технология программированного обучения в отечественной педагогике разработана
Реферат «Технология программированного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема «Технология программированного обучения»
Технология программированного обучения Скиннера;
Основные формы программированного обучения;
Этапы программированного обучения;
Принципы программированного обучения;
Функции программированного обучения;
Список литературы и интернет источников.
Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие. В то же время считается, что элементы программированного обучения встречались уже в древние времена. Их использовали Сократ и Платон, их обнаруживают в работах И. Ф. Гербарта и даже Дж. Дьюи.
Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.
Программированное обучение оказывается особенно полезным в процессе преподавания дисциплин, основанных на большом фактическом материале и на повторяющихся операциях, дисциплин, содержание которых укладывается в однозначные, четкие формулы и предполагает для его усвоения четкие алгоритмы действий обучаемых и педагогов.
Главная задача технологии программированного обучения состоит в выработке у студентов автоматизированных навыков, крепких однозначных и систематизированных знаний изучаемой дисциплины и в формировании у них соответствующих умений.
Технология программированного обучения Скиннера
В основу технологии программированного обучения Скиннер положил два основных требования:
— во-первых, уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
— во-вторых, перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.
Сущность этой технологии составляет обучение человека с использованием заранее разработанной программы управления (иногда ее называют программой обучения или программой самообучения) процессом усвоения знаний, формирования умений и навыков. Сама программа составляется таким образом, что на каждой стадии учебного процесса четко обусловливаются объем и уровень тех знаний, умений и навыков, который должен быть на ней усвоен, а сам процесс освоения соответствующим образом контролируется.
Технология программированного обучения предусматривает прежде всего формулирование общей цели обучения и последовательности этапов, в процессе выполнения которых она может быть успешно достигнута. Для каждого этапа формируются определенные “порции” учебного материала, освоение которых и составляет промежуточную цель, предусматриваемую этим этапом. Кроме этого, для каждого этапа разрабатываются вопросы, упражнения и контрольные задания, с помощью которых и появляется возможность объективного оценивания степени достижения учащимся цели данного этапа.
Иными словами, при программированном обучении между преподавателем и студентом помещается обучающая программа, заложенная “обучающее устройство”, которому и передаются функции управления усвоением знаний. При этом влияние личности преподавателя на развитие личности студента может быть только опосредствованным.
Для реализации программ управления разрабатываются специальные программированные учебники, учебные пособия и обучающие устройства. Важнейшей частью технологии программированного обучения и выступает обучающая программа, в которой строго систематизируется:
1) сам учебный материал;
2) действия студента по его усвоению;
3) формы контроля усвоения.
Учебный материал разбивается на небольшие по объему, логически завершенные учебные дозы или порции. После усвоения каждой дозы студент отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный ответ на некоторое число заранее заготовленных преподавателем-программистом вопросов с вариантами ответов, либо с помощью заданных символов, букв, цифр конструирует ответ самостоятельно. Если студент дает правильный ответ, ему предлагается очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необходимость повторения учебной дозы и новую попытку ответа.
Порядок изучения материала зависит от характера ответа студента на каждый вопрос. Он может либо перейти к ответу на следующий вопрос или к новой дозе учебного материала. Чтобы процесс изучения данной дисциплины на основе технологии программированного обучения был успешным и управляемым, преподавателю необходимо знать уровень подготовленности студентов и характер динамики их успехов по усвоению учебного материала при работе с обучающей программой. В зависимости от этих обстоятельств он может менять как уровень трудности материала, так и его дозировку, а также характер вопросов, обеспечивающих контроль усвоения и все функционирование программы.
Основные формы программированного обучения
В зависимости от характера предъявления учебного материала различают три основные формы программирования: линейное (Скиннер), разветвленное (Краудер) и адаптивное (смешанное).
Линейная программа является наиболее простой. При ее использовании учащийся знакомится с каждой порцией учебного материала в заданной последовательности. В линейных программах каждый студент изучает одинаковую для всех, одну и ту же последовательность учебных доз. Индивидуальные же особенности и способности студентов проявляются только в различной скорости усвоения ими этих доз и дисциплины в целом.
Разветвленная программа рассчитана на определенную индивидуализацию процесса обучения. При этом предполагается, что при ответе на определенный вопрос студент может допустить ошибку, и тогда надо дать ему возможность уяснить сущность и причины этой ошибки, исправить ее, потренироваться для закрепления материала соответствующей дозы.
Работая по разветвленной программе, каждый студент приходит к заданной цели обучения различными путями. Выбор и характер этих путей зависит от индивидуальных особенностей студента, так как после каждой учебной дозы в зависимости от характера ответа на контрольный вопрос студент переходит или к следующей учебной дозе, или на боковые “ветви” программы. Боковых ветвей может быть несколько, они содержат разъяснения ошибок, дополнительные пояснения, позволяют выявить определенные пробелы знаний и способствуют успешному их восполнению. После прохождения той или иной “ветви” студент возвращается на основной “ствол” программы.
Принципиальное отличие разветвленного программирования от линейного заключается в возможности множественного (а часто и многократного) выбора последующего шага. Это означает, что успешное применение разветвленного программирования требует от учащегося определенных умственных усилий не только для освоения и запоминания соответствующего учебного материала, но и для понимания его внутренней логики.
Таким образом, создаются предпосылки для формирования системного подхода к овладению данной учебной дисциплиной в ее целостности и единстве.
Адаптивная программа является дальнейшим развитием разветвленного программирования и предназначена для более полного учета индивидуальных способностей и возможностей студентов. Она предусматривает возможность перехода на менее или более трудные участки (ветви) программы, причем этот переход происходит на основе интегрального учета всех предыдущих ответов и характера ошибок, допущенных студентом. В адаптивной программе предусматривается возможность изменения способа подачи материала, уровня его трудности, характера вопросов и т.д. В адаптивную обучающую программу закладывается схема анализа ответов студентов, серия параллельных подпрограмм, отвечающих различным вариантам индивидуальных данных студентов и т.п.
Разработанная обучающая программа может быть реализована с помощью компьютера или другого специализированного технического устройства или обучающей системы, а также с помощью программированных учебников, построенных по типу “перепутанные страницы” (в зависимости от своего ответа студент переходит к определенной странице учебника).
Этапы программированного обучения
В общей структуре процесса разработки технологии программированного обучения выделяется пять характерных этапов
1) определение целей и задач обучения;
2) определение существенных групповых и индивидуальных характеристик категории обучаемых, для которых предназначена программа;
3) составление полного набора элементов учебного предмета, подлежащих усвоению студентами в соответствии с целями обучения;
4) систематизация и упорядочивание фактов, понятий и т.п., являющихся результатом третьего этапа, и составление на этой основе обучающей программы;
5) экспериментальная проверка первого варианта программы, ее доработка на основе результатов этой проверки.
Только тщательное выполнение такой предварительной работы может обеспечить желаемую эффективность разрабатываемой обучающей программы и возможность успешного ее использования в педагогической практике для достижения поставленных целей.
Принципы программированного обучения
Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.
Термин «иерархия» означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме при относительной самостоятельности этих частей. Поэтому говорят, что управление таким организмом или системой построено по иерархическому принципу.
Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.
В состав шага включаются три взаимосвязанных звена : информация, операция с обратной связью и контроль.
Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.
Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся, например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.
Стоит сказать, что программированное обучение, как и многие другие виды педагогических технологий, не лишено определенных недостатков. Так, иногда программированный текст или устройство приводят к потере студентом интереса к занятиям. Кроме того, у студентов в процессе обучения по этой технологии как бы “выключена” живая речь, выступающая основным орудием мышления и педагогического общения, существует также чрезмерная аппеляция к памяти. Немаловажен и факт высокой стоимости подготовки программ. Практика их разработки свидетельствует, что необходимо затратить 50-75 часов работы для составления программы, рассчитанной на один час учебных занятий.
Функции программированного обучения
В заключение отметим, что обучающая программа выполняет целый ряд функций:
1) служит для студентов источником учебной информации;
2) организует учебный процесс и управление им, упорядочивает учебно-познавательную деятельность студентов;
3) контролирует степень усвоения материала и в зависимости от результатов этого контроля обеспечивает возможность его совершенствования;
4) регулирует темп изучения материала;
5) дает необходимые разъяснения;
6) предупреждает ошибки и в случае их появления эффективно способствует возможности их исправления;
7) обеспечивает обратную связь: внутреннюю (к обучаемому – он сразу видит, верно или неверно он усвоил материал) и внешнюю (к преподавателю – преподаватель получает обобщенную информацию о ходе усвоения материала каждым обучаемым и группой в целом).
Технология программированного обучения
Технология программированного обучения начала активно внедряться в образовательную практику с середины 60-х гг. XX столетия. Основная цель программированного обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. У истоков программированного обучения стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке технологию программированного обучения разрабатывали П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, А. М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина и др.
Технология программированного обучения — это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученное™ и др.).
Характерные черты технологии программированного обучения:
• разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваиваемые части;
• включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части;
• проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
• фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, которые становятся доступными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).
Основное средство реализации технологии программированного обучения — обучающая программа. Она предписывает последовательность действий по овладению определенной единицей знаний. Обучающие программы могут быть оформлены в виде программированного учебника или других видов печатных пособий (безмашинное программированное обучение) или в виде программы, подаваемой с помощью обучающей машины (машинное программированное обучение).
В основу обучающих программ кладутся три принципа программирования: линейное, разветвленное и смешанное.
При линейном принципе программирования обучаемый, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного шага программы к следующему. При этом все ученики последовательно выполняют предписанные шаги программы. Различия могут быть лишь в темпе проработки материала.
При использовании разветвленного принципа программирования работа учеников, давших верные или неверные ответы, дифференцируется. Если учащийся выбрал верный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же учащийся выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.
Принцип разветвленного программирования по сравнению с линейным позволяет больше индивидуализировать обучение учащихся. Ученик, дающий верные ответы, может быстрее продвигаться вперед, переходя без задержек от одной порции информации к другой. Ученики, делающие ошибки, продвигаются медленнее, но зато читают дополнительные пояснения и устраняют пробелы в знаниях.
Разработаны также смешанные технологии программированного обучения. Вкачестве таковых известны шеффилдская и блочная технологии.
Шеффилдская технология программированного обучения была разработана английскими психологами. Согласно этой технологии учебный материал делится на различные по объему части (порции, шаги). Основанием деления является дидактическая цель, которая должна быть достигнута в результате изучения данного фрагмента программированного текста с учетом возраста учащихся и характерных особенностей темы. В зависимости от дидактической цели определяется и способ ответа учащихся: путем его выбора или заполнения пробелов, имеющихся в тексте.
Основу блочной технологии программированного обучения составляет гибкая программа, всесторонне учитывающая разнообразие действий, определяющих процесс учения. Она обеспечивает учащимся выполнение разнообразных интеллектуальных операций и оперативное использование приобретаемых знаний при решении определенных задач.
Основным компонентом такой программы является так называемый проблемный блок, который требует от учащегося интенсивной интеллектуальной работы, например решения задачи с неполными данными, формулировки или проверки гипотезы, планирования эксперимента и т. п. Эта работа предполагает выполнение различных умственных действий (обобщения, доказательства, объяснения, проверки), обогащающих объем их знаний.
Независимо от характера технологической системы программированного обучения обучающая программа может быть представлена с помощью учебников или машин. Существуют учебники с линейной, разветвленной и смешанной структурами программирования материала.
Разными бывают и машины, предназначенные для представления запрограммированных текстов. Их тип зависит от реализуемой дидактической функции:
• информационные машины, предназначенные для передачи учащимся новой информации;
• машины-экзаменаторы, служащие для контроля и оценки знаний учащихся;
• машины-репетиторы, предназначенные для повторения с целью закрепления знаний;
• тренировочные машины, или тренажеры, используемые для формирования у учащихся необходимых практических умений, например печатания на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических устройствах, обслуживания машин и т. п.
Принципиальной разницы между структурой программированных учебников и программ к обучающим машинам нет. Основная разница заключается лишь в технике подачи учебной информации и заданий, получения ответа от учащегося и выдачи ему сообщения о степени правильности его действий.
Статья «Технология программированного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология программированного обучения:
сущность, особенности, использование
Современная система образования требует новых подходов к обучению. Внедрение в школу компьютерных технологий создаёт дополнительные возможности для деятельности учителя по выработке у учащихся определённых знаний, умений и навыков. В связи с этим, начинается пересмотр теорий обучения, выявление в них нового потенциала, возможности для творчества учителя. Одной из таких востребованных на современном этапе развития педагогической науки теорией является теория программированного обучения.
Сегодня на первое место выходит личностно-ориентированное обучение. Оно подразумевает разностороннее развитие учащихся. Очень важно, чтобы каждый школьник обращался к своему внутреннему миру, своему опыту мышления, деятельности, переживаний. Ученик должен осознать, как и почему он так делал, чувствовал. В этой связи технология программированного обучения гармонично дополняет личностно-ориентированное обучение, позволяя донести до каждого ученика необходимый уровень знаний.
Сущность программированного обучения
В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.
Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.
Для закрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип многократного повторения реакций.
2. Принципы программированного обучения (по В.П. Беспалько)
Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.
Термин «иерархия» означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих частей. Поэтому говорят, что управление таким организмом или системой построено по иерархическому принципу.
Уже структура технологии программированного обучения свидетельствует об иерархическом характере построения ее управляющих устройств, образующих, однако, целостную систему. В этой иерархии выступает в первую очередь педагог, управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему, индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения.
Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.
В состав шага включаются три взаимосвязанных звена (кадра): информация, операция с обратной связью и контроль.
Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.
Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся, например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.
3. Виды обучающих программ
Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, и б) разветвленные программы Н. Краудера.
Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию.
Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная ин формация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.
Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д.
Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.
В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:
— тестово-информационный (проверка усвоенного);
— проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
— блок проверки и коррекции.
Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
• методическое руководство по достижению целей;
• практические занятия по формированию необходимых умений;
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.
Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.
4. Средства программированного обучения
Самым важным в программированном обучении является текст (программа), разработанный в соответствии с требованиями, рассмотренными в предыдущем параграфе. Для реализации дидактических целей программу можно представлять двояко: с помощью учебников или с помощью машин.
Программированные учебники различаются между собой в зависимости от вида программы, представлению которой они и должны служить. В соответствии с этим можно говорить об учебниках с линейной, разветвленной и смешанной структурами. Примеры таких текстов приводились в предыдущем параграфе.
Разными бывают и машины, предназначенные для представления запрограммированных текстов. Наиболее часто в качестве основания деления используются их дидактические функции. Применительно к этому основанию можно выделить:
• информационные машины, предназначенные для передачи учащимся новой информации;
• экзаменаторы, служащие для проверки знаний учащихся, а точнее — для контроля и оценки знаний, которыми они овладели;
• репетиторы, предназначенные целью закрепления знаний;
• тренировочные машины, или тренажеры, используемые для формирования у учащихся необходимых практических умений, как, например, печатания на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических устройствах, обслуживания машин и т. п.
Кроме перечисленных существуют также полифункциональные, универсальные машины, которые одновременно выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические и практические умения и т. д. Некоторые универсальные машины, называемые адаптивными, могут приспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порции учебного материала, регистрировать ответы, увеличивать или уменьшать — в зависимости от уровня трудности задаваемых вопросов — время, необходимое для подготовки ответа учеником, словом, выполнять функции идеального репетитора.
Машина или программированный учебник? Эту проблему пока не удалось разрешить однозначно на основе проведенных эмпирических исследований. Программированные учебники значительно дешевле, но не так успешно предупреждают «списывание» учениками правильных ответов, как это делают машины. Последние дороги и в целом не обеспечивают лучших дидактических результатов по сравнению с учебниками, особенно с теми, что имеют разветвленную структуру. В связи с этим стоит еще раз подчеркнуть, что и учебники, и машины являются только средствами, служащими представлению программированных текстов. Их дидактическая полезность, следовательно, зависит от того, что образует существо программированного обучения, от программы. Поэтому ядром исследований по программированному обучению является работа, которая должна привести к созданию программ, оптимальных для данного учебного предмета и для определенных групп учащихся.
5. Достоинства и недостатки программированного обучения
Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например:
не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;
требует больших затрат времени;
применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;
обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.
программированное обучение не использует положительных сторон группового обучения;
оно не способствует развитию инициативы учащихся, поскольку программа как бы все время ведет его за руку;
с помощью программированного обучения можно обучить лишь простому материалу на уровне зубрежки;
теория обучения, основанная на подкреплении, хуже, чем основанная на интеллектуальной гимнастике;
программированное обучение игнорирует достижения психологии, которая уже более 20 лет изучает структуру деятельности мозга и динамику усвоения;
программированное обучение не дает возможности получить целостную картину об изучаемом предмете и представляет собой «обучение по крохам».
Хотя не все эти возражения полностью справедливы, но, несомненно, они имеют под собой определенные основания. Поэтому интерес к программированному обучению в 70-80-е гг. ХХ в. стал падать и его возрождение произошло в последние годы на базе использования новых поколений компьютерной техники.
Как уже отмечалось, наибольшее распространение различные системы программированного обучения получили в 50-60-х гг. ХХ в., в дальнейшем стали использовать лишь отдельные элементы программированного обучения, главным образом для контроля знаний, консультаций и тренировки навыков. В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного, или электронного, обучения. Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает достаточно высокий уровень не только обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.
Программированное обучение заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов и др.
В целом программированное обучение можно рассматривать как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся. В настоящее время считается, что этот подход не оправдал себя. Его использование показало, что процесс обучения не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с ним учащегося в процессе обучения остаются приоритетными. Тем не менее, развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.
Ильин Т.А. Педагогика – М.: Изд-во «Просвещение», 1984.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М.: Изд-во «Высшая школа», 1986.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М: Изд-во «Высшая школа», 1986
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Изд-во РПА, 1996.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов. Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 1999.