тайны храма христа спасителя

Аннотация к книге немного дезориентирует, у меня возникло ощущение, что она чисто историческая со скучным перечислением дат и фактов. Но все оказалось не так страшно, тут все в меру и страницы истории чередуются с художественной историей двух молодых людей.

Главный герой двадцатилетний парень Флегонт Морошкин приехавший из глубинки в столицу на заработки. Москва потрясает деревенского парня. Он впервые видит асфальтированную дорогу, машины и трамваи. Его пугает большое скопление народу и он жутко стесняется, в деревне все знакомы, а тут все чужие. Но не смотря на это, Флегонт быстро освоился в городе, сменил деревенскую одежку на модную городскую и вместе с другими сезонниками часто отправляется на экскурсии по столице. Все любознательному парню интересно и он перестав стесняться спрашивает об всем, что видит. Его восхитили Третьяковская галерея и ее картины, Красная площадь, Храм Василия Блаженного и Кремль, но самое большое впечатление произвел на него Храм Христа Спасителя. Флегонт и не подозревал, что храм сыграет в его судьбе не малую роль.

Книга мне очень понравилась. Она вызвала в душе двоякое чувство, грусти и радости. Грустно и тяжело читать о «темных» временах разрушений, когда столицу лишили ее «Златой главы». И радостно, что не все потеряно, многое можно вернут, восстановить, главное захотеть. Я уверена, что книгу стоит прочитать не только тем, кто изучает историю Москвы, но вообще всем. Хотя бы для общего развития, ведь знания лишними не бывают.))

P.S.: я книгу не читала, а слушала в исполнении Вячеслава Герасимова.
Очень понравилось. Рекомендую.

______________
Изображение: Василий Нестеренко. Храм Христа Спасителя

Источник

Новое в блогах

Легенды и мифы Храма Христа Спасителя

тайны храма христа спасителя. Смотреть фото тайны храма христа спасителя. Смотреть картинку тайны храма христа спасителя. Картинка про тайны храма христа спасителя. Фото тайны храма христа спасителя

Итак, давайте разберемся: а что представляет собой Храм Христа Спасителя? Что это за храм?
Чтобы это понять, для начала давайте рассмотрим историю его создания и развенчаем некоторые мифы.

Миф 1. Идея создания храма – целиком заслуга церкви
Это миф чистой воды. Идея создания храма принадлежит русскому архитектору Константину Андреевичу Тону (26 октября (6 ноября) 1794 — 25 января (6 февраля) 1881): он предложил возвести кафедральный собор в память о победе над Наполеоном. Свою идею Тон доложил царю в ноябре 1812 года, когда исход Отечественной войны был фактически предрешен. Эта идея настолько понравилась императору Александру 1, что уже в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России (25 декабря 1812 года), император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве.

Так что, в отношении креатива РПЦ надо вести себя несколько скромнее: к самой идее никто из иерархов не имел никакого отношения.

Миф 2. Храм сооружался на народные деньги – до копейки.
О, вот тут мы с вами касаемся очень пикантной темы!.
После подписания императором Высочайшего манифеста прошло 2 года. В 1814 был проведён открытый международный конкурс с участием ведущих архитекторов того времени – например, в конкурсе приняли участие Кваренги, Стасов, Воронихин и другие. Естественно, в конкурсе принял участие и Константин Тон. Однако, победителем, к всеобщему удивлению, император объявил проект молодого (28 лет) архитектора Карла Магнуса Витберга. Удивление (и обиду) вызвало и то, что сам Витберг архитектором не был. Была возмущена и церковь: Витберг был масоном (!) и лютеранином!

Хотя все признали, что проект Витберга был поистине великолепен!
Если бы современный ХХС был бы воссоздан по проекту Витберга, то храм был бы больше в три раза! Проект Витберга включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн из трофейных пушек, а также памятники русским монархам и знаменитым полководцам.
Однако церковным иерархам было плевать на проект: особую ярость иерархов вызывало лишь то, что Витберг не православный. Поэтому церковь подняла скандал. Дабы сохранить проект и погасить скандал Витберг принял православие и с тех пор вошел в историю как Александр Лаврентьевич Витберг.
По первоначальному проекту строительство было решено вести на Воробьёвых горах. Государство выделило на эти цели фантастическую по тем временам сумму: 16 млн. рублей. Поступили и пожертвования от частных лиц: так, семья Багратиона пожертвовала на строительство, Денис Давыдов, Платов и многие другие. Жертвовали и простые солдаты, ветераны Отечественной войны. Однако, общий размер пожертвований, поступивших от частных лиц, составил менее 100 тысяч рублей. Разумеется, эта сумма по тем временам была немалая, однако, она была менее 0,5% от общей суммы, выделенной на строительство.
Но дело даже не в этом.
В пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, 12 октября 1817 года, в присутствии императора Александра I на Воробьёвых горах по проекту Витберга был заложен храм. Стройка была масштабной: для нее согнали более 20 тысяч крепостных крестьян. Однако вскоре темпы вначале резко снизились, а потом и вовсе все превратилось, говоря современным языком, в «долгострой». За первые 7 лет не удалось даже завершить (опять-таки, говоря современным языком) «нулевой цикл».
Деньги разворовывались с поразительной быстротой. Подрядчики завышали цены в разы, смертность среди строителей была высокой, крепостных часто отвлекали на строительство посторонних объектов, стройматериалы разворовывались.
Все это привело к тому, что первое, что сделал Николай 1, взойдя на престол в 1825 году – остановил строительство и назначил следственную комиссию, которая выяснила страшные вещи: почти половина выделенных средств была потрачена, как сейчас говорят, «нецелевым образом»! Миллион рублей вообще было банально украдено.
В результате Витберг, многие подрядчики, а также руководители строительства были отданы под суд по обвинению в растрате. Судебный процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей, а Витберг был сослан в Вятку. Кстати, вот и думаю: может, тогда и началась практика распилов и откатов?
И только в 1831 году, безо всякого конкурса, император Николай 1 лично назначил архитектором Константина Тона и утвердил его проект. На этот раз все деньги выделялись исключительно из казны и расходовались под строжайшим контролем.
Так что, нынешний храм возведен не на народные деньги: не надо «бабушку лохматить».

Миф 3. Храм строился на пустыре и был освящен.
Вот тут мы касаемся одной из самых неприглядных страниц в истории этого злополучного храма.
Действительно, если бы храм был построен по проекту Витберга на Воробьевых горах, то действительно: это был пустырь. Но в 1831 году император Николай Павлович, взбешенный скандалом со строительство храма по проекту Витберга, не только безо всякого конкурса утвердил строительство храма по проекту Константина Тона, но и вдобавок сам выбрал место для храма: на Чертолье (Волхонка).
Причем, сам процесс выбора происходил забавно: император подошел к столу, на котором была разложена карта Москвы, посмотрел на нее и ткнул пальцем в карту. Перечить царю никто не посмел. Поэтому все постройки на этом месте, принадлежащие частным лицам, были либо куплены, а государственные постройки — снесены.
Но вся пикантность ситуации заключалась в том, что царь не глядя ткнул в место, где был аккурат расположен… Алексеевский женский монастырь: памятник XVII века, построенный в 1518 году.

Не рискнули перечить царю и иерархи церкви: они спешно благословили проект, благословили разрушение (!) монастыря, и перевод его в Красное село!
Но сами монахини не простили церкви разрушение уникального памятника старины! Игуменья Алексеевской обители прокляла это место и предрекла, что ничто не устоит на нём дольше 50 лет.
Кстати, так оно и случилось!

Кстати, когда иерархи РПЦ клянут большевиков за разрушение церквей, не худо было бы на себя оборотиться и на свои дела взглянуть. Впрочем, об этом разговор еще впереди. Важно понять другое: Храм Христа Спасителя был построен далеко не на пустом месте и был не освящен, а проклят.

Миф 4. Злые большевики разрушили храм, как вандалы, дабы разрушить православную веру.
Это тоже миф, хотя разоблачить его достаточно трудно, ибо здесь правда смешалась с вымыслом. Но я все-таки попробую… Для этого прошу вас, сограждане запастись терпением, поскольку тут важна предыстория, а посему необходима краткая историческая справка.

Как уже было сказано, строительство храма Христа Спасителя было начато вторично в 1831 году и продолжалось более 50 лет (поскольку неоднократно приостанавливалось). Завершение строительства (то есть торжественное освящение храма) состоялось 26 мая (7 июня) 1883 года состоялось в присутствии Императора Александра III.

К 1917 году в Российской империи насчитывалось в общей сложности 79 тысяч православных храмов. До Октябрьской революции все храмы и весь притч содержались за счет казны. Царская Россия тратила на содержание церквей гигантские суммы. После революции первоначально отношения между большевиками и православной церковью были нормальные. Больше того: когда в декабре 1917 годы была ограблена Патриаршая Ризница, то Феликс Дзержинский взял расследование под свой личный контроль – в результате в марте 1918 года 90% похищенного было возвращено. Однако после начала Гражданской войны после выходки патриарха Тихона (который, напомню, отказался дать денег большевикам на закупку хлеба), произошло отделение церкви от государства (см. «Инструкция народного комиссариата юстиции от 24.08.1918 года»). Согласно этому документу, подписанному тогдашним Народным Комиссаром Юстиции Курским, все храмы были переданы верующим! То есть произошло отделение церкви от государства. Подчеркиваю: все храмы. То есть просто-напросто государство сняло с себя обязанность содержать церковь. В том числе и притч.

Затем произошло то, что и должно было произойти. В результате отмены уголовных уложений царской России 80% верующих прекратили с церковью всякие отношения. А в результате отмены финансирования 96% духовенства банально сбежали (кстати, многие сбегали, прихватив с собой и церковную утварь).

До 17 года в России насчитывалось более полумиллиона священников – в итоге их осталось не более 20 тысяч. И вовсе не потому, что их убивали большевики: 20-е годы большевиками было расстреляно 28 епископов и около 1200 священников (кстати, ни один не был расстрелян «за веру» — это было участие в заговорах). Повторяю: основная масса банально сбежала и переквалифицировалась.
Поэтому возникла проблема: из 79 тысяч церквей большинство банально пустовало.
Вот почему в 1928 году Главнауки провел ревизию, целью которой было желание понять: а что делать с такой массой зданий? В результате были выработаны критерии и все храмы были условно поделены на 4 группы:

Первая группа: храмы, построенные до 1613 года, объявлялись неприкосновенными и действующими;
Вторая группа: храмы, построенные в период с 1613 по 1725 год, объявлялись действующими, но «в случае особой необходимости» могли подвергаться реконструкции или перепрофилированы как храм третьей группы;
Третья группа: храмы, построенные в период с 1725 по 1825 год объявлялись памятниками, сохранялись и реставрировались только фасады, но внутри перепрофилировались;
Четвертая группа: храмы, построенные после 1825 года к памятникам не причислялись и государством не охранялись. И при необходимости могли либо реконструировать фасад, либо сноситься.

Далее, 2 июня 1931 года состоялось заседание Политбюро ВКП(б), на котором был утвержден проект реконструкции Москвы. Согласно этому плану, на месте Храма Христа Спасителя было запланировано строительство Дворца Советов. Соответственно, 13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР под председательством М. И. Калинина, на котором было принято решение:
«Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Вот почему храм был снесен.

Кстати, историческая правда и в том, что на документе, подписанном Калининым, также стояла подпись тогдашнего патриарха Сергия и на тот момент это здание на самом деле действительно никакой исторической ценности не представляло! И это было согласовано с патриархом Сергием.

Источник

«Сему месту быть пусту!»

Место, о котором идет речь, знают все, но каждый по-своему. Люди постарше помнят здесь бассейн «Москва», молодежь знает его как новый храм Христа Спасителя. И многие помнят, что еще раньше здесь стоял другой храм, именуемый так же, но лишь отчасти похожий на нынешний. О некогда существовавшем женском монастыре или так и не построенном Дворце Советов известно еще меньше. МОСЛЕНТА решила объединить реалии и легенды этого мистического уголка столицы.

Сивка, Ленивка и Черторый

Территория на левом берегу Москвы ниже Крымского брода, перед устьем реки Неглинки издревле считалась «гиблой». Места низкие и болотистые, со множеством речушек, ручьев и оврагов, для жилья практически не пригодные.

Прямо посредине, примерно по линии современных бульваров, тек ручей (или речушка) под названием Черторый. Вытекал он из Козьего болота, на месте которого позже были разбиты Патриаршие пруды. Название его, по старинному московскому поверью, связано именно с местными буераками, которые будто «черт рыл». Ученые-лингвисты этот вариант не комментируют.

В знаменитый ручей впадали речки Ленивка и Сивка. Они, как и сам Черторый, сейчас заключены в трубы, но названия их сохранились в местной топонимике — есть улица Ленивка и переулок Сивцев Вражек, то есть овраг возле Сивки.

Название Черторье постепенно превратилось в более благозвучное Чертолье, но обходить ее все же предпочитали не только местные жители, но даже враги.

Например, крымские татары, имевшие обыкновение на протяжении XVI века регулярно «посещать» Москву с далеко не дружелюбными намерениями. Они шли от Крымского брода, что в районе нынешнего одноименного моста, и никогда не двигались прямо на Кремль, а обходили Чертолье слева, через Арбат. Там их и встречали наши предки, в летописях отмечено несколько сражений с точным указанием места.

Аполлинарий Васнецов «Семиверхая башня Белого города» (на месте современного храма Христа Спасителя).

Валентин Черединцев / РИА Новости

Ситуация стала меняться в конце XVI столетия. В это время по линии современного Бульварного кольца началось строительство стены Белого города, для чего, видимо, были проведены соответствующие земляные работы.

Овраги частично засыпали, берега ручьев и речушек как-то укрепили и облагородили. В районе современного Каменного моста, но ближе к Волхонке, тогда появился Лебяжий пруд, где разводили птицу и рыбу для царского стола. Лебяжий переулок тому в память. А чуть дальше по Волхонке, совсем близко к новой крепостной стене, появился монастырь. Женский.

Пречистенка и зачатие святой Анны

Стоит отметить, что и название местности в ту пору изменилось. Государь Федор Иоанович часто ездил на богомолье в Новодевичий монастырь, но при пересечении местности с дьявольским названием Чертолье ему становилось не по себе. Вот и переименовали улицу в Пречистенку.

Название это связано с иконой Пречистой Божией Матери Смоленской, которая хранилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Впрочем, ворота Белого города так и остались Чертольскими. Возле них и появился монастырь. Назывался он Алексеевским, и история его требует небольшого рассказа.

Основание монастыря связано с именем одного из самых ярких людей XIV века — митрополита Алексия, в миру боярского сына Алексея Федоровича Бяконта.

При малолетнем осиротевшем князе Дмитрии, которого в будущем прозовут Донским, он фактически был правителем Московского княжества и всей Руси, причем правителем весьма мудрым и расчетливым. Монастырь, который он основал за Черторыем, был освящен в честь церкви зачатия святой Анны, а первыми обитательницами его стали родные сестры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии.

Почти через двести лет, в 1547 году монастырь полностью сгорел. На старом месте его решили не восстанавливать (возможно, из-за татарской угрозы), а перенести под защиту крепостной стены. Так он и оказался на новом месте. Кстати, обитель на старом, «намоленом» месте впоследствии возобновили, и она существует по сей день как Зачатьевский монастырь в районе Остоженки.

Но нас интересует тот, другой монастырь. При его строительстве решили помянуть и самого основателя, посему он и стал именоваться Алексеевским, хотя остался женским и храм зачатия Анны в нем тоже имелся.

По старинной московской традиции монастырь регулярно горел, а в великую смуту его совсем разрушили, правда, потом восстановили.

Особое же внимание ему стали уделять после рождения у царя Михаила (первого из Романовых) долгожданного сына, нареченного Алексеем. Царю было уже за тридцать (что считалось весьма солидным возрастом), посему это событие воспринималось почти как чудо. В честь божьего благодеяния и по велению государя мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин построили в монастыре великолепный двухшатровый храм, признанный шедевром архитектуры XVII века.

Алексеевский женский монастырь

Считается, что это была одна из первых двухшатровых церквей в столице. Кстати, вскоре, при патриархе Никоне, строительство храмов такого типа было запрещено, так и остался собор Алексеевского монастыря уникальным.

Впоследствии монастырь дополнялся новыми зданиями, перестраивался. Прожил на этом месте он более двух сотен лет, пока царю Николаю I не пришла в голову идея устроить здесь храм Христа Спасителя. Монастырю же приказано было перебираться в район Красного села, нынешней Красносельской улицы.

Говорят, именно тогда возмущенная игуменья и изрекла проклятье: «Сему месту быть пусту!».

Сплошная мистика

Идея храма-кенотафа, то есть символического погребального сооружения без реальных захоронений внутри в честь великой победы, возникла еще во время Отечественной войны 1812 года. И фигура Христа, объединяющая погибших на полях сражений православных, католиков и лютеран, была выбрана не случайно.

25 декабря 1812 года в день, когда последние солдаты наполеоновской армии покинули приделы Российской империи, Александр I дал обет построить такой храм в Москве, лежавшей тогда в руинах. Даже издал соответствующий манифест. Часть средств выделила казна, остальные собирали по подписке.

Был объявлен конкурс и, несмотря на то, что в нем участвовали такие великие зодчие, как Воронихин, Кваренги, Жилярди и Стасов, победил проект молодого Карла Витберга — даже не архитектора, а художника, к тому же шведа (хотя родился он в России), масона и лютеранина. Храм предполагалось построить на Воробьевых кручах, как тогда говорили, чтобы его было видно из любой точки города.

Замысел был величественен: на вершине Воробьевых круч, примерно возле нынешней смотровой площадки МГУ, должен был появиться огромный 240 метровый храм (это втрое больше нынешнего!), от которого крыльями расходились галереи из 600 колонн.

Кстати, это очень понравилось императору. Вот, что он писал о проекте:

«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».

Проект Александра Витберга храма Христа Спасителя. 1817 год.

Вскоре Витберг даже принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром.

12 октября 1817 года в пятилетие ухода французов из Москвы состоялась закладка храма. Собственной персоной присутствовал император, собралось половина города — до 400 тысяч человек. Вечером того же дня на монаршем приеме Витбергу был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест.

Но замысел не был осуществлен, несмотря на огромные ассигнования.

Строительство шло медленно, а потом оказалось, что склон «плывет» и не может удержать огромное сооружение.

Пришлось вести сложнейшие земляные и инженерные работы, на которые ушли колоссальные деньги, а результат оказался отрицательным — строить все равно было нельзя.

Александр умер (хотя есть легенда, что ушел), а новый император Николай направил комиссию, которая выявила огромную недостачу — почти миллион рублей. После многолетнего следствия Витберга обвинили в недогляде за вороватыми подчиненными (о личной корысти речи не шло) и сослалив Вятку. Строительство было остановлено, а потом и вовсе заброшено.

На проклятом месте

Но к самой идее создания храма-кенотафа власти при первой возможности вернулись. От строительства на Воробьевых горах пришлось отказаться, и тогда Николай I самодержавным перстом указал на Алексеевский монастырь в Чертолье.

Мнение горожан и монахинь спрашивать не стали. По городу ходили слухи, что 17 октября 1837 года, когда все уже было готово к переезду и монахини отстояли последнюю службу, настоятельница приказала приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора дубу. Выдворять ее пришлось силой, после чего она прокляла и насильников и это место, о чем шла речь выше.

Новая закладка состоялась в день четвертьвекового юбилея Бородинского сражения. Собирать средства второй раз не стали, Николай распорядился возводить собор за казенный счет, а посему посчитал возможным лично назначить архитектора и утвердить проект по своему усмотрению.

Выбран был вариант Константина Тона. Православие, самодержавие и народность буквально сочились из тоновского проекта.

Императору понравилась монументальность замысла и явная преемственность традиции кремлевских крестово-купольных храмов, которая, в свою очередь уходила корнями во Владимиро-Суздальскую Русь.

Строительство шло долго и трудно, как по причине грандиозности замысла, так и из-за периодического недостатка средств в казне. Общая стоимость храма достигла почти 15 миллионов рублей, а для доставки к месту строительства блоков гранита и мрамора из северных областей европейской России в северо-западной части Московской губернии был даже специально сооружен Екатерининский канал, соединивший Волгу и Москву через Истру, Сестру и Дубну.

тайны храма христа спасителя. Смотреть фото тайны храма христа спасителя. Смотреть картинку тайны храма христа спасителя. Картинка про тайны храма христа спасителя. Фото тайны храма христа спасителя

тайны храма христа спасителя. Смотреть фото тайны храма христа спасителя. Смотреть картинку тайны храма христа спасителя. Картинка про тайны храма христа спасителя. Фото тайны храма христа спасителя

Храм Христа Спасителя в Москве. 1920 год.

Собор расписывали лучшие мастера страны В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие. Потрясающие скульптуры и мраморные горельефы создавали А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов, П.К.Клодт и А. В. Логановский.

Всеми работами лично руководил Тон (он был великолепным организатором), правда, до освящения собора архитектор так и не дожил. С момента закладки до открытия прошло почти сорок шесть лет. Может быть, заклятие игуменьи мешало?

Кстати, храм москвичам не понравился. Он совершенно не встраивался в градостроительную традицию города и своими безумными масштабами подавлял все окрестные постройки.

Его называли «самоваром», а его автора «довольно бездарным архитектором», как выразился художник Василий Верещагин.

«Своим» храм Христа Спасителя в первопрестольной так и не признали, и гордиться им даже не думали. Скорее, считали образцом безвкусицы и угодничества монаршим вкусам.

Дворец обреченный

Проект Дворца был еще грандиознее, чем стоявший здесь храм. Впрочем, началось все снова с многоэтапного конкурса проектов. В нем участвовали не только все лучшие отечественные зодчие: Жолтовский, Щусев, Гинзбург, Голосов, братья Веснины, Алабян, Власов, — но и зарубежные «звезды» Армандо Бразини, Гектор Гамильтон и даже великий Ле Корбюзье! Всего проектов было подано 270, из них 24 иностранных.

В результате победила работа Жолтовского, но для реализации комиссия выбрала проект архитектора Бориса Иофана, автора знаменитого Дома на Набережной. Впрочем, это был не окончательный вариант, просто он был взят за основу, а Иофану с группой коллег поручили объединить самые яркие идеи разных авторов. На это ушло несколько лет, но в итоге страна получила искомый вариант, который и был утвержден.

Более ста этажей в высоту, три пирамиды Хеопса в объеме и стометровая статуя Ленина сверху. Самое грандиозное сооружение в мире, которое должно было символизировать наступление новой эры!

Начали с котлована и фундамента, на что ушло семь лет. Для создания каркаса даже была разработаны новые образцы бетона и сверхпрочная марка стали, которые назвали ДС (Дворец Советов). Гигантское сооружение уже стало подниматься над поверхностью земли, но началась война. Стройку заморозили. Сваи спилили и пустили на противотанковые «ежи», остался только котлован.

Источник

Тайны храма христа спасителя

тайны храма христа спасителя. Смотреть фото тайны храма христа спасителя. Смотреть картинку тайны храма христа спасителя. Картинка про тайны храма христа спасителя. Фото тайны храма христа спасителя

тайны храма христа спасителя. Смотреть фото тайны храма христа спасителя. Смотреть картинку тайны храма христа спасителя. Картинка про тайны храма христа спасителя. Фото тайны храма христа спасителя

Москва в деталях запись закреплена

Легенды и тайны Храма Христа Спасителя.

От «чуда-Дворца» Москву спасла Великая Отечественная война. Строительство Дворца Советов было приостановлено, а затем и вовсе прекращено.

Вместо него в 60-х годах построили невыразительный Дворец Съездов в Кремле, а на месте котлована с заложенным «на века» фундаментом в 1958 году появился бассейн «Москва». Его испарения сильно вредили картинам в соседнем музее на Волхонке, а старожилам клубящийся пар напоминал очертания храма Христа Спасителя.

С 1989 года идея восстановления храма медленно, как травинка сквозь асфальт, пробивалась из глубины народного сознания через каменную толщу десятилетий атеистического воспитания, сомнения, малодушия. На нее сразу же обрушилась целая лавина возражений, но в парке у бассейна Москва в самом начале 90-х годов появился деревянный крест и ящик для сбора новых добровольных пожертвований. Эта идея казалась еще утопией, когда в ноябре 1994 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение о восстановлении храма. 7 января 1995 года в праздник Рождества Христова в Москве состоялась закладка храма Христа Спасителя, и всего за два года пятиглавый исполин вновь вырос над Москвой. По народному поверью, проклятие сбывается только трижды, и можно сказать, что оно уже утратило свою силу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *