технические средства обучения определение классификации

Технические средства обучения определение классификации

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

технические средства обучения определение классификации. Смотреть фото технические средства обучения определение классификации. Смотреть картинку технические средства обучения определение классификации. Картинка про технические средства обучения определение классификации. Фото технические средства обучения определение классификации1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно воспитательных задач);

2) принципу устройства и работы;

5) характеру воздействия на органы чувств;

6) характеру предъявления информации.

Технические средства передачи информации:

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают:

Тренажерные технические средства специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей:

По принципу устройства и работы ТСО бывают:

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют:

По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на:

Источник

Технические средства обучения (ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых данная информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К ТСО относится практически вся техника, используемая учителем во время урока.

Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и целые классы для изучения определенного предмета. Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.

По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.

Контролирующие ТСО предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Контролирующая группа ТСО позволяет получать сведения о степени и качестве усвоения учебной информации. Данные устройства могут быть использованы в любом отрезке учебного цикла. Контроль обеспечивает обратную связь между педагогом и учащимися и является неотъемлемой частью образовательного процесса. С помощью ТСО можно проводить текущий контроль усвоенного материала, а также итоговый – по завершению определенного этапа обучения. Контролирующие ТСО различны по сложности: от простейших систем до специальных контролирующих комплексов. Использовать такие средства можно как для индивидуального, так и группового контроля.

1. Выготский Л.С. Собр. соч. т.6, М., 1984.

2. Габай Т.Е. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.

3. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. – М., 1977.

4. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. – М., 1979.

5. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.

Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учебное пособие – Москва 2005. – 24с.

Источник

Научная электронная библиотека

технические средства обучения определение классификации. Смотреть фото технические средства обучения определение классификации. Смотреть картинку технические средства обучения определение классификации. Картинка про технические средства обучения определение классификации. Фото технические средства обучения определение классификации

Фролов И. Н., Егоров А. И.,

Классификация и эффективность технических средств обучения

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);

2) по принципу устройства и работы;

3) по роду обучения;

4) по логике работы;

5) по характеру воздействия на органы чувств;

6) по характеру предъявления информации.

Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться дальше только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

Тренажерные технические средства специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами компьютерной техники и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п.

К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

По принципу устройства и работы компьютерной техники выделяют механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные ТСО.

По роду обучения выделяют технические устройства индивидального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

По логике работы компьютерной техники ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные средства.

По характеру предъявления информации компьютерной техники ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.

Функции компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи той или иной компьютерной технике в полном объеме.

Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку компьютерной техники, используемой для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации. Но даже сверхсовременная компьютерная техника не обеспечит необходимого эффекта, если она будет использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т. е. методически неграмотно.

Одна из причин слабого использования компьютерной техники многими учителями и воспитателями дошкольных учреждений состоит в том, что не все учителя умеют обеспечить техническую работоспособность подобных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования компьютерной техники. И чем современнее и дороже по цене становится техника, тем менее охотно многие учителя склоняются к её использованию. Поэтому необходимо не только знакомить будущего педагога с компьютерной техникой и методикой её использования на занятиях по данному курсу, но и активно вовлекать компьютерную технику во все виды педпрактики студентов, давать разнообразные практические задания по её применению.

Степень применения компьютерной техники зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования компьютерной техники: эпизодический, систематический и синхронный.

На эпизодическом уровне компьютерная техника используется учителем от случая к случаю.

Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает компьютерную технику в процесс преподавания.

Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением компьютерной техники на протяжении всего занятия или значительной его части.

Вопросы для самоконтроля:

Источник

Технические средства обучения определение классификации

Важной дидактической особенностью ТСО является возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов.

Технические средства обучения раскрывают не только внешние стороны изучаемых явлений, процессов, объектов, но и их внутреннюю сущность, связи между отдельными явлениями природы и общества.

ТСО позволяют ознакомить учащихся с явлениями, которые трудно или невозможно воспроизвести в школьных условиях, показать процессы, недоступные непосредственному наблюдению.

§ 1.5 Классификации технических средств обучения

Технические средства обучения- совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Подходы к классификации технических средств могут быть самыми разными, в зависимости от параметров, положенных в основу классификации. При этом одна и та же аппаратура может попадать в одну группу при классификации по одним признакам и в другую при классификации по другим параметрам.

Самым простым подходом к классификации техники можно считать функциональный. В зависимости от выполняемых функций можно выделить следующие признаки группировки техники:

• степень универсальности, показывает возможность совмещения нескольких функций;

• возможность подготовки или предъявления информации;

• возможность работы с аудио или видео материалами;

• возможность работы со статическими или динамическими видео документами;

• возможность работы с макро или микро объектами.

По степени универсальности наибольший спектр работ позволяет выполнять компьютер. Кроме традиционных для компьютера функций, таких как подготовка текстовой или графической информации; работа с базами данных или абонентами компьютерных сетей и других; все большее значение приобретает подготовка и демонстрация видеофильмов на различных носителях; создание, обработка и прослушивание музыкальных произведений; обращение к мировым источникам текстовой, видео или аудио информации, работа с телевизионным сигналом в цифровом формате.

Источник

Современные средства обучения и их классификация

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕМА: Средства обучения и их классификации.

1.Понятие о средствах обучения и их сущность.

2.Классификации средств обучения.

З.Виды средств обучения и их характеристика.

4.Современные информационные средства обучения.

5.Электронные журналы и электронные дневники.

Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Выбор средств обучения определяется:

задачами урока или занятия;

содержанием учебного материала;

применяемыми методами обучения;

Функции средств обучения:

1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2. Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.

3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.

Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

2.Классификации средств обучения:

1. По характеру воздействия на обучаемых:

аудиальные: музыкальный центр, радио;

2. По степени сложности:

простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;

сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3. По происхождению:

натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);

символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;

технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

4. Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:

естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);

объемная (геометрические фигуры, чучела);

изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);

графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);

символическая (географические карты, глобус);

звуковая (магнитофонная запись);

мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

З. Виды средств обучения и их характеристика.

I. Вербальные средства обучения:

Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.

Главный инструмент общения, передача знаний.

Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.

К визуальным средствам относятся:

Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).

Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.

Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.

При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;

необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;

демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

наглядность должна быть эстетически выполнена;

наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;

привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:

Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.

Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.

Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.

При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.

Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

III . Технические средства обучения:

В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы.

Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

Методика использования ТСО.

При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.

Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).

Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.

При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.

4. Современные информационные средства обучения.

1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение.

Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.

С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.

Обычный калейдоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10см, и вместо прозрачной пленки помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону.

Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).

Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.

5.Электронные журналы и электронные дневники.

Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.

Система предназначена для пользования в школах.

Доступы к системе разделены на 2 модуля:

административный (для директора, завуча и учителей)

просмотровый (для родителей и учеников)

Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает:

информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе;

информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника,

различные графики для оценки успеваемости;

информирование о расписании и заменах уроков;

возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений;

возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений;

возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок;

родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале.

Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый.

Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Возможности для педагогов.

В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих;

построение отчетов по успеваемости и посещаемости;

удобное расписание для учителя, легкое в заполнении;

также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;

удобная массовая рассылка с большими возможностями выбора адресатов и прикрепления файлов;

формирование необходимых опросов с получением результатов в виде таблицы;

персональный форум для общения классного руководителя с родителями учеников, а также личная переписка между ними;

контроль над получением всей информации родителями;

возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы «домашнее задание» для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;

размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);

удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).

В интересах руководителей, завучей система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи:

построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;

анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов;

построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы;

простая обратная связь с родителями учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *