технология практико ориентированного обучения
Практико-ориентированные методы обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и характеристика практико-ориентированного метода обучения
В настоящее время в образовании происходит смена ориентиров, направленных на усвоение готовых учебных знаний, на самостоятельную, познавательную и активную учебную деятельность каждого учащегося. С этой целью педагогами внедряются в учебный процесс новые методы обучения, меняется и подход к обучению в целом. Центральное место теперь занимает личность учащегося, приоритетными становятся знания, полученные им самостоятельно. Большое значение приобретают дискуссии, беседы, исследования, а не механическое запоминание информации.
Одним из популярных и актуальных методов обучения становится практико-ориентированный метод обучения.
Практико-ориентированный метод обучения – это метод обучения, предполагающий освоение и усвоение учащимися образовательной программы и формирование практических умений, посредством выполнения реальных практических заданий и упражнений.
Практико-ориентированный метод обучения предусматривает:
Практико-ориентированные методы обучения имеют ряд характерных признаков, присущих только им:
Готовые работы на аналогичную тему
Важным условием применения практико-ориентированного метода обучения, является то, что учащийся становится не объектом учебного процесса, а его субъектом, имеющим возможность принимать активное участие в процессе обучения.
Содержание практико-ориентированного метода обучения
Практико-ориентированный метод обучения имеет следующее содержание и наполнение:
Основу практико-ориентированного метода обучения составляет создание педагогом таких условий, в рамках которых учащиеся будут иметь возможности реализовать свои потребности к познанию и исследованию, освоить различные формы учебной деятельности и применять их в самостоятельной работе.
Таким образом, при реализации практико-ориентированного метода обучения происходит изменение роли педагога в учебном процессе. Педагог перестает быть «транслятором» готовых знаний, он принимает на себя роль менеджера, организующего и направляющего учебный процесс.
Принципы практико-ориентированного метода обучения
Основные принципы, на которые опирается педагог при реализации практико-ориентированного метода обучения – это принципы самостоятельности, свободы и сотрудничества.
Принцип самостоятельности – подразумевает организацию учебного процесса таким образом, чтобы дать учащимся возможность самостоятельного поиска и усвоения учебного материала, а также возможность осуществления самостоятельной практической и исследовательской деятельности.
Принцип свободы – направлен на то, что педагог должен предоставлять учащимся свободу выбора в поиске учебного материала, его усвоении, представлении собственных работ и т.д. То есть, педагог не должен ставить учащихся в рамки и шаблоны по освоению учебной информации.
Принцип сотрудничества – предусматривает равноправное участие педагога и учащихся в учебном процессе. Во время учебного занятия, обучающиеся не просто механических воспринимают учебный материал, а принимают равное активное участие обучении.
Главная направленность принципов практико-ориентированного метода обучения – всестороннее развитие мышления учащихся.
Предметно-ориентированный метод обучения призван изучать предмет не ради предмета, а видеть значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора учащихся и т. п.).
Статья с презентацией по теме «Практико-ориентированный подход в обучении младших школьников»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Практико-ориентированный подход в обучениии.docx
Педагогика 21 века: весь мир – обучающая лаборатория
Практико-ориентированный поход в обучении
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать – и я научусь» Эти слова мудрого Конфуция актуальны по сей день. Бесспорно, быстрее и легче самому показать, объяснить и рассказать новую тему, чем позволить ученикам открывать новые знания и способы действия. Приведу результаты различных исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Применение в современном учебном процессе эффективных технологий, сочетание личностно-деятельного подхода с различными методами и приемами, создает возможности для развития личности ребенка, практического осмысления полученных знаний и приобретения умений и навыков в практико-ориентированном образовательном пространстве.
Для учеников начальной школы технологию практико-ориентированного обучения можно считать наиболее успешной. Суть этого обучения заключается в создании таких возможностей, при которых развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это такой способ организации обучения, когда содержание и формы прямо направлены:
— на развитие ребенка, т.е. на способы самостоятельного постижения знаний;
— на развитие мыслительных способностей в процессе осуществления практической деятельности;
— на эмоциональное отношение к содержанию образования. Такой подход расширяет творческое мышление, а это при сложившихся современных условиях – главное.
Это своеобразная модель реальной жизненной ситуации, требующей оперирования предметным содержанием.
Какие условия необходимо создать для реализации такого подхода?
1) в процессе обучения необходимо использовать ресурсы сети Интернет, технологии проблемного, развивающего, здоровьесберегающего обучения, информационно-коммуникативные технологии;
2) содержание образования можно расширить за счет программ внеурочной деятельности, ориентирующих учащихся на адаптацию в социуме;
3) и, самое главное, в процессе обучения необходимо в темах школьного курса применять задания прикладного характера, отражающие все многообразие нашей жизни.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:
— мотивационное обеспечение учебного процесса;
— связь обучения с практикой;
— сознательность и активность учащихся в обучении.
— системно- деятельностный подход.
Методы практико-ориентированного подхода в обучении:
-решение экологических задач;
Однако в школьных учебниках такого типа задания встречаются нечасто. Поиск и систематизация поучительных и в то же время достаточно простых практико-ориентированных заданий – весьма актуальная проблема, которой я занимаюсь.
Для формирования практико-ориентированных знаний учащихся на уроках я использую метод ситуационных заданий. Ситуационное задание актуализирует для учащихся теоретический материал, делает его личностно значимым. При таком построении урока материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения.
2)Таксист за месяц проехал 13000 км. Стоимость 1 л. бензина 48 руб. Средний расход бензина на 100 км составляет 8 литров. Сколько рублей потратил таксист на заправку автомобиля? Как можно сэкономить на бензине?
Варианты ответов детей: заправляться там, где бензин дешевле;
заправляться на одной и той же заправке, чтобы получить скидку для постоянного клиента. Таким образом, мы развиваем не только математическую грамотность, но и финансовую.
Решение такого рода задач является также подготовкой к выполнению ВПР, сдаче единого государственного экзамена по математике, так как с 2010 года в контрольно-измерительные материалы внесены определённые изменения: а именно, увеличилось число практико-ориентированных заданий.
На работу с такими заданиями в план урока математики и занятий внеурочной деятельности я внесла непродолжительный по времени этап «Математика вокруг нас».
Само название указывает на то, что в окружающем нас мире оказывается много математических задач и ситуаций, для решения которых необходимы те или иные знания и умения.
Примеры таких задач:
В квадратную комнату с длиной 6 метров решили постелить ковер так, чтобы от каждой стены оставалось до ковра расстояние в 1 метр. Каких размеров будет ковер?
В пачке бумаги 500 листов формата А4. За неделю в офисе расходуется 700 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 8 недель?
Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?
Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?
Кроме того, посредством практико-ориентированных заданий создается основа для формирования самоопределения в профессиональном ориентировании младших школьников. Дети проводят опрос родителей, других родственников: «Знания каких предметов необходимы в вашей профессии?». Затем они обобщают результаты опроса, подбирают задачи из учебника, имеющие отношение к профессии родителей и в продолжении этап работы конструированием собственных задач. Знакомство с профессиями будущего состоялось на классном часе «Какие профессии будут востребованы в 2030 году?» Ведь зная, какие профессии будут востребованы через 10 лет, уже сейчас можно выстраивать свою образовательную траекторию. Дети познакомились с такими профессиями, как веб-дизайнер. контент-менеджер ля тех, кто увлекается программированием, новые медицинские профессии – биоинженеры, генетики, целители эмбрионов, тренеры по майнд-фитнесу, работники вертикальных ферм, но и космические пилоты, галактические архитекторы, специалисты по взаимодействию робот-человек.
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности.
Уроки окружающего мира уже сами по себе предполагают опору на жизненный опыт учащихся, развивая естественнонаучную грамотность.
С 1 класса стараюсь организовать деятельность через:
1. Практико-ориентированные задачи, которые помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни Темы уроков: «Смена дня и ночи», «Смена времен года», «Сезонные явления».
2. Задания, направленные на применение знаний в практической деятельности.
Например, тема урока «Ориентирование на местности по местным признакам», «Ориентирование по Солнцу», «Карта и глобус», «Компас» и другие.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. Например, темы уроков: «Откуда к нам приходит электричество», «Как путешествует письмо», «Откуда в дом приходит вода». Проблемный урок: «Огонь- друг или враг» Изучение тем с опорой на имеющийся опыт: «Твоя безопасность дома.» «Классификация растений». Урок – исследование «Грибы» и др.
Конечно, свои знания необходимо уметь применить в практической деятельности, например, при изучении темы «Термометр» предлагаю задания типа: каждый день перед школой вы смотрите на висящий за окном термометр и говорите родителям о том, какая на улице температура.
При изучении раздела «Человек и общество» я предлагаю детям составить родословную своей семьи. Это же задание можно продолжить и при изучении темы по русскому языку при изучении темы «Имя собственное» Такие задания дают возможность применения межпредметных связей. В 3 классе работают над проектом «Откуда пришла моя фамилия?» При подготовке к ВПР по окружающему миру составляют родословное древо по предложенному тексту о семье других детей.
Реализуя практико-ориентированный подход в обучении, стараюсь применять активные и интерактивные методы на уроках, веду работу в парах, индивидуально, коллективно, использую раздаточный материал и электронные носители. Обязательно демонстрирую иллюстрации, таблицы, презентации, видеоуроки.
Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет учащемуся стать полноправным участником процесса обучения, где оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении. Практико-ориентированный результат урока, темы, раздела – это не только знания по данному предмету, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Опираясь на практико-ориентированный подход в обучении:
— мотивирую младших школьников к познанию;
— учу применять полученные знания на практике;
-развиваю ключевые, жизненные, предметные компетенции учащихся. Применение практико-ориентированных технологий способствует повышению мотивации ученика, лучшему усвоению учебного материала и формированию основных учебных компетенций.
Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
Н.Г. Мякишева (г. Ялуторовск)
ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»
ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.
Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
Практико-ориентированный подход в обучении специалистов.
Существует три подхода в системе практико-ориентированного обучения.
Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной практики.
Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.
Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают.
Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.
Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами определенной области.
При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.
В основу реализации данных принципов должны быть положены:
реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
интеграция знаний, методов различных областей науки и практики.
Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому основными формами и методами , которые я использую, являются:
метод проблемно-ориентированного обучения;
технология педагогического сотрудничества;
технологии коллективного взаимообучения;
технология проблемного обучения;
Практико – ориентированные занятия.
В связи с требованиями ФГОС и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведениями и отраслевыми организациями. Это объясняется тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов среднего звена.
Практико – ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый студент чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию на производстве и принимать верные решения.
Практико-ориентированные занятия можно разделить на два этапа:
экскурсия на специализированное предприятие. Происходит знакомство со структурой предприятия, материально-технической базой, рабочими местами и с видами работ. Данный вид занятия способствует активизации познавательной деятельности при наблюдении за производством, благодаря этому студенты имеют возможность понять сущность своей будущей специальности и социальной значимости.
выездные занятия, проводимые на предприятиях, которые начинаются с инструктажа по технике безопасности и организации рабочего места. Студенты отрабатывают практические навыки, решают поставленные перед ними производственные задачи и работают с технической документацией. Чаще всего применяется групповой метод обучения, что способствует формированию умений работать в коллективе и команде. Это необходимо для развития профессиональных компетенций будущего специалиста. Затем происходит взаимооценка занятия вместе с персоналом предприятия.
Практико-ориентированное обучение в данный момент в нашем колледже достигается путем прохождения учебной и производственной практики студентов по профессии «Продавец, контролер-кассир» на предприятиях розничной торговли. Проходя практику, они приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения, знакомятся со структурой предприятия.
С этих позиций традиционный элемент обучения – практика студентов – приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ подготовки. Необходимо сделать практику действительно непрерывной, преимущественно в одной и той же организации или в одной и той же отраслевой вертикали. В ходе учебной практики студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности академического типа, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов программный продукт для решения небольших по объему задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.
На производственной практике приобретается опыт профессиональной деятельности в качестве специалиста организации (или его помощника), происходит интеграция представлений о деятельности организации, ее бизнес-процессов, вырабатываются предложения, направленные на повышение эффективности производственной деятельности. Задачи: формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности.
Разумеется, такая модель непрерывной практики – неосуществима в условиях случайного выбора мест прохождения практик. По нашему мнению, большое значение имеет поиск постоянных работодателей. В этом случае достаточно быстро возникает обратный процесс. Работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв и вносят предложения по улучшению содержания конкретных дисциплин, затем – рабочих и учебных программ.
Доклад «Практико-ориентированный подход в обучении»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральное казенное профессиональное обра з о в а т е ль н ое у ч р е ж де ни е № 190
ФКП образовательное учреждение № 190
___ _ ____________________________________________________ _ _______
Школа молодого педагога
« Практико-ориентированный подход в обучении: понятие и содержание »
Составитель: мастер производственного обучения В.А. Бокатанов
Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими практических задач.
Многие годы система образования была ориентирована на передачу знаний, благодаря которым они могли эффективно после окончания школы приобретать профессию, а в дальнейшем быть успешными на производстве.
В этом процессе образованию помогали производственные предприятия и научные организации. В настоящее время многие учебные заведения, лишились возможности получать навыки практической подготовки. В результате этого в России выпускники школ практически не владеют навыками производственной деятельности, а выпускники профессиональных учебных заведений не способны успешно разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализовывать реальные бизнес-процессы.
Результатом практико-ориентированного подхода является выпускник учебного заведения, способный эффективно применять имеющиеся у него компетенции в практической деятельности.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении различных задач в профессиональной сфере.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:
— мотивация учебного процесса;
— связь обучения с практикой;
— сознательность и активность учащихся и студентов.
2. Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования.
Современное производство нуждается в специалистах, способных приносить прибыль, реализовывать экономически выгодные проекты. Достаточно проблематично подготовить специалистов с такими качествами без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов.
ФГОС нового поколения предусматривает усиление практического характера профессионального образования на всех его уровнях, соответствие его современным требованиям экономики, науки и общества.
Первый подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).
Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования будущей профессиональной деятельности.
Можно выделить четыре подхода к организации практико-ориентированного обучения:
1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.
2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.
3. Создание в учебном заведении инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.
4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения.
Как мы видим, невозможно процесс практико-ориентированного обучения реализовать исключительно в рамках практик.
Педагогический коллектив должен способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента во время аудиторных занятий. Работу нужно начинать с адаптации студентов к образовательному пространству, параллельно формируя у них понимание социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
Важно также использовать технологии и методы обучения, способствующие эффективному овладению профессиональными навыками. Только в этом случае студент будет готов к выполнению заданий на учебной и производственной практиках, получению и накоплению опыта профессиональной деятельности.
Актуально создание учебно-производственных лабораторий, научно-производственных площадок и др., позволяющих реализовать практико-ориентированное обучение в процессе выполнения студентами реальных задач по заказу предприятий и организаций.