связь развития с обучением и воспитанием

Взаимосвязь развития, обучения, среды и воспитания

Существует четкая взаимосвязь между развитием и воспитанием ребенка. Влияние воспитательной деятельности на процесс развития личности невозможно переоценить. Давайте разберем основные механизмы этой деятельности

Определение понятий развития и воспитания

Начнем с того, что дадим определения основным педагогическим категориям, о которых пойдет речь в статье.

Развитие – это процесс изменения личности под влиянием воздействующих на нее факторов, основными из которых принято считать среду, наследственности и деятельность по воспитанию ребенка, а также результат этого изменения.

Воспитание играет решающую роль в развитии ребенка.

Воспитание – это процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, а также целенаправленное формирование системы понятий, ценностей, принципов путем воздействия на сознание и поведение человека.

Воспитание является характерным поведением только для человека. В отличие от других живых существ, в процессе целенаправленного воздействия на ребенка проводится не только передача опыта, но также формируются качества, которые будут полезны в деле приобретения знаний и умений.

Вопросы взаимосвязи обучения, развития и воспитания начала волновать педагогов-теоретиков достаточно давно. К числу наиболее известных исследователей этой темы можно отнести швейцарского специалиста в области психологии Жана Пиаже, а также советского педагога Льва Семеновича Выготского.

Теории обоих исследователей имеют целый ряд расхождений. В частности, Пиаже считал, что воспитание должно следовать за развитием ребенка. Методики воспитания, которые можно и целесообразно применять в том или ином возрасте, определяются психологической зрелостью индивида, достигнутым уровнем развития. Также Пиаже считал, что воспитание не развивает у человека новых качеств. Оно может лишь усилить и укрепить существующие.

По мнению Льва Выготского воспитание ускоряет развитие ребенка. Учитывать начальную степень развития, конечно же, стоит, однако методы воздействия необходимо выбирать такие, чтобы ребенок мог перейти на новый, более высокий уровень. Фактически, задачей воспитания исследователь считал преодоление начального уровня развития, более быстрого преодоления его.

Не последнее место в процессе развития личности играет социум. Взаимосвязь личности, социальной среды и воспитания отражена в известной пословице «Для того, чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня».

Одновременно с воспитанием должно идти обучение, так как оно является важным фактором развития индивидуума, необходимо для поэтапного развития личности. При этом эти две категории необходимо различать.

Основным отличием воспитания и обучения является то, что обучение – это процесс передачи знаний и способов выполнения действий, а воспитание призвано интериоризировать социальные ценности и способствовать развитию личностного отношения к ним.

Эффективность и степень воздействия воспитания на развитие личности

Если говорить кратко, то взаимосвязь развития и обучения может быть эффективно только в случае выполнения ряда условий:

Оценка реального вклада воспитания в развитие личности бывает сложно. Уместно вспомнить по этому поводу высказывание Д.Дидро, который писал, что благодаря воспитанию можно достигнуть многого, однако развить можно только то, что ребенку дала природа.

Уровень воспитательного воздействия и его эффективность находятся в прямой зависимости от правильного определения уровня актуального развития. Нужно уметь правильно оценивать умения и начальные знания ребенка, видеть зоны его ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это возможности ребенка, реализовать которые можно только при условии грамотного руководства со стороны взрослого.

Основной целью воспитания является развитие личности.

Задачи воспитания

В результате воспитательного процесса проводится решение основных задач, связанных с достижением личностью заданного уровня развития. К числу таких задач можно отнести:

Решение большинства задач определяется возрастными этапами. Накопление нерешенных задач может привести к значительной задержке в процессе развития. Для того, чтобы сделать процесс воспитания полноценным, необходимо прорабатывать проблемные вопросы, возникающие по мере развития, по разработанным алгоритмам решения стоящих задач, придерживаться принципа последовательности.

Источник

Взаимосвязь обучения и воспитания

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь обучения и воспитания»

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу студентов и вместе с тем развивает, углубляет ее (Менчинская Н.А., 1998; см. аннотацию)

Кроме того, И.А.Зимняя выделяет следующие четыре типа взаимосвязи между обучением и воспитанием:

Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.

Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Таким образом, сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им придают необходимую направленность, формируя важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая воспитываем, воспитывая обучаем.

Источник

Взаимосвязь воспитания, обучения и развития в современном образовательном процессе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема : « Взаимосвязь воспитания, обучения и развития в современном образовательном процессе».

Образование как термин от глагола «образовывать» и имеет значение «создавать», «формировать». Образование понимается как:

-ценность развивающего человека и общества;

-процесс обучения и воспитания человека;

-как система (есть образовательных учреждений разного типа и уровня).

Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования. Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости. Неотъемлемой частью образования является «обучение».

Обучение (в педагогике ) – это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений студента доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте студента будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень, представленный цели обучения.

Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное).

Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Педагоги должны видеть завтрашний день развития студента: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Существует гипотеза: если создать систему обучения, основывающуюся на законах, отражающих природу человека, по которым он живёт, развивается и действует в человеческом обществе, то оно получит высокий уровень социализации личности учащихся. Содержание учебного предмета представляет систему понятий, заданных не как способ описания объекта, а как основание для его преобразования, регулирующая основа способов получения значимых результатов.

При реализации технологии развивающего обучения на практических занятиях по предмету: «Анатомия и физиология человека», у студентов формируются:

способность ставить учебную задачу и находить способы её решения;

способность к рефлексии собственных действий;

умение работать с модельными средствами;

Эти качества необходимы не только для самого процесса обучения, но и для понимания его необходимости, формирование учебной мотивации.

В практической деятельности учителя используют следующие технологии развивающего обучения: проектное, проблемное, коллективное взаимодействие (КСО).

Проектное обучение создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, коммуникативные умения, работая в различных группах. Развивают исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, построение гипотез, обобщение) развивают системное мышление.

Формами представления результатов исследовательской деятельности являются: альбомы, студенческие выставки, видеофильмы, натуральные объекты. Более эффективно проектный метод реализуется в рамках преподавания на профильном уроке. Одним из его вариантом на уроке – проектирование опорных конспектов, которые являются результатом коллективного «мозгового» штурма.

Система проектирования опорных конспектов осваивается учащимися через логико–смысловые модели. Основной составляющей проектного обучения является проблемное обучение, которое помогает развитию умения учащихся мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Учитель не только сообщает учащимся выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Реализуя технологию проблемного обучения преподаватель использует проблемные вопросы в форме познавательной задачи.

Учебная задача понимается, как ситуация «разрыва», в которую с помощью учителя «погружаются» студенты. Они сами фиксируют «разрыв» между имеющимися у них знаниями и умениями, необходимыми для решения данной задачи.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем – то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

Если учителю удалось поставить перед студентами учебную задачу (в форме познавательной задачи), то его последующие усилия должны быть направлены на организацию её решения, т.е. на организацию собственно – поисковой деятельности.

Учитель должен включиться в поисковую деятельность студентов и организовать её «изнутри». Существует два условия: во-первых, учитель должен стать реальным участником современного поиска, а не его руководителем; во – вторых, он не должен навязывать им «правильный» путь решения.

Когда учебная задача решена, учителю предстоит организовать оценку найденного решения.

Постановка учебной задачи, её совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия, таковы три составляющие этого метода, который адекватен цели и содержанию развивающего обучения.

Включаясь в совместную с учеником учебно–поисковую деятельность, учитель направляет её, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащихся в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе её решения.

Для того, чтобы каждый отдельный ученик мог действовать как субъект учебно–поисковой деятельности, он должен вступить во взаимодействие не только с учителем, но и с другими такими же субъектами. Это значит, что быть субъектом учения ученик может, если он действует не рядом с другими учениками, и независимо от них, а вместе с ними, если его деятельность развертывается в рамках коллективного учебного диалога.

Умение организовать и поддерживать коллективный учебный диалог является сложным компонентом методического мастерства учителя.

Оптимальной формой учебного процесса, позволяющей организовать поисковую деятельность учащихся и тем самым реализовать цели развивающего обучения, является коллективный диалог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи и намечаются пути её решения. Такая форма организации учебного процесса оказывает влияние и на его коммуникативные характеристики.

Первый тип коммуникации представляет собой достаточно жестко регламентированный обмен деловой информацией, необходимой взаимодействующим субъектам для выполнения ими своих функций, за пределами которых он утрачивает какой – либо смысл, и обычно прекращается.

Совсем иной характер приобретает коммуникация в том случае, когда взаимодействуют субъекты, связанные отношениями сотрудничества.

Многие учителя используют методику конструирования проблемных заданий, предложенную И.Я. Лернером. Наиболее эффективной в старших классах является система лекционно–семинарского обучения (предпочтение отдают форме блочно – проблемных лекций). Возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне видится в преимуществе использования технологий коллективного взаимообучения через статистические, динамические и вариационные пары.

Теоретическая система развивающего обучения оказывает существенное воздействие на развитие эмоциональной сферы учащихся.

Уже сам учебный интерес, возникающий в результате рефлексивной оценки проблемной ситуации, представляет собой сложное эмоциональное переживание неудовлетворённости собой, своей некомпетентностью, спроектированное на объект действия. Это переживание побуждает ученика искать ключ к пониманию проблемной ситуации, не позволяя удовлетвориться подсказанным из вне, или случайно найденным способом выхода из неё. У ученика проявляются высокие волевые качества, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Он стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Я полагаю, что развивающее обучение формирует сначала способность к педагогическому творчеству, затем склонность к нему и, наконец, потребность в нём.

Деловая информация предполагает обмен знаниями о предмете, в то время как общение требует обмена мыслями о нём, чувствами, вызываемыми этим предметом, его оценками. В результате обмена мыслями ученик приходит к более содержательному и глубокому пониманию ситуации, опираясь на которую, он действует увереннее и успешнее.

Это обстоятельство порождает заинтересованность ученика в таком обмене мыслями со своими соучениками и учителем, которое при благоприятных условиях быстро перерастает в потребность в деловом общении с партнерами по деятельности как важнейшем условии её успешности.

Одновременно происходит интенсивное усвоение важнейших коммуникативных умений, без которых общение невозможно – умение аргументировано выражать свою мысль и умение адекватно воспринимать мысли собеседника.

Главным результатом такого образовательного процесса становится способность к продуктивному мышлению и действию. У учащихся формируются:

социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;

коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию и быть понятым;

развитые формы мышления, позволяющие решать большой круг предметных социально – ориентированных, личностных задач;

образовательная компетентность – учебная самостоятельность.

Таким образом, построение учебного процесса на принципах развитого обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – путь формирования не только мыслящего человека, но и личности, способной адаптироваться в современном мире.

Это значит, что развивающее обучение может быть осуществлено только как целостная система, во всей совокупности своих компонентов.

Я как учитель использую на уроках биологии лабораторные методы, в ходе которых учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты. Эксперимент как метод всегда занимал достойное место среди других видов деятельности, применяемых в школе. Это один из вариантов развития практических навыков у школьников, как в результате сотрудничества с учителем, так и в ходе индивидуальной работы.

Во время экскурсии на природу учитель организует работу детей таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами путем наблюдения в природе, и обсуждения решили поставленную задачу.

Использование данных направлений в реализации технологий развивающего обучения позволяет добиваться стабильных результатов в работе с обучающимися, активизирует мыслительную деятельность школьников и разнообразные методические приёмы: моделирование, варианты дифференцированных заданий, учебные игры, тесты, аудио- и визуальные материалы. Из компьютерных и информационно – коммуникативных средств используют мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии.

На уроках в 6 –7 классах в целях активизации познавательной деятельности применяют загадки, ребусы, кроссворды. При изучении биологии растений в этих классах могут быть использованы игровые моменты, в основном в конце урока. В этом возрасте дети очень любят играть и стимул игры позволяет активизировать их деятельность при изучении нового материала. В виде игры проводят обобщающие уроки, например, в виде соревнований между командами в 6 классе при повторении тем: «Лист», «Стебель» и «Цветок».

Чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1. Компетентное и независимое жюри (учитель и ученики – консультанты).

Задания в команде должен распределять учитель, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые.

2.Оценивать деятельность команды и индивидуально каждого ученика.

3. Вовлечь всех ребят в активную деятельность.

4.Давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя ученики тихие, незаметные, на фоне более активных. В старших классах используют групповой метод. Класс учитель делит на группы по 3 –4 человека. Каждая группа получает своё задание и выполняет его.

Возникновение и развитие теоретического мышления является одним из первых и важнейших результатов развивающего обучения, которые были получены в ходе применения данной системы на практике.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Ядром целостности педагогического процесса являются ведущие направления воспитания: гражданское, духовно – целостное и нравственное. Они объединяют вокруг себя другие конкретные виды воспитательной деятельности в единый поток взаимодействия и воздействия на детскую личность. В каждом виде воспитания решаются не только прямые, но и косвенные задачи умственного, нравственного, эстетического, патриотического, физкультурного и других направлений педагогической деятельности.

Общая атмосфера целостной организации детской жизни и деятельности формирует у школьников такие качества личности, как коллективизм, патриотизм, стремление к гуманистическим идеалам, социальная активность, единство слова и дела, уважительность и требовательность, инициативность и дисциплинированность. Через детский воспитательный коллектив школьники включаются в систему общественных отношений.

Образовательные задачи состоят в передаче детям знаний основ наук, а также навыков и приёмов интеллектуального труда, владение компьютерной техникой.

Воспитательные задачи включают формирование у школьников на основе научных знаний мировоззрения, системы взглядов на законы развития природы, общество и мышление, способности отстаивать свои убеждения. Они предполагают развитие у школьников в процессе учебной деятельности трудолюбия, воли, настойчивости, целеустремленности, прилежания, сознательной дисциплины, умения доводить дело до конца, честности, критичности в отношении самого себя, самостоятельности и ответственности.

Развивающие задачи требуют формирования у детей психических процессов (ощущения, восприятия, представления, мышления, воображения, воли, речи), теоретико–логического и образно–художественного типов мышления, творческого подхода к решению любых задач.

Появление и интенсивное развитие подлинно произвольной памяти, являются одним из специфических результатов развивающего обучения, которая отчётливо обнаруживается уже к концу младшего школьного возраста.

Если в основе абстрактно–ассоциативного мышления уже в младше – школьном возрасте начинает формироваться рассудочный интеллект, который обеспечивает успешное поведение в стандартных условиях, но оказывается не состоятельным, когда ситуация требует самостоятельного поиска средств и способов деятельности, то содержательно – теоретическое мышление интенсивно формирующееся в процессе развивающего обучения, становится надежным фундаментом интеллекта, способного обеспечить разумный выбор целей, средств и способов их достижения на основе понимания реальной ситуации, учета объективных условий и своих возможностей, критической оценки собственной деятельности и её результатов, вот этот – то вектор интеллектуального развития, четко определяющийся уже в первой половине младшего школьного возраста, и следует считать одним из основных результатов развивающего обучения.

Процесс образования, есть процесс формирования личности из индивида, путем воспитания, обучения и развития.

Источник

Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием

Характеристика возрастных особенностей личности, формирование её качеств в процессе воспитания. Анализ влияния психологии и педагогики на взросление ребёнка. Оценка единства биологического и социального в человеке. Факторы психического развития учащихся.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.03.2020
Размер файла35,7 K

связь развития с обучением и воспитанием. Смотреть фото связь развития с обучением и воспитанием. Смотреть картинку связь развития с обучением и воспитанием. Картинка про связь развития с обучением и воспитанием. Фото связь развития с обучением и воспитанием

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Кафедра психологии, дефектологии и социальной педагогики

Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием

по дисциплине: «Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками»

Выполнил: Гашевская Я.С.

Глава 1. Особенности воспитания личности

1.1 Формирование качеств личности в процессе ее воспитания

1.2 Возрастные особенности личности

1.3 Факторы, влияющие на развитие личности

Глава 2. Воспитание, обучение и развитие личности

2.1 Взаимосвязь развития и воспитания личности

2.2 Взаимосвязь развития и обучения личности

Вопрос изучения личности и взаимосвязи воспитания, обучения и развития личности всегда являлся одним из важнейших в педагогике и психологии.

На каждом этапе исторического развития общества педагогика и психология как науки отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она стала самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.

Она стала наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности. Существует закономерность: человек рождается, личностью он становится.

Психология брала свое начало сотни, если не тысячи, лет назад. Ее изучение начиналось с понятия как наука о душе, позже способность думать, чувствовать, желать рассматривали через призму сознания и уже после, спустя время, наконец, начались эксперименты и наблюдения. По сей день человечество постигает эту науку и ему еще многое предстоит открыть и пересмотреть.

В этой работе я хотела бы поднять тему я хотела бы вновь поднять влияние психологии и педагогики на жизненно важные вопросы воспитания, обучения и развития.

Глава 1. Особенности воспитания личности

Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия «личность». В каком соотношении находится это понятие с понятием «человек»? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития (количественные и качественные изменения в организме). Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений.

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие».

1. В единстве биологического и социального в человеке.

Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим комплексный, системный подход.

· Страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;

· Несправедливые обвинения, унижения;

· Нервное напряжение, стрессы;

Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Л.С.Выготский (1896-1934) выделил два уровня развития детей:

1. Уровень актуального развития: отражает особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день;

2. Зона ближайшего развития: отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития».

1.1 Формирование качеств личности в процессе ее воспитания

Неэффективность воспитательной работы в школе во многом объясняется тем, что ее научно-методическое освещение зачастую характеризуется недостаточной четкостью, неконкретностью, а иногда и определенной теоретической аморфностью. Например, если речь идет о патриотическом или трудовом воспитании, то обычно в общих чертах раскрываются их этическая сущность, задачи, а также рассматриваются те «воспитательные мероприятия», которые составляют их содержание. Но учителям и классным руководителям расплывчатых рассуждений о столь сложных процессах далеко не достаточно. Ведь практику нужно осмыслить систему и конечные результаты воспитательной работы, к достижению которых необходимо стремиться, а также то, в каких личностных изменениях и новообразованиях они должны воплощаться. Однако именно этого зачастую и недостает учебным пособиям по педагогике для студентов и многочисленным методическим рекомендациям, адресованным учителям.

«Воспитание» долгое время ассоциировалось с понятием «образование» и по существу выступало как его синоним. В этом случае оно включало в себя как обучение, так и формирование у обучаемых определенных духовных и нравственных или, выражаясь современным языком, личностных свойств и качеств. Определенная синонимичность сохраняется до сих пор. В частности, она проявляется при определении сущности воспитания в его, так называемом, широком смысле. Например, Н.К. Крупская считала, что воспитание в его широком понимании включает в себя процесс овладения всей совокупностью общественного опыта, т.е. знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и мировоззренческими) отношениями. Подобным же образом трактуется и понятие «образование».

Но есть и специфические различия, связанные с результатами этих взаимосвязанных процессов, которые привели к содержательному разграничению самого понятия «воспитание». Речь идет о том, что и в процессе воспитания, понимаемого в широком смысле, и в системе образования с некоторой долей условности можно выделить обучающий компонент, когда учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками мировоззренческого и нравственно-эстетического плана и таким образом достигают определенного уровня обученности.

Безусловно, обучение играет значительную роль в личностном формировании. Оно развивает познавательно-интеллектуальную сферу, расширяет кругозор, способствует осмыслению нравственности, мировоззренческих идей и т.д.

1.2 Возрастные особенности личности

Учет возрастных особенностей ребенка является одним из главных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был Ян Амос Коменский (1592-1670).

После Я.А. Коменского педагоги по-разному обосновывали этапы развития личности, но все периодизации близки взглядам Коменского.

Рассмотрим устоявшуюся периодизацию возрастных особенностей развития личности, принятую в педагогике.

1. От рождения до 3 лет, младенческий возраст. Этот первый период жизни Пиаже назвал «сенсомоторной стадией», за время которого ребенок из беспомощного существа превращается в маленького человека. Он ходит, говорит, любит или не любит, веселый или боится, умеет жалеть и ревновать. Он познает мир семьи, впитывает впечатления, фантазирует, знает цвет, величину. Он накапливает факты, помнит звуки и запах, пытается проверить свои силы. К концу 3-го года он уже выражает свои желания словами, хотя речь его ограничена. В этом возрасте ребенок воспитывается в семье, и материнская любовь или нелюбовь, как и различные воздействия окружающих взрослых, определяют дальнейшее его развитие.

2. От 3 до 6 лет, дошкольный возраст. Дети овладевают навыками беглой речи, расширяется круг их общения. Ребенок может сам рассказать сказку, предварительно все обдумав.

Ребёнок подвижен, может мастерить, но работа не должна быть продолжительной. Он умеет держаться на людях, следует наставлениям. Его оценки увиденного сосредоточены на одном: «плохой мальчик» или «хороший».

3. От 6 до 10 лет, младший школьный возраст. В этом возрасте, оставив семью, ребенок входит в школьный коллектив и должен подчиняться его требованиям, как и требованиям соседей, улицы, лагеря.

Он может выполнять как отдельные поручения, так и серьезное дело для семьи, знает школьный распорядок. Но, освоив законы общежития, он пытается их нарушить. Но искренне раскаивается в своих проступках.

Некоторые ребята не любят дружбы со сверстниками и переживают, если друг заводит нового друга. Любит игры, ответственно относится к своей роли, к понятию справедливости. Учитель для него авторитет.

4. От 10 до 13 лет, средний школьный возраст. Для ребенка в этом возрасте авторитет родителей уже ослабевает, возникает критический взгляд на отношение к нему родителей, легко сердится на братьев и сестер.

5. От 13 до 16 лет, подростковый возраст. Это период между детством и зрелостью. У подростка стремительно меняется физиология, проявляются неловкость в движениях, эмоциональная неуравновешенность, повышенная рефлексия.

Они неудовлетворенны собой, семьей, собственной внешностью. Им не нравится комната (они переклеивают ее нелепыми картинками). Они недовольны школой, учебниками, учителями, оценками, взрослыми, так как они «нас не понимают», не доверяют родителям, не признают их мнения.

1.3 Факторы, влияющие на развитие личности

Прежде всего ученые обратили внимание на развитие самого общества. Оно возникло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны были добывать себе средства для существования. Они не только использовали готовые продукты природы, но и занимались сельским хозяйством, ремеслом, познавали окружающий мир. В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние? Вот несколько положений.

Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные в нашей стране и за рубежом опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не в состоянии усваивать речь, навыки прямохождения, труда, нормы и правила поведения. Ее развитие ограничено биологическими возможностями, и за пределы этих возможностей она выйти не может. Ребенок же, наряду с биологическим созреванием, оказывается в состоянии овладевать многим из того, что биологически в нем не «запрограммировано»: прямой походкой, речью, трудовыми навыками, правилами поведения, т.е. всем тем, что в конечном итоге делает его личностью.

Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки и т.д. Именно эти задатки позволяют людям интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.

Третье. Нельзя не учитывать, что биологическое может проявляться в развитии личности самым неожиданным образом. Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает тождества, равнозначности. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные факторы. По этому поводу профессор К.К. Платонов замечал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре, т.е. в конечном счете, развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние, средовые условия.

Есть еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. С развитием технического базиса производства и усложнением общественных отношений его роль постоянно возрастает. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.

То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.

Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностные качества.

Глава 2. Воспитание, обучение и развитие личности

2.1 Взаимосвязь развития и воспитания личности

Психическое развитие и воспитание взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

В процессе развития закономерно изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, совершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определённые стадии и закономерности. Теория психического развития личности получила название онтогенеза. В теории онтогенеза установлено, что факторами психического развития являются предметная деятельность и общение; в совместной деятельности со взрослым (воспитателем), в сотрудничестве учащийся осваивает знаковые и символические структуры; в результате формируются его сознание и личность. Индивид становиться личностью, когда у него образуется относительно устойчивая система высших психических функций, связанных с использованием в жизни общепринятых норм и духовных ценностей.

Этому требованию соответствует классификация, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсивно развивающейся психической функции. Соответственно выделяются три стадии развития личности.

На этой стадии ведущими являются эмоции, а интеллект их обслуживает, поэтому учащийся вначале руководствуется чувствами, а потом разумом. Чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным, учитель должен нравиться детям.

На третьей стадии (12-20 лет) учащиеся приступают к изучению научных понятий, теорий, абстрактно-символьных моделей действительности.

Наиболее интенсивно развивается интеллект, формально-логическое мышление, которое становится ведущим, опережая развитие эмоций. Психические функции приобретают знаковое, вербальное выражение; основными стимулами и орудиями становятся знаки, реакции обусловлены логикой отношений между знаками; жизнь среди знаков и значений регулируется высшими психическими функциями. Появляются сознание, сознательная воля, другие произвольные процессы (память, восприятия и т.д.), высшие эмоции (совесть, долг, патриотизм, чувство свободы, чувство юмора, альтруизм и др.). воспитание постепенно уступает свое место самовоспитанию.

Существенную роль здесь играют отношения между средой и воспитанием среда обитания (жизни) ребенка, рассматриваемая в плане её влияния на психическое развитие, есть система культурных (в частности духовных) ценностей, выполняющих роль условий становления внутреннего мира личности.

Условия воспитания для ребёнка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в культурных условиях, ему необходимо освоить культурные ценности. Ребёнок осваивает культуру тремя путями.

В-третьих, ученик может осваивать культуру по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития. Самовоспитание обусловлено тем, что воспитатели предлагают к освоению культурные ценности, утвердившиеся в обществе несколько десятков лет назад. Они кажутся воспитанникам несколько устаревшими, немодными. Появляется желание изучить новейшие модели поведения, познать современную культуру.

2.2 Взаимосвязь развития и обучения личности

1. Когда количество факторов мало, либо они вовсе отсутствуют, то обучение будет слабо влиять на развитие, либо даже оказывать отрицательное влияние. Основным является механическое зазубривание с опорой на многочисленные, порой жесткие наказания, порождающие систематический страх как качество личности.

2. Если учитель руководствуется одним здравым смыслом, то факторы развития появляются случайно в учебном процессе. Их влияние также неоднородно. В выгодном положении оказываются учащиеся с хорошей наследственностью: крепкой и устойчивой нервной системой, быстротой образования условных рефлексов, способностями к интеллектуальной деятельности. Эти учащиеся успешно развиваются. Другие учащиеся (особенно с замедленным мышлением, акцентуациями характера) развиваются медленнее, отстают в обучении.

3. Хорошо подготовленный и творчески работающий учитель сознательно включает в уроки систему развивающих факторов; в результате получается развивающее обучение.

Именно они, по мнению передовых людей нашего времени, переживающих и борющихся за достойное будущее нашей страны, да и мира в целом, делают человека человеком, делают его личностью, неповторимой, индивидуальной, творческой, активной.

Исходя из вышесказанного, мы приходим к двум интересным для педагогической науки и практики обучения и воспитания детей выводам: каждое общество обязательно имеет конкретные представления о том, какого человека, с какими качествами необходимо воспитывать, т.е. оно имеет цели воспитания. Или, как принято говорить в науке, оно дает социальный заказ на воспитание личности с нужными для него качествами.

Общество как бы заказывает детскому саду, школе или какому-нибудь другому учебно-воспитательному учреждению, с какими знаниями и умениями, с какими нравственными, эстетическими, трудовыми, мировоззренческими и другими качествами они должны выпустить детей из своих стен.

Причем эти знания, умения, качества личности ребенка должны быть такими, чтобы он не только мог продолжать свое образование дальше, но и жить в обществе окружающих его людей как равноправный, активный, творческий человек; воспитание ребенка, воспитание человека осуществляется обществом.

Таким образом, задачей взаимодействия развития, воспитания и обучения является получение обществом творческой, развивающейся, способной к деятельности на благо своему потомству и народу личности. Конечная цель представленного выше урока состоит в том, чтобы в процессе обучения развивать и воспитывать в детях любовь к родному языку и литературе, а через них и любовь к своему народу.

8. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 12. С. 89-98

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Бездеятельностный и деятельностный анализ. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Реальный предмет педагогики. Пороки философии – трагедия для педагогики и психологии. Отношение к противоречию – критерий ума преподавателя вуза.

научная работа [32,0 K], добавлен 19.02.2011

Общее понятие личности, роль обучения в ее развитии. Формирование личности и становление ее свойств, этапы развития социального «Я». Представления о совершенном человеке у классиков педагогики. Педагогические закономерности формирования личности.

реферат [22,7 K], добавлен 12.09.2011

Первоначальное формирование личности человека. Особенности развития и воспитания младших школьников. Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 12.07.2008

Виды активности и факторы, ее обуславливающие. Особенности физического воспитания как специализированной ветви педагогики. Классификация видов активности, их основные принципы. Активизация деятельности учащихся на уроке с учетом возрастных особенностей.

реферат [24,2 K], добавлен 08.11.2009

Понятие «личность» в педагогике. Формирование основ подхода к понятиям «личность» и «индивидуальность». Формирование личностных качеств в процессе воспитания. Возрастные особенности личности. Основные факторы, воздействующие на развитие личности.

реферат [39,7 K], добавлен 25.07.2008

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *