технологии проблемного обучения исследовательская технология обучения
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
Мы расскажем о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.
Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.
Виды проблемного обучения
Различают три основных вида проблемного обучения.
Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.
Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.
Поиск практического решения
Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.
Приемы создания
Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.
Требования к проблемным ситуациям
Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:
— учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;
— студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;
— между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.
К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.
Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:
Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:
Рекомендуем материал о еще одном виде обучения — перевернутом уроке: «Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение».
Технология проблемного обучения
Юлия Кузьмина
Технология проблемного обучения
Что это такое? Как Вы понимаете?
Есть два определения: что такое проблемное обучение.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, на конструировании дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи(1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.
постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для детей проблемной ситуации;
осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;
постановку педагогом учебно-проблемной задачи;
применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
Быть доступным для детей.
Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
Задания должны быть таковыми, чтобы ребёнок не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного решения проблемы и нахождения неизвестного.
Высокая самостоятельность детей;
Формирование познавательного интереса или личностной мотивации детей;
Активизирует мысль детей, придает ей критичность.
Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам
осознание общей проблемной ситуации;
ее анализ, формулировка конкретной проблемы;
решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);
проверка правильности решения проблемы.
введение в систему знаний.
постановка проблемы;
выдвижение гипотез, предположений;
введение в систему знаний.
Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая карта. Технологической картой чётко определена деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.
деятельности по проблемному обучению дошкольников
На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.
Проблемное изложение;
Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения воспитателем фактов, их описание и объяснения.
Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений воспитателя ребёнком с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
Метод эвристических заданий. Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не воспитателем, при участии детей, а самими детьми под руководством и с помощью воспитателя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.
Метод исследовательских заданий. Организуется воспитателем путем постановки перед детьми теоретических и практических исследовательских заданий, имеющие высокий уровень проблемности. Ребёнок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: эксперименты, экскурсия и сбор фактов, беседы, подготовка доклада, конструирование.
Практическая деятельность (12 – 15 слайд)
Иногда воспитателю бывает необходимо самому найти выход из такой ситуации, когда нужно сделать выбор.
Предложите выполнить более легкий вариант.
Попросите назвать, одним словом все предметы.
Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.
Повторно читаете задачу.
Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.
Какое свойство мышления формируют у детей такие вопросы:
Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду.
Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.
Активизирует непроизвольное внимание
Повышает интерес к обучению
Расширяет возможности работы с наглядным материалом
Способствует достижению поставленных целей
С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы. Использование компьютера для обученияи развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на: непосредственное и опосредованное.
Использование глобальной сети Интернет
Использование компьютера для ведения документации
Использование глобальной сети Интернет.
Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
Это дополнительная информация, которой по каким – либо причинам нет в печатном издании.
Это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.
Использование Интернет – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей и любые фотографии и иллюстрации для занятий
Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер может оказать неоценимую услугу воспитателям и специалистам ДОУ по составлению планов, конспектов с помощью программ – организаторов.
Использование развивающих компьютерных программ
Использование мультимедийных презентаций
Использование развивающих компьютерных программ.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Например – чтение художественной литературы – сказка В. Бианки «Чей нос лучше?».
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.
Технология проблемного обучения. Исследовательская технология обучения
Технология проблемного обучения является одним из наиболее эффективных средств активизации учебно-познавательной деятельности. В истории педагогики проблемное обучение называли то сократическим, то эвристическим, то собственно проблемным (проблемно-эвристическим). Известно, что древнегреческий философ Сократ (ок. 470—399 до н. э.) вел беседы со своими учениками по вопросам нравственности. Используя наводящие вопросы, Сократ обсуждал с учащимися те или иные проблемы. Идеи проблемного обучения особенно интенсивно развивались и распространялись в образовательной практике XX века. В зарубежной педагогике концепцию проблемного обучения развивал американский педагог Дж. Дьюи (1859—1952), утверждавший, что мышление есть решение проблем. Он полагал, что учебный процесс должен строиться по схеме мышления: возникновение проблемной ситуации — анализ данных — выдвижение гипотезы — ее проверка.
В 1913 году Б. Е. Райков ввел термин «исследовательский метод». Исследовательские методы были популярны в нашей стране в 20-е годы прошлого века. Затем проблемное обучение практически не применялось. И только в 60-е годы теория проблемного обучения начинает активно разрабатываться психологами и дидактами (А. М. Матюшкин, М И. Махмутов, 3. И. Калмыкова и другие).
Проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций; осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющего их деятельность. Этот вид обучения способствует формированию у учащихся необходимой системы знаний, умений и навыков; достижению высокого уровня развития школьников, развития их способности к самообучению и самовоспитанию: формированию особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся.
Для того чтобы охарактеризовать проблемное обучение, необходимо определить понятия: «проблемная ситуация», «проблема», «проблемная задача». Проблемная ситуация с позиции учителя — это особая организация учебного процесса с помощью постановки вопросов, активизирующих действий и других методических приемов учителя, подчеркивающих противоречия, важность, новизну и другие отличительные свойства объекта познания. Проблемная ситуация с позиции ученика — определенное психическое состояние, интеллектуальное затруднение субъекта, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готового решения и которое требует усвоения новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация — это противоречие (конфликт) между знанием (прошлым опытом) и незнанием, как объяснить новые явления. Данное противоречие является условием возникновения познавательной потребности. Проблемная ситуация предполагает также интеллектуальные возможности учащегося к «открытию» нового. Для того чтобы ученик принял ту или иную проблемную ситуацию к разрешению, необходимо, во-первых, чтобы проблемная ситуация представляла для ученика интерес, а во-вторых, чтобы он чувствовал, что разрешение возникшего противоречия ему по силам.
Проблема — проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него знания, практический опыт и т. п. Проблемная задача есть проблема, принятая к решению и оформленная словесно так,что известное отделено от неизвестного. В процессе решения проблемной задачи и происходит приобретение и усвоение недостающих знаний. Проблемная задача всегда является нестандартной, поисковой, так как не имеет готового алгоритма решения.
Применяются разные методические приемы создания проблемных ситуаций:
· Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос
· Побуждение к теоретическому объяснению явлений, фактов, подведение к противоречию между ними
· Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении практических заданий
· Побуждение к предварительному обобщению фактов
· Создание эффекта неожиданности или несоответствия, ознакомление с фактами, которые якобы невозможно объяснить
· Переформулировка задачи или вопроса
· Предложение конструкторских, исследовательских заданий
· Организация межпредметных связей
Формами выражения учебной проблемы наряду с проблемной задачей являются проблемный вопрос и проблемное задание. В отличие от информационного вопроса (задается с целью получения знаний, известных ученику, в виде ответа) проблемный вопрос вызывает у учащихся интеллектуальное затруднение, так как у них нет готовой информации для ответа. В таком вопросе скрыто противоречие, он предполагает возможность неоднозначного ответа. Знание становится проблемным, если его выполнение требует сложной поисковой или творческой познавательной деятельности (изобретательство, эксперимент, сочинительство и т. п.).
По существующим видам творчества ученый-педагог М. И. Махмутов выделил три вида проблемного обучения (см. схему 45).
Виды проблемного обучения
Научное творчество — теоретическое исследование, в ходе которого осуществляется поиск, открытие учащимися нового закона, доказательства, правила; ставятся и решаются теоретические учебные проблемы
Практическое творчество — поиск практического решения проблемы, способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение, то есть постановка и решение практических учебных проблем
Художественное творчество — художественное отображение действительности на основе творческого воображения (рисование, игра, музицирование и т. п.)
Все виды проблемного обучения характеризуются не только наличием поиска и решения проблемы, но и со|четанием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащихся с преобладанием одной из них. Последнее обстоятельство определяет тот или иной уровень проблемного обучения. Основными уровнями проблемного обучения и одновременно путями его реализации являются: проблемное изложение материала преподавателем, частично-поисковая деятельность учащихся, исследовательская деятельность учащихся.
Уровни проблемного обучения
Проблемное изложение материала. Учитель сам предлагает проблему, формулирует проблемную задачу и излагает пути ее решения, показывает результат. Проблема излагается и решается не в виде готовых знаний, а как поиск научной истины. Ученики при этом выдвигают свои предположения, формируют свое отношение к изучаемому материалу
Частично-поисковая деятельность учащихся. Учащиеся частично вовлекаются учителем в процесс решения проблемы. Проблему ставит и формулирует учитель, а ученики под его руководством ее решают. Они формулируют и оценивают гипотезы, предлагают методы решения задач, делают выводы из проведенных опытов и т. п.
Исследовательская деятельность учащихся. Предполагает наивысшую активность учащихся в процессе обучения. Роль педагога сводится или только к постановке проблемы, или к общей организации и руководству (контролю). Ученики сами осознают проблему, формулируют и решают ее. Они самостоятельно проходят все этапы исследования: наблюдения, опыты, выдвижение и проверка гипотез, работа с теоретическими источниками, моделирование, статистические методы, логические рассуждения и выводы
В педагогической литературе обобщен опыт организации проблемного обучения и сформулированы технологические требования к его осуществлению (И. А. Ильницкая).
Так, планируя проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить его возможность и дидактическую целесообразность. При этом учитывается специфика содержания изучаемого материала, его сложность. Кроме того, важно выявить уровень знаний учащихся по изучаемой теме, уровень интеллектуального развития. Затем разрабатывается система конкретных заданий, с помощью которых учитель сможет создать проблемную ситуацию, а учащиеся, соответственно, смогут обнаружить противоречие на пути движения от незнания к знанию.
Проблемное обучение активизирует и развивает мышление (логику, диалектику, творчество), другие познавательные процессы, учебно-познавательную деятельность учащихся в целом; развивает самостоятельность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; вызывает учащихся интеллектуальные чувства, формирует познавательные интересы; обеспечивает прочность приобретаемых знаний, способствует превращению знаний в убеждения.
Вместе с тем существуют ограничения в применении технологии проблемного обучения, обусловленные следующими обстоятельствами:
· Применение технологии проблемного обучения требует от учителя определенных знаний, педагогического мастерства, творчества.
· Проблемное обучение предполагает в качестве своего содержания материал высокого уровня значимости, допускающий неоднозначные, альтернативные подходы, толкования и оценки.
· Проблемное обучение приемлемо тогда, когда у учащихся имеется необходимый уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области.
· Проектирование и реализация проблемного обучения требует значительных временных затрат.
Технология проблемного обучения реализуется на практике как самостоятельная, автономная или как проникающая, органичная часть других технологий обучения (игровых технологий, технологий кооперативного, проектного обучения и др.).
Исследовательская технология обучения или технология обучения как учебного исследования (М. В. Кларин) может рассматриваться как вариант технологии проблемного обучения или как самостоятельная технология, которая находится в тесной взаимосвязи и одной группе педагогических технологий с проблемным и эвристическим обучением. Исследовательская технология обучения — система действий педагога по организации учебно-познавательной деятельности путем постановки и самостоятельного творческого решения учащимися познавательных и практических задач, в ходе которого учащиеся проходят все или большинство этапов исследования
Д. Г. Левитес, обобщив теорию и практику реализации исследовательского подхода к обучению, предложил алгоритм обучения как учебного исследования.
Важнейшим условием реализации исследовательской технологии обучения является подготовка учащихся к исследовательской деятельности. В этом плане представляет интерес методика поэлементного обучения исследованию через систему фрагментарных учебно-исследовательских заданий (практикумов) (по И. 3. Гликману):
· подбор литературы по теме занятия или для рефератов и докладов;
· чтение отрывков из научной литературы с критическим анализом текста и предложением своих вариантов решения проблем, отличных от авторского;
· дискуссии по проблемным, слабо разработанным в науке темам;
· планирование ответа на учебный вопрос, составление плана выступления;
· конспектирование научной статьи или параграфа книги;
· разработка целей, задач, плана предстоящего исследования;
· разработка, оценка, защита гипотез;
· «мозговой штурм», посвященный решению той или иной научной или практической проблемы, как вариант исследовательской игры;
· научное наблюдение во время урока (семинара) или во внеурочное время с отчетом на следующем уроке (семинаре);
· научный опрос (беседа, интервьюирование, анкетирование и т. п.), анализ его результатов; а подготовка и проведение тестирования и шкалирования.
· подготовка, планирование эксперимента;
· теоретическое осмысливание собранного эмпирического и теоретического материала;
· составление таблиц и схем;
· иллюстрирование научных текстов (значки, символы, рисунки, фотоснимки и т. д.);
· выполнение целостного пробного исследования (сокращаются сроки исследования, упрощается оформление результатов);
· оформление результатов исследований;
· научное сообщение по одному-двум литературным источникам (мини-реферат).
Реализуя систему приведенных выше заданий, педагог постепенно будет включать учащихся в исследовательскую деятельность. Исследовательская технология обучения применима на всех ступенях обучения с учетом возрастных возможностей и уровня подготовленности учащихся.
Игровые технологии
Игра есть вид непродуктивной деятельности человека в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта. В процессе игровой деятельности складывается и совершенствуется управление поведением человека (Д. Б. Эльконин).
Игра педагогическая — деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми предметами в воображаемой или реальной ситуации, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания и обучения. В современной школе игровая деятельность используется как самостоятельная технология изучения понятия, темы или раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его этапа; как технология внеклассной воспитательной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом. Знание функций и классификации педагогических игр помогут учителю определить место и роль игровой технологии в педагогическом процессе.
Игровая деятельность призвана выполнять следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, терапевтическую (связана с преодолением трудностей), диагностическую, коррекционную, социализации.
Существуют различные классификации педагогических игр.
Во-первых, по виду деятельности игры делятся на физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
Во-вторых, по характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
В-третьих, на основе игровой среды различаются следующие игры: игры с предметами, настольные, комнатные, игры на местности, компьютерные, игры с ТСО и др.
В-четвертых, по характеру игровой методики выделяются операционные, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные игры и игры-драматизации. Рассмотрим более детально данную классификацию как представляющую особый интерес и значимость с методической точки зрения.
Операционные игры. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций: методики написания сочинения (игра «Журналист»), решения задач (игра «Инженер-конструктор»), ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс.
Имитационные игры. На занятиях в процессе игры имитируются 1) деятельность какой-либо организации или предприятия; 2) события или конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет, улица, жилое помещение и т.д.). Сценарий имитационной игры включает содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Сюжетно-ролевые игры. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения подобных игр с использованием ролей разрабатывается модель ситуации (сюжет), между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
Игра-драматизация. Представляет собой социально-психологический «театр». Предполагает обыгрывание поведения человека в определенной социальной ситуации. Направлена на формирование у учащихся умений чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать обстановку и ориентироваться в различных жизненных ситуациях, влиять на потребности, интересы и деятельность людей.
Деловая игра. Технология включает следующие этапы. Этап подготовки (разработка сценария, ввод в игру – постановка проблемы и выбор ситуации); этап проведения (процесс игры); этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, а также реальных затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.
Психологические механизмы игровой деятельности основываются на фундаментальных потребностях личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Содержание игр развивается с возрастом ребенка от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и затем к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. Игровая технология реализуется в процессе обучения (на уроке) при помощи игровых приемов и ситуаций, которые стимулируют учащихся к учебной деятельности. Пути реализации игровой технологии на уроке: цели ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, для чего, например, вводится элемент соревнования; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. В младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие развитию связной речи, словарного запаса, числовых представлений, памяти, внимания, мышления, воспитанию нравственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе учения наряду с дидактическими играми применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Технология организации и проведения дидактической игры проектируется с учетом принципов добровольности, соревновательности, занимательности, коллективности, эмоциональности, удовлетворения потребности в самореализации, следования установленным правилам.
ТЕХНОЛОГИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1. Подготовительный этап А. Разработка игры | ||||
Постановка дидактической цели | —> | Разработка сценария игры | —> | Подготовка материального обеспечения |
Б. Введение учащихся в игру | ||||
Постановка цели | Ознакомление с правилами игры | Распределение ролей | Комплектование групп |
Анализ хода и результатов игры. Подведение итогов | |||
Вывод учеников на основе игры | Анализ и оценивание работы | Формулировка выводов | Выработка рекомендаций |
Особенность деловых игр заключается в том, что в них на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения: выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и затем имитируется его реализация на практике. Виды деловых игр: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные, комплексные.
В процессе обучения находят применение именно деловые учебные игры. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Деловая игра на уроке может включать следующие этапы: знакомство с реальной ситуацией; построение имитационной модели; постановка главной задачи командам (группам и т. п.), уточнение их роли в игре; создание игровой проблемной ситуации; вычленение теоретического материала, необходимого для решения проблемы; разрешение проблемы; обсуждение и проверка полученных результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.
Операционные игры направлены на развитие каких-либо умений (операций), например, умений писать, вести дискуссии, решать задачи.
Название интерактивных методов педагогического процесса происходит от психологического термина «интеракция», что означает взаимодействие, которое при этом понимается как непосредственная межличностная коммуникация участников.
Исследователи (С. С. Кашлев и другие) определяют интерактивные методы педагогического процесса как способы целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий своего обучения и воспитания.
В зависимости от ведущих функций интерактивные методы педагогического процесса подразделяются методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы обмена деятельностями; методы мыследеятельности; методы смыслотворчества; методы рефлексивной деятельности; интерактивные игры.