технология проблемного обучения на уроках английского языка

«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

по программе курсов повышения квалификации

« Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования »

(Инвариантный блок, 72 часа)

Слушатель ________________ С. А. Солдатова

Руководитель ________________ В. И. Юдин

Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Урок английского языка в рамках ФГОС

Эффективность метода проблемного обучения на уроках иностранного языка

Список использованных источников

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.

Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации.

Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло учителей к использованию современных педагогических технологий, что и обуславливает актуальность данной работы.

Цель работы – показать особенности применения технологии проблемного обучения на уроках английского языка.

изучить особенности технологии проблемного обучения;

разобрать специфику преподавания предмета «Английский язык»;

познакомиться с требованиями ФГОС к обучению английскому языку;

показать применение технологии проблемного обучения при обучении различным видам речевой деятельности.

1. Технология проблемного обучения на уроках английского языка

Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение.

Одними из принципов педагогического процесса являются “создание учащимся оптимальных трудностей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей” а также “выбор оптимальных средств обучения и воспитания”, “достижение прочности, осознанности и действенности результатов обучения и воспитания”.

Проблемное обучение можно рассматривать с позиций педагогики, психологии, а также в методологическом аспекте. При психологическом подходе главными являются те внутренние изменения, которые происходят с учащимися в процессе обучения. При педагогическом подходе изучается организация учебного процесса, обеспечивающая эти изменения. Соответствующие методические приемы, средства являются составляющими такого сложного явления, которым является обучение.

Приведем педагогическую трактовку понятия. “Проблемное обучение – вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес”, “в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умение и развитие мыслительных способностей”.

Вся деятельность педагога базируется на определенных требованиях и закономерностях, называемых принципами обучения. Одним из них является принцип доступности, заключающийся в том, что “изучаемый материал должен быть по трудности доступен, но также должен требовать затраты определенных усилий для его усвоения. Легкость снижает мыслительную активность и интерес к обучению. Излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха вызывает потерю уверенности в себе, убивает всякий интерес к обучению. Обучение должно учитывать уровень развития учащихся и одновременно содействовать его повышению”.

Проблемное обучение, как никакая другая форма учебной организации, отражает положение о том, что “педагогическая деятельность своеобразна… средствами труда, чтобы получить психологический продукт, педагог включает ученика, воспитанника в различные виды деятельности, в общение, ставит его в позицию взаимодействия с различными объектами таким образом, чтобы он при этом вынужден был самостоятельно формулировать задачи и более или менее самостоятельно их решать, чтобы он переживал радость побед и огорчения от неудач, самостоятельно искал выход из затруднений и тупиков”.

Функциями проблемного обучения являются: воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности, формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных.

В основе проблемного обучения лежит разработанный в психологии деятельностный подход. “Учение – это система познавательных действий учащихся. Учащийся выполняет внешнюю предметную и внутреннюю психическую деятельность. Вся его деятельность и условия, на нее влияющие, учитываются и упорядочиваются таким образом, чтобы у него эффективно образовывались желаемые качества”. Принципы организации эффективного учебного процесса обеспечивает, в частности, проблемное обучение, которое в психологии трактуется как “организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания… В проблемном обучении путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося…

Правила создания проблемных ситуаций.

1. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия: а) задание основывается на тех знаниях и умениях которыми владеет учащийся; б) неизвестное, которое нужно открыть составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия, общие условия выполнения действия; в) выполнение проблемного задания должно вызывать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению материала.

4. Проблемное задание может вызвать проблемную ситуацию при определенных условиях.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Источник

Метод проблемного обучения на уроках английского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МОУ гимназия №16 «Интерес»

« Метод проблемного обучения на уроках английского языка»

Выполнила: МОУ гимназия №16 «Интерес»

Аленчикова Светлана Андреевна

Московская область, г.Люберцы

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.

Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста.

Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло меня к использованию современных педагогических технологий.

Главная цель моей педагогической деятельности:

формировать у студентов умение гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации.

Исходя из целеполагания, я обозначила для себя следующие задачи:

сформировать у обучающихся учебные навыки работы и коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах,

познакомить обучающихся с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей.

Развивающие – развить у обучающихся :

способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию,

навыки взаимоконтроля и самоконтроля,

этикетные нормы (речевой такт и поведение)

совершенствовать нравственные качества личности обучающихся (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество),

выработать языковую, этническую и расовую терпимость и уважение к другим культурам,

знакомить обучающихся с культурой стран изучаемого языка, их связями с мировой культурой.

В центре моей педагогической деятельности находится студент, которого я считаю не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому мною используются активные методы обучения с применением инновационных педагогических технологий. На разных этапах учебного занятия использую методы проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой обучающиеся получают знания не путем заучивания и их запоминания в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании материала.

Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эта деятельность должна быть такого рода, чтобы она заставляла думать и естественным образом запоминать полученные результаты». Таким образом, он утверждал, что ребёнок гораздо легче и прочнее усваивает не те знания, которые предложены ему в готовом виде, а те, которые он получил сам в ходе практической деятельности под руководством преподавателя.

В нашей стране пик интереса к проблемному обучению приходится на 70-е – начало 80-х годов прошлого века. Именно в это время появились и основные теоретические работы общего характера, в которых разработаны психолого-педагогические аспекты такого обучения.

Проблемно-поисковые методы обучения обычно рассматривают, противопоставляя их репродуктивным методам. Их выделяют, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучающихся в познании новых понятий, явлений и законов.

В ходе проблемного обучения применяются проблемно-поисковые методы. В чём же сущность проблемного обучения? В самом общем виде она состоит в том, что обучающимся предлагается задача проблемного характера, и они должны найти способ решения данной задачи, опираясь на те знания и умения, которыми они овладели ранее. Поставленная перед студентом задача должна содержать противоречие, разрешение которого даёт ему новое знание. Преодоление трудностей в ходе решения проблемной задачи требует мобилизации познавательной активности и психических процессов, включения элементов творческой мыслительно-речевой деятельности. Решение проблемных задач обеспечивает не только овладение новыми знаниями, но и психическое развитие обучаемых, в особенности их творческих способностей. Таким образом, «клеточкой», основной единицей проблемного обучения является проблемная задача. При использовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучающиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучающиеся должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается преподавателем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы.

Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации: а) стимулирующая; б) обучающая; в) организующая; г) контролирующая. Опыт моей работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых речевых навыков и умений.

Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения обучающимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения.

Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью мною предусматриваются различные уровни сложности:

1-й уровень. Я сама анализирую проблемную ситуацию, выявляю проблему, формулирую задачу и направляю обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;

2-й уровень. Отличие состоит в том, что я вместе со студентами анализирую ситуацию и подвожу их к проблеме, а они самостоятельно формулируют и решают задачу.

Для успешного решения обучающих, развивающих и воспитательных задач проблемного обучения на занятиях мною предусматриваются следующие условия:

создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучающихся;

обеспечение студентов совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;

соответствие индивидуальным особенностям, т.е. соблюдение принципа доступной трудности (сильным обучающимся давать задания повышенной трудности, например, роль ведущего);

соответствие возрастным интересам;

формирование у студентов операционных умений решения проблемных задач.

Считаю, что последнее условие особенно важно, и одним из путей его реализации является мое личное решение одной из проблемных задач в присутствии обучающихся:

формулировка проблемы и

осуществление поиска ее оптимального решения.

Таким образом, обучающиеся имеют возможность наглядно проследить все этапы интеллектуальной деятельности по решению задачи, мыслительные операции и способы мышления.

Как показывает практика, эффективен и такой прием, как совместное решение задачи преподавателем и студентом. Применяя активные формы обучения на занятиях для развития способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, я сталкиваюсь с психологическими проблемами, которые стараюсь успешно решать, а именно:

1) умение сформулировать проблему;

2) умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятия;

3) умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации не только у студентов, но и у меня.

Я стараюсь формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему.

При составлении проблем-вопросов я руководствуюсь правилом: все вопросы должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т.п.), или доказательства, теоретического обоснования истинности известных (изучаемых в данной теме) положений.

Для реализации основной цели концепции и вытекающих из нее задач мною используются нетрадиционные методы обучения, а именно активные методы обучения (АМО), которые направлены преимущественно на развитие самостоятельного творческого мышления. Кроме того, АМО присущи: активность познавательной деятельности обучающихся, тесная связь теории с практикой, атмосфера сотрудничества и взаимопомощи.

Моя роль превратилась в роль наставника, советника, который разделяет общую ответственность за результат, и я выступаю как равноправный участник дискуссии, игры, конференции и т.д.

Для решения воспитательных, обучающих и развивающих задач проблемного обучения метод анализа конкретных ситуаций является наиболее эффективным приемом на всех этапах обучения. Преимущество этого метода заключается в том, что на занятиях я имею уникальную возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Обучающиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а следовательно, интересны и актуальны.

технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языкатехнология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языка

Which of the two ways of getting money would you prefer?

технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языкатехнология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языка

Which job deserves the highest status/highest pay?

технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языкатехнология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языка

What do you prefer: to go in for sports or to watch sport events on TV or at the stadium?

технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языкатехнология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языка

What’s happening in each photograph? Would you like to be involved?

Which of the activities would you rather do? Why?

Make guesses about the people in these photographs.

технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языка технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языкатехнология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языка

What kind of people are they?

What were they doing before the photographs were taken?

What are they doing now?

What are they going to do? Why?

технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языкатехнология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языка

технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языкатехнология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языка

Note down who you would give your awards to for as many as you can of

the categories below.

Best Actor, Actress

Best Supporting Actor, Actress

Best Original Screenplay (script)

Best Cinematic Photography

Best Special Effects

Best Original Score (music)

Предметом обсуждения на учебном занятии может стать проблема проведения свободного времени.

технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языкатехнология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языка

технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языкатехнология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языка

технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках английского языка. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках английского языка. Картинка про технология проблемного обучения на уроках английского языка. Фото технология проблемного обучения на уроках английского языка

Может ли разговор по телефону заменить общение с близкими и друзьями?

Вам нравится отдыхать в одиночестве или в компании друзей?

Вы предпочитаете активный отдых?

Проблемное обучение на занятиях английского языка приводит к хорошим результатам, оно «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томаса Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, ибо по его определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь». Его высказывание применимо к современным требованиям к образованию. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между преподавателем и студентом, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.

Проблемное обучение на занятиях английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль как преподавателя. Оно исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.

В конечном итоге, проблемное обучение очень стимулирует личностную активность обучающихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость обучающихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.

Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения. Взаимоотношения между мной и студентами, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Я принимаю активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.

Проблемное обучение на занятиях английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Интегрированные учебные занятия способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят студентов к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. Проблемное обучение учит студентов добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь».

Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит студента в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается им как плод его собственного труда.

Таким образом, проблемное обучение на занятиях английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение студентов. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют обучающихся мыслить, искать совместно с преподавателем ответы на сложные жизненные вопросы.

Народное образование, № 1330, 2014 стр.100 Статья Ю.Борисова, И. Гребенев

Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика.

Проблемные задания на уроках английского языка, Еврошкола, 2015, В.В. Сафонова

Контрольные задания по английскому языку. М., Просвещение, 2011, В.В. Сафонова, Е.Н. Гром, Л.Г. Кузьмина

Источник

Доклад «Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка»»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка»

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.
Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации.
Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло меня к использованию современных педагогических технологий.
За основу своей концепции я взяла хорошо известную идею о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащая выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому.
Главная цель моей педагогической деятельности:

Исходя из целеполагания, я обозначила для себя следующие задачи:
Обучающие:

Развивающие – развить у школьников:

В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, которого я считаю не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому мною в основном используются активные методы обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а на уроках создается атмосфера доброжелательности и успеха.
На разных этапах урока использую методы проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).
Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации:

Опыт моей работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых речевых навыков и умений.
Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.
Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.
Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью предусматриваются различные уровни сложности:
1-й уровень. Я сама анализирую проблемную ситуацию, выявляю проблему, формулирую задачу и направляю обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;
2-й уровень. Отличие состоит в том, что я вместе с учениками анализирую ситуацию и подвожу их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;
3-й уровень (самый высокий). Я довожу до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.
Для успешного решения обучающих, развивающих воспитательных задач проблемного обучения школьников на занятиях мною предусматриваются следующие условия:

Считаю, что последнее условие особенно важно, и одним из путей его реализации является мое личное решение одной из проблемных задач в присутствии учащихся:

Таким образом, учащиеся имеют возможность наглядно проследить все этапы интеллектуальной деятельности по решению задачи, мыслительные операции и способы мышления.
Как показывает практика, эффективен и такой прием, как совместное решение задачи учителем и учащимися. Его целесообразно использовать для уяснения логики, последовательности и этапов решения проблемных задач. Эти приемы являются и своеобразными ступеньками, которые должны пройти ученики, прежде чем они научатся самостоятельно решать проблемные задачи.
Применяя активные формы обучения на занятиях для развития способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, я сталкиваюсь с психологическими проблемами, которые стараюсь успешно решать, а именно:
1) умение сформулировать проблему;
2) умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятия;
3) умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации не только у школьников, но и у меня.
Я стараюсь формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему.
При составлении проблем-вопросов я руководствуюсь правилом: все вопросы должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т.п.), или доказательства, теоретического обоснования истинности известных (изучаемых в данной теме) положений.
Для реализации основной цели концепции и вытекающих из нее задач используются нетрадиционные методы обучения, а именно активные методы обучения (АМО), которые направлены преимущественно на развитие самостоятельного творческого мышления. Кроме того, АМО присущи: активность познавательной деятельности учащихся, тесная связь теории с практикой, атмосфера сотрудничества и взаимопомощи.
Опыт работы показывает, что на традиционных уроках учащиеся редко вовлекаются в подлинно творческую работу, не тренируют способность самостоятельно решать сложные задач, чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и воспроизводят. Отклики школьников подтверждают вышеизложенную мысль, что их больше привлекают активные формы и методы, которые заставляют мыслить, искать ответы, лично разбираться в фактах, событиях, явлениях действительности.
Для применения АМО мною выбираются две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, так как считаю, что для этого есть объективные причины психологического плана. Есть ученики, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили или постоянно помогали. Одни любят и могут думать, другие не могут или не хотят, но готовы делать все, что им скажут. Объединение учащихся в группы по разноуровневым способностям способствует в процессе общей работы самообучению каждого, развитию чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат, его качество.
Моя роль превратилась в роль наставника, советника, который разделяет общую ответственность за результат, и я выступаю как равноправный участник дискуссии, игры, конференции и т.д.
При обсуждении теоретических и практических проблем обычно использую метод дискуссии для обмена опытом между учащимися, для уточнения и согласований позиций всех участников дискуссии, для выработки единого подхода к анализу определенного явления и др.
Метод учебных дискуссий улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаю одним из эффективных методов обучения на старшем этапе обучения для реализации задач данной концепции.

Для повышения интереса учащихся к изучению английского языка, их активности и практической направленности в изучении теоретических проблем я использую занятия, проводимые в форме деловой игры. Деловая игра – это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.
Занятия в форме деловой игры (ДИ) в значительной мере активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, эмоциональный накал, способствуют развитию творческого мышления учащихся, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике.
На занятии возможно использовать различные варианты организации и проведения деловых игр: «КВН» (разминка команд, вопросы капитанам, вопросы командам, «домашнее задание» и т.п.), «Что? Где? Когда? (викторина с учетом интеллектуальных способностей), имитационные игры (дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и другие).
Таким образом, деловые игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.
Сущность метода «интеллектуальный штурм» (ИШ) заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы. ИШ способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от обыденных условий и существующих ограничений, от привычных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели.
Метод «интеллектуального штурма» помогает учащимся формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.
Для решения воспитательных, обучающих и развивающих задач проблемного обучения метод анализа конкретных ситуаций является наиболее эффективным приемом на всех этапах обучения, начиная с начальной школы. Преимущество этого метода заключается в том, что на занятиях имеется возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Учащиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а следовательно интересны и актуальны.
В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях применяются различные виды ситуаций.

Проблемное обучение на уроках английского языка приводит к хорошим результатам, оно «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томаса Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, по его определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь». Его высказывание применимо к современным требованиям к образованию. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.
Проблемное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль как учителя. Оно вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.
В конечном итоге проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.
Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения. Взаимоотношения между мной и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Я принимаю активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.
Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. Хотелось бы использовать информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Учащиеся получают домашнее задание найти дополнительную информацию о биографии и творческой деятельности авторов изучаемых произведений в библиотеке или в сети Интернет. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи.
Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь».
Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда.
Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *