тайна монастыря el misterio del convento
Какие тайны хранят монастыри России, которые выстояли даже при коммунистах
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Само слово «монах» происходит с греческого языка и означает «одиночный», потому и монашество предполагает отшельническую жизнь, аскетизм. Греческая основа слова указывает на то, что монашество как явление возникло именно в Греции еще в 3 веке. Первым монахом же принято считать Антония Великого, он 90 лет бродил по пустыне, на его долю выпала масса испытаний, начиная от голода и заканчивая искушениями и нападками дьявола. К таким великим и известным аскетам люди стремились стать ближе, приезжали к ним из разных уголков земли и селились рядом, образуя общины. В них они жили, повинуясь своему уставу и во всем подчиняясь старцу.
На русской земле монастыри сразу полюбили и стали возводить один за другим. Первый был построен в 1051 году в Киеве Антонием Печерским, позже стали появляться другие крупные монастыри. Они были не просто местом для молитв, но и своеобразными образовательными центрами. Сюда приезжали странники, торговцы и другой люд, которому нужен был дельный совет. Считалось, что священнослужители – люди, постигшие жизненный смысл, способны дать дельный совет в любом направлении.
Впрочем, за это время не многое и изменилось. Многие крупные монастыри, несмотря на то, что считаются местом для уединения, являются излюбленной туристической достопримечательностью. Однако любой монастырь позиционирует себя как место, в котором любой путник может остановиться, набраться сил, помолиться, получить совет и отправиться дальше.
Современные монастыри – это не просто место религиозного культа, а архитектурная достопримечательность, место хранения религиозных произведений искусства, имеющих историческую ценность.
Женские монастыри имели особую значимость, здесь могли найти успокоение и очень часто спасти свою жизнь, многие девушки и женщины, которые претендовали на престол, либо одним лишь фактом своего существования, заставляли нервничать того, кто метил в императоры. Часто здесь свой покой находили женщины, чей жизненный путь с самого детства был полон страданий, тягостей и испытаний.
В обмен на покой и гармонию она должна была принять правила, по которому живет монастырь, принять постриг, надеть рясу, посвятить себя богослужению и отречься от всего мирского. Но при этом, монахини достаточно активны в обычной жизни и у них много обязанностей. Помимо того, что они много времен проводят за молитвами и в богослужениях, они еще и занимаются благоустройством храма, выращивают овощи, фрукты и цветы, готовят, шьют, оказывают помощь различным организациям и людям.
Нередко при монастырях работают больницы, детские дома, монахини, помогая тем, кто нуждается в их помощи, находят свое призвание и несут слово божье в своих поступках и деяниях.
Мужские монастыри во многом схожи с женскими по укладу жизни, но в них все же есть и отличительные черты. К примеру, мужчины полностью отрекаются от земной и мирской жизни и ведут более затворнический образ жизни. Часто они занимаются столярным делом и привлекаются к ремонту церквей.
Основные обеты, которые определяли жизненный уклад монахов, определялись тремя направлениями:
• целомудрие, безбрачие, девство;
• послушание;
• нестяжание.
Послушание подразумевает, что человек лишается собственной воли и полностью подчиняется духовному наставнику и Господу. Это становится частью смирения, доверия, умением одинаково реагировать на горе и радость.
Нестяжание означает отсутствие личных вещей, монах не должен быть рабом имущества, не должен привыкать к тому, что у него что-то есть, зависеть от привычек и любви к вещам.
Соловецкий мужской монастырь
Один из крупнейших православных монастырей был построен в живописном месте у Белого моря, всего в 165 км от северного полярного круга. Это место для своих молитв некогда выбрали подвижники Зосима, Савватий и Герман. Сначала в этом месте они построили келью, так они прожили шесть лет в молитвах и трудах, начав строительство церкви с деревянным храмом, приделом и трапезной. Две постройки стали основными, затем стали воздвигать монастырь.
К концу 16 века монастырь становится настоящей крепостью, строятся стены и башни из камня, по очертаниям здание начинает напоминать корабль. Учитывая месторасположение монастыря, он нередко становился объектом нападения и был вынужден держать оборону. Во время Крымской войны монахам, под предводительством архимандрита Александра удалось отбить нападение англичан и французов.
Свято-Введенская Оптина пустынь
Здесь живут мужчины-иноки, а монастырь является ставропигиальным. Его основателем является разбойник Опта (по иным версиям Оптия), который раскаялся в совершенных преступлениях и стал иноком. В служении его знали именем Макарий.
В 19 веке при храме был построен скит, там стали жить мужчины, которые много лет провели в уединении, так называемые пустынники. Число проживающих и прихожан росло, увеличивалось и количество пожертвований, на которые строились новые здания. Так здесь появилась мельница, новые пахотные земли.
На сегодняшний день это место является музеем и имеет подтвержденную историческую ценность, входя в число объектов Русской православной церкви.
Новодевичий монастырь
Один из самых известных монастырей берет свое начало с 16 века, тогда он был построен на Самсоновом луге, позже эту местность переименовали в Девичье поле. Примечательно, что храм строился по образу Успенского собора, соседствующего с Кремлем. Архитектурное величие закладывает основы так называемого московского барокко.
Однако известность монастырю пришла вовсе не из-за красивых фасадов. Здесь, до начала своего царствования проживал Борис Годунов вместе со своей сестрой Ириной. Она постриглась в монахини и стала зваться Александрой, правда жила не в келье, а в отдельных палатах с деревянным термом.
Территория монастыря активно застраивалась, появились каменные стены, башни, которые продолжали повторять кремлевский стиль – квадратные башенки с зубцами. Сегодня это действующий монастырь и музей одновременно.
Кирилло-Белозерский монастырь
Этот монастырь был основан Кириллом, впоследствии получившим статус преподобного, в 14 веке. Он сделал из пещеры келью, установил сверху деревянный крест. Этого было достаточно для того чтобы начались работы по возведению храма, уже в конце этого же года священнослужители освятили деревянный храм, который успели построить.
К началу 15 века здесь уже жило полсотни монахов, причем место становилось популярным, сюда часто приезжали не просто вельможи, но и цари. Пожертвования были богатыми, монахи смогли быстро построить новые здания и сооружения из камней, что и стало секретом их долголетия. Главной архитектурной достопримечательностью считается Успенский собор. Его строительство было закончено к концу 15 века и он стал первым каменным зданием, которое было построено на Севере. Вплоть до середины 18 века в него постоянно вносили изменения.
Валаамский монастырь
Нет однозначных данных о том, когда был построен этот храм и кто был его основателем, но первые упоминания о нем встречаются еще в 14 веке, в них указано, что монастырь основан в 1407 году. В свое время это был крупнейший мужской монастырь в России, в нем проживало более 600 монахов, на территории было огромное количество корпусов и построек. Но, несмотря на многолюдность, постоянные нападки шведских войск привели к упадку, число обитателей сократилось.
Монахи пытались построить свой Иерусалим, построив Успенскую церковь и Спасо-Пребраженский собор. За весь период своего существования он застраивался и переделывался огромное количество раз, на сегодняшний день он является одним из красивейших зданий религиозного культа во всей стране.
Александро-Невская Лавра
На строительстве этого сооружения настоял Петр Первый, так он хотел увековечить победу над шведами. Там, где река Монастырка соединяется с Невой, был заложен фундамент будущего храма. Так император хотел увековечить имя Александра Невского, который и принес победу, за эти заслуги он его канонизировал.
Храм, возведенный в этом месте, носил имя Александра, позже рядом появился монастырь. Постройки располагались буквой «П», по углам располагались церквушки. Здесь всегда был роскошный сад из деревьев и цветов, эту традицию продолжают и по сей день, превращая территорию в благоухающее райское место.
Троице-Сергиева Лавра
Этот монастырь основан Сергием Радонежским в 14 веке, он был сыном разорившегося дворянина. Ему же принадлежит архитектурная идея сооружения. Он планировал в центре четырехугольника поставить собор, вокруг которого будут расположены кельи. Ограждения были построены из деревянного тына.
Позже над воротами монастыря построили еще одну небольшую церковь. Некоторое время спустя такой план постройки стали использовать при строительстве, достройке и переделывании других монастырей. Именно это и породило мнение о том, что якобы Сергей Радонежский является основателем всех русских монастырей. Скорее он был талантливым проектировщиком и архитектором, что не могли не заметить по объектам, возведенным согласно его задумке.
Спустя некоторое время у собора построили еще одну церковь, назвав ее Свято-Духовской, в ней был храм и колокольня, а монастырь стал называться Лаврой.
Спасо-Преображенский монастырь
В летописях есть указание года возникновения монастыря – 1096г. С тех пор его стены становились домом для многих известных целителей и чудотворцев. Монахи участвовали в строительстве Спасского собора, но к этому приложил руку сам Иван Грозный, который с помощью этого архитектурного объекта увековечил взятие Казани. Царь из казны выделил не только иконы, утварь для церкви, но и литературу, одежду для священников и монахов.
Позже, в 17 веке здесь появится Покровский храм, в котором будет пекарня, поварская палата и другие хозяйственные комнаты, рассчитанные на приготовление хлеба.
Серафимо-Дивеевский монастырь
Это сооружение примечательно тем, что в нем впервые в строительстве зданий религиозного культа, использовался железобетон – дорогой материал по тем временам. Основательницей женского монастыря считается матушка Александра. Несмотря на то, что она начала строительство на собственные средства, в последующем она нашла тех, кто был готов вкладываться в дело всей ее жизни.
Матушка Александра направлялась в Саровскую пустынь и остановилась отдохнуть в селе Дивеева, там она и увидела сон, которое расценила как видение. Божия Матерь указала ей, что это именно то самое место, которое она искала для строительства храма.
Сначала это была обитель, но местная помещица Жданова, узнав о том, что в их окрестностях появилась такая матушка, сделала крупное пожертвование, отдав будущему монастырю часть своих земель. Тут построили три кельи, огородили забором. В одном из помещений жила сама Александра вместе с послушницей, второе заняли еще три женщины, а третья келья предназначалась паломникам, которые шли в Саров.
Предчувствуя свою гибель, Аннушка обратилась к отцу Пахомию с просьбой не бросать монастырь и послушниц, завещая продолжать начатое ею дело. Из числа послушниц была выбрана матушка, которая в ближайшие годы увеличила число монахинь до 50.
Монастырем обитель стала в 19 веке, при игуменье Марии монастырь приобрел неповторимый архитектурный облик, став настоящим историческим достоянием и местом религиозного культа.
Псково-Печерский монастырь
В монастырь приехал уполномоченный по делам религии, для того чтобы вручить архимандриту Алипию, который, между прочим, был участником Великой Отечественной войны, приказ о закрытии монастыря. Получив в руки документ, Алипий стал медленно по слогам читать текст, ожидая, когда разогреется камин, туда же он и отправил бумагу, как только огонь разгорелся. Чиновнику он заявил, что он лучше умрет, чем даст закрыть монастырь и его монахи считают точно также. А напоследок напомнил, что две трети монахов – участники Второй мировой, готовые сражаться за свой выбор.
Дерзости настоятеля стоит только удивляться, ведь он рекомендовал бомбить с самолета, к тому же, Европа, которая расположена совсем рядом, обязательно услышит о столь вопиющем происшествии и мировая общественность узнает о бесчинствах, происходящих на территории СССР.
Примерно в это же время в монастырь приехала премьер-министр Индии, которая была потрясена увиденным. Так, за рубежом узнали о монастыре и один за другим стали приезжать иностранные гости, сами того не ведая, они спасали монастырь от закрытия и разрушения. Монахи это прекрасно понимали и были лишь рады новым гостям.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Тайна монастыря el misterio del convento
Тайны монастырей. Жизнь в древних женских обителях
© Монахиня Евфимия (Пащенко), 2015
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015
Светлой памяти тех, о ком эта книга
Приступая к рассказу о православных северных женских монастырях, мне не обойтись без объяснения того, как, когда и по каким причинам я обратилась к этой теме. Возможно, интерес к теме женского монашества возник у меня еще в детстве, когда я прочла случайно попавший мне в руки роман Д. Дидро «Монахиня». И, как ни странно, именно эта книга возбудила во мне симпатию к монашеству и желание узнать его поближе. Удивляться этому не следует – в советское время многие люди приходили к православию именно так, через атеистические книги, где содержалась хоть какая-то, хотя бы и искаженная, информация о нем.
Впоследствии я не раз перечитывала роман «Монахиня». И извлекла из него много неожиданных уроков. Прежде всего – что он, как говорится, «бьет мимо цели». Ведь его героиня, Сюзанна Симонен, живя в монастырях, встречается не только с жестокостью и развратом. Первая игуменья, с которой ей довелось встретиться, была настоящей христианкой, строгой монахиней, мудрой и добросердечной женщиной. Собственно, так и в жизни: рядом с грехом соседствует святость – люди есть люди.
Как известно, роман «Монахиня» написан как бы от лица Сюзанны Симонен. На самом деле Дидро выдумал ее историю, чтобы выманить из деревни своего приятеля, в надежде, что тот ринется спасать беглую монашку. Короче, перед нами – вымышленная история.
Впрочем, о монастырях сложено немало всевозможных историй и легенд. К их созданию приложили руку и писатели, и поэты, и журналисты, желавшие узнать, что же творится там, за монастырскими стенами? Кто-то из них видел монастырь «тюрьмой» (вспомним лермонтовского Мцыри). Кто-то – прибежищем обиженных жизнью людей, замаливающих свои и чужие грехи (тургеневская Лиза Калитина). Кто-то – местом, где светлые ангелоподобные девочки-послушницы называют игуменью мамой и живут, словно Божии птички, не зная ни заботы, ни труда (именно так изображен монастырь в неоднократно издававшемся слащавом романе неизвестного автора «Ольховский монастырь»). «В монастыре ничего не делают, а только Богу молятся»; «монастырь – это духовно-душевный колхоз» – это тоже легенды о монастырях. А кто-то из современных российских журналистов даже ухитрился изобразить женский монастырь ни много ни мало как «обитель строгого режима». После всего этого хотелось понять, что же все-таки на самом деле представляет собой женский монастырь? А поскольку у меня не было возможности узнать это на опыте, пожив в монастыре год-другой, приходилось искать иные способы получить ответ на этот вопрос.
Выход нашелся неожиданно. В период моего воцерковления мне посчастливилось встретиться и в течение лет десяти общаться с одной архангельской монахиней в миру, матерью Елевферией (Неверовой). Судьба ее была весьма интересна и по-своему ярка. Вероятно, в молодости мать Елевферия принадлежала к Катакомбной Церкви, а впоследствии длительное время общалась с бывшими насельницами Сурского монастыря, которые передали ей несколько оставшихся у них фотографий и реликвий. Мать Елевферия охотно делилась своими воспоминаниями об архангельских подвижниках, с которыми общалась в свои молодые годы. Она была весьма яркой и интересной рассказчицей, и я жалею, что не смогла запомнить все то, что она рассказывала мне о людях того страшного времени гонений на Церковь, которое для нее было светлым и «сладким временем», когда она воочию видела прозорливых старцев, верных пастырей Церкви, монахинь-исповедниц и общалась с ними.
В те вечера, когда мать Елевферия, сидя на табуреточке под иконами, рассказывала о них, эти люди словно оживали, восставая из тьмы забвения. Итогом моих бесед с матерью Елевферией стала серия статей о монахинях, похороненных возле архангельских храмов. Позднее, в поисках сведений о них, я обратилась к документам Архангельского областного архива. И сколько же интересного там обнаружилось! Причем оказалось, что документальные сведения о монастырях опровергают легенды о них. На основании этих архивных материалов мною была написана эта книга.
Николо-утрешская обитель: Тайны монастыря
Обычно русские монастыри основывали святые подвижники. А затем обители становились не только центром духовности, но и мощными оборонительными сооружениями, защищавшими нашу страну от неприятеля. Но у Николо-Угрешской обители совсем иная история. Рассказать об этом мы попросили Антона Мунина, автора путеводителя «Монастыри России в обороне страны: Николо-Угрешский монастырь, Свято-Никольский Черноостровский монастырь, Спасо-Бородинский монастырь».
— Антон Павлович, какую же необычную историю хранят стены Николо-Угрешской обители?
— Как известно, первым крупным сражением, с которого началось освобождение Древней Руси от татаро-монгольского ига, стала знаменитая Куликовская битва. На слиянии рек Дон и Непрядва в 1380 году сошлись в смертельной сече силы князя Дмитрия Донского и войска темника Золотой Орды Мамая. Летописи утверждают, что войско во главе с Дмитрием Донским в течение нескольких суток добиралось до места сражения. Дорога в Коломну проходила через территорию современного города Дзержинск, где в то время шелестели густые леса. Ночью, когда войско князя остановилось на ночлег, произошло невероятное событие, которое впоследствии и послужило поводом для основания Николо-Угрешского монастыря.
— Что же произошло?
— К сожалению, до наших дней сохранилось лишь устное предание о событиях той ночи — оно было записано лишь спустя несколько веков. Так, например, загадочная история, предшествовавшая Куликовской битве, была пересказана в рапорте, отправленном игуменом монастыря Варнавой в Духовную консисторию в августе 1871 года. Там говорится, что Дмитрий Донской вышел с войском из Москвы и, отойдя от города не более 15 вёрст (около 16 километрбв), встал лагерем на ночёвку. Ночью князь неожиданно проснулся от яркого свечения, исходящего от растущей неподалёку сосны. В ветвях высокого дерева он с изумлением увидел образ Николая Чудотворца, от которого и исходил этот свет.
В ответ на молитву с дерева прямо в руки к князю опустилась икона, признанная впоследствии чудотворной. Утром Дмитрий дал торжественный обет: если одержит победу в сражении — быть на этом месте монастырю. Как известно, битву русское воинство выиграло. И не прошло и полугода после Куликовской битвы, как посреди леса появился храм во имя Николая Чудотворца, а само место получило название Угреша в честь удивительного явления иконы перед битвой.
— Откуда же игумен почерпнул это предание?
— Лингвисты, тщательно исследовавшие рапорт Варнавы, пришли к выводу, что историю основания монастыря он вычитал в более раннем источнике. Каком? Неизвестно. Но тем не менее достоверность самого текста сомнений не вызывает. Исследователи предполагают, что главный исторический документ, описывающий основание монастыря, был утерян во время чумы 1771 года, когда погибли почти все насельники обители.
— Сколько удивительных знамений! Вот уж действительно сам бог велел строить в таком месте святую обитель…
— Несомненно. И надо сказать, Николо-Угрешскому монастырю везло с самых первых дней основания. Историки церкви утверждают, что обитель на протяжении нескольких столетий содержалась, на средства частных меценатов, большинство из которых составляли русские государи. Например, в 1544 году Иван Грозный даровал обители жалованную грамоту, закреплявшую за ней право на владение 14 сёлами в 4 уездах. А с 1545 по 1652 год монастырь, обласканный государями, получил в общей сложности семь подобных жалованных грамот! Мало того, все монастырские товары были освобождены от всех торговых податей и налогов.
Неудивительно, что настоятели монастыря, всячески поддерживаемые властью, активно участвовали в жизни государства. Игумен Тихон в 1572 году заседал в церковном соборе, определявшем, может ли Иван Грозный жениться в четвёртый раз или нет. Кстати, добро на брак царь получил. Игумен Лаврентий в 1589 году принимал участие в церковном соборе, учредившем патриаршество на Руси, а подписи игуменов Елеазара и Тихона стоят под документом, избравшем на Земском соборе Бориса Годунова на царство. Михаил Романов посещал обитель 9 раз, а его сын Алексей Михайлович 13 раз!
— Но не зря же говорится: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».
— Да. Любовь монархов коротка. Первое угасание монастыря пришлось на XVIII век. В период с 1700 по 1833 год в обители поменялось 39 настоятелей, а количество монахов сократилось вчетверо. Вдобавок ко всем бедам Екатерина II повелела в 1764 году провести секуляризацию церковных земель, которая отнесла обитель к третьему классу монастырей с содержанием всего в 950 рублей в год. Дошло до того, что в нём какое-то время было всего шесть монахов и шла речь о его закрытии.
— Однако же провидение, похоже, не оставило святое место: в наши дни это достаточно крупная духовная обитель.
— Спасение пришло с назначением настоятелем игумена Илария в 1834 году. Новый глава обители ввёл строгий распорядок жизни, неукоснительно требуя выполнения всех церковных служб. Вскоре число монахов увеличилось до 22, монастырь начал возрождаться. На деньги купцов-благотворителей возвели Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и провели масштабную реконструкцию церквей. В итоге к 1852 году монастырь, ещё совсем недавно находящийся на грани закрытия, в крупные религиозные праздники принимал у себя от 8 до 12 тысяч паломников.
В 1925 году обитель полностью закрыли. А в 1940-м монастырь понёс невосполнимую потерю: был уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.
В наши дни Николо-Угрешский монастырь является одним из главных центров православного паломничества Подмосковья.
Журнал: Все загадки мира №19, 16 сентябрь 2019 года
Рубрика: Из глубины веков
Автор: Антон Мунин, беседовал Дмитрий Соколов
Книга «Тайны монастырей: жизнь в древних женских обителях»
Аудио
Прежде всего, отмечает автор, этот роман, как говорится, «бьет мимо цели». Ведь его героиня, Сюзанна Симонен, живя в монастырях, встречается не только с жестокостью и развратом. Первая игуменья, с которой ей довелось встретиться, была настоящей христианкой, строгой монахиней, мудрой и добросердечной женщиной. Собственно, так и в жизни: рядом с грехом соседствует святость — люди есть люди. Да, героиня романа Дидро ненавидит монашескую жизнь. Но почему? Ведь она стала монахиней против своей воли, повинуясь матери, вознамерившейся скрыть от людей живое свидетельство греха своей юности — незаконнорожденную дочь. А «невольник — не богомольник». Однако советские авторы-атеисты, расхваливая книгу Дидро, умалчивали о том, что она кончается крушением надежд Сюзанны Симонен на то, что она найдет счастье в миру. Там не нашлось места для беглой монахини, и она оказалась на самом дне общества.
Возможно, некоторым читателям придется не по нраву то, что в главе «Скорби и искушения» затрагиваются и негативные стороны жизни монастырей. Но даже апостолы в своих посланиях упоминали о христианах, «потерпевших кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1, 19), не скрывая, что такие люди были, есть и будут, а особенно умножатся в последние времена. И вместо того чтобы скрывать информацию о монастырских искушениях, не лучше ли объяснить их причины и назвать их настоящего виновника? По мнению автора, это необходимо еще и для того, чтобы современный православный человек, читая в газете очередной «ужастик» о современных монастырях, не смущался. Ведь пресловутый рогатый и лукавый Баламут во все времена вредил, вредит и будет вредить монастырям и монахам. Но, как известно, все его проделки вредят Церкви не больше, чем слону из басни — тявканье моськи.
*** Жизнь за монастырскими стенами всегда была окутана ореолом мистической тайны. Эта книга дает прекрасную возможность заглянуть внутрь русского монастыря и познакомиться с повседневной жизнью женских обителей по впервые публикующимся в печати архивным данным. По словам автора, перед взором читателей пройдет галерея игумений северных женских обителей, сестер милосердия, монастырских воспитанниц. Читатели узнают, кто и почему уходил в монастыри, чем жили сестры, какие искушения подстерегали их внутри монастырских стен. А кроме того, откроют удивительный мир, в котором факты притягательнее легенд, а реальность переворачивает все представления о жизни.