технологии обучения в педагогике таблица
Современные педагогические технологии
Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий
Название
Цель
Механизм реализации
Сущность
технологии
личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений.
По мнению Е.С.Полат [5, c.65-67], «проблема педагогических технологий – это проблема перехода от теории обучения, к ее методическим разработкам, системе педагогической деятельности, поскольку в построении педагогической технологии отражены все основные структуры процесса обучения, начиная от постановки цели, завершая диагностикой полученных результатов».
Таким образом, эффективность реализации педагогических технологий во многом зависит от выстроенной системы, в которой отражена взаимосвязь признаков педагогической технологии и показателей их реализации.
Эффективность реализации современных педагогических технологий можно определить посредством ряда критериев, которые необходимо проверить в ходе экспериментальной работы.
В.П.Беспалько утверждал, что отсутствуют «критерии для оценки эффективности дидактического процесса в целом» [1, с.115]. Современное общество, мир выдвигают особые требования к качеству образования, которое получают в школе.
В связи с этим эффективность педагогической технологии может быть оценена по следующим критериям:
Перечисленные выше критерии не затрагивают всех аспектов оценивания эффективности применения педагогической технологии, вместе с тем они могут служить критерием оценки эффективности не только педагогической технологии, но и традиционного урока.
Проведенный анализ позволил нам сформулировать критерии эффективности реализации педагогических технологий:
Для проверки и эффективности реализации педагогических технологий, необходимо определить показатели и индикаторы описанных выше критериев.
В таблице 2 представлены критерии эффективности педагогических технологий, показатели их эффективности, а также индикаторы, позволяющими утверждать о том, что определенный критерий действительно влияет на эффективность реализации той или иной педагогической технологии.
Таблица 2 – Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий
Критерий
эффективности
Показатели
эффективности
Индикаторы
— умение педагога находить их взаимосвязь с классическими педагогическими технологиями.
— участие в семинарах, вебинарах, круглых столах по обмену опытом с коллегами
Творческая доработка и преобразование СПТ
— наличие патентов на изобретения педагога
Создание ситуации успеха у учащихся в процессе использования СПТ
— мотивирование обучающихся на успешное решение поставленных перед ними задач
— увеличение числа участников конкурсного движения среди учащихся, их побед в конкурсах различных уровней
Взаимосвязь компонентов технологии
Технология как фактор саморазвития участников образовательного процесса
развитие личности обучающихся, их познавательных способностей
Позитивные изменения в состоянии учащихся
— повышение уровня мотивации к деятельности (увеличение количества участников и победителей олимпиад, НПК по предмету и т.д.)
— повышение уровня психологического комфорта на уроке (анкетирование);
— укрепление здоровья учащихся (отзывы родителей, отчеты школьного врача)
Следует отметить, что указанные критерии не охватывают всего разнообразия педагогических технологий, однако, как мы предполагаем, позволяют оценить эффективность реализации ряда современных педагогических технологий на современном этапе модернизации российского образования.
Таблица классификаций педагогических технологий
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Группа педагогических технологий
Объяснительно-иллюстративные технологии обучения
П.Т. на основе личностной ориентации педагогического процесса
Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам
Технология индивидуализации обучения
И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков
Коллективный способ обучения
А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
«Экология и диалектика»
Технологии на основе дидактического усовер-шенствования и реконструирования материала
В.С. Библер, С.Ю. Курганов
Укрупнение дидактических единиц
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий
П.Я. Гальперин, М.Б. Волович
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
Технология обучения математике на основе решения задач Р
ПТ на основе системы эффективных уроков
Система поэтапного обучения физике
Технология свободного труда
Природосообразное воспитание грамотности
Система развивающего обучения
Технологии развивающего обучения
Технология развивающего обучения
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер
Личностно ориентированное развивающее обучение
Технология саморазвивающего обучения
Школа адаптирующей педагогики
Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде
Технологии авторских школ
Модель «Русская школа»
М. Щетинин; И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина и др.
«Школа Завтрашнего Дня»
2. Образовательных технологий
Группа образовательных технологий
Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения)
Дидактические принципы Я.А. Коменского
Технология разноуровневого обучения
Технология модульного обучения
Системный подход, синергетический подход, деятельностный подход, индивидуализация обучения
Технологии развивающего обучения
Технология проблемного обучения
Технология проблемно-модульного обучения
Технология организации обучения в форме педагогических мастерских
П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др
Технология проектного обучения
Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрик, Э. Коллинз
Технология развития критического мышления учащихся.
Д. Халперн, Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др
Технология учебной дискуссии
Технология учебной деловой игры
Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении (А.А. Вербицкий)
Личностно ориентированные технологии обучения
А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Номер материала: ДВ-080789
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Таблица «Классификация педагогических технологий»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Образовательная технология — система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
— традиционные ( объяснительно-иллюстративное (репродуктивное);
На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Технология модульного обучения
Технология проблемного обучения
Технология формирующей оценки
Технология уровневой дифференциации
Технология свободного труда
Технология проектного обучения
Технология тьюторского сопровождения
Технология сбережения и укрепления здоровья
Технология обучения детей с признаками одаренности
Технологии развивающего обучения
Личностно-ориентированное развивающее обучение
Технология развивающего обучения
Технология саморазвивающего обучения
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДВ-141277
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Таблица «Основные технологии обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ)
Технология проблемного обучения (ТПО)
Технология развивающего обучения (ТРО)
Технология интерактивного обучения (группового сотрудничества). ТИО
Технология личностно-ориентированного образования (ТЛОО)
Формирование (развитие) критического мышления
Формирование (развитие) творческого мышления
Формирование (развитие) теоретического (образного) мышления
Формирование (развитие) коммуникативных способностей личности
Формирование (развитие) всесторонней гармоничной личности
Регулятивные и познавательные УУД
Личностные и регулятивные УУД
Основной вид деятельности
Коллективно-распределительная продуктивная деятельность
Критическое мышление – это мышление, стремящееся к познанию истины.
— любая информация является не конечной, а отправным пунктом познания;
— стремление к убедительной аргументации;
— склонность к диалоговому общению
Обучение через решение проблем – это является самостоятельной педагогической задачей. Знания не даются в готовом виде, а добываются и открываются в ходе поисково-исследовательской деятельности
Знаний не даются в готовом виде. Обучение на высоком уровне сложности. Логика обучения от общего к частному. Осознание способов образовательной деятельности. Формирование базовых понятий. Стимулирование особой формы активности, направленной на изменение себя как субъекта учения
— обучение через организацию общения;
— изменение мизансцены урока;
— соблюдение дистанции и позиции общения;
— последовательное обучение процедурам взаимодействия;
— успех группы зависит от вклада каждого;
— итог работы общий продукт
Личность – цель, ценность и результат образования. Опора на субъектный опыт обучающегося. Приоритет личностных знаний. Принцип субъектности обучения. Принцип свободы выбора. Принцип центрации обучения на формирование ценностных ориентаций. Знание не цель, а средство воспитания и развития личности
Стадия «Вызов»: чего мы знаем и чего не знаем.
Стадия «Осмысление»: где мы об этом можем узнать?
Стадия «Рефлексия»: что же мы теперь знаем?
Проблемная ситуация (проблема) гипотеза определение путей и способов поиск фактов анализ фактов выводы новые знания или новый способ
Постановка учебной задачи.
УПД учебная задача способ деятельности осуществление деятельности самоконтроль самооценка
Организация группы заранее.
Вводный – ввести в тему, определить задачи и направление деятельности.
Обучающий – обучение друг друга.
Заключительный – демонстрация готового общего продукта
Субъектный опыт учебная задача ситуация личностная рефлексия
Чтение текста с маркировкой (инсерт).
Вводная и аналитическая беседа.
Создание проблемной ситуации. Проблемное изложение. Частично поисковый и исследовательский
Моделирование, проектирование. Практическая работа. Исследовательский.
Коллективная или межгрупповая дискуссия, внутригрупповая дискуссия, практическая работа, демонстрация
Вводная беседа, дискуссии, диспуты, рождающиеся во время игры, игровое моделирование, анализ и решение ситуаций морального выбора
Кластер, логические цепочки, учебный текст, «толстые» и «тонкие» вопросы, синквейн ( 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)).
Проблемный вопрос, проблемная задача, проблемно-познавательное задание, эксперимент
Средства окружающего мира. Приемы умственной деятельности: сравнение, анализ, синтез…
Рабочая папка. Проблемный вопрос, ситуационные задачи. Продукт деятельности (коллаж, кластер (сложная схема), эссе и т.д.)
Учебная задача (ребенок должен осмысливать), ситуация выбора, сопереживание, оценки, проблемная ситуация, разноуровневые задания, задания на самооценку, на целеполагания, творческие задания
Парная, индивидуальная, коллективная, групповая, фронтальная. Урок – исследование, урок – практическая работа
Групповая, парная, урок-игра, урок-дискуссия, урок-диспут, урок-суд
Сочетание разнообразных форм, нетрадиционные формы урока
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДВ-360107
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
- технологии обучения в начальной школе список
- технологии обучения в профессиональной деятельности учителя