технология проблемного обучения список литературы
Реферат на тему: Технология проблемного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БОУ г.Омска «СОШ №144»
Технология проблемного обучения
учитель высшей категории
БОУ г. Омска «СОШ 144»,
Тоян Светлана Викторовна
1. Теоретические основы технологии проблемного обучения……. ……..4
1. 1. История развития технологии проблемного обучения……………….4
1.2. Общая характеристика технологии проблемного обучения…..………5
2. Практические основы технологии проблемного обучения….……….11
2.1.Организация проблемного урока…………………………………….11
2.2.«Активные» методы обучения на проблемном уроке………………14
Как известно, одной из возможностей развития личности в педагогике является технология проблемного обучения. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не сдается перед проблемами, а стремиться их разрешить.
Актуальность рассматриваемой темы в современной педагогической науке весьма высока. Технология проблемного обучения является весьма эффективным способом организации педагогического процесса и предполагает проведение под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
В настоящем реферате рассмотрим теоретические основы технологии проблемного обучения, ее структуру, основные методы и приемы организации проблемного урока на примере уроков литературы (художественных текстов).
1. Теоретические основы технологии проблемного обучения
1.1. История развития технологии проблемного обучения
Технология проблемного обучения – это не новое педагогическое явление. Об элементах проблемного обучения упоминал еще Сократ. Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Ушинский, который писал, что «лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызвал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания, и таким образом заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли» [5, C.14].
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 – 1952 [2]), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.
В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения путем включения учащихся в исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского, представителей нового воспитания [6, C. 33].
В отечественной педагогике в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения, активное участие принимали: А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь и другие. Фундаментальные исследования в области технологии проблемного обучения начались во второй половине прошлого столетия. Принципы технологии проблемного обучения разрабатывались советскими психолагами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным. Много этими вопросами занимались Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов и И.Я. Лернер. Активные исследования в данной области ведутся и в настоящее время [6].
Технология проблемного обучения рассматривалась как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся. Разработаны способы создания проблемных ситуаций в различных учебных предметах и найдены критерии оценки сложности проблемных познавательных задач. Постепенно распространялась, технология проблемного обучения проникла из общеобразовательной школы в среднюю и высшую профессиональные школы.
1.2. Общая характеристика технологии проблемного обучения
Наиболее общее определение технологии проблемного обучения нам дает М.И. Махмутов: «Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций»[6, C.29].
Так что же такое технология проблемного обучения, и какова его теоретическая основа? Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера. При решении проблемных задач проявляется и развивается процесс мышления у любого человека.
Технология проблемного обучения ставит несколько задач:
1) усвоение учащимися знаний, умений, приобретенных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
2) воспитание активной, творческой личности, умеющей видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы;
3) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
Преимущества данной технологии (цит. по Г.К. Селивко [10]):
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
В ходе решения проблемы учащийся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
Темпы передачи информации зависят от самих учащихся.
Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения.
Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Технология проблемного обучения, что очень важно, готовит учащихся к самоменеджменту, и позволяет: определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения; ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче; осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов; выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.
Выделим главные цели проблемного обучения:
Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Развитие профессионального проблемного мышления.
Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям и имеет следующую структуру:
Статья «Проблемное обучение на уроках литературы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология проблемного обучения
Автор: Каверзина Г.Е., г. Липецк
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что студенту урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Вспомним определение педагогической технологии.
Педагогическая технология — это:
— содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;
— систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса;
— совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;
— деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности;
— рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
— соответствие концепции гуманизации образования;
— преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
— использование личностно ориентированного обучения;
— поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
— соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
В условиях введения ФГОС урок литературы должен быть направлен на формирование метапредметных и личностных результатов.
Основными целями инновационного обучения являются:
— развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей студентов;
— формирование личностных качеств у студентов;
— выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
— развитие различных типов мышления;
— формирование качественных знаний, умений и навыков.
Основными принципами инновационного обучения являются:
— креативность (ориентация на творчество);
— усвоение знаний в системе;
— нетрадиционные формы уроков;
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
— развитее критического мышления;
— дифференцированный подход к обучению;
— создание ситуации успеха на уроке.
Эти слова являются своеобразным эпиграфом к моей педагогической деятельности, в которой я делаю акцент на п роблемное обучение как один из методов формирования нравственных качеств личности на уроках литературы.
В условиях внедрения ФГОС п роблемное обучение является одним из методов формирования нравственных качеств личности на уроках литературы.
Приобщаясь к чтению русской классической литературы, которая заставляет размышлять над глубокими общечеловеческими вопросами, мы невольно начинаем лучше разбираться в перипетиях жизни и в самих себе.
Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:
обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;
необходимость диалогического доброжелательного общения педагога со студентами, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным студентами.
Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:
развитие мышления и способностей студентов, развитие творческих умений;
усвоение студентами знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемности», который определяется двумя следующими факторами:
долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы, как коллективного, так и личного.
На уроках литературы формирую задания так, что на уроках нового знания студенты получают результат в ходе решения теоретических и практических проблем; в процессе работы они преодолевает все трудности, самостоятельность достигает высокого уровня. Повышается активность студентов, а это способствует развитию позитивных мотивов, результаты обучения относительно высокие и устойчивые.
Цель моей работы на уроке не показать путь решения проблемы, а активизировать студентов, поднять уровень мыслительной деятельности студента и обучать его не отдельным операциям, а привести в систему порядок умственных действий.
На каждом этапе урока открытия нового знания выполняются УУД и создаются благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.
Для развития мотивационной сферы и формирования мыслительных операций, более качественного уровня усвоения материала в учебной деятельности большое внимание уделяю созданию проблемных ситуаций на этапе введения знаний как один из приёмов познавательной мотивации. Поскольку она оказывает воздействие буквально на всех студентов класса, в том числе и слабоуспевающих.
На данном этапе организуется подготовка студентов к открытию нового знания, и формируются УУД:
Познавательные : анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные : выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критерий для обоснования своего суждения.
Личностные : способность студента к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Для осознания противоречия и формулирования темы урока применяю побуждающий диалог как метод постановки учебной проблемы. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают осознать противоречия и сформулировать тему урока.
Основные формы проблемного обучения
В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:
Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация
помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание студентами возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность студента к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую преподавателем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. В проблемной ситуации студент ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.
Сегодня ни для кого не является секретом, что современное молодое поколение потеряло интерес к книге. Ушло в небытие домашнее чтение, когда под абажуром собиралась вся семья и читала вслух любимые произведения русской классики.
На смену интереса к художественному слову пришло равнодушие к литературе. А ведь именно в классическом художественном произведении заложен воспитательный и духовно нравственный потенциал, способный благотворно воздействовать на ум и душу подрастающего поколения.
Настоящая книга, прочитанная с пониманием, способствует формированию высоконравственной личности.
Позволяет мне грамотно выстроить работу с учётом поставленной цели формула постижения художественного произведения
Знание ↔ Понимание ↔ Сопереживание
Эта формула универсальна во всех случаях и учитывает дифференцированный подход при постижении художественного произведения.
Мне кажется эта формула универсальной, потому что позволяет учитывать разные стороны читательского восприятия. Для студентов с развитой эмоциональной сферой знания начинаются с сопереживания, эмоции побуждают к мысли, которая потом приобретает форму конкретных знаний. Студенты с более развитыми аналитическими способностями приходят к сопереживанию с героями через знание и понимание конкретных литературных явлений.
СТРУКТУРУ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СХЕМОЙ:
1. Постановка учебной проблемы
(постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного)
Реферат на тему «Проблемное обучение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Метод проблемного обучения»
учитель начальных классов
21-е столетие стало эпохой высоких компьютерных технологий. Жизнь современного ребёнка проходит в среде электронной культуры. В настоящее время общество нуждается не только человек, который должен много знать и уметь, но в первую очередь в человеке, способном самостоятельно принимать решения и обладающем приёмами учения. Данный человек должен быть готов к самообразованию, уметь жить в человеческой среде, настроен на сотрудничества для реализации общего результата.
Создание творческой личности, является одной из основных задач, которые были провозглашены в концепции развития отечественного образования. Для ее реализации необходимо развивать познавательные интересы, способности и возможности ребёнка. В этой связи, суть целей школы нашей современности заключается в предоставлении учащимся условий, способствующих развитию их способностей, включая и творческие, самовыражению согласно собственным склонностям в рамках, которые не расходятся с социальными интересами.
Особая роль в настоящее время отводится определению методов организации творческого усвоения знаний учащимися. Одну и ту же информацию можно усваивать разными путями и приводить к различным результатам. Значит, в качестве одного из самых продуктивных средств включения учащихся в творческий процесс во время урока выступает проблемное обучение.
В проблемном изучении имеется острая необходимость, поскольку оно способствует формированию гармонически развитой творческой личности, способной к логическому мышлению, определению решений в разных проблемных ситуациях, систематизации и накоплению знаний, умеющей делать самоанализ и стремящейся к саморазвитию и самокоррекции.
Объектом работы является метод проблемного обучения.
Изучить сущность и функции проблемного обучения;
Рассмотреть способы проблемного обучения в начальной школе;
Проанализировать пути реализации технологии проблемного обучения в начальной школе.
1.Сущность и функции проблемного обучения
На сегодняшний день учитель начальной школы располагает довольно широким выбором вариативных программ для начального образования, разных систем и учебно-методических комплектов обучения. В тоже время, на практике было выявлено то, что, при изменении одного лишь содержания, не изменяя технологию, невозможно получить позитивных результатов в процессе обучения.
Многие учителя при работе с вариативными курсами классической системы, стали внедрять в свою практику передовые технологии, способствующие формированию у детей ведущих компетенций, способствующих успешному развитию учеников в рамках современного общества. На практике учителя среди множества современных образовательных технологий выделяют следующие: технологии проблемного обучения, ориентированные на личностное развитие, а кроме этого игровые, проектные, здоровье сберегающие и информационно-коммуникативные.
Многие преподаватели предпочтение отдают методу проблемного обучения.
Проблемное обучение является типом развивающего обучения, которое включает в себя самостоятельную систематическую поисковую деятельность учащихся, совмещаемую с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Суть данной активности состоит в том, что ученик, при анализе, сравнении, синтезе, обобщении, конкретизации фактического материала, сам получает из него новую информацию. Иначе говоря, здесь понимается расширенное углубление знаний на основании прежде полученных знаний или новая реализация прежней информации.
Согласно исследованиям учёных, при формировании проблемных ситуаций процесс запоминания имеет наибольшую эффективность. У школьников мобилизуется установка на познание, что имеет особую важность при изучении нового материала на уроке. Использование во время урока системы проблемных задач и вопросов, для решения которых требуются сознательные усилия и активные поиски, способствует рациональной реализации непроизвольной и произвольной памяти учеников в процессе обучения. На первом этапе, материал усваивается быстрее при условии получения учащимися готовых указаний о действиях, однако в следующих периодах, когда для решения представляются относительно новые задачи, для самостоятельного решения, преимущество получают те учащиеся, которых обучают по проблемной методике.
Из практики известно, что есть более 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход в свое время реализовал А.М. Матюшкин. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие, которое является главным элементом поведения человека, его деятельности, а также одним из наиболее общих элементов, усваиваемых человеком в процессе обучения. В зависимости от того, какой из структурных компонентов действия будет представлен в проблемной ситуации как неизвестное, возможны три достаточно общих класса проблемных ситуаций.
Классификация проблемных ситуаций:
В состав первого класса включают такие ситуации, в которых в качестве усваиваемых целей выступает цель (предмет действия). В этой связи А.М. Матюшкин дал этому классу проблемных ситуаций название теоретического класса. К примеру. Урок «Окружающий мир». Основная масса грызунов употребляют в пищу твердую растительность, которую они отгрызают и перетирают с помощью зубов. Тогда зубы должны истачиваться, «снашиваться», однако они всегда имеют один размер. Почему у бобра, который всю жизнь грызет стволы деревьев зубы не истачиваются в течение всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)
В составе второго класса выделяют такие ситуации, в ходе которых усваиваемое неизвестное является способом действия. Проблемные ситуации данного класса рода широко охарактеризованы в рамках усвоения многих предметов, которые предполагают формирование у учащихся довольно сложных методов реализации определенных действий (языковых, математических операций, большого числа практических умений и двигательных навыков). Примером является урок русского языка. Учитель на доске написал слово «мухоловка» и попросил выделить в слове корень. У учащихся появляются разные варианты ответа. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
В третий класс включаются такие проблемные ситуации, в которых неизвестными являются новые условия действия. Ситуации данного рода чаще всего анализировались при изучении вырабатывания навыков, то есть на разных этапах тренировки усвоенного действия. Например: урок «Окружающий мир». Опыт «Измерение температуры воды». Показания термометра в воде различаются от показаний температуры после извлечения термометра из воды. Почему показания отличаются? (Во время нахождения водного термометра вне воды, он дает показания температуры воздуха.).
Данная типология разрешает создать систему последовательных проблемных ситуаций. Все типы проблемных ситуаций обладают различным дидактическим назначением и их можно использовать на различных этапах урока.
Самой наилучшей является следующая структура проблемного урока:
1. Ставится проблемная ситуация.
2. Формулируются проблемы.
3. Выдвигаются гипотезы.
4. Доказываются или опровергаются гипотезы.
5. Проверяется правильность решений (рефлексия-самоанализ)
6. Воспроизводится новый материал (выражается решение)
Разберем каждый этап проблемного урока.
I) Проблемная ситуация. Условия основания проблемной ситуации.
1.Учителю нужно обладать:
• Поисковыми методами обучения.
• Знанием фактического материала (прочно и глубоко)
• Технологией постановки вопросов, которая «обнажает» противоречия перед учениками.
• Оперированием слов, терминов, которые знакомы учащимся.
2. Учитывать возрастные особенности учащихся, уровень их развития, интеллектуальные возможности (в первом, втором классах нужно обучить ребят отвечать и самим формулировать проблемные вопросы), уметь обнаруживать различные подходы к классификации предметов, слов, обладать разными точками зрения на один и тот же сюжет, явление, выделять основное. А третьеклассники и четвероклассники уже смогут самостоятельно организовать свою деятельность по освоению знаний, находить средства для разрешения определенной учебной задачи.
3. Проблема должна быть довольно сложной, но посильной с опорой на предыдущие знания, навыки, умения.
II) Формулировка учебной проблемы:
Проблему можно быть озвучить, как:
• Тема урока («Правописание приставок и предлогов»),
• Вопрос, ответом на который и будет новое знание. (Как сумму разделить на число?)
Наилучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами учащиеся. Однако, когда они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то учитель может применить два вида диалога:
1. Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы «Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие появляются вопросы?»).
2. Подводящие (посильные для учащегося вопросы и задания, которые, шаг за шагом, приводят его к осознанию проблемы «Вспомни», «Сравни», «Проанализируй»).
III) При выдвижении гипотез.
Педагог «направляет» учеников при помощи наводящих суждений:
• В какой последовательности будете решать проблему.
• Выскажите свою точку зрения
• Какие есть догадки, предположения.
Если учащиеся не выдвинули своих гипотез, то педагог предлагает свои (среди них намеренно могут быть ошибочные).
IV) При доказательстве или опровержении гипотез.
• Наблюдение и анализ.
• Сравнение, выделение общих признаков.
• Отбор методом исключения (Это не подходит, так как. ).
• Сочетание наблюдения и опыта. Для выдвижения гипотез, их доказательств и опровержения у учащихся должны быть сформированы такие практические навыки, как:
• Умение ставить цель
• Находить и формулировать противоречия
• Выдвигать и обосновывать гипотезы
• Спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями других • Составлять план решения или выполнения задания
• Проверять и оценивать свои действия.
V) Проверка правильности решений.
Приёмы 1. Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий. 2. Формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток. 3. Выполнение практических заданий по данной теме.
VI) Воспроизведение знаний.
Этот этап не является строго обязательным, но весьма желателен, так как:
• Углубляет понимание нового материала
• Способствует формированию наглядно-образного мышления
• Развивает активную речь, творческие способности
Это творчество учащихся, которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:
• На формулирование (темы, вопросов по теме)
• Художественный образ: метафора, загадка, стихотворение. Пример: Мы уже не малыши, знаем, как писать ЖИ-ШИ. Данные задания могут выполняться как во время урока, так и дома, по желанию. На этапах: выдвижения гипотез, их доказательстве или опровержении, выражении решения, учащиеся могут работать самостоятельно, в парах, микрогруппах.
Успех проблемного урока зависит от:
Осознания учебной задачи учащимися.
Четкой формулировки проблемы.
Знания детьми опорного материала.
Умения детей высказывать свою точку зрения, делать выводы
Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:
— воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
— воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
— формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).
Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.
Проблемная задача, в отличии от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий.
2. Место проблемного обучения: это урок изучения нового материала на любом предметном содержании.
3. Цель проблемного обучения:
• Развитие интеллекта и творческих способностей учащихся.
• Формирование прочных знаний.
• Повышение мотивации через эмоциональную окраску урока.
• Воспитание активной личности.
4. Задача проблемного обучения: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.
2. Способы проблемного обучения в начальной школе
Суть первого способа заключается в – побуждении учеников на теоретическое объяснение явлений, фактов их внешних расхождений. Это способствует возникновению поисковой деятельности у учеников и помогает хорошо воспринимать полученную информацию.
Второй способ предполагает применение ситуаций, возникающих во время учебного и жизненного процесса, при решении учениками практических заданий на школьных уроках, дома или на производстве, во время наблюдения за окружающей природой и т.д. Проблемная ситуация появляется во время того как учащиеся пытаются самостоятельно решить поставленную перед ними практическую задачу.
Третий способ подразумевает расстановку учебных проблемных заданий с целью пояснения явлений или определения путей их практической. Реализации. В качестве примера может выступать любая из исследовательских работ учеников на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.
При четвертом способе учащихся побуждают к анализу фактов и явлений обычной жизни, которые порождают противоречия между жизненными воззрениями и научными понятиями об этих фактах.
Пятый способ – выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка.
Шестой способ – побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.
Седьмой способ – побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными данными и сделать самостоятельное обобщение.
Восьмой способ знакомит учеников с фактами, имеющими как бы необъяснимый характер и выдвинутыми в научной истории к постановке научной задачи.
При девятом способе организуются связи между предметами. Зачастую материал учебного предмета не способствует созданию проблемной ситуации (в случае обработки навыков, повторения пройденной информации и прочее). В такой ситуации стоит применять факты и данные наук, которые имеют связь с изучаемым материалом.
Десятый способ устанавливает варьированные задачи, и предполагает иную формулировку вопроса.
3. Пути реализации технологии проблемного обучения в начальной школе
При практической организации проблемного обучения возникают определенные проблемы. Причиной главных вопросов, считает М.И. Махмутов, является неполная проработка методики организации проблемного обучения для разных типов учебных заведений, сложность при подготовке учебного материала в форме проблемных познавательных вопросов, диалоговых конструкций, а также недостаточная подготовленность педагога к организации проблемного обучения.
В тоже время в педагогической литературе в достаточном объеме был обобщен опыт организации проблемного обучения для разных предметов. Авторами такой литературы являются: Д. В. Вилькеев, Г.Д. Артемьева, Ю.К. Бабанский, Е.П. Скворцова, Л.B. Реброва и др. Данные авторы представили в своих работах главные технологические требования в отношение организации проблемного обучения.
Перед планированием проблемного изучения темы (раздела), следует определить его возможности и дидактическую целесообразность. В тоже время следует принимать во внимание специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации (описательный или требующий обобщений, анализа, выводов).
Важно выявить «внутренние условия мышления» обучаемых, а именно:
– уровень знаний по изучаемой теме;
– интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития.
В зависимости от выявленного уровня «внутренних условий мышления» обучаемых разрабатывается система конкретных заданий, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от незнания к знанию. К таким заданиям можно отнести:
– вопросы, требующие объяснить то или иное явление;
– вопросы, в которых преподаватель целенаправленно сводит противоречивые суждения, мнения, оценки знаменитых людей, ученых, самих обучаемых;
– задания для сопоставления, сравнения и т.н.
По мнению И.Л. Ильницкой, при создании и остановке системы проблемных ситуаций именно последовательная система проблемных ситуаций представляет собой основное условие для организации проблемного обучения. Система проблемных ситуаций включает главную ситуацию, доминантную и ряд второстепенных. При формулировке главной проблемной ситуации возникает наибольшая трудность, однако именно она позволяет обеспечить мобилизацию познавательного процесса учеников, придает процессу познания большую целенаправленность и осмысленность.
На практике было выявлено, что учащиеся не могут сразу и напрямую решить сформулированную главную проблему, поскольку им недостает необходимых, для организации самостоятельной исследовательской работы умений. В этой связи следует создать последовательную систему частных, вспомогательных вопросов, которые подтолкнут к пониманию главного проблемного вопроса. Это позволит контролировать познавательный процесс при обучении и усваивать требуемую информацию, а также овладеть методикой исследовательской деятельности.
При организации проблемного обучения нельзя обойтись без традиционных методов обучения. Как правило, используются разнообразные методы. В зависимости от специфики и уровня сложности информации используют различные методы: репродуктивные, объяснительно–иллюстративные, поисковые, экспериментальные и др.
Система методов проблемного обучения.
Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):
— Метод проблемного изложения;
В состав системы бинарных методов включают информационно-репродуктивный, информационно-эвристический и иные способы обучения, а также слушание чтения учебника, упражнения и так далее.
В целом выделяют шесть дидактических методов формирования процесса проблемного обучения (или общие методы). Они являют собой три вида изложения учебного материала преподавателем и три вида организации им автономной учебной деятельности учащихся таких как:
— метод программированных заданий.
1. Метод монологического изложения.
В рамках такого метода учитель сам поясняет суть новых терминов, фактов, рассказывает ученикам о готовых выводах науки, однако это делается в рамках проблемной ситуации, а в качестве формы изложения выступают рассказ, лекция.
2. Методы рассуждающего изложения.
Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.
Второй вариант – излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма – беседа лекция.
3. Метод диалогического изложения.
В рамках данного метода учитель осуществляет диалог со своими учениками. Учитель в ходе сформированной им проблемной ситуации сам определяет задачу и решает её, однако прибегает к помощи учащихся, иными словами, они принимают активное участие в определении проблемы выдвижении предположений, и доказательстве гипотез. Деятельность учащихся отличается сочетанием репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основными формами преподавания являются поисковая беседа, рассказ.
4. Метод эвристических заданий.
Сущность эвристического метода состоит в открытии нового закона, правила и прочего. Данное действие совершает не учитель, при участии учеников, а самими ученики под контролем и при помощи учителя. В качестве формы реализации данного метода выступает комбинация эвристической беседы и решение проблемных вопросов и заданий.
5. Метод исследовательских заданий.
Данный метод организует сам учитель, ставя перед учениками теоретические и практические исследовательские задачи, которые имеют высокий уровень сложности.
Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.
По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.
6. Метод программированных заданий.
Это метод, при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.
Бинарные методы обучения.
г) объяснительно- побуждающий
В ходе обобщающего метода преподавания предоставляется система приемов, которые реализуют сообщение учителем фактов или выводов без необходимого их объяснения, обобщения и систематизации.
Исполнительный метод учения является комбинацией приемов, которые характеризуют учебный процесс ученика преимущественно по образцу, реализуя ранее полученные навыки. В рамках данного метода ученики должны: слушать рассказ учителя, заучивать изложенные учителем факты и выводы, не применяя критический анализ и осмысление.
Суть объяснительного метода заключается в использовании системы приемов, которые включают сообщения и обобщения преподавателем фактов данной науки, их описание и объяснения.
Репродуктивный метод учения представляет собой систему таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений навыков, для заучивания учебного материала.
Инструктивный метод преподавания. Учитель инструктирует учащихся, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности учащихся.
При практическом методе учения предполагает реализацию практических и физических приемов учащихся в качестве главного вида деятельности. В состав такого метода входят такие приемы как:
а) обработка навыков практической деятельности по созданию предметов или их обработке, чтобы их усовершенствовать или видоизменить.
б) деятельность, с которой связывают техническое моделирование и конструирование, рационализация и изобретение.
В рамках объяснительно-побуждающего метода обучения сочетаются приемы объяснения и побуждения учащихся к самостоятельной деятельности поискового характера. Материал урока учитель объясняет лишь частично, а другую часть он предоставляет ученикам в форме проблемных задач, вопросов, заданий для автономного изучения через открытие новых знаний.
Частично-поисковый метод учения комбинирует восприятие объяснений учителя учеником с его личной поисковой практикой по реализации работ, которые требуют автономного прохождения всех этапов познавательного процесса. В данном методе доминируют слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
При поисковом методе учения реализуется умственная деятельность по формулировке задачи и определению пути ее решения.
На современном этапе развития обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Поэтому перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Именно такой технологией обучения детей в начальных классах большинство ученых признают проблемное обучение, без которого, по их мнению, невозможно развитие интеллектуальных способностей.
Практика показывает, что использование проблемного обучения в начальной школе обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Коджаспирова Г.М. Педагогика. — М.: КНОРУС, 2014.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика, 1987.
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Знание, 1980.
Оконь В.В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвящение, 1986.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. – М., 2005.