технология адаптированного обучения в доу
Использование современных технологий для успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ
В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, внутренней гармонии. Ранний возраст имеет большое значение в развитии человека и служит фундаментальной основой в формировании наиболее важных человеческих способностей и качеств. И насколько благоприятным будет этот период в жизни ребенка, зависит от нас – взрослых, которые его окружают.
В возрасте от двух до трёх лет ребенка впервые приводят в детский сад. Малыш попадает в новую особую среду. Начинается период адаптации ребенка к условиям ДОУ, сопровождающийся изменением привычной обстановки, распорядком дня, расставанием с мамой. Чтобы сделать этот процесс плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы с детьми. В своей работе я расскажу о влиянии современных технологий на процесс адаптации детей к условиям ДОУ.
Известно, что игра является ведущим видом детской деятельности. В период адаптации применение игровых технологий помогает ребенку отвлечься от негативных эмоций, переживаний, снижает тревожность и агрессию. Необходимо помнить, что цель применения данной технологии в этот сложный для ребенка период – не обучение, а налаживание контакта, создание доверительных отношений.
В своей работе я использую тактильные игры
— Различные упражнения с песком, крупой, водой несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, дают простор для экспериментирования, что крайне важно в сложный период адаптации
— подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного время провождения,
-знакомство с произведениями поэзии : пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек, сказок о животных, которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
Позитивно отражается на развитии малышей использование бизиборда. Он способствует снятию эмоционального напряжения, развитию любознательности, проявлению собственной активности. Также служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО:
Быстрому снятию заблокированных эмоций способствует (радости, хорошего настроения, удовольствия) телесно – ориентированная терапия
Здоровьесберегающие технологии оказывают большое влияние на физическое и психическое здоровье детей. Они необходимы для сохранения здоровья ребенка. К данным технологиямотносят различные виды гимнастик: дыхательную, пальчиковую, глазодвигательную; подвижные игры; элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции
Использование музыкотерапии, сказкотирапии в различных режимных моментах, обеспечивает эмоциональный комфорт, ребенок чувствует нежность и заботу, которые исходят от взрослого.
Таким образом, я считаю, что использование современных педагогических технологий в период адаптации детей к условиям ДОУ способствует успешному и гармоничному развитию ребёнка.
Использование современных образовательных технологий в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста В своей педагогической деятельности стремлюсь идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Чтобы обеспечить.
Использование современных технологий и программ для оптимального социально-личностного развития детей дошкольного возраста Семинар для педагогов по теме: «Использование современных технологий и программ для оптимального социально-личностного развития детей дошкольного.
Использование педагогических технологий — путь к успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями Одна из основополагающих задач коррекционной педагогики – успешная социализация детей и интеграция в современное общество. При работе с.
Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.
Использование современных игровых технологий в музыкальном развитии детей раннего и младшего возраста Цель: Актуализировать представления педагогов о влиянии игровых технологий на развитие музыкальных способностей у детей раннего дошкольного.
Использование современных образовательных и воспитательных технологий как условие успешной реализации ФГОС ДО Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию.
Консультация «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста» «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста» Современные педагогические.
О создании условий для успешной адаптации детей раннего возраста Важным условием укрепления физического и психического здоровья ребёнка раннего возраста является обеспечение его психологического благополучия.
Развитие речи детей раннего возраста с применением современных технологий методик «Никакой человек не родится готовым, то есть сформировавшимся, но всякая его жизнь есть ни что иное, как беспрерывно движущееся развитие,.
Влияние современных педагогических технологий на процесс адаптации детей к условиям ДОУ Аннотация: в статье рассмотрены вопросы влияния современных педагогических технологий на процесс адаптации детей к условиям ДОУ. В настоящее.
Методы и приемы адаптивной технологии
Попова Оксана Васильевна
Методы и приемы адаптивной технологии
Адаптивная технология. Методы и приемы
Активная самостоятельная учебная деятельность школьников возможна только при организации процесса обучения, направленного на развитие их личности, и адаптивная технология, на мой взгляд, позволяет такое личностно-ориентированное обучение организовать. Всем известно,что технология-. это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс Антониной Сергеевной Границкой. – профессором института иностранных языков. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем
Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, самопроверки, приемам исследовательской деятельности;
Термин «адаптация» трактуется, как приспособление системы к реальным внешним условиям.
Исходя из такого понимания «адаптации», под адаптивной технологией понимается система, обладающая способностью приспосабливаться к ученикам с разным уровнем успеваемости.
Учебный материал «приспосабливается» к интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферам каждого участника образовательного процесса.
Самостоятельная работа формирует у учащихся индивидуальный стиль и способы выполнения заданий. При коллективной работе все учащиеся должны пользоваться одинаковым способом и укладываться в определенное для всех время. Но одни справляются с заданием быстро, а другие испытывают затруднения и отстают. В процессе самостоятельной работы у ученика формируются навыки работы над собой индивидуальным способом. Если он не знает чего-то, то старается найти решение и выполняет задания своими силами, то есть своим умом и знаниями. Цель самостоятельной работы состоит том, чтобы всех учащихся научить самостоятельно мыслить и выполнять предложенную работу. При составлении заданий для самостоятельной работы необходимо принять во внимание познавательные возможности конкретного ученика и время выполнения задания.С педагогической и дидактической точки зрения можно выделить три типа самостоятельных работ: а) выполнение заданий в рамках изученного учебного материала. Такие задания содержат самые необходимые сведения. Возможно указать источники, откуда можно получить нужную информацию; Русский язык, упражнение выполняем самостоятельно на этапе закрепления материала. Ряд заданий только в рамках упражнения.
б) задания, направленные на углубление имеющихся у учащихся знаний. Такого рода задания требуют от учащихся более серьезного подхода к работе, контроля над собой, умений проводить сравнение, делать выводы, обобщения;
Например,урок литературы в 5 классе: сравнить русскую народную сказку и литературную. Общие и отличительные признаки. Построить таблицу.
в) учебные задания, требующие от учащихся творческого труда. Эти задания вырабатывают умения решать проблемные задачи, самостоятельно подбирать материал, составлять упражнения, писать сочинения.
Во время самостоятельной работы часть учащихся оценивается.
.Схематически это изображается так:
Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает индивидуально
Учащиеся работают самостоятельно
задания развертываются по их количеству. Это помогает осуществлять сплошной контроль результатов всех видов самостоятельной работы.
Комплексный блок контроля включает, наряду с контролем учителя, самоконтроль опосредованный (технические средства контроля, безмашинные контрольные программы, самоконтроль (внутренний) и взаимоконтроль (условно-машинный или свободный).
Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам.
В итоге хотелось бы отметить:
на сегодняшний день понятие «технология» не является общепринятым в традиционной педагогике. Но сколько бы точек зрения не существовало по этому вопросу, главным остается то, что технология-это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения. И если данная технология пробуждает у учащихся интерес к учебе, способствует активизации познавательной деятельности, то ее использование оправдано.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Методы и приемы формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности «Методы и приемы формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» В период дошкольного детства одна из наиболее важных.
Методы и приемы индивидуализированного обучения Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.
Методы и приемы развития и обогащения словаря дошкольника в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы Актуальность темы диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [п. 2.6], где.
Консультация «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста». Подготовила: Овчаренко Марина Леонтьевна.
Методы и приемы для обучения детей составлению описательных рассказов по картине Развитие речи детей одна из актуальных проблем вот уже на протяжении несколько лет. Ведь от развития речи зависит дальнейшая судьба ребенка.
Видео «Методы и приемы развития музыкальности на музыкальных занятиях в ДОУ» » Методы и приемы развития музыкальности на музыкальных занятиях в детском саду» Маслова Светлана Анатольевна ЦРР детский сад №1 » Мечта».
Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Педсовет»Значение театрализованной деятельности у детей в детском саду». Выступление»Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности.
Методическая разработка «Адаптивная технология обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Адаптивная технология обучения»
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока. Среди них автор технологии выделяет следующие :
— при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены;
— при проверке тетрадей – большая трата времени, а ученика интересует оценка;
— безделие учащихся на уроке, притворяются, что слушают, привычка во лжи;
— регулярная самостоятельная работа не проводится;
— низкий уровень контроля результатов деятельности учащихся;
— плохая обратная связь;
— сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию;
— нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока;
— дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки;
— эффективность индивидуальной работы сводится на нет;
— психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всем классом, ставить в сложное положение ученика, вызывающие падение веры в собственные силы;
— нежелательная работа со слабыми учениками после уроков (усиливаются нагрузки, а если ученик больной или у него ослабленной здоровье …);
— ежедневные перегрузки учителя;
— не все выполняют домашнее задание, поэтому трудно вести урок, страх за невыполнение программы, ориентация на среднего, а остальные – слабые, сильные?
Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллект школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе учителя по:
управлению самостоятельной работой всех учащихся;
работе с отдельными школьниками – индивидуально;
осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
максимальному включении. всех в индивидуальную самостоятельную работу;
В самой структуре технологии предусмотрена возможность ее поэтапного внедрения в учебный процесс.
Первый этап технологии начинается с изменения структуры урока. На объяснение нового материала отводится незначительная часть времени (5 – 7 мин.). Затем учитель задает учащимся дифференцированное домашнее задание с комментарием особенностей его выполнения и просит его выполнить в классе.
Сам учитель в это время осуществляет индивидуальную проверку выполненного к данному уроку домашнего задания. Учащиеся работают самостоятельно основное время урока! Учитель наблюдает за работой всех учащихся и работает в это время с отдельными учениками.
Схематически это изображается так:
Учитель обучает всех учащихся;
Учитель работает индивидуально;
Учащиеся работают самостоятельно.
В конце урока учитель обходит всех учащихся, оценивает их достижения, высокие результаты выполнения оценивает вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности.
На первом этапе учитель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Для индивидуальной работы учащихся он готовит многоуровневые задания по объему и степени сложности.
Ученик имеет право самостоятельного выбора задания.
Адаптивная технология позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учащимся дается возможность на каждом последующем уроке продолжать свою деятельность. При этом учитывается влияние индивидуализированных особенностей и условий протекания этой деятельности.
Кроме обучения, в частности объяснений, демонстраций и работы в индивидуальном режиме, учитель осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди.
При такой структуре урока учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем; индивидуально; самостоятельно под его руководством.
Вот один из вариантов структуры урока: учитель работает со всеми (или всем классом), дает самостоятельную работу, в нее включен и контроль, работают индивидуально.
На втором этапе организуется самоконтроль учащихся. При этом экономится время, есть помощь учителю. Учащиеся обмениваются тетрадями в паре или слушают друг друга. У них есть инструкции по проверке и учету ошибок и т.п.
Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, чем достигается надежность системы взаимоконтроля.
В целях максимального использования времени на уроке, для устной самостоятельной работы организуется работа в статических (сидящие за одной партой), динамических (объединяются в группу сидящие за соседними партами, каждый из них работает с каждым) и вариационных парах (вариационная пара включает 4 человека, здесь каждый работает то с одним, то с другим).
Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При организации такой работы учитываются желания учащихся.
Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.
В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий.
Индивидуальная работа может быть организована в двух вариантах:
Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.
Третий этап технологии предусматривает обособленную самостоятельную работу (чтение, письмо, решение задач, выполнение практических и лабораторных заданий) и переход к самоконтролю. Для такой работы создаются многоуровневые программы. В них включены задания с нарастающей степенью сложности, рассчитанные на определенный период времени (четверть). Каждый учащийся вправе решать задания, двигаясь от легких к сложным.
Этот этап связан с переходом к непрерывному управлению при помощи сетевого плана и графика самоучета. Полный переход к адаптивной технологии связан с переходом к непрерывному управлению всей системой работы учащихся при помощи сетевого плана. Сетевой план является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому ученику видеть наглядно все, что он должен выполнить за две недели, за месяц, за четверть. В графике самоучета оперативные задания развертываются по их количеству. Это помогает осуществлять контроль результатов всех видов самостоятельной работы
Комплексный блок контроля включает, наряду с контролем учителя, самоконтроль опосредованный (технические средства контроля, безмашинные контрольный программы), самоконтроль (внутренний) и взаимоконтроль (условно машинный или свободный).
Контроль учета, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам.
В условиях адаптивной системы обучения (АСО) обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.
Адаптивная система в ДОУ
Адаптивная система – система, в основе которой лежит перестройка отношений между педагогами и детьми, система, обеспечивающая учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Требование адаптировать (приспособить, сделать более удобным) процесс обучения и воспитания своими корнями уходит в 1У век, когда Я. А. Коменский провозгласил в качестве одного из основных принципов обучения – принцип природосообразности.
Только гуманная педагогика может решить проблему воспитания мыслящего, творческого, активного, здорового человека. Можем ли мы сказать, что нам удалось решить проблему гуманизации образования? Видимо, нет. До сих пор остается нерешенной проблема разноподготовленности детей на пороге школы. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы “натаскивания” ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревога, снижается (завышается) уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе).
Не может быть гуманной система, которая заставляет ребенка делать, то, что ему не по силам, не соответствует его возможностям на данном этапе развития.Всем известны слова Выготского: «Обучение ведет за собой развитие», но часто цитируют только первую часть фразы,у которой есть продолжение: «…но обучать ребенка можно лишб тому, чему он может научиться». Поэтому внедрение адаптивной системы образования на современном этапе получает статус основополагающей педагогической концепции. В адаптивной системе главной фигурой образовательного процесса, построенного на принципах развивающего обучения, является сам РЕБЕНОК как субъект собственной деятельности. Педагог, пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может руководить личной его деятельностью с целью его дальнейшего развития.
Все, что человек (ребенок) приобретает извне, он пропускает через свое сознание и свою душу. Это особенно актуально на этапе дошкольного и начального образования. Этот этап можно определить как зону общего развития детей на основе образно-эмоционального восприятия, когда формируется первый уровень познавательной деятельности, когда так важно «пробудить душу ребенка».
Главная задача педагога – помочь ребенку получить и освоить опыт старшего поколения, обогатить и развить его. Затруднения или более серьезные проблемы в учебно-воспитательном процессе не могут быть основанием для принижения личности ребенка, проявления неуважения к ней. Педагогическое содействие, поддержка и помощь каждому ребенку – основная функция профессионального педагога.
Индивидуализация предполагает (О. С. Газман):
во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного индивида;
в-третьих, поддержку человека в автономном, духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении, в развитии способности к жизненному самоопределению.
Гуманистическая педагогика заявляет однозначно: должно быть два субъекта одного процесса, которые действуют вместе, параллельно и сообща, которые являются партнерами, составляют союз более опытного с менее опытным, но обладающим преимуществом молодости и восприимчивости.И ни один из них не должен стоять над другим: они должны сотрудничать в процессе воспитания и обучения.
Следовательно, неминуемо должны меняться ценностные ориентации педагога. Приступая к работе в новой системе, педагог должен представлять, что перед ним не просто дети, которых надо воспитывать, а яркие неповторимые индивидуальности, которых он обязан глубоко уважать, ценить.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Дети младшего дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Готовность ребенка к следующей ступени образования определяется уровнем общей и специальной подготовки. Конструктивный уровень готовности в значительной степени зависит от уровня общего развития ребенка,который включает:
состояние физического развития,
резервы физического здоровья,
статус здоровья (группа здоровья,
развитие двигательного интеллекта: двигательные навыки и качества, особенности моторных координаций, физическая работоспособность;
особенности мотивационной сферы,
особенности системы отношений к миру и самому себе,
интеллектуальную (умственную) готовность –овладение средствами познавательной деятельности:
произвольность психических процессов,
развитие мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного, творческого, словесно-логического,
развитие восприятия, памяти, внимания,
развитие речи: структурное, функциональное, когнитивное,
умственная работоспособность и темп учебной деятельности.
Чтобы понять насколько важна готовность ребенка к школе, необходимо знать – что из себя представляет современная школа.
1. Общедоступность. В России все дети имеют отраженное в законе право на образование, которое не является привилегией отдельных слоев населения. Поэтому, обучение в основном ориентировано на «среднего» ученика ни быстрого, ни медленного, ни отличника, ни двоечника, ни девочку, ни мальчика. Все перечисленные группы школьников, как правило, в массовой школе переживают некоторые неудобства.
2. Коллективность обучения. С 18 века знаменитый педагог Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему обучения, и оно утратило индивидуальный характер. Следовательно, большое значение имеет обще эмоциональный климат в коллективе, дружеские связи и соперничество между детьми.
3. Объективность оценивания. Отношения школьников и преподавателей строятся на системе оценок. Нередко ребенок смешивает отношение к нему со стороны учителя и оценку, оценку и реальные успехи.
4. Вербальное обучение. Преподавание опосредовано словом, как подача материала, так и проверка знаний осуществляется в языковой форме. Это означает, что необходимой предпосылкой успешного обучения является богатый словарный запас, умение свободно пересказывать и выражать свои мысли.
Таким образом, в некоторый момент времени ребенок встречается с внешней оценкой в образе начальной школы, которая рассматривает все его жизненные достижения очень узко и строго,а именно: может ли он учиться в тех условиях, которые приняты сегодняшней системой образования, или нет. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению.
Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети б—7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3-х месяцев до 1,5 лет.
Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе?
Во-первых,меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. И если ранее он был «просто ребенком», которого любили и о котором заботились взрослые, го теперь он становится школьником.У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом.Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему себя вести, что и как делать.
Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. Они играют в сюжетные и ролевые игры, фантазируют, придумывают игровые импровизации.
С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: школьники должны «научиться учиться», т. е. запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу.
Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, ребенок играет тогда, когда он хочет играть. Сюжеты для игр он выбирает сам из окружающей жизни. Ребенок действует в соответствии со своим желанием и самостоятельно.
Следует отметить также и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы «навязан» ему сверху, от взрослых. Этот переход общественно задан для ребенка, и — хочет он или не хочет, готов или не готов, — он обязан и вынужден сменить свои занятия, весь «способ жизни».
В-третьих, важным фактором адаптацииребенка к школе выступает его социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Дети, которых с самого начала «не полюбили» учителя начальных классов, впоследствии плохо учатся, агрессивны или не уверены в себе, склонны к асоциальным поступкам.
Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться. Тихий и податливый ученик часто превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя и посредственно.
Семейная ситуация, в которой оказывается ребенок в начале своего обучения в школе, имеет большое значение. Напряженная, эмоционально дискомфортная обстановка отрицательно влияет на самочувствие школьника, что сказывается и на его успеваемости.
В-четвертых, одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. Учитель стремится сформировать некий оптимальный уровень активного ребенка, способствующий хорошему усвоению учебного материала, длительному поддерживанию активного внимания, сосредоточенности, концентрации. Если ребенок характеризуется слабым развитием «комплекса произвольности», он плохо привыкает к школе, имеет низкую успеваемость. Для таких детей идти в школу со временем становится своеобразной «пыткой», и они начинают всячески увиливать от этого, пропускают уроки, придумывают разные болезни.
И последнее. С началом обучения в школе у 67—69%неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети боятся учителя, испытывают страх перед выходом к доске для ответа, они боятся низких отметок, унижения, боятся оказаться несостоятельными (кто-то умнее, а кто-то глупее, опоздать на урок.
Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С детского сада необходимо укреплять психику ребенка, развивать его познавательные способности и эмоционально-волевую сферу, снимать остро невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально отрицательные переживания. Необходимо развивать «комплекс произвольности» — умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.
Игровые методы развивающего и психокоррекционного характера обязательно должны быть введены в детских садах и начальных классах школ. Это требование продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживающего психолого-педагогического «фона» для детей, создания оптимальных условий для успешного развития их мышления и личности.
Начинать развивающую и коррекционную работу никогда не рано и никогда не поздно, но лучше начать как можно раньше. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужна умная и умелая поддержка взрослых.
Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья не должны быть социально изолированными. Они имеют право участвовать.
Проект «Лес как система» Цель проекта педагогической деятельности: систематизация работы воспитателя по формированию представлений о лесе, как системе у детей 5-6.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Система Физкультурно – оздоровительной работы. 1. Диагностика. 2. Система профилактических, оздоровительных мероприятий a) Профилактика.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ Задачи: 1. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Система игр и упражнений ритуала приветствия Система игр и упражнений ритуала приветствия. Цель: Знакомство участников группы друг с другом, запоминание имен, создание позитивного настроя.
Система оценивания образовательных достижений Диагностический инструментарий по образовательным областям 6-7 лет Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1. Внимательно.
Система патриотического воспитания дошкольников Система патриотического воспитания дошкольников в МДОУ «Детский сад № 32 «Золотое зернышко» п. Учебный Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Система работы по ПДД «Безопасный городок» Проблема безопасности на дорогах остаётся актуальной и по сей день. Наиболее беззащитными и уязвимыми, в данной проблеме, всегда остаются.
Система занятий по использованию сказкотерапии в ДОУ В работе с детьми группы риска мною была предложена и апробирована система занятий по методу сказкотерапии с детьми старшего дошкольного.
Макет «Солнечная система» к Дню космонавтики Макет Солнечной Системы, посвященный дню космонавтики. Для изготовления макета солнечной системы вырезали из картона круг, покрасили в.