технология разноуровневого обучения в доу
Составление конспектов НОД интегрированных занятий с использованием технологий разноуровневого обучения
Составление конспектов НОД интегрированных занятий с использованием технологии разноуровневого обучения.
Уважаемые коллеги, сегодня, Вашему вниманию будут предложены рекомендации по написанию конспекта воспитательного мероприятия. Прежде всего, нам необходимо вместе вспомнить, основные термины и понятия.
Термины КОНСПЕКТ – краткое, связное и логически последовательное изложение хода занятия, отражающее совместную деятельность педагога и ребенка.
ИНТЕГРАЦИЯ-объединение частей в целое.
Сейчас перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача организации такого целостного процесса взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. В процессе педагогического взаимодействия, ребёнок должен научиться воспринимать окружающий его мир как единое целое.
По ФГОС 5 областей. Давайте вспомним, что каждая из них предполагает.
Системообразующим фактором является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.
Это не означает, что в одном занятии мы должны объединить все области сразу, но несколько пересекаются.
Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая дает возможность уделять больше времени слабым детям, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, учитывая особенности характера.
2 – средний. Дети включаются в совместную деятельность со взрослым, могут выполнять отдельные простые задания, чаще используя метод проб. Речь бедная, грамматические структуры нарушены.Словарный запас беден: чаще это существительные и глаголы.
3 – высокий. Дети проявляют стойкий интерес, выполняя задания с незначительной помощью взрослого и с опорой на зрительный ориентир.У них нарушены: фонетика, лексика и грамматика. Сама речь развита.
Зная умения для каждого уровня, мы сможем разработать четкие требования по каждой области, исходя из целей обучения.
Для того, чтобы написать конспект требуется определенная подготовка. Необходимо определить программное содержание занятия,опираясь на:
• основную образовательную программу ДОУ;
• ранее составленный перспективный план образовательной работы в группе;
• время года, в период которого создается занятие и наличие приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений, праздников;
• уровень развития детей входящих в группу.
В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным. Сегодня вашему вниманию будет предложена одна из форм написания конспекта.
Написание конспекта включает в себя 4 части.Это оформление: титульный лист-основная часть-список литературы-технические требования.
Требования к оформлению титульного листа
•Размеры полей титульного листа: узкое (со всех сторон – 1,27).
• Примерно в центре указываются тип и вид НОД, для какой возрастной группы данный конспект, его тема (шрифт – 22 кегль, жирный)
Подготовила/составила: Иванова
Общие требования к написанию конспекта.
В ходе написания конспекта занятия педагогу необходимо:
— раскрыть структуру и предметное содержание занятия;
— сформулировать цели и задачи занятия;
— продемонстрировать владение методами и приемами мотивации непосредственно образовательной деятельности;
— проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников (учёт дифференцированной нагрузки на ребёнка).
В начале конспекта обязательно указывается направление деятельности по программе и область её реализации.
-Тема занятия пишется кратко.
-Цель – конечный результат, то, к чему мы стремимся.Пишется в форме существительного: совершенствование, обогащение, развитие.
-Программные задачи – то, что требует исполнения, над чем я буду работать,пишутся в форме глагола: развивать, воспитывать.Соблюдается триединство задач:
• обучающие (чему новому воспитатель научит детей на данном занятии);
• развивающие или коррекционно-развивающиеся (какие познавательные процессы будут развиваться или совершенствоваться,
• воспитательные (какие социально-значимые (эстетические, морально-волевые качества) личностные качества будут воспитываться или формироваться на данном занятии.
От четкости задач зависит содержание деятельности педагогов, а следовательно, и её результативность. (Мы говорили в прошлом году).
— Интеграцияобразовательных областей: первой указывается основная образовательная область, затем другие образовательные области, которые включены в данное занятие.
— Если предполагается, то прописывается словарная работа. Перечисляются слова, планируемые в активный и пассивный словарь.
— Далее кратко излагается, какая предварительная работа воспитателя требовалась, чтобы занятиепрошло успешно и все задачи могли бы быть выполнены: что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т. д.
После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т. д.)
— Отражаются педагогические средства и оборудование, необходимое для этого занятия: технические (например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д.).в т. ч. компьютерные, методические, организационные средства. Здесь же прописываем демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.
Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
— Форма проведения: совместная деятельность или индивидуальные занятия.
-Ход занятия…
Структура занятия.Указываются его части: вводная, основная и заключительная и конкретные методические приемы.
способы переключения внимания;
определение вида, темы и цели занятия;
настрой детей на определенный вид деятельности.
Погружение в тему. Дидактическая игра, в ходе которой определение интереса и информированности детей в теме (актуализация знаний и умений). презентация. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем). В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).
Закрепление материала. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала.
Занятие завершается словами анализа.
Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.
Ход занятия описывается в логике последовательности использования указанных средств, когда и какой слайд будет использован, какие вопросы будут заданы детям, какая игра будет проведена. Если игра отражена в методических пособиях, то в тексте делается ссылка с указанием номера, под которым записано это пособие в списке литературы. Если игра составлена автором самостоятельно следует указать ход ее проведения, и цель использования на этом этапе занятия. Игры оформляются в конце Приложением.
Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте. То есть после прямой речи, в середине строки в скобках указываются действия воспитателя («включаю», «вывешиваю», «убираю» и т. д.).
Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
В конспекте, также описываются предполагаемые ответы детей.
В своей работе мы используем технологии разноуровневого обучения. Давайте рассмотрим, как это отражается в конспекте. Если мы ведем индивидуальные занятия,здесь все понятно: есть цель и задачи, через которые мы её достигаем. Но работая в подгруппах цель занятия одна, а определение задач должно быть дифференцированно по степени сложности. А если есть разные задачи – значит формы и методов их решения, должны быть расписаны для каждого уровня.
Для написания текста используются основные требования документоведения.
В тексте допускаются выделения полужирным или курсивным шрифтом, если это необходимо. План-конспект урока должен быть написан с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами.
Оформление списка литературы: по алфавиту, фамилия, инициалы имени, отчества автора, название источника, город, издательство, год издания, количество страниц (если статья из журнала – указать с какой по какую страницу использовали).
В заключении хотим сказать,что необходимо постоянно работать над собой: профессионально расти, осваивать новый педагогический опыт, читать методическую литературу, ходить на занятия друг к другу для приобретения опыта, собрать необходимый материал. Верьте в себя и у вас все получится.
Конспект НОД «Математическое путешествие» с применением технологии разноуровневого обучения в подготовительной группе
Марина Биганова
Конспект НОД «Математическое путешествие» с применением технологии разноуровневого обучения в подготовительной группе
Конспект НОД «Математическое путешествие» с применением технологии разноуровневого обучения в подготовительной группе
Образовательная область – познавательное развитие
Цели: систематизировать и закрепить математические представления детей.
Обучающие: закрепить счет в пределах от 0 до10;
— упражнять в умении решать примеры в одно или два действия;
-закреплять умения измерять длину и ширину полоски с помощью линейки, понятие длина и ширина;
-закрепить и уточнить временные представления (дни недели, время года, месяц);
-закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги;
— закрепление активного словаря (математические понятия);
— закрепить работу в парах.
Развивающие: Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность;
Воспитательные: любознательность, целеустремленность, интерес к знаниям и умениям, самостоятельность.
Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материал: карточки с примерами, таблицы, карточки с геометрическими фигурами, линейки полоски разной величины, фломастеры, мяч.
Ход НОД:
Вставай дружок скорей в кружок
Друзьям, подружкам улыбнемся
Правым глазом подмигнем
— А вот на чем мы отправимся с вами в путешествие, вы узнаете после того как отгадаете загадку.
Загадка про автобус
В: Чтобы пройти в салон автобуса и занять свои места нужно выполнить задание. Детям раздаются карточки с примерами
Высокий уровень – примеры состоят из двух действий. (Например, 5+1-2)
Средний и низкий уровень- примеры в одно действие. (Например, 1+2)
Правильность выполнения задания дети высокого уровня проверяют друг у друга, у детей среднего и низкого уровня проверяется совместно.
В: Молодцы, справились с заданием. Теперь мы можем сесть на свои места в автобусе.
-Чтобы наше путешествие было веселым и увлекательным мы с вами поиграем.
Первая игра «Будь внимателен!»
Высокий уровень- дети вписывают пропущенные цифры в пределах от 0 до 10.
Средний и низкий уровень – соединяют цифры по порядку от 0 до 10.
Дети высокого уровня проверяют правильность выполнения задания у детей среднего и низкого уровня.
-Ребята, а вот и остановка «Умник-разумники». Выходите из автобуса и немного отдохнем на полянке?
Игра с мячом «Вопрос-ответ»
-Какое сейчас время года?
-Какой сейчас месяц?
-Какое сейчас время суток?
-Сколько всего дней в неделе?
-Сколько рабочих дней в неделе?
-Сколько выходных дней в неделе?
-Назови соседей вторника?
-Назови соседей пятницы?
-Какой день недели идет после четверга?
-С какого дня начинается рабочая неделя?
В: Молодцы! Занимайте свои места в автобусе и едем дальше.
— Ребята, отгадайте загадку. (загадка про линейку)
— Для чего нужна линейка? (чтобы измерять, чертить)
Высокий уровень – необходимо найти полоску диной – 12 сантиметров и шириной- 3 сантиметра (проверка задания в парах)
Средний и низкий- необходимо найти полоску длиной – 7 сантиметров.
— Молодцы, хорошо справились заданиями.
В: следующие задание называет «Продолжи ряд» (Дается определенная последовательность из 5 геометрических фигур) (Например, нарисовано 5 кругов,два круга раскрашены: синий круг-желтый круг и т. д.)
Низкий уровень- дети продолжают ряд
Дети со средним уровнем продолжают ряд с добавлением ещё двух кругов.
Дети с высоким уровнем – увеличивают количество кругов и придумывают свою последовательность.
В: Ребята, вы все молодцы, замечательно справились с последним заданием.
— Вам понравилось наше путешествие?
— Что больше всего понравилось? (ответы детей)
— Кому было трудно и почему? (самооценка)
В: Мне тоже понравилось наше путешествие, вы все очень старались и если даже у кого, что-то не получилось не стоит огорчаться, следующий раз все получиться.
«Путешествие Колобка». Конспект индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог» Конспект составила: Кукушкина Г. Н., учитель – логопед Конспект индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный.
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе детского сада «Поможем Буратино учиться» с применением социо-игровой технологии Цель: создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 5. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать.
Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Математическое путешествие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие».
Конспект НОД по окружающему миру с применением технологии проблемного обучения по теме «Зима» Технологическая карта НОД по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Зима». Воспитатель: Бородинова Ольга Михайловна Возраст:.
Конспект НОД в группе раннего возраста «Колёса для грузовика» с применением технологии проблемного диалога Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Колёса для грузовика». Лексическая тема: Транспорт Тип занятия: комплексное Возраст.
Конспект НОД в средней группе «Математическое путешествие» Описание материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Математическое путешествие» для.
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения Задачи: _ развивать интерес к геометрии; _ закреплять знания детей о геометрических фигурах; _ развивать геометрическое мышление у детей.
Конспект занятия в подготовительной группе «Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди» 1. Организационная форма: Непосредственно образовательная деятельность 2. Реализация образовательных областей: «Развитие математических.
НОД по окружающей действительности с применением технологии проблемного обучения «Осень» Конспект НОД по окружающей действительности с применением технологии проблемного обучения по теме: «Осень». Воспитатель: Бородинова Ольга.
Консультация для молодых педагогов «Современные технологии в ДОУ»
Современные реалии и требования предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в д/с, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г. К. Селевко).
Структура педагогической технологии:
-концептуальная основа (научная база)
-содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания)
-процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).
· Техноло гия – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
· Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Педагогические технологии можно использовать как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников.
Существует несколько подходов к классификации технологий.
Наиболее полная классификация принадлежит Г. К. Селевко. Она объединяет технологии по сущностным и инструментально значимым свойствам
Технологии, используемые в работе с детьми:
1. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
2. Технология развивающего обучения
(образовательная программа ДОУ).
Развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.
3. Технология проектной деятельности
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности
1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.
2. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей
I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
4. Технология исследовательской деятельности
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
• опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений;
• коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;
• путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
• путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему).
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
• Опыты (экспериментирование). Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды.
• Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.
• Коллекционирование (классификационная работа)
• Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды профессий
• Путешествие по карте
• Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.
• Части света, их природные и культурные «метки»-символы
• Путешествие по «реке времени»
• Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). История жилища и благоустройства.
5. Технология проблемного обучения в детском саду
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения.
5. ТРИЗ в ДОУ (теория решения изобретательских задач)
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
Следующий этап – это «тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении. Когда что – то в нем хорошо, а что- то плохо, что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.
Следующий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
Следующий этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире.
6. Технология разноуровневого обучения
— это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
— это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
¦ психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
¦ разноуровневый дидактический материал.
7. Технология коллективного способа обучения
Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми.
Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации работы. Ребёнок выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты, и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает.
Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например ребёнка совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения, со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек).
Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной.
Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди).
Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным образованием):
— ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения).
— осмысленность процесса познания.
— все обучают каждого и каждый всех.
— обучение ведется на основе и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества педагога и ребёнка.
— ведущей организационной формой обучения является коллективная, т. е. работа детей в парах сменного состава.
Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.
Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.
На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у воспитанников развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:
· Обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;
· Разные дети осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;
· Наличие сводных учебных групп как мест пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.
КСО идеально подходит для работы в разноуровневой группе, классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ребёнка. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика. Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов: • наличие сменных пар учащихся; • их взаимообучение; • взаимоконтроль; • взаимоуправление
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
8. Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ.
Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.
В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика.
9. Игровая технология.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью.
Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.
Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»).
Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;
3 этап: Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает
10. Технология интегрированного обучения
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:
— сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
— проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни».
Использование социо-игровой технологии в ДОУ. Семинар «Современные социально-игровые педагогические технологии» Методическая Служба МБДОУ детский сад комбинированного вида№4 «Полянка» Семинар для педагогов и старших воспитателей городского округа.
Консультация для педагогов ДОУ «Использование вебинаров в работе с родителями (законными представителями) в ДОУ» Все родители хотят самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все обладают необходимыми для этого психолого-педагогическими.
Консультация для педагогов ДОУ «Связь изобразительной деятельности и математики в ДОУ» Математическое развитие дошкольника-это развитие умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Многие.
Педагогический совет «Современные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» Подготовила старший воспитатель Беккер Юлия Сергеевна Педагогический совет: «Современные здоровьесберегающие технологии в педагогическом.
Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ» Подготовили: Андронникова Любовь Ивановна Лушникова Зоя Григорьевна Потомкина Марина Геннадьевна Цели и задачи семинара Цель: формирование.
Современные образовательные технологии в ДОУ Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский В.
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ МДОУ «Детский сад №15 «Рябинушка» Сообщение на тему: Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Подготовила: инструктор.
Современные технологии построения образовательного процесса в ДОУ. Технология проектной деятельности Выступление на районном семинаре для воспитателей «Современные технологии построения образовательного процесса в ДОУ. Технология проектной.