технология дистанционного обучения будущее технологий дистанционного обучения

Статья «Дистанционные технологии в современном образовании»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Дистанционные технологии в системе образования»

МБОУ СОШ №37 города Белово

В условиях динамично развивающегося общества актуальность применения дистанционных форм обучения в образовательном процессе растет с каждым годом. Необходимость развития дистанционного обучения прослеживается во многих направлениях образовательной деятельности: от курсов профессиональной переподготовки до получения высшего профессионального образования, от применения в рамках основной образовательной программы, до использования дистанционных образовательных технологий во внеурочной деятельности.

Одной из самых важных задач, которые на сегодняшний день стоят перед системой образования, является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одним из инструментов, которые могли бы способствовать решению данной задачи, является применение дистанционных образовательных технологий.

Давайте же разберемся, что такое дистанционное обеспечение.

Дистанционное обучение (ДО) – это совокупность технологий, индивидуальной подготовки учащегося, обеспечивающая доставку им основного объема учебного материала и интерактивное взаимодействие с другими обучающимися и учителем, позволяющая организовать индивидуальное планирование учебной деятельности и контроль обученности.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: среды передачи информации (электронная почта, телевидение и телефония, сеть Интернет), методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

История развития дистанционного обучения берет свое начало за рубежом. Начальный этап развития дистанционного образования наметился в Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

В частности, активное участие принимало Соединенное Королевство и Открытый Университет Великобритании.

В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Он позволял студентам из других городов сдавать экзамены, при условии, что они учились в аккредитованных высших учебных заведениях. Таким образом, Университет давал возможность получить высшее образование на расстоянии.

В Америке также предпринимались первые шаги в развитии дистанционного обучения. В 1873 году Анна Элиот Тикнор начала разработку систему обучения для женщин, которая осуществлялась с помощью почтовых отправлений. В её основе лежала английская программа «Общество поддержки домашнего обучения».

Также программа обучения по почте стала появляться в университетах в некоторых штатах. В газетах стали публиковать учебные материалы для рабочих добывающих отраслей, правила по технике безопасности и много другой информации, необходимой для правильной организации труда. Такие публикации стали очень популярны. Это привело к тому, что в 1891 году создали специальный курс, который стал моделью программы обучения по почте. Она охватывала разнообразные предметы. Уже в 1882 году в Университете Чикаго было создано первое отделение дистанционного обучения. В течение нескольких лет преподавание по почте появилось еще в нескольких учебных заведениях в разных штатах.

Чуть позже, в 1911 году, стали появляться курсы дистанционного обучения в Австралии. Они проводились на вузовском уровне в Квинслендском университете. Также было организовано обучение по почте для детей, которые проживают далеко от школы.

За довольно короткий срок система дистанционного обучения распространилась по многим странам. В том числе – для школ и технических училищ.

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Развитие дистанционного образования в нашей стране берет начало в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях. Эта модель подразумевала заочное обучение, когда преподаватель и студент не видели друг друга. Эта система предлагала курсы на самых разных уровнях. В 60-е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а также факультеты заочного образования.

На начальном этапе дистанционное образование проходило по следующей схеме. В начале курса проводились установочные лекции, присутствие на которых являлось обязательным. Предоставлялось описание курса, и выдавались необходимые материалы. На протяжении указанного срока студент самостоятельно изучал информацию по курсу. При этом мог созваниваться или переписываться с преподавателем. По итогам года или семестра студенты приезжали в учебное заведение на сессию. Эта система активно развивалась в Советском Союзе, но с его распадом развитие дистанционного образования в нашей стране пошло на спад. Во многом это произошло из-за кризисных явлений в экономике и политике. Тем не менее, и в 90-е годы прошлого века в нашей стране были определенные достижения в развитии дистанционного обучения.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения. Сегодня в нашей стране разработано много образовательных систем, которые работают в соответствии с международными стандартами. В частности, большую популярность обрели учебные порталы, видео­конференции, тестирование через Интернет. В целом по стране около 40% ВУЗов предоставляют возможности дистанционного обучения. Также существует много курсов в рамках реализации рассматриваемой программы. Активно локализуется зарубежный контент.

Дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только высшему, но к самым различным его формам, необходимым на протяжении всей жизни человека. Дистанционное обучение обеспечивает необходимые ресурсы для одновременного получения слушателями параллельного обучения. Все это стало возможно благодаря развитию информационных технологий и Интернета.

Одной из своеобразных, но активно развивающихся в последнее время форм ДО становятся онлайн-симуляторы и игры-менеджеры. Это и симуляторы управления различными транспортными средствами, игры имитирующие процессы управления различными отраслями и бизнесами, глобальные многопользовательские экономические игры и бизнес-симуляторы, обучающие пользователей основам менеджмента и дающие базовые навыки управления, как маленькой компанией, так и транснациональной корпорацией.

Чем же дистанционно обучение отличается от традиционного заочного обучения?

Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты:

1. Гибкость – возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

2. Параллельность – параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

3. Охват – одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи.

4. Экономичность – эффективное использование учебных площадей, технических средств, концентрированное представление учебной информации снижает затраты на подготовку специалистов.

5. Технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

6. Социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья и материальной обеспеченности обучаемого.

ДО претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом). Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

· снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т.п.);

· проводить обучение большого количества человек (участие в обучении по образовательным программам могут люди с разных точек страны);

· повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

· создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

В настоящее время дистанционное обучение является одним из перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять подготовку кадров без отрыва от производства, получать образование за пределами своего города или региона. Развитие человечества осуществляется лишь на основе выработки новых знаний и передачи их внутри сообщества людей, ограниченного территорией, родом и другими объективными или субъективными факторами. Возрастающий интерес к технологиям дистанционного образования объясняется, скорее всего, техническими и технологическими достижениями в области передачи и переработки информации. Дистанционное обучение – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан России в области образования, реально позволяющая получать высшее образование представителям всех социальных слоев населения, прежде всего ­жителям отдаленных сельских районов.

Принципы дистанционного обучения — определённая система исходных основных дидактических и других требований к процессу проектирования и обучения в системе дистанционного обучения, которая и должна формироваться с учётом этих требований. Система дистанционного обучения базируется на общедидактических принципах:

· ведущая роль теоретических знаний;

· единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

· стимуляция положительного отношения обучающихся к учебе;

· соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;

· сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;

· системность и последовательность в обучении;

Дистанционное образование отвечает принципу гуманистичности, согласно которому:

· никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности,

· социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.

· образование доступно всем слоям населения без ограничения по состоянию здоровья.

· дистанционное обучение дешевле традиционного;

· дистанционное образование предоставляет возможность учиться, одновременно работая, т.е. применяя свои знания на практике.

· для дистанционного обучения предоставляются самые полные и новейшие материалы.

· дистанционное образование предполагает составление удобного для Вас индивидуально расписания.

Сегодня в системе образования происходит настоящий переворот. В связи с эпидемиологической обстановкой во всем мире, актуальным как никогда, становится дистанционное обучение.

Технология дистанционного обучения позволяет развивать коммуникативные навыки, формируют интеллектуальные умения учащихся. Развивают творческий потенциал, мотивацию к учению, предметных и метапредметных знаний и умений критического мышления, навыки самооценки. Дистанционное обучение формирует у учащихся навыки и умения работы с различными источниками, так же способствует социализации и индивидуализации личности. Учителю и учащимся необходимо владеть исследовательскими и поисковыми методами, уметь организовывать самостоятельную работу учащихся, владеть компьютерной грамотностью, уметь использовать современные интернет-технологии.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества. В современной школе созданы благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, что в свою очередь, требует от учителя постоянного личностного роста, повышения педагогической компетенции. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Список литературы

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.

2. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. с. 113–117.

4. Полат Е.С., Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., «Академия», 2004.

5. Полат Е.С. Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. — М., «Академия», 2006.

6. Хузиахметов, А. Н., Насибуллов Р. Р. Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования // Высшее образование в России. 2012. № 4. с. 98–102. 15. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с. 19

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и

Дистанционное образование в России………………………………….9

Электронный учебник как средство дистанционного обучения……. 11

Список использованной литературы……………………………………….15

Инновации, как нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Разносторонние процессы социального переустройства, обновления гуманитарной практики, реформирование общеобразовательной школы требуют от учителя концентрации интеллектуальных ресурсов для удовлетворения социальных запросов.

Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.

В последние десятилетия появилась новая проблема развития образования в России. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания – каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5-2 года. Объем знаний выпускников школ удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам на 40-60% быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями (за один и тот же период дается больше знаний, или модно сокращать сроки обучения в школах).

Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого школы таковы, что они вообще не зависят от того, дневная ли это форма обучения, или заочная, или удаленная. Если знания, вест учебный материал, вся его дидактическая составляющая оформлены и находятся в формализованном виде, в компьютерах, то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в аудиторию (соответственно оснащенную), то ли находящемуся за пределами учебного заведения пользователю.

идеи, технологии, проблемы и перспективы.

Образовательная система XXI века.

О термине «дистанционное обучение».

Термин «дистанционное обучение» (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как «дистантное образование» (distant education), «дистантное обучение» (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение».

Технологические основы дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось еще в начале XX века. Сегодня заочно можно получить не только высшее образование, но и изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности, используемых в системе дистанционного обучения (СДО) программ и систем доставки информации, позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.

Дистанционное обучение в мире.

Долговременная цель развития СДО в мире – дать возможность каждому обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами.

Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся.

Организационно-методические модели дистанционного обучения (ДО).

Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на ВУЗовские (экзаменационные) требования, предназначалось для студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов. Более того активно внедряется в школьное образование.

Автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета могут служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году университет объединил эти 40 колледжей сетью ДО при теснейшем сотрудничестве с правительством штата и сферой бизнеса.

Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект.

Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

Организационно-технологические модели ДО.

Дешевле ли обучать по Internet?

Эксперты считают, что телекоммуникационное интерактивное преподавание обходится на 20-25% дешевле традиционного. Microsoft считает, что стоимость сетевого обучения может снизиться как минимум вдвое против традиционного, поскольку преподаватель в состоянии давать уроки, находясь в любой точке земного шара; да и особого компьютерного оборудования при этом не требуется.

2.Дистанционное образование в России.

Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы в Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно создание ведущими ВУЗами своих филиалов. Это резко расширяет рынок образовательных услуг и экономит средства вкладываемые в образование, но ведет к ухудшению качества образования, если не внести коррективы в методы образования.
Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:

возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;

невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;

экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов;

отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов.

Разрешение сложившейся проблемы возможно на основании внедрения в сферу образования дистанционного обучения на базе новых информационных технологий и современного подхода к созданию и функционированию учебного процесса. Основные направления такого подхода:

информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;

разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления; лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования;

Методология образования должна поддерживать компьютерные формы обучения, контроля знаний, получения индивидуального задания, моделирования изучаемых процессов, проведения эксперимента, анализа и обработки результатов эксперимента, в том числе и в режиме удаленного доступа.

Приведем один из примеров внедрения системы ДО в Российские ВУЗы.
Южно-Уральский Государственный Университет (ЮУрГУ) крупнейший ВУЗ России в своем составе содержит 30 факультетов, более 100 кафедр, около десятка филиалов в городах Южного Урала и Западной Сибири. В соответствии с принятой концепцией развития ВУЗа как университетского центра создается необходимая система телекоммуникации. Университет имеет выделенные каналы связи почти со всеми филиалами и оптоволоконные линии внутри университетского городка.

Удаленный доступ и мультимедиа в методическом подходе университета трактуется более широко. Мультимедиа не только в понятии компьютер индивидуального пользователя, а это системы подачи информации на прозрачных носителях через видеопроекторы и через мультимедийные крупноформатные видеостенки в поточных аудиториях. Такие видеостенки через корпоративную сеть университета имеет выход на любой сервер университета или в INTERNET и позволяет транслировать телеконференции между корпусами и лабораториями университета и его филиалами без специального резервирования каналов.

Дистанционное обучение (ДО) более приближено к обычному обучению, т.к. кроме классического ДО (кейсовая система и использование компьютерных сетей для выдачи заданий, тестов и программ методик, не требующих специальной техники, выходящей за пределы корпуса компьютера) активно используются физические компьютеризованные лабораторные комплексы с удаленным доступом и имитаторы лабораторных работ. Эти работы нашли свое развитие в нетрадиционных для ДО курсах таких как: “Сопротивление материалов”, “Детали машин и основы конструирования”, “Станки и инструменты”, “Электрические сети и станции”, “Радиолокация” и другие. Элементы видео и аудио сопровождения позволяют создать эффект присутствия и взглянуть в (посмотреть на эксперимент) с нетрадиционной точки зрения. Найден нетрадиционный подход к совершенствованию видеокурсов, как основного компонента «кейсовой» системы классического ДО. С этой целью создан специализированный видео-комплекс со студией нелинейного монажа.

3.Электронный учебник как средство дистанционного обучения.

Как говорилось выше, мы разберем одну из наиболее часто применяемых технологий в ДО и в очном образовании также. А именно, это электронный учебник, наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого ЭУ может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно – это и ПО по предоставлению знаний и по их контролю.

Основные принципы дистанционно­го обучения (ДО): установление интерак­тивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непо­средственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информацион­ной технологии.

Главной проблемой развития дистан­ционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко про­является то обстоятельство, что учащи­еся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предмет­ного содержания обучения.

На смену прежней модели обуче­ния должна прийти новая модель, ос­нованная на следующих положениях: в центре технологии обучения — уча­щийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащие­ся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — со­трудничество.

В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельно­сти и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Я считаю ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного образования, что дис­танционный учебный курс можно полу­чить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традицион­ного очного обучения.

Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов долж­но начинаться с глубокого анализа це­лей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учеб­ной информации, требований к техно­логиям дистанционного обучения с точ­ки зрения обучения конкретным дисцип­линам, корректировки критериев обученности.

Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, ко­торые можно обозначить следующим об­разом:

• стимулирование интеллектуаль­ной активности учащихся с помо­щью определения целей изучения и применения материала, а так­же вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию мате­риала;

• усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого опре­деления ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;

• развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углуб­лением учебных технологий и приемов.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными техно­логиями передачи информации и обще­ния, в первую очередь следует отнести:

• принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;

• принцип связи теории с практикой;

В связи с этими принципами сред­ства учебного назначения, которые ис­пользуются в образовательном процессе ДО, должны обеспечивать возможность:

• индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать про­цесс обучения;

• контролировать обучаемого с ди­агностикой ошибок и обратной связью;

• обеспечить самоконтроль и само­коррекцию учебно-познаватель­ной деятельности учащегося;

• демонстрировать визуальную учебную информацию;

• моделировать и имитировать про­цессы и явления;

• проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в услови­ях виртуальной реальности;

• прививать умение в принятии оптимальных решений;

• повысить интерес к процессу обу­чения;

• передать культуру познания и др. Хотелось бы подчеркнуть особую важность определения целей курса.

Для построения четкого плана кур­са необходимо:

• определить основные цели, уста­навливающие, что учащиеся дол­жны изучить;

• конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны уметь делать;

• спроектировать деятельность уча­щегося, которая позволит достичь целей.

Очень важно добиваться того, что­бы поставленные цели помогали опре­делить, что ожидается от учащихся пос­ле изучения этого курса. Конкретизация целей позволяет дать представление о том, что учащийся в состоянии будет сделать в конце каждого урока. Факти­чески необходима постановка целей для каждого урока курса.

Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельно­сти учащихся и определить, на какой стадии он находится.

Правильно сформулированные цели позволят учащимся:

• настроить мышление на тему обу­чения;

• сфокусировать внимание на наи­более важных проблемах;

• тщательно подготовиться к тес­там, заданиям и другим средствам оценивания.

Деятельность должна быть спроек­тирована в соответствии со сформули­рованными целями.

При планировании и разработке ди­станционных учебных курсов необходи­мо принимать во внимание, что основ­ные три компоненты деятельности пе­дагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО.

Разработанный и реализованный подход к дистанционному обуче­нию заключается в следующем:

перед началом дистанционного обучения производится психоло­гическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуаль­ного подхода к обучению;

учебный материал представлен в структурированном виде, что по­зволяет учащемуся получить сис­тематизированные знания по каж­дой теме;

Содержание предлагаемого к освое­нию курса дистанционного обучение педагогически отработано и системати­зировано и состоит из комплекса психо­логических тестов, программы обу­чения и электронного учебника, который удовлетворяет вышеизложенным принципам.

Первоначально обучающемуся высылаются комплекс психологических тестов и пробный урок. Полученные результаты психологического тестирование обрабатываются и на основе этого строится психологический портрет учащегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия обучения.

Программа обучения — один из наиболее важных видов раздаточных материалов для учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к ней для получения точной и ясной информации. Такое руководство включает в себя:

информацию о системе дистанционного обучения, методах ДО;

биографическую информацию о преподавателе;

технологию построения учебного курса;

критерии окончания обучения;

часы телефонных консультаций;

описание экзаменов, проектов письменных работ;

Электронный учебник, содержит собственно учебные материалы для дистанционного обучения, разделен на не зависимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление об определенной тематической области, и способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем.

Огромное количество фактов, примеров приведенных выше показывают необходимость создания и расширения ДО в России и ее регионах, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества. В данной работе я рассмотрел ДО с педагогической и, кроме того, с технической точек зрения и убедился в важности решения данной проблемы.

Дистанционное образование открывает школьникам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.

Происходящие трансформации в системе школьного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности школ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие школы связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

Сегодня в сфере образования внедряются инновации различного характера, направленности и значимости. Выделяется три основные сферы, требующие инноваций в школе:

структура воспитательно-образовательного и процесса;

содержание воспитательно-образовательного процесса.

Инновационные процессы в сфере образования определяют сущность формирования образовательного учреждения: положительно влияют на качество обучения и воспитания в образовательных учреждениях, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития детей, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.

1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XX I века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.

3. Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. М.: «Дрофа», 1996. – 228 с.

4. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 1997. – 398с.

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

6. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *