техническое задание на услуги обучения пример

Составляем техническое задание на обучение по охране труда

Техническое задание на обучение по охране труда — это документ, в котором описываются технические, функциональные и иные требования заказчика к образовательной услуге. Техзадание публикуют в составе извещения о торгах как неотъемлемую часть закупочной документации.

Скачать образец технического задания на обучение по птм
Скачать техзадание на обучение сотрудников горнодобывающего сектора
Скачать техзадание на обучение по электробезопасности, 4-я группа

Структура технического задания

Перед публикацией извещения о закупке необходимо подготовить закупочную документацию и проект контракта. В составе документации на приобретение образовательных услуг оформляют и техническое задание на обучение персонала — описательную часть, в которой подробно указывают ожидаемые характеристики услуги.

Порядок описания объекта закупки регулируется в статье 33 44-ФЗ. Структура техзадания зависит от конкретного заказа, но есть и общие требования к технической документации. В этой части описания заказчик определяет основные функциональные характеристики и особенности объекта торгов (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы составить техническое задание без ошибок и нарушений.

техническое задание на услуги обучения пример. Смотреть фото техническое задание на услуги обучения пример. Смотреть картинку техническое задание на услуги обучения пример. Картинка про техническое задание на услуги обучения пример. Фото техническое задание на услуги обучения пример

Алгоритм составления

Правила составления техзадания напрямую зависят от объекта торгов. Если составляете техническое задание на курсы повышения квалификации, обязательно отразите цель заказа, порядок и место проведения занятий, количество часов обучения и другие важные параметры.

Инструкция, как составить техзадание:

Образец

Это — пример техзадания на обучение по ПТМ:

на оказание образовательных услуг для нужд ГБУ «Идеальный заказчик»

Описание услуги (подробный перечень действий, входящих в состав услуги, позволяющих максимально возможно достичь поставленной цели)

Количественный показатель объема услуги

Услуги по обучению руководителей по пожарно-техническому минимуму

1.1. Предметом настоящего технического задания является заключение Контракта с лицензированной организацией (далее — Исполнитель) на оказание услуг по обучению и аттестации руководителей и специалистов по нормативным документам.

1.3. Количество часов обучения должно составлять не менее 11.

2. Место оказания услуг

2.1. г. Идеальный, ул. Идеальная, д. 1.

2.2. Обучение дистанционное.

3. Срок оказания услуг

3.1. Срок начала оказания услуг: с момента заключения Контракта.

3.2. Срок окончания оказания услуг: 01.08.2021.

4.1. Исполнитель должен иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности установленного образца (Министерства образования РФ).

4.2. Соблюдать сроки оказания услуг в соответствии с заявкой Заказчика.

5. Требования к услугам

5.1. Услуги должны оказываться штатными преподавателями, имеющими практический опыт в области организации работ по обучению специалистов.

5.2. Обучение по Программам должно проводиться в форме заочного обучения, с использованием дистанционных технологий обучения в соответствии с действующей нормативной базой и проверкой знаний требований соответствующих нормативных документов.

5.3. Результатом проведенных услуг является получение Заказчиком оформленных должным образом протоколов проверки знаний и удостоверений (свидетельств) о пройденном обучении сотрудников.

5.4. Исполнитель должен организовать совместно с Заказчиком повторную проверку знаний требований пожарно-технического минимума слушателям, не прошедшим проверку знаний, в срок не позднее одного месяца после первоначальной проверки знаний без взимания дополнительной платы.

Список работников ГБУ «Идеальный заказчик» на обучение.

Источник

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ТЕХЗАДАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ТЕХЗАДАНИЕ

Приложение № 1 к документации об электронном аукционе
на оказание образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд
для нужд ФГБУ «ХХХХ»

Наименование, характеристики и объем оказываемых услуг

Оказание образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Тип обучения – дополнительное профессиональное образование – повышение квалификации

Форма обучение – очная

Объем учебной нагрузки – не менее 120 академических часов

Количество обучаемых –20человек
Город оказания услуг – Москва

Место оказания услуг – предоставляется исполнителем

Программа повышения квалификации должна соответствовать требованиям Закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ», приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», требованиям Технического задания.

Цель и назначение услуг

Реализация единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Срок оказания услуг

Программа проводится непрерывно. Объем недельной нагрузки не более 40 академических часов. Продолжительность обучения не более 3 недель. Обучение проводить 5 дней в неделю, кроме субботы и воскресения в период времени с 9.00 до 18.00.

Начало обучения не позднее 1 августа 2017 года. Окончание обучения – не позднее 22 августа 2017 года. Срок обучения согласовывается с заказчиком.

Исполнитель определяет график проведения занятий, готовит расписание занятий с указанием ФИО преподавателей в соответствии с перечнем изучаемых дисциплин. Расписание своевременно предоставляется Заказчику.

Содержание курса повышения квалификации

Курс повышения квалификации должен быть разработан с учетом Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, утвержденных совместным письмом от 12 марта 2015 г. Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобразования России № АК-553/06.

Программа должна быть направлена на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в сфере закупок, а также должна учитывать профессиональные стандарты в сфере закупок и соответствовать приказу Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»».

Программа должна предусматривать:

— подробное рассмотрение положений Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

— рассмотрение примеров существующей административной и судебной практики;

— лекционные, практические занятия, семинары, деловые игры, разбор конкретных примеров, самостоятельную работу слушателей, консультации по проблемным вопросам.

В рамках обучения должны быть рассмотрены следующие вопросы и темы:

Наименование дисциплин и их основные темы

Основы контрактной системы

Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанностиКонтрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупокИнформационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Порядок организации электронного документооборота

Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок

Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг

Планирование и обоснование закупок

Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупкиПонятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения

Осуществление закупок

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбораТребования к участникам закупки. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукционаПравила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания. Нормирование в сфере закупокПорядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсыОценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценкиПорядок осуществления закупок путем проведения аукционаПорядок осуществления закупок способом запроса котировокПорядок осуществления закупок способом запроса предложенийОсуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)Особенности закупок, осуществляемых бюджетными, автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями и иными юридическими лицамиОсобенности отдельных видов закупок

Контракты

Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактовПриемка продукции. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов

Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок

Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупокОтветственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства РФ в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупкиВариативная часть

Содержание отдельных компонентов программы, формы реализации определяются исполнителем самостоятельно, с учетом требований, установленных в пунктах 3.3–3.5 Методических рекомендаций, утвержденных совместным письмом от 12 марта 2015 г. Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобразования России № АК-553/06.

Программа обучения может быть дополнена иными вопросами и темами.

По окончании курса должна быть проведена итоговая аттестация в форме, определенной исполнителем. Форма итоговой аттестации должна быть указана в программе повышения квалификации.

По итогам освоения дополнительной профессиональной программы исполнитель выдает каждому слушателю документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации). Документ о повышении квалификации выдается на бланке, защищенном от подделок полиграфической продукции, образец которого самостоятельно установлен исполнителем в соответствии с требованиями действующего на момент выдачи документа законодательства РФ.

Требования к условиям организации учебного процесса

Оказание образовательных услуг должно осуществляться в соответствии с требованиями Технического задания и образовательной программы повышения квалификации.

— определить учебный план и календарный учебный график занятий, подготовить учебно-материальную базу (собственную или арендуемую), аудиторный фонд, организовать учебный процесс;

— представить заказчику дополнительную профессиональную программу, разработать и организовать тиражирование раздаточного учебно-методического материала;

— подготовить преподавательский состав.

Исполнитель должен привлекать к учебному процессу в качестве преподавателей специалистов, имеющих опыт преподавания и практические навыки в области темы обучения. Рекомендуется привлечение специалистов из Минэкономразвития России, УФАС России, Минфина России, Управления Казначейства России, представителей электронных торговых площадок.

Обучение должно проходить в помещениях, соответствующих всем нормам и требованиям, предъявляемым к таким помещениям.

Учебно-материальная база в местах проведения обучения (собственные или арендуемые исполнителем помещения) должна быть оснащена:

— лекционным залом с наличием у каждого слушателя стула и стола. Лекционный зал должен быть оборудован техническими средствами, необходимыми для выступления лекторов (проектор, микрофон по необходимости и др.);

— компьютерной техникой с выходом в интернет, с полным пакетом необходимых для обучения программных средств из расчета одно рабочее место на одного обучаемого (в случае проведения практических занятий);

— исчерпывающим набором учебно-методических материалов, изучение которых предусмотрено учебной программой, из расчета по одному полному комплекту на каждого слушателя. Стоимость учебно-методических и раздаточных материалов, выдаваемых слушателям, и иных информационных ресурсов включается в стоимость обучения;

— в случае если в процессе обучения требуется самостоятельная работа на компьютере, слушатели должны быть обеспечены возможностью работы на компьютерах в пределах места проведения занятий.

Исполнитель должен обеспечить официальное информирование слушателей о сроках, учебном плане, организационных аспектах проведения учебного курса путем направления в адрес каждого слушателя вызова на обучение.

Исполнитель осуществляет мониторинг посещаемости слушателями учебных занятий.

Применение дистанционных образовательных технологий.

В случае применения дистанционного обучения требования к учебно-методическому и ресурсному обеспечению программы следующие:

— выход на ресурсы учебной электронной площадки obucheniezakupkam.ru или аналогичной.

— обеспечение самостоятельной работы слушателей ресурсами электронных курсов, обеспечивающих работу с контентом, выполнением учебных тестов и т. д.;

— проведение лекций в формате вебинаров для слушателей на площадке obucheniezakupkam.ru, или аналогичной.

Исполнитель предоставляет возможность в период обучения самостоятельно просматривать в записи вебинары (иметь доступ к записям), конференции текущего года по интересующим разделам в сфере закупок, возможность в период обучения задавать вопросы экспертам электронной системы Госзаказ или иным аналогичным независимым экспертным (справочным) системам / экспертным объединениям.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Требования к результатам услуг и форме их представления

По результатам оказания услуг оформляется акт приема-оказания услуг. К акту об оказанных услугах Исполнителем должны быть представлены следующие документы:

— приказы о зачислении слушателей на обучение и окончании обучения (копии);

— краткий отчет об оказании услуг;

— видеозапись итоговой аттестации;

— ведомость выдачи документов о повышении квалификации (копия);

— счет по оказанным услугам;

— результаты анкетирования слушателей по итогам обучения (входное и итоговое), позволяющее проанализировать уровень повышения компетенций и степень удовлетворенности обучением, качеством образовательных услуг, квалификацией преподавателей). Форма анкет согласовывается с Заказчиком.

Источник

Приложение N 21. Форма технического задания на оказание услуг по обучению, повышению квалификации и переподготовке кадров

Утверждено
приказом департамента
государственного заказа
Краснодарского края
от 25 августа 2011 г. N 222

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
РАЗДЕЛ 5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Описание услуг; требования к качественным, количественным характеристикам услуг; объемы услуг

Период, срок проведения обучения

Основные требования к уровню знаний, умений и навыков, полученных по итогам обучения

Перечень основных изучаемых вопросов по курсу обучения

Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная, дистанционная)

Предельная длительность обучения в день, часов

Объем обучения всего, часов

Количество часов практических занятий, не менее %

Количество слушателей всего, человек

Количество слушателей в группе, человек

Количество человек в группе практических занятий, человек

Требования к условиям, обеспечивающим качество изучения слушателями материала (Заказчиком указываются конкретные условия из предложенного перечня и (или) добавляются другие в соответствии с требованиями Заказчика)

При проведении занятий в компьютерных классах (компьютеризированных учебных аудиториях) обеспечить изучение материала каждым слушателем на отдельном автоматизированном рабочем месте

В период обучения обеспечить слушателям доступ к ресурсам глобальной сети Интернет

В целях проведения слушателями самостоятельной подготовки предоставить возможности для пользования библиотечными фондами

В процессе обучения обеспечить слушателей практическими заданиями на электронном и (или) бумажном носителях

Обеспечить организацию учебного процесса с использованием:

— учебные и учебно-наглядные пособия,

2. Электронных учебников,

3. Мультимедийных средств

Вид аттестационной работы по итогам обучения

Вид документа, выдающийся по окончанию прохождения курса обучения:

* Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93

Источник

Приложение N 21. Форма технического задания на оказание услуг по обучению, повышению квалификации и переподготовке кадров

Утверждено
приказом департамента
государственного заказа
Краснодарского края
от 25 августа 2011 г. N 222

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
РАЗДЕЛ 5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Описание услуг; требования к качественным, количественным характеристикам услуг; объемы услуг

Период, срок проведения обучения

Основные требования к уровню знаний, умений и навыков, полученных по итогам обучения

Перечень основных изучаемых вопросов по курсу обучения

Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная, дистанционная)

Предельная длительность обучения в день, часов

Объем обучения всего, часов

Количество часов практических занятий, не менее %

Количество слушателей всего, человек

Количество слушателей в группе, человек

Количество человек в группе практических занятий, человек

Требования к условиям, обеспечивающим качество изучения слушателями материала (Заказчиком указываются конкретные условия из предложенного перечня и (или) добавляются другие в соответствии с требованиями Заказчика)

При проведении занятий в компьютерных классах (компьютеризированных учебных аудиториях) обеспечить изучение материала каждым слушателем на отдельном автоматизированном рабочем месте

В период обучения обеспечить слушателям доступ к ресурсам глобальной сети Интернет

В целях проведения слушателями самостоятельной подготовки предоставить возможности для пользования библиотечными фондами

В процессе обучения обеспечить слушателей практическими заданиями на электронном и (или) бумажном носителях

Обеспечить организацию учебного процесса с использованием:

— учебные и учебно-наглядные пособия,

2. Электронных учебников,

3. Мультимедийных средств

Вид аттестационной работы по итогам обучения

Вид документа, выдающийся по окончанию прохождения курса обучения:

* Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93

Источник

Как составить техническое задание и получить то, что нужно

техническое задание на услуги обучения пример. Смотреть фото техническое задание на услуги обучения пример. Смотреть картинку техническое задание на услуги обучения пример. Картинка про техническое задание на услуги обучения пример. Фото техническое задание на услуги обучения пример

Если вы заказываете у сторонних подрядчиков проект, в котором нет жестких стандартов качества, попробуйте работать по техническому заданию. Оно поможет в разработке сайта, дизайна, написании статей в блог или оказании других маркетинговых и IT-услуг. ТЗ конкретизирует пожелания.

Рассказываем, как составить ТЗ так, чтобы вас поняли, что в него стоит добавить, кто должен оформлять этот документ и какие есть нюансы и особенности.

Что такое техническое задание

Техническое задание, или ТЗ — это документ, в котором фиксируются требования к проекту. Условно ТЗ можно назвать любое поручение исполнителю, главное, чтобы в нем были ясно прописаны характеристики итогового продукта.

В первом примере мы даем поручение, которое исполнитель должен выполнить по своему усмотрению. Во втором явно указываем, что именно нам нужно. Идеальным решением во втором случае еще будет составление договора, чтобы техническое задание стало приложением к нему.

Когда стоит составлять техническое задание

Всё зависит от проекта и вашей бизнес-модели. Если проект маленький, вы доверяете исполнителю, и риск получить не то, что вы хотели, мал, можно обойтись устным поручением.

Если проект требует значительных для вас вложений, он связан со сложной IT-сферой, где много нюансов из-за особенностей технологий, или с творческой сферой, стоит зафиксировать требования в ТЗ.

Кто должен составлять техническое задание

Устоявшейся практики нет — как договоритесь с подрядчиком.

Заказчик делает сам

Например, гендиректор студии архитектурной фотографии «АрхФото» Анатолий Шостак называет идеальным заказом ситуацию, когда заказчик сразу присылает подробное ТЗ и просит оценить работы.

В таких случаях мы точно знаем, что, как и когда нужно снимать. Соответственно, можем сразу рассчитать стоимость и сроки работ. Но в большинстве случаев заказчики не имеют точного ТЗ, потому что у них нет конкретного понимания, что именно нужно требовать от исполнителя. В таких случаях мы предлагаем им заполнить форму с наводящими вопросами.

Анатолий Шостак
Гендиректор «АрхФото»

Совместная работа

Процесс может выглядеть так: заказчик формулирует все требования к будущему продукту, заполняет бриф подрядчика по образцу, а затем на интервью согласовываются нюансы.

Техзадание полностью делает исполнитель

В таких ситуациях подрядчику ставится общая задача, а требования и обязательные функции к продукту он собирает с помощью разных источников — проводит интервью сотрудников заказчика, изучает потенциальных потребителей и конкурентов.

Совместная работа по составлению ТЗ и заказ задания исполнителю отличается в первую очередь подходом. Например, вы хотите заказать интернет-магазин:

Универсального решения нет, но лучше доверять составление ТЗ представителю подрядчика — специалист лучше знает, как должен работать его проект. Но при этом не стоит отстраняться от работы — объясните подрядчику, зачем вам продукт, как вы планируете его использовать, кто и зачем им будет пользоваться, покажите примеры решений конкурентов, которые вы считаете хорошими.

Сколько стоит заказать ТЗ

Если проект сложный, с большим списком функций и требований, техническое задание можно заказать за деньги. Это практикуется при создании сайтов и мобильных приложений. С готовым ТЗ можно не искать исполнителя самостоятельно, а открыть тендер.

Основатель компании по разработке информационных систем Work Solutions Максим Мул при заказе ТЗ рекомендует ориентироваться на 10-20 % от общей стоимости разработки продукта.

Не рассчитывайте получить качественное ТЗ бесплатно. Для его составления привлекают аналитиков, которые должны сформировать функциональные требования исходя из задач бизнеса и описать их так, чтобы не было пространства для двусмысленных толкований.
При этом ТЗ — это отчуждаемый документ, с которым может работать любой исполнитель. То есть вы можете заказать ТЗ у одних разработчиков, а затем обратится к другим. Главное, чтобы в ТЗ были описаны бизнес-логика и правила работы.

Максим Мул
Основатель Work Solutions

Если речь про IT-задачи, например, интеграцию между информационными системами, внедрение CRM, разработку дополнительного функционала ПО или приложения по API, то не стоит рассчитывать на ТЗ стоимостью меньше 50 000 руб., считает гендиректор компании «Информатика и Сервис» Владимир Севрук.

Чтобы составить минимально ценное для клиента и понятное разработчикам ТЗ, аналитику нужно потратить минимум одну неделю на опрос всех сотрудников клиента, уточнить возможность реализации требований с разработчиками и в итоге свести всё в один документ.
Такие затраты микро- и малый бизнес в основном не могут себе позволить — заказ ТЗ актуален для верхнего малого и среднего бизнеса, когда IT-продукт в итоге существенно сократит расходы бизнеса и это будет выгодно.

Владимир Севрук
Гендиректор компании «Информатика и Сервис»

Платные подробные ТЗ применяют и в других сферах. Например, в архитектурной фотографии.

У нас есть более сложная форма ТЗ — мы называем ее «сценарий». Для сценария мы проводим предварительные съемки, прописываем и согласовываем все ракурсы с заказчиком, прорабатываем целевую аудиторию и рассчитываем тайминг каждого кадра с учетом движения солнца. И все это ещё до начала чистовой работы.

Анатолий Шостак
Гендиректор «АрхФото»

За составление такого подробного сценария в «АрхФото» берут деньги. В зависимости от сложности проекта и требований заказчика сценарий иногда стоит дороже самой съемки. Зато благодаря ТЗ заказчик еще до начала работ понимает, что получит в итоге, говорит Анатолий Шостак.

Как написать техническое задание

Что конкретно стоит добавить в техзадание, зависит от продукта. Например, если вы заказываете партию одежды, нужно прописать особенности покроя, виды материалов и их качество, вплоть до примерной матовости поверхности пуговиц.
Если заключаете договор на разработку сайта, нужны сценарии его использования.

Пишите однозначно

Составляя ТЗ или описывая продукт подрядчику, старайтесь избегать качественных прилагательных. «Красивый» пиджак для одного человека будет приталенным, а для другого, наоборот, широкого покроя. Так и с любыми проектами: чем больше конкретики, тем лучше.

Хороший подрядчик будет конкретизировать и уточнять неоднозначные строчки в ТЗ, но это потребует дополнительного времени на переделку. Поэтому лучше стараться минимизировать недопонимание. И постараться определить для себя конкретные требования к продукту еще до разговора с исполнителем.

Бывает, что заказчик не знает, что конкретно хочет получить, причем часто сам того не осознавая. Из-за этого в ТЗ появляются расплывчатые и многословные формулировки. В итоге заказчик с исполнителем потратят значительное время на их уточнение. Эффективнее сделать ТЗ с конкретными и точными требованиями, без многословности.

Алексей Орлов
Руководитель проектов компании «Рексофт»

Стоит попробовать любые пожелания сводить к количественным требованиям.

Не подходитПодходит
Выводить на главной странице сайта популярные товарыВзять самые покупаемые товары за неделю и показывать их на первом экране сайта в блоке популярных товаров. С возможностью добавить товар в корзину за один клик.

Дайте подрядчику общую информацию

Расскажите подрядчику, чем занимается компания, кто ее целевая аудитория, поделитесь нюансами работы — это поможет исполнителю лучше вникнуть в проект и избежать ошибок.

Гендиректор INOSTUDIO Максим Болотов рекомендует как минимум озвучить подрядчику идею проекта, который вы заказываете, уточнить, в чем его конкурентные преимущества и уникальность.

Расскажите подрядчику, какие задачи будет решать IT-решение. Это может быть увеличение прибыли, повышение узнаваемости бренда, лояльности пользователей. Уточните, кто будет пользователями продукта, их социальные и поведенческие характеристики, например, пол, возраст, интересы, семейное положение, потребности — это нужно, чтобы корректно и эффективно сформулировать функциональные требования к продукту.

Максим Болотов
Гендиректор INOSTUDIO

Помогите разобраться в терминах и нюансах

Подрядчик, как правило, специалист в своей отрасли, в вашей сфере он по умолчанию разбирается хуже. Поэтому помогите ему понять специфические термины или нюансы в техзадании.

Можно ввести отдельный раздел в виде словаря с расшифровкой или пояснять по ходу документа.

Покажите конкурентов

В ТЗ стоит добавить ссылки на аналогичные проекты и дополнить их описаниями: что конкретно нравится в аналогах, что стоит повторить, а чего точно стоит избегать.

Если заказчик планирует создать продукт, идея которого уже есть на рынке, то имеет смысл изучить конкурентов. Выявить отличительные особенности их IT-решений, чтобы разработать собственное с уникальными преимуществами.
К документу с видением продукта рекомендуем прикладывать ссылки на аналогичные решения. С описанием функциональных блоков, которые вам понравились. Это упростит дальнейшее общение с подрядчиком.

Максим Болотов
Гендиректор INOSTUDIO

Уточните важные технические требования

Если вы делаете IT-продукт, стоит сразу согласовать все технические требования с вашим IT-специалистом и подрядчиками. Это необходимо, чтобы новое решение могло быть интегрировано в ваши имеющиеся платформы и бизнес-процессы.

Например, если вы заказываете интернет-магазин, важно, чтобы его движок мог принимать данные из всех ваших систем — не только обмениваться актуальными ценами с 1С, но и получать информацию из CRM и самописных сервисов.

О нюансах нужно предупреждать подрядчика еще во время обсуждения общего видения проекта и до составления ТЗ. Важно, чтобы исполнитель умел работать со всеми вашими технологиями.

Распишите сценарии использования продукта

Если вы делаете что-то стандартное, то так сильно погружаться в особенности продукта не стоит, это лишь запутает и добавит ТЗ многословности. Но в случае чего-то необычного попробуйте в техзадании отвечать не на вопрос «Что?», а на вопрос «Как будет делать пользователь?».

Если речь про IT-продукты, можно прописывать сценарии по такому шаблону:

Опишите требования к проверке проекта

При составлении ТЗ отталкивайтесь не от абстрактных требований к продукту, в таком случае получится многословный и неструктурированный список желаний. Попробуйте вместо этого придумать условный чек-лист, по которому вы будете проверять успешность проекта.

Например, для интернет-магазина это может быть:

Чем подробнее и длиннее чек-лист, тем лучше.

Двигайтесь от общего к частному

Старайтесь собирать требования к продукту от общего к частному. Если вы заказываете дизайн сайта, то сначала стоит рассказать про общую концепцию и пожелания по цветовой гамме. Затем рассказать, какие страницы должны быть на ресурсе. После перейти к описанию требований к каждому блоку на каждой странице. И в конце определиться с элементами в блоках: какой вид и размер шрифта должен быть у текста, как оформляются иллюстрации.

Шаблоны и примеры ТЗ

Универсального шаблона технического задания нет — требования будут отличаться в зависимости от отрасли и типа проекта.

Если вы решили составлять ТЗ самостоятельно, эффективнее попросить шаблон или пример у подрядчика. Или поискать брифы, которые предлагают заполнить исполнители у себя на сайтах — вопросы из таких форм можно использовать как разделы ТЗ.

Если планируете заказать IT-продукт, можно использовать за основу госстандарты. Например:

Эффективнее будет составлять ТЗ вместе с выбранным подрядчиком. Он будет задавать вопросы, уточнять нюансы и структурировать информацию. А вы объяснять, что же вам в итоге нужно от продукта.

Когда ТЗ не нужно

Не стоит самостоятельно составлять техническое задание для любого продукта — зачастую это излишняя работа, которая только запутает и станет бесполезной бумагой для подрядчика.

Эффективнее будет начать с общего понимания задачи — подумайте, что вам нужно от продукта, как его будут использовать, что в нем должно быть, а что, наоборот, точно стоит исключить. Опишите это с использованием не качественных, а количественных характеристик.

С этим пониманием обратитесь к подрядчику. Возможно, он предложит использовать не ТЗ, а гибкие методологии создания продукта — когда сначала делают небольшой прототип, выпускают его, а затем собирают обратную связь от первых клиентов и постоянно дополняют требования на основе этой аналитики. С таким подходом проект реализуется с учетом потребности клиента.

Вместо ТЗ выгоднее сначала сделать предпроектное обследование, изучить реальные потребности клиентов, вместе с аналитиком подрядчика. А затем решать, нужно ли ТЗ вообще.
Может быть, выгоднее и эффективнее выполнять бизнес-задачу, например, с помощью SCRUM. Действуя небольшими итерациями в 1-2 недели, анализируя результат и постепенно дополняя требования.

Владимир Севрук
Гендиректор компании «Информатика и Сервис»

Кратко — универсальные советы по составлению ТЗ

Составляя ТЗ самостоятельно или с подрядчиком, придерживайтесь следующих правил:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *