тайны покровского монастыря в суздале

Обитель отвергнутых царских жен: Как суздальский монастырь превратился в аристократическую тюрьму

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Монастырь был заложен в 1364 году на правом берегу реки Каменки. Согласно легенде, именно в этом месте ладью правителя Нижегородско-Суздальского княжества Андрея Константиновича захватила страшная буря. Перед лицом смерти князь пообещал в случае спасения построить на берегу новый девичий монастырь, и непогода тут же утихла. Исполняя обет, правитель основал новую обитель, правда, от тех первых деревянных строений до нашего времени не осталась ничего.

Монастырь долгое время не был примечателен, пока здесь не приняла постриг старшая дочь Ивана III Александра. Начиная с этого момента обитель в Суздале стала пользоваться популярностью у знати. С каждой новой монахиней из родовитой семьи монастырь получал достаточно крупные подарки от родственников, в результате чего за несколько веков все деревянные постройки были заменены на каменные. Заново были построены Покровский собор, величественная надвратная Благовещенская церковь и массивная стена с восьмигранными башнями.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Если по поводу Инокини Александры историки точно не уверены – возможно, что постриг она приняла добровольно, хотя, может быть, и стала заложницей интриг своего брата Ивана Молодого против второй жены отца Софьи Палеолог. Но вот большинство остальных знатных женщин и девушек попадали в эту обитель не просто из желания найти покой от мирской суеты. Несколько десятков знатных пленниц приняли постриг в стенах Покровского монастыря, и большинство из них здесь же были похоронены. Ссылали женщин как неудобных наследниц, некоторые были женами, не сумевшими в срок родить сына – продолжателя знатной фамилии, многие принимали постриг после гибели мужа на плахе.

Четыре инокини выделяются в этом печальном списке особо – они попали в монастырь сразу с царского трона. Первая из них – инокиня Софья, в миру была женой Василия III. Великая княгиня московская Соломония Сабурова когда-то была выбрана царем из 500 невест, собранных со всей страны. После 20 лет брака царица так и не родила. Развод государя и ссылка бывшей жены в монастырь до сих пор на Руси не случались. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек также были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Такими путями Иван III шел к новому браку. Меньше чем через год он женился на Елене Глинской.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

«Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом». После того как Шигона сказал, что пострижение производится по воле государя, Соломония смирилась со своей участью.» (из Записок Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата Священной Римской империи)

Существует легенда, которую пересказывает тот же Герберштейн, что царица во время пострига была беременна, и поэтому так яростно сопротивлялась. Якобы уже в Суздальском монастыре она родила мальчика Георгия, отдала его на воспитание, а сама устроила ребенку ложные похороны, чтобы отвести от него возможных убийц. Согласно народной молве, Георгия вывезли в Керженские леса, где тайно воспитывали в лесных скитах, а выросший царский отпрыск стал затем знаменитым разбойником Кудеяром и доставил много волнений своему брату – Ивану Грозному.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Инокиня София постепенно примирилась со своей участью, она жила как обычная монахиня и после смерти была причислена к лику святых как преподобная София Суздальская. После нее такая же судьба постигла еще пятую супругу Ивана Грозного Анну Васильчикову (всего через год после свадьбы она наскучила государю) и жену Василия Шуйского (царица Мария Буйносова-Ростовская превратилась в Инокиню Елену). Последней царственной пленницей святого места стала Евдокия Лопухина, жена Петра I.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Свято-Покровский монастырь. Последний приют русских цариц, княгинь и боярынь

Патриархальный Суздаль. Во время пандемии коронавируса здесь тихо и спокойно Никакого намека на привычные толпы туристов и скомороший шум. Стоим на высоком берегу Каменки, у стен Спасо-Евфимиева монастыря. На другом берегу некогда полноводной реки сверкают золотые купола Свято-Покровской женской обители, где свой последний приют нашли многие представительницы аристократических династий России.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Среди них – первая жена царя Василия III Соломония Сабурова, принявшая постриг после развода с супругом по причине бесплодия. В XVI-XVII веках Покровский монастырь был одним из знаменитейших на Руси, наравне с московскими Новодевичим Богородице-Смоленским и Вознесенским.

Как Соломония стала Святой Софией, кто еще похоронен в усыпальнице под Покровским собором, о чем могут рассказать старинные надгробия, найденные на территории монастыря, и как так вышло, что обитель изначально была основана в другом государстве. Об этом и не только рассказ народного гида Алексея Валентиновича. Смотрите новую серию проекта «Точка на карте».

Покровский собор – символ монашеской жизни

Композиционным центром архитектурного ансамбля обители является трехглавый Покровский собор. Именно его золотые купола видны со смотровой площадки Спасо-Евфимиева монастыря, где мы и начали наше путешествие. Собор был возведен в 1510 – 1518 годы не средства, выделенные лично Василием III.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Интересный момент: на стенах храма можно увидеть небольшие полочки – углубления в стене. Это места размещения личных вещей монахинь. По количеству этих ниш можно судить, сколько насельниц одновременно проживало в обители: примерно около трех десятков. Таким образом, в средние века это был совсем небольшой монастырь с ограниченным числом обитательниц преимущественно аристократического происхождения.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Собор представляет собой масштабное четырехстопное здание, которое стоит на высоком цоколе. Снаружи храм обнесен каменной галереей в два этажа. Интересно, но такое богатое и дорогое сооружение никогда не было расписано. И отсутствие внутреннего убранства символизирует монашескую аскезу, отказ от излишеств даже в оформлении «дома божьего».

Главная святыня

Главная святыня обители — мощи Святой Софии Суздальской – выставлены здесь же, в южной части Покровского собора. Святая особенно почитаема в Суздале, она считается покровительницей древнего города.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

София Суздальская (в миру Соломония Сабурская) — это вполне конкретная историческая фигура, первая жена русского царя Василия III, брак с которой продлился два десятилетия. Невесту выбирали примерно из 500 претенденток по старинному обычаю. Союз заключили в сентябре 1505 года. Вероятно, супруги жили дружно. По крайней мере, никаких документальных доказательств разлада в их семье до наших дней не дошло.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Причиной развода в ноябре 1525 года стало отсутствие в браке детей. И для монаршей семьи – это была не столько личная проблема, сколько обстоятельство, способное крайне негативно повлиять на весь ход русской истории, спровоцировав борьбу за княжеский престол, который оставался без законного наследника…

Дело о громком разводе

Кто принял решение о разводе, по доброй ли воле Соломония решила отправиться в монастырь, на эти вопросы существует две диаметрально противоположные точки зрения: светская и церковная. Но именно этот развод с последующим заточением бывшей супруги в монастырь станет первым в русской истории и послужит своеобразным примером для ряда правителей в будущем. Примером тому, как поступать с неугодными женами.

Чуть позже супруги царя Ивана Грозного и императора Петра I (Анна Васильчикова и Евдокия Лопухина) тоже станут узницами Покровского монастыря. Кстати, за великую княгиню Соломонию пытался вступиться митрополит Всея Руси Варлаам. Он отказался благословлять развод, за что был лишен сана. А вот боярская дума поддержала расторжение брака.

Добровольно или принудительно?

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Лицевой летописный свод. Фото: diletant.media

Из этой записи следует, что великая княгиня сама предложила супругу отправить ее монастырь («по совету ея») и жениться во второй раз. Вполне можно допустить мысль, что женщина, которая происходила из знатного рода, близкого к правящей династии, могла вполне сознательно принять решение пожертвовать своим личным счастьем ради благополучия государства. И этот поступок, безусловно, оценивается как духовный подвиг Соломонии. Так это было или нет? Выводы делайте самостоятельно.

Спустя несколько месяцев, после развода бывший супруг пожаловал Соломонии богатое село Вознесенское Суздальского уезда. В монастыре же уже под именем Софии бывшая великая княгиня вела благочестивую жизнь, полную молитвы и трудов. По некоторым свидетельствам, она своими руками вырыла колодец для обители. Скончалась монахиня здесь же в 1542 году и была погребена в подклети Покровского собора. Сегодня ее святые мощи, как мы уже говорили, выставлены храме. Им могут поклониться все желающие.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

А Василий III сразу после развода женился на юной Елене Глинской. Спустя четыре года в этом браке родился наследник, которого мы знаем под именем Ивана IV Грозного. Примечательно, что он тоже отправит одну из своих супруг в Покровский монастырь. И уже точно насильно. И это была не самая плачевная участь, если прослеживать судьбу всех его жен.

На территории монастыря находится так называемая Приказная изба, где для допроса и пыток непокорных узниц было выделено специальное помещение. А в подвале же находится глубокий «каменный мешок», где содержали несчастных.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Приказная изба. Фото: lubovbezusl.ucoz.ru

Под сводами усыпальницы

Многие знатные обитательница Свято-Покровского монастыря обрели свое последнее упокоение в Усыпальнице именитых пострижениц. Она находится в подклети собора, то есть на цокольном этаже. Здесь же размещен небольшой музей, рассказывающий об истории монастыря.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Сейчас усыпальница — это храм Софии Суздальской. И здесь выставлена одна интересная икона. Ее оклад украшен драгоценными элементами, изготовленными из личных вещей Соломонии: в дело пошли золотые и серебряные цепочки, нательные крестики.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

С суздальской женской обителью так или иначе связана судьба пяти русских цариц и царевен. Здесь покоится дочь Ивана III Великого — инокиня Александра, которая была замешана в скандале с Иваном Молодым, старшим сыном царя Ивана. Против него и его семьи интриговала вторая жена Ивана Великого — Софья Палеолог, стремившаяся посадить на престол своего отпрыска — Василия III. И это ей удалось: Иван Молодой скончался в результате странной болезни, а его сын Дмитрий был заморен в заточении.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Здесь же нашла свой последний приют насильно постриженная в монахини пятая жена Ивана Грозного — Анна Васильчикова. С ней своенравный царь прожил меньше года.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

XVI век. Суровое и страшное время, когда Москва только набирала силы. И тот, кто занимал престол, при укреплении своей власти не считался с судьбами отдельных людей. И особенно — с женскими судьбами. Жизни заточенных и похороненных в монастыре цариц, княгинь, боярынь – это путь скорби, горя, предательств и смирения. Строилось великое государство: лес рубят – щепки летят. Историк XIX столетия Иван Егорович Забелин подчеркивал: когда нареченная царевна (будущая жена наследника престола) только входила в кремлевские палаты, ее жизнь уже висела на волоске.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Последняя русская царица

В конце XVII – начале XVIII века в монастыре жила и первая (опальная) супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина, последняя русская царица и последняя супруга русских монархов неиноземного происхождения.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

По приказу Петра I в 1698 году в Покровской обители ее насильно постригли в монахини под именем Елена. Бывший муж даже не назначил ей содержания. Позже на ее голову обрушились серьезные обвинения в измене и даже подготовке государственного переворота в интересах старшего сына Петра – царевича Алексея. В 1718 году по «суздальскому делу» многие сочувствующие Лопухиной были осуждены и казнены. Саму Евдокию допрашивали с пристрастием и приговорили к избиению кнутом. После чего до кончины Петра I она содержалась в разных монастырях под строгим надзором. Примечательно, что в конце жизни Евдокия Лопухина была «реабилитирована» своим внуком Петром II сразу же после его воцарения. С нее сняли все обвинения и вернули царский титул. После же смерти внука, по некоторым сведениям, Евдокия отказалась от русского престола, занять который ей предлагали. Умерла последняя русская царица в 1731 году, пережив своего супруга, который принес ей столько страданий, и любимого сына, за которого она боролась до конца. Могила Лопухиной находится в Москве, в Смоленском соборе Новодевичего монастыря.

Драгоценные надгробия

Территория Свято-Покровского женского монастыря никогда серьезно не изучалась, здесь не велись раскопки, а останки великих женщин, похороненных в усыпальнице, научно не исследовались. Тем не менее нет никаких сомнений в том, что местная земля хранит множество неразгаданных тайн. Недалеко от входа в подклеть монахини выложили фрагменты старинных надгробий XVI столетия.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

Они были найдены случайно на крыше собора во время ремонта. Во Владимире и Суздале таких каменных надгробий сохранилось немного, буквально единицы. В советское время некрополи массово уничтожались, и добротный камень часто шел на новое строительство. Но это поистине драгоценные находки, которые при внимательном рассмотрении многое могут рассказать о прошлом нашей страны.

В Свято-Покровском монастыре монахини за пожертвование могут организовать экскурсию, которую лучше заранее заказать по телефонам: 49 (231) 2-06-09, 8 (915) 792 43 84 или по электронной почте: ekpokrov@yandex.ru. Вход на территорию в дневное время свободный, храм тоже работает.

тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть фото тайны покровского монастыря в суздале. Смотреть картинку тайны покровского монастыря в суздале. Картинка про тайны покровского монастыря в суздале. Фото тайны покровского монастыря в суздале

А еще здесь очень красиво. Стараниями сестер территория монастыря просто утопает в цветах: маках, ромашках пионах. Они наполняют воздух волшебными ароматами, а душу спокойствием и умиротворением.

Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Фото и видео «Призыва»

*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода

Источник

Свято-Покровский женский монастырь

Свято-Покровский женский монастырь

Эта святая обитель была основана в 1364 году нижегородским князем Андреем Константиновичем по обету, данному им Богу. Во время сильной бури на Волге князь «начах всесильного Бога молити, яко да избавит надлежащия скорби, и обет свой дах Богу: поставити церковь во имя Пресвятой Богородицы честного и славного Ее Покрова и монастырь соградити инокиням, и от того часа преста река от волнения своего и в велику тишину преложися».

Расположился монастырь на правом низком берегу огибающей его речки Каменки — возле одной из крупных дорог, которая вела в Москву. Устраивалась обитель с благословения преподобного Евфимия — напротив возводившегося на левом берегу реки Спасо-Евфимиева монастыря и почти одновременно с ним. Епископ Иоанн назначил первой игуменьей монастыря племянницу преподобного Евфимия Суздальского.

Местные князья и бояре щедро жертвовали в обитель, да и московские великие князья старались через Церковь укрепить свой авторитет в Суздальской земле. И уже в 1364 году монастырь имел 7000 крепостных.

В начале XVI века Суздаль был небольшим, но многозвенным городом — и хотя давно уже не княжеским центром, но все еще центром епархии. Более двадцати церквей было на посаде и в кремле, да еще десять обителей со своими храмами. Монастыри строятся, обрастают владениями; из дерева в камень «переодевается» и Покровский женский монастырь.

Здесь, на северной окраине города, но повелению и на пожертвования великого князя Василия 111 трудились и местные мастера, и столичные, и пришедшие из далеких краев. Поэтому в новых постройках предстают то суздальские древности, то московская старина, то орнаменты Западной Руси. В 1510–1518 годах были возведены часовня в честь праздника Происхождения Честного древа Креста Господня, величественный Покровский собор, Святые врата и другие сооружения. Вероятно, в эти же годы была построена и ограда монастыря, но до настоящего времени она не сохранилась; нынешняя ограда была вновь выстроена в XVII веке. Тогда же в святую обитель были сделаны и богатые дары: иконы «Братья Маккавеи, учитель их Елеазар и мать их Соломония» и «Происхождение Честного древа Животворящего Креста»[72].

Все здания грандиозного архитектурного ансамбля обители группировались у южной стены трехкупольного Покровского собора. Он представляет собой большой 4-столпный храм с тремя мощными высокими апсидами; храм окружает красивая крытая галерея на арках. При всей своей монументальности и строгости собор не выглядит аскетичным: так, например, классическая гладь его стен и цоколя перебивается несколькими «живописными» поясами. Первый пояс — это сквозная аркада галереи, которая прекрасно вырисовывается на фоне затененных проемов. Второй пояс — это аркатурный фриз, а вот внутри Покровский собор действительно строг и аскетичен: в нем не было (!) росписей. Собор белый снаружи и белый внутри, так как он никогда не расписывался.

Пол храма, как показали исследования, проведенные архитектором И. Столетовым во время реставрации, был выложен глазурованными гладко-черными плитками. Можно представить, как выглядели на этом фоне, среди белизны стен и высоких сводов, монахини! В стенах сделаны ниши-печуры, в которые насельницы складывали свои молитвенные принадлежности.

Но если в соборе и не было росписей, то его украшало богатое художественное шитье, выполнявшееся послушницами. Об этом можно судить по изысканному покрову с изображением преподобной Евфросинии Суздальской, шитому царицей Соломонией — инокиней Софьей.

Цокольный этаж собора прорезан небольшими окнами и амбразурами, поэтому выглядит он таинственно. И это не случайно, так как в нем, уходя в подземелье, находилась усыпальница знатных монахинь.

С юго-западной стороны Покровского собора находилась трехъярусная шатровая колокольня, на которой сохранился древний колокол 1589 года. В XVIII веке от собора к колокольне был устроен каменный переход.

В 1551 году к северу от Покровского собора был сооружен двухэтажный храм-трапезная во имя Зачатия святой Анны — матери Пресвятой Богородицы. Зачатьевская церковь, представляющая собой двухэтажное прямоугольное здание, настолько необычна, что и в настоящее время является своего рода архитектурной загадкой. Возводили ее через 35 лет после сооружения основных зданий обители — уже в царствование Ивана Грозного, и, конечно же, на ней сказались произошедшие в архитектурных вкусах изменения. Первый этаж церкви был занят хозяйственными службами, а ядром храма стала квадратная одностолпная палата во втором ярусе, к западной части которой примыкала трехъярусная шатровая колокольня.

Своеобразие этой колокольни заключается в непривычной для архитектуры геометрии: низ звонницы не восьми-, как обычно, а четырехгранный. Он переходит в шестиугольник, на который поставлен шестиугольник меньшего размера. По карнизу здания идет широкая рельефная декоративная полоса, крестообразно орнаментированная красными кирпичами. Нигде в Суздале нет ничего похожего, и ученые даже предполагали, что зодчим Зачатьевской церкви был польский мастер. Версия эта считалась весьма вероятной, так как, сослав свою жену Соломию в Покровский женский монастырь, царь Василий 111 женился на польской красавице Елене Глинской, при посредстве которой и мог быть приглашен мастер из Польши.

В 1551 году на Зачатьевской церкви были установлены часы, но как долго существовали — неизвестно, так как в описи 1820 года о них ничего не говорится, а в конце прошлого столетия даже остатков их обнаружено не было.

В Смутное время Свято-Покровский монастырь был разорен, но вскоре его восстановили, так как Москва не скупилась на богатые вклады. Среди насельниц монастыря были княжны и царевны, добровольно избравшие для себя монашеский удел. Всем другим обителям они предпочитали суздальскую Покровскую, в соборном храме которой собирались на общую молитву, но каждая подходила к своей нише в стене.

Далеко за пределами Суздальской земли славился монастырь своим благоустройством и благочестивой жизнью подвизавшихся в нем инокинь. Когда-то монастырь был общежительным: в нем жили, но в обитель не постригались швеи-селицы. Для девочек-подростков в монастыре было открыто специальное училище, дававшее им образование и учившее ремеслу. Белошвейки шили столовое и постельное белье и приданое для горожанок.

К сокровищам Свято-Покровской обители относится высокой работы Грузинский образ Божией Матери, поставленный по воле царя Ивана Грозного. В 1594 году на гробницу великой княгини Соломонии царем Федором Иоанновичем был положен покров.

После Октябрьской революции Свято-Покровский женский монастырь был ликвидирован (1923), его кельи и имущество были переданы музею. Освободившиеся помещения музей сдавал разным лицам, и на его территории в разное время размещались воинские части, ремонтные мастерские, инвалидный дом, жилье. «Плату за жилье, — как пишет в своей книге «Суздаль: XX век» А.И. Аксенова, — расходовали на хознужды, мелкий ремонт и даже на приобретение экспонатов (для музея. — НИ.). Монастырь получил новое название — поселок имени лейтенанта Шмидта.

Летом 1925 года в Суздаль из Владимира переселили цыган, жилье им предоставили в Покровском монастыре. Новые жильцы сразу же несколько раз вскрывают собор, воруя сохранившееся имущество. Число новых поселенцев росло, монастырские строения от небрежного, нехозяйственного отношения случайных людей стали быстро приходить в упадок. В 1929 году решением Наркомата просвещения все здания были переданы Горкомхозу. В здании богадельни разместился детдом имени Розы Люксембург, а Зачатьевская трапезная церковь сдана под инкубатор».

В монастырской усыпальнице разместилось сначала зернохранилище, а потом курятники и свинарники. Надгробные плиты, на которых были сделаны старинные орнаменты и надписи о погребенных знатных инокинях, выломали… А ведь над местом погребения инокини Соломонии-Софии в свое время был устроен «деревянный саркофаг, с резьбой и позолотой; в середине покров, шитый золотом и шелками, с изображением лика преподобной Софии. Над саркофагом — балдахин на столбах с резными и по резьбе золочеными клеймами — 1513 года». И все это богатство было уничтожено; в музей удалось вывезти только четыре резные колонки и покров. Надгробия употребили для восстановления восточной ограды монастыря, рухнувшей в 1933 году; «в фундамент ее употребляли белокаменные плиты из усыпальницы, а также те, что лежали на захоронениях вдоль стен — в том числе Елены Шуйской и др.».

Располагалась в зданиях святой обители и биохимическая лаборатория, в которой разрабатывалась вакцина от туляремии. Разместилась эта лаборатория в надвратной Благовещенской церкви, а в алтаре храма держали подопытного козла… В 1936 году политизолятор БОН (База особого назначения) был расформирован, а рецепт ценнейшего препарата «невежественные тюремщики то ли потеряли, то ли уничтожили»[73].

В сентябре 1937 года органы Политуправления арестовали игуменью Свято-Покровского монастыря Марию Алексеевну Либеровскую, обвинив ее «в участии в антисоветских сборищах». И уже в октябре ее, монахиню Покровского монастыря А.И. Ершову и еще шестерых женщин осудили «за антисоветскую агитацию, распространение контрреволюционных слухов и толкований центральных газет» и т. д. В середине октября 76-летняя инокиня М.А. Либеровская была расстреляна..

С 1954 года в обители начались реставрационные работы, во время которых многим ее сооружениям был возвращен первоначальный облик. В 1960 году монастырь приобрел статус памятника архитектуры республиканского значения, но уже через пятнадцать лет в его зданиях, согласно постановлению Совета министров СССР от 12 декабря 1967 года «Об организации гостинично-туристического комплекса в г. Суздале», появились гостиницы, рестораны, бары и др. Во второй половине XX века по периметру монастырских стен расположились дома-кельи, поставленные по плану XVII столетия и по образцам монастырских домов, какими владели монахи, происходившие из семей зажиточных. Лишь Приказная изба XVII века использовалась под часть музейной экспозиции по истории монастыря — «Белошвейное дело» и «Каменный мешок» (в последнем держали крестьян за недоимки и монахинь за грехи). Демонстрировались также две кельи: одна — богатой послушницы, другая — бедной, с узкой кроватью и деревянной раскладной лавкой для странниц.

Возрождение Свято-Покровской обители началось в 1992 году. На праздник Святой Пасхи, впервые после 70-летнего запустения, в усыпальнице Покровского собора было совершено богослужение. А через год стала возможной служба и в самом соборе Покрова Пресвятой Богородицы. В храме был сделан сложный ремонт, проведено отопление; стараниями сестер написаны иконы и устроен 4-ярусный иконостас. В монастыре собрана библиотека, в которую вошли сочинения Отцов Церкви, жития святых, душеполезные поучения и другая литература.

Со временем Церкви были переданы и остальные монастырские здания: надвратный храм, корпус богадельни и т. д. Весной 2008 года из зимнего храма во имя преподобных Иоакима и Анны вывели ресторан гостиницы «Покровская», а дома-кельи, в которых раньше размещали иностранцев, переданы святой обители. Правда, следует отметить, что в одном из таких домов до сих пор все еще размещается кафе «Трапеза».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Покровский женский монастырь в г. Киев

Покровский женский монастырь в г. Киев При закрытии монастыря, а Покровский монастырь был закрыть первым, была выслана игуменья София, монахини держали место ее пребывания в секрете.Сильно пострадал пастырь монастыря, замечательный священник и проповедник — отец

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Дивеевский р-н, пос. Дивеево.Четвертый удел Пресвятой Богоматери. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она

Покровский ставропигиальный женский монастырь

Покровский ставропигиальный женский монастырь Россия, г. Москва, ул. Таганская, д. 58 (м. «Марксистская»).Царский Покровский монастырь был основан в пяти верстах от города царем Михаилом Федоровичем. В 1635 году он пожаловал на его на строительство обители 17 четвертей земли,

Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский женский монастырь

Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево, на левом берегу Волги.Предания говорят, что монастырь был основан около 1435 года монахом Нижегородского Печерского монастыря святым преподобным Макарием,

Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь

Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь Россия, Свердловская обл. г. Верхотурье, ул. Сенянского, д. 3.Обитель ведет начало с 1621 года. Это первый женский монастырь в Сибири. Обитель много способствовала просвещению бывших тогда в этом крае вогул. В 1620 году царь

Свято-Казанский женский монастырь

Свято-Казанский женский монастырь Россия, Тульская обл., Алексинский р-н, с. Колюпаново.В начале XVI века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией Матери «Казанская». О храме нет никаких упоминаний.

Свято-Иосифовский женский монастырь

Свято-Иосифовский женский монастырь Украина, Днепропетровская обл., Магдалиновский р-н, пос. Марьевка.Село Марьевка было основано недалеко от реки Кильчень в ХVIII в. и относилось в то время к Новомосковскому уезду. Первыми поселенцами были беженцы от польских интервентов

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь Украина, Винницкая обл., Жмеринский р-н, г. Браилов, ул. Ленина, д. 1.Основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православия на Брацлавщине, где после 1596 года

Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь

Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь Украина, Закарпатье, г. Мукачево, ул. Северная, д. 2.На северной окраине города Мукачева, на склоне горы Чернечьей, вершина которой покрыта вековым дубовым лесом, расположен Мукачевский православный Свято-Николаевский

Батуринский Крупицкий свято-Николаевский женский монастырь

Батуринский Крупицкий свято-Николаевский женский монастырь Украина, Черниговская обл., Бахмачский р-н, с. Осич.История Крупицкого монастыря утрачена. Известно только, что он находился в полуверсте от нынешнего монастыря, на запад, в месте низменном и тесном, окруженном

Могилевский Свято-Никольский женский монастырь

Могилевский Свято-Никольский женский монастырь Беларусь, г. Могилев, ул. Т. Сурты, д. 19.Основан в 1636 году, действовал как приход с 1754 по 1934 год, возрожден как монастырь в 1991 году.Свято-Никольский монастырь располагается в пойме Днепра. Река разделяет Могилев на две части, и

Свято-Покровский женский монастырь

Свято-Покровский женский монастырь Эта святая обитель была основана в 1364 году нижегородским князем Андреем Константиновичем по обету, данному им Богу. Во время сильной бури на Волге князь «начах всесильного Бога молити, яко да избавит надлежащия скорби, и обет свой дах

Свято-Покровский женский монастырь

Свято-Покровский женский монастырь Свято-Покровский монастырь находится в Москве, на улице Таганской, 58.Свято-Покровский монастырь основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем. А завершилось строительство двадцатью годами позже, в царствование Алексея Михайловича, на

Приложение 2 Покровский женский монастырь

Приложение 2 Покровский женский монастырь Если вы зайдете на подворье Покровского женского монастыря, то увидите, что от самых ворот вглубь тянется длинная очередь. Множество людей, кто со свечками в руках, кто с цветами, терпеливо ждут, когда они смогут подойти и

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь История обителиЭту обитель принято называть Четвертым Уделом Божией Матери на земле.В 44 году после Рождества Христова святые апостолы решили кинуть жребий, кому в какую страну отправиться для проповеди Евангелия.

СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СУЗДАЛЕ

СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СУЗДАЛЕ Суздальский Свято-Покровский монастырь был основан в 1364 г. нижегородским князем Андреем Константиновичем по обету, данному им Богу. Во время сильной бури на Волге князь «начах всесильного Бога молити, яко да избавит надлежащия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *