талеж церковь рождества пресвятой богородицы
История храма
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
в селе Талеж (1792 – 1939 гг.)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Талеж построена в 1792 г. владельцем села графом Владимиром Григорьевичем Орловым. Владимир Григорьевич – младший из пяти знаменитых братьев Орловых, директор Академии наук в 1766-74 гг. Ушедши в отставку, граф занялся обустройством своих имений, в состав которых входило и село Талеж.
Строил Талежскую церковь крепостной архитектор графа Иван Бабакин, скорее всего, по проекту московского архитектора Е. С. Назарова. В 1793 г. церковь была освящена во имя Рождества Богородицы в память о разобранной одноименной церкви в соседней деревне Горках. После этого, в 1794 г., была разобрана старая деревянная церковь села – во имя святого благоверного князя Владимира, а материал был употреблен на обжиг кирпичей для церковной ограды. Иконы для новой церкви были написаны живописцем Красовским. Кроме написанных образов были перенесены иконы, а также и церковная утварь из упомянутых разобранных церквей. Граф не только оплатил все работы, но и принимал активное участие как в самой постройке, так и в приобретении для церкви дополнительной утвари. По преданию, именно граф подарил церкви крест с мощами св. блгв. князя Владимира, ставший с тех пор основной святыней храма и собиравший ко дню памяти крестителя Руси большое число паломников.
В 1806–42 гг. настоятелем церкви служил священник Иларион Иродионов Голосов. При нем в 1810 г. справа от центрального алтаря был устроен придел во имя св. блгв. князя Владимира. В 1812 г., надо думать, храм не пострадал. В 1819 г. в церковь Рождества Богородицы дворовым графа Орлова А. Г. Шершневым был пожертвован колокол весом 187 пудов 10 фунтов, отлитый в Москве на заводе Богданова. В 1823-32 гг. в церкви был устроен левый придел – во имя Архистратига Михаила в память разобранной Архангельской церкви в соседней деревне Ананьино.
В 1842 г. о. Илариона сменил его зять – священник Павел Яковлев Смирнов, прослуживший в Талеже 38 лет. При о. Павле в 1846 г. было перестроено завершение Талежской церкви – вместо пяти шпилей был сооружен один большой купол. С этого времени церковь уже не перестраивалась.
В период настоятельства о. Павла продолжались благодеяния церкви со стороны потомков храмоздателя – помещиков Орловых-Давыдовых. Селом в это время владели супруги Владимир Петрович и Ольга Ивановна Орловы-Давыдовы. Ольга Ивановна славилась своим благочестием и благотворительностью. К 1855 г. относится сделанный ею вклад в Талежскую церковь – напрестольный крест с надписью: «Яко Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный. Крест хранитель вселенныя, крест красота церкви, Крест Царей Держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва».
В 1871 г. церковь была наконец внутри расписана. Также заново были написаны иконы в иконостас Богородицерождественского придела. Известно, что при о. Павле велась церковно-приходская летопись, рекомендованная для всех епархий в 1866 г. Святейшим Синодом. В 1878 г. совсем недолго вместе с о. Павлом Смирновым служил диакон Ф. К. Смирнов – отец священноисповедника Павла Федоровича Смирнова (+ 1938; память 16 февраля/1 марта).
В 1879 – (предположительно) 1920 гг. настоятелем церкви был священник Павел Васильевич Величкин. Отец Павел Величкин вместе со своим причтом написал в 1892 г. неопубликованную до сих пор рукопись «Статистические сведения о первоначальном устроении храма и переменах впоследствии произведенных села Талеж Серпуховского уезда Московской епархии».
Именно на время настоятельства о. Павла пришелся мелиховский период жизни и творчества Антона Павловича Чехова. О. Павел был знаком с писателем по школе с. Талеж, где первый состоял законоучителем, а второй – попечителем. Поэтому в школе с. Мелихово экспонируется похвальный лист ученику талежской школы Ивану Стопкину с подписями обоих. Отец Павел был в гостях у А. П. Чехова в Мелихове, был также корреспондентом писателя.
При о. Павле Величкине в 1885 г. деревянные решетки в ограде были заменены металлическими. В 1899 г. в церкви было сделано духовое отопление. А в 1901 г., как свидетельствует настенная надпись, расположенная в юго-западном углу храма, церковь была украшена. За свои заслуги отец Павел в 1918 г. был награжден камилавкой.
В 1920 г., видимо, в связи с кончиной о. Павла Величкина, в причте храма произошло перемещение. Диакон храма о. Михаил Алексеев Смирнов был рукоположен в священники, а псаломщик Владимир Васильев Подобедов – во диакона. Несмотря на наступившее после октября 1917 г. неспокойное время, церковь в 1927 г. собирались отреставрировать.
Во второй половине 1920-х гг., после закрытия соседней женской общины «Отрада и Утешение» в Добрынихе, в селе Талеж поселились пять монахинь из этого монастыря: Агафья (Шехорданова), Евдокия (Анцупова), Мария (Короткова), Параскева (Шехорданова) и Хиония (Сопова). Монахини Агафья и Евдокия числились в церкви уборщицами, монахиня Мария служила псаломщицей, а остальные две – монахини Параскева и Хиония сторожили церковь.
В 1929 г. о. Михаила сменил священник Сергий Павлович Смирнов. По свидетельству современников, о. Сергий активно отстаивал церковь от закрытия: служил молебны, призывал прихожан, количество которых он увеличил до 749, к отстаиванию храма, собирал деньги для уплаты налога за церковь. После закрытия соседних церквей, О. Сергий окормлял их осиротевших прихожан. В 1930 г. священник Сергий Смирнов организовал в селе по случаю престольного праздника торжество. Был приглашен епископ Иоасаф Серпуховской, который служил два дня подряд.
В 1931 г. прежний священник о. Михаил Смирнов и две монахини Агафья и Евдокия были высланы в Казахстан. А о. Сергий Смирнов с тремя другими монахинями: Марией, Параскевой и Хионией были заключены в Исправительно-трудовой лагерь. Однако о. Михаил Смирнов вскоре был освобожден и вернулся в село. Храм действовал до 1939 г.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Талеже
История
Зарождение святыни, носящей название Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Талеж Чеховского района, как известно, уводит нас в глубокую древность, ко временам правления Калиты.
По данным историков, около 1339 года появилось первое упоминание о селе Талежском. На такой статус могли претендовать только населённые пункты, в которых был свой собственный церковный приход.
За всю историю существования местность, на которой был воздвигнут храм, много раз продавалась. А также переходила из рук в руки по духовным завещаниям или дарственным рукописям.
И только при последнем владельце, младшем из братьев Орловых, Владимире Григорьевиче, в 1792 году было спроектировано сооружение в виде креста с сохранённым до наших дней названием – Талеж Храм Рождества Богородицы. Как известно, он был воздвигнут крепостным зодчим Бабакиным. К тому же неподалеку расположилась колокольня, возвещающая чистым звоном о начале служб.
22 декабря 1973 года произошло освящение отстроенного здания, а также началось его внутреннее обустройство. Из разобранных в соседних сёлах одноименных деревянных церквушек были доставлены в полной сохранности иконы и церковная утварь. К слову сказать, новые святыни писались художником Красовским. Немного позднее, при правопреемниках, помещиках Орловых-Давыдовых, не жалевших денег на благотворительность, появились напрестольный кипарисовый крест, украшенный золотом и серебром, а также древнее Евангелие.
Росту местного прихода поспособствовало и присоединение к территории в 1820 году крупной деревни Ананьино.
Графиней Ольгой Ивановной Орловой-Давыдовой, тоже не скупившейся на богоугодные поступки, жертвовались большие средства на насущные нужды беднейших прихожан. А в 1844 году, с её лёгкой руки, была открыта первая школа для обучения детей.
Реконструкция
Последняя реконструкция церкви с возведением большого купола, обитого железом, как известно, состоялась в 1846 году. Кстати, с тех пор наружные очертания постройки не изменялись.
Нельзя пройти мимо того факта, что шесть лет жизни (с 1892 по 1898 год) писателя Антона Павловича Чехова были отданы мелиховскому периоду. Кстати, тогда он являлся попечителем учебного заведения и активным инициатором строительства нового, более вместительного и современного.
Таким образом, поселение стало центром не только духовным, но и образовательным.
Грянула революция, и в 1939 году храм, как и многие другие в стране, был закрыт, долгое время пребывая в запустении. С 1970 года помещение использовалось в качестве клуба, постепенно ветшая и разрушаясь под открытым небом.
С возрождением духовности и желанием людей припасть к истокам, в 2006 году началась долгожданная реставрация. Сегодня в полностью восстановленном Храме Рождества Пресвятой Богородицы проводятся обряды крещения и венчания, а также богослужения, приуроченные к различным тематикам.
Святой источник
До наших дней, безусловно, дошли жизнеописания приравненного к лику святых чудотворца Давида Серпуховского. Он основал собственную обитель, в которой и окончил свои земные дни в 1529 году. К слову сказать, в его время отстроили деревянные церкви и трапезную, высадили липовую аллею.
По рассказам окрестных жителей, преподобный старец являлся к ним и оказывал всевозможную помощь в ответ на молитву и утверждение Слова Божия.
Молился преподобный Давид в уединённом месте, в овраге, образованном естественным течением реки Лопасня, у родника вблизи церкви Рождества Пресвятой богородицы. Ныне этот ключ носит название Давидов источник. Там установили небольшую уютную часовню, звонницу и купальни. Они разделяются по половым признакам, посетить их могут все страждущие.
Источник относится к подворью Вознесенской Давидовой пустыни. Так что посетителям следует учесть тот факт, что одеваться нужно в скромную одежду, закрывающую оголённые участки тела.
Если вы не захватили с собой пустую тару для воды из источника, купить её возможно в небольшом магазинчике у автостоянки.
Существуют молебен и акафист игумену Вознесенскому, преподобному Давиду. К ним прибегают паломники, просящие утешения и исцеления от мучающих физических болезней и душевных тягот.
Более подробно про этот святой источник в Талеже можно прочитать здесь.
Священники храма
Духовенство, отдавшее служению здесь многие годы, весьма многочисленно по своему составу – от протоиерея до чтеца. Многие проходили обучение и послушание в стенах родной обители, имеют общецерковные и государственные награды. Это Василий Землянский, Георгий Захаров, Владимир Переслегин, Василий Евпатов, Иоанн Подоксенов и многие другие достойные святые отцы.
Режим работы
Архитектурный ансамбль Талеж Храм принимает гостей ежедневно с 8 утра и до 9 вечера. Стоит помнить, что каждый понедельник силами служащих проводятся работы по уборке и благоустройству территории.
В летний период, длящийся с 1 мая по 1 октября, чайная и церковная лавка ждут посетителей:
• со вторника по пятницу 9.00-19.00;
• в выходные и праздники 9.00-20.00.
В период с 1 октября по 30 апреля вечернее время работы сокращается на один час.
На официальном сайте вы можете посмотреть расписание Храма Рождества Пресвятой Богородицы. А также узнать даты, по которым проводятся литургии и богослужения в Храме Рождества Пресвятой Богородицы.
Как добраться в Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Доехать из Москвы можно тремя способами:
• самый простой из них — приобрести путёвку в турагенстве. Операторы позаботятся о вашем трансфере;
• на электричке, отправляющейся с Курского вокзала до станций Чехов, Тула или Серпухов. Далее с местных автовокзалов на рейсовом автобусе или маршрутном такси, следующих до села Талеж. До Чеховского автовокзала также можно добраться на автобусе или маршрутке №365. Они отправляются от станции метро Южная с интервалом движения в 30 минут;
• на собственном транспорте направляйтесь в сторону юга по Симферопольскому шоссе до села Мелихово. После чего обратите внимание на дорожный указатель в виде небольшой часовни. Не заезжая в село Талеж, сворачивайте налево и продвигайтесь до автостоянки.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Талеже на карте
Подворье Вознесенской Давидовой пустыни
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Талеж
История храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Талеж
Наш храм имеет богатую, многовековую историю. Первое историческое упоминание о с. Талеж, содержится в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты. Перед судьбоносным походом в Орду, когда разрозненные русские земли начали объединяться в централизованное Государство, великий князь составляет духовное завещание, в котором оставляет своим сыновьям земли. Младшему же сыну Иваны Калиты, Андрею, достается село Талежское. (около 1339 г.) В обозначении Талежского “селом” можно предположить, что в нем уже тогда существовал храм.
В те далекие времена, село Талеж, относилось к приселку Рязанского княжества, форпостом которого был город-крепость Хатунь, расположенному на левом берегу реки Лопасни. В XIV в. Хатунь принадлежала серпуховским князьям. В завещании Ивана Калиты среди наследства отошедшего младшему сыну Андрею Серпуховскому она указана не была, но внук Ивана Владимир Андреевич Храбрый владел Хатунью.
Официальные упоминания о храме в Талеже относятся к 1628 году. В первой переписи после Смутного времени в селе Талеж значится церковь св. кн. Владимира. А в переписной книге Хатунской волости за 1646 г. значится: «Волость Хатунская, а в ней государевы дворцовые села и деревни… Село Талеж на р. Талеже, в нем церковь Великого князя Владимира киевского, двор попа Осипа Степанова, двор вдового попа Федора Мелентьева, 15 дворов крестьян, в них 17 человек».
В 1708 г. село Талеж было пожаловано царем Петром Алексеевичем князю Григорию Федоровичу Долгорукому.
В 1709 году прошла еще одна перепись дворов и людей в них. В церкви во имя благоверного князя Владимира в то время служил священник Автоном Парамонов.
Села и деревни Хатунской дворцовой волости были пожалованы Екатериной II в сентябре 1772 года графу Алексею Григорьевичу Орлову в знак благодарности в победе в Чесменском сражении.
Позже, в 1783 г. граф Орлов Чесменский продает села родным братьям: Федору Григорьевичу – село Горки и Владимиру Григорьевичу – село Талеж, Авдотьино, Ивановское.
Владимир Григорьевич Орлов был младшим из пяти братьев Орловых. После ухода в отставку с поста директора Академии наук начал обустройство своих имений.
Граф Владимир Григорьевич Орлов
При нем в селе Талеж возвели новый каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был возведен в 1792 г. крепостным архитектором графа Иваном Бабакиным по проекту московского архитектора Е. С. Назарова. «Начальный наружный вид церкви — образ креста, в каменной постройке остается до сего времени тот же, но верх состоявший из пяти высоких шпилей с крестом… Пространство церкви ровняется 29 аршин во все стороны. Колокольня тоже каменная, в первоначальном своем виде, а именно построена она отдельна от церкви, в расстоянии 7 саженей, по плану неизвестно почему не выполнена, два средних яруса у нее сокращены и колокольня таким образом сделалась много ниже церкви. Церковь и колокольня обнесены обширною оградою, сделанною из белого камня, с решетками деревянными.»
22 декабря 1793 г. новопостроенная церковь была освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память о разобранной одноименной церкви в соседней деревне Горки.
Иконы для новой церкви были написаны живописцем Красовским. Кроме написанных образов были перенесены иконы, а также церковная утварь из разобранных церквей Рождества Богородицы и равноапостольного князя Владимира. Граф Орлов не только оплатил все работы, но и принимал активное участие, как в самой постройке, так и в приобретении для церкви дополнительной утвари: «Из святынь церкви особо замечательны: серебряный, вызолоченный, вершковой крест, с мощами по всеобщему словесному преданию, св. Князя Владимира, чествуемые как целебные, прихожанами и посторонними людьми, коих большое число бывает для поклонения святыне в день памяти святого Благоверного Князя Владимира 15-го Июля. Сей крест с мощами по словесному преданию, — есть дар храмоздателя Графа Владимира Григорьевича Орлова. Уважаемы так же издавна имеющиеся в церкви следующие древние иконы, принесенные из упраздненных церквей, Князе-Владимирской, в селе Талежи и Богородице-Рождественской, в бывшем селе Горках, и вставленные в особый иконостас, а именно: Рождества Пресвятой Богородицы, Спасителя, святого великомученика Георгия, Нерукотворенный Образ, Святителя Николая, Иверской Божией Матери и Архистратига Михаила. Означенные иконы в медных высеребряных ризах и живопись на них, никогда не была вновь исправлена».
После этого, в 1794 г., стоявшая рядом деревянная церковь равноапостольного князя Владимира была разобрана, а материал употреблен для обжига кирпичей для ограды нового каменного храма.
На месте алтаря упраздненного храма равноапостольного князя Владимира установили столб, на подобие часовни, а остальное место под церковью с небольшим прибавлением окопали и превратили в кладбище, которое просуществовало до 1867 года.
В 1806–42 гг. настоятелем церкви служил священник Иларион Иродионов Голосов. Стараниями отца Илариона в 1810 г. справа от центрального алтаря был устроен придел во имя св. блгв. князя Владимира.
Так как северная часть храма была пустой, а приход увеличивался, то причт храма села Талеж во главе со священником Иларионом Голосовым подал в 1823 году прошение епископу Дмитровскому Афанасию (Телятьеву): “устроить холодный придел во имя святого архистратига Михаила на собственный кошт приходских людей”. В царские врата новоустроенного придела были помещены иконы четырех евангелистов, принесенные в свое время из упраздненной Богородицерождественской церкви села Горок.
Росту прихода послужило и присоединение Ананьина, бывшего крупной деревней. Из-за чего в храме Талежа в 1820 году была учреждена редкая для сельской местности вакансия диакона.
В 1819 г. в церковь Рождества Богородицы дворовым графа Орлова А. Г. Шершневым был пожертвован колокол весом 187 пудов 10 фунтов, отлитый в Москве на заводе Богданова.
В 1832 году причт талежского храма подал святителю Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому, прошение об освящении новоустроенного придела. Святитель наложил на этом прошении следующую резолюцию: «Предписать серпуховскому благочинному, чтобы он в удобное время (конечно уже после Пасхи) отправился на место, тщательно освидетельствовал устроение придела, и есть ли найдет оное приличным, совершил освящение по чиноположению, для чего святый антиминс выдать, и доставить руками священнослужительскими с надлежащей осторожностью».
Священномученик протоиерей Смирнов Иван Михайлович
В этом же году Князе-Владимирский предел сделан теплым.
Священника Илариона Голосова в 1842 г. сменил его зять – священник Павел Яковлевич Смирнов, прослуживший в Талеже 38 лет. Жена о. Павла — Параскева Илларионова подарила ему шестерых детей: Александра, Николая, Екатерину, Михаила, Лавра и Ольгу. Сын Михаил впоследствии стал священником в Лопасненской Анно-Зачатьевской церкви и отцом священномученника протоиерея Смирнова Ивана Михайловича.
В период настоятельства о. Павла Смирнова продолжались благодеяния церкви со стороны потомков храмоздателя – помещиков Орловых-Давыдовых. Селом в это время владели супруги Владимир Петрович и Ольга Ивановна Орловы-Давыдовы. Ольга Ивановна славилась своим благочестием и благотворительностью. Так из «Статистических сведений о первоначальном устроение храма и переменах в последствие произведенных, — Села Талежи Серпуховского уезда Московской епархии», написанных священником Павлом Величкиным мы узнаем о то что в храме «в числе церковной утвари заслуживает внимание большой напрестольный крест из кипариса, обложенного серебром и вызолоченный, с следующей вычеканной знаменательною надписью: Яко Моисей вознесе змию в пустыне, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк верующий в Он не погибнет, но имать живот вечный. Крест хранит вселенныя, крест красота церкви, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва. Сей крест пожертвован в 1855 г. графинею Ольгою Ивановою Орловой-Давыдовой. Есть древнее напрестольное Евангелие, в полулист от 1654 года, поступившее из церкви бывшего села Горок».
Cупруги Владимир Петрович и Ольга Ивановна Орловы-Давыдовы
Священник Павел Смирнов деятельно принимал участие в жизни малоимущих прихожан своего храма. В отделе рукописей Российской государственной библиотеки сохранились его письма к графине Ольге Ивановне Орловой-Давыдовой с просьбой о материальной помощи наиболее бедным прихожанам.
Дальнейшая история этого села очень живо связана с деятельностью церкви.
Важным событием не только церковной, но и дальнейшей жизни Талежа стало открытие талежской школы в 1844 г. графиней Ольгой Ивановной Орловой-Давыдовой для обучения детей в духе веры и Церкви. Церковно-приходская школа являлась старейшей в Серпуховской уезде.
Вместе с этим идет перестройка храма. Вместо пяти шпилей был сооружен большой купол («осмерик») с малою главой из белого железа. Произошло это в 1846 году. С этого времени церковь уже не перестраивалась.
Дальнейшие силы были направлены священником Павлом Смирновым на строительство здания для школы в 1857 году. Изначально школа помещалась в деревянной церковной сторожке, но затем переведена в новое здание, построенное отцом Павлом. Стройка продолжалась до 1878 г. Попечителем строительства стал купец Игнат Карпов, а также люди, которые делали подаяния на строительство. За труды по созданию школы отца Павла Смирнова наградило Епархиальное начальство. Обучение было бесплатным. Священник Павел Смирнов стал там преподавателем, а те деньги, что он получал от крестьян в количестве 36 руб. он разделял своим помощнику и помощнице по училищу. Учителем и помощником отца Павла был диакон С.Ф. Соколов.
Вместе с этим шло активное благоукрашение храма. На стенах храма В 1871 году появилось стенное писание. Также заново написаны иконы в иконостас Богородицерождественского придела. Замечательна большая икона св. Князя Александра Невского, «по отлично фряческому письму и по обстоятельству ей устройства, — освобождению крестьян от крепостной зависимости – 1861 года 19 февраля, устроенная в память сего прихожанами, на вечныя времена, Животворящий Крест в копии с Дмитровского Креста и металлическия хоругви – в память чудесного события 17 октября 1888 года. Замечательные по старине книги: Октоих, Библия, Служебник и в особенности рукописный Акафистник, времени издания которых за утратою начальных листов, нельзя определить».
При отце Павле Смирнове велась церковно-приходская летопись, рекомендованная в 1866 г. Святейшим Синодом для всех епархий. В 1878 г. совсем недолго вместе с о. Павлом Смирновым служил диакон Ф. К. Смирнов – отец священноисповедника Павла Федоровича Смирнова.
Священника Павла Яковлевича Смирнова со временем сменил о. Павел Васильевич Величкин. В 1875-1879 годах он был учителем начальной школы в селе Бухлове Волоколамского уезда Московской губернии. В 1879 году святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, рукоположил его в сан священника с назначением в село Талеж, потому что Павел Васильевич женился на дочери талежского священника Павла Смирнова Ольге Павловне.
В Талеже священник Павел Васильевич прожил всю жизнь. Священник полностью посвящал себя пастырскому служению в различных его аспектах. Много сделал он для украшения сельской церкви, построенной в конце XVIII века. В частности, в 1885 году отец Павел заменил обветшавшие деревянные решетки в храмовой ограде на новые металлические. В 1899 году он сделал в церкви духовое отопление. В 1901 году стараниями отца Павла церковь была украшена, о чем гласила памятная надпись на юго-восточной стене храма: «Храм сей украшен вновь усердием прихожан А. Д. Князева и других при старании священника о. Павла Величкина, диакона М. Смирнова, псаломщика В. Подобедова, церковного старосты И. Князева в лето от Рождества Христова 1901».
Особенно ценна рукопись, которую отец Павел Величкин написал 21 июня 1892 г. для Комитета по историко-статистическому описанию церквей Московской епархии — «Статистические сведения о первоначальном устроение храма и переменах в последствие произведенных, — Села Талежи Серпуховского уезда Московской епархии». Рукопись хранит ценные сведения об устройстве храма, святынях и храмовых праздниках. Она сохранилась в фонде известного москвоведа М. И. Александровского в отделе письменных источников Государственного исторического музея.
Также отец Павел уделял внимание школьному образованию. С назначением в Талеж он трудился законоучителем в двух талежских школах – земской и церковноприходской. В первой он оставался в должности до 1898 г., а во второй до 1910 г. В церковноприходской школе священник был одновременно и заведующим. Еще в 1892 г. отец Павел выстроил дом для школы грамоты. За эти и другие труды на ниве просвещения священник П. Величкин получил от священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Московского и Коломенского, посетившего в 1905 г. церковноприходскую школу в селе Талеж, благодарность и книгу «Беседы о воспитании детей».
Талеж стал не только церковным центром, но и образовательным.
Именно на время настоятельства о. Павла Величкина пришелся мелиховский период жизни Антона Павловича Чехова. Писатель провел в Мелихово шесть лет – с 1892 г. по 1898 г.
Антон Павлович Чехов
Известно, что А. П. Чехов был не только писателем, но врачом и общественным деятелем Серпуховского уезда. Когда встал вопрос о выборе попечителя для школы в 1894 г., представители крестьян Бершово, Мальцы, Попово и Дубечня посетили А. П. Чехова в Мелихове и просили его согласиться стать попечителем Талежской школы, на что писатель ответил согласием. Но на следующих выборах попечителя произошли разногласия. Жители указанных деревень хотели выбрать попечителем школы А.П. Чехова, а крестьяне Талежа, Горок, Шелково и Полушелково – крестьянина села Талежа Дмитрия Петровича Чеснокова. Спор был разрешен о. Павлом Величкиным. Благодаря его ходатайству и учителя села Талеж Алексея Михайлова, попечителем школы села Талеж был выбран А. П. Чехов.
Вскоре, на встречу нового 1895 г. он пригласил отца Павла в свою усадьбу. Вместе со священником в тот раз в гостях был и талежский учитель А. А. Михайлов, который продолжал посещать А. П. Чехова и после о чем свидетельствуют дневниковые записи отца писателя П. Г. Чехова.
После своего избрания А. П. Чехов начал строительство новой школы. И уже 4 августа 1896 г. состоялось торжественное открытие талежской школы. Здесь школе учились дети из всех окрестных сел и деревень.
Не забывал о. Павел Величкин и о своем приходе. При отце Павле Величкине в Талежском приходе в 1902 г. развернулось активное строительство деревенских часовен. Часть их них была построена на месте упраздненных церквей соседних селений.
В 1908 г. за ревностную проповедь священник Павел был награжден набедренником. С 1912 г. он был духовником 4-му благочинному округу уезда, куда входило село Талеж. В 1914 г. был награжден фиолетовой скуфьей, а в 1918 г. – камилавкой.
В начале XX века приход храма Рождества Пресвятой Богородицы насчитывал 1732 человека. Это были жители села Талеж и соседних деревень: Полушелково, Шелково, Попово, Горки, Заволипьево, Мальцы, Бершово и Ананьино. Храм тогда был белым, а внутри его украшали 3 деревянных местами вызолоченных иконостаса, пол храма был тоже деревянным. Вмещал храм около 780 человек.
Священник Павел Величник умер в 1920 г., прослужив в Талеже более сорока лет. После него остался большой дом с садом из двадцати яблонь.
Несмотря на неспокойное время, диакон храма о. Михаил Алексеевич Смирнов был рукоположен в священника, а псаломщик Владимир Васильевич Подобедов – во диакона. Псаломщика Петра Васильевича Алексеева пригласила община храма и поселила его в пустующий дом о. Павла Величкина.
Священник Михаил Алексеевич Смирнов родился в 1870 г. в семье пономаря. В 1889 г. окончил Вифанскую духовную семинарию. В октябре 1891 г. митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием (Рудневым) произведен во диакона в церкви села Талеж. В 1893 – 1906 гг. состоял учителем в церковно-приходской школе в Талеже. В 1907-1910 гг. – законоучителем в земской школе в соседнем селе Чирково. Кроме того, с 1899 г. был законоучителем в Талежской, а с 1910 г. – в Шелковской земских школах.
Вид на село Талеж с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Середина XX в. Художник С. М. Чехов
А в 1927 г. талежский приход задумал отреставрировать храм. И с этой целью община предложила жителям села Талеж продать с торгов пустующий дом священника, который принадлежал в то время селу. Но осенью 1927 года на общем собрании граждан села было выдвинуто другое предложение – продать дом, а на вырученные деньги закупить сельскохозяйственную технику. В 1928 г. дом был продан местным волостным исполкомом. Часть денег от продажи дома пошла на покупку быка, а что стало с оставшейся частью неизвестно. Только с покупкой сельскохозяйственной техники не торопились.
Когда же во второй половине 1920-х гг. закрыли расположенный в нескольких километрах от храма женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Добрынихе, то пять монахинь этого монастыря стали жить в селе Талеж. Имена их сохранились. Это были Агафья (Шехорданова), Евдокия (Анцупова), Мария (Короткова), Параскева (Шехорданова) и Хиония (Сопова). Монахини Агафья и Евдокия были в церкви уборщицами, монахиня Мария служила псаломщицей, а Монахини Параскева и Хиония – сторожили церковь.
В это же время, а именно 24 сентября 1929 г., о. Михаила сменил священник Сергий Павлович Смирнов. По свидетельству современников о. Сергий активно отстаивал церковь от закрытия: служил молебны, призывал прихожан, количество которых его стараниями увеличилось до 749, к сохранению храма, собирал деньги для уплаты налога за церковь. После закрытия соседних церквей, о. Сергий окормлял осиротевшие приходы.
Его стараниями было организовано торжество по случаю престольного праздника в 1930 г. На это торжество пригласили епископа Иоасафа Серпуховского, который служил здесь два дня подряд.
Началась пора арестов священнослужителей. Не избежали этой участи и священники нашего храма. В 1931 г. прежний священник о. Михаил Смирнов и две монахини Агафья и Евдокия были высланы в Казахстан. А о. Сергий с тремя другими монахинями: Марией, Параскевой и Хионией были заключены в Исправительно-трудовой лагерь. Он о. Михаил вскоре был освобожден и вернулся в село.
Удивительно, но дом священника Павла Величкина сохранился до нашего времени. По словам М. Н. Стрелковой, дом был в 1935 году перевезен из Талежа в Ананьино.
К этому времени вышли из заключения монахини Мария и Параскева и вернулись в 1936 г. в Талеж. Примерно весной 1937 года они перешли жить в Деревню Попово где занимались стеганьем одеял, а потом устроились санитарками на работу в санаторий «Нерастанное». Так они жили до следующего ареста в марте 1938 г.
Закрыли храм, как и другие храмы Русской Православной Церкви в 1939 году. Часовня, построенная на месте храма равноапостольного князя Владимира была разрушена, но затем восстановлена. Храм долгое время стоял в запустении.
В начале 1970-х гг. здание храма использовали как клуб, но уже с середины 1970-х гг. храм стоял открытым и начал постепенно разрушаться. Шпиль колокольни обвалился в начале XXI века.
Возрождение храма было долгожданным событием. Оно началось с момента причисления храма Рождества Пресвятой Богородицы в Талеже к Вознесенской Давидовой пустыни в 2006 г. Началось восстановление порушенной святыни и духовной жизни.
Внешние работы были выполнены уже в 2007-2008 гг. Тогда стены храма отштукатурили, установили медную кровлю, подняли купола.
С 2011 г. начали совершаться регулярные богослужения по субботним, воскресным и праздничным дням.
Следующим этапом стала роспись храма. Перед началом росписи храма и изготовления иконостаса был отслужен молебен. Это было 15 февраля 2013 года в праздник Сретения Господня.
Освятили и установили главный колокол на колокольню храма Рождества Пресвятой Богородицы в Талеже 28 марта 2013 года. На колоколе, который весит 165 пудов (2700 кг.), изображены четыре иконы: Преп. Давида — основателя и покровителя обители Вознесенской Давидовой пустыни, Благоверного князь Владимира – небесного покровителя правого придела храма, Архангела Михаила – небесного покровителя левого придела храма, Святителя Николая.
Великое освящение храма и Божественную литургию в новоосвященном храме возглавил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Торжество состоялось 9 сентября 2014 года.
Храм воссоздан в былом великолепии. Сияет купол золотыми звездами. Стены храма украшают росписи, повествующие о евангельских событиях, а также о преподобном Давиде Серпуховском – основателе Вознесенской Давидовой пустыни.
Сюда и по сей день приходят люди молиться, получать утешение и исцеление.
Святой источник
Недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Талеже есть святой источник преподобного Давида Серпуховского. Здесь, по преданию, он молился. На святом источнике устроена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», рядом стоит часовня во имя преподобного Давида Серпуховского, звонница и купальни – мужская и женская.
Источник преподобного Давида Серпуховского чудотворца является подворьем Вознесенской Давидовой пустыни.
Режим работы:
Святой источник открыт для посещения паломников с 8 до 21.
Церковная лавка и чайная открыты:
В летнее время (с 1 мая по 1 октября):
В зимнее время (с 1 октября по 30 апреля):
Понедельник является санитарным днем, по понедельникам святой источник, лавка и чайная закрыты.
На территории Святого источника действуют правила посещения и распоряжения настоятеля.