технология деятельности метода обучения включает в себя сколько уровней
Деятельностный метод в школе
Какие качества необходимы современному выпускнику?
Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Наша система образования сегодня похожа на пестрое полотно, где есть множество различных концепций, систем, моделей, комплектов и отдельных учебников, в которых предложены способы решения новых образовательных задач. Однако в различных концепциях и системах нередко предлагаются подходы, не согласованные между собой по понятийным основаниям, что приводит к разрыву образовательного пространства.
Практика показала что отсутствие единого дидактического базиса современного образовательного пространства создает большое число проблем, начиная с чисто практических – переход ребенка из одной школы в другую, преемственность в методах работы, реализуемых разными педагогами в одном и том же классе, – вплоть до управленческих проблем оценки качества образования, аттестации учителей, экспертизы работы школ
В последние годы в связи с вариативностью образования остро встала проблема согласования технологии и учебного содержания при переходе от одной образовательной программы к другой как по вертикали, так и по горизонтали. По словам доктора физико-математических наук профессора Г.В. Дорофеева, “с широкой диверсификацией школы, ставшей реальностью, уже не могут не считаться и непосредственные участники учебного процесса – учителя и организаторы школьного образования, – и общество в целом”. Сохранение единого образовательного пространства выдвинуто в качестве одного из основных направлений развития образования в Российской Федерации. Великий педагог К.Д.Ушинский в своих работах указывает правильный маршрут движения: не исключение вариативности посредством выбора одного лучшего учебника или даже комплекта учебников, а свободное развитие всех при условии выработки общих понятийных оснований
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.
Технология деятельностного метода обучения.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Исследование актуальных вопросов обучения было проведено в Ассоциации “Школа 2000. ” и Центре системно-деятельностной педагогики “Школа 2000. ” АПК и ППРО РФ в 2000-2006 гг. В результате был построен предикат учебной деятельности, описывающий процессы формирования деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник школы, в их полноте. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.
Структура уроков ведения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.(Слайд 8 приложения)
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Данная структура урока графически может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности.
Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности.
Мониторинг результатов обучения в новой парадигме.
Изменение целевых ориентиров деятельности системы образования требует изменения форм и средств контроля.
Основными целями электронного приложения к учебникам являются:
1) предоставление учителю объективной экспертной информации об уровне подготовки класса по каждому навыку на основе сравнительного анализа результатов класса и возрастной группы;
2) своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций развития каждого ученика и класса в целом на протяжении всего учебного года, что позволит учителю эффективно управлять учебным процессом, учитывая текущую ситуацию в классе и обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку;
3) устранение негативных моментов в системе отношений между всеми звеньями образовательной системы как внутри школы, так и за ее пределами, вытекающими из рассогласованности критериев оценивания и отсутствия универсальных средств мониторинга успеваемости;
4) включение компьютера в арсенал педагогических средств учителя, что не только усовершенствует всю его дальнейшую деятельность, но и создаст благоприятные условия для реализации программ по широкомасштабной компьютеризации современной школы.
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в общества за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.
Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.
Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века.
Технология деятельностного метода обучения
Технология деятельностного метода обучения включает в себя формирование информации у детей в дошкольных учреждениях с помощью новых методов, на высоком уровне. В тот момент, как русские общеобразовательные школы и ДОУ перешли на ФГОС, преподавание уроков в классах начального образования, презентации на детские темы в садах носят системный, интерактивный, деятельный характер. Данная методика помогает включить детей в познавательный процесс.
Деятельностный метод обучения
Деятельностный метод обучения это организация активного, разностороннего и самостоятельного процесса познания учеников. В таком случае школьник уже не использует знакомую схему: «знаю — не знаю» и «умею — не умею». А переходит на: «пробую — делаю» и «ищу и нахожу».
Получение знаний из книг
Важно! Деятельность — любая работа ученика. Школьник целенаправленно, осмысленно овладевает знаниями. Так проходит вся учебная деятельность: сколько сил и времени заложено в самом начале, настолько результат будет успешен впоследствии.
Шаг 1. Актуализация и фиксация затруднения в действии
Структура деятельностной технологии обучения подразумевает прохождение определенных шагов, которые уместно использовать не только в начальных классах, но и во всех учебных заведениях.
Трудности в обучении
Продуктом в первому шагу служит мотивация к процессу обучения:
Дополнительная информация. Первый шаг — происходит подготовка учащегося к выполнению самостоятельного учебного действия. Также фиксируются индивидуальные затруднения.
Что входит в этот шаг:
Шаг 2. Выявление области и причины проблемы
При прохождении этого этапа ученик должен:
Шаг 3. Выстраивание проекта решения проблемы
Выстраивание успешного проекта решения затруднений подразумевает исполнение следующих пунктов:
Обратите внимание! Все процессом руководит наставник. Сначала ведется активный диалог, затем — побуждение к действию. В конечном итоге, ученик и педагог приходят к исследовательским методикам.
Шаг 4. Реализация проекта
Схема данного шага:
Данная схема необходима при решении исходной задачи, которая вызвала сложность. В завершающем диалоге происходит уточнение общего характера нового знания и фиксируется самопреодоление ранее возникшего затруднения.
Шаг 5. Закрепление путем проговаривания
В технологии деятельностного метода обучения важен этот шаг. Ученик с помощью интеракции в группе, лично или в паре с кем-то решает задачи, используя новый метод действия. Алгоритм решения проговаривается вслух.
Закрепление результата путем проговаривания
Шаг 6. Самопроверка по образцу
На данном шаге применяется индивидуальная работа:
В конце осуществляет рефлексия процесса исполнения построенного плана учебной деятельности и контрольных процедур.
Шаг 7. Включение в систему знаний и повторение
Данный шаг подразумевает применение нового способа действий в качестве промежуточного шага. Педагог подбирает такие задания, где происходит тренировка ранее изученных знаний и последовательное введение новых способов действий. Таким образом, происходит одновременно автоматизация изученных правил и подготовка к внедрению новых.
Дополнительная информация. В итоговом занятии проводится фиксация обновленной программы, которая изучалась на занятии. Затем проводится рефлексия и самооценка учеников собственной учебной активности.
Система дидактических принципов
Классификация принципов дидактики, входящих в систему деятельностного метода обучения:
Творческий процесс в ДОУ
Структура развивающего обучения в ДОУ
Развивающее обучение в доу
Под развивающим обучением в доу подразумевают целостную систему, где все находится во взаимной обусловленности и связи: содержание, методика и тип общения.
Альтернативные активные технологии обучения
Активные технологии обучения — те, где учителю отводится вспомогательная роль. Он лишь направляет и координирует дошкольника.
В активных образовательных технологиях преобладает форма дискуссий. Это экспериментально-практическая работа. Ребенок сам определяет исследовательский предмет, выдвигает пути его изучения, проводит анализ и критический разбор, оценивает и аргументирует проблемы и плюсы.
Так у детей формируются объективное и самостоятельное мышление.
Уроки имеют гибкую структуру с использованием дидактических игр, интенсивной деятельности учащихся, дружный поиск ответов с помощью наблюдений, сравнивания, выяснения закономерностей. Впоследствии дети сами формулируют вывод и результаты.
ТРИЗ технология
ТРИЗ технология — теория решения изобретательских задач — пришла в ДОУ в 1987 г. Она развивает у детей творческое и диалектическое мышление.
Использование триз технологии в ДОУ для старшей группы помогает достичь целей:
В ТРИЗ применяются различные методы и приемы для образования совместной активности.
Каждый учитель для ученика — это новаторский деятель. Он не просто автор, выступающий с очередным докладом, а пример развития, включённый в жизнь образовательного процесса. Поэтому для успешного преподавания недостаточно получить диплом и проходить аттестацию. Нужно обучать на понятном ребенку языке, открывать новые грани педагогики, стимулировать учеников к собственной инициативе.
Консультация для педагогов «Технологии деятельностного метода»
Надежда Викулина
Консультация для педагогов «Технологии деятельностного метода»
Консультация для педагогов «Технологии деятельностного метода«
Составила : Викулина Н. А. г Курган
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Поэтому педагогам необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения. Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон.
Данный подход направлен на развитие каждого ребенка, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.
Есть два способа построения систем:
эмпирический (обобщение имеющегося опыта)
теоретический (разработка на основе понятий).
Понятийный уровень позволяет устранить случайные выводы и интегрировать накопленный потенциал.
Идея простая: в универсуме деятельности выделить те ее виды, которыми должен овладеть выпускник, и построить структуру НОД и дидактические условия его реализации, при которых обеспечивается системное формирование способностей детей к осуществлению выявленных видов деятельности во всей полноте.
Дидактической основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принцепов
1. Принцип психологической комфортности – создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
2. Принцип деятельности – новое знание не дается в готовом виде, а организуется самостоятельное открытие его детьми.
3. Принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим тёмпом за счет организации работы в зоне ближайшего развития возрастной группы.
4. Принцип целостностного представления о мире – при введении нового знанияраскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
5. Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора.
6. Принцип творчества- процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
7. Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Изложенные выше дидактические принципы носят здоровье сберегающий характер и интегрируют современные научные взгляды на организацию развивающего личностно ориентированного обучения и воспитания детей.
В дидактической системе выделяют три основных типа НОД с дошкольниками :
1 открытие нового знания;
Структура НОД всех типов и дидактические задачи каждого этапа НОД являются адаптацией технологии деятельностного метода для детей данного возраста с учетом целей дошкольной подготовки.
Особенностью НОД открытие нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Паралельно с этим тренируются их мыслительные операции, деятельностные способности, внимание, память, речь.
Основные цели НОД данного типа можно сформулировать следующим образом:
сформировать представления о …
тренировать (ту или иную мыслительную операцию, познавательный процесс, деятельностную способность и т. д.)
Структура НОД открытия нового знания имеет следующий вид:
1. Введение в игровую ситуацию- на этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу НОД должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре( «детская»цель)
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации- на этом этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и пониманием его причины
3. Открытие детьми нового – на этом этапе воспитатель используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи и знаково.
5. Итог НОД. В завершении воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи.
На тренировочных НОД акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций,навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. На разных этапах игровой деятельности дети преодолевают индивидуальные затруднения, связанные с тренировкой запланированных воспитателем способов действий, навыков, мыслительных операций. Параллельно с этим идет закрепление материала предыдущих НОД. Поэтому основная цель НОД такого типа – тренировать (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т. д.)Подводя итог тренировочного НОД, важно обратить внимание детей на то, что имеющиеся у них знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.
Методические приемы организации работы, на данном этапе НОД этого типа ничем не отличается от тренировочного НОД, и это не случайно. В игре ребенок чувствует себя раскрепощено, поэтому результаты проверки будут более объективны.
Часть НОД с использованием технологии деятельностного метода («дом» с жильцами из геометрических фигур) Попросить педагогов внимательно рассмотреть дом с тремя этажами и тремя подъездами в которых живут жильцы – геометрические фигуры. Уточнить, какие фигуры живут на 1-ом этаже, 2-ом,3-ем (цвет,уточнить,какие фигуры живут в 1-ом, 2-ом,3-ем подъезде (форма). Жильцы дома пошли на прогулку (убрать геометрические фигуры, затем попросить расселить жильцов в свои квартиры.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не педагога, а детей. Кроме того, при прохождении детьми описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей, выделенных на основе анализа «Онто-схемы мира деятельности».
Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствий с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.
Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.
Семинар «Передача технологии деятельностного метода в обучении для детей дошкольного возраста» План семинара: 1 день. Цель – формулировка обобщенного алгоритма решения практических задач 1. Понимание деятельностного метода в обучении.