связь между пальцами и мозгом
Монтессори с самого начала. Рука и мозг
Глава Четвертая. Рука и Мозг
«Никогда не давайте уму больше, чем Вы даете руке» – Мария Монтессори
Мария Монтессори обнаружила роль руки ребенка в развитии интеллекта с помощью интуитивного наблюдения. Она довела это открытие до своего логического завершения, подчеркивая важность руки как образовательного инструмента. Хотя сегодняшние неврологические исследования подтверждают заключения Монтессори о роли руки в развитии интеллекта, ни один образовательный подход не использует в такой мере это ключевое открытие. В этой главе мы проследим развитие руки в первые три года жизни ребенка и дадим общие рекомендации родителям для того, чтобы помочь развитию руки. *
*Мы предлагаем Вам следовать за Линией Времени (см. p. 22), показывающей процесс развития руки ребенка и овладение своим телом. Монтессори создала эту временную ленту для того, чтобы показать, что тело и руки развиваются совместно, развитие одной части дополняет развитие другой. Показывая косвенную подготовку, которая предшествует видимым признакам в процессе самоформирования, Лента Времени помогает уменьшить родительскую тревогу по поводу момента возникновения определенного навыка.
Для чего же нужна человеку рука? Как ее может использовать младенец? В момент рождения рука является недействующим инструментом. Поэтому первая задача младенца состоит в том, чтобы подготовить руку к тому, чтобы она стала инструментом, которым можно работать. В то же самое время, младенец получает информацию через свои руки. Уже в матке заканчивается миелинизация нервных волокон между рукой младенца и мозгом для навыков сосания большого пальца и касания своего лица. *
Как плохо действующий инструмент рука младенца пока может выполнять только неточные движения. Эти движения приблизительно соответствуют тому уровню информации, который мозг младенца способен воспринять: сначала он чувствует только текстуру предметов и ощущает свой большой палец во рту. Поэтому уровень мускульных навыков и координации соответствует уровню умственного развития, рука и мозг работают синхронно. Чувственная область соответствует умственной, однако, по мере развития ребенка может возникнуть проблема. Если мозг обгоняет руку, единство заканчивается, и рука больше не кормит ум. Другими словами, когда навыков руки не хватает и в мозг не поступает нужной информации, неразработанная рука начинает сдерживать развитие мозга. Именно эту дилемму стремилась решить Монтессори, подчеркивая необходимость поддерживать развитие руки ребенка с самых ранних лет.
В какой-то момент, пока младенец колотит и хватает висящий объект, его собственные руки попадают в поле его зрения. Он обнаруживает кое-что еще более интересное, чем объект, до которого он доставал. Он исследует свои собственные руки, находит свои пальцы, то случайно сцепляя их, то неловко разъединяя. Он начинает открытие человеческой руки с ее удивительными способностями служить инструментом и источником информации о мире.
В шесть месяцев младенец начинает исследовать объекты, передавая его из одной руки в другую, целенаправленно перемещая предмет из правой руки в левую и обратно. Он начинает понимать, что обе руки получают информацию. Через эту передачу он получает различный опыт с одним и тем же объектом. Этот опыт имеет значение для развития ведущей руки, а также правого и левого полушарий мозга.
В течение первых шести месяцев младенец совершенствует процесс хватания. В начале его захват похож на действие обезьяны. Он не умеет пользоваться большим пальцем и может использовать только четыре пальца и другую ладонь. Большой палец держится прямо или находится рядом с рукой. Постепенно, через миелинизацию нервных волокон и последующее развитие связи между мозгом и мускулами, меняется способ захвата и младенец начинает использовать четыре пальца с противостоящим большим пальцем. Теперь у ребенка есть способность к пинцетному захвату, но пока это плоский двойной захват. Ребенок может взять кусочек кукурузных хлопьев, но пальцы при этом остаются прямыми. С этим плоским пинцетным захватом младенец отправляет хлопья в свой рот. Неврологический потенциал для полного пинцетного захвата уже сложился, но младенец должен отточить это движение через повторение и практику. Еще нет большого развития запястья. Ребенок все еще использует всю руку целиком – рука и запястье действуют как один инструмент. Он может попадать по объектам, но без участия запястья. Приобретенные в магазине погремушки не принимают во внимание эти ограничения младенца моложе шести месяцев. Погремушки слишком тяжелы, имеют плохую форму для того, чтобы их можно было взять крошечной рукой ребенка. Кроме того, их конструкция неуклюжа, делая невозможным изящное встряхивание.
Мы должны постоянно помнить о способностях младенцев в каждом возрасте и продумывать цель использования каждого объекта, который мы даем ребенку в руки. Мы должны давать ему только те предметы, которые способствуют развитию малыша и удалять те из них, которые не служат никакой цели. Не всегда легко предусмотреть все тонкости. Мы ведь так заняты проблемами нашей взрослой жизни. Все же, младенец полностью зависит от того, насколько взрослым удастся удовлетворить его потребности развития в первые месяцы жизни. Мы должны остановиться и задуматься о своих приоритетах. Что может быть более важным в нашей жизни, чем помощь развитию концентрации и интеллекта у нашего ребенка?
Примером игрушки для ребенка от десяти месяцев до одного года, которую Вы легко можете модифицировать, является коробка с четырьмя шарами, которые нужно проталкивать в отверстия с помощью молотка. Уберите молоток и выньте резиновую вставку, которая заставляет использовать мускульную силу для проталкивания шаров через отверстия. Затем, выровняйте отверстия губчатым материалом, таким, который используется для выравнивания вешалок. Теперь отверстия будут пружинить, когда ребенок будет проталкивать шары своими пальцами. (. это я не понимаю – Женя)
Nienhuis, производитель материалов Монтессори, делает превосходные деревянные игрушки, которые помогают развитию руки детей от шести месяцев и старше (Nienhuis, 320 Pioneer Way, Mountain View, CA 94041-1576, http://www.nienhuis.com). Вы можете приобрести материалы, такие как коробка для проталкивания шара с отверстием наверху, или коробка с наклонной поверхностью и отверстием для шара, чтобы скатываться в ящик. Они помогут ребенку развить координацию рука-глаз и косвенно позволит ему испытать постоянство объекта. Они также дают опыт причинно-следственных связей и помогают младенцу в практике движениях, управляемых интеллектом.
В восемь или девять месяцев Ваш ребенок может пробовать класть деревянное яйцо в чашку и деревянный куб в коробку. Младенец, держа контейнер в одной руке и деревянное яйцо (или овоид) в другой, вставляет яйцо и вынимает его из контейнера. Когда он набирается опыта с яйцом и чашкой, Вы можете ввести куб и коробку. Эта деятельность является интеллектуально стимулирующей для ребенка, потому что нужно выровнять углы коробки и куба, чтобы куб мог войти в коробку. Вы можете бояться давать эту деятельность слишком рано, или Ваш ребенок может быть расстроенным и начать разбрасывать предметы. Если испытываете сложности с нахождением подходящего куба и коробки, Вы можете сами сделать их из картона и покрыть бумагой, яйцо и чашка должны быть приблизительно 4 см высотой. Куб должен составлять 4 см шириной и высотой, а коробка быть достаточно большой для куба, чтобы его легко можно было вставить. Оба этих действий увеличивают координацию руки и глаз и дают младенцу возможность работы двумя руками в сотрудничестве.
Где же мы находим многих из этих «молодых рабочих» в сегодняшнем обществе? Слишком часто они находятся совсем не дома. Вместо этого они отсутствуют большую часть дня, оставленные в игровой комнате в центре здоровья в то время как родители тренируются, или заточенные в тележке в продуктовом магазине, или ограничены в автомобильном кресле, в то время как отец, мать или няня разговаривают по телефону, планируя будущие события. Когда же ребенок дома, он часто окружен звуками работающего телевизора или видеомагнитофона, завален пластмассовыми игрушками и механическими играми, находясь в среде постоянного развлечения, а не сотрудничества со взрослыми в их ежедневной работе.
Нужно признать, что имеем тенденцию не уделять достаточно внимания развитию тонких движений руки в первые три года. Мы не понимаем, почему детей так очаровывают крошечные объекты, такие как, например, кнопки и зачем они применяют столько усилий для того, чтобы добиться точной координации движений в процессе помещения ключей и других предметов в маленькие отверстия. Дети от 12 до 15 месяцев продолжают использовать свои руки для получения информации, но они также вовлечены в работу руками. Мы пропускаем переход от изучения до поиска работы. Мы наблюдаем, как дети используют свои руки и интерпретируем эту деятельность как потребность в большем количестве исследования. Что же они действительно делают, когда открывают буфеты и ящики, вынимая вещи и складывая их обратно, двигая ящики назад и вперед, одеваясь и раздеваясь, наполняя стакан водой много раз, наполняя ведро песком и снова высыпая его обратно на землю – ведь это типичные действия пятнадцатимесячного ребенка? Фактически, эта деятельность представляет собой работу, а не дальнейшее исследование.
Мы должны спросить себя, какую цель преследует эта новая веха в развитии ребенка? Почему пятнадцатимесячные дети более склонны к работе, чем к простому исследованию? Ясно, что они работают не для того, чтобы получилось готовое изделие, как обычно делают взрослые: убранный буфет, полное ведро. Явная повторяемость их действий противоречит этой цели. Монтессори предполагала, что пятнадцатимесячные дети стремятся «работать» своими силами потому, что выполнение всех этих действий требует все большего контроля рук, что в дальнейшем приводит к развитию петли обратной связи от руки к мозгу.
К сожалению, мы лишаем детей пятнадцати месяцев возможности работы дома или в людом другом месте. Вместо этого мы даем им дорогие игрушки, телевидение и видеомагнитофоны, чтобы держать их вдали от их реальных потребностей. В чем они действительно нуждаются, так это то, что Монтессори называла действиями жизненной практики (подробно описанные в Главе 6). Действия жизненной практики дают детям возможность находится на пике развития навыков, строя их интеллект, углубляя их концентрацию внимания и давая им почувствовать свои растущие способности.
В дополнение к выполнению действий жизненной практики дома, многие дети к восемнадцати месяцам уже готовы проводить несколько утренних часов вне дома. Поэтому Монтессори спроектировала такое место в своих школах для детей от 18 месяцев до 3 лет. В нашей школе мы называем эту подготовленную среду Молодым Детским Сообществом. Однако, важно понимать, что такие классы подходят не всем детям 18-ти месяцев. Для того, чтобы ребенок мог извлечь выгоду из пребывания в Молодом Детском Сообществе, его воля должна быть достаточно развита, чтобы иметь возможность полноценно функционировать среди своих ровесников. Это означает, что ребенок не может постоянно взаимодействовать с другими детьми, или непрерывно переходить от одной деятельности к другой, неспособный задержаться с одним материалом в течение какого-либо отрезка времени.
Мы помогаем младенцу развить свою способность задерживаться на какой-либо деятельности, создавая возможность для концентрации внимания от рождения. Мы уже обсуждали некоторые идеи того, как можно помочь этому развитию и еще вернемся к этому вопросу в Главе 9, «Развитие Воли». Однако, одно должно быть теперь ясно: находясь в постоянной спешке, не задумываясь о потребностях ребенка в развитии концентрации внимания, мы разрушаем их сознательное внимание и развитие воли. Мы наносим детям непоправимый вред, позволяя им быть загипнотизированными телевидением или видеомагнитофоном.
Родители, наблюдающие спокойное поведение детей в нашем Молодом Детском Сообществе хотят, чтобы мы приняли туда их ребенка, который, в нашем понимании, еще не развил достаточную способность оставаться сосредоточенным при решении задач. Иногда получается, что ребенок будет только проигрывать (в терминах развития концентрации внимания) в классной комнате по сравнению с домашней окружающей средой. Молодое Детское Сообщество предлагает большой выбор материалов для работы, оно не ограничивается выбором одного или двух материалов, как дома. Далее, классная комната полна работающих детей, поэтому там вдвойне больше отвлекающих факторов для ребенка, чем дома. Этот неподготовленный восемнадцатимесячный ребенок не сможет развить свою концентрацию внимания в таких условиях. Самое лучшее, что могут сделать родители таких детей – это выбрать окружающую среду с ограниченным количеством отвлекающих факторов, что окажет положительные воздействие на процесс развития концентрации внимания под руководством хорошо осведомленного и любящего взрослого. К сожалению, самая худшая окружающая среда для ребенка, который не спешит задерживаться на структурированной деятельности, является групповая игра, типично предлагаемая для очень маленьких детей. Мало того, что такие группы обычно полны хаотической деятельности и отвлекающих моментов для ребенка, они также не обеспечивают занятий для развития концентрации внимания и развития руки, не дают взрослой модели сосредоточенной работы, которую ребенок может наблюдать дома.
Когда ребенку исполнится три года и он будет готов посещать Дом Ребенка (так Монтессори называла классы начальной школы для детей от трех до шести лет), он найдет там один из уникальных вкладов, который сделала Мария Монтессори в образование: использование и дальнейшая утоньшение мелкой моторики рук с помощью специально разработанных материалов. Эти замечательные материалы имеют особую ценность для развития точных движений руки и представляют собой все аспекты нашего культурного наследия: устный и письменный язык, математика, география, наука, музыка и искусство. В первые годы обучения трехлетки могут обводить пальчиками буквы из наждачной бумаги, затем писать буквы мелом на классной доске, составлять слова из букв подвижного алфавита. Привлекательность миниатюрных объектов для маленького ребенка используется через работу с маленькими предметами, название которых может быть написано на карточках. Почти ежедневно до тех пор, пока детям не исполнится шесть лет, многие их них добровольно выбирают работу с геометрическими рамками-вкладышами, обводя их пальчиками и затем точно заштриховывая на бумаге полученную форму прямыми вертикальными. Работая с другими материалами, такими как шитье или используя художественные материалы, дети упражняются в точных движениях руки и к пяти годам могут писать письменным шрифтом.
Они учатся прочитывать свое собственное письмо, обнаруживая, что книги содержат идеи других людей, изложенные в письменной форме, так же, как и их собственные истории передают свои мысли другим в визуальном представлении. К тому времени, когда они переходят в первый класс элементарной школы для детей от шести до девяти лет, они уже пишут длинные истории и сообщения, иногда по двадцать или более страниц. Здесь работают все человеческие тенденции: исследование, ориентировка, упорядочение, абстракция, манипуляция, повторение, контроль ошибки, совершенствовании и более всего коммуникация и обмен идеями с другими людьми. Рука теперь работает как инструмент интеллекта, делая мысли видимыми с помощью письменной речи. Завершается процесс обретения единства интеллекта и руки.
Подобный процесс происходит и в математике. Крошечные золотые бусины, которые Монтессори использовала для введения десятичной системы исчисления для трехлетних детей, идеально подходят детям благодаря их интересу к тонкой работе руками. Дети отсчитают каждую крошечную бусину в длинной кубической или квадратной цепочке, помещая маленькие стрелки рядом с соответствующей цифрой каждого десятка или сотни бусинок. Здесь также вводится понятие замены на более высокий порядок, как только количество достигает десяти.
Математические операции сложения, вычитания, умножения и деления в пределах тысячи и больше, тоже водятся с помощью золотого материала из бусин. Последующие материалы, требующие точных движений руки, постепенно выводят каждую математическую операцию на более высокий уровень абстракции. Точно так же введение геометрических и алгебраических понятий начинаются с работы с конкретными материалами, которые ведут к открытию и усвоению абстракций. Поскольку каждая интеллектуальная идея сначала дается руке, дети развивают более глубокое понимание математики. К тому времени, когда им исполняется двенадцать лет, они развили навык решения, а не создания проблем. Способ получения ответа столь же важен для детей, как и сам ответ непосредственно.
География также сначала дается руке. Дети своими руками могут почувствовать земной шар с областями суши, покрытыми наждачной бумагой и океанами, изображенными на гладкой поверхности, понимая таким образом, какую поверхность на Земле занимает вода. Позже им предлагаются карты-паззлы, где каждой страна представлена отдельным паззлом с крошечной кнопкой посередине для того, чтобы можно было вынимать их из карты. Они знакомятся с концепцией земляных и водных форм, таких как озера, острова, заливы, мысы, проливы, перешейки и так далее с помощью маленьких подносов с моделями этих форм. Дети льют воду в соответствующие углубления, создавая таким образом определенную земляную или водную форму. В элементарных классах карты с крошечными флагами на булавках используются для обозначения столиц государств, горных вершин, пустынь, рек и морей. И снова вся эта работа происходит в союзе руки и интеллекта, который способствует появлению глубокого понимания и поощряет увеличение интереса к дальнейшему изучению.
Вы можете задаться вопросом, почему мы не упоминаем компьютеры в нашем обсуждении процесса развития руки ребенка? Мы обеспокоены тем, что широкое употребление компьютеров маленькими детьми может сдерживать этот важный процесс. Перемещение мыши не предполагает ни гибкого, независимого использования запястья, ни точного движения пальцев. В процессе использования клавиатуры ребенок монотонными нажимает пальцами по клавишам с одинаковой степенью нажима, ритмом и повторным движением. Сравните это действие с использованием руки и пальцев при рисовании, шитье или игре на фортепьяно, где каждый палец исполняет свою партию, каждый раз меняются комбинации пальцев. Игра на фортепьяно уникальна в том, что правая и левая рука используются по-разному, ритм постоянно меняется и сила контакта с клавишами тоже различна. Мы заинтересованы в развитии руки как инструмента самой большой гибкости, точности и утонченности движения для того, чтобы он стал настоящим инструментом интеллекта, как и руки хирурга. Мы должны поощрять развитие движения, управляемое мыслью, а не механические действия.
Мелкая моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга
АННА КРАЛЬКИНА
Мелкая моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга
По определению Т. А. Ткаченко, мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Моторные навыки руки и пальцев часто называют ловкостью.
К мелкой моторикеотносится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
В жизни человек постоянно совершает какие-нибудь действия мелкой моторики: манипулирование мелкими предметами, застёгивание пуговиц, рисование, письмо и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Речь ребёнка и ее развитие тесно связано с развитием мелкой моторики, потому что около одной третьей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная недалеко от речевой зоны.
И. П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние.
Действия с предметами оказывают большое влияние на развитие функции мозга ребёнка. В овладении движениями рук большую роль играет подражание.
Важна роль развития кисти руки для формирования речевых зон в коре больших полушарий, так как именно кисть имеет наибольшую зону в коре головного мозга.
Ещё во 2 веке до нашей эры в Китае подчеркивали важность ручных действий на развитие мозга. По мнению специалистов игры с участием рук и пальцев (типа «Сороки – белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Отечественные физиологи и их исследования подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Именно развитие мелкой моторики, движения пальцев рук предшествует появлению звуков и слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями,заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Это доказывают исследования современных физиологов.
Со всеми психическими процессами взаимодействует мелкая моторика: со вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью, речью.
По умелости детской руки педагоги, педагоги-психологи определяют особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выясняют степень соответствия возрастным нормам, требованиям и «стандартам», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению.
Для психического развития человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная. Развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить. В головном мозге самые большие зоны «обслуживают» движение руки, особенно кисти и больше всего – большого пальца.
Таким образом, изучив связь мелкой моторики с основными функциями головного мозга, я еще больше убедилась в необходимости и важности работы с детьми по развитию мелкой моторики. Позиции таких ученых как Бехтерев В. М., Кольцова М. М. мне очень близки. Они доказывают, что чем более развиты пальцы рук – мелкая моторика, тем более развитие и умнее будет человек. На кончиках пальцев ребенка находится его ум. А работу по развитию нужно начинать именно в детском возрасте, когда из ребенка можно формировать и развивать личность. Зная связь мелкой моторики с основными функциями, ее влияние на формирование психических процессов, этапы развития ребенка можно правильно спланировать работу в данном направлении.
Таким образом, мы видим, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития ребёнка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением в школе письму и другие проблемы в развитии ребёнка.
Консультация «2 типа истерик у детей, верхнего и нижнего мозга» Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением — детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские капризы, другие начинают.
Эксперимент «Гимнастика мозга — энергия познания» Многие современные дети ненавидят читать, писать, учиться и любят целыми днями смотреть телевизор, о чем свидетельствуют данные социологических.
Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга дошкольников Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка! Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Презентация «Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» «Гимнастика мозга» – одно из направлений метода «Образовательная кинесиология». Комплекс «Гимнастика мозга» был разработан психологом Полом.
Взаимосвязь мелкой моторики и речи у ребёнка с ОНР Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР Введение Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием.
Презентация «Нейробика — зарядка для мозга!» Один из вариантов зарядки для мозга — нейробика (от слов «нейрон» и «аэробика»). Она задействует разные участки головного мозга, заставляя.
Подвижные игры с основными видами движений в младшей группе Младшая группа С бегом. 1. Бегите ко мне 2. Птички и птенчики 3. Мыши и кот 4. Трамвай С прыжками. 1. По ровненькой дорожке 2. Поймай.
Показатели степени овладения речевыми формами и функциями в дошкольном возрасте Показатели степени овладения речевыми формами и функциями в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте начинают выражаться личные особенности.
Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие мозга ребенка» Влияние музыки на развитие мозга ребенка Музыка для мозга Музыка присутствует во всех культурах. Она имеет фундаментальное значение для.
Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата (вторая младшая группа) Тема. Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями. Цель. Познакомить детей с основными органами артикуляционного.