сяндемский успенский монастырь в карелии
Как доехать
Добраться до Сяндемского монастыря можно следующими способами:
Из Москвы с Ленинградского вокзала до станции Лодейное Поле (справочная Ленинградского вокзала +7 (495) 262-91-43)
Далее можно добраться на такси.
Из Санкт-Петербурга с автовокзала (ст.метро «Обводный канал») на рейсовом автобусе доехать до г. Олонца (справочная автовокзалов +7 (812) 766-57-77; +7 (812) 405-7516/17/19, www.avokzal.ru).
Из Петрозаводска на рейсовом автобусе доехать до г.Олонца.
Из г.Олонца до монастыря можно добраться на такси.
СПРАВКА: от федеральной трассы Р21/Е105 до монастыря около 17 км.
Из городов Лодейное Поле, Олонец и Петрозаводск до самого монастыря можно добраться на такси. От ж/д вокзала г. Лодейное Поле до монастыря время составит около 1 ч. 30 мин. От ж/д вокзала г. Петрозаводска до монастыря время составит около 2 ч. 30 мин. Из г. Олонца до монастыря время составит около 30 мин.
ВНИМАНИЕ! Не пользуйтесь навигаторами, т.к. они показывают неверную дорогу! ДОБРАТЬСЯ МОЖНО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ д. НУРМОЛИЦА! Через д.Тулокса и п.Ковера дороги в монастырь НЕТ!
По федеральной трассе Р21/Е105 (прежнее название М18) свернуть налево у указателей «Сяндемский Успенский женский монастырь», «Нурмолица», если ехать со стороны Ленинградской области (294-й км).
По федеральной трассе Р21/Е105 (прежнее название М18) свернуть направо у указателей «Сяндемский Успенский женский монастырь», «Нурмолица», если ехать из Петрозаводска.
Важно! Прежде, чем отправиться в монастырь на несколько дней, просим Вас позвонить нам по телефону 89214656229.
Как доехать до Сяндемского Успенского женского монастыря
От трассы Р21/Е105 (Санкт-Петербург — Мурманск, «Кола») до монастыря:
Сяндемский Успенский женский монастырь
Сяндемский Успенский женский монастырь Петрозаводской и Карельской епархии был основан в XVI веке. Его основатель – преподобный Афанасий Сяндемский – один из самых юных и любимых учеников преподобного Александра Свирского. Несмотря на свой возраст, Афанасий пользовался большим доверием преподобного Александра, являлся его келейником и сомолитвенником. В одну из ночей, пребывая со своим учителем на молитве, преподобный Афанасий удостоился быть свидетелем явления Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках, окруженной сонмом ангелов. Святой Афанасий, пав в ноги старцу, залился слезами: «Скажи мне, ради Господа, отче, что это было? От этого сияющего видения мой дух едва не разлучился с телом». На это святой Александр, пребывая в радостном волнении, ответил: «Потерпи, чадо, мой дух тоже трепещет от этого чудесного явления». После того он послал за своим духовником Исаией, которому в присутствии Афанасия подробно рассказал о явлении Царицы Небесной. Они преисполнились великой радости и всю ночь провели вместе на молитве.
По преставлении своего учителя прп. Афанасий, будучи в преклонных годах, с несколькими учениками удалился из Свирского монастыря в непроходимые карельские леса. На холме перешейка двух озер Сяндема и Рощинского (вблизи г. Олонца) им была основана Сяндемская пустынь.
Преподобный Афанасий преставился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
В начале XVIII столетия монастырь сгорел дотла. В том пожаре погибли все оставшиеся письменные памятники времени преподобного Афанасия. После пожара было решено восстановить сгоревший храм. Когда на месте прежней церкви выкопали глубокий ров под строение нового храма, в нем обрели нетленные мощи святого Афанасия. При этом полностью нетленными оставались не только тело, но даже четки из шерстяных ниток и грамота с разрешительной молитвой в руках преподобного. Несколько дней мощи святого были выставлены для поклонения, а затем 2(15) мая их погребли на прежнем месте под спудом.
В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. На территории обители велись ожесточенные бои. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии оставшиеся строения были разобраны до основания местными жителями для своих нужд.
Несмотря на то что от Сяндемского Успенского женского монастыря, который воздвигли благоговейные руки наших православных предков, не осталось даже фундамента, Господь и Божия Матерь не оставили обитель. 25 августа 2009 года архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов) отслужил молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на некогда монастырской территории. На монастырской земле вновь зазвучала молитва, пришли первые насельницы.
27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Сяндемского Успенского женского монастыря, на должность игумении монастыря была назначена монахиня Варвара (Иванова). На сегодняшний день это единственный женский монастырь в Карелии. В нем несут послушание десять сестер.
Несмотря на удаленность обители от населенных пунктов и суровые условия, сестры продолжают дело, начатое монахинями сто лет назад. Ведется миссионерская, духовно-нравственная и просветительская работа. Каждую неделю проводятся занятия воскресной школы в Олонецком детском доме, организуются православные конкурсы и викторины для школьников района. Сестры поводят мастер-классы для детей по шитью хоругвей, с которыми ребята ходят в крестные ходы.
Практически все работы в обители сестры выполняют сами. Для выполнения общестроительных работ привлекаются квалифицированные рабочие и специализированные организации Трудники и паломники в монастыре бывают редко: обитель расположена в краю лесов и озер, до ближайшего города – Олонца – тридцать километров, рейсовые автобусы в сторону обители не ходят, поэтому далеко не каждый паломник примет на себя труд по самостоятельной организации проезда в монастырь. Сестры же всегда искренне рады приезжающим паломникам и трудникам.
Первые годы в монастыре не было хозяйства, так как все силы уходили на расчистку территории от кустарника и леса. Территория обители большая, около пятнадцати гектаров. Года два назад появился небольшой огород, в том числе теплицы. Монастырское хозяйство на данный момент включает в себя коз, гусей, уток, кур. Карельские леса богаты ягодами и грибами, за лето сестры успевают сделать заготовки, которые кормят их всю зиму.
«Сестры у нас разные: из разных городов, разных возрастов и профессий, – рассказывает одна из насельниц, – и у каждой свой путь к Богу и путь в монастырь. Но у нас у всех есть нечто общее, что позволяет разным людям двигаться вместе в одном направлении: желание и стремление «едиными устами и единым сердцем» служить Господу». Отношение у сестер с матушкой доверительные. Матушка часто участвует с сестрами в общих послушаниях, поэтому всегда есть возможность поговорить с ней, да и все сестры в монастыре «как на ладони». Обитель живет как одна большая семья.
В монастыре случайные люди не задерживаются, поэтому насельницам не приходится объяснять, что главное в монашеской жизни – молитва и послушание. Все это сестры понимают сами и с радостью несут послушания, любят богослужения. Только в молитве и в Евхаристическом общении можно черпать новые силы, радость, утешение, ощущать полноту духовной жизни. Насельниц в обители немного, поэтому каждая с особым старанием и ответственностью относится к своему послушанию, понимая, что невыполненная работа ляжет на плечи сестры. Утреннее и вечернее правило сестры совершают келейно. Ежедневно в храме служится утреня, часы, вечерня, читается Псалтирь и акафисты. Ввиду того что монастырь строящийся, Литургия совершается по выходным и праздникам. Богослужения посещают все сестры монастыря.
За минувшее время на территории монастыря были возведены храм во имя Святой Живоначальной Троицы, часовня-купальня во имя святого пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, храм в честь Собора Двенадцати Апостолов, деревянная звонница, жилые и хозяйственные постройки. Но самое главное строительство в обители все еще продолжается – возведение престольного Успенского храма.
В 2016 году исполнилось пять лет с момента открытия монастыря Священным Синодом. «И хотя мы еще в самом начале пути, – говорят сестры, – мы уповаем на помощь Божию и верим, что «сила Божия в немощи совершается». И монастырь возродится во всей своей красоте и благолепии».
О монастыре
Начало Сяндемскому Успенскому монастырю было положено во второй половине XVI века. Основателем пустыни является святой преподобный Афанасий Сяндемский. Известно, что родом он был олончанин. В юных годах пришел на о.Валаам под духовное руководство святого преподобного Александра Свирского. Несмотря на возраст, по своей иноческой жизни он вскоре стал не только любимым учеником, но и сомолитвенником своего учителя.
По преставлении своего учителя прп. Афанасий, будучи в преклонных годах, с несколькими учениками удалился из Свирского монастыря в непроходимые карельские леса и на холме перешейка двух озер Сяндема и Рощинского (вблизи г. Олонца) была основана Сяндемская пустынь. Место это поразило иноков своей красотой и находилось в те времена в ведении Новгородской епархии. По благословению Новгородского архиепископа Пимена, преподобный поставил часовню в честь Пресвятой Троицы и восемь келий, и собралось к нему в пустынь 10 братий.
Местные жители оклеветали прп. Афанасия перед архиепископом Пименом, и он был вынужден вернуться в Свирский монастырь, где был избран игуменом.
Долго ли управлял прп. Афанасий обителью своего наставника, остается неизвестным, только имеются данные, что в конце XVI века он называется уже бывшим игуменом Александро-Свирского монастыря и просит у Новгородского архиепископа Александра «позволения на месте Сяндемской пустыни устроить монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести монастырю земли под пашни». Такое благословение было дано и прп. Афанасий организовал Сяндемскую мужскую обитель, устав которой гласил, что братия должна была питаться трудами рук своих, в чем преподобный сам подавал пример.
Преподобный Афанасий преставился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило все письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями.
В начале ХVIIIвека обитель сгорела дотла. В это время и были обретены честные мощи преподобного Афанасия. После пожара при копании рва под фундамент церкви обрели святое тело его нетленным, причем даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника Божия были совершенно целы. Несколько суток святые мощи оставались на земной поверхности и потом были погребены в прежней могиле. Над мощами внутри храма была воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей была установлена его икона в полный рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, которого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим.
В годы проведения монастырской реформы в России Сяндемский мужской монастырь закрыли. Лишь в XIX веке монастырь вновь восстановили в духовных штатах. По отчетам о состоянии видно, что в обители стояли два храма: деревянный — во имя Успения Божией Матери с папертью и колокольней и каменный — во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Во вновь отстроенной в 1865 г. церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских мощи Преподобного были захоронены у стены под правым клиросом.
С 1909 года обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь с просветительско — миссионерскими целями в Карельском крае. Материальное положение обители оставалось крайне стеснительным. Монастырские здания были ветхие и требовали основательного ремонта. Крупные пожертвования случались редко. Однако были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 году от великого князя Михаила Александровича, в 1911 году — от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина.
С началом прихода советской власти, на базе монастырей началось создание совхозов, коммун и артелей, поскольку они имели сельскохозяйственные угодья. На первом этапе, монашествующие самостоятельно пытались объединиться в совхозы, чтобы на новых условиях сохранить свои обители как центры религиозной жизни. Затем монастырское имущество было все национализировано, а созданное монашествующими хозяйства реорганизованы. Последняя настоятельница обители матушка Елисавета стала невольной свидетельницей организации в монастыре совхоза им. Ленина. Поначалу ее назначили управляющим совхоза. Затем церковь разорили, здание каменной церкви передали Гушкальскому лесозаготовительному пункту.
В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири, чтобы, соединившись с немцами в районе Тихвина, напасть на Ленинград. Стрелковые полки ленинградцев поспешили занять оборону на реке Сяндебка. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии оставшиеся строения монастыря были разобраны до основания местными жителями для своих нужд.
Но, несмотря на то, что от Сяндемского Успенского женского монастыря, который воздвигли благоговейные руки наших православных предков, не осталось даже фундамента, Господь и Божия Матерь не оставили этого места. 25 августе 2009 г. Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на территории бывшего Сяндемского Успенского женского монастыря, а 31 января 2010 года, после почти 90-летнего перерыва, была совершена первая Божественная Литургия в небольшом деревянном храме во имя Пресвятой Живоначальной Троицы.
В связи с прошением Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила Священный Синод Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года благословил открытие Сяндемского Успенского женского монастыря.
День памяти святого отмечается 2/15 мая (старый стиль/новый стиль) и 18/31 января.
Сяндемский Успенский женский монастырь
Мiръ Россия Республика Карелия Сяндемский Успенский женский монастырь
Ся́ндемская успе́нская пу́стынь (Свято-Успенский женский монастырь, в дореволюционных документах встречалось также наименование — Афанасьево-Сяндебская пустынь) — женский (с 1909 года) монастырь Русской Православной Церкви, расположенный вблизи села Сяндеба Олонецкого района Республики Карелия, у озёр Рощинское (Банное или Кюлюярви) и Сяндебское.
Содержание
История [ править ]
Обитель основана во второй половине XVI века учеником преподобного Александра Свирского — преподобным Афанасием Сяндебским по благословению новгородского архиепископа Пимена и была мужской. Первоначально на берегу озера Сянзе (Сянде или Сяндебского) им была выстроена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы и 8 келий, где жили 10 монахов Местные жители, вначале недовольные появлением монастыря, пожаловались архиепископу, что якобы Афанасий Сяндебский построил монастырь на землях новгородского архиерейского дома, и на время он ушёл из обители в Александро-Свирский монастырь.
В 1577 г. обитель получает жалованную грамоту митрополита новгородского Александра, которая закрепила землю за монастырем и Афанасий Сяндебский вернулся обратно в монастырь, где прожил до своей смерти и был погребен на одном из мысов Рощинского озера.
Во время Ливонской войны в 1582 г. монастырь подвергся нападению шведов — была сожжена Троицкая церковь и убит игумен. Утварь и колокола старцы монастыря успели утопить в озере.
В 1592 г. во время управления монастырем Никандром митрополит Великолуцкий и Новгородский Варлаам подтвердил своё особое покровительство монастырю и его права на земли. Согласно писцовых книг 1619—1620 гг. в Троицком Сяндемском владычном монастыре имелось три кельи, в которых проживали один чёрный священник и два старца.
В 1628—1629 гг. в монастыре были заново отстроенная Троицкая церковь и три кельи, в которых проживали строитель монастыря Иосиф и семь старцов, а также скотный двор.
В 1720 году обитель полностью сгорела и была отстроена заново. В 1723 г. к обители были приписаны Андрусовская и Задне-Никифоровские пустыни, однако в 1764 г. в результате секуляризационной реформы Екатерины II пустынь была закрыта. В 1802 г. церкви упразднённой пустыни были приписаны к Туксинской приходской церкви, в 1821 г. — к Андрусовской обители, что позволило возобновить монашескую жизнь.
Восстановлению и укреплению пустыни способствовал игумен Валаамского монастыря игумен Иннокентий, выделивший денежные средства на восстановление пустыни. Иннокентий в 1827 году добился от Комитета Министров выделения земли для восстанавливаемой Сяндемской пустыни. Старцем Иннокентием была приобретена для церкви икона Владимирской Божией Матери в серебряной ризе. Кроме того, графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская украсила на свои средства ризницу церкви. В 1852 году тщанием валаамского игумена Дамаскина обитель получила икону валаамских чудотворцев Сергия и Германа. В 1879 году братия состояла из 9 человек, земли было 75 десятин.
В 1902 г. пустынь получила самостоятельность, однако доходы её были невелики и в 1909 г. пустынь была преобразована в женскую. Одной из целей пустыни стало просвещение местного карельского населения. В 1911 году в обители жили 18 человек.
После Октябрьской революции пустынь была закрыта, её земли и имущество переданы образованному животноводческому совхозу. Часть сестёр вошла в православную общину деревни Сяндеба.
Во время Советско-финская война (1941—1944) вблизи монастыря проходила линия фронта и все его здания были уничтожены.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время Успенская Сяндемская пустынь возрождена как женский монастырь. Были возведены деревянный Троицкий храм, жилые и хозяйственные постройки.
В 2014 г. на территории монастыря были обнаружены останки трёх советских воинов, погибших в период Советско-финской войны. Их прах был захоронен на территории обители.
Престольные праздники [ править ]
Храмы и часовни монастыря [ править ]
Во вновь отстроенной в 1865 г. церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, мощи преподобного Афанасия были помещены у стены за правым клиросом. В 1939 году храм был закрыт и передан Нурмольскому сельскому совету под клуб. Разрушен в годы Великой Отечественной войны.
Святые [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Прежде чем отправиться в монастырь, просим Вас позвонить нам по телефону 89214656229. Добраться до Сяндемского монастыря можно следующими способами:
Поездом: из Москвы с Ленинградского вокзала до станции Лодейное Поле (справочная Ленинградского вокзала +7 (495) 262-91-43). Далее можно добраться на такси.
Рейсовым автобусом: из Санкт-Петербурга с автовокзала (ст.метро Обводный канал) на рейсовом автобусе доехать до г. Олонец (справочная автовокзалов +7 (812) 766-57-77; +7 (812) 405-7516/17/19, www.avokzal.ru).
Из Петрозаводска на рейсовом автобусе доехать до г.Олонец.
Из г.Олонца до монастыря можно добраться на такси.
Справка: от федеральной трассы М18/Е105 до монастыря около 17 км.
Такси: из г. Лодейное Поле, г. Олонец и г. Петрозаводск до самого монастыря можно добраться на такси. От ж/д вокзала г. Лодейное Поле до монастыря время составит около 1 ч. 30 мин (1000 руб./цена 2014г.). От ж/д вокзала г. Петрозаводск до монастыря время составит около 2 ч. 30 мин (1500 руб /цена 2014г.). Из г. Олонец до монастыря время составит около 30 мин (500 руб./цена 2014г.).
Личным транспортом: ВНИМАНИЕ! Не пользуйтесь навигаторами, т.к. они показывают неверную дорогу! ДОБРАТЬСЯ МОЖНО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ д. НУРМОЛИЦА! Через д.Тулокса и п.Ковера дороги в монастырь НЕТ!
По федеральной трассе М18/Е105 свернуть налево у указателя «Нурмолица», если ехать со стороны Ленинградской области (294-й км).
По федеральной трассе М18/Е105 свернуть направо у указателя «Нурмолица», если ехать из Петрозаводска (1111-й км).
Адрес: 186000, Республика Карелия, Олонецкий район, д.Сяндеба, Сяндемский Успенский женский монастырь.
Информация для трудников [ править ]
Желающим приехать потрудиться на благо монастыря необходимо предварительно дозвониться в обитель и согласовать время и продолжительность пребывания. Если Вы хотите приехать с детьми, то об этом тоже надо предупредить.
Работы в обители много, т.к. монастырь восстанавливается с нуля.
Трапеза общая. Начинают и заканчивают трапезу общей молитвой.
Монастырь обеспечивает тружеников бесплатным проживанием и питанием.
С собой обязательно надо иметь:
— Деньги на обратную дорогу. Монастырь не берет на себя обязательств перед паломниками и трудниками по оплате обратной дороги.
— Лекарства, необходимые для Вас и медицинский полис.
— Необходимо брать рабочую одежду: халаты, брюки, шерстяные носки, обувь (особенно резиновую), резиновые и х/б перчатки.
— Женщинам, кроме одежды приличной для посещения богослужения, можно брать с собой брюки (в качестве рабочей одежды они вполне допустимы).
— Летом требуется средство от комаров, клещей и мошек и может потребоваться накомарник.
Приехать можно на тот срок, который Вы можете и на который Вас благословил Ваш духовник и игумения монастыря, в который Вы едете. Благословение получаешь на ту работу, которая необходима монастырю.
Расписание богослужений [ править ]
Божественная Литургия в монастыре совершается по субботам в 10.00.
СЯНДЕМСКИЙ УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Сяндемский Успенский женский монастырь
Петрозаводской и Карельской Епархии (Московский Патриархат)
Игумения Варвара (Иванова)
Республика Карелия, Олонецкий район, д. Сяндеба
Показать полностью.
Начало Сяндемскому Успенскому монастырю было положено во второй половине XVI века прп. Афанасием, учеником прп. Александра Свирского.
адрес группы: http://vk.com/club27242299
эл. почта монастыря: siandema@mail.ru
Телефоны для справок:
+7(921) 804-77-47
+7(921) 465-62-29
СЯНДЕМСКИЙ УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ запись закреплена
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ: СИЛА ХРИСТОВА
Страдания святой мученицы Анастасии Римляныни
В середине ІІІ в. император Декий поднимает новую волну гонений на христиан. Римский градоначальник Пров по повелению кесаря приказывает привести на суд юную христианку Анастасию.
Показать полностью. Рано потерявшая родителей и воспитанная при монастыре игуменьей Софией, Анастасия с удивительным спокойствием и мужеством предстает перед мучителем. Всесильная римская государственная система снова сталкивается с силой, источник и природу которой понять не могла. Правители привыкли видеть в глазах осужденных страх, стенание о пощаде, привыкли силой мучений заставлять молчать даже самых дерзновенных бунтовщиков. Однако в глазах святой Анастасии было нечто иное. Ни непоколебимости жизненного опыта, ни уверенности в силе единомышленников, ни внешней силы убеждений – ничего этого в ее юных глазах не было. Лишь чистота мыслей и отсутствие озлобленности на жестокий мир свидетельствовали о мужестве юной христианки. Она, вопреки ожиданиям Прова, говорила не о необходимости борьбы с несправедливым правительством, не сыпала проклятиями в адрес гонителей, не плакала о рано оборвавшейся жизни, но свидетельствовала о верности Тому, Кого признавала единственной целью своей жизни. И это еще больше досаждало мучителям, так что, наконец, в ярости они отсекли ей язык…
Мужество юной мученицы Анастасии не может не удивлять. Однако это не героизм, на который человеческая душа в определенных обстоятельствах оказывается способной даже вопреки собственному рассудку. Это нечто иное. Ее сила имела несвойственную для мирского понимания окраску чистоты, кротости, целомудрия, смирения. Она намного ближе к нашей жизни, чем героизм. Это сила маленьких шагов, по меткому выражению Экзюпери.
Здесь мы встречаемся с евангельской силой, о которой не раз свидетельствуется в апостольском благовестии. В Евангелии от Марка мы видим, как иудеи дивились словам Спасителя, «ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мк.1:22). Видя же, с какой силой Господь повелевает духам нечистым, как одним лишь словом исцеляет неизлечимо больных, жители Палестины спрашивали друг друга: «Что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк.1:27). Все это явление той силы, которую Господь обещал и верным ученикам Своим: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин.14:12). Вот в чем смысл мужества мучеников – в познании истинной цели жизни через причастность Христу.
Без победы над собой победы над дьяволом достичь невозможно
Таким образом, терпение, чистота, кротость юной девы Анастасии должны вдохновлять и нас. Это не чрезвычайное явление необычных обстоятельств, но сила христианской жизни. Ее смысл определяется целью. Все зависит именно от этого – насколько Христос, Его Благовестие войдут в нашу жизнь как первая и самая главная цель. Вот в чем заключается победа христианина над миром, над его неблагоприятными обстоятельствами, а самое главное – над угнетающей обыденностью. Именно здесь совершается самая главная борьба за сердце человека. И если душа христианина сможет в однообразии будней сохранить стремление жить по Евангелию, если в этих обстоятельствах она образует в себе единый центр сознания, укорененный во Христе, тогда сила Спасителя, побеждающая злобу мучителей, откроется сердцу христианина. Без этой первой победы, победы над собой в самых привычных обстоятельствах будней, второй победы – над дьяволом – достичь невозможно. Таков закон духовной жизни: здесь есть Христос и ноль, и чем больше что-то другое, помимо Христа, приобретает для нас значение, тем меньше места в нашей жизни остается для самого важного – для Евангелия.
Христианин не борется за блага завтрашнего дня. Его победа над собой совершается здесь и сейчас. Для него не уверенность в будущем имеет значение, но искренность стремления быть со Христом в конкретный момент настоящего. Остальное – политические обстоятельства, гражданские преобразования, судьба истинных ценностей в обществе – все это для христиан определяется мерой их участия в победе над собой, над своими греховными устремлениями, мерой их приближения ко Христу. Вот где начинается сила, дающая мужество юным, вдохновляющая труды целеустремленных, укрепляющая в терпении страждущих, дарующая надежду немощным.