технология проблемного обучения в детском саду
Приемы и методы проблемного обучения в детском саду
Ольга Козырева
Приемы и методы проблемного обучения в детском саду
Технологии проблемного обучения в детском саду
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи(1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур,включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для обучающихся
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства проблемного обучения:
1. Высокая самостоятельность обучающихся;
2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;
Проблемное обучениевключает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);
4) проверка правильности решения проблемы.
В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах, представляющих собой три вида изложения материала педагогом и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся:
6) методе программированных заданий.
Метод монологического изложения.
Методы рассуждающего изложения.
Метод диалогического изложения.
Метод эвристических заданий.
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не педагогом, при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.
Метод исследовательских заданий.
Организуется педагогом путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ребенок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.
Метод программированных заданий.
Это метод, при котором обучающиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств могут приобретать новые знания и новые действия.
Бинарные методы обучения:
Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение педагогом фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.
Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа педагога, заучивание изложенных педагогом фактов и выводов без критического анализа и осмысления.
Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения педагогом фактов данной науки, их описание и объяснения.
Практический метод предполагает практические и физические умения как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:
а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.
б) деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.
Объяснительно-побуждающий метод представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ребенка к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется педагогом, а частично дается обучающимся в виде проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.
Частично-поисковый метод является сочетанием восприятия объяснений педагога обучающимся с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами обучения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
Побуждающим методом называется деятельность педагога, которая побуждает активную умственную деятельность детей.
Поисковый метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.
Суть проблемного обучения в детском саду
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?
Выступление на семинаре-практикуме «Использование проблемного обучения в детском саду» В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.
Технология проблемного обучения в детском саду
Елена Платонова
Технология проблемного обучения в детском саду
Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.
При проблемном обучениидеятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для обучающихся.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Почему современное образование активно внедряет данную технологию?
Достоинства проблемного обучения:
1. Высокая самостоятельность обучающихся;
2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;
3. Развитие мыслительных способностей детей.
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.
Проблемное обучениевключает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);
4) проверка правильности решения проблемы.
Формы организации проблемного обучения в ДОУ.
Существуют следующие формы организации проблемного обучения?
• Проблемный вопрос
• Проблемная задача
• Проблемная ситуация
1. Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».
«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»
Т. е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)
Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Почему утка плавает, а курица нет?
Почему обувь не делают из железа?
2) Проблемная задача: Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Примеры проблемных задач.
Проблемная задача №1.
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
Проблемная задача №2.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.
Проблемная задача №3
— Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.
3)Проблемная ситуация.
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
Проблемная ситуация №1,металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?
Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
Проблемная ситуация №2, воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.
Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.
Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.
Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.
Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.
Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими, и включить их в активную поисковую деятельность.
• Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками
• Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.
• Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
• Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
• Создание противоречия, проблемной ситуации.
• Организация противоречия в практической деятельности детей
Требования к проблемным ситуациям:
— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает
ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;
— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от
непонятных для детей слов и выражений;
-проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;
— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;
— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;
— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических
принципов обучения;
— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.
Рекомендации по стилю общения с детьми
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
• В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
• Дым в соседней квартире. Твои действия?
• Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
• В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
• Сказка «Репка».У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?
•Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
•Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать
«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.
«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.
Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.
Мои роли в детском саду Все мы воспитатели детских садов понимаем, что наша профессия универсальна. На работе мы и мамы и педагоги, и няни, и декораторы, и маляры,.
Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.
Технология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъясняет содержание.
Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.
Технология проблемного обучения в ДОУ
«Технология проблемного обучения в ДОУ»(И. Я. Лернер)
Использование современных педагогических технологий открывает
новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится,
что в образовательных организациях осуществляется инновационная
деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы
образования с учетом основных направлений социально-экономического
развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений
государственной политики Российской Федерации в сфере образования».
Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию
и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на
сегодняшний день становится эффективное использование технологий в
Что же означает сам термин «технология»? Технология происходит от
греческого слова «мастерство, искусство, умение, совокупность приёмов и
способов получения, обработки и переработки сырья, материалов». Ядро
В педагогической литературе и в лексиконе прочно вошло понятия:
педагогическая технология, образовательная технология, технология
обучения. Они соотносятся,также как и категории: педагогика, образование
и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология,
оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.
Образовательная технология связана с организацией модернизации
образовательных систем и образовательных учреждений. Технология
обучения и технология воспитания описывают деятельность педагога и
воспитанников соответственно в воспитательном процессе.
Сегодня быть компетентным специалистом нельзя без изучения всего
арсенала педагогических технологий. Наиболее используемые
педагогические технологиив нашем образовательном процессе:
здоровьесберегающие образовательные технологии, технология
развивающего обучения, метод проектов, технология проблемного обучения
в детском саду, технология ИКТ, игровая технология, технология
интегрированной образовательной деятельности.
Цель технологии проблемного обучения в детском саду – это воспитывать
способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию,
самостоятельно находить правильный ответ.
Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский
философ, психолог и педагог (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок
усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а
удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом
своего обучения.
В нашей стране проблемным обучением занимались отечественные
Махмутов, М. Н. Скаткин, которые утверждают, что суть проблемного
обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи,
создания условий для исследования путей и способов ее решения для того,
чтобы ребенок сам добывал знания.
Обучение будет проблемным тогда, когда будет проблемная ситуация.
Ценность занятий, построенных по данной технологии огромна. Т. к. в
проблемном обученииотражены требования к современному образованию:
· собственное добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом,
противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой
процесса познания конкретной личности;
· субъектность присвоения знаний;
· учёт интересов и склонностей ребёнка, его ценностных ориентаций;
· «радость открытий», получение удовольствия и позитивное
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что
воспитатель создаёт познавательную задачу, ситуацию и предоставляет
детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее
усвоенные знания и умения.
взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под
руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную
самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей
критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью
определенных приемов, методов и средств.
методе программированных заданий.
Метод монологического изложения.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны
познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать
психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение,
мышление, а также развитие речи).
В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме
проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее,
чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить,
предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче
проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к
взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при
сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и
совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить
цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со
сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых:
контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается
необходимость координировать свои действия с действиями партнеров,
принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность
организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в
совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает
воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в
форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность
сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают
детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать,
сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к
выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за
ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном
обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила
или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь
смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой
Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению,
к установлению сходства и различия.И это вполне закономерно: все в мире
человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает
окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что
дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1 Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при
активном слушании и обсуждении детьми.
2 Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его
руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на
самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3 Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У
ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать
проблему.
4 Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не
указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.
(Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Что
требует от нас ФГОС ДО.
Проблемныеситуации решаются с помощью ряда средств:
1 При построении проблемных занятий необходимо соблюдать
дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и
последовательность, сознательность и активность воспитанников при
разрешении учебной проблемы.
2 Планируя занятия, педагог выбирает наиболее эффективное место в
процессе обучения.
3 Учебная проблема должна заинтересовать воспитанников своей
необычностью, красочностью, эмоциональностью.
4 На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному
состоянию дошкольника при разрешении учебных проблем, вовремя
выяснить причины затруднения и оказать своевременную помощь.
В свою очередь, умения воспитателей управлять процессом
разрешения проблемныхситуаций сводятся к следующим: предвидеть
возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации;
мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или
усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов;
выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих
проблему; умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в
случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.
Каждая учебная проблема (Проблемные вопросы, проблемное задание,
проблемные задачи) подразумевает противоречие. А противоречие в свою
очередь развивает аналитическое, творческое мышление.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает
педагогу выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского
сада, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое
мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в
творческой самостоятельной деятельности учеников, специально
организуемой педагогом в процессе обучения. Данная технология позволяет
воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя,
экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни.
Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой
технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам.
Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая
карта. В ее основу нами заложен пошаговый алгоритм решения проблемной
ситуации. Технологической картой четко определены деятельность
воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников
На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.
Наряду с технологической картой проблемнойситуации с поэтапным описанием действий воспитателя и детей результативными в этой работе стали:
разработка и изготовление базовых и творческих пособий для занятий и совместной деятельности с детьми
разработка и апробация воспитателями серии конспектов непосредственно образовательной деятельности на основе технологии проблемного обучения;
создание и оснащение в детском саду Центра проблемного обучения, Уголков Открытий в группах;
внедрение технологии проблемного обучения в практику работы воспитателей детского сада;
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения (вторая младшая группа) Пересказ сказки с использованием метода моделирования «Теремок» Задачи: Образовательные: • Учить пересказывать русскую народную сказку.
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием технологии проблемного обучения «Незнайка в стране Часов» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Конспект ОД с использованием технологий проблемного обучения в средней группе «Подарок от Снеговика» Конспект ОД по познавательному развитию с использованием технологии проблемного обучения в средней группе «Подарок от Снеговика». Цель:.
Консультация для педагогов «Кейс-метод — современная педагогическая технология проблемного обучения» Консультация для педагогов «Кейс-метод – современная педагогическая технология проблемного обучения» Современные педагогические технологии.
Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности» Мастер – класс для педагогов ДО на тему: «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности». (районное методическое.
НОД по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в Волшебную страну математики» Тема: «Путешествие в Волшебную страну математики» Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, к развивающим играм математического.
Применение методов проблемного и развивающего обучения на уроках музыки Статья «Применение методов проблемного и развивающего обучения на уроках музыки» Педагогическая технология становления учебной самостоятельности.
Применение технологии проблемного обучения в музыкальном воспитании МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «РОМАШКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.
Эффективность проблемного обучения в познавательном развитии дошкольников Татьяна Николаевна Аккуратнова, старший воспитатель МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги НСП «Антошка» Эффективность проблемного обучения в.
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием технологии проблемного обучения Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных.