Swot analysis что это

SWOT-анализ

Эффективное управление бизнесом, развитие проекта начинается с базового алгоритма изучения ситуации, который получил название SWOT анализ. Что это такое? SWOT – это комплекс маркетинговых и других исследований сильных и слабых сторон предприятия или конкретного объекта. Он включает в себя четыре фактора, о которых расскажем в этой статье.

Отметим, что до внедрения этого алгоритма, для определения перспектив бизнеса учитывали только сильные и слабые стороны компании. Например, сравнивали преимущества и недостатки, из их соотношения делали вывод о дальнейшем развитии. Кеннет Эндрюс расширил формулу двумя составляющими – факторами влияния извне и внутри, чем превратил анализ сильных и слабых качеств в одну из популярных моделей оценки бизнеса.

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Для чего применяют СВОТ анализ?

Основная задача заключается в разработке бизнес-стратегии развития предприятия или объекта, удостоверившись в том, что были учтены все главные факторы – движущие силы для успешного роста. А также рассмотрены возможности внутри компании и внешние факторы.

SWOT-анализ подходит для проектирования стратегии нового предприятия, фирмы, услуги, товара. Нередко алгоритм применяют и для самоанализа личностного, профессионального роста. Его также используют для конкурентной разведки в нише. Например, анализ помогает сегментировать имеющиеся предложения на рынке по степени их востребованности у ЦА.

Для любого бизнеса важно реально видеть те рычаги, которыми он может управлять – внутренние ресурсы компании, а также понимать факторы, находящиеся вне зоны воздействия – внешние угрозы. Простое понимание этих моментов уже экономит бюджет и время.

SWOT-анализ предполагает, что для успешного развития коммерческого проекта необходимо учитывать следующие характеристики:

Составляя SWOT-анализ, рекомендуется придерживаться следующих правил:

Разновидности SWOT-анализа

На практике используют три варианта:

Преимущества и недостатки метода

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

SWOT-анализ обладает следующими достоинствами:

К недостаткам относят:

Перед любой фирмой стоит вопрос: делать расчет сильных и слабых стороны, рисков и возможностей или нет. Рекомендации такие.

Как делать SWOT-анализ?

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения исследования.

Шаг 1. Выписываем основные цели, задачи компании или проекта. Выясняем, какие мотивы – зачем нужно развивать дело вам лично или для фирмы.

Шаг 2. Заносим в список сильные и слабые стороны. Можно использовать следующие вопросы или аналогии к ним:

Шаг 3. Группируем ответы в таблицу, даем им названия – сильные и слабые стороны. Обсуждение полученной информации с коллегами, партнерами.

Шаг 4. Выписываем возможности компании, предприятия. Смотрим на преимущества. Определяем, какие внутренние ресурсы помогут устранить недостатки.

Шаг 5. Определяем риски, которые могут повлиять на стратегию развития. Это внешние факторы – противодействие конкурентов, изменение законов, природные катаклизмы, политические санкции и прочее. Выясняем всё к чему нужно быть готовым на рынке.

Шаг 6. Заносим возможности и риски в таблицу. Анализируем, как можно использовать «силу» для преодоления «слабости» и эффективной защиты от неконтролируемых факторов.

Шаг 7. Проектируем стратегию развития на основе полученных данных.

Рассмотрим SWOT-анализ пример: новая сеть закусочных быстрой еды в городе с населением 500 000 человек.

Сильные стороны – быстрое приготовление пищи, партнерство с местными пекарнями и поставщиками продуктов, обслуживание всех групп ЦА (дети, подростки, студенты, работники, пенсионеры), продукты от частников (качество).

Слабые стороны – слабая узнаваемость бренда, конкуренция с Макдональдс, большие затраты на рекламу.

Возможности – задействовать активных клиентов среди молодежи в качестве промоутеров для бюджетной рекламы в вузах и школах. Доставка еды на дом и в офис. Добавить в меню полезные продукты.

Угрозы – конкуренция с Макдональдс и Бургер Кинг. Противодействие сторонников здорового питания.

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Как использовать результаты?

Выводы по SWOT-анализу делают на основе двух методик: быстрый просмотр и составление матрицы. Первый вариант занимает 20-30 минут и заключается в том, чтобы откинуть все лишнее и сконцентрироваться на приоритетных задачах. Например, усилить конкретный продукт или услугу за счет имеющихся возможностей.

Составление матрицы подразумевает разбивку информации по группам:

Часто эти два метода используют вместе. Сначала делают быстрый просмотр результатов с выявлением приоритетных направлений. Следующим шагом выстраивают матрицу по стратегическим линиям.

Резюме

Мы изучили, что такое SWOT-анализ. Узнали, какие виды существуют, как его составлять и анализировать результаты. Что нужно запомнить? Этот алгоритм позволяет оценить положение компании на рынке и определить пути развития. Он не дает указаний что делать, но является стимулом для размышлений – как эффективно развивать проект в имеющейся ситуации.

Источник

SWOT-анализ: способ вывести компанию из кризиса или бесполезная наукообразная игрушка?

Мы попросили предпринимателей и маркетологов рассказать, где и как им помог SWOT. Разбираем популярный метод стратегического анализа на их кейсах.

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Обложка: Prostock-studio / Shutterstock / Annie для Skillbox

SWOT-анализ — один из самых известных методов теории управления, только в «Яндексе» его ежемесячно ищут 30 тысяч раз. SWOT включён во многие курсы и книги по менеджменту как базовый инструмент, помогающий определиться со стратегией компании.

Однако некоторые критикуют метод за то, что он субъективный, туманный и слишком простой. Мы попросили предпринимателей, маркетологов и консультантов рассказать, как и для чего они использовали SWOT-анализ. Подготовили подробный разбор инструмента, проиллюстрированный кейсами.

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.

Что такое SWOT-анализ и каким он бывает

SWOT — метод стратегического планирования. Он представляет собой анализ четырёх групп факторов, которые влияют на компанию: сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats).

SWOT-анализ состоит из двух этапов. Сначала нужно заполнить таблицу, представленную на рисунке ниже.

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Strengths и Weaknesses — внутренние факторы, на которые можно повлиять: скорость доставки заказов, себестоимость производства, маркетинг. Opportunities и Threats — внешние факторы, никак не зависящие от компании: появление сильных конкурентов, волатильность валютных курсов, развитие технологий.

На втором этапе, когда внешние и внутренние факторы найдены, составляют матрицу решений. В ней прописывают, что нужно сделать, чтобы избежать потенциальных угроз или занять большую часть рынка, обогнав конкурентов.

SWOT-анализ используют, чтобы принять решение о дальнейшем развитии компании. Например: нужно выйти из стагнации, вывести на рынок инновационный продукт или освоить другой вид деятельности.

Различают два вида SWOT-анализа: экспресс и комплексный. Последний предполагает, что каждому найденному фактору и решению присваивают баллы в зависимости от важности для компании. Для поиска самих факторов используют маркетинговые исследования, открытую статистику, опросы потребителей. В экспресс-анализе факторам числовых значений не присваивают.

Анализ может выполнить один человек, владеющий информацией о том, что происходит в компании и на рынке. Это может быть собственник, генеральный директор, соучредитель. Однако если в мозговом штурме будет участвовать команда, то результат получится объективнее, можно будет найти больше факторов и решений.

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Юрий Кашаев

Менеджер продукта по антифроду в мобильном трафике в Admon

Фото: страница Юрия Кашаева в Instagram

«Я убеждён, что комплексный SWOT-анализ стоит проводить любой компании как минимум один раз в год, а экспресс-анализ — ежеквартально. Я оценил эффективность этого инструмента во время обучения, когда мы разбирали его на примере Kodak и Netflix.

Kodak была лидером в сфере фотоматериалов и оборудования для работы с ними. SWOT-анализ показал, что основной угрозой для компании были цифровые и зеркальные камеры. Чтобы защититься от угрозы, компания могла выкупить перспективные стартапы, внедряющие новые технологии в этой сфере. Однако руководство не стало адаптироваться к изменчивому миру, и в 2012 году Kodak объявила о банкротстве.

Обратный пример — Netflix. Сначала эта компания занималась прокатом дисков с фильмами и сериалами. Сильной стороной Netflix было умение выявлять угрозы и предупреждать их, предугадывать тренды и быть на шаг впереди. Компания увидела, как развивается онлайн, сменила вектор развития и превратилась в онлайн-кинотеатр».

Этап первый: поиск сильных сторон

Strengths — свойства продукта, команды, проекта, которые дают вам преимущества над другими участниками рынка. Это может быть низкая цена, сотрудничество с инфлюенсерами, высокий процент повторных продаж, уникальная технология производства и так далее.

Чтобы найти сильные стороны, можно ответить на вопросы:

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Артём Кольцов

управляющий партнёр центров имплантации и стоматологии «Интан»

Фото: личная страница Артема Кольцова в Instagram

«Мы использовали SWOT-анализ, когда запускали стоматологический стартап Teleportho. Наш основной продукт — элайнеры, прозрачные капы для исправления дефектов улыбки. Продукт инновационный, но не уникальный, на рынке уже были конкуренты.

Нам нужно было выявить слабые и сильные стороны продукта, а также найти своё УТП и отстроиться от конкурентов. Изучив рынок, мы поняли, что слабая сторона конкурентов — схема продажи элайнеров. Производители не работают с пациентами напрямую. Они сотрудничают с клиниками, и уже сами врачи продают элайнеры конечному потребителю. Из-за этого пациенты несут двойные издержки.

Благодаря этому мы выявили свою первую сильную сторону — вертикальную интегрированность компании. Мы оставили производство, лечение пациентов и маркетинг на своей стороне. Объединив процессы, мы сэкономили средства и увеличили маржинальность продукта. Мы смогли снизить стоимость, не потеряв при этом в качестве. Так мы нашли второе преимущество».

Этап второй: поиск слабых сторон

Weaknesses — всё то, что мешает вашему росту или делает вас слабее конкурентов. Это плохо организованная доставка с опаздывающими курьерами, утечка данных из-за недобросовестных сотрудников, потеря заказов в CRM.

Чтобы найти слабые стороны, можно ответить на вопросы:

Например, для производителя матрасов слабой стороной может оказаться низкая мощность производственного цеха, в результате чего компания не может выполнять большие поставки. Или опоздания доставок из-за некорректной работы транспортных компаний.

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Роберто Панчвидзе

Фото: из личного архива Роберто Панчвидзе

«SWOT — действенный инструмент «отрезвления» запроса клиента. Метод позволяет наглядно показать, как соотносятся между собой ситуация на рынке и клиентский бриф. Продвижение и реклама не могут опираться только на желание что-то сказать: нужно понимать истинное положение дел вокруг бренда, как может отреагировать аудитория.

Нереалистичные заявления и обещания приведут к волне критики, умноженной на силу промо. Так можно нанести репутации сильный урон. Поэтому мы бы рекомендовали всегда проводить анализ реального положения дел перед каждой кампанией. В том числе оценку того, как предыдущие промоактивности изменили позиции бренда или продукта.

Самый объективный источник — отзывы аудитории. Можно начать с собственных каналов бренда: посмотреть, как аудитория реагирует на месседжи, доверяет ли им. Часто в комментариях люди объединяются вокруг бренда, становятся добровольными амбассадорами.

Потом стоит посмотреть отзывы на независимых платформах. Безусловно, люди готовы транслировать негатив чаще, чем позитивную информацию, которую они воспринимают как нормальную. Однако претензии могут сказать многое о качестве, сервисе или даже не зависящих от бренда факторах».

Этап третий: поиск возможностей

Opportunities — факторы, на которые вы не можете повлиять, но из которых можно извлечь выгоду, если принять правильные решения. Это могут быть политические, социальные, технологические факторы.

Например, отказ крупных торговых сетей от посредников в пользу производителей или появление новых технологий, снижающих себестоимость продукта. В первом случае можно будет предложить торговым сетям поставки, во втором — внедрить технологии быстрее, чем конкуренты.

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Юлия Польманн

сооснователь агентства практического маркетинга Market Entry Atelier

Фото: аккаунт Юлии Польманн в Twitter

«SWOT-анализ статичен, он показывает положение дел в тот момент, когда его проводили. Именно поэтому мы используем экспресс-анализ.

Мы использовали SWOT, когда разрабатывали стратегию продвижения для российского производителя строительного оборудования. Мы изучали тенденции на строительном рынке: ключевых игроков, политику импортозамещения, регионы, в которых активно идёт строительство.

К сильным сторонам компании мы отнесли высокое качество продукции, широкую линейку строительного оборудования, локальное производство комплектующих, отсутствие станков-аналогов у конкурентов. Экспресс-анализ показал преимущества и у конкурентов — агрессивное продвижение, сеть сервисных партнёров в регионах.

SWOT поможет понять, можно ли изменить ситуацию маркетинговыми инструментами — например, контекстной рекламой или доработкой мобильной версии сайта. Может быть, что маркетинговые решения только усугубят проблему.

В нашем случае анализ пересечений показал, что простое наращивание рекламного бюджета не поможет. Компания не могла быстро увеличить производственные мощности под поставленную задачу по росту продаж. Маркетинговые активности могли создать лишний спрос, а дефицит товара — вызвать негатив со стороны покупателей строительного оборудования и дилеров.

Для более глубокого анализа мы предложили провести комплексный аудит существующих бизнес-процессов. Если для экспресс-анализа нам было достаточно работы с собственниками и ключевыми менеджерами, то комплексное исследование предполагало опрос сотрудников всех подразделений различного уровня.

Мы также изучали их взаимодействие внутри задач. Параллельно мы корректировали содержание сайта и запускали отдельные рекламные кампании в соответствии с проведённым ранее SWOT-анализом.

В результате такого подхода компании удалось увеличить долю на рынке и обеспечить рост выручки в 35% по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, были перестроены внутренние процессы, налажена работа с CRM и планирование производства. Собственник смог снизить количество лежащих на нём операционных вопросов и сосредоточиться на стратегическом развитии компании».

Этап четвёртый: поиск угроз

Threats — изменения внешней среды, которые могут негативно повлиять на положение дел в компании: повлечь за собой отток клиентов, ухудшение репутации, снижение прибыли. Например, экономический кризис: его нельзя предотвратить, но продаж будет меньше, потому что люди будут бояться тратить деньги.

Поиск угроз такой же, как поиск возможностей, — подумайте, что извне может негативно сказаться на бизнесе. Например, выход на рынок зарубежного производителя повлечёт за собой отток клиентов, а повышение стоимости расходных материалов увеличит себестоимость продукта.

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Михаил Головкин

Фото: канал Михаила Головкина в Telegram

«Когда прочитал о методе восемь лет назад, то не придал ему особого значения. Но когда я его попробовал, то понял, почему инструмент используют преуспевающие бизнесмены.

Я потратил на SWOT семь вечеров, но результат приятно удивил. На последнем листе анализа с выводами появились ответы на вопросы, с которыми я не мог разобраться несколько лет или которые считал нерешаемыми:

Полученные ответы дали чёткий план. Анализ показал, что крутой дизайн сайтов и вовлечённость команды в бизнес клиента перекрывают возможные опасности.

Главная угроза для веб-студий — снижение востребованности услуг по созданию сайтов. Мы преодолеваем эту трудность с помощью авторского метода продаж. Наша команда профессионалов создаёт под ключ сайт, который не сравнится с тем, что можно собрать на конструкторе. Так мы снимаем угрозу, идущую от одностраничников».

Этап пятый: подготовка матрицы решений

Матрица решений содержит действия, которые нужно предпринять для развития бизнеса. Чтобы заполнить матрицу, нужно сопоставить разные группы факторов. В результате получится четыре варианта комбинаций.

S + O — какие сильные стороны помогут реализовать возможности. Например, производитель матрасов использует экологически чистые материалы, а одна из возможностей — отказ крупных сетей от посредников. Компания может предложить поставки в сети уже сейчас, ведь у товара есть конкурентное преимущество.

W + O — как слабые стороны могут помешать воспользоваться возможностями. На этом пересечении нужно найти решения, которые уберут недостатки и позволят реализовать возможности. В случае с производителем матрасов отказ сетей от посредников означает больший объём поставок, но у компании низкая мощность цеха. Чтобы не упустить возможности, она должна открыть дополнительные линии выпуска матрасов.

S + T — как сильные стороны помогут защититься от угроз. При выходе на российский рынок зарубежного производителя компания может потерять часть покупателей. Однако у компании есть преимущество — она готова предложить бесплатный тест-драйв продукта. Это маркетинговое решение поможет сохранить объём продаж.

W + T — какие слабые стороны повышают вероятность, что угрозы навредят бизнесу. У компании высокая для отрасли себестоимость производства. Угроза того, что на рынок выйдет крупный зарубежный конкурент с дешёвым продуктом, подталкивает к скорейшей модернизации.

После соотнесения всех сильных и слабых сторон, возможностей и угроз формируют список конкретных решений: что можно сделать, чтобы развить компанию или не допустить провала в будущем. Решениям, найденным в результате анализа, присваивают приоритеты — и последовательно внедряют их.

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Юрий Ляндау

профессор РЭУ им. Плеханова, заведующий Базовой кафедрой Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство»

Фото: страница Юрия Ляндау в Facebook

«Если вы хотите получить ценную информацию в результате SWOT-анализа, то вам нужен корреляционный SWOT. Нужно составить таблицу, в которой столбцами будут сильные и слабые стороны, а строками — возможности и угрозы. После этого нужно проставить факторам оценки влияния.

Далее нужно сформировать выводы по следующим группам: сильные стороны + возможности, сильные стороны + угрозы, слабые стороны + возможности, слабые стороны + угрозы. Эти выводы помогут принимать управленческие решения.

Например: у компании есть слабая сторона — низкий уровень квалификации юристов, а одна из угроз связана с защитой ноу-хау. Можно сделать вывод: для защиты ноу-хау нужна квалифицированная юридическая помощь на аутсорсе».

За что критикуют SWOT-анализ

Некоторые маркетологи и менеджеры указывают, что инструмент даёт слишком субъективные и расплывчатые результаты. Доцент Колумбийского колледжа в Чикаго Лоуренс Мински и профессор Доминиканского университета Дэвид Эрон считают SWOT-анализ малоэффективным в том виде, в котором его обычно используют.

Они обращают внимание, что инструмент сложно интерпретировать, а у факторов нет иерархии. «Все четыре квадрата сетки одинаково значимы. Таблица представляет собой лишь моментальный снимок текущей ситуации или, что ещё хуже, личных переживаний участников на момент мозгового штурма», — пишут Мински и Эрон.

В 1999 году 212 менеджеров компаний из списка Fortune 1000 спросили о SWOT-анализе. Большинство сказали, что инструмент скорее негативно влияет на результаты.

Вот в этой статье SWOT-анализ критикует маркетолог Александр Репьев. По его мнению, SWOT «нравится безответственным профессорам тем, что он идеален для преподавания и обсуждения в „научных“ текстах». Консультанты любят включать SWOT в свои предложения, потому что, в силу своей неопределённости и размытости, он позволяет им уйти от ответственности за неудачи клиентов. При этом громоздкость SWOT позволяет им придавать видимость научности своим утверждениям, считает маркетолог.

Источник

На старт, внимание, SWOT! Анализ для выбора верной стратегии развития

Что это за SWOT анализ, о котором все говорят? Разберемся, для чего он нужен, как собрать данные и правильно составить swot анализ, изучим матрицы — таблицы swot анализа.

Что такое SWOT анализ

SWOT анализ — это способ собрать и проанализировать информацию о компании и состоянии рынка, чтобы понять, как лучше подготовиться к проблемам и выгодно использовать возможности. Для SWOT анализа собирают четыре группы данных, из которых и складывается его название:

Силы и слабости — это внутренние факторы, про текущее состояние компании. Возможности и угрозы — внешнее влияние: рынок, политика, катастрофы в экономике и экологии и так далее.

Зачем делать SWOT анализ

Уверена, вы отлично знаете состояние своей компании: в чем вы лучше и хуже конкурентов, над чем нужно работать, а что и так в порядке. SWOT анализ поможет соотнести эти данные с рисками и возможностями рынка, чтобы расставить приоритеты.

SWOT анализ не даст вам цифр, зато подкинет много идей для стратегического планирования. Причем не только для маркетинга, а для всей жизнедеятельности компании: от внедрения новых технологий на производство до реакции на повышение налогов.

Основные параметры SWOT анализа

Для swot анализа вам нужно собрать данные по каждому элементу аббревиатуры: описать сильные и слабые стороны компании, внешние возможности и угрозы рынка. Я предлагаю вам готовые группы факторов, чтобы было проще. Если вы и так знаете все свои силы и слабости и внешние факторы, можете сразу их записывать, но советую все-таки пройтись по списку — вдруг что-то еще придет в голову.

Сильные и слабые стороны компании

Организация. Тут все, что касается человеческого ресурса и организации работы: квалификация персонала и отношение сотрудников к работе, уровень текучки. Отметьте, как работают друг с другом разные подразделения компании, есть ли сложности в организационной структуре.

Финансы. Здесь смотрите, как обстоят дела с финансовыми показателями компании: как вы оцениваете издержки компании, прибыльность и в целом финансовую устойчивость. Способны ли вы при необходимости выделять крупные суммы на решение непредвиденных ситуаций или вкладываться в развитие.

Производство. Преимуществом будет использование сложных технологий, которые не могут скопировать конкуренты, и наличие уникальных патентов. Если ваше производство легко скопировать — это слабость. Оцените также, насколько современные технологии используются в компании: старые методы производства обычно занимают больше времени и требуют больше затрат.

Товар. Подумайте, какие свойства товара лучше или хуже всего удовлетворяют запросы потребителей, какие потребительские качества самые сильные и слабые, как покупатели относятся к дизайну и удобству самого товара и его упаковки. Проанализируйте ассортимент: он слишком узкий или, наоборот, неоправданно широкий. Оцените работу вашего отдела продаж, ценовую политику.

Маркетинг. Оцените, в каких каналах представлена компания, как охвачена потенциальная аудитория. Какой имидж у компании на рынке, достаточно ли бюджета на рекламу.

Скорость реакции на изменения. Может ли ваша компания быстро приспособиться к изменениям рынка и появлению новых технологий, способна ли она быстро выработать антикризисную стратегию.

Угрозы и возможности

Спрос. Следите, какими темпами растет или сокращается рынок, какова его емкость. Вероятно ли появление новой волны спроса в связи с каким-то внешними обстоятельствами, в том числе сезонными.

Конкуренция. Проанализируйте, как распределены доли рынка между конкурентами, может ли измениться это соотношение. Какова вероятность выхода новых конкурентов на рынок.

Научно-технический фактор. Следите за новостями: могут ли вскоре появиться новые технологии, которые изменят производство в вашей отрасли или могут повлиять на спрос.

Законодательство и политика. Оцените политическую стабильность: вероятно ли появление новых законов, которые регулируют вашу отрасль, или изменение международных отношений, которое может повлиять на компанию.

Экономика. Наблюдайте за экономическими тенденциями в своей стране или регионе. Спад экономики — это сложное время для бизнеса.

Как составить SWOT анализ правильно

Подготовьте две начальных таблицы SWOT анализа: для пары «силы/слабости» и для пары «возможности/угрозы». Запишите в нее группы факторов и выпишите плюсы и минусы по каждой группе, каждому фактору присвойте балл важности от 1 до 10. Вот так может выглядеть таблица по паре «силы/слабости»:

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Аналогичным образом заполните таблицу по паре «возможности/угрозы». Таблицы могут получиться длинными, это не страшно — когда запишете все факторы, их нужно будет отфильтровать. Для каждого из четырех элементов анализа (силы, слабости, возможности, угрозы) выберите 5-10 самых важных, то есть с самыми высокими оценками.

Чтобы сопоставить выбранные результаты и использовать их в стратегии, сделайте еще одну таблицу — она называется расширенной матрицей SWOT анализа.

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

Сравнивайте все факторы на пересечениях: каждую силу и слабость с каждой возможностью и угрозой. Нужно поразмыслить над каждым сочетанием — как можно применить его в стратегии развития. Какие-то сочетания вам ничего не дадут, а другие подкинут полезных идей.

Вот как стоит интерпретировать пересечения:

Рассмотрим расширенную матрицу SWOT анализа на примере. Я напишу только по одному фактору в ячейках сил, слабостей, возможностей и угроз, чтобы не путать вас масштабным описанием:

Swot analysis что это. Смотреть фото Swot analysis что это. Смотреть картинку Swot analysis что это. Картинка про Swot analysis что это. Фото Swot analysis что это

При составлении комбинаций учитывайте реальное состояние рынка и своего бизнеса. Какие-то маловероятные сценарии можно не учитывать: если вы не продвинутый аналитик, лучше сосредоточиться на явных угрозах и возможностях роста.

Как делать SWOT анализ — три важных правила

1. Если у вас крупный бизнес, разбейте SWOT анализ на направления. Так картина получится точнее. Например, отдельно проанализировать направление маркетинга, HR, финансовое положение компании, конкурентоспособность, текущие позиции и перспективы продуктов на рынке.

2. Для сбора информации используйте как можно больше источников. Опрашивайте сотрудников разного уровня и покупателей, читайте доступные исследования и отчеты по рынку.

3. Анализируйте самые явные и важные для компании факторы. Не старайтесь собрать как можно больше вопросов, проблем и преимуществ — будет сложно работать с большим массивом данных.

Обратите внимание! Swot анализ можно делать не только для организации. Он поможет при оценке проекта, отдельного направления бизнеса, конкретного продукта и даже личности.

Что стоит запомнить

SWOT анализ — это способ сопоставить проблемы и силы компании с возможными изменениями рынка. Результаты SWOT анализа помогут составить план стратегического развития компании.

Данные для SWOT анализа собираются по четырем группам:

Силы и слабости — это внутреннее состояние компании в текущий момент. Возможности и угрозы — внешние факторы: изменение экономики, спроса и предложения на рынке, политической обстановки и так далее.

Чтобы найти все факторы, нужно проанализировать разные источники: опросить сотрудников, руководителей, покупателей, экспертов рынка, изучить доступные исследования. Затем списки факторов нужно почистить — оставьте максимум 10 самых важных аргументов в каждом, чтобы не утонуть в информации.

Когда списки готовы, можно приступать к их попарному сопоставлению:

Запишите все важные из получившихся комбинаций — используйте их для своей стратегии развития. Повторяйте SWOT анализ раз в год или чуть реже, чтобы не упускать важных изменений.

Больше статей о маркетинге и бизнесе и рассылках читайте на нашем блоге. Регистрируйтесь в SendPulse — удобном сервисе рассылок, чтобы легко и быстро общаться со своими клиентами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *