технология разноуровневого обучения плюсы и минусы

Доклад на тему «Проблема разноуровневого обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

« Проблемы разноуровневого обучения».

Идея учета индивидуальных особенностей обучения ребенка и дифференцированного подхода к нему в процессе воспитания и обучения зародилась давно. Еще великий чешский педагог Я.А. Коменский, высоко оценивая возможности каждого ребенка, писал, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он может взойти на самую высокую ступень «лестницы образования».

Обучение всех детей по унифицированньм программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждому ребенку. Образовательная система, предоставляющая всем одинаковые временные, содержательные и процессуальные условия, кажется по замыслу справедливой и демократичной, но по сути неизбежно приводит к ситуации, о которой писал Павел Петрович Блонский: «Развитые забивают неразвитых, учителю трудно работать в такой пестрой группе, он невольно предъявляет к слабым более высокие требования. Неграмотные привыкают в первые же дни в школе быть последними людьми своего коллектива. Товарищи относятся к ним пренебрежительно. Мы считаем, что это очень вредно. Поставив слабого в одни условия с сильным, значит создавать неравенство».

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками.

Плюсы и минусы уровневой дифференциации

Источник

Основные плюсы и минусы дифференцированного обучения

технология разноуровневого обучения плюсы и минусы. Смотреть фото технология разноуровневого обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку технология разноуровневого обучения плюсы и минусы. Картинка про технология разноуровневого обучения плюсы и минусы. Фото технология разноуровневого обучения плюсы и минусы

За последние годы все большей популярностью начинает пользоваться дифференцированный метод обучения. Образовательные школы разделяют на обычные, специализированные, а классы делят по определенным умственным и социальным особенностям. Вопрос о целесообразности его введения всегда вызывал много споров и противоречий. Одни считают, что это неотъемлемая часть нормального учебного процесса, другие убеждены в обратном.

Общие сведения о дифференцированном обучении

Представляет собой форму образовательного процесса, при которой происходит разделение детей на группы в соответствии с индивидуальными особенностями развития, их навыками, способностями, состоянием здоровья. По результатам проведённой диагностики происходит распределение по нескольким критериям, включая уровень интеллектуального развития, тип мышления, темперамент, интересы и склонности.

Разделение по умственному развитию осуществляется следующим образом:

Современная образовательная практика выделяет два основных вида дифференциации – внешняя и внутренняя. Первая предполагает создание специальных школ, ориентированных на учащихся, имеющих специальные способности. Сюда относятся гимназии, лицеи, различные коррекционные образовательные учреждения. Внутренняя дифференциация заключается в разделении учащихся на группы внутри класса с целью организации работы с использованием разных методик обучения. Для её осуществления необходима специальная подготовка учителей, небольшая наполняемость класса до 20 человек, тщательно продуманная организация труда и отдыха. Потребуется постоянная связь с родителями.

Преимущества дифференцированного обучения

Рассматриваемый метод не зря набирает популярность, заявив о себе как один из наиболее эффективных и результативных способов обучения. Он имеет немало преимуществ, основными из них являются:

технология разноуровневого обучения плюсы и минусы. Смотреть фото технология разноуровневого обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку технология разноуровневого обучения плюсы и минусы. Картинка про технология разноуровневого обучения плюсы и минусы. Фото технология разноуровневого обучения плюсы и минусы

Недостатки дифференцированного обучения

У данного способа обучения нашлись не только сторонники, которые полностью оправдывают его применение, но и те, кто негативно отзывается о целесообразности разделения. Это связано со следующими минусами:

технология разноуровневого обучения плюсы и минусы. Смотреть фото технология разноуровневого обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку технология разноуровневого обучения плюсы и минусы. Картинка про технология разноуровневого обучения плюсы и минусы. Фото технология разноуровневого обучения плюсы и минусы

Вывод

Несмотря на имеющиеся негативные стороны, представленный метод обучения все же набирает популярность. Положительных отзывов гораздо больше, чем отрицательных. Большинство преподавателей и родителей отмечают, что после такого разделения замечают значительное повышение мотивации детей, что приводит к улучшению результатов в учебе. Тот, кто не согласится переводить своего ребёнка на дифференцированное обучение, всегда может отказаться, выбрав другой класс или образовательное учреждение с привычным ведением уроков. Только правильный подход к обучающему процессу принесёт положительный, качественный результат без ущемления ребёнка.

Источник

Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Понятие “Дифференцированное (разноуровневое) обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Цели дифференцированного (разноуровневого) обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания).

В рамках данной технологии предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. В нашей стране принято именно такое обозначение групп дифференциации: А – базовый уровень, В — несколько продвинутый, С — углубленный (для учащихся школ). Здесь за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

психолого-педагогическая диагностика воспитанника;

разноуровневый дидактический материал.

Разноуровневые задания помогают детям справиться самостоятельно, чем повышают мотивацию к обучению. Ситуация успеха стимулирует познание детей как трудно усваивающих программу, так и успешно на уровне своих возможностей. В группах составлены картотеки по применению разноуровневых заданий во всех разделах образовательных областей. Технология эта проникающая, легко уживается с другими технологиями.

Именно педагогическая технология уровневой дифференциации обеспечивает детям свой уровень овладениями знаниями, умениями, навыками от репродуктивного до творческого. Обычное, классическое по своей форме занятие, рассчитано на детей одного уровня в основном — среднего (второй уровень) и с ним не всегда справляются дети первого уровня, и очень легко справляются дети третьего уровня, здесь мы и тормозим дальнейшее развитие способностей ребенка, чем и наносим ему вред. Введение разноуровневых заданий помогают решить эту задачу. Поскольку усвоение знаний у детей имеют свою степень, то и обучение должно опираться на тот уровень знаний, умений, на мышление ребенка, чтобы обеспечить каждому свою динамику развития.

Разноуровневые задания применяют на разных этапах обучения:

1) при разборе новой темы

2) при закреплении материала

3) на этапе совершенствования.

Разноуровневые задания могут даваться в форме упражнений, игр, заданий.

Разноуровневость заданий достигается в использовании слов разной длины для анализа. Одна команда при помощи фишек делает звуковой анализ слов ДОМ, ЛЕС, ДЫМ.

Другая команда разбирает слова ДОМИК, ЛЕСОК, ДЫМОК»

Использование технологий уровневой дифференциации

на занятиях по обучению грамоте

В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.

Чтобы стимулировать творческую, умственную активность на занятии по грамоте используются различные методы и приемы:

— ознакомление с гласными и согласными буквами: прием «Кубики» — в красных цветом кубиках написать гласные буквы, а в синих — согласные, при этом величину и расположение делать разные,

— » Найди и обведи» — Микроцель: обвести буквы в кружок, а цифры в квадрат.

1) уровень — А Э О 5 Л 3 Д Н Ь 4 М 1 В 8 7 И У Т Г

2) уровень — » Найди и зачеркни все буквы «Б» и «В».

А В И К Б З Щ Ш К Н В О Ч Д Б К Л В Н И Т Ц Ж Р Ь

В К У Ш И С Т Л М О

С Л И Ц О Н П В Ф Г

Следующая задача: словообразование.

— Игровые упражнения: «Слоговое лото» — составить слова с предложенными слогами : ру, ра, ра, но, лу, ма, но, на (рама, руно, луна)

1) уровень — «Замени первую букву»: сом — дом — ком — ром — лом.

2) — » Замени третью букву»: сом — сок — сот — сон — соль.

3) — «Волшебные цепочки» — замена гласных:

«Ромашки» — лепестки — приставки — соединить с серединкой со словом — нес — — получаются слова: унес, занес, принес, вынес, донес…

1) из букв этого слова составить слова

2) составит слова из слогов этого слова, расположенных по кругу ( ро, но, мо, ра, са, ма, ст, с, тр, н. )

3) образование слов из букв — согласных, расположенных внутри круга.

Далее задача: слоговое, слитное чтение слов.

Задание: «Найди лишнее слово» —

Следующая задача: работа с предложением.

Игровые упражнения: «Удивительные предложения»

1) уровень — Переставь слова в предложении. »

Сегодня утром Маша пошла в школу»

2) уровень — В этом же данном предложении измени одно слово в предложении. Например: «Завтра утром Маша пойдет в школу».

3) уровень — » Небыль или несуразица»

Ребенок должен прочитать предложение и определить — где правда, а где нет.

«Выпал снег, Алеша вышел загорать», «Кошка баюкала мышку», «Усталый заяц вернулся с работы».

Вывод: Использование педагогической технологии уровневой дифференциации — системы разноуровневых заданий эффективно тем, что каждый ребенок успешен, так как он выполняет задания своего уровня, то что ему посильно, далее дает возможность решать задачу в измененной ситуации, требующей преобразования полученных знаний и переходит к заданиям третьего уровня — где требуется применение мыслительных операций: анализа, синтеза, формируется положительная самооценка, умение работать в группе.

Источник

Использование технологии разноуровнего обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас. Сегодня мы поговорим об использовании технологии разноуровневого обучения – максимальная реализация индивидуальных качеств обучающихся.

изучение нового материала;

дифференцированная домашняя работа;

учет знаний на уроке;

текущая проверка усвоения пройденного материала;

самостоятельные и контрольные работы;

организация работы над ошибками;

закрепления.
Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания. В работе на разноуровневом обучении приходится сталкиваться с проблемой отбора учащихся в группы.

Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий).
К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой, ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие и др.), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т. д.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Разноуровневые задания подбираются таким образом, чтобы они были взаимосвязаны друг с другом. Например, творческое задание для 3 уровня содержать и репродуктивную часть, предложенную для выполнения 1 уровня.

Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся..

Возможны три вида помощи при выполнении заданий: стимулирующая, направляющая и обучающая.
Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ученик не включился в самостоятельную работу. Учитель его ободряет, разъясняет задание, помогает в организации деятельности. Стимулирующая помощь также оказывается ученику, допустившему ошибку. Учитель указывает на ошибку и предлагает выполнить проверку.
Направляющая помощь необходима в том случае, когда стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Ученику указывается путь, который приведет к выполнению работы или исправлению ошибки, то есть дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнить задания.
Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом случае учитель раскрывает перед учеником путь выполнения задания.
Обучающую помощь целесообразно строить в виде беседы, в которой учитель намечает в общем виде последовательность действий, а ученик осуществляет их на конкретном материале. Оказание любой помощи должно прекращаться, как только ученик делает попытку выполнить задание самостоятельно.
Таким образом, оказывая ученикам дозированную помощь, уменьшая или увеличивая ее объем и варьируя ее характер, можно учесть темп продвижения каждого ребенка, его собственную траекторию развития

Как одна из форм разноуровневого обучения на уроках может быть самостоятельный выбор заданий, т. е. ученики сами выбирают уровень, над которым они работают. Здесь ученики сами оценивают свои знания и возможности. На первых этапах этой работы можно столкнуться с тем, что одни ученики переоценивают свои знания, другие наоборот – недооценивают свои силы. Но при систематической работе в данном направлении, ребята сами подходят к правильному выбору заданий для себя.
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Для первой группы (группа “А”) 1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа “В”) 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа “ С”) 1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Я считаю, что без индивидуального подхода к ученику, дифференциации обучения невозможно будет решить задачи ФГОС.

Источник

Методическая разработка статьи на тему «Технология разноуровневого обучения и результат её использования в начальной школе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Технология разноуровневого обучения и результат её использования»

составила учитель начальных классов МОУ Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К.Джорджадзе

Гашнева Наталья Константиновна

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. В реальном учебном процессе технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы –разноуровневое обучение.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня «А, В, C»

Внутриклассная дифференциация. Нужно учесть, что возможны переходы из одной в другую группы (при достижении успеха).

А – низкий уровень развития

В – средний уровень развития и

С – активный/высокий уровень развития

Это дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Разноуровневое обучение широко применяется на разных этапах учебного процесса:

Изучение нового материала;

Дифференцированная домашняя работа;

Учет знаний на уроке;

Текущая проверка усвоения пройденного материала;

Самостоятельные и контрольные работы;

Организация работы над ошибками;

Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.

Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.

Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.

Разноуровневые задания на уроках математики в начальных классах

Задания уровня В – базовые задания + дополнительные сведения.

Задания уровня С – задания повышенной сложности.

При выборе заданий разного уровня сложности учащиеся могут ориентироваться на цветной сигнал индивидуальной карточки: Желтый – первый уровень (А), Зелёный – второй уровень (В), Красный – третий уровень (С).

Отметка за выполненную работу выставляется учителем с учетом уровня сложности: максимальная отметка за первый уровень – три, за второй – четыре, за третий – пять ( зависит на каком этапе применяется).

Количество заданий в работе зависит от уровня сложности учебного материала, индивидуальных особенностей ученика и времени для самостоятельной работы. Возможно применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания.

Каждый ученик выбирает вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант. Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Ещё до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении. Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще – труднее, не использует рисунки – дети сами оценивают уровень сложности и свои возможности). Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности учебной мотивации можно учитывать при подборе заданий.

Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

— по степени самостоятельности учащихся;

— по степени и характеру помощи учащимся;

-по характеру учебных действий

1.Дифференциация заданий по уровню творчества:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *