технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка
Метод обучения в сотрудничестве на уроках английского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Гейко Алена Валерьевна
Метод обучения в сотрудничестве на уроках английского языка.
Каждый урок для учителя – это поиск новых педагогических приемов, методов совершенствования профессионального уровня в творческом сотрудничестве с обучающимися. В современных условиях работы школы по ФГОС произошла смена образовательной парадигмы. На смену традиционному подходу пришел компетентностный и системно – деятельностный подход, который является методологической основой ФГОС. На уроках английского языка используются различные приемы интерактивного обучения, которые развивают коммуникативные умения и навыки, приучают учащихся работать в группах, прислушиваться к мнению своих товарищей. Одним из методов интерактивного обучения является обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве – это работа в малых группах, это совместное определение цели, содержания, в результате которой учащиеся продуцируют новые знания, а не получают их в готовом виде. Одним из принципов обучения в сотрудничестве является самостоятельная образовательная деятельность обучающихся. Роль учителя меняется, он может быть в роли консультанта, помощника. Учащиеся разные: одни активные, быстро схватывают учебный материал, легко овладевают лексическим и грамматическим материалом, коммуникативными умениями; другие менее активные или пассивные, которым требуется больше времени не только на усвоение материала, но и дополнительные объяснения, примеры. Такие ребята, как правило, не осознают, что конкретно они не знают, стесняются задавать вопросы, не могут правильно сформулировать вопрос. Технология обучения в сотрудничестве предполагает работу в малых группах по 3 – 4 человека. В каждой группе должны быть сильные, средние и слабые учащиеся, девочки и мальчики. Перед выполнением задания оговаривается роль каждого участника. Такие группы могут быть постоянными или меняться в зависимости от сложившейся ситуации. Таким образом, создается ситуация когда каждый учащийся отвечает не только за свой результат, а за результат работы всей группы. Позиция слабого ученика меняется. Ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Если он не знает он должен просить помощи у сильного ученика, который будет заинтересован в хорошем результате всей группы и ему предоставляется возможность применить свои знания. Такова общая идея обучения в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве (Cooperative Learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно в Западной Германии, Нидерландах, Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но технология совместного обучения начала разрабатываться лишь в 1970 – е годы тремя группами американских педагогов Робертом Славиным из университета Джона Хопкинса; Роджерсом Джонсоном и Дэвидом Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Элиота Аронсона из университета штата Калифорния. Существует много вариантов обучения в сотрудничестве: обучение в команде (Student Team Learning), совместное обучение в командах (Student Teams Achievement Divisions), индивидуализация обучения в командах (Team Assisted In-dividualization), обучение в команде на основе игры (Teams Games Tournament), «Пила» (Jigsaw), Учимся вместе (Learning Together) и другие. Технология обучения в сотрудничестве предусматривает использование активных форм, таких как диспут, пресс – конференция, ролевая игра, дискуссия, исследовательская работа учащихся в группах и другие. Задания при обучении в сотрудничестве могут быть разного характера: задания для работы над текстом для чтения, подготовка к контрольной работе, задания на проверку домашнего чтения, совместная работа по проекту, работа над изучением грамматического материала, лексикой.
Как практика показывает, что обучение в сотрудничестве целесообразно начинать с начальных классов при:
— ознакомлении и усвоении новых лексических единиц по теме;
— изучении грамматического материала;
Эту работу следует продолжать и в старших классах. Работая с УМК «Английский в фокусе», следует сказать, что в каждом модуле имеются задания, требующие коллективной, групповой работы над проектом, презентацией, сбором информации, дискуссии. При изучении новых слов по теме «My House» в 5-м классе для работы в малых группах можно использовать следующие задания:
Fill the missing letters.
Complete the Mind – map.
Say what there is in each room.
При работе с текстом «Places to eat in the UK», 6 класс « Звездный английский в фокусе» Можно использовать работу в сотрудничестве. Цель: понять основное содержание текста и составить высказывание. Учащиеся получают задание прочитать текст за определенное время, охарактеризовать места где можно поесть и выполнить следующие задания:
Match the places A – D to the statements 1-5.
Ask questions or answer the question – What place would you choose to eat out at when in the UK?
Mark the statements True or False.
В старших классах после изучения тем «Спорт», «Здоровье», «Еда» можно провести Пресс – конференцию «What do people need to keep fit?». Все учащиеся делятся на три группы:
1 группа – врачи, диетологи, спортсмены;
2 группа – представители прессы (газеты, журнала), участники конференции;
3 группа – редколлегия.
Участники конференции должны обсудить вопрос What do people need to keep fit? Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик. Ведущий открывает конференцию, объявляет тему, цели, представляет участников, названия газет, журналов. Участники первой группы делают сообщение, что нужно делать для того, чтобы быть в форме. Спортсмены делают доклад с точки зрения спорта. Врачи говорят о здоровом образе жизни, а диетологи предлагает режим питания и здоровую еду. Представители прессы готовят интересные вопросы, например,
1. Which club or clubs would you recommend for someone who:
— wants to use weights?
— likes moving music?
— wants to become much stronger?
2. What role does sport play in a child’s education?
3. Why do some of people count the number of calories they eat?
4. What makes people fat?
5. Which food is healthier plant or animal food?
6. What does healthy of life mean?
7. In what way have we to care about our health?
Примерные темы для дискуссионных игр:
Why is the world in danger now?
What is the most important problem for teenagers?
Why do people travel?
How are you planning to use English in future?
How can young people solve their problems?
Can you say that you are happy at school? Why?
What role does music play in the life of people?
What can people do to save our planet?
What ways of exploring the world do you know?
В заключении хочу сказать, что разнообразие форм работы, многократное повторение лексического и грамматического материала, игровые моменты способствуют повышению у учащихся мотивации к изучению английского языка. Обучение в сотрудничестве предполагает постоянное самообразование и саморазвитие обучающихся. В его основе лежит деятельностный подход, так как совместная деятельность есть суть этого метода. В результате совместной учебной деятельности учащихся увеличивается время речевой практики каждого обучающегося на уроке, проводится индивидуализация обучения и что не менее важно, дается возможность овладеть новыми знаниями и почувствовать радость успеха.
Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. М. : Иностранные языки в школе, 2000, №1 – с. 4 – 11.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие М.: Народное образование, 1998 – 256с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
Сафонова В.П. Современный урок иностранного языка: рекомендации, разработки уроков. – М.: Изд. «Учитель», 2011.
Презентация «Технология сотрудничества на уроках английского языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Технология сотрудничества Cooperative learning
Трудности в освоении навыка говорения В современном обществе каждому специалисту, желающему преуспеть в своем деле, необходимо знание хотя бы одного иностранного языка. Но трудности при его изучении остались. В рамках 45-минутного урока говорению уделяется немного времени, около 10 минут. Если разделить это время на количество участников образовательного процесса, то выходит около минуты на одного ученика.
Основной целью изучения английского языка является развитие иноязычной компетенции, то есть практическое владение иностранным языком. Но научить говорению невозможно, можно только научиться этому. Всем известного языкового барьера не существует. Некоторым нужно больше времени, чтобы включиться в процесс коммуникации или стрессовая ситуация, которая заставляет говорить. Или технология сотрудничества на уроках английского языка.
Идея 21 век – это век не личных открытий, а групповых проектов. Задача современной школы научить сотрудничать, учиться и взаимодействовать в группах, где ученики слышат друг друга, исследуют, дополняют друг друга и приходят к общему решению задачи. В данных условиях технология сотрудничества мне представляется идеальным вариантом увеличить количество разговорной практики и подготовить учащихся к решению важных задач в будущем.
Преимущества технологии сотрудничества Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если я не даю такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, я пришла к выводу о необходимости целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.
Существует три типа взаимозависимости участников совместного обучения: Зависимость от единой цели, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями. Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи. Зависимость от формы поощрения. Каждый учащийся получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково, либо не поощряются никак.
Метод «Пила» При использовании данной технологии можно пользоваться методом «Пила»: вся группа работает с одним и тем же текстом, но при этом каждый член группы получает свою подтему (задание), которую разрабатывает особенно тщательно. Затем проводится встреча экспертов из разных групп, их обсуждение. Эксперты представляют свой материал другим участникам. В конце урока дается итоговый тест, который и оценивается. Можно использовать для отработки грамматических структур или словообразования, изучения биографии или анализа текста, решения разных видов задач и т.п.
Метод «Учимся вместе» Разработан в университете штата Миннесота в 1987 году Д. Джонсоном и Р. Джонсоном. Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Например, весь класс (т.е. языковая группа) работает над темой «Путешествие». Все вместе вырабатывают маршрут и вид путешествия. Тогда каждой группе дается задание подготовить свою часть: разработать программу пребывания группы туристов в конечной точке маршрута; заказать билеты для всей группы, гостиницу; подготовить багаж и т.д. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала
Разные виды заданий Задания, предполагающие обучение в сотрудничестве, могут быть различного характера: задания на проверку домашнего задания, работа над текстом для чтения, подготовка к тесту или контрольной работе, совместная работа по проекту, по отработке орфографических навыков, работа над лексикой. Игра в учителя и ученика при подготовке к итоговой аттестации в начальной и средней школе тоже может рассматриваться как технология сотрудничества. При объяснение нового материала эту технологию используем для закрепления. В группах ученики выполняют тестовые задания или примеры, или задачи и т.п., объясняя друг другу, споря и доказывая свою точку зрения. Никто не проспит, все будут вовлечены.
Девиз обучения в сотрудничестве – помогая другим, учимся сами.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1272358
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесс. Эта технология предполагает распределение всех связанных с этим функций – организация класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим между учителем и учениками. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.
Его важнейшими признаками являются:
осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;
высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности;
активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и обязанностей у школьников;
методика обучения, стимулирующая самостоятельность, интерес учащихся, их практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие учащимися готовой информации;
взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.
Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.
Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги (Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, В.А. Канн-Калик, А.А. Леонтьев и др.) В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения (И.Л. Бим, В.А. Бухвалов, Е.И. Пассов и др.).
В наши дни «процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как особым образом организованное общение или особая разновидность общения». Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся (учитель и ученики, и ученики друг с другом), под которым понимается прежде всего их совместная согласованная деятельность.
Эффективность обучения иностранному языку зависит, конечно, от совместного согласования деятельности учителя и учеников. Но большую роль играет также «взаимодействие их личностей, складывающееся между ними взаимопонимание, которое является основой содружества на уроке». Поэтому даже в случае хорошей профессиональной подготовки учителя, его умения методически целесообразно планировать свои действия эффект обучения может быть минимальным из-за не складывающихся между ним и учениками отношений.
По мнению В.А. Канн-Калика, результатом взаимодействия учителя и учеников и складывающихся между ними отношений могут быть следующие стили педагогического общения: общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью; общение – дистанция; общение – устрашение; общение – заигрывание.
Для общения – устрашения характерно устойчивое стремление учителя захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение и навязать свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание, угрозу в форме приказа, нотации, наставления, подчас наказания. В основе организации учебного процесса у такого учителя лежат «авторитарно-императивные принципы», а девизом его деятельности становятся слова «Делай так, как я тебе говорю!» В этом случае взаимодействие учителя и учеников представляет собой по сути дела простой взаимообмен репликами, в ходе которого учитель выступает, как правило, в роли формального организатора учебного процесса. Внешний порядок и дисциплина являются, как правило, следствием строгой проверки и контроля учащихся со стороны учителя. «Всё это создаёт напряжённость во взаимоотношениях между обучаемыми и обучающим, нередко приводит к конфликтам меду ними, вызывает взаимную неприязнь».
В условиях соактивности основными орудиями учителя становятся просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Учитель акцентирует внимание учеников на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего). Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение учителя с детьми. Ведущим девизом их совместной деятельности является лозунг «Действуем вместе!». Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать языковую ошибку, быть не понятым, чувствует себя раскованно и свободно.
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно в Западной Германии, Нидерландах, Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но технология совместного обучения начала разрабатываться лишь в 1970-е годы тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), университета штата Калифорния (группой Э. Аронсона).
С тех пор, разумеется, идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах в разных странах. Чтобы понять эту идею, авторы метода советуют обратиться к нашему пониманию слова «ошибка». Скорее всего, ошибку можно определить как неверное действие или утверждение, исходящее из неверного суждения, неадекватного знания или невнимания. Такое понимание очень близко к определениям, которые дают толковые словари. Авторы предлагают добавить к этому определению следующую фразу: «что указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием».
Если понимать, что ошибки учеников показывают только то, что они еще не овладели необходимыми умениями, то можно рассматривать их просто как факт. Следовательно, нужно предоставить ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере.
Если же рассматривать ошибку как нежелание ученика работать, его неспособность, в этом случае, скорее всего, придется отказать ему в дополнительной практике, в дополнительных разъяснениях, пока «он не научится хорошо вести себя».
Учитель не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность его ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче.
Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только «тормозит» ритмичное продвижение к всеобщему успеху.
Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается, это его проблемы.
Учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Тут же хочется привести высказывание известного американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи: «Когда говорят, что образование – это развитие, все зависит от того, что понимают под словом «развитие». Наш окончательный вывод состоит в том, что жизнь – это развитие, рост – это жизнь. На языке педагогики это означает, во – первых, что образовательный процесс не имеет цели вне себя, он и есть своя собственная цель, и во – вторых, что образование – это процесс непрестанной реорганизации, перестройки, преобразования».
Р. Джонсон выделяет следующие основные отличия работы по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
взаимозависимость членов группы;
личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;
специализация деятельности учащихся в группах;
общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы
общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.
Существует три типа взаимозависимости участников совместного обучения:
Зависимость от единой цели, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.
Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи.
Зависимость от формы поощрения. Каждый учащийся получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково, либо не поощряются никак.
Приведем примеры предлагаемых способов структурирования взаимозависимости по разным аспектам:
единый результат от всей группы (в виде одного сочинения, рисунка, задачи, модели, др.);
подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой работой от группы;
таблица успехов каждого члена группы по каждой теме (в описательной форме с указанием, что требует дополнительной практики);
каждый член группы заполняет собственный рабочий лист, любую работу, но учитель берет для анализа один/ одну от группы на свой выбор, исправляет ошибки, оценивает.
материалы по типу «пила»: каждый член группы имеет на руках только свою часть материала, задания, который он должен выполнить индивидуально, самостоятельно;
письменное задание, в котором каждый ученик должен предложить свое решение;
поощрение группы путем:
а) выделения дополнительного времени для чтения;
б) предоставления свободного времени;
в) определенной атрибутикой;
запись индивидуальных и групповых достижений в специальный журнал.
Взаимозависимость по указанным аспектам предполагает и индивидуальную ответственность за общий результат. Цель, задача, которая ставится перед группой, предполагает владение учебным материалом каждым учащимся группы. Среди возможных способов обеспечить такую ответственность можно выделить следующие:
выделить одного из учащихся группы и попросить его рассказать об общем замысле решения задания, плане и т.д.;
распределить учебный материал, виды деятельности между учениками;
оценка, которую получает группа, является как бы исходной, ее можно улучшить, если каждый учащийся группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному;
выбрать по одному учащемуся из каждой группы и предложить им небольшую контрольную, тест.
Варианты обучения в сотрудничестве
группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики. Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав (это, так называемые, базовые группы). Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку;
группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);
оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;
Эти явления имеют психологическое объяснение. К началу обучения английскому языку дети вступают в возраст, при котором общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, определяющей основную направленность личности. Основные интересы детей этого возраста лежат в сфере общения со сверстниками. Поэтому, «начиная обучение английскому языку, следует иметь в виду, что детей надо учить не только средствам и способам иноязычного общения, но и культуре общения»:
взаимодействовать в группе с любым партнером;
работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всей группы;
полностью осознать, что совместная работа в группе – это серьезный и ответственный труд.
При взаимодействии учителя с учениками, деятельность учителя представляет собой многообразие педагогических воздействий на учеников. На уроке английского языка учитель заинтересовывает учеников, вводит языковый материал, объясняет те или иные языковые явления, демонстрирует речевые образцы, инструктирует, задает вопросы, требует ответов, организует и руководит работой учеников. Эти взаимоотношения учеников и учителя начинаются с первых дней школьного обучения.
Подавляющее преимущество фронтальной формы обучения, при которой основным отношением является «учитель-ученик», а совместная работа детей между собой встречается только в виде исключения, становится причиной того, что вместе с положительным опытом дети приобретают и «отрицательный». Некоторые из детей научаются тихо сидеть, но при этом не обращать внимание на действия других учеников, когда учитель не обращается к нему непосредственно, или ученик научается внимательно смотреть на учителя, но при этом молчать, не понимая вопроса. Он не скажет, что не понял вопроса и не попросит его повторить, так как он просто усвоил: «Если не можешь ответить, значит, не выучил урок и будет плохая оценка». Такие психологические отрицательные последствия поведения ученика требуют от учителя иностранного языка специфического педагогического мастерства и практических умений организовать и поддержать своё общение с учениками.
Во взаимодействии учителя и ученика особое значение имеет учёт психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников общаться на английском языке. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). В данном случае учитель опирается на положительные эмоции ученика, вызванные хорошей оценкой.
План-конспект урока английского языка в 10 классе
(по УМК Кузовлёва Н.П.)
с применением данной технологии
Тема : Image of a young man
Основные цели урока:
Обучение чтению с полным пониманием содержания.
Обучение говорению в диалогической форме: обмен информацией, обсуждение идей в группах, беседа по текстам о школьной форме.
Общеобразовательный компонент целей обучения : знакомство с культурой страны изучаемого языка: чтение аутентичных текстов о школьной форме в некоторых учебных заведениях за рубежом.
Воспитательный компонент целей обучения : нравственное воспитание; развитие таких качеств личности, как упорство, трудолюбие, усидчивость, целеустремленность.
Развивающий компонент целей обучения :
Развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения в ходе работы над лексикой, при обучении говорению, чтению и обсуждении прочитанных текстов;
Развитие общеучебных и специально учебных умений: развитие умений работать с книгой, рабочей тетрадью, работы в группах, приемов умственного труда: выделение главного, обобщение информации, сравнение.
I Начало урока. Организационный момент
Учащиеся : Good afternoon!
Учащиеся слушают учителя и настраиваются на работу.
Учащиеся повторяют лексику предыдущего урока и переводят слова с русского на английский (T-shirt, jeans, blouse, skirt, shorts, trousers, coat, blazer, shoes, suit, shirt, trainers).
III Основная часть урока
Учитель : We continue our lesson and before we start working with texts, let’s get acquainted with some words and expressions from the text. In exercise 39 on page 18 you should match the words with the definitions and translate them.
Учащиеся соотносят слова и словосочетания с их дефинициями, тем самым снимая трудности при последующем чтении текстов и расширяя свой лексический запас:
dress code – a set of rules about what you should wear
to take away – to remove something
to go ahead – to continue to do something
to suppress – to stop yourself from showing your feeling
in favour of – to support something/ someone
to back – to support a person or an idea that your believe is right
logo – a symbol that represents an organization or a company
plain – simple without no decoration
brand name – the name that a company chooses for its product
trendy – extremely fashionable
Учащиеся работают в двух группах, каждая из которых читает свой текст и заполняет соответствующую таблицу в своих рабочих тетрадях.
Учащиеся из разных групп объединяются в пары и заполняют пустую колонку в своих рабочих тетрадях, задавая друг другу вопросы.
Учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы, обмениваются полученной информацией и готовятся к обсуждению вопросов по тексту.
Учитель : So, let’s begin to discuss the following questions:
Do you agree that a uniform suppresses students’ individuality?
What do you think students should wear at school? Why?
Who should decide what to wear/ whether to wear a uniform? Why do you think so?
Should a school uniform be fashionable?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, принимают участие в беседе по текстам:
Yes, I do, because everybody looks the same and you don’t have your own style/ No, I don’t. I think clothes cannot suppress students’ individuality.
I think students should wear a school uniform in order to have a sense of belonging to a school/ To my mind, a school uniform is not important, students can wear plain not bright clothes at school.
In my opinion, students should decide what to wear at school, because only they can feel and understand what clothes are comfortable for them/ I think the director should decide what to wear/whether to wear a uniform, because he is the leader of the school and can take serious decisions.
I think, no it shouldn’t, because some fashionable clothes may distract students from their study/ To my mind, a school uniform should be fashionable so that students look trendy.
Учащиеся слушают комментарии учителя и оценки за урок, записывают д/з в свои дневники.
Учитель : The lesson is over. You may be free. Good-bye! Till next Tuesday!