табынский храм в башкирии
Богородице-Табынский женский монастырь
Богородице-Табынский женский монастырь — православный монастырь в посёлке Красноусольском Гафурийского района республики Башкортостан.
Содержание
История [ править ]
Богородице-Табынский женский монастырь был утвержден 9 июня 1998 года Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по ходатайству Преосвященнейшего Никона (ныне архиепископа) Уфимского и Стерлитамакского.
Обитель расположена на Святых, целебных, соленых Ключах, рядом с горой, у подножия которой было первое, второе и третье обретение чудотворной иконы Табынской Божией Матери.
Святые Ключи – жемчужина Башкирской земли и богатейшая духовная сокровищница, где каждый может прикоснуться к Православной святыне.
Чудесное явление Табынская иконы Божией Матери произошло в районе современного поселка Курорт Гафурийского района республики Башкортостан. Впервые икону обрела братия Вознесенской пустыни в конце XVI века на камне, который нависал над двумя источниками, пересекавшими в этом месте Ногайскую дорогу. Один из них был соленый и несколько белесоватого оттенка, а другой, слева, совершенно пресный. С тех пор как икона своим явлением освятила это место, источники – или ключи – стали называться Святыми.
В XVI веке, в царствование Иоанна IV Грозного, здесь уже существовал мужской монастырь – Вознесенская пустынь, основанная игуменом Евфимием.
В 1597 году монастырь был переименован в Пречистенский в честь первого явления – в 18 километрах от с. Табынского – ориентировочно в 80-90х годах XVI столетия – Казанской иконы Божией Матери. Позже святой образ Царицы Небесной стал именоваться Табынским.
На месте явления чудотворной иконы находились часовня и пещера, из которой истекал соленый источник. Однако, в 1972 году по требованию журнала «Наука и религия» они были взорваны.
После празднования 1000-летия Крещения Руси, положившего начало возрождению в России. На этом месте решено было построить храм. На благое дело откликнулись многие предприятия городов Салавата, Стерлитамака, а также частные лица.
По благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона основание церкви было заложено 7 ноября 1992 года. Строительство храма в честь иконы Божией Матери Табынской, теперь уже на горе, возглавил протоиерей Владимир Сергеев.
В 2006 году в престольный праздник обители – IX-ю пятницу по Пасхе, архиепископ Никон с многочисленным сонмом духовенства совершил чин освящение храма.
Святыни [ править ]
Подворья и скиты [ править ]
Подворье: 453124, г. Стерлитамак, ул. Халтурина, 119, Татианинский храм.
Скит: 453079, Гафурийский район, д. Пчелосовхоз, храм в честь Царственных Страстотерпцев.
село Табынское. Церковь Вознесения Господня.
Основание Вознесенской церкви можно все-таки считать одновременным со строительством новой Табынской крепости. В 1696 году был указ царя Петра Алексеевича о переселении стрельцов на пристанскую поляну, и строительстве нового острога с отводом земель и угодий. Уже в 1698 году: «стольник Дмитрей Иванович Молостов в Уфинском уезде на пристане, заложил новопостроенной был город…».
С большой вероятностью, тогда же и появляется первая Вознесенская церковь. Имя ее не случайно. С одной стороны в воспоминание погибшей Вознесенской пустыни в 1648 году, а с другой стороны на ключах еще существовала Пречистинская церковь. И в ней еще не пропала Табынская чудотворная икона, называемая вероятно народом «явленной».
Несмотря на то, что новый острожек был, не вполне построен, он смог выдержать две осады, и когда в 1708 были разрушены близ лежащие Соловарный городок, завод и Пречистинский монастырь. Он стал опорой на южных рубежах. В это бурное время не легко пришлось и Вознесенскому храму, и кто мог тогда предположить, что пропавшая Табынская икона изберет себе в удел именно его. Об этом первом храме практически ничего не известно. Существует только смутная легенда о том, что он был построен еще первыми казаками, и затем стал приходским в деревеньке, называемой тогда монастырской. Храм был небольшим. По преданию, именно на его месте сейчас построена храмовая часть современной Вознесенской церкви. Против обыкновения он меньше трапезной, размером где-то 15х15 метров. И это все что удается выяснить.
14 июля 1736 г. была построена крепость в 5 бастионов и тогда же возобновлен Вознесенский храм: «земляной город о пяти бастионах и церковью Вознесения».
Построенная при Иване Кирилловиче Вознесенская церковь была деревянной, как и весь Табынск. На плане 1769 года составленным подпоручиком Никитой К (фамилия неразборчива) видно, что участок, выделенный под церковь, был порядка 60 х 70 метров. Храм стал вместительнее порядка 20х30 метров, без ярко выраженной колокольни и трапезной. Алтарь в длину около 6 метров, а в ширину на весь храм. Очевидно, алтарная апсида вмещала все три придела. Именно в этой церкви случилось третье, и последнее явление чудотворной Табынской иконы Божией Матери. Где она прославилась и стала называться Табынской.
В 1793 году в Табынске случился пожар и церковь, построенная при И.Кириллове, сгорела. Причем св. икона и антиминс, как это сохранило «Сказание» были вовремя вынесены из храма. В 1828 году Вознесенская церковь сгорела во второй раз. И именно в то время когда св.икона была унесена на святые ключи. Антиминсы были спасены казаком по фамилии Кадошников.
Настоящий каменный храм был построен в 1848 году, когда крепость и земляные валы были уже срыты.
Табынские старики единодушно рассказывают, что для строительства церкви на другом берегу Белой было построено два кирпичных завода. Кирпич готовили очень долго. Месили, затем формовали и сушили. А потом уже около недели обжигали в печах. Известку также жгли у себя на горе Воскресенке, которую называли еще «Шиханом».
По данным И.Златоверховникова в 1897 году состояние Вознесенской церкви:
“Каменная, построена в 1848 году с приделами Казанской Божией Матери и Святаго Николая Чудотворца. Приписано 4 приходских деревни (Павловка, Архангелка, Ахметка (чуваши) и т.д.), в селе 2 земских училища: мужское и женское; храмовой земли 92 десятины (около 100 га.).13. В 1914 г. причт села состоял из 4-х священников и 4-х псаломщиков. Дополнительно было открыто Табынское городской 4-х классное училище на средства Ивана Кузнецова. Земская больница. Ветеринарная лечебница. Почтово-телеграфное отделение. Фотоателье Ступина И.С. А также производства салотопенное, свечное, сыромятное, маслобойное, красильное, кожевенное.”
Табынская церковь была по доходности самой богатой в Уфимской епархии.
В 1905 году в Табынск доставлен большой колокол весом 200 пудов.
Архитектура Вознесенской церкви является сама по себе раскрытой книгой его истории. В своем современном состоянии, когда обнажились у полуразрушенных стен старинная кирпичная кладка, можно и без фотографий определить некоторые детали декора.
Выполнена она в строго классическом стиле тех времен. Основные размеры предшествующих храмов совпадают с современными. Это говорит о наличии каменного фундамента, на основании которого в последствии был сооружен и храм 1828 года и каменный 1848 года. Хотя это утверждение не может быть строгим.
Первоначально церковь состояла из квадратного в плане трехнефного храма с апсидой и без колокольни. В точности, повторяя в плане церковь 1736 года. Судя по различию декоративных украшений и оконных проемов, несколько позже с восточной стороны к храму был пристроен, уступающий ему по ширине четверик – новый храм с крупным световым барабаном и прямоугольной апсидой алтаря. Прежний храм был превращен в трапезную, в которой, остались алтари Казанской Божией Матери и чудотворца Николая.
Купол нового храма не был окружен колоннадой как колокольня. Возможно, это решение было продиктовано подвижкой фундамента, из-за которого в последствии купол рухнул при реконструкции 1950-х годов.
После возведения по сторонам основания колокольни двухэтажных пристроек сторожки и крестильной колокольня слилась в единый массив. Сторожка, как вспоминают старожилы, всегда принимала странников и паломников. На втором этаже находилась ризничная, вход туда был из храма.
Всё здание практически выстроено из самодельного кирпича 25х13х7,5 см, а вот сторожка и крестильная — из плитняка.
На северном и южном фасаде храма были расположены входы в виде портика о двух колоннах. Два прямоугольных окна по бокам украшались по второму ярусу круглыми оконцами. Левее входа находится три больших (3х3 м) квадратных, окна трапезной. Аналогичное им квадратное окно сторожки с про- резанным над ним полуциркульным остекленным проемом второго этажа (на правом фланге) воспринимается как единое двухъярусное окно.
В архитектуре доминирует трехъярусная колокольня, окруженная 8 столбами. Они уравновешивают массивные объемы нижних ярусов. А плоские полукруглые ниши в каждой грани второго яруса создают впечатление сухости небольшими прямоугольными окнами. Парадность этого фасада подчеркнута высоким арочным проемом входа и роскошными воротами. Торцы боковых пристроек равны высоте первого яруса колокольни. Сторожка имеет вход из колокольни. А крестильная соединена с трапезной.
Плоскостное украшение всего здания характерно для классицизма середины 19 века. В простенках храма расположены слабо выступающие пилястры. Аналогичные пилястры в простенках и на углах трапезной несут упрощенный архитрав и две горизонтальные тяги.
Четыре мощных устоя по углам храма несли на высоких подпружных арках световой барабан.
Храм соединен с алтарной апсидой тремя арочными проемами, средний из которых, предназначенный для царских врат значительно шире боковых. Еще один арочный проем связывает храм с обширной трапезной. Ее трехнефное пространство с четырьмя тонкими литыми столбами-стойками воспринимается визуально единым. И создает замечательное акустическое пространство. Перекрытие основания колокольни образовано Т-образным пересечением двух цилиндрических сводов. Переход к круглому третьему ярусу колокольни осуществлен при помощи ступенчатых парусов. Сторожка и крестильная перекрыты сводиками по металлическим балкам. Плоское боковых нефов трапезной вероятно позднейшего времени.
Лестница к верхним ярусам колокольни устроена в скрытом помещении основания, слева от входа.
Закрытие церкви началось в январе 1930 года. 14 декабря 1930 года был снят колокол, разбит и вывезен Уральской конторой «РУДМЕТАЛТОРГ».
Не смотря на такой разгром, крестные ходы в Табынск не прекратились.
Несмотря на угрозы, расправится с храмом под школу его так и не переделали. Сельсовет решил устроить там зерносклад. Но большинство жителей туда не заходили. Однако со временем, особо отъявленные комсомольцы стали портить и росписи, иконостасом и иконами топили печки. В годы Великой Отечественной войны сюда въехал эвакуированный из Ленинграда витаминный завод. Станки были небольшими, и поэтому перестройки храма не производилось.
В 1954 году храм был оборудован под Табынский консервный совхоз-завод. Никакой необходимости в этом не было. Можно было построить и отдельные цеха, но приказ есть приказ.
Во время основательной переделки храма рухнул центральный купол.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
наверное, мне это надо. свяжу себе. Думаю, ни для кого не секрет, что шапку такую вяжут попер.
Песочный торт с кремом из халвы Если вы любите халву, предлагаю побаловать себя необычным.
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Место силы. Красноусольск / Табынск, Башкирия. И я там была.
История явления
Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом. В 12 км от селаТабынска, в расположенной там Пречистенской пустыни.
Однако, уже в 1663 году Пречистенская пустынь была и упоминаний о Табынской иконе более никаких не было. Где находилась святая икона Богородицы в это время – неизвестно. Однако через 100 лет произошло её второе явление.
Между 1765 и 1768 годом три пастуха-башкира пасли скотину у соленых ключей, и вдруг на большом камне, в том же месте, что и в первое её явление, они увидели саму собой стоящую икону Божией Матери. Предание рассказывает, что они бросились рубить её, топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Один из них, самый молодой – 14–15 лет, стал молиться и прозрел. Хотел убежать и снова ослеп. Опять молился и призвал к этому своих друзей. Они собрались у иконы, отчаянно вопия: «Не уйдем, пока русский Бог не исцелит нас». Каясь в содеянном, они умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию.
Икона была привезена в Покровский храм Богоявленского завода (пос. Красноусольск). Наутро иконы в храме не оказалось, обнаружили её в селе Табынском. С этих пор чудотворная икона Божией Матери называется Табынскою.
Икона Табынской Божией Матери – покровительница всего Уральского края: Башкирии, Оренбуржья, Поволжья,Сибири, Казахстана. После её обретения в этих землях стали совершаться крестные ходы, которые сопровождались многими чудесами.
Икона спасла, как свидетельствуют записи 1848 года, Оренбург, где эпидемия холеры уничтожила около половины населения – 29 807 человек за пять лет. Только лишь в 1853 году вспомнили христиане о своей Заступнице, и с принесением иконы холера наконец отступила.
Во время Гражданской войны, в период наибольших колебаний казачества, атаман Оренбургского казачьего войска Дутов для поднятия боевого духа казаков вывозил в войска икону Табынской Божией Матери.
В Китае святая икона находилась в православном монастыре Харбина вплоть до 1948 года. После 1948 года икона была вывезена архимандритом Филаретом (Вознесенским), будущим предстоятелем Русской Зарубежной Церкви сначала в Австралию, затем в США, в город Сан-Франциско. Далее ее следы теряются, и где она находится сейчас – неизвестно.
Но на каждый год на Девятую пятницу после Пасхи (праздник явления иконы Табынской Божией Матери) в месте явления собираются тысячи людей. И становятся свидетелями обыкновенного чуда, которое случается здесь раз в году: именно на Девятую пятницу в пещерке, где обычно ставят верующие свечки, появляется вода. Проходит праздник — и уходит святой источник. Но самые терпеливые и настойчивые имеют возможность набрать себе целебных капель.
В настоящее время всем миром возрождается обитель знаменитой Чудотворной Иконы Божьей Матери Табынской, а вместе с ней — вера, надежда и любовь в людских душах.
Любое паломничество к этим святым местам начинается со Свято-Вознесенского храма, куда люди прибывают, чтобы поклониться мироточивой копии знаменитой Иконы и, наполнив сердца благодатью обители Матери Божией, направиться на Святые ключи, к месту её явления. Тем самым повторяется маршрут старинных Крестных ходов, которые начинались и заканчивались в Табынске. И таких людей всё больше, что свидетельствует не только о возрождении Табыни, но и о стремлении души народной к вере, любви и добру.
Была и я в этом чудесном месте.
. рядом расположен санаторий «Красноусольск», известный в России своими «водами».
Обычно и зимой и летом на Усолке можно встретить уток. В теплое время года здесь нередко бродят серые цапли и другие птицы, которые не прочь выхватить рыбку из прозрачной воды. Говорят, в этой горной речушке водится хариус. Кстати, ни в какие морозы Усолка не замерзает.
Большинство людей приезжает в Красноусольск «на воды». Здесь своеобразный башкирский Кавказ, где одной из основных достопримечательностей стали минеральные источники. Их лечебные свойства были открыты еще четыре века назад – и благодаря их чудодейственности, источники назвали святыми.
Путешественники используют воду из источников в качестве лечебного питья и для целебного купания. В погожие летние деньки отдыхающие намазываются прибрежной грязью в долине Усолки. Считается, что эти иловые грязи озерно-ключевого происхождения, благодаря содержанию биологически активных веществ, оказывают обезболивающее, восстанавливающее действие, повышают иммунитет.
Онлайн требы, чудеса и гуру в храме: выяснились детали скандала в церкви в Башкирии
Отстранение от службы настоятеля Свято-Вознесенского храма Табынского села Гафурийского района игумена Боголепа, о котором стало известно в начале текущей недели, вызвало немало откликов у читателей.
Чудеса да и только
Напомним, по первоначальной информации, произошло это без особого объяснения причин и связано с некоей жалобой на священника. Вскоре после этого инцидента православные верующие поселка Красноусольский, в котором находится храм, вышли на крестный ход. С иконами на молитву вышли в общей сложности около ста человек. В Сети тем временем появилась петиция, адресованная митрополиту Никону, с требованием восстановить батюшку в службе. На сегодняшний день ее подписали свыше 800 человек.
— В наш храм на его служения Богородице ехали со всей страны. Многие семьи долгое время готовились, откладывали средства на поездку в Табынский храм, именно на исцеляющую службу к батюшке, также, как и болящие, кто находился на лечении, проходя терапии, готовясь к поездке, — сообщается в петиции.
— Когда храм был разрушен, батюшка службу вел на морозе с непокрытой головой часами. Водил крестные ходы и именно при нем станица стала возрождаться. Дети шли со школы и заходили в храм к иконе приложиться. Про чудеса исцеления и помощь нуждающимся даже говорить не буду — это огромное количество благодарных людей. Кроме того, все знали и видели, что храм он часто ремонтировал на свои личные средства, — пишет в комментариях одна из местных жительниц.
Между тем, абсолютно очевидно, что такая активность верующих может выйти боком самому священнику, поскольку явно противоречит принятым в церкви канонам поведения. При этом попытки узнать какие-либо подробности через Уфимское епархиальное управление оказались безуспешны — там не были расположены «выносить сор из избы». Прояснить ситуацию помог наш эксперт — религиовед Вадим Розенфельд.
— Ситуация с бывшим настоятелем Свято-Вознесенского храма игуменом Боголепом — не нова. Вся история его пребывания в этой должности (порядка восьми лет) — это цепь скандалов и нервотрепок. Жалобы и анонимки на него поступали во все инстанции (в том числе в полицию), — рассказал Вадим Яковлевич.
В чем же суть претензий к отцу Боголепу?
— Есть причины, которые, действительно, заслуживают серьезной реакции, — считает наш эксперт. — Отец Боголеп — это типичный представитель такого крайне нездорового явления, сильно распространённого в Русской православной церкви, как младостарчество, когда сравнительно молодые священники приписывают себе благодатные духовные дары, сопоставимые с чудесами, творимыми канонизированными священнослужителями. Отец Боголеп семинарию закончил лет 20 назад. За весьма скромный опыт служения — около 12 лет в сане — откуда такие «благодатные дары» и учительство?
Не секрет, что в любом религиозном приходе уклад жизни нередко держится на чудотворениях (исцелениях, миротечениях, явлениях Богородицы и т. д.). В приходе отца Боголепа это явление проявилось особенно. К нему приезжали паломники со всей Башкирии и даже с других регионов России, включая известных людей, — например, там не раз побывала Анастасия Волочкова.
Кроме того, известно, что отец Боголеп ввел так называемый «богородичный культ».
— Дело в том, что Богородица весьма почитается в Христианстве, но ни в коем случае не как богиня, а как Матерь Господа, как Заступница и Молитвенница за род человеческий. Однако в приходе отца Боголепа бытовало такое мнение: «У нас батюшка Боголеп и матушка Богородица». Таким образом выпадала христология, что, в принципе, эксперты приравнивают к своего рода богохульству, — пояснил Вадим Розенфельд.
— Такие вещи раздражают епархию очень сильно. Вдобавок этот «гуру-настоятель» весьма вольно относился к церковному уставу. Деревенский храм — это, конечно, не образец канонических требований, но есть границы, которые нельзя переступать даже там, — скажем, обязательные службы в страстную неделю. Однако в этом году отец Боголеп служил только Пасхальную, — говорит Вадим Розенфельд. — Зато батюшкой были введены «онлайн требы» — еще одна печальная реалия современной РПЦ, когда люди заказывают по интернету просьбы отслужить ту или иную службу — за упокой, за здравие и другие. Это стабильный приработок для храма, но скверный пример, ведущий к ослаблению крепости веры: «Закажи молитву по телефону и не печалься, батюшка все проблемы решит».
По мнению Вадима Розенфельда, приход отца Боголепа — это вполне состоявшийся бизнес-проект. Онлайн требы, паломники, «исцеления» и прочие «чудеса» приносили довольно весомый доход, что также не могло не раздражать епархию.
— Все это была мина замедленного действия, которая и рванула, — отметил наш эксперт. — Что послужило конечным поводом для указа митрополита, трудно судить. Что будет дальше, также гадать сложно. Если отец Боголеп покается (что и предполагается), запрет снимут и место (скорее всего, другое) ему снова дадут.
Тенденция, однако…
Примечательно, что буквально на днях стало известно об еще одном похожем прецеденте, который произошел в другой православной епархии в Башкирии — Бирской и Белорецкой. Там от службы отстранили на три месяца настоятеля Спасо-Преображенского храма в селе Зилаир отца Дмитрия (Краснухина). Причиной в указе епископа Бирского и Белорецкого Спиридона указано, как и в случае с отстранением отца Боголепа, «систематическое самовольное оставление места служения». В этом случае паства отстраненного священника также начала роптать и собирать голоса в его поддержку.
Пресс-секретарь епархии отец Сергий Рыжаков сообщил корреспонденту Медиакорсети, что не считает нужным придавать этому инциденту чрезмерное значение и внимание.
— В каждой организации или учреждении приняты свои правила поведения. В церкви они есть тоже. Отец Дмитрий нарушил их, причем делал это неоднократно. Его и ранее предупреждали о недопустимости подобных поступков, но в итоге принято решение применить к отцу Дмитрию такую меру дисциплинарного воздействия, — пояснил отец Сергий. — И прихожане, привлекая внимание СМИ к этому происшествию, вовсе не помогают отцу Дмитрию, а, наоборот, только вредят. Ему сейчас нужно проявить все свое смирение и доказать, что он впредь готов исправно исполнять свою службу.
Религиовед Вадим Розенфельд дополнил свой комментарий еще несколькими интересными тезисами.
— Считаю важным указать на истинные причины обсуждаемых вами событий, — уточнил он. — Подобные ситуации возможны только в условиях полной безграмотности (в данном случае религиозной) населения и недостаточного административного внимания со стороны управляющих религиозных структур. Положение с религиозным просвещением сегодня просто чудовищное, население погружается в трясину бытового суеверия и оккультизма и обращается к различным мракобесам — лжецелителям, лжепророкам и прочим «чудотворцам».
Медиакорсеть следит за развитием событий.