технология обучения детей элементарным экономическим знаниям включает следующие этапы
Формирование элементарных экономических знаний у детей 5–7 лет с использованием ТРИЗ
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности дошкольников.
Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности воспитанников, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного образования. Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.
Эти задачи мы решаем в непосредственно образовательной деятельности ТРИЗ-РТВ в «Золотом ключике» с воспитанниками старшей и подготовительной группы. Но на современном этапе развития образования и экономического развития общества в целом воспитание творческого потенциала становиться не достаточно. Поэтому возникла идея интегрировать ТРИЗ-РТВ с экономическим воспитанием. Я начала работу в 2012-2013 учебном году над инновационным проектом «Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста».
Целью данной работы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания с помощью ТРИЗ-технологии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомить с элементарными экономическими понятиями;
2. Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;
3. Учить решать простейшие экономические задачи;
4. Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;
5. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет;
6. Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике, понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).
Объект исследования: система экономического образования дошкольников через ТРИЗ-технологию:
1. метод проблемных ситуаций;
3. ТРИЗовские игры: «Хорошо – плохо», «Чем был – чем стал», «Раньше – позже», «Робинзон Крузо», «Аукцион» и т. д.)
4. решение математических задач;
5. логические игры и упражнения.
Ожидаемые результаты: использование ТРИЗовских методов и приемов для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет повысит компетенцию старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.
1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
Гном Эконом прислал необычную ромашку. На её лепестках условно изображены потребности человека. Гном Эконом просит назвать профессии людей, которые производят товары, удовлетворяющие потребности (желания) людей (ответы детей). Что было бы, если бы все люди работали портными, строителями, врачами, поварами?.
Цель: расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.
Материал: сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пинокио» и т. д.
Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре, Пинокио покупает себе билет в театр на четыре сольдо, Али – Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.
Винни – Пух собирается открыть в лесу пекарню. Он хочет сладкими вкусными булочками побаловать лесных жителей. Винни – Пух построил пекарню, оборудовал печь, но для выпечки булочек ему нужны пекарь и повар. Винни – Пух спрашивает, как пригласить лесных жителей на работу. Создайте рекламный ролик для Винни – Пуха (нарисуйте, сочините стих).
Вывод: Таким образом, в условиях современного образования творческий потенциал воспитанника имеет хорошие задатки для своего развития, но при построении современной системы образования факторов для эффективного развития творческого потенциала не достаточно. Интегративная деятельность ТРИЗ + Экономика, отвечающая требованиям современного социального запроса, дает возможность сформировать гармонично развитую личность, с высоким уровнем творческого потенциала.
Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.
Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.
Формы и методы формирования экономических знаний у детей дошкольного возраста
Екатерина Смирнова
Формы и методы формирования экономических знаний у детей дошкольного возраста
Процесс обучения осуществляется различными методами, т. е. системой последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающихся, направленной на достижение поставленных познавательных задач. Методы обучения это способы организации познавательной деятельности в соответствии с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности детей, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
В процессе формирования экономических знаний у детей необходимо использовать методы, разработанные В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой, Г. И. Щукиной, а так же Ю. К. Бабанским, А. А.Смирновым:
1) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
2) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
3) методы организации взаимодействия и накопления социального опыта;
4) методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств детей;
5) методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.
Эффективность освоения любого вида деятельности зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более успешно, дает более качественные результаты, если у ребенка имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность протекает более успешно, если у детей сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности. Осуществление этого возможно при использовании методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. Ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные отношения педагога и детей. Среди методов стимулирования можно выделить методы эмоционального стимулирования. Задача этих методов заключается в обеспечении появления у детей положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления (создание ситуаций успеха в обучении: ребенок добивается хороших результатов, задание нарастающей сложности, поощрение, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Используются готовые игры с познавательным содержанием или игровые оболочки). Также можно выделить методы, направленные на развитие познавательного интереса (формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого, сказочного сюжета; стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска).
Процесс обучения осуществляется с помощью методов организации учебно-познавательной деятельности, которые направлены на решение различных задач обучения (методы получения новых знаний и методы выработки умений и накопления опыта учебной деятельности). К ним можно отнести наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В процессе формирования элементарных экономических знаний у старших дошкольников, определяя цели, содержание, формы организации обучения, мы пришли к необходимости отбора соответствующих методов. Нам необходимы методы, которые направлены не только на овладение конкретными знаниями, но и обеспечивающие формирование у детей способности к анализу, умения управлять своими эмоциями, устанавливать контакт с педагогом, другими детьми, принимать решения в нестандартных ситуациях. К ним можно отнести систему практических, игровых, наглядных и словесных методов, которые составляют группу методов организации учебно-познавательной деятельности.
Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом.
В ходе упражнений ребенок выполняет практические и умственные действия. В практические упражнения, как правило, всегда включаются игровые элементы. При формировании экономических знаний упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях. Упражнения такого рода могут быть репродуктивными, основанными на воспроизведении способа действия, полностью регламентируемого педагогом в виде образца, предписания, инструкции, правила, алгоритма, определяющего, что и как надо делать (технология изготовления продуктов труда, и продуктивные упражнения, которые характеризуются тем, что способ действия дети должны полностью или частично открыть сами (например, придумать способ безотходной технологии приготовления блюда из картофеля и др.).
Исходя из того, что наглядно-образное мышление является превалирующим в дошкольном детстве, для полного представления об объектах, явлениях, законах экономической действительности, необходимо как можно шире использовать наглядность (это изображения сказочных героев, с помощью которых дети знакомятся с экономическими понятиями, изображение моделей бюджета, потребностей, благ, средств производства, издержек, алгоритма изготовления каких-либо предметов и др.).
В ходе занятий педагогом осуществлялась работа по формированию знаний из различных сфер экономики на основе диалогического общения с детьми. Так, при формировании представлений о средствах производства (то, из чего и с помощью чего может быть сделана любая вещь или предмет) дети участвовали в обсуждении необходимых средств производства для изготовления платья, дома и т. д. и необходимых издержек.
Среди словесных приемов наиболее распространенными являются чтение художественной литературы с экономическим содержанием, рассказ от лица героя художественного произведения, беседа по прочитанному произведению и на темы из личного опыта, разгадывание ребусов, загадок, шарад, кроссвордов, понимание смысла поговорок, пословиц и др.
Особый интерес представляют художественные произведения с экономическим содержанием,например: «Экономическая азбука для детей и взрослых» И. Шведовой; «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского; «Экономика для маленьких», «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях» Т. Поповой, О. Меньшиковой; «Белка и компания», «Экономика в сказках, играх и задачках» О. Смирновой; «Чудеса в кошельке» А. Максимовой, Л. Усовой и др. Эти произведения написаны в живой, занимательной форме, раскрывают сложнейшие экономические понятия в доступной форме и делают экономику простой и понятной детям дошкольного возраста.
В ходе обучения педагог использует также методы организации взаимодействия детей и накопления социального опыта, которые позволяют строить обучение на диалогическом общении педагога и детей. С позиции теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного опыта. Способствует переводу индивидуальных видов деятельности в деятельность совместную, объединенную единой целью. Наиболее часто применяются методы: освоение элементарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, метод взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний и другие.
Особое место занимают методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств детей. К этим методам можно отнести творческие задания, постановку проблемы или создание проблемных ситуаций, создание креативного поля (дети находят свой способ решения, рассказывают и доказывают его правильность, осуществляют перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень).
В процессе обучения педагог использует методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития детей. Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего обучения.Для успешной организации процесса обучения педагог проверяет и анализирует несколько факторов: качество усвоения познавательного материала; интенсивность накопления ребенком социального опыта; освоение навыков взаимодействия; уровень индивидуального развития детей. С этой целью используется проверка домашнего задания, опрос, тестирование, наблюдение и др.
При выборе методови приемов работы необходимо учитывать ряд факторов: цели, задачи, содержание формируемых экономических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение педагога к тем или иным методам, конкретные условия и др.
В экономической подготовке дошкольников все виды методов «в чистом» виде используются редко. Чтобы достичь наилучших результатов при обучении, необходимо применять упомянутые выше методы комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом.
Методы формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений одна из важнейших задач.
Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников. Терапевтическая направленность педагогической деятельности воспитателя детского.
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки.
Методы и формы оценивания образовательных достижений детей младшей группы дошкольного возраста МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 ЛЕТ) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Параметры раздела: 1. Усвоение норм и ценностей,.
Методы и формы оценивания образовательных достижений детей первой младшей группы дошкольного возраста 1 МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 ЛЕТ) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Параметры раздела: 1. Может играть рядом, не мешая.
Презентация «Формы и методы воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Проект формирования знаний о городе Ленинграде в годы блокады и ВОВ для детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Егорова Анна Викторовна, Музыкальный руководитель Воронкова Ольга Васильевна, Воспитатель Кузовлева Елена Ивановна. Название.
Презентация «Семинар по речевому развитию «Методы и приёмы формирования диалогической формы речи детей дошкольного возраста» «Методы и приёмы формирования диалогической формы речи детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания педагогов по проблеме.
Эффективные методы и приемы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В период дошкольного детства одна из наиболее.
Обобщение инновационного педагогического опыта по теме «Формирование экономических знаний дошкольников»
Ирина Прозорова
Обобщение инновационного педагогического опыта по теме «Формирование экономических знаний дошкольников»
Обобщение инновационного педагогического опыта
Прозоровой Ирины Николаевны,
воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №16» г. о. Саранск
Тема: «Формирование экономических знаний дошкольников»
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Вопрос экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к. с одной стороны значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны очевидна недоработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников.
Бережливость, трудолюбие, честность, порядочность, организованность и другие качества человека закладываются с детства. Процесс экономического воспитания дошкольников должен быть целенаправленным и систематическим. Экономическое образование ребенка- дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие его любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область разумного ведения домашнего хозяйства, искусство его ведения, экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных знаний:
— научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
— с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
— научить правильно относится к рекламе, разбираться в ней;
— вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет использования информационной среды, максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку, систематизировать работу по экономическому образованию дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития, саморазвития и реализации потребности дошкольников в элементарных экономических знаниях, развитие коммуникативных способностей детей. Целенаправленное планирование работы по данному направлению, взаимодействие с семьями воспитанников позволит воспитать развитого, умного, интеллектуально богатого ребенка, а также сформировать у него начальные экономические представления.
Реализация собственного педагогического опыта по данному направлению проводится в рамках инновационной деятельности ДОУ. Поэтому создание условий для экономического развития детей уделено особое внимание.
Для этого в группе есть уголок экономики, где размещен дидактический материал (литература, рисунки, картотека экономических игр, загадок).
3. Цели и задачи опыта:
Цели: формировать у детей старшего возраста экономические представления в различных видах деятельности.
— ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
— трудовое воспитание (видение результатов своего труда, индивидуальный и коллективный труд);
— развитие познавательной активности в ходе выполнения заданий;
— формирование навыков разумного поведения и потребления;
— воспитание бережного отношения к предметному миру и природе;
— способствовать повышению психолого –педагогической компетенции родителей.
3. Теоретическая база.
В своей работе я использую следующие нормативные документы и литературу:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.
6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. – СПБ. : «Детство- пресс», 2002.
7. Смоленцева А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н. Новгород, 2000.
8. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М,: ТЦ Сфера,2002.
10. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
11. Коменский Я. О. Материнская школа. М. : Книга по требованию, 2012. 104 с.
12. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.
4. Технология опыта, система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Работа по формированию у дошкольников элементарных экономических представлений ведется через разные виды деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную, музыкальную, театрализованную.
Работа была направлена в нескольких направлениях:
1. Создание необходимой предметно – развивающей среды в группе.
2. Работа с детьми (проводится в рамках дополнительного образования (кружок «Планета Экономики»).
3. Работа с родителями.
4. Работа с педагогами.
В результате создается единая, целостная система работы, ориентированная на реальные возможности педагогов, детей и родителей.
На 1 этапе я заинтересовала детей, актуализировала, уточняла и систематизировала их знания о элементарных экономических представлениях в ходе проведения занятий, бесед, игр. Одновременно, мною, проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения их экономических знаний.
2 этап. Следующим этапом моей работы было составление перспективного плана.
Оценку знаний осуществляла по таким критериям:
1. Приобретению детьми подготовительного дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;
2. Положительному влиянию занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость, и т. п. ;
3. Развитию трудолюбия и самостоятельности, формированию навыков разумного поведения в социальной жизни;
4. Обогащению игровой деятельности.
В групповом уголке «Для вас, родители» была размещена информация на тему: «Экономическое воспитание», где приводятся интересные факты, даются рекомендации. Была представлена тематическая выставка: «Путешествие денежки».
На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное овладение реальными практическими действиями в совместной деятельности с детьми на занятиях, развлечениях – «Ярмарка», «Аукцион». Проведенные праздники и развлечения объединяют родителей, детей и педаго Также были проведены экскурсии на кухню, где готовится еда, на прачку, где стирается белье, тем самым мной воспитывался интерес к труду, происходило знакомство с профессиями, как способом зарабатывания денег.
Я являюсь руководителем программы по дополнительному образованию «Планета Экономики», которая включает в себя 8 модулей:
Так же я разработала перспективный и календарный планы проведения занятий, который предусматривает воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). План показывает почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность. Воспитывает у детей следующие привычеки: — бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам; — разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); — экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); — нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо? Постоянно приводятся примеры нравственных ориентиров в социально-экономической сфере на основе народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок:
1. «Труд и продукт (товар)» ;
— басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К. И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка»;
— пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».
2. «Деньги и цена (стоимость)»;
— Сказка К. И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»;
— Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля»;
— Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г. Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С. В. Михалкова «Как старик корову продавал»;
— пословицы и поговорки «Терпенье и труд все перетрут» и т. д.
Таким образом, происходит обогащение, систематизация полученных знаний детьми.
5. Анализ результативности.
Необходимо отметить, что те знания и представления, которые дети получили на занятиях, экскурсиях, в беседах, становятся отправной точкой для более глубокого изучения вопросов, связанных с экономическим образованием. Прежде всего, дети стали иначе смотреть на мир вещей, труд людей, поняли необходимость получения той или иной профессии, обогатился их словарный запас, пополнился новыми выражениями и оборотами речи. Хочется отметить, положительно отношение родителей к данной теме. Совместная работа с родителями дала положительный результат по усвоению знаний детьми, они активно участвовали в организации экскурсий, праздников, развлечений, аукционов тематической выставки «Путешествие денежки».
6. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по данному направлению перенимается педагогами МДОУ «Детский сад №16» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города.
Обобщение инновационного опыта работы «Ритмы жизни дошкольной группы в рамках стандарта: традиции, ритуалы» «Ритмы жизни дошкольной группы в рамках Стандарта: традиции, ритуалы». Автор статьи: Алексеева Е. Г., воспитатель МБДОУ «Детский сад №11.
Обобщение педагогического опыта «Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 г. Сосногорска» Обобщение педагогического опыта.
Обобщение педагогического опыта «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников» Тема: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников». Автор: Заздравных Галина Николаевна АктуальностьФедеральный.
Обобщение педагогического опыта «Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом» Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом средствами информационно-коммуникационных технологий.
Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.
Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на занятиях модульным оригами» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района.
Обобщение педагогического опыта по теме «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей» Обобщение педагогического опыта по теме: «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей детей»1. Условия.
Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие речи в дошкольном возрасте» Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.
Обобщение педагогического опыта работы Технология обобщения и описания педагогического опыта по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Мое педагогическое.
Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.