемости;
-Формирование интереса и мотивация к учебе;
-Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика
Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:
-по уровню умственного развития (уровню достижений);
-по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).
Основная цель использования нами технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину.
В целях реализации технологии разноуровневого обучения мы проводим диагностику познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Внедрение дифференцированного обучения, потребовало от психологов построения системы психодиагностики в начальной школе, которая позволила с большей степенью достоверности определить уровень развития конкретного ребенка. Психодиагностическая работа начинается с комплексного обследования детей при поступлении их в школу. Из всего разнообразия тестовых методик приоритет был отдан методикам, предлагающим изучить уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека, Векслера, по корректурным пробам памяти, внимания, мышления.
Смысл тестирования в том, чтобы получить по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка. Особенно актуально это сегодня, когда учитель определяет степень развития основных качеств умственной деятельности ученика. Выявление уровня сформированности психологических процессов у младших школьников, позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения и оказать ребенку необходимую психолого-педагогическую поддержку.
Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.
Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Данные, полученные по всем тестам, позволяют построить индивидуальный профиль готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития.
Организуя разноуровневое обучение, мы учитываем интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.
Осуществляя дифференцированный подход, учителя, руководствуется следующими требованиями:
-создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
-активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
-обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).
Учителя нашей школы для разноуровневого обучения используют:
-Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
-Альтернативные задания для добровольного выполнения
-Задания, содержание которых найдено учеником
-Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
3-я группа — учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.
Состав групп позволяет нам адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на “зону ближайшего развитии” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.
Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.
Задания в группах выполняются самостоятельно.
В качестве примера приведем работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.
Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.
Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).
1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.
2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).
1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.
2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)
Исходя их общих требований по курсу математики, мы предлагаем работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)
Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”
Составь обратную задачу
Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.
Найди значение выражения:
Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.
Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.
Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см 2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”
Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см 2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”
Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см 2. Определи его длину и ширину”
Предлагаем разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)
Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.
Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.
Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.
Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что:
учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
поднялся уровень преподавания в начальной школе;
дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
Список использованных источников
1.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий «Просвещение» 2006г
2. Е.А. Юнина. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. «ПРИПИТ» 2008
3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе
«Просвещение» 2003