святыни заиконоспасского монастыря в москве
Заиконоспасский мужской ставропигиальный монастырь, г. Москва
Середина XVI столетия запомнилась тем, что Иван Грозный передал святыню во владение афонских монахов. Немного позже он издал царский указ, согласно которому даровал святыню навечно. Это было сделано в знак искренней благодарности за хорошо сохранившийся список образа Пресвятой Богородицы «Иверский». В то время, в Спасе было два храма – один был сооружен из дерева, а второй из камня. Освятили две церкви в конце ноября, в 1661 году. Через двадцать лет после освящения, власти решили запретить торговлю иконами в ряду. Инициатором нововведения стал царь Федор Алексеевич, который в 1681 году начал борьбу с людьми, работающими во благо церкви. Но, увидев непринятие указа местными жителями, торговля всё же была возобновлена, что привлекало большое количество верующих людей в стены Никольского монастыря.
Спустя несколько столетий святыня пошла в упадок, так как в советское время люди яростно боролись с религией и религиозными сооружениями. Например, летом 1929 года власти закрыли доступ к святыне, где воспитывалось огромное количество будущих настоятелей храмов, игуменов, священников и так далее. Были разбиты окна и вынесены все достопримечательности. В 1992 году собор всё-таки вернули Православной Церкви, где, через год, был открыт Православный университет. На сегодняшний день, на территории Заиконоспасского монастыря есть Историко-архивный институт, а также несколько храмов, где проводятся богослужения и православные торжества.
Неусыпаемая псалтирь фактически читается в Свято-Троицком Александро-Невском женском монастыре, с. Акатово, Клинский район, Москвской оболасти или в Никольском Шостьенском ставропигиальном женском монастыре, с. Шостье, Рязанская область.
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мiръ Россия Москва Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Дата основания: 1600 г.
Содержание
История [ править ]
Заиконоспасский монастырь (Спасский за иконным рядом) был основан Борисом Годуновым в 1600 году. Менее чем через тридцать лет на Никольской улице случился большой пожар, от которого пострадала и обитель. В результате часть земли под сгоревшими монастырскими постройками была отписана земскому приказу.
Новый, на этот раз каменный двухэтажный, Спасский собор заложили в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича. Нижний этаж — во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа, верхний — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости. Средства на строительство дал боярин Ф.Ф. Волконский. Храм вскоре был построен и освящён осенью 1661г.
Но не прошло и ста лет, снова случился пожар. И снова нашлись силы и деньги на восстановление собора. Храм был восстановлен И.Ф. Мичуриным и освящен летом 1742 г. А на следующий год, ворота, выходящие на Никольскую, увенчались колокольней.
Однако не за горами было очередное разорение, теперь от нашествия Наполеона.
Обитель восстанавливалась и поновлялась, и каждый раз в результате только хорошела. Так в 1851 г. появилась луковичная главка ротонда на куполе собора. К началу XX в. храм принял свой окончательный облик.
Просветительская роль обители [ править ]
История просветительства в Заиконоспасском монастыре ведёт отсчёт с 1665 года. Тогда в его стенах была устроена первая школа. Поначалу она готовила чиновников для правительственных учреждений. Благодаря этому, её руководитель, Симеон Полоцкий, имел исключительное положение при дворе, что позволило добиться ему оживления церковной жизни в Москве. Он возобновил в столице традицию церковной живой проповеди, которая в то время была заменена обычным чтением из книг. После смерти, проповеди Симеона Полоцкого издали в двух томах: «Обед душевный» и «Вечеря душевная». (Сам он погребён в нижнем храме монастырского собора.)
В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, возглавили которую братья Иоанникий и Софроний Лихуды (памятник им установлен в Богоявленском переулке, левее выхода из метро «Площадь революции»). Братья Лихуды были носителями одновременно европейской образованности и греческой святоотеческой традиции. Славяно-греко-латинская академия, устроенная ими по образцу Киево-Могилянской академии, стала первым высшим учебным заведением в Великороссии.
Академия, за годы жизни в стенах Заиконоспасского монастыря, выпустила многих видных деятелей Церкви, ученых, литераторов.
В 1814 г. Академию преобразовали в Московскую духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву лавру, дав наименование Московской духовной академии. А в корпусах Славяно-Греко-Латинской Академии разместилось Заиконоспасское духовное училище.
Закрытие монастыря и возрождение [ править ]
В 1929 г. обитель закрыли. В храме разместили различные государственные учреждения.
В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано.
Собор Спаса Нерукотворного возвратили Церкви только в 1992 году, и тогда же он получил статус Патриаршего подворья. Уже летом в нём возобновились богослужения.
В 2010 г. Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь, выделив его из Патриаршего подворья. Наместником монастыря стал игумен Петр (Афанасьев).
Р.Б. Ирина, март 2016,
Храмы [ править ]
Нижний храм освящён во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа.
Верхний — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости.
Подворья [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Примечание: даты указаны по новому стилю (современному календарю).
Особо почитаемые святыни [ править ]
Крест-мощевик в верхнем храме.
Примечание: Попасть в верхний храм можно только во время богослужения. Расписание можно уточнить на официальном сайте монастыря (http://zspm.ru).
Фото [ править ]
Заиконоспасский монастырь, Собор Спаса Нерукотворного Образа (Спасский собор)
Спасский собор, Свод верхнего храма
Заиконоспасский монастырь, Колокольня
Спасский собор, Основной восьмерик и балкон
Спасский собор, Врата
Заиконоспасский монастырь, Внутренний дворик
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ
История
Заиконоспасский монастырь расположен в центре Москвы на Никольской улице. В старину ее именовали «Священной» из-за обилия церквей и монастырей и существовавшего там же особого Иконного торгового ряда. Никольской улица была названа благодаря древнему Никольскому монастырю, основанному в XIV cтолетии. В XVI веке в нем, по указу царя Иоанна Грозного, обосновались афонские монахи. Предполагают, что на территории монастыря существовала Спасская церковь, которая в 1600 году стала самостоятельной обителью – ее основателем считается Борис Годунов. Поскольку часть монастырской земли оказалась за Иконным рядом, появилось название Заиконоспасский.
Первоначально в монастыре было два храма – каменный и деревянный. В 1660 году по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор, средства на который дал по обету боярин Федор Волконский. Собор был освящен в ноябре 1661 года.
Новый этап истории монастыря начался в 30-е годы XVII века. К этому времени столица уже остро ощущала потребность в грамотных специалистах для нужд Печатного двора, исправления и переводов церковных книг, для подготовки чиновников государственных приказов; также необходимо было повышать образовательный уровень русского духовенства.
С 1665 года в Заиконоспасском монастыре действовала школа (возглавляемая Симеоном Полоцким), которая готовила чиновников для правительственных учреждений. Наконец, в 1687 году в обитель вселилось первое российское всесословное высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, во главе которой стояли греческие ученые-монахи, братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия просуществовала в стенах монастыря до 1814 года. Среди ее выпускников много выдающихся деятелей Церкви, ученые и литераторы. Готовила академия и образованных священников.
В 1701 году в обители был выстроен новый двухпрестольный собор, ставший одним из лучших памятников петровского барокко. Возводил его талантливый архитектор Иван Зарудный, строивший в Москве Меншикову башню и храм Иоанна Воина на Большой Якиманке. Тогда Спасский собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, строгие ордерные элементы декора.
Архитектурный ансамбль монастыря складывался вплоть до начала ХХ века. Спасский собор сильно пострадал во время пожара 1737 года и был, по личному повелению императрицы Елизаветы Петровны, восстановлен И.Ф. Мичуриным. Верхний храм освятили в 1742 году в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». На следующий год над Святыми вратами появилась колокольня. Спустя столетие, в 1851 году, купол собора увенчала изящная луковичная главка-ротонда.
В соборе хранился список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, подаренный графом Н.П. Шереметевым. В праздник Владимирской иконы 21 мая/3 июня сюда совершался крестный ход из Успенского собора Крем-ля в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
Из стен Заиконоспасской обители вышли выдающиеся церковные деятели. Один из них – Августин (Виноградский), архиепископ Московский и Коломенский – ректор академии и настоятель обители в 1801–1804 годах. Его звали «Златоустом двенадцатого года» за патриотические проповеди во время нашествия Наполеона. Он также составил особую молитву «в нашествии супостат», которая звучала в храмах на Литургии и на молебне на Бородинском поле перед битвой; владыка руководил вывозом московских святынь в Вологду, в час Бородинской битвы с чудотворными иконами обошел крестным ходом вокруг стен Москвы.
В войну 1812 года обитель оказалась сильно разрушена. Вскоре было принято решение преобразовать первый русский вуз в Московскую духовную академию и перевести ее в Троице-Сергиеву Лавру.
В Заиконоспасском монастыре некоторое время находилась Московская духовная семинария, а с 1834 года – Московское духовное Заиконоспасское училище, в котором обучался святой праведный Алексий Московский (протоиерей Алексий Мечёв). Немалое число выпускников училища ныне причислено к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
С приходом советской власти монастырский собор на несколько лет захватили обновленцы. В 1929 году обитель была закрыта, в ней размещались различные государственные учреждения. В 1960-х годах здание собора было отреставрировано.
Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, но из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений он был перемещен в Высоко-Петровский монастырь.
5 марта 2010 года на заседании Священного Синода было принято решение: «Благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе». Наместником обители был назначен игумен Петр (Афанасьев). Талантливый музыкант, регент, основатель мужского камерного хора «Благозвонница», игумен Петр, приняв монашеский постриг, окормлял, помимо своего монастыря, две сестринские общины, из которых впоследствии выросли ставропигиальные женские монастыри в Акатове и Шостье.
МОСКОВСКИЙ ЗАИКОНОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ
Заиконоспасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, вид от площади Революции. 20 сентября 2013 |
Заиконоспасский мужской монастырь в г. Москве, ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви
Монастырь основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Первое упоминание в исторических документах относится к 1635 г. Наименование «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившися вдоль Никольский улицы. С 1665 г. в монастыре была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий. Школа готовила чиновников для правительственных учреждений. В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, во главе которой встали известные в русской истории братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Из академии вышли многие деятели Церкви, ученые, литераторы. В 1814 году академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру, а в монастыре осталось Заиконоспасское духовное училище.
Заиконоспасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. 20 сентября 2013 |
В 1737 г. храм был сильно поврежден пожаром, но восстановлен при Елизавете Петровне искусным мастером И.Ф. Мичуриным. Императрица Елизавета Петровна, приехав в Москву на коронацию, лично повелела восстановить собор и летом 1742 года присутствовала на его освящении. Тогда верхний престол освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». А на следующий год Святые ворота, выходящие на Никольскую, были увенчаны колокольней.
В 1812 г. весь комплекс монастыря сильно пострадал во время нашествия и бесчинств французской армии. Храм обновлялся в 1851 году, тогда на куполе собора появилась изящная луковичная главка-ротонда.
В соборе хранился список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, подаренный графом Н.П. Шереметевым, чей московский родовой дом находился на Никольской улице. В праздник Владимирской иконы 21 мая сюда совершался крестный ход из Успенского собора в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
В 1920-х храм стал центром обновленческого «Союза церковного возрождения», а в 1929 г. был закрыт.
Храм был возвращён Церкви в 1992 году. Богослужения возобновились в июле того же года. Храм имеет статус патриаршего подворья. К храму были приписаны колокольни бывшего Заиконоспасского и бывшего Никольско-Греческого монастырей.
5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы.
Статистика
Настоятели
Литература
Использованные материалы
[1] Богданова Ольга, «Игумен Петр (Афанасьев): Надо любить все, что дает Господь,» Татьянин день (интернет-издание), 20 января 2012, http://www.taday.ru/text/1426214.html
[2] Упоминается в звании строителя (Строев, Указ сочин. ст. 158.)
alekka4alin2012
alekka4alin2012
Заиконоспасский мужской монастырь
Метро «Площадь Революции
Год основания: Между 1660 и 1661.
1. Собор Спаса Нерукотворного Образа
2. Колокольня (ок. 1900 г.)
Другие постройки монастыря:
3. Учительский (Братский) корпус (кон. XVII в.; надстроен в 1886 г.)
4. Корпус духовного училища (1822 г.)
5. Вход в монастырь
6. Застройка советского периода
План составлен В.Д.Курковым
Учительский (Братский) корпус (кон. XVII в.; надстроен в 1886 г.
Монастырское 2-х этажное строение
Здание Никольского греческого монастыря с часовней
На Никольском крестце часовня святителя Николая Чудотворца
В ней приводили к присяге участников судебного разбирательства в спорных случаях: во свидетельство правоты тяжущиеся целовали крест и образ святителя Николая.
сохранившаяся часовня приписана к Заиконоспасскому монастырю
Москва, улица Никольская, 11-13
Впервые упоминается в 1390 г. С 1669 г. принадлежал Афонскому Иверскому монастырю. Закрыт в нач. 1920-х, собор уничтожен.
Часовня Николая Чудотворца в Николаевском греческом монастыре
Архитектор 1902:Буссе К. Ф
Москва, ул. Никольская, 11
Нынешнее здание, включающее келии, часовню и колокольню, выстроено в 1902 г. В настоящее время часовня не действует, приписана к храму бывш. Заиконоспасского монастыря.
Колокольня
Николо-Греческий монастырь.
Никольская улица, 7.
Никольский греческий мужской монастырь был основан в XIV в., а в документах впервые упомянут в 1390 г. как монастырь «Никола Старый», «Никола большая глава, что у крестного целованья». Первоначально он располагался на месте совеменного дома 11 в Ветошном пер. В его соборе приводили к присяге подсудимых в сомнительных случаях, потому у него было название «что у крестного целовань»
.
В 1918 г. монастырь был закрыт. В настоящее время колокольня бывшего греческого Никольского монастыря приписана к главному собору бывшего Заиконоспасского монастыря.
снимок сделан между 1902−1905 годами
Заиконоспасский мужской монастырь, Московская еп., ставропигиальный, в Москве, на Никольской ул., за бывшим иконным рядом, от чего и получил название. Время основания его неизвестно. При царе Михаиле Феодоровиче он известен был под названием Старый Спас на Песках. С 1686 по 1814 в нем находилась Славяно-греко-латинская академия; в 1814 здесь открыта Московская семинария; с 1844 на ее месте открыто духовное училище. Соборный храм Всех Скорбящих Радость построен в 1661 царем Алексеем Михайловичем; возобновлен в 1742. Монастырю принадлежала часовня и церковь Владимирской иконы Божией Матери у Владимирских ворот на Никольской ул.; здесь находились иконы: список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, дар гр. Н.П. Шереметева, и образ Спаса Нерукотворного, письма XVIII в.; сюда совершался крестный ход из Успенского собора 21 мая в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея.
Так называли Никольскую улицу в старину. Еще до монгольского ига она лежала на пути из Москвы во Владимир, Ростов и Суздаль, а потом стала частью святой дороги в Троицкую обитель. После того как в 1395 году была встречена Владимирская икона и появился Сретенский монастырь, весь участок дороги от Кремля до границы Земляного вала стал называться Сретенской улицей. Когда же в 1534 году была построена стена Китай-города, отрезок улицы внутри стены стал именоваться Никольской: в летописи это имя впервые упоминается в 1547 году, когда венчался на царство Иван Грозный. По одной версии, имя ей оставили Никольские ворота Кремля, которые осенял образ святителя Николая Чудотворца, по другой – древний Никольский монастырь, основанный в XIV веке и ставший родиной Спасской обители, которая в старину именовалась «что на Никольском крестце». Такие крестцы существовали на всех трех посадских улицах Китай-города; это места, где стояли часовни, где приводили народ к древней присяге – целованию креста. На Никольском крестце была часовня святителя Николая Чудотворца, в ней приводили к присяге участников судебного разбирательства в спорных случаях: во свидетельство правоты тяжущиеся целовали крест и образ святителя Николая. Раньше такие вопросы решались на судебных поединках с помощью дубин: кто одолеет, тот и прав, но этот обычай по настоянию Церкви был запрещен в 1556 году.
Никольскую называли «Священной улицей» еще и из-за обилия церквей, монастырей и часовен на ней, хотя она и располагалась в очаге городской торговли. Торговые ряды занимали большую часть Китай-города, а в районе Никольской существовал особый Иконный ряд, где иконы, по благочестивому обычаю, «выменивали», не торгуясь и назначая за них твердую «божескую цену», пусть и нередко слишком высокую.
Иван Грозный отдал Никольский монастырь афонским монахам. Есть мнение, что на его территории стояла Спасская церковь, которая в 1600 году обособилась вместе с участком монастырской земли в самостоятельную обитель: основателем Спасской обители считается Борис Годунов. Поскольку часть территории монастыря оказалась за Иконным рядом, отсюда явилось известное название – Заиконоспасский. Еще он назывался «Спас на Старом» или «Спас Старый», что привело к версии об образовании Спасского монастыря от Никольского, но сведений о раннем этапе его истории не осталось практически никаких. Известно лишь, что в нем находились две церкви: каменная соборная и деревянная. На первых порах положение молодого монастыря было более чем скромное, к тому же в 1626 году деревянную Никольскую улицу разорил пожар, не миновавший и обитель, а после него честь территории отписали Земскому приказу. Насельники явно страдали от нехватки самого необходимого. Летом 1661 года, когда, по всей видимости, случился второй пожар, архимандрит Дионисий с братией били челом царю Алексею Михайловичу, чтобы им взамен отнятой земли «отдали на пропитание» убогий дом, что находился за Сретенскими воротами (вероятно, на Божедомке). Просьба была исполнена, и в те же годы монахам последовал поистине царский подарок. В 1660 году по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор – для благолепия и во избежание риска нового пожара. Средства же на собор по обету дал один из местных жителей, боярин Федор Волконский, чей дом стоял напротив монастыря. Далекий потомок святого князя Михаила Черниговского, пострадавшего за христианскую веру в ставке Батыя в 1246 году, он участвовал в обороне Москвы от войск польского королевича Владислава в Смутное время, помогал князю Пожарскому, собирал материалы для Соборного уложения. Вероятно, обет мог быть дан еще в 1650 году, когда Волконский был послан в Псков усмирять хлебный бунт с приказом казнить виновных, а бунтовавшие едва не казнили его самого. Чудом уцелев, он вернулся в Москву и был пожалован в бояре.
Новый собор был двухпрестольным: главный престол – во имя Спаса Нерукотворного, а придельный, возможно, сохранил посвящение старой деревянной церкви. Историк А.Ф. Малиновский утверждал, что до 1742 года посвящение второго престола неизвестно. Собор был освящен в ноябре 1661 года, а спустя 20 лет, когда уже началась «учительная» история монастыря, власти запретили «рядскую» торговлю иконами: в 1681 году царь Федор Алексеевич издал указ, дабы «торговым людям святых икон на промене не держать». Иконный ряд ликвидировали, а для «промену» икон были построены деревянные лавки на Печатном дворе.
Через несколько лет в Заиконоспасском монастыре открылась первая высшая школа России – Славяно-греко-латинская академия.
«Московские новосияющие Афины»
Превращение Заиконоспасского монастыря в учительный началось еще до строительства нового собора. В первой половине XVII века остро ощущалась потребность в грамотных специалистах для нужд Печатного двора, исправления и переводов церковных книг, для подготовки чиновников Посольского и других государственных приказов. Кроме того, стала ясна задача повышения образовательного уровня русского духовенства, в том числе и для защиты Православия от иноземного влияния. Опыт приглашения ученых греков и киевских монахов (училище Ртищева, Чудовская школа) был успешен, но показал необходимость создания собственной школы. В 1634 году в Москве была устроена Греко-латинская школа под руководством грека Арсения, где впервые стали обучать древним языкам: латинскому и греческому. Так свидетельствовал Адам Олеарий, но по другим данным, эта школа была основана в 1653 году при патриархе Никоне в Чудовом монастыре, а в 1655 году Арсений вместе со школой переехал в Заиконоспасский, и монастырь стали называть «учительным». С этого началось его постепенное превращение в центр русского просвещения.
Новая страница в истории монастыря началась уже в 1664 году – с приездом в Москву знаменитого Симеона Полоцкого, выпускника Киево-Могилянской коллегии и учителя школы в Полоцке, отчего и пошло его прозвище. В Полоцке он познакомился с царем Алексеем Михайловичем, когда тот посетил город. Он поднес государю приветственные стихи и настолько очаровал его, что получил приглашение в Москву, где стал воспитателем царских детей, первым в России придворным поэтом, создателем первой русской частной школы при храме Иоанна Богослова в Бронной слободе и настоятелем Заиконоспасского монастыря, в котором остановился по прибытии. С его приездом в русском обществе началась затяжная, опасная борьба между полярными течениями грекофилов и латинствующих. И победа греческого лагеря стала, без преувеличения, победой России, отстоявшей свою веру, национальную самобытность и православное просвещение.
Симеон Полоцкий был энциклопедически образован, по меркам своего времени, обладал красноречием и острым пером, способным писать и ученые трактаты, и стихи, и театральные комедии. Он обращался к царю с молением «изыскать премудрость», то есть завести школы и училища, но, будучи главой «латинского» лагеря, убеждал в необходимости создавать училища по западным образцам, с преподаванием на латыни, с упором на рациональное знание, на светское просвещение, на подготовку европейски образованных специалистов. Этому течению противостоял лагерь грекофилов во главе с монахом Епифанием Славинецким, членом Ртищевской, а потом Чудовской школы.