технология проблемного обучения в спо

Статья «Технология проблемного обучения при формировании у студентов СПО профессиональных компетенций»

ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет

Технология проблемного обучения при формировании у студентов СПО профессиональных компетенций

Аннотация. Современные педагогические технологии выделились в отдельный, относительно самостоятельный раздел педагогики. Сегодня существует более 300 определений самой педагогической технологии, в связи с этим выбор технологии обучения обеспечивает процесс формирования у студентов среднего профессионального образования профессиональных компетенций. Использование инновационных технологии проблемного обучения помогает формировать у студентов СПО способности профессионально подходить к решению проблем, исследовать их и принимать решения в ситуациях разного вида.

Ключевые слова: технология проблемного обучения, педагогический опыт, педагогическая практика.

Педагогический опыт является совокупностью практических знаний, навыков, приобретенных учителем в процессе повседневной воспитательной работы, накопление и совершенствование своего опыта является постоянной задачей педагога или учителя на протяжении всей учебной деятельности, только с педагогической практикой учитель может создавать и осваивать новый опыт.

Анализируя свою практику, можно избежать ошибок в профессиональной деятельности, наращивания опыта происходит только в реальной педагогической практике.

Технология проблемного обучения :

позволяет организовать самостоятельную деятельность студентов для усвоения новых знаний;

эффективность проблемного воспитания проявляется в формировании творческого, критического мышления;

помогает укрепить отношения между теорией и практикой;

стимулирует познавательную деятельность учащихся, формирует интерес к учебному материалу.

Проблемная ситуация, основанная на анализе, превращается в проблемную задачу.

Проблемное задание включает постановку вопросов:

Как разрешить противоречие?

«Ряд проблемных вопросов превращает проблемную проблему в модель поиска решения, где рассматриваются различные способы, методы и средства решения, то есть метод проблемы включает в себя следующие этапы:

При изучении темы «Определение причины текучести кадров» студентам предлагается самостоятельно определить методичку определения управления кадрами, нахождение причины текучести кадров, подбор инструментов и как они решат эту проблему.

Таким образом, создается проблемная ситуация, но с помощью лекционного материала и наглядных схем, тестирования предполагаемых работников, студенты смогут с правиться с данной проблемой.

В ходе изучения темы «Оценка кадровой политики» выдвигается гипотеза о зависимости заработной платы, профессионализма и условий труда. При выполнении практических заданий эта гипотеза подтверждается, и студенты делают свои собственные выводы.

Для размышления: «Выберите высказывание известных управленцев, которое, по вашему мнению, подходит для сегодняшнего урока».

Выводы из педагогической практики использования проблемных ситуаций на уроках:

более прочное усвоение знаний, то, что приобретается самостоятельно, лучше усваивается и запоминается надолго;

развивается аналитическое мышление (проводится анализ условий, проводится оценка возможных решений);

развивается логическое мышление (требуется подтверждение правильности выбранного решения, аргументация).

Использование проблемно-ориентированной технологии обучения позволяет преобразовать теоретические знания в профессиональный опыт, создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовать творческий потенциал, помогает ученикам самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном итоге, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающие конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Аннушкин, Ю. В. Дидактика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Аннушкин, О. Л. Подлиняев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.

Андюхов. Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65

Блинов, В. И. Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 133 с.

Бутко, Е.Я. Современное профессиональное образование [Текст]/ Е.Я. Бутко//Среднее профессиональное образование.- № 9.- 2014.- с. 5.

Ильинский, И. М. «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. 2014. №1. С. 5-17.

Коржуев, А. В. Современная теория обучения. Общенаучная интерпретация [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов и системы последипломного профессионального образования преподавателей / А. В. Коржуев, В. А. Попков. — 2-е изд. — Электронных

Куцебо, Г.И. Методика профессионального обучения. Развивающее обучение: учебное пособие для академического бакалавриата / Г. И. Куцебо. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 164 с.

Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. В. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 156 с.

Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С.В. Рослякова, Т.Г. Пташко, Н.А. Соколова, Р.С. Димухаметов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 219 с.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СПО ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Технология проблемного обучения как эффективный процесс формирования у студентов СПО общих и профессиональных компетенций

Аннотация. Выбор технологии обучения обеспечивает процесс формирования у студентов среднего профессионального образования общих и профессиональных компетенций. Использование технологии проблемного обучения позволяет формировать у студентов способности творчески подходить к решению различных проблем, анализировать их и принимать решения в нетипичных и нестандартных ситуациях.

Ключевые слова: педагогический опыт, педагогическая практика, технология проблемного обучения.

Педагогический опыт – совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых преподавателем в ходе повседневной учебно-воспитательной работы. Накопление и совершенствование своего опыта – постоянная задача преподавателя на протяжении всей педагогической деятельности. Только при педагогической практике преподаватель может создавать и овладевать новым опытом. Анализируя свою практику можно избежать ошибок в деятельности. Созревание опыта происходит в реальной педагогической практике. Педагогическая практика – это деятельность по созданию необходимых условий для взаимодействия со студентами. А эти условия связаны с созданием, разработкой необходимого инструментария.

Задачей преподавателя является выбор таких технологий обучения, которые бы обеспечивали процесс формирования у студентов среднего профессионального образования общих и профессиональных компетенций. Одной из возможностей успешно добиваться поставленной задачи является применение технологии проблемного обучения – это педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.

Технология проблемного обучения: позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся по усвоению новых знаний; эффективность проблемного обучения проявляется в формировании творческого, критического мышления; помогает усилить взаимосвязь между теорией и практикой; стимулирует познавательную активность учащихся, формирует интерес к учебному материалу.

Одна из методик проблемного обучения, применяемая в процессе обучения является создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у студентов не хватает знаний или известных способов действий, т. е. у них возникает интеллектуальное затруднение. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. То есть, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.

Примеры создания проблемных ситуаций на уроках по профессиональному модулю ПМ.03 Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций специальности 38.02.06 Финансы:

При изучении темы «Определение прибыли организации» студентам предлагается самостоятельно определить размер прибыли, при этом они еще не знают способы решения поставленной задачи. Таким образом, создается проблемная ситуация, но с помощью инструкционной карты, где приведены статьи доходов и расходов, студенты способны решить задачу (самостоятельно определить формулу для расчета прибыли)

В ходе изучения темы «Оценка финансовой устойчивости организации» выдвигается гипотеза о зависимости финансовой устойчивости от наличия собственного капитала. При выполнении практических заданий эта гипотеза находит свое подтверждение, и студенты самостоятельно делают вывод.

Рефлексия: «Выберите подходящую пословицу (поговорку), которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию».

Выводы из педагогической практики использования на уроках проблемных ситуаций: более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается); развивается аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), развивается логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).

Использование технологии проблемного обучения позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт, создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

2. Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин. Издательство «ФЛИНТА», 2011.

Источник

Проблемное обучение в СПО.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проблемное обучение в системе СПО

На настоящем этапе в процессе обучения используется множество методов под общим названием «методы активного обучения». К ним относятся игровые методы (деловые, имитационные, клинические игры), методы разбора ситуаций», дискуссия, метод малых групп и т.д..

Взяв за основу функцию того или иного метода, их можно условно разделить на основные 2 группы: развивающие и тренирующие методы.

Развивающие направлены на формирование и развитие профессионального мышления и способностей обучаемых, на освоение ими новых способов профессиональной деятельности.

Но целью обе эти группы ставят формирование у будущего специалиста предусмотренных профессиональным стандартом общих и профессиональных компетенций.

Критерием для различения этих групп методов служит наличие (или отсутствие) противоречия в задании. Развивающие методы составляют арсенал проблемного обучения и всегда основываются на противоречии.

Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация возникает тогда, когда мысль сталкивается с неизвестным, не укладывающимся в прежние связи, отношения, явлением или отдельными его сторонами.

Существует ряд классификаций проблемных ситуаций

а) между старыми знаниями и новыми фактами;

б) между знаниями более низкого и более высокого уровня;

в) между знаниями научными и житейскими (с такой ситуацией мы постоянно сталкиваемся при постановке диагноза конкретному больному).

Медицинский средний персонал в практической деятельности сталкивается с такими ситуациями и неотложными состояниями, которые требуют от них быстрого анализа полученной информации для диагностики и своевременного оказания помощи. Все это вызывает необходимость широко использовать на практических и теоретических занятиях развивающего обучения, в частности проблемного.

Главной целью такого обучения является подготовка специалиста с развитым творческим мышлением, способным к самообучению и совершенствованию на протяжении всей практической деятельности.

Даже если всё полностью занятие не замыслено как проблемное, с элементами проблемного обучения мы сталкиваемся постоянно практически на каждом практическом а иногда и теоретическом занятии

Учебная проблема составляет практическую и теоретическую трудность, решение которой является результатом собственной исследовательской активности студентов.

Требования к проблемному обучению

I. Проблема должна быть интересной. Формированию интереса способствует ряд приёмов:

— раскрытие значения данного учебного материала;

— периодическая демонстрация достигнутых успехов по завершении очередного этапа;

— создание и использование наглядных пособий, технических средств;

Однако трудности, связанные с восстановлением в памяти ранее изучавшегося материала с решением простейших задач, нельзя считать проблемным.

Какие же вопросы вызывают познавательную трудность и позволяют создать проблемную ситуацию.

Например: нами изучены вопросы касаемые ВБИ и ее профилактики в условиях стационара. При изучении парентеральных методов введения лекарственных средств, студентам предлагается выделить правила, которые позволят не допустить внутрибольничного инфицирования при той или иной инъекции.

— вопросы, связанные с преодолением определенных противоречий

Например Пациентка кардиологического отделения находится на постельном режиме. После акта дефекации медицинская сестра предложила подмыть пациентку. Но она отказывается, т.к. стесняется соседей по палате. Пациентка считает, что туалетной бумаги будет достаточно. Сестра указывает, на необходимость длительного соблюдения постельного режима и обязательного выполнения гигиенических мероприятий. Мы видим противоречие между поведением пациентки и необходимостью качественного ухода которое медицинской сестре в процессе работы нужно преодолеть.

— вопросы, связанные с принятием тех или иных решений, в связи с изменением условий работы.

Мы видим как меняются условия оказания сестринского ухода в связи с тем что второй период лихорадки сменился третьим и согласно клиническим данным у пациентки наблюдается критическое снижение температуры требующее неотложных действий медицинской сестры.

— вопросы, связанные с принятием оптимального решения из нескольких возможных вариантов

У пациента 65 лет, поступившего на лечение в терапевти ческое отделении с диагнозом: инфаркт миокарда, острый период после попытки сесть в постели развилась резкая слабость, головокружение.

Объективно: общее состояние тяжелое, положение пассивное, взгляд безучастный, разговаривает вяло, на вопросы отвеча ет с трудом. Кожа влажная, серого цвета, кисти и стопы на ощупь холодные, вены спавшиеся. Температура тела 36,5 °С. ЧДД 20 в мин. В легких дыхание ослаблено. Пульс 104 уд./мин, слабого наполнения и напряжения. АД 90/45 мм рт. ст. Тоны сердца глухие, ритм сохранен.

1. Определите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациентки. Выделив на первое место крах потребности.

3. Поставьте цели и разработайте план ухода за данной больной. С учетом неотложного состояния пациента.

Такая задача требует провести дифдиагностику неотложного состояния и разработать план ухода с включением элементов неотложной помощи.

Для того, чтобы проблемное обучение было развивающим следует постепенно увеличивать степень трудности проблем. Вначале, может быть преподавателю стоит сформулировать проблему и самому её решить, а затем уже подойти к эвристической беседе и другим формам проблемного обучения.

Например: В начале занятия где рассматриваются аспекты введения инсулина рассказывается, что имел место такой случай: медицинская сестра, находящаяся в отпуске, проходя по улице, видит толпу, в центре которой на тротуаре лежит женщина речь безсвязанная, плохо ориентируется в пространстве и никто не знает, как ей помочь. Кто-то из людей уже вызвал скорую помощь. Она прошла мимо, посчитав, что врачи скорой помощи, когда приедут, сами разберутся и ее помощь не нужна. Женщина на тротуаре, страдала сахарным диабетом о чем свидетельствовало наличие шприц ручки с инсулином в сумке пациентки и находилась в гипогликемической коме и умерла в машине скорой помощи. И таким образом мы вместе с учащимися формируем ответ на вопрос: какие деонтологические принципы нарушила медицинская сестра в этой ситуации и формулируем правила поведения пациента после инъекции инсулина.

Можно не только поставить проблему перед студентами, но и сочетать её с созданием эмоционального тонуса в группе, что способствует усилению познавательной активности. Усиливается и воспитательное значение урока. Ну хотя бы предыдущий пример. Для представленной проблемы важны моральные, нравственные качества медработника и конечно же профессиональные. Ведь на просто невмешательство медицинской сестры привело к смерти пациентки. А от нее требовалось быстро оценить ситуацию и дать пациентке что то сладкое.

Степень обобщенности усваиваемого материала в проблемной ситуации является важным показателем трудности учебного задания для учащихся.

От решения проблем, связанных с небольшой степенью обобщения студенты переходят к решению более сложной проблемы, требующей большей степени обобщения.

От простого к сложному.

Например: сначала студенты просто выделяю нарушенные у пациентов потребности, затем ставят сестринские диагнозы, к ним формулируют цели и только потом разрабатывают планы ухода направленные на решение проблемы.

Методическая работа при внедрении проблемного обучения состоит в следующем:

— отбор учебного материала, проблемное преподавание которого целесообразно;

— определение педагогической цели;

— выбор форм и видов учебных занятий;

— разработка заданий, проблемных задач; проблемных ситуаций,

— комплектование «банков» заданий и освоение приёмов проблемного обучения;

— создание методических рекомендаций для самоподготовки учащихся

Проблемное обучение при преподавании улучшает усвоение учебного материала, приближает процесс учения к естественному процессу познания, благоприятствует развитию клинического мышления и его компонентов, способствует повышению познавательной активности личности.

Источник

Методическая разработка «Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Армавирский индустриально – строительный техникум»

«Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»

Выполнила: Герман Т.В.

Методист Казанцева Х.В.

Теоретические аспекты реализации проблемного обучении в системе СПО. ………………5

Технология проблемного обучения: от теории к практике. …………………………………..8

Одно из важнейших заданий образования — формирование творческого мышления студентов. Процесс мышления начинается с возникновения психических затруднений, появления неясностей, парадоксов, проблем.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, что доказывает актуальность проблемы.

Цель работы состоит в том, чтобы изучить и систематизировать материал по использованию технологии проблемного обучения, исследовать методологические средства данной технологии для достижения педагогических целей. Для реализации программы ФПОС III поколения и подготовки конкурентоспособных выпускников системы среднего профессиональною образования необходимо внедрение инновационных образовательных технологий.

Тема работы «Технология проблемного обучения на примере изучения дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания» выбрана мною не случайно, так как внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий содействует более высокому у ровню качественной подготовки будущего специалиста. Раскрывая психическую природу процесса мышления, известный психолог С.П. Рубинштейн писан: «Начальным элементом процесса мышления, как правило, является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда возникает потребность что-то понять. Мышление, как правило, начинается с проблемы или вопроса, с удивления или противоречия. Процесс мышления всегда направлен на решение какой-нибудь задачи» Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.

В данной работе рассматриваются следующие вопросы: теоретические аспекты реализации проблемного обучения в системе СПО и технология проблемною обучения: от теории к практике.

Работая над данной проблемой, мною была изучена следующая литература: труд Б.В.Тевлина «Технология проблемного обучения на примере изучения курса физики в общеобразовательной школе», в котором раскрываются дидактические требования к созданию проблемных ситуаций, обосновывается возможность осуществления данной технологии на разных уровнях, рассматривается система приемов создания проблемных ситуаций; труд Черенковой Н.И. «Технология проблемного обучения», в котором анализируются различные уровни проблемности, способы создания проблемных ситуаций (особое внимание уделено демонстрационному и фронтальному эксперименту); а также литература других авторов.

1.Теоретические аспекты реализации проблемного обучения в системе СПО

1.1. Цели технологии проблемного обучения:

-усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания),

-формирование- и развитие интеллектуальной, мотивационной. эмоциональной и других сфер обучающихся,

развитие индивидуальных способностей.

в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии обучающихся, а не на трансляции готовых выводов науки.

Задачи проблемного обучения:

учить мыслить логично, научно, творчески;

сделать учебный материал более доказательным и убедительным тля студентов, формировать не просто знания, а знания-убеждения;

содействовать формированию прочных знаний;

воздействовать на эмоциональную сферу студентов, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности:

формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности;

формировать и развивать положительное отношение, ин герес, как к данном) учебному предмету, так и к учению вообще.

Роль проблемной ситуации в проблемном обучении.

Включение студентов в познавательный процесс будет успешным в том случае, если проблемные ситуации будут отвечать определенным.требованиям.

.Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы уже первоначальной анализ ее вызвал у обучающихся одновременно и чувство затруднения, и чувство предстоящего успеха, то есть, чтобы возникало не только противоречие, но и потенциальная возможность снятия его. Если проблемная ситуация слитком трудна, студент теряет надежду на разрешение проблемы; если она слишком проста, студент теряет интерес к предстоящему решению.

Проблемная ситуация должна содержать в себе элемент нового, интересного для обучающихся; это способствует включение обучающихся в активный познавательный поиск. Новизна в учебном процессе носит, конечно, репродуктивный характер и том смысле, что обучающиеся не обогащают научное познание, а совершают «открытие» для себя. Новизна проблемной ситуации возможно либо по содержанию, либо по способам ее решения. Разнообразие проблемных ситуаций само по себе может вызвать у обучающихся интерес к их решению. Поэтому важно при создании проблемных ситуаций стремиться к тому, чтобы они были разными по содержанию и имели разную форму выражения.

При создании проблемных ситуаций необходимо учитывал, разные виды мотивов обучения.

14. Правша создания проблемных ситуаций.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий,

вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Технологическая схема проблемного обучения: преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет студентов на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, студент ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Таким образом,

1.Для создания проблемной ситуации перед студентами должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого каждый студент должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия;

а) задание основывается на тех знаниях и умениях которыми владеет студент;

б) неизвестное, которое нужно открыть составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия, общие условия выполнения действия;

в) выполнение проблемного задания должно вызывать у студента потребность в усваиваемом знании.

2.Предлагаемое студенту проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

3.Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащею усвоению материала.

Проблемное задание может вызвать проблемную ситуацию при определенных условиях.

5.Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий 6.Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать преподаватель путем указания студенту на причины невыполнения им поставленного практическою учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

1.5 Уровни реализации технологии проблемного обучения:

Определяют три уровня реализации технологии проблемного обучения:

1)Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем. что преподаватель ставит проблему, формулирует ее, указывает конечный результат и направляет студента на самостоятельные поиски путей решения.

2)Второй уровень отличается тем, что у студента вырабатывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а преподаватель только указывает на нее. не формулируя конечного результата.

3).И, наконец, на третьем уровне преподаватель даже не указывает на проблему: студент должен увидеть ее сам, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы

Если преподаватель видит, что студенты затрудняются выполнить то или иное задание, он может ввести дополнительную информацию, снизив тем самым степень проблемности и переведя студентов на более низкий уровень технологии проблемного обучения.

1.6 Некоторые методические приемы создания проблемных ситуаций: Существуют различные варианты постановки и решения проблемы.

Проблему решает преподаватель

Преподаватель ставит проблему или проблемы, и сам их решает, излагая лекционный материал.

При такой форме проведения занятия обучающиеся внешне пассивны, но внутри каждою из них могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия и запоминания. Этот подход может использоваться при обучении обучающихся речетворчеству. Педагог ставит задачу сочинить сказку (рассказ, историю и т. п.) и сочиняет её в данный момент урока. Обучающиеся на примере учителя учатся этому процессу.

Педагог ставит перед обучающимися проблемы и предлагает решать их совмести. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы (но, не критикуя неудачные), педагог структурирует, систематизирует высказывания и подводит к общим выводам по отельным разделам лекции.

Проведение проблемной лекции-беседы требует от педагога глубоких знаний обсуждаемой темы. Он должен уметь ставить вопросы ясно и понятно, быстро ориентироваться в высказываниях обучающихся, развивать их и направлять дополнительными уточняющими вопросами на решение проблемы.

Педагог излагает проблему и даёт возможность высказаться нескольким обучающимся, фиксирует внимание на двух-трёх наиболее часто встречаемых подходах к проблеме. Обучающимся предлагается разбиться на малые группы «приверженцев» того или иного мнения.

Педагог гак направляет работу обучающихся, чтобы они могли вывести то или иное правило или закономерность, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.

1.4. Характеристика вопросов, которые может задавать преподаватель:

Вопросы, которые могут вызывать процесс аргументации у обучающихся если обучающийся спрашивает больше информации о данной проблеме, преподаватель можно спросить: «Что ты надеешься выяснить? Каковы причины, побудившие тебя задать этот вопрос?»

Вопросы на установление взаимосвязи или обобщение.

Незаконченные вопросы и вопросы, требующие многословный ответ, а не вопросы, требующие ответа «да» или «нет». • Вопросы, направляющие обучающихся но другому пути.

Вопросы на выделение механизмов, причин и следствий проблем. Преподаватель может спросить: «Какой процесс может быть причиной данной проблемы? Какие механизмы включены здесь?»

Вопросы, которые помогут обучающимся объяснять и давать определения используемых терминов.

Вопросы более высокого порядка (более сложные). Например, в обсуждении поте ню спросить: «Как мы решим, что делать?». «Какое решение будет наилучшим?»

1.5. Оценка работы студента в проблемном обучении

Оценка работы проводится в микрогруппах, может быть индивидуальной или группы в целом. Кроме отметки в баллах рекомендуется давать содержательную оценку, которая способствовала бы развитию профессиональных компетенций у обучающихся и их умения работать в группе.

Критическая оценка показывает умения обучающегося понимать суть, выявлять и анализировать проблемы, оценивает способность обучающегося выдвигать и проверять гипотезы в соответствии с целями обучения.

Анализируя технологию проблемного обучения можно сделать следующий вывод: основное различие между проблемным и традиционным обучением заключается в целях и принципах организации учебною процесса. Цель проблемного обучения усвоение не только основ науки (как в сложившемся типе обучения), но и самого процесса получения знаний и научных фактов, развитие познавательных и творческих способностей. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности, т. е. принцип «открытия» им научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.

2. Технологии проблемного обучения: от теории к практике.

Для полного анализа технологии проблемного обучения предполагается отработка данной методики на практике.

Рассмотрим систему приемов создания проблемных ситуаций. Формирование такой системы каждым преподавателем физики является необходимым условием развития его педагогического мастерства, условием достижения высокой результативности учебно- воспитательного процесса.

1. Ситуация неожиданности возникает при ознакомлении студентов с фактами, явлениями, опытами, выводами, которые вызывают удивление, кажутся необычными, парадоксальным и.

Ситуация конфликта используется в основном при изучении физических теорий и фундаментальных опытов. Такие ситуации часто возникали в истории развития физики. Например, изучение интерференции волн учитель начинает с демонстрации волн на воде. Студен ты наблюдают фронты волн от точечного вибратора, а затем от двух точечных когерентных вибраторов. При ном возникает конфликт студенты наблюдаю! «застывшие» фронты воли в виде симметричных полос. Почему картина из динамической стала статической и изменила свой вид? Рассматривая «тот конфликт, студенты изучают суть явления интерференции волн.

Ситуация предвидения заключается в выдвижении преподавателем гипотезы о возможности существования определенной закономерности или явления с вовлечением студентов в исследовательский поиск. Например, преподаватель делает такой прогноз: «Известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?» Обсуждая разные варианты решения

проблемы, в результате студен ты обсуждения приходят к изучению известного опыта VI Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции.

4. Ситуация опровержения создается тогда, когда студентам предлагается доказать неосуществимость какой-либо идеи, проекта, доказательства, антинаучного выводи. Например, предлагается доказать невозможность создания определенного проекта вечного двигателя, или существования на Земле насекомых слишком больших размеров или движения со скоростью, превышающей скорость света в вакууме, и тому подобное.

Ситуация несоответствия заключается в том, что жизненный опыт студентов, понятии и представления, сложившиеся у них стихийно, вступают в противоречие с научными данными.

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий.

Рассмотрим несколько примеров.

I. Проблемное обучение при решении физических задач (в частности межпредметного характера) Под проблемной, или творческой, задачей следует понимать такую задачу, в которой «сформулировано определенное требование, выполняющееся на основе знаний физических законов, но в котором отсутствуют прямые или косвенные указания на те физические явления, законами которых следует воспользоваться для решения этой задачи»

Приведем примеры задач, которые, на наш взгляд, требуют творческого подхода:

Найти длину провода, который пошел на изготовление данного резистора (провод нихромовый).

Что мы будем наблюдать, если на пути лучей, вышедших из линзы, поместить кольца Ньютона?

Конечно, такие задачи можно решать только тогда, когда ученики хорошо усвоят материал темы, приобретут навыки относительно решения задач. Задачи ориентирую! учеников на высказывание собственных мнений, суждений, предположений, побуждают к анализу фактов, сравнению, то есть вовлекают их в активный мыслительный процесс. Проблемные задачи могут служить своеобразной формой изучения нового материала. Например, учитель демонстрируем такой опыт. На сердцевину катушки Гомсона, по которой пропускают переменный ток напряжением 220 В, одето толстое медное кольцо. Через несколько секунд после начала эксперимента кольцо ощутимо нагревается. Учитель предлагает ученикам решить такую задачу: «Какова причина нагревания медною кольца?». Ее решение в форме поисковой беседы способствует введению нового физического понятия — вихревых токов.

II Проблемное обучение в ходе выполнения физического эксперимента Фронтальный физический эксперимент в общем виде включает такие элементы:

а) нахождение общей идеи решения экспериментальной проблемы:

б) составление плана исследования;

в) выполнение работы;

г) обработка полученных результатов;

д) формулировка выводов.

Например, при изучении оптических линз достаточно полечен фронтальный эксперимент на исследование зависимости характера изображения от расстояния предмета до литы. В большинстве случаев студенты правильно описывают изменение изображения, наблюдающееся при перемещении предмета вдоль оптической оси. Но определение критических точек (г), переход через которые качественно изменяет характер изображения, и объяснение этого явления по силам лишь наиболее подготовленным ученикам.

Ш. Проблемное изучение физических явлений

При этом можно наметить такую ориентировочную схему:

а) наблюдение явления;

б) выявление характерных особенностей явления;

в) установление связи между данным явлением и другими, ранее изученными явлениями, объяснение природы этой связи;

г) введение новых физических величин и констант, характеризующих изучаемое явление;

д) установление количественных закономерностей, касающихся рассматриваемого явления;

е) рассмотрение способов практического применения явления для объяснения принципов действия технических установок, при решении задач, выполнении лабораторных, практических работ и г. п.

Не эффективность зависит от выполнения, по крайней мере, трех условий:

а) после формулировки проблемы преподаватель обязан проверить, поняли ли все студенты ее смысл;

б) не следует спешить с началом обсуждения;

в) необходимо систематически опрашивать тех студентов, которые не проявляют надлежащей активности, стимулируя их удачные ответы.

Проблемная ситуация может создаваться также в процессе изучения физических законов, теорий, реализовываться во время проблемною изложения материала

Источником проблемных задач могут служить факты из истории физики и техники. Например, при решении задач по теме «Работа» учитель может использовать эпизод из книги К. Э. Циолковского «На Луне»: «На Луне сила тяжести в 6 раз меньше земной. Красивый спортсмен, который на Земле преодолел высоту 2 м. должен на Луне прыгнуть на высоту 12 м. Возможно ли это?». Неисчерпаемый «кладязь» проблемных ситуаций научно-популярные книги Я. И. Перельмана, М. И. Блудова и др.

Создание проблемной ситуации путем опоры на жизненный опыт учеников, связь обучения с жизнью; практикой

Примером реализации такой ситуации могут служить следующие задания:

Почему расколоть деревья зимой легче, чем осенью?

Что будет, если кусок свинца положить на поверхность ртути:

Такие вопросы создают проблемные ситуации благодаря использованию противоречий между представлениями, сведениями имеющимися у студентов, и истинными научными знаниями. Они побуждают студентов к анализу жизненных явлений, поиску их теоретического обоснования.

5. Перед решением проблемных заданий стоит мотивировать необходимость выполнения. При том полезно помнить мнение К. Д. Ушинского о том, что умственный труд наиболее тяжел для ребенка, которому легче целый день работам» физически, выучить наизусть большое стихотворение, чем мыслить. Актуально относительно этого тезиса также мнение известного педагога Н. Н. Палтишева о том, что цели можно достич лишь в том случае, когда ребенку понятно, для чего он выполняет задание. Учитель должен обратить внимание на необходимость внесения разнообразия в рамках познавательной ситуации одного вида, то есть на одном уроке должны решаться познавательные, оценивающие, организаторские, производственные и другие проблемные задачи.

Необходимо помнить слова известного психолога С. Л. Рубинштейна о том что «каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем шире круг ее знаний; умение видеть проблему — функция знаний»

Рассмотрев практическое применение технологии проблемного обучения. применяемой при получении среднего профессионального образования, можно сделать следующие выводы:

Применение технологии проблемного обучения приводит к повышению показателей качества и успеваемости обучения студентов, а, следовательно, к более высокому уровню усвоения дисциплины.

Современное развитие общества, интенсивный поток разнообразной информации, необходимость быстрого реагирования на рынке требуют от современного специалиста и руководи теля владения навыками работы в команде, в среде современных информационных технологий, самостоятельности в принятии решений, способности к саморазвитию.

Развитие общества изменяет требование и к современным педагогам, которые должны не только быть компетентными в области своей специальности, но и готовы поделиться глубоким знанием изучаемой дисциплины, а также владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебною, научно- исследовательскую и самостоятельную работу.

Внедрение инновационных образовательных технологий приносит свои изменения в потенциальное развитие личности преподавателя и студента, способствует высокому развитию уровня образовательной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *