сын приостановил тренировку мамы
Ребенок хочет бросить спорт, родители против. Что делать?
Почему дети бросают музыку, танцы и даже отказываются ходить в школу?
Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта
Дистанционка по-разному сказалась на детях, которые чем-то занимаются дополнительно. Одни ждут не дождутся, когда откроется любимая спортивная школа, у других же напрочь пропало желание ходить на танцы, на музыку или в изостудию. Как быть, если ребенок, привыкший сидеть дома, откажется от своих прежних увлечений? Давить на него или не стоит?
— Что делать, если ребенок говорит: а не хочу я больше учить английский! Надоела мне эта музыкальная школа! Больше на карате не пойду, и не уговаривай. А вдруг завтра он скажет: мне не нравится ходить в школу, не пойду я туда больше?! Что в этом случае делать?
Что чувствуют родители, когда ребенок хочет бросить музыку или спорт
О да, поворот интересный. Каждый из нас хоть раз оказывался в этой ситуации: когда осознаешь, что больше не хочешь делать то, что с восторгом и увлечением делал раньше. Ты больше не выбираешь это направление в искусстве, этот вид спорта, эту работу, эту карьеру, этого партнера. Тебе стало скучно, холодно, ты хочешь чего-то другого.
Теперь, благодаря нашим детям, мы видим ситуацию не изнутри, а снаружи: не мы сами, а наши дети вдруг «остывают» к делу, которое раньше вызывало у них живой интерес. И что мы, родители, чувствуем в этот момент?
Вот такая буря чувств от одного простого «не хочу»!
Почему ослабевает мотивация у ребенка
А если немного успокоиться и посмотреть на ситуацию холодным взглядом — что происходит, когда ребенок отказывается от того или иного занятия? Он дает нам четкий сигнал, что его учебная мотивация ослабла.
Это естественное явление, которое можно встретить не только как локальную катастрофу. Ужасно интересно разобраться, что такое мотивация, как и почему она ослабевает и чем на самом деле нам это грозит (а может быть, наоборот, обещает что-то классное и полезное?).
Мотивация ребенка – это набор смыслов, которыми ребенок наделяет свою деятельность. Это честный внутренний ответ на вопрос «Зачем мне это нужно?»
Это все ожидания, возможности, положительные эмоции, все хорошие внутренние обещания от конкретного вида деятельности. Ребенок мотивирован, если он хорошо представляет себе, что даст ему то или иное занятие, какие двери перед ним открывает, как он дальше будет использовать получаемые знания и навыки и какие приятные ощущения за этим последуют.
Но ведь дети растут. Их «зачем» постоянно меняются. В три года нас вдохновляют одни обещания от деятельности, в шесть уже совсем другие, в десять — третьи, а в пятнадцать все предыдущие становятся не важны.
Так вот, каждое «не хочу», которое мы слышим от ребенка, — это сигнал либо о внешнем изменении (когда что-то в школе, кружке, спортивной секции меняется настолько, что их «зачем» больше не поддерживаются), либо о внутреннем изменении, когда все наши «зачем» устарели, обветшали и больше не побуждают нас продолжать путь.
Причины снижения мотивации
Но, конечно, бывают и другие причины. Например, такие:
1. Ребенок просто устал. «Переел» своего любимого занятия и почувствовал пресыщение.
Решение: устроить ребенку отпуск с обязательной закрытой датой. Пересмотреть приоритеты, аккуратно опустить планку и попробовать все сначала.
2. У ребенка произошли важные изменения с учебой. Сменился тренер, сменился зал, сменился музыкальный инструмент или кроссовки неудобные. Зачастую мы даже не можем сразу сказать, что именно «отворачивает» нас от некогда любимого дела.
Решение: поиграть в сыщиков, найти причину, придумать минимум пять способов преодолеть, выбрать самый привлекательный. Вплоть до смены тренера и покупки десяти пар новых кроссовок: если вам и ребенку важно сохранить отношения с данным видом деятельности, оно того стоит.
3. Ребенок пришел к этапу, на котором требования к нему стали неадекватными. Слишком жесткими, слишком мягкими и простыми, непредсказуемыми и непрозрачными.
Решение: поговорить с педагогом, тренером и ребенком, отрегулировать уровень жесткости «вручную».
4. Кто-то вмешался и неосторожным словом, делом, взглядом — умышленно или неосознанно — поломал ребенку мотивацию.
Решение: отловить «жучка» и воздействовать не на обидчика, а на ребенка. Можно использовать специальные мотивирующие упражнения (подробно о них – в следующий раз).
Чем полезны скачки мотивации
И все-таки чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией «просто остыл», «в принципе больше не хочу», «достало», «надоело», и все это в конечном счете сводится к одному: «не вижу смысла». Это не значит, что раньше вы сделали неверный выбор: просто пора поискать другие источники мотивации.
Это похоже на скачок напряжения в электрической цепи, когда на мгновение вдруг гаснет весь свет, а когда он зажигается снова, мы обнаруживаем, что какая-то из лампочек перегорела. Скачок мотивации — как скачок напряжения, а новые смыслы — как дополнительный источник питания.
Что мы можем сделать, чтобы помочь нашим детям пережить скачки мотивации?
По сути, нам предстоит пересобрать электрическую цепь, заменить перегоревшие лампочки и вновь дать нашим детям возможность гореть, испытывать интерес, увлеченно чем-то заниматься.
Почему дети бросают музыку в 10 лет: история Маши
Девочка Маша в шесть лет поступила в музыкальную школу, три года зубрила сольфеджио, мучила гаммы, пела на концертах, а к девяти годам вдруг захотела бросить. Ничего не изменилось в ее отношениях с педагогами, в ее успехах — просто пришло то самое «не хочу», которое нас так выводит из себя.
Что произошло? Маша выросла из своих прежних мотиваторов. Ее больше не вдохновляет участие в концертных программах, ей мало родительской похвалы. Теперь ей нужно признание со стороны сверстников, нужен имидж, немного хулиганства и очень много внимания.
Что можно сделать? Сменить репертуар: перестать играть гаммы и начать подбирать модные мелодии на фортепиано. Сменить имидж: начать играть домашние концерты не в привычных белых блузках, а в каком-нибудь необычном костюме. Можно помочь девочке завести собственный блог, инстаграм, Тик-Ток, завести youtube-канал — в общем, найти такую форму, которая позволит увидеть новый смысл в занятиях музыкой и действительно получить от них то, чего хочет ребенок здесь и сейчас.
Брат с женой скинули воспитание сына на маму, а теперь ей еще смеют претензии высказывать
У брата с женой странная позиция. Сначала они полностью переложили воспитание собственного сына на нашу маму, причем за спасибо, а теперь возмущаются, что она его не так воспитывала. Умненькие такие! Так и занимались бы ребенком сами!
Чтобы как-то сэкономить, брат попросился с супругой пожить к маме. Я это все наблюдала своими глазами, потому что тогда еще доучивалась в школе и конечно же жила с мамой. Мама у нас человек мягкий, поэтому согласилась потесниться и пустить сына с беременной невесткой.
Работали они с женой усердно, тут сказать нечего. Дома я их практически не видела, можно сказать, что дома они только ночевали, умудряясь даже на выходных работать. Инга чуть ли не с работы поехала в роддом, схватки начались ранним утром, поэтому до работы она не доехала просто. Родился мальчик, назвали Богданом.
После того, как она разродилась, два месяца она покормила ребенка, а потом у нее пропало молоко и она перешла на смесь. Поэтому было решено, что частично она может выйти на работу. Мама работала в школе, поэтому после обеда была уже свободна. Она приходила домой, принимала вахту по младенцу, а Инга убегала на работу.
Я с племянником тоже возилась, но только под маминым приглядом, все-таки он был очень маленький. Потом уже, когда он подрос, я стала помогать активнее.
Брат с женой прожили с нами еще год после рождения ребенка, потом все-таки взяли ипотеку и отбыли к себе. Но мама все также продолжала помогать с внуком. Когда Богдану исполнился год, мама вышла на пенсию и стала полностью заниматься внуком, дав Инге возможность выйти на полный день.
Я уже закончила школу, уехала учиться, поэтому помогать маме уже не могла, но она и сама справлялась. Брат же с супругой полностью сбросили сына на бабушку. Привозили его к ней утром, она целый день с ним занималась, кормила, гуляла, учила читать, считать, определять время по часам, в общем, готовила ребенка по всем правилам. Вечером брат или Инга забирали сытого довольного жизнью ребенка домой.
Когда Богдан болел, он вообще жил у мамы. Родители на больничный уходить не хотели, поэтому возилась с ним бабушка. Зачем больного ребенка туда-сюда каждый день возить, пусть уж где-то в одном месте живет и лечится. Таким местом и стала мамина квартира.
В садик племянник так и не пошел. Брат с женой решили, что так он будет постоянно болеть, да и постоянно нервничать, что вовремя не сможешь забрать, они тоже не хотели. Так мама и занималась внуком до последнего времени.
Три месяца назад Инга ушла в очередной декрет. С ипотекой они расплатились, поэтому она решила, что в этот раз полностью отсидит положенный государством отпуск. Поскольку мама дома, Богдана к бабушке тоже не отправляли, Инга сама занималась сыном.
Тут и потекли на маму реки претензий по поводу воспитания Богдана. И избалованный он, и в еде перебирает, и читать не хочет, и с родителями переговаривается, и несамостоятельный. В общем, мама вырастила монстра, если послушать Ингу.
Брат сам на маму не наезжает, но и супругу свою осадить не пытается. Мама на претензии не отвечает. Она сказала только, что теперь со всеми своими детьми они будут разбираться сами, на нее могут не рассчитывать.
А я, если сама хоть раз услышу наезд на маму, сама выскажу этим неблагодарным все, что думаю про них. Им навстречу пошли, ребенка помогли вырастить, они сами им не занимались, все на маму свалили, а теперь опомнились и давай маму же и винить. Что-то я не заметила, чтобы мама Инги вообще принимала участие в жизни внука.