связь обучения с жизнью это
Основные принципы дидактики
к основным дидактическим принципам относятся:
Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.
Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.
Требования принципа научности:
Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опты учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.
Требования принципа доступности:
Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.
Требования принципа целенаправленности:
Принцип систематичности и последовательности
Требования принципа систематичности и последовательности:
Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.
Требования принципа наглядности:
Принцип связи обучения с жизнью
Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.
Требования принципа связи обучения с жизнью:
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.
Требования принципа сознательности и активности:
Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.
Требования принципа прочности:
Принцип воспитания и развития
Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».
Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:
Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.
В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».
Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»
Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).
Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)
Первое основоположение гласит:
Второе основоположение гласит:
Четвёртое основоположение гласит:
Шестое основоположение гласит:
Седьмое основоположение гласит:
Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)
Первое основоположение гласит:
Второе основоположение гласит:
Третье основоположение гласит:
Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)
Основные положения главы таковы:
Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.
Связь обучения с жизнью это
Этот принцип отражает обусловленность обучения в школе общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания учащихся.
Сущность его состоит в тесном взаимодействии школы и общественности в деле обучения и воспитания детей. В современных условиях этот принцип получает новое звучание.
Большинство вспомогательных школ — это интернатные учреждения и для них существует потенциальная опасность определенного обособления от окружающей жизни. Поэтому принципу связи обучения с жизнью отводится важная роль в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Ведь после окончания школы выпускники вступают в самостоятельную жизнь и подготовленность к ней в определенной степени зависит от того, как осуществляется этот принцип в жизни.
Вспомогательная школа должна также активно участвовать в общественных мероприятиях (всенародные праздники, культурные и спортивные мероприятия, дни городов и др.)
Только на основе многогранной связи обучения с окружающей жизнью вспомогательная школа, как учебное заведение, может завоевать авторитет среди местного населения и общественности. А это улучшает положение выпускников вспомогательных школ и способствует более успешной их адаптации.
В повседневной деятельности педагога этот принцип реализуется путем использования на уроках и во внеклассной работе положительных примеров из жизни, в том числе и местного населения, но не следует обходить и недостатки с обязательным анализом их причин. Для укрепления связи обучения с жизнью полезно использовать средства массовой информации, просмотры телепередач и прослушивание радиопередач.
Система дидактических принципов
Что такое дидактические принципы
Дидактические принципы — система требований, необходимых для правильной организации процесса обучения.
Основополагающие принципы учебного процесса нацелены не только на усвоение теоретических дисциплин, но и на всестороннее развитие учеников.
Успех процесса обучения зависит от того, присутствует ли в его организации дидактика. В ее компетенции решить проблемы образования, подсказать учителю необходимые педагогические подходы, структуру построения урока.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Принципы и их характеристики
Современные принципы обучения делятся на дидактические (суть которых применима ко всем дисциплинам) и методические (направленные на один предмет). Среди дидактических наиболее востребованы такие традиционные принципы, как:
К.Д.Ушинский, определяя эффективный метод обучения, обращал внимание на сознательность обучения, его активный характер, посильность, народность. Теоретические истины должны иметь наглядное исполнение, а все обучение будет результативным, если имеет воспитательный характер.
Принцип возложения задачи достижения целей
Конечная цель и задача педагогики — создание интеллектуальной личности, всесторонне развитой и способной активно участвовать в общественной жизни социума. Для этого мало овладеть научными познаниями в отдельных отраслях. Гармоничное развитие происходит тогда, когда психологическое и физическое становление происходит в комплексе. Формирующийся индивидуум должен стать активным в общественной жизни, в процессе построения современного государства.
Поставленной цели достигают применением особых приемов, например, с помощью комплексного подхода к планированию уроков, расширения затрагиваемых тем общения, повышения разносторонней заинтересованности учащихся.
Метод реализации принципа
Реализация задачи воспитания гармоничной личности возможна, если обучение сделать целенаправленным. Квалификация преподавателя должна позволить выбрать перспективные и эффективные подходы, учитывающие реальные возможности учеников.
Во внимание необходимо взять сильные и слабые характеристики обучаемых, степень их подготовленности по конкретному предмету. Полезно рассмотреть данный процесс через призму рационального сочетания воспитательных приемов, задач обучения, личностного развития. При этом не должна теряться целенаправленность урока, его практическая значимость.
Принцип научности обучения
Использование в обучении научного подхода поднимает рейтинг процесса, делает его результативным и прочным. Включение в преподаваемый материал свежих научных данных, законов, аксиом и теорий позволяет актуально охарактеризовать достижения и результаты современных наук.
Включение научных подходов в той или иной дисциплине должно сочетаться с возрастом учеников. Непонимание учебного материала вызовет не только отставание в его усвоении, но и выработку негативного отношения к самому предмету. Кроме этого, материал не должен содержать спорных фактов или быть не до конца изученным. Школьные программы составлены таким образом, чтобы нервная система ребенка не была перегружена.
Характеристика
Проведение уроков, в основе которых закладываются научные сведения, носит объективный характер. Включаемые в программу темы обозначены в ФГОС, школьных учебниках. Преподавание материала происходит таким образом, чтобы ученики учились отличать истинные факты от ложных. В помощь этому — включение в материал общепринятых истин и личных взглядов ученых (играют роль субъективных данных). Учебники, разработанные в соответствии с программами, опираются на классические научные факты, современные тематические взгляды и перспективы в изучаемом вопросе.
Принцип научности направлен на формирование у учеников диалектико-материалистического мышления.
Хорошо, когда в результате усвоения материала, учеников интересует научный поиск, знакомство с востребованными способами познания закономерностей.
Примеры:
Условия соблюдения принципа
Научный подход в преподавательском деле должен опираться на обязательные принципы:
Принцип связи обучения с жизнью
Система преподавания научного материала на фоне обоснования его практического использования наиболее правильная и результативная. Сама по себе научная проблема часто воспринимается далекой от жизни и поэтому плохо усваивается в сознании детей. Напротив, физические процессы или химические реакции понимаются глубже, если в качестве их применения привести сельскохозяйственное либо промышленное производство. На этом этапе из образования удачно «вытекает» воспитание: зависимость уровня развития общественной жизни и производства от квалификации членов общества.
Основные черты
Общая характеристика принципа складывается из следующих звеньев:
Для чего служит данный принцип
Принцип связи обучения с жизнью базируется на необходимости выработки у учеников профессиональной направленности. Полученные знания должны ассоциироваться у учащихся с их будущим применением. Теоретические постулаты и законы не должны существовать в сознании отдельно от реальности.
Необходимо дать аудитории ответы на вопросы: где, в какой степени, когда и с какой целью пригодятся полученные знания.
Особенно велико значение такого подхода в старших классах. Давая понять ученикам смысл теории и подкрепив ее на практике, учитель способствует раскрытию индивидуальных способностей детей, появлению у них интереса к конкретным темам, рассеиванию сомнений.
Принцип последовательности и систематичности
Чтобы обеспечить полноценное и качественное усвоение материала, возможность движения в познании от простого к сложному, еще Павлов обратил внимание на необходимость последовательного и систематического преподавания. Данная норма физиологически закономерна, поскольку обучающие элементы имеют между собой логическую связь.
Экспериментальным путем была определена закономерность: чтобы процесс обучения сократить в сроках, нужно проводить его систематически. В ходе обсуждения нового материала, на главные моменты акцентируется особое внимание, выделяются ключевые понятия, между ними формируются взаимозависимые связи.
Наравне с систематичностью, огромное значение в преподавании отводится последовательности.
Родоначальником принципа был Я.А.Коменский. По его мнению, обучение, подобно природе жизни, должно иметь свою цель и быть взаимосвязанным.
Условия принципа
Принцип последовательности и систематичности будет иметь яркий результат в педагогике, если его осуществление идет согласно направлениям:
Цель систематичности обучения
Песталоцци и К.Д. Ушинский говорили, что в голове, в которой знания бессвязны, даже самому хозяину трудно найти нужные мысли. Такую голову они сравнивали с беспорядочной кладовой. Избежать недостатка призван систематичный метод обучения.
Его обязательная черта — не только последовательно, но и взаимосвязано излагать материал, обозначать зависимость между явлениями, событиями, правилами. Таким образом вырабатывается системность мышления, в которой главную роль играют ассоциации.
Систематичность обучения должна проявляться и в связях между предметами. Наглядный пример — «сквозные объекты». Так называются явления, присутствующие одновременно в нескольких учебных программах.
Пример: степень культурного развития определенного поколения оценивается на уроках истории, литературы, математики, физики и других дисциплинах. Для этого учителя используют интегративные программы.
Принцип доступности
Принцип доступности в дидактике — соответствие содержания обучения, его методов и форм возрасту учеников, а также их развитию.
Процесс получения знаний должен быть доступным, но не легким. Высокий уровень знаний сформируется тогда, когда обучение будет проходить на пределе индивидуальной возможности. Тогда он будет интересен ученику, повысит уровень его активности.
Описание
Оценка доступности программы обучения по тому или иному предмету зависит от:
При этом недопустима перегрузка, предлагаемый материал должен соответствовать уровню развития ребенка. Кроме этого, важна мотивация на усвоение материала, а также объективная оценка учителем доступности его понимания.
Важно определить границу между доступностью и стимулом к личностному росту.
Плюсы и минусы тяжелой и легкой программы обучения
Правильная дифференцировка пунктов обучающей программы по степени сложности важна как для учителя, так и ученика. Принцип «чем легче, тем лучше» в педагогическом процессе не применим. Как тяжелая, так и слишком легкая программа могут привести к негативным последствиям.
Схематически это можно выразить так:
Принцип активности учащихся в процессе обучения
Классификация методик обучения содержит принцип активности учащихся. Согласованная работа учителя и ученика важна для сознательного усвоения материала и прочного его запоминания. Активное усвоение теории ведет к ее осмыслению, самостоятельной творческой переработке. Благодаря этому, знания усваиваются учеником сознательно, со временем переходят в убеждения. Эффективно, когда учебный процесс содержит самостоятельные выступления учащихся, воплощение их идей по тактике построения урока.
Что характеризует принцип
Ориентируясь на принцип активности, можно понять, насколько определенная тема интересна ученикам, понятен ли механизм ее изложения. Активный процесс познания учащимися подсказывает учителю, сильные и слабые стороны каждого из них, наглядно.
Условия его успешной реализации
Принцип принесет позитивный успех, если его внедрение будет сопровождаться:
Принцип наглядности обучения
Процесс обучения выигрывает в присутствии зрительного восприятия материала, а также дополнений в виде тактильных и слуховых ощущений. Такой принцип носит название наглядности обучения. В его реализации помогают иллюстрации, звуковое сопровождение, демонстрационные сюжеты. Как результат, у учеников развивается наглядно-образное суждение.
Условия достижения принципа
Для получения максимального эффекта от принципа наглядности профессионалы советуют:
Принцип сочетания нескольких типов обучения
Грамотное построение учебного плана должно включать различные типы обучения. Наиболее востребованы сегодня наглядные, практические, речевые, мотивационные, поисковые.
Для каждого типа подбираются средства обучения и комбинации их использования. Дидактика предполагает урочные и внеурочные формы, каждая из которых может проходить в индивидуальной либо групповой организации.
Принцип создания условий, благоприятных для обучения
Усвоение материала напрямую зависит от качества условий проведения учебного процесса. Их можно классифицировать на несколько групп:
Принцип прочности навыков в педагогике
Принцип призван обеспечить оптимальное усвоение материала, прочность полученных знаний и результатов познавательных действий.
Основные задачи принципов дидактики
Дидактика призвана ответить на следующие вопросы:
Значение дидактических принципов в обучении
Дидактические принципы продиктованы социальной необходимостью пополнения общества квалифицированными кадрами и интеллектуально развитыми людьми.
Только совокупность дидактических принципов обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, т.к. это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных и воспитательных задач за счёт др. Точно так же недооценка отдельных принципов будет вести к снижению эффективности обучения.
Связь обучения с жизнью это
Принципы дидактики.
Иногда принципы рассматриваются не как основополагающие положения процесса обучения, а как некие «рабочие инструменты в руках обучающего», с помощью которых можно лишь «натаскать» учащегося, не дав ему возможности сознательно овладеть определенной суммой знаний. В других случаях принципы рассматриваются с житейских, упрощенных позиций. Так, например, выдвигается принцип «практичности» вместо «связи теории с практикой».
В обыденной жизни мы очень часто говорим о принципе интереса. Интерес, действительно, играет большую роль в процессе обучения, но возводить его в дидактический принцип нельзя, потому что недопустимо, чтобы один изучал только математику (она ему интересна), а другой только литературу в процессе общеобразовательной подготовки учащихся в школе. Интерес должен формироваться к самому процессу учения, познания, а не только к содержанию изучаемого материала.
Таким образом нельзя подменять дидактические принципы житейскими понятиями интереса, практичности, легкости и т. д. При таком подходе принципы как бы подменяются системой методических правил, которые позволяют лишь выработать у учащихся определенных, механически выполняемых умений и навыков.
В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются и порой невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения. Однако они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания как такового. Специфические связи и взаимообусловленность отдельных элементов процесса обучения осуществляются при соблюдении: сознательности и активности обучающихся; наглядности обучения; систематичности и последовательности; доступности обучения; прочности овладения знаниями, умениями и навыками; научности обучения; связи обучения с жизнью (теории с практикой); индивидуального похода к обучающимся.
Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения. Прежде чем рассмотреть сущность закономерностей, рассмотрим более подробно особенности и правила конкретных дидактических принципов.
1. Принцип наглядности
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.
Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:
1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.
2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.
3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.
4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т. п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.
5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.
Существуют разные способы сочетания слова и наглядности:
* при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;
* при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.
Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.
2. Принцип сознательности и активности
Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждении. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.
В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:
Правила принципа сознательности и активности в обучении:
1. Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения. Урок должен начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.
2. Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые смогут потом использовать на практике.
Примером реализации этого правила может служить деятельность В.Ф.Шаталова, который давал материал по каждой изучаемой теме в полном объеме, чтобы учащиеся увидели внутренние закономерности изучаемого явления. А потом, в процессе неоднократного повторения, добивался усвоения отдельных фактов и деталей и их систематизации.
3. Исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. Поэтому одной из задач педагога является формирование у них потребности и
навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны стать обязательным элементом современных обучающих технологий.
4. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т. п. Для реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания.
3. Принцип доступности
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.
Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями.
Как правило, принцип доступности нарушается по трем основным причинам:
1. Учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (большое количество абстрактных рассуждений, непонятных формул, математических расчетов и т. п.) и они не могут понять сущности изучаемого материала;
2. Материал недоступен по объему, в этом случае учащиеся не всегда успевают «переварить» соответствующее количество материала и усваивают его довольно поверхностно.
3. Материал недоступен для учащихся ввиду физического перенапряжения. В данном случае имеется ввиду не просто усталость школьников, а именно перенапряжение в процессе выполнения непривычно большой физической нагрузки (в домашних условиях, в спортивных секциях и т. п.).
Правила принципа доступности в обучении
1. Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.
2. В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание. Традиционный репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) процесс обучения ориентирует именно на запоминание, на повторение информации, данной учителем. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их.
3. Необходимо соблюдать и такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» и т. п. Однако необходимо помнить об относительности этих правил. Так, например, простейшими структурными элементами изучаемых объектов (организмов и веществ) являются атомы и клетки, но в процессе обучения мы вначале изучаем целостные организмы и вещества и лишь потом переходим к изучению их глубинной структуры.