технологии обучения в начальной школе по фгос перечислить
«Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Использование современных технологий обучения
в начальной школе в процессе реализации ФГОС».
кто понимает и чувствует, как ребенок учится,
как проходит его становление».
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)
Для того чтобы применять инновационные технологии в своей педагогической деятельности у меня возникла необходимость сначала их изучить. Что же такое технология?
Как пишет В. А. Сластёнин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическую технологию) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.
Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.
Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
технологии, основанные на создании учебных ситуаций
технологии, основанные на реализации проектной деятельности
технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.
В своей работе я использую следующие технологии: технологию критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного обучения, технологию “Портфолио”. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.
1. Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.
3. Технология критического мышления.
приём «Чтение с остановками»;
приём «Корзина идей»;
приём «Составление синквейнов»;
приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;
написание творческих работ;
Эти приемы использую на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
4. Здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
5. Технологии дифференцированного обучения.
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.
6. Технология “Портфолио”.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио». Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания «Портфолио» использую для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Введение технологии «Портфолио» даёт положительные результаты.
В первом классе, когда дети только начинают работать над составлением «Портфолио», без помощи родителей обойтись просто невозможно. Весь год мы трудимся над сбором материалов для его создания. Дети выбирают самые удачные творческие работы. С удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня, а затем в разделе «Мои достижения» размещают грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости.
В конце учебного года традиционно проходит классный час на тему «Перелистывая страницы учебного года» (анализ учебных достижений). По желанию ребята представляют своё «Портфолио».
7. Информационно – коммуникационные технологии.
В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты.
Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:
мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки литературного чтения» для 1-4 классов;
дистанционные олимпиады и конкурсы;
уроки на основе авторских компьютерных презентаций;
виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.
Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 120 с.
Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски? Технология творчества. // БШ №12, 2001
Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114
«Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление на ШМО учителей начальных классов
« Современные образовательные технологии в начальной школе
учитель начальных классов
Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения образование требует инновационных подходов в организации учебного процесса .
В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии, или технологии обучения (в отличие от традиционно выделяемых педагогической, методической и дидактической систем).
Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в конце 60-х годов, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников. В настоящее время оно прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
«Педагогическая технология – это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т. Лихачев).
«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
Само слово «технология» происходит от греческих techne – искусство, мастерство и logos – наука, закон. Следовательно, дословно « технология» – наука о мастерстве. Основные характерные признаки любой технологии: является процессуальной категорией; может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов. Таким образом, технологию отличает наличие жестко определенной системы предписаний, гарантированно ведущих к цели; воспроизводимость технологии; измеримость и гарантированность результата.
Признаки, присущие педагогической технологии :
Концептуальность (научная база): каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, научное обоснование достижения образовательных целей.
Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса; взаимосвязью всех его частей; целостностью. Диагностическое целеобразование и результативность – гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения.
Управляемость: возможность диагностичного целеполагания; планирования; проектирования процесса обучения; поэтапной диагностики; варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность по результатам и оптимальность по затратам, гарантированность достижения запланированных результатов обучения в сжатые сроки.
Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемостъ, целостность, управляемость) – возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Корректируемостъ – возможность постоянной оперативной обратной связи.
В современной педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения.
Классификация педагогических технологий
Педагогические технологии можно классифицировать по разным критериям Критерии классификации педагогических технологий
Характер содержания образования− светские и религиозные, обучающие и воспитывающие, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические
Категория обучающихся − массовая школа; продвинутый уровень (лицеи, гимназии и т.д.); компенсирующее обучение (классы коррекции, поддержки, выравнивания); работа с трудными и одаренными детьми в рамках массовой школы
Длительность применения −дисциплина, тема, модуль, урок
Организация учебной деятельности Классно-урочная система (дидахография); современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами; групповые и дифференцированные способы обучения и др.
Отношение к ребенку− авторитарная; личностно-ориентированная; технология сотрудничества и т.д.
Научная концепция усвоения знаний теория формирования понятий (Богоявленская, Менчинская и др.); теория гештальта; теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина); суггестивная теория (обучение на основе эмоционального внушения, приводящее к сверхзапоминанию); теория содержательного обобщения В.В. Давыдова и т.д. Из наиболее распространенных в российской педагогической практике можно выделить следующие технологии:
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии.
Современные образовательные технологии способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.
В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развивающего обучения
Технология интегрированного обучения
Технологии уровневой дифференциации
Традиционные технологии (классно-урочная система)
Остановлюсь на некоторых из них.
Технология развития критического мышления.
Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Организация работы учащихся с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.) позволяет развивать критическое мышление – самостоятельное целеполагание, рефлексия, коллективная, парная и индивидуальная работа на уроке. Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в приобретении знания, а также сам процесс, методы и приемы.
Основные методические приемы развития критического мышления
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
8. Приём «Корзина идей»
9. Приём «Составление синквейнов»
10. Метод контрольных вопросов
11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»
15. Приём «Чтение с остановками»
16. Приём « Взаимоопрос»
17. Приём «Перепутанные логические цепочки»
18. Приём « Перекрёстная дискуссия»
Технология проектного обучения – педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2.учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
4.развивают у себя исследовательские умения;
5.развивают системное мышление.
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация- продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
2. Формулирование цели и задач деятельности.
3. Составление плана и программы.
4. Выполнение плана.
5. Презентация готового продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Технология развивающего обучения.
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.
Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития. Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых разрешить ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.
намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного
мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
· место и длительность применения ТСО;
· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
— работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
— проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
— целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшению психологического климата в детских коллективах; приобщению родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышению концентрации внимания, снижению показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.