Swb коносамент что это
Морской коносамент vs. морская накладная
Тема морского коносамента достаточно обширна, поэтому затронуть все аспекты в одном материале практически невозможно. В данной статье мы объясним разницу между Ocean Bill of Lading (океанский) и Seaway Bill of Lading (морская накладная).
Ocean Bill of Lading — документ, выпускаемый судоходной линией (перевозчиком) в адрес своего заказчика (им может выступать любое лицо, но чаще всего это отправитель груза, получатель или нанятая кем-то из них экспедиторская компания) после полной оплаты стоимости фрахта и передачи всех необходимых таможенных и портовых документов, актуальных для той или иной страны. Это передаваемый денежный документ (Negotiable document), при этом он также представляет собой подтверждение договора перевозки (Evidence of Contract of Carriage), получения товара (Reciept of Goods) и товарораспорядительным документом (Document of Title). Обычно он выпускается в 3-х оригинальных копиях с оригинальными подписью и печатью и 6-ю копиями без права передачи. Этот документ оформляется для любого вида морских перевозок, будь то линейные контейнерные перевозки, сервис РО-РО или иной вид доставки морем.
При использовании океанского коносамента отправитель имеет возможность передать груз:
— непосредственно своему заказчику (в таком случае он называется Straight Bill of Lading, или Именным, при этом он становится непередаваемым, однако сохраняет два других свойства — это по-прежнему подтверждение получения товара и товарораспорядительный документ)
3 варианта морского Ордерного коносамента (с обозначением To Order of):
— по приказу покупателя
— по приказу банка
— по приказу отправителя
Для 3-х последних вариантов товар может быть перепродан иной стороне в случае, если первоначальный покупатель примет решение продать товар кому-то еще.
В ситуации с Straight Bill of Lading груз может быть доставлен ТОЛЬКО указанному в нем получателю после предоставления оригиналов документа агентам линии в порту выгрузки.
Seaway Bill of Lading — это также морской коносамент, но с существенно урезанными свойствами. SeaWayBill является непередаваемым документом, он не выпускается в оригинальных копиях и не является товарораспорядительным документом. Основное назначение этой морской накладной — подтверждение договора перевозки и получения товара. Этот вид документа отлично подходит для некоммерческих поставок, сделок внутри одной компании, а также если поставки идут не по документарному аккредитиву.
SeaWay Bill of Lading не может быть ордерным, только именным. Доставка груза, идущего по морской накладной, может производиться только в адрес прямого получателя груза или его авторизованного представителя. При работе с этим видом документа получателю необязательно предоставлять никакие иные документы агенту линии в порту выгрузки для того, чтобы получить груз. Наличие SeaWayBill уже достаточное подтверждение.
Морская накладная (Sea waybill)
Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются, появившиеся в морских перевозках, новые виды транспортных документов: океанская накладная (ocean waybill); линейная накладная(liner waybills), и сама морская накладная (Sea waybill).
Причины появления морских накладных – поступательное развитие отрасли морских перевозок, техническое переоснащение и увеличение скорости перевозок, а также не утешительная статистика, осуществления мошеннических действий с использованием коносаментов.
Морская накладная представляет собой транспортный документ, используемый в морских перевозках в функции которого входит:
1) Функция документа подтверждающего заключение договора перевозки.
2) Функция документа подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке, в указанном в нем количестве и качестве.
На этом функции морской накладной заканчиваются.
Главным отличием морской накладной (Sea waybill) от морского коносамента (Bill of Lading), это то, что морская накладная не является ни товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни оборотным документом. Груз выдается, конкретному, указанному в морской накладной грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной.
Коносамент: что это такое?
Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи: Подтверждение договора на перевозку. Многие считают, что коносамент — это коммерческий или транспортный договор. Оба этих утверждения не являются…
Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи:
Типы коносаментов
На основе вышеописанных целей документа можно обозначить следующие основные типы коносамента.
«Именной» коносамент (Straight Bill of Landing)
Коносамент называется именным или прямым (Straight), если оригиналы документа выпускаются на конкретного получателя (Consignee). Такой тип является необоротным, и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable). Получение груза в месте назначения возможно только указанным получателем. Также нужно предъявить оригиналы распечатанного коносамента перевозчику или оформить «Телекс релиз» (Telex Release).
Этот тип соответствует только первым двум ролям («подтверждение договора на перевозку» и «доказательство передачи товара»). Третья цель не реализуется полностью, так как документ не является передаточным (оборотным).
Морская накладная (Sea Waybill)
Если коносамент оформляется на конкретного получателя без выпуска оригиналов, его называют морской накладной (Sea Waybill). Этот вид также является необоротным и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable).
Морская накладная обычно используется:
Получение груза происходит на основе «экспресс релиза» (Express Release), то есть автоматически. Данный тип коносамента также соответствует только первым двум ролям.
Оборотный или ордерный коносамент (Negotiable B/L or Order Bill)
Оборотный коносамент выпускается в оригинале, и в нем не обозначается конкретный получатель. Графа «Consignee» может иметь значения: «To Order», «To Order of Shipper», «To Order of Bank».
Основное преимущество ордерного коносамента – возможность использовать его как гарантийное средство платежа между продавцом и покупателем.
Груз можно получить, только после предоставления оригинала коносамента перевозчику в порту назначения. На обороте коносамента должен стоять индоссамент (обычно это печати отправителя и получателя).
Ордерный коносамент выполняет все три цели, обозначенные в начале статьи.
Виды коносаментов
Обычно выделяются следующие виды коносамента, их больше, но мы представим три основных.
Океанский коносамент (Ocean or Port to Port B/L)
Ответственность перевозчика начинается в порту отправления и заканчивается в порту выгрузки. Поля «Place of Receipt» или «Place of Destination» не должны быть заполнены.
Мультимодальный коносамент (Multimodal Transport B/L)
Этот вид коносамента применяется при мультимодальной перевозке. Такая транспортировка состоит из нескольких этапов, которые выполняются различными видами транспорта.
В процессе перевозки участвует несколько видов транспорта от места выпуска коносамента, до места итоговой доставки. Все обозначенные этапы перевозки находятся под ответственностью морской линии.
Сквозной коносамент (Througt B/L)
Данный вид похож на мультимодальный коносамент, но перевозчик несет ответственность только за морское плечо. В наземной транспортировке линия участвует только как посредник.
Всё о морском коносаменте
Основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту. При этом сама система коносаментов сложна и богата нюансами. Упорядочим их, а заодно рассмотрим заполнение океанского коносамента.
Виды коносаментов и их назначение.
Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.
В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:
Оборотные и необоротные коносаменты
Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading). Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз. Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.
Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.
Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.
Оформление коносамента и получение груза
Коносамент указывает владельца груза, но в реальной практике не всё так просто! Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.
Оригинал, копии и драфт коносамента
Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!
Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.
Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!
Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.
Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.
Телекс-релиз и сданный коносамент
Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа (вспомните почту России).
Суть её заключается в следующем. После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).
Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.
Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.
Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момент его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс. Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный MBL в линию, чуть только видит деньги на своём счету. Вся процедура занимает от силы два рабочих дня!
Заполнение коносамента
Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.
Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):
Морская транспортная накладная и коносамент
В настоящее время в морских перевозках используются два вида транспортных
документа — морской коносамент и морская накладная. И эти транспортные
документы принципиально отличаются
I. Морской коносамент.
Так исторически сложилось, что для оформления морских грузоперевозок
изначально и по сей день используется свой отдельный вид документа, обладающий
своими абсолютно уникальными свойствами. Речь идет о документе под названием
коносамент. Коносамент, как слово, имеет иностранное происхождение, и на
основных европейских языках звучит примерно одинаково, к примеру: на испанском
языке «Conocimento», на французком «Connaissement», на немецком — »
Konossement». В связи с тем, что английский язык является стандартным языком,
используемым для оформления документации в международных грузоперевозках,
морская накладная использует английское название. Английский вариант звучит как
«Bill of Lading». Уникальность коносамента (Bill of Lading) состоит в
разнообразии видов и широты функций, которые он в себе несет.
Функции коносамента:
* Является документом, доказывающим факт заключения договора перевозки.
Содержит в себе все основные условия данного договора.
* Несет функцию «расписки» — документа, подтверждающего факт принятия груза
перевозчиком (судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и
качестве.
* Является ценной бумагой, дающей право собственности на конкретный груз
(товарораспорядительный документ). Это выражается в том, что коносамент с
конкретно указанным в нем грузом может быть продан, куплен, передан на
определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое
перемещение товара.
Основные виды коносамента.
* Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента
может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути.
Оборотный коносамент может быть продан, куплен, заложен в банке и т.д. При
оформлении такого коносамента в обязательном порядке проставляется запись
«Приказу имярек». К оборотным коносаментам относиться ордерные и
предъявительские коносаменты.
* Необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) — коносамент, в
котором грузополучатель точно определен и получает груз сам.
В зависимости, от того, кто именно будет получателем груза, коносамент бывает:
* Именной (straight bill of lading) – получателем груза выступает юридическое
или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент.
* Ордерный (to-order bill of lading) – суть в том, что отправитель или
получатель может определять («приказу отправителя» либо «приказу получателя»),
какому именно третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте
делается передаточная надпись (индоссамент).
* Предъявительский (bearer bill of lading) – груз в порту назначения
передается предъявителю коносамента.
В зависимости от типа перевозки:
* Линейный (рейсовый) коносамент (liner bill of lading) — оформляется при
перевозке груза на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в
определенных портах, на специально выделенных причалах (линейные морские
перевозки).
* Фрахтовый (чартерный (chartered bill of lading)) коносамент – оформляется,
для перевозок осуществляемых нерегулярно (трамповые морские перевозки).
Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает
грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик
(фрахтовщик), где фрахтовщик предоставляет фрахтователю за определенную плату
часть судна, все судно или несколько судов сразу для осуществления одного или
нескольких рейсов с целью транспортировки груза, пассажиров и багажа.
В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству
груза или таковые отсутствуют, коносаменты делят на:
* «Чистый» (clean bill of lading) коносамент — повреждения тары, упаковки
груза не обнаружены. Общее количественное и качественное состояние груза
соответствует указанному в коносаменте.
* «Не чистый» (claused) коносамент – коносамент с оговорками оформляется в
случае обнаружения каких либо дефектов в упаковке, таре груза и других
замечаниях к качеству груза.
В зависимости от общей схемы перевозки:
* Прямой коносамент – оформляется при перевозках от порта до порта.
* Сквозной коносамент (through bill of lading) – оформляется при перевозке,
проходящей по мультимодальной схеме, с перегрузом из одного вида транспорта в
другой, где морская перевозка занимает только часть маршрута.
В зависимости от того, когда груз принят перевозчиком:
* Бортовой коносамент (shipped on board bill of lading) — оформляется при уже
погруженном на судно грузе.
* Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment) – оформляется
на груз, предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и
находящийся под охраной.
Оформление коносамента.
Основное законодательство регулирующие морские грузоперевозки включает в себя:
* Гаагские правила 1921 года — Международная конвенция по унификации
некоторых правил, касающихся коносаментов.
* Правила Гаага-Висби — Брюссельский протокол 1968 г. по пересмотру Гаагских
правил о коносаментах 1921 г.
* Гамбургские правила — Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 года.
* В российском законодательстве действует — Кодекс торгового мореплавания РФ
от 30.04.1999.
В вышеуказанных документах оговаривается, какие именно данные должны быть в
обязательном порядке включены в коносамент. А именно:
* наименование перевозчика и место его нахождения;
* наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и
дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
* наименование отправителя и место его нахождения;
* наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
* наименование получателя, если он указан отправителем;
* наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки,
указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства
груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его
количество. При этом все данные указываются так, как они представлены
отправителем;
* внешнее состояние груза и его упаковки;
* фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то,
что фрахт должен уплачиваться им;
* время и место выдачи коносамента;
* число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
* подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.
Что касается формы коносамента, то здесь возможны варианты, так как
разработкой таких форм занимаются разнообразные морские организации, компании и
объединения.
Наибольшее распространение получили формы коносаментов, разработанные такими
организациями как:
* Genwaybill — форма Балтийского и Международного морского Совета (БИМКО);
* The GGBS Waybill — форма Генерального Совета Британского судоходства.
Общий порядок работы с коносаментом:
* Отравителем составляется погрузочный ордер, в котором указаны наименование
и марка товара, количество товара и вид упаковки, порты отправления –
назначения; данные отправителя и получателя груза, название судна.
* Происходит погрузка груза на борт, что подтверждается соответствующим
документом – штурманской распиской (mate’s receipt).
* После отправки судна из порта отправления грузоотправителю в обмен на
штурманскую расписку оформляется коносамент. Далее грузоотправитель пересылает
оригиналы коносамента грузополучателю.
* Грузополучатель получает груз в порту назначения, для чего ему в
обязательном порядке требуется проявить свой оригинал коносамента, высланный
ему отправителем.
N/B. — При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента — остальные
экземпляры утрачивают свою силу.
II. Морская накладная (Sea waybill).
Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются, появившиеся в
морских перевозках, новые виды транспортных документов:
* океанская накладная (ocean waybill);
* линейная накладная(liner waybills);
* сама морская накладная (Sea waybill).
Причины появления морских накладных: поступательное развитие отрасли морских
перевозок, техническое переоснащение и увеличение скорости перевозок, а также
не утешительная статистика осуществления мошеннических действий с
использованием коносаментов.
Морская накладная представляет собой транспортный документ, используемый в
морских перевозках в функции которого входит:
* Функция документа подтверждающего заключение договора перевозки.
* Функция документа подтверждающего факт принятия груза перевозчиком
(судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и качестве.
На этом функции морской накладной заканчиваются.
Главным отличием морской накладной (Sea waybill) от морского коносамента (Bill
of Lading) является то, что морская накладная не является ни
товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни
оборотным документом. Груз выдается конкретному, указанному в морской накладной
грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при
этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной. В
настоящее время вариант полной замены коносамента на морскую накладную
находится в стадии активного обсуждения.