святыни иверского монастыря на валдае

Святыни

Святыни Иверской обители на Валдае

святыни иверского монастыря на валдае. Смотреть фото святыни иверского монастыря на валдае. Смотреть картинку святыни иверского монастыря на валдае. Картинка про святыни иверского монастыря на валдае. Фото святыни иверского монастыря на валдае

Иверский (Успенский) собор

Соборный Иверский храм представляет образец самобытного русского церковного зодчества ХVII века. Пятиглавый храм построен в виде продолговатого квадрата; восточная сторона выдается 3 полукругами(апсидами). Вокруг всего храма галерея с входным крыльцом; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажная, в виде часовен, с небольшими железными крестами, такой же крест и на входном крыльце. Своды собора поддерживаются четырьмя массивными столбами. Свет обильно льется с боков сквозь широкие окна (по три на каждой из 3 сторон), а сверху — чрез окна … Читать далее

святыни иверского монастыря на валдае. Смотреть фото святыни иверского монастыря на валдае. Смотреть картинку святыни иверского монастыря на валдае. Картинка про святыни иверского монастыря на валдае. Фото святыни иверского монастыря на валдае

Церковь Архистратига Божьего Михаила

Церковь эта каменная, находится на запад от собора над внутренними монастырскими воротами. Построена в XVII веке. В иконостасе этого храма, на северных дверях, изображен св. Архангел Рафаил, а на южных — царь Салимский Мельхиседек. В обширной паперти этого храма находилась крышка от древней раки св. Иакова Боровичского, в которой он почивал. К этой церкви с одной стороны примыкает Казначейский каменный двухэтажный корпус, постройки XVII века. К этому корпусу примыкает высокая каменная башня, с шатровым шестигранным верхом; называемая «Никоновскою», украшенная наверху … Читать далее

святыни иверского монастыря на валдае. Смотреть фото святыни иверского монастыря на валдае. Смотреть картинку святыни иверского монастыря на валдае. Картинка про святыни иверского монастыря на валдае. Фото святыни иверского монастыря на валдае

Списки иконы Иверской Божьей Матери

Существующие в России списки Иверской иконы Божьей Матери. I. Икона работы Ямвлиха Романова (1648 год) В царствование Алексея Михайловича, архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в 1647 году в Москву для сбора пожертвований. Царь Алексей Михайлович, по просьбе бывшего у него в милости Новоспасского архимандрита Никона, желавшего приобрести список с чудотворной Иверской иконы Богоматери, повелел архимандриту Пахомию доставить в Москву самый верный список с Иверской чудотворной иконы Бoжиeй Матери. Иверский архимандрит, возвратившись в свою обитель, не замедлил исполнением царской воли … Читать далее

Источник

Иверский Валдайский монастырь

Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось.

Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.

В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.

Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку.

Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).

Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.

Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве. Сообщалось, что икона явилась такая же, как и на Афоне, только новая. Обретя икону, Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверскую и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож. Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон. Явилось и великое чудо – столп огненный, от которого шел блистательный свет – Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель. Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители. Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.

Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня – Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви. Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная. Кстати, особо чтимые на Валдае праздники – это память Иверской иконы, совершаемая, как и на Афоне, во вторник Светлой седмицы, Благовещение, Успение, день св. Иакова Боровического и главный монастырский праздник в честь Иверской иконы (спасшей Валдай от чумы) 10 августа. В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу.

Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. «Иверская Матушка» украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли. Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм – алтарь, Божье жилище. Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших. Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии – традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем. Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе – ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи.

Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее – батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае – семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать – кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз – всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные – откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые – Божья радость.

Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть – играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у «любимых бабушек», печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.

Отец Никандр – благочинный, на нем все хозяйство монастырское и храм, очень он за чистоту в храме радеет, паломники знают, что если он просии помыть храм, значит, снискали его расположение.

Отец Антоний – сосредоточенный, он все больше на службе. Много можно про батюшек рассказывать, это любимые паломнические разговоры.

Управляет всем архимандрит Ефрем (Барбинягра), его трудами и возрождается обитель, ведутся реставрационные и ремонтные работы. Отец наместник – молдаванин, и клирос на Пасху решили сделать ему подарок – пели «Христос воскресе» по-молдавски. Тут приехал паломнический автобус с православными румынами, как они обрадовались, услышав пасхальное приветствие на родном языке, тоже ведь нашли семью, такие счастливые уехали. Вот такой он, Валдай. И у всех там будет что-то любимое: у ребятишек – озеро, где так здорово купаться, для художников и фотографов – восхитительные пейзажи, археологи что-то раскапывают, историки что-то изучают, а простые богомольцы едут помочь, кому что по силам, да помолиться. Всех ждут и уже любят.

Источник

Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь

Мiръ Россия Новгородская область Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь

святыни иверского монастыря на валдае. Смотреть фото святыни иверского монастыря на валдае. Смотреть картинку святыни иверского монастыря на валдае. Картинка про святыни иверского монастыря на валдае. Фото святыни иверского монастыря на валдае

Валда́йский И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь — православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. Один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, — наряду с Новоиерусалимским и Крестным.

Содержание

История [ править ]

Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.

Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».

К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Современное состояние [ править ]

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х — 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора.

19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Состав и архитектура, престольные праздники [ править ]

Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653-56)

Трапезная Богоявленская церковь (1657-58) с хлебней и квасоварней (1668-69)

Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке) Шатровая колокольня (1679-89)

Наместнический корпус (XVII в.)

Казначеский корпус (1680-е гг.)

Братский корпус (нач. XVIII в.)

Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX в.)

Каменная ограда с башнями XVIII в.

Николаевская (Михайловская) башня (1680-е гг.)

Часовня с успыпальницей Панаевых (1870)

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

7-св.благоверной княжны Анны Новгородской

9-св.благоверного князя Владимира Ярославича

10-апостола Иакова брата Господня

12-святителя Григория Новгородского

13-св.мч.Андриана и Наталии

15-часть камня Серафима Саровского

17-св.благоверного князя Феодора

18-св.равноапостольной Марии Магдалины

19-40-ка Севастийских мучеников

20-святителя Никиты Новгородского

21-святителя Иоанна Новгородского

22-святителя Тихона патриарха Московского

23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского

24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского

25-частица от гроба Амвросия Оптинского

26-св.прав. Иакова Боровического

27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского

29-апостола Андрея Первозванного

30-святителя Филарета митрополита Московского

31-св.муч.Владимира митрополита Киевского

Источник

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Иверский монастырь на Валдае

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Много есть замечательных мест на земном шаре. В одних можно отдохнуть телом, а в других – душой. Но есть в России и такое место, где и тело и душа возносится к небесам. Это монастырь Иверской иконы Божией Матери на Валдае. Он относится к православным мужским обителям. Основан на острове Сельвицком в Новгородской области, недалеко от города Валдая. Он один из трех, которые были построены по инициативе патриарха Никона. Город Валдай издавна был известен как центр колоколитейного дела. Красота данного края связана не только с его природой, но и с архитектурой обители.

святыни иверского монастыря на валдае. Смотреть фото святыни иверского монастыря на валдае. Смотреть картинку святыни иверского монастыря на валдае. Картинка про святыни иверского монастыря на валдае. Фото святыни иверского монастыря на валдае

История

История заложения и выбора места этой обители несет в себе много различных фактов. Так он был воссоздан по подобию Иверского монастыря с горы Афон. Патриарх Никон увидел его и предложил сделать копию в России. На что царь Алексей Михайлович даже выделил деньги из казны. А вот место было выбрано из-за видения, которое пришло ему во время путешествия за мощами митрополита Филиппа на Соловки. Уже летом 1653 года началось возведение святыни и уже осенью были возведены две деревянные церкви: Теплая и Соборная. Первым настоятелем был Дионисий.

Когда Никон впервые приехал на Валдай, то переименовал поселок в село Богородицкое, а само озеро назвал Святым. Перед этим он опустил на его дно крест и Евангелие. В своем письме к царю патриарх писал, что видел над озером знамение – огненный столб. И сам монастырь назвал Святоозерским.

Через год уже началось строительство каменных сооружений обители. В 1654 году сюда были перенесены мощи Иакова Боровичского. А затем была дана царская грамота, по которой святыне принадлежало не только озеро Валдай с островами, но и близлежащие вотчины.

После переезда в монастырь братии Оршанского Кутеинского монастыря, началось развитие переплетного мастерства и книгопечатания.

В 1656 году было закончено строительство Успенского собора, который в 2008 году переименовали на честь иконы Божьей Матери «Иверской».

Святыни

Среди святынь обители мужского монастырь Иверский на Валдае отмечают:

Расписание богослужений и прочую подробную информацию для паломников можно найти на официальном сайте монастыря.

Как проехать в Иверский монастырь на Валдае

Иверский монастырь расположен в Новгородской области в 10 км от г. Валдай. Добраться до него можно двумя способами:

Если Вы выбрали первый вариант, то сядьте на поезд Псков-Москва и выйдите на станции Валдай. Далее до монастыря плавает теплоход или ездит такси. Если Вы держите путь из Санкт Петербурга, то поезд Санкт Петербург – Москва останавливается на станции Угловка. На ней сойдите и возьмите такси до монастыря.

Как добраться на машине

Если ехать со стороны Москвы, по трассе Москва – Санкт Петербург, то нужно свернуть на повороте до города Боровичи. А если ехать со стороны Питера, то проедете город Валдай и сверните на трассу до города Боровичи. По ней около 2 км прямо и поверните налево. Именно эта дорога будет вести к монастырю.

Зимой местные советуют идти к острову через реку по льду. Прохладный ветерок, мороз, красивые виды и умиротворение помогут Вам настроится на молитву и отвлечься мыслями от всего мирского. Многие, кто побывал там, говорят о неописуемой красоте и звоне валдайских колоколов, которые разносятся над водой. И правда, что может быть лучше? Именно по этому необходимо приехать и посмотреть на эти чудеса.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет также интересно посмотреть видео о святой обители на Валдае:

Источник

Монастырь на святом озере

Более 360 лет назад на одном из островов Валдайского озера появились первые храмы Иверской обители, о создании которой так мечтал Патриарх Никон.

В 1652 году Новгородский митрополит Никон отправился на Соловки, чтобы по поручению царя Алексея Михайловича перенести в Москву мощи святителя Филиппа, пострадавшего за обличение опричников царя Иоанна Грозного. Митрополит Филипп был лишен сана, сослан в Тверской Отроч монастырь и там убит Малютой Скуратовым. По приказу Иоанна IV были казнены и многие его родственники.

Царь Алексей Михайлович в специальной грамоте, которую вез на Соловки Никон, приносил покаяние за своего «прадеда», признавал его вину и выражал почтение к мученической смерти митрополита Филиппа.

Прочитав перед гробом святителя эту грамоту, Никон торжественным шествием направился с мощами в Москву. Путь его лежал через Валдайское озеро. Здесь в сонном видении явился ему сам святитель Филипп и благословил построить обитель на одном из островов.

О такой обители митрополит Никон мечтал давно. Еще в 1648 году он просил архимандрита Пахомия из Афонского Иверского монастыря, посетившего Москву, сделать список с чудотворной иконы «Иверская и прислать его в Первопрестольную вместе с планом афонского монастыря, «чтобы по расположению онаго, во всем подобный соорудить и в России». По свидетельству архидиакона Павла Алеппского, Никон хотел построить в России монастырь в «афонских архитектурных традициях» и даже облачения для монахов желал сшить по «греческим обычаям».

Вступив на патриарший престол, Никон поделился своей мечтой с царем. Алексей Михайлович намерение святейшего поддержал и выделил на строительство монастыря средства из государственной казны.

В августе 1653 года Патриарх отправил на Валдай «достойного старца-строителя» – архимандрита Иакова из новгородского Свято-Духова монастыря, а с ним боярского сына из своего патриаршего дома и других людей, дав им достаточно золота, серебра, церковной утвари и книг для новой обители.

Осенью того же года были уже возведены две деревянные церкви. Главную (соборную) освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, вторую – во имя святителя Филиппа. Первым настоятелем новой обители Патриарх Никон назначил архимандрита Дионисия – «мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка…».

Душа Святейшего стремилась поскорее взглянуть на свое детище. И вот в феврале 1654 года ему удается приехать на Валдай. Он сразу же освящает Валдайское озеро, опустив на дно Евангелие и крест, и нарекает озеро Святым, а вслед за ним и сам монастырь – Святоозерским, в дополнение к прежнему названию.

В третий час ночи было над монастырем знамение страшное – явился столп огненный от земли до неба

В эти дни Патриарх Никон становится свидетелем чудесного явления – огненного столпа над островом, о чем он сообщает в письме царю: «Прежде нашего пришествия в ваше Государево богомолье, в новой монастырь пресвятыя Богородицы Иверския и святаго священомученика и исповедника Филиппа митрополита от четвертка против пятка в нощи в третий час бысть над монастырем те знамение страшно, столп огнен явися от земли до небеси и от того огненаго столпа окрест свет облиста велик зело, версты по три и по пяти и по десяти и по дватцати и боле, яко во дне светитися всему; мнози по деревням от необычнаго того света в страх впали; а которые деревни поблиску, версты по три и по четыре, от которых монастырь во дни видеть, и те паче дневнаго света в манастыри церковь и иные храмины и здание видели, и сие до зде; а о иных добрых, егда узрю ваши Государевы пресветлые очи, сам исповедаю».

Перенесение мощей святого отрока

Царскими грамотами 1653 и 1654 годов Иверскому монастырю помимо села Валдай с озером были приписаны «вовеки неподвижно» Боровичский, Короцкий Покровский, Лисицкий и Старорусский монастыри с угодьями, а также старорусские соляные варницы, села Боровичи, Вышний Волочек и другие.

По распоряжению Патриарха Никона в феврале 1654 года из Боровичского монастыря в Иверский собор новой обители крестным ходом были перенесены мощи святого Иакова Боровичского, которые были явлены, согласно Новгородской летописи, в 1541 году. Накануне Патриарху было сонное видение, о котором он сам рассказал духовенству: «Увидел я великий свет на том месте, где строится обитель сия, и среди сего света лежащего на каком-то возвышении человека, светлого телом; сочтя его мертвым, я приблизился к нему, дабы прикрыть наготу тела его; но приблизившись, вижу у лежащего руки благословляющие, и он, как живой, складывает их на груди своей».

На следующий день Патриарх Никон лично перекладывал мощи святого Иакова из ветхой деревянной раки в новую, серебряную. Едва он приблизился к раке, как увидел отрока именно таким, как во сне – с благословляющими руками. Тогда Патриарх сложил руки праведного Иакова на его груди так, как видел во сне.

По распоряжению Никона тогда же в монастырь в сопровождении новгородского духовенства были принесены четыре ковчега с частицами мощей Московских святителей – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.

В том же году Святейший избрал и освятил место для первого каменного собора, а в декабре 1656-го освятил его в честь Успения Божией Матери. Белоснежный храм был словно высечен из монолита. Внутри его украшали золоченый пятиярусный иконостас и специально выписанное из-за границы паникадило «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами». К тому времени была сооружена деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. Монастырь, даже в недостроенном виде, поражал взор прибывших на освящение богомольцев. Павел Алеппский писал о нем: «Поистине нет ему подобного в мире».

Тогда же в обитель из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы, написанная на Святой Горе по просьбе Патриарха Никона. Как свидетельствует Павел Алеппский, «икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Стоимость одних только ее украшений составляла более 44000 рублей серебром.

При настоятеле архимандрите Филофее Иверский монастырь получил статус первоклассного, число монахов возросло до 200 человек. Но недолго пребывала обитель в цветущем состоянии. В 1666 году на Большом Церковном Соборе Никона низложили с патриаршей кафедры. Одновременно закрыли все его монастыри, включая Иверский, а их вотчины забрали в казну. Монахов разместили по разным обителям. Однако опала продолжалась недолго, уже в 1668 году архимандрит Филофей с братией вернулись в свою обитель, которой были возвращены все отобранные земли и привилегии.

Последним настоятелем Иверского монастыря перед его закрытием большевиками был архимандрит Иосиф (Невский), позднее возведенный в сан епископа Валдайского. В июне 1918 года в обитель прибыл отряд милиции, пытавшийся изъять запасы продовольствия. Братия и прихожане монастыря оказали сопротивление властям. Архимандриту Иосифу удалось предотвратить кровопролитие.

Через несколько дней журналист М. Меньшиков был расстрелян. Народный бунт жестоко подавлен. А монастырь «как рассадник контрреволюции» закрыт. Раненого владыку подобрали жители города, выходили, и он прожил еще двенадцать лет.

Его похоронили на городском кладбище Валдая, а полгода назад перенесли останки на монастырское кладбище. К могиле последнего настоятеля и сегодня приходят люди, в народе владыку почитают как страстотерпца, пострадавшего за Христа.

Две великие пропажи

Осенью 1918-го большевики изъяли из монастыря золотую ризу с чудотворной Иверской иконы, старинную драгоценную утварь, личные вещи Патриарха Никона. Однако по распоряжению комиссара Наркомпроса в 1919 году ценности были возвращены в обитель, которая была преобразована в Иверскую трудовую артель. Одновременно в помещениях западной стены монастыря был размещен «Никоновский музей».

В том же году, в марте, дважды были публично вскрыты мощи святого Иакова с целью обвинения Церкви в шарлатанстве. После этого мощи святого отрока таинственным образом исчезли. По преданию, они были захоронены в земле накануне разгрома монастыря.

Монастырский экскурсовод иеромонах Пантелеймон рассказал: «В 2002 году одна женщина написала письмо, что ей было видение. Несколько раз ей снился благообразный юноша, который говорил, что его мощи до сих пор находятся в Иверском монастыре, под папертью церкви Богоявления. Каждый день мы читали акафист святому. Перерыто было все, но ничего не нашли…»

В Святодуховском соборе в Боровичах остался ковчег с частицами мощей святого Иакова. В храме Петра и Павла в городе Валдае хранится его икона с частицей мощей, у которой вот уже много лет совершаются молебны об обретении мощей Боровичского чудотворца.

Исчез из обители и чудотворный Иверский образ Богородицы. 7 августа 1920 года владыка Иосиф подписал рапорт «о разрешении изнести чудотворную икону Иверской Божией Матери на 6 дней из города Валдая по окрестным селениям». Она была благополучно вывезена из монастыря, этот факт подтвержден документально. Но впоследствии икона пропала бесследно, как и мощи святого Иакова.

Мало кто верил в восстановление

В 1927 году трудовая артель при монастыре была ликвидирована. За годы советской власти на территории Иверского монастыря что только не размещали. Был тут и музей, и мастерские, во время войны здесь устроили госпиталь для раненых, а затем дом инвалидов – участников войны, позже здесь была лесная школа для больных туберкулезом детей. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря открылась база отдыха. И только в 1991 году обитель в плачевном состоянии вернули Церкви.

«Я пришел в монастырь в 1998 году, – рассказывает иеромонах Пантелеймон, – до этого двадцать лет работал врачом в Петербурге. Все здесь было разрушено, как после бомбежки. Все поросло лесом. Было чувство сострадания к обители. Я решил – во что бы то ни стало, останусь: надо поучаствовать в восстановлении монастыря. Мало кто верил, что он вообще восстановится…

Благодаря Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, который побывал здесь в 2001 году, монастырь был включен в общую федеральную программу восстановления обителей. За несколько лет монастырь был восстановлен».

Нынешний настоятель Иверского Валдайского монастыря, митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) перенес сюда из храма свв. апостолов Петра и Павла в Валдае Иверскую икону – копию того самого чудотворного образа. Она была написана для валдайского ополчения во время Крымской войны 1653 года. Икона прославилась чудесами на фронте.

Как рассказал митрополит Лев: «В 1997 году эта икона горела. Образ находился в Богоявленском храме, который хорошо было видно из окон кельи настоятеля отца Стефана. Когда он собрался идти на вечернюю службу, был сильно удивлен: еще нет пяти часов, а в храме уже горит свет. Неужели начали службу? Когда он подошел к храму, стало ясно, что внутри полыхает пожар. Вокруг иконы выгорело все: деревянный пол, подставка, киот. Сгорела полностью и тыльная часть образа. Остался только красочный слой. Мы вызвали новгородских реставраторов, они аккуратно приспособили к лику Пресвятой Богородицы фанеру, и увезли. Икону восстанавливали года два, но все-таки нарастили тыльную сторону».

С этим образом ныне совершают крестные ходы по окрестным селениям Валдая в память о спасении Новгородской земли от холеры 1848 года. Тогда жители Валдая обнесли Иверскую икону вокруг города, после чего болезнь ослабла, а вскоре и совсем отступила.

Адрес: Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь

175400, Новгородская обл., г. Валдай, остров, Иверский монастырь

Паломнический центр: +7 (911) 614-66-94

Настоятель: митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий)

Фото предоставлены Ольгой Стефановой и Иверским монастырем

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *