святыни храма на крови
Храм на Крови в Екатеринбурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
60-метровое сооружение в византийском стиле в Екатеринбурге не испытывает тоски по посетителям: сюда в память о трагическом событии начала XX в. люди приходили и раньше, с цветами. Выросший на месте пролитой крови 5-купольный храм, по сути, служит мемориалом семье последнего российского императора, которую Православная церковь признала мучениками в 2000 г., – Романовым.
Контакты
Как лучше добираться
Есть довольно много транспортных вариантов – довезут до храма как под землей, так и по земле:
Посещение. Время работы
Расписание богослужений Храма-на-Крови
На служения в храм можно попасть в любой день недели: на утреннее в 9:00 и на вечернее в 17:00.
Довольно удобное расписание служб в Храме-на-Крови Екатеринбурга для тех, кто в воскресенье боится пропустить литургию: ее в храме служат целых три раза (6:40, 8:00 и 9:00).
Где рядом можно остановиться
Чтобы посетить эту и прочие уральские духовные достопримечательности, можно воспользоваться помощью паломнического центра «Ганина Яма», который находится по ул. Репина, 6а. Центр достаточно большой, есть номера разной комфортности, а стоимость проживания для паломников – от 500 руб./сутки.
История Храма-на-Крови в Екатеринбурге
Храм довольно молод, о его возведении начали думать еще до нулевых. А причиной было желание запомнить то, что здесь случилось в 1918 г. Раньше тут находился тот самый дом инженера Ипатьева, где провели в заточении 78 дней до своей смерти император Николай II, его жена Александра Федоровна и 5 детей – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей Романовы.
Злосчастный дом простоял до 1977 г. Потом к месту гибели потянулись люди, что побудило задуматься о возведении памятного храма. От заложения первого камня (1992 г.) до финишных работ прошло 11 лет. Сдвинулось дело с мертвой точки только после канонизации Романовых. Само строительство по проекту трех архитекторов длилось 3 года, с 2000 по 2003.
Архитектурные и культурные достопримечательности
Святыни
Реликвией храма считается не только комната, где расстреляли царскую семью, но и украшенные иконостасы, и подарки соверующих. Мощей, которые бы постоянно находились в Храме-на-Крови в Екатеринбурге в открытом доступе, нет, их привозят в связи с особыми праздниками (например, мощи Серафима Саровского). Но в основании храма хранятся мощи Симеона Верхотурского – ими освятили первый камень фундамента будущего храма. В числе святынь:
Ряд образов в храме поддерживает тему мученичества. Возле алтаря в храме по 10 иконам можно проследить историю управления Россией: на них – правители, начиная с князя Владимира и заканчивая императором Николаем.
Фото Храма-на-Крови в Екатеринбурге
Храм Спаса-на-Крови Екатеринбург с высоты птичьего полета
Храм Спаса-на-Крови Екатеринбург строил долго и это неслучайно. Его возведение – это народная инициатива.
Нижняя часть стен собора отделана красноватого цвета гранитом и мрамором, символизирующим пролитую здесь кровь.
Справа находятся поминальные плиты с именами всех членов царской семьи. И главная святыня — алтарь, возведенный на месте гибели царской семьи.
Видео — Храм на Крови, Екатеринбург
Оставляет Храм-на-Крови много настроений и мыслей после себя: о том, сколько стоит человеческая жизнь, почему в храме чтут только царскую фамилию (погибло же не 7, а 11 человек!), стоит ли в интерьере так подчеркивать кровь. Много разного в голове. Поднимаешься в верхний храм – светло, бело и чисто, но осадок остался.
Храм-на-Крови
Храм-на-Крови — один из крупнейших храмов Екатеринбурга, всегда привлекающий множество паломников и туристов со всей России и из других стран. Сразу же после постройки он стал одним из главных экскурсионных объектов Екатеринбурга. Полное официальное название храма – Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.
Он стал третьим в России храмом на крови. Первый построен в Угличе на месте убийства царевича Дмитрия, второй – в Санкт-Петербурге на том месте, где убили царя-освободителя от крепостной зависимости Александра II.
Этот храм строился с 2000 по 2003 года на месте стоявшего здесь ранее печально известного дома Ипатьева. Именно в конфискованном большевиками доме инженера Ипатьева несколько месяцев (если быть точным, то 78 дней) содержалась семья последнего императора, а в ночь на 17 июля 1918 года была расстреляна в подвале этого дома. После расправы с Николаем II и его семьей, большевики сначала сбросили их тела в шахту на Ганиной Яме, а затем, спустя сутки, перепрятали более надежно – под бревенчатый настил в Поросенковом логу на старой Коптяковской дороге.
22 сентября 1977 года дом Ипатьева был снесен. Причем сносом дома руководил Б.Н. Ельцин. Когда тоталитарный режим стал слабеть и в стране появились демократические веяния, то у места казни Романовых все чаще стали появляться люди. В 1990 году здесь был установлен первый деревянный поклонный крест. Вскоре построили небольшую деревянную часовенку, названную в честь преподобномученицы Елисаветы. Перед ней положили камень с высеченными на нем словами, напоминающими о трагедии 1918 года.
В 2000 году начались активные работы по строительству храма на столь трагическом месте. Храм строили по проекту архитекторов В.П. Морозова, В.Ю. Грачева и Г.В. Мазаева. Храм освятили при большом стечении паломников накануне очередной годовщины трагических событий – 16 июля 2003 года.
Храм-на-Крови построен в русско-византийском стиле, имеет пять куполов, его высота – 60 метров. На колокольне храма 14 колоколов, самый большой из них имеет массу аж в пять тонн! Храм состоит из верхнего и нижнего помещений. В нижнем храме постарались воссоздать помещение, в котором были расстреляны Романовы. «Расстрельная комната» воссоздана рядом с алтарем. Здесь есть небольшой музей, рассказывающий о последних днях жизни царской семьи.
Если нижний храм невысокий и темный, то верхний, главный, напротив, светлый и жизнерадостный. Здесь расположен уникальный иконостас из редкой породы белого мрамора. Его длина 30 метров и высота 13 метров. Главные святыни этого храма – рака святого Серафима Саровского и икона Божьей Матери «Троеручица». О том, что этот храм – на крови, напоминает внешняя облицовка культового сооружения красным и бордовым гранитом.
Если присмотреться, то можно увидеть, что по наружному периметру храма расположены 48 икон самых почитаемых русских святых, выполненные из бронзы. Со стороны улицы Толмачева у храма расположен памятник Царской семье. По замыслу авторов скульптуры, здесь показан момент спуска семьи последнего императора в подвал на расстрел.
Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля (в годовщину расстрела Романовых) в Храме-на-Крови проводятся богослужения в память о погибших, после чего совершается крестный ход до монастыря на Ганиной Яме. Порой в нем принимают участие до нескольких десятков тысяч человек со всей России. Несмотря на красоту и популярность Храма-на-Крови, церковь относится к нему скорее как к музею, мемориалу, напоминающему о трагедии. Все наиболее важные службы в Екатеринбурге проводятся в другом – Свято-Троицком – храме.
Посещение Храма-на-Крови входит в популярнейший паломнический маршрут. Также стоит побывать в расположенном поблизости от Екатеринбурга монастыре на Ганиной Яме. Есть в Свердловской области и еще одна трагическая точка, связанная с расправой над Романовыми. Под городом Алапаевском действует монастырь на месте шахты Межной, где в том же 1918 году расправились с князьями Романовыми, содержавшихся под арестом в Алапаевске.
Храм-на-Крови (Екатеринбург)
Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших был построен на месте дома инженера Ипатьева, в котором содержались под арестом и были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года последний российский император Николай II, его семья и четверо слуг. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года.
Содержание
История [ править ]
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети — великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей.
Начиная с конца 80-х годов, в обществе все яснее выкристаллизовывалась мысль о необходимости увековечивания памяти невинно убиенной семьи последнего русского Императора. Почитание святого места продолжалось. Люди, приносили цветы, возжигали свечи.
16 июля 1989 года на Царском месте состоялся первый открытый молебен, точнее был прочитан канон Святым Царственным Мученикам. По воспоминанию Архиепископа Мелхиседека: «… Люди пришли сами, «без направляющей и организующей», пришли … по велению сердца». В этот же день на впервые открыто служили панихиду по невинно убиенной Семье последнего Российского Императора. Панихиду служили священники Московского Патриархата, приехавшие специально из Москвы. Таким образом, почитание Царственных Страстотерпцев на Урале перешло в открытую форму.
18 августа 1990 года певец Анатолий Гомзиков на месте убиения Царской Семьи установил первый деревянный Крест. Вскоре он был сломан. 5 октября 1990 года был установлен металлический Крест. Погода в тот день была пасмурная, шел мокрый снег, но вокруг Креста, в радиусе нескольких десятков метров снег не падал, а светило яркое солнце. Облака вращались строго по часовой стрелке, образуя на небосклоне своего рода воронку. Это дивное знамение длилось около 20 – 30 минут.
Через 5 дней окончательно решился вопрос о земельном участке на склоне Вознесенской горки. Решением исполкома №388 – а от 10.10.1990 г. было определено «Передать Свердловской епархии РПЦ 3/10 гектара для сооружения памятного знака (часовни)».
Во второй половине октября 1990 года Владыка Мелхиседек совершил чин освящения Креста. Два года сия святыня являлась единственным памятным знаком почитания Святого Царского Места.
В начале 1990 – х годов Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство Храма в память Всех Русских Святых на месте разрушенного Ипатьевского дома.
В конце 1990 года был объявлен открытый конкурс на разработку эскиз – идеи Храма – памятника на месте бывшего дома Ипатьева и застройки прилегающей территории. 25 июня 1992 года завершился конкурс проектов будущего Храма – на – Крови. В состав жюри вошли Екатеринбургские архитекторы, историки, священнослужители, деятели культуры, а также специалисты из Москвы. Из представленных 18 проектов, только 6 получили оценки, как наиболее отвечающие условиям. Первую премию не присудили никому. Проекты были отправлены на доработку.
Летом 1992 года по инициативе президента Уральского Торгового Дома А.И.Павлова рядом с местом бывшего Ипатьевского дома была построена часовня во имя Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Великая Княгиня Елизавета Федоровна и ее келейница инокиня Варвара были канонизированы Архиерейским Собором РПЦ весной 1992 года.
23 сентября 1992 года на месте будущего Храма – на – Крови состоялась торжественная закладка камня с капсулой, содержащей частицу вновь обретенных мощей святого Праведного Симеона Верхотурского. Закладку камня осуществил Архиепископ Мелхиседек после Божественной Литургии и Крестного хода от Вознесенского храма к Царскому Кресту. Владыке Мелхиседеку сослужили: Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим, Епископ Челябинский и Златоустовский Георгий.
16 июля 1993 года, ночью у Царского Креста была отслужена первая Божественная Литургия. Алтарем служила часовня Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. На Богослужении присутствовало около 100 человек. Так зарождалась ежегодная традиция совершать Божественную Литургию именно в часы убиения Государя и Его Августейшей Семьи с верными слугами.
19 июля 1993 года по благословению Владыки Мелхиседека была образована первая община будущего Храма – на – Крови. Старостой общины был выбран А.М. Верховский, его заместителем Ю.А. Шумилов.
21 февраля 1997 года состоялся градостроительный совет, на котором впервые был упомянут проект В.Морозова, который впоследствии в доработке главного архитектора области Г.В. Мазаева будет реализован в жизнь. Проект Храма – Памятника на Крови разработан «Уралэнергостройпроектом» в 1997 – 1998 г.г. по заказу Екатеринбургского Епархиального Управления.
С 10 по 22 ноября 1999 года (по благословению Архиепископа Викентия) научной группой под руководством профессора В.М. Слукина, на месте Ипатьевского дома были проведены геофизические исследовательские работы.
12 декабря 1999 года Царское Место посетила мироточивая икона Царя – Страстотерпца Николая Александровича.
3 апреля 2000 года начались подготовительные работы по строительству будущего Храма – на – Крови. Царский Крест перенесли ближе к Елизаветинской часовне. Увы! Но пришлось срубить деревья, которые были свидетелями прогулок Царственных Страстотерпцев и свидетелями трагедии. Когда сделали срез у их основания, то возраст тополей оказался равен почти 100 лет!
С июня 2000 года с разрешения властей и по благословению Владыки Викентия на Царском Месте стали производить раскопки. От Ипатьевского дома остались лишь фрагменты из подвальной «расстрельной» комнаты: кирпичи, камни фундамента, балки, но четко зафиксировано в документах историческое место, на котором и был возведен Храм – на – Крови.
С 13 – по 16 августа 2000 года в Москве проходил Юбилейный Архиерейский Собор, на котором, наконец – то, произошло то, чего так долго ждал православный народ! Вся убиенная Царская Семья была прославлена в лике святых СТРАСТОТЕРПЦЕВ.
23 сентября 2000 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий IIторжественно совершил закладку памятной капсулы с Памятной Грамотой об освящении места строительства в восточной стене фундамента будущего Храма – на – Крови.
16 апреля 2001 года закончен нулевой цикл Храма – на – Крови. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский совершил молебен на начало строительства надземной части Храма – на – Крови.
03 июня 2001 г. Святейший Патриарх благословил проект строительства духовно – просветительского Центра при Храме – на – Крови, а также Патриаршего подворья.
12 июля 2003 года подписан акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию Храма – на – Крови. 16 июля 2003 года за Божественной Литургией был освящен верхний придел покаянного Храма – на – Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших.
Современное состояние [ править ]
В настоящий момент Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс. В музейной части выставлен ряд экспонатов, посвящённых последним месяцам жизни императора Николая II и его семьи. При храме действует воскресная церковно-приходская школа для детей от 6 лет и старше, а также проводятся библейские курсы для всех желающих.
Деревянная часовня во имя преподобномученицы Елисаветы выстояла, несмотря на ряд поджогов и действий вандального характера, и теперь расположена меж выстроенных зданий храма и Патриаршеего подворья. Сруб часовни вследствие поджогов стал тёмного цвета. Перед часовней на земле лежит большой мраморный камень с надписью, гласящей о том, что ночью на 17 июля 1918 года здесь были убиты члены царской династии Романовых.
Построенное и освящённое вместе с храмом Патриаршее подворье включает в себя собственно патриаршие покои, домовую церковь святителя Николая, библиотеку, а также целый ряд залов и помещений для проведения различных церковных мероприятий высокого уровня.
Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля с 23:30 до 04:00 в храме проводится многочасовая всенощная и литургия в память о Царской семье, которая завершается традиционным 25-километровым крестным ходом к Ганиной Яме. В 2007 году на торжественных мероприятиях приняли участие более 20 тысяч верующих со всех концов России. А в 2008 году, в связи с 90-летием убийства Царской семьи, в Крестном ходе приняли участие около 40 тысяч человек. В 2011 — 50 тысяч человек прошли этот путь. Территория, на которой расположены Храм-на-Крови, Елизаветинская часовня, Патриаршее подворье, а также Вознесенский Храм, согласно распоряжению главы Екатеринбурга А. М. Чернецкого, получила название «Святой Квартал».
При храме действует Воскресная школа.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Свердловская область, Екатеринбург, улица Толмачева, 34
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Храм на Крови в Екатеринбурге
от admin
Святыни храма: икона Божией Матери «Троеручица», рака святого преподобного Серафима Саровского
Первые проекты
Предыстория Храма на Крови в Екатеринбурге начинается со времен Перестройки. Тогда на месте снесенного в 1970-е годы Ипатьевского дома все чаще стали собираться верующие, сначала собрания разгонялись милицией, но это не помогало, менялась и ситуация в стране. В августе 1990 года на этом месте был установлен Поклонный крест, а в сентябре – принято решение об отводе земли Свердловскому епархиальному управлению Русской Православной Церкви для установки памятного символа. А могло быть все иначе. На этот участок претендовали бизнес-структуры, которые планировали здесь в комплексе с храмом организовать современный туристический центр с отелем, ресторанами, магазинами, сувенирными лавками.
1991 год. Поклонный крест на месте снесенного дома
После этого был объявлен международный конкурс на разработку проекта памятного храма на месте бывшего Ипатьевского особняка. Финал этого конкурса несколько раз переносился. Всего в конкурсе приняли участие почти 20 работ. Все они были представлены на общественное обсуждение. В музее на Плотинке каждый желающий мог оценить заявленные на конкурс работы.
Один из первых проектов Храма на Крови в Екатеринбурге архитектора А. Долгова
Первый тур конкурса завершился присуждением двух вторых и трех третьих премий, ни одной работе не была присуждена первая премия, так как, по мнению жюри, все они нуждались в доработке. Но явным фаворитом по очкам и приз зрительских симпатий получил коллектив под руководством А. В. Долгова. Небольшой камерный храм по этому проекту был спроектирован, опираясь на традиции древнерусского зодчества Владимиро-Суздальской земли. Авторский коллектив во главе с Долговым позднее спроектировал такие известные в Екатеринбурге памятники культового зодчества, как Екатерининская часовня на главном проспекте города и Елизаветинская часовня у Храма-на-Крови.
Проект храма на месте расстрела царской семьи. Автор К. В. Ефремов
Но во втором туре победу неожиданно присудили работе Константина Ефремова, молодого архитектора из Кургана. Он также предложил небольшой храм-памятник, выполненный в традициях новгородского зодчества древней Руси. Позднее Ефремов также стал известен благодаря своим работам в монастыре на Ганиной яме, в первую очередь как автор самого большого монастырского храма в честь иконы Божией Матери «Державная». В сентябре 1992 года итоги конкурса были подведены, и 23 сентября архиепископ Верхотурский и Екатеринбургский Мелхиседек заложил первый камень будущего храма.
Храм на Крови в Екатеринбурге. Фото Алексея Рычкова
Но далее строительство встало, его успешному продолжению все время мешали какие-то внешние либо внутренние причины. Позднее говорили, что как будто бы высшие силы не давали идти строительству до церковного прославления императора и его семьи. В стране в это время было тяжелое экономическое положение, поэтому на государственную поддержку рассчитывать не приходилось. Начался сбор пожертвований через благотворительный фонд, средства поступали даже из-за рубежа.
Храм на Крови в Екатеринбурге со стороны сквера за Царской улицей. Фото Алексея Рычкова
Но как часто было в то неспокойное время, у руля этого фонда оказался авантюрист и мошенник, который в 1993 году скрылся с большей частью собранной суммы и драгоценными камнями для будущего храма. Новым фондам уже никто не хотел верить, тем более их было несколько. Именно поэтому несколько лет строительство храма не велось. Но в 1996 году этот вопрос вновь был поднят на правительственном уровне.
Храм на Крови в Екатеринбурге. Фото Алексея Рычкова
Константин Ефремов к тому времени свой проект серьезно доработал. По словам архитектора, сама идея пришла к нему чудесным образом. Он долго трудился, но никак не мог прийти к окончательному решению, образ храма не складывался. И лишь после того, как он лег спать, какая-то сила как бы вознесла его над землей, и сам Господь показал архитектору облик будущего храма.
Проект Долгова с воссозданием Ипатьевского дома
Но к этому времени в борьбу вновь вступает А. В. Долгов, предложив совершенно новый оригинальный проект памятного храма. Он предполагал восстановление разрушенного Ипатьевского дома с внесением дополнительно домовой церкви. Этот проект активно поддерживали многие местные архитекторы, группа творческой интеллигенции во главе с председателем Уральского общества краеведов В. Слукиным.
Победивший проект
Но к концу 1990-х годов два конкурировавших проекта оказались не у дел, а строительство началось по совершенно новому проекту, авторами которого стали архитекторы В. П. Морозов, В. Ю. Грачев и главный архитектор области Г. В. Мазаев.
Храм на Крови с противоположного берега Городского пруда
По официальной версии, проект Ефремова был отклонен из-за занятой архитектором ортодоксальной позиции, которая не допускала каких-либо поправок в предложенном им решении храма. А эти поправки были необходимы. К примеру, обязательное расположение места расстрельной комнаты под одним из алтарей храма, что не было выполнено в ефремовском проекте. Говорят, в результате конфликта Г. В. Мазаев, курировавший строительство, создал творческую группу, которая и занялась разработкой нового проекта. Любопытно, что главный разработчик победившего проекта Г. В. Мазаев в 1977 году в должности главного художника города Свердловска участвовал в сносе Ипатьевского дома.
Храм на Крови в Екатеринбурге. Фото Алексея Рычкова
По версии же архитектора Ефремова, однажды Мазаев предложил ему доработать эскиз своего сына Антона, будто бы сделанный им на досуге за вечер. Этот эскиз предполагал совершенно иной проект памятного храма. Естественно, обиженный Ефремов не согласился. Поэтому Мазаеву и пришлось собрать новый творческий коллектив.
Храм на Крови в Екатеринбурге со стороны сквера за Царской улицей. Фото Алексея Рычкова
Говорят, что, скорее всего, дело здесь в том, что со времени конкурса прошло слишком много времени, Екатеринбург пытался подняться в общероссийской иерархии городов на место третьей столицы России. Памятный храм, который становился культурной ценностью всемирного значения, не только своей известностью, но и своими масштабами, должен был соответствовать питерскому Исаакиевскому собору и московскому храму Христа Спасителя.
Прежние проекты не соответствовали новой идеологии, новый же – с использованием монументального русско-византийского стиля, кстати, любимого стиля Николая II, как нельзя лучше выполнял современные задачи. Именно поэтому, говорят, легко были отклонены все многочисленные протесты творческой интеллигенции, а новый проект прошел через утверждение властей.
У входа в Храм на Крови. Фото Алексея Рычкова
В августе 2000 года Николай II и его семья были прославлены Русской Православной Церковью, а в сентябре прибывший в Екатеринбург Святейший Патриарх Алексий II освятил строительство Храма на Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших и заложил в его основание памятную грамоту. После этого строительство быстро пошло в гору.
Храм-на-Крови в Екатеринбурге вечером
Уже 16 июля 2003 года, к годовщине гибели царской семьи, состоялось торжественное освящение храма. Святейший Патриарх Алексий II из-за проблем со здоровьем приехать не смог. Чин освящения совершили постоянные члены Священного Синода митрополиты Ювеналий, Кирилл, ныне Святейший Патриарх, а также митрополит Воронежский Сергий и архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Вдова племянника Николая II О. Н. Куликовская-Романова передала в дар Храму на Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших икону Божией Матери «Троеручица», которая находилась в доме Ипатьева во время заточения в нем семьи Романовых. После основных торжеств у врат храма состоялся концерт, во время которого под управлением М. Ростроповича была исполнена увертюра П. И. Чайковского «1812 год».
Внешний и внутренний облик храма
Екатеринбургский храм стал третьим в истории нашей страны Храмом-на-Крови. Первый установлен в Угличе, на месте убийства царевича Дмитрия, второй — в Санкт-Петербурге, на месте убийства Александра II. Как напоминание о пролитой в Екатеринбурге крови нижняя часть фасадов храма отделана гранитом красного и бордового цвета. Пятикупольный 60-метровый храм построен в наиболее популярном в конце XIX – начале XX веков русско-византийском стиле. Его фасады украшают 48 скульптур любимых в России святых. Скульптуры выполнили К. В. Грюнберг и А. Г. Мазаев. На звоннице храма 14 колоколов, отлитых мастерами из Каменск-Уральского, средства на их изготовление были собраны в результате акции «Колокола покаяния», одним из организаторов этой акции стал известный поэт, композитор и исполнитель Александр Новиков.
Храм на Крови в Санкт-Петербурге
Конструктивно храмовый комплекс разделен на две части — нижний и верхний храмы. Нижний, во имя святых Царственных страстотерпцев, устроен на уровне подвала Ипатьевского дома, он посвящен семье Николая II. Этот заупокойный храм, храм печали и памяти, поэтому он выполнен в очень строгом спокойном стиле. Главной святыней нижнего храма является «расстрельная» комната, обустроенная на месте того самого помещения, где произошло убийство семьи Николая II. Говорят, здесь присутствуют подлинные остатки конструкций дома Ипатьева, стоит крест.
Иконостас в Нижнем храме во имя святых Царственных страстотерпцев. Фото Алексея Рычкова
Верхний храм — Во имя Всех Святых в земле Российской просиявших — это храм радости и веры, веры в достойное будущее России. Храм устремлен вверх, в нем очень много пространства, окон и благодаря этому – света. В храме выполнено уникальное решение: между нижним и верхним храмами существует пронизывающее пространство. Из «расстрельной» комнаты в иконостас верхнего храма выходит прозрачный шатер, через проем которого сверху можно видеть место гибели царской семьи. Это пространство символизирует связь времен, связь прошлого с будущим.
Иконостас в Верхнем храме Во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. Фото Алексея Рычкова
Уникальным также считается тринадцатиметровый иконостас верхнего храма, выполненный из редкой породы белого мрамора, его высота 13 метров, а длина – 30 метров. Главными святынями храма Всех Святых в земле Российской просиявших являются рака святого преподобного Серафима Саровского и икона Божией Матери «Троеручица».
Рака преподобного Серафима Саровского
Рака преподобного Серафима Саровского с частицей мощей святого находится в Храме на Крови не случайно. Судьба Николая II и его семьи множеством невидимых нитей связана с великим русским подвижником. Именно император стал инициатором и принял активное участие в прославлении батюшки Серафима в 1903 году. В этом же году после поездки в Саров и купания в его источнике императрица родила долгожданного сына. А сам преподобный Серафим еще в 1824 году, говорят, предсказал: «… будет царь, который меня прославит. После чего будет Великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против царя. Ангелы не будут успевать брать души. Все восставшие погибнут, а Бог царя возвеличит».
Николай II во время Крестного хода с мощами преподобного Серафима Саровского. 1903 год
В 1927 году, после закрытия Серафимо-Дивеевской обители, мощи святого были изъяты и бесследно исчезли. А в 1990 году совершенно случайно были обнаружены в фондах Музея истории религии в Ленинграде, который размещался в Казанском соборе на Невском проспекте. Мощи были освидетельствованы. А так как рака, подаренная в 1903 году императором Николаем II, была утеряна, Святейший Патриарх дал распоряжение директору Софринского завода, старейшего предприятия Русской Православной Церкви, изготовить новую раку для мощей преподобного Серафима.
Святой преподобный Серафим Саровский
После того, как рака была готова, мощи святого торжественно проследовали по некоторым храмам Ленинграда, затем были перевезены в Москву, где почти полгода пребывали в Богоявленском кафедральном соборе столицы. А летом 1991 года рака с мощами преподобного проследовала во главе грандиозного крестного хода из Москвы в Дивеево, где и находилась до 2003 года.
Рака Серафима Саровского в Храме на Крови в Екатеринбурге
В 2003 году исполнилось сто лет со времени прославления преподобного Серафима Саровского. К этому времени удалось обнаружить эскизы первой раки, изготовленной на средства Николая II. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II Екатеринбургский художественный фонд совместно с предприятием «Уральский ювелир» под руководством художника Анатолия Елизарова по этим эскизам выполнили уже третью раку святого. Говорят, ее украсили уральскими самоцветами, многие из которых с территории легендарной Самоцветной полосы Урала. В день памяти преподобного в Серафимо-Дивеевской обители Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил литургию перед новой ракой с мощами святого. А рака, в которой Россия встретила вновь обретенные мощи батюшки Серафима, в которых мощи святого почивали 12 лет, была подарена для нового храма в Екатеринбурге, вновь связав Серафима Саровского и семью Николая II.
Храм на Крови в Екатеринбурге на закате солнца. Фото Алексея Рычкова
Икона Божией Матери «Троеручица»
По преданию, в VIII веке по молитве у этой иконы исцелил руку, отрубленную по навету византийского император-иконоборца Льва Исаврянина, советник дамасского халифа, защитник иконопочитания Иоанн Дамаскин. В благодарность в дар чудотворному образу он преподнес серебряное изваяние исцеленной руки, подвесив его к иконе, после чего она стала называться «Троеручица». В конце XII века эта икона была перенесена в Сербию. Во время турецкого нашествия православные сербы положили икону на осла и отпустили его без сопровождения. Осел самостоятельно дошел до Афона, где остановился у ворот сербского Хиландарского монастыря. Монахи приняли икону, как великий дар свыше, и с тех пор образ стал главной святыней обители.
Икона Божией Матери «Троеручица» — одна из главных святынь Храма на Крови
В России список с Афонского образа был доставлен по просьбе Святейшего Патриарха Никона в 1661 году, с тех пор списки с иконы Божией Матери «Троеручица» получили широкое распространение в стране. Часто на них серебряная рука, подаренная иконе Иоанном Дамаскиным, изображалась красками, как третья рука Богородицы. Такой является и икона из екатеринбургского Храма на Крови.
Судя по простому письму, эта икона не принадлежала царской семье, а была достоянием семьи инженера Ипатьева или его прислуги. Но во время заточения Николая II и его родных в Ипатьевском доме, она стала свидетельницей последних дней Романовых.
Фото «царского фотографа» Прокудина-Горского 1909 года. Колокольня Вознесенского храма, где пулеметные расчеты будут стеречь царскую семью, а в центре виднеется зеленая крыша Ипатьевского дома
После того как в Екатеринбург вошли части Белой армии, «Троеручица» была найдена в доме Ипатьева одним офицером, хорошим знакомым сестры Николая II, Великой княгини Ольги Александровны. После Гражданской войны этот офицер, оказавшись в эмиграции, привез икону в Данию, где проживала Ольга Александровна и ее матушка, императрица Мария Федоровна. По решению императрицы икону эту передали на хранение Ольге Александровне, для которой уральская «Троеручица» стала большой реликвией.
Храм на Крови в Екатеринбурге. Фото Алексея Рычкова
Говорят, вплоть до своей смерти в 1960 году Великая княгиня никогда с иконой не расставалась, перед смертью завещав ее старшему сыну Тихону Николаевичу Куликовскому-Романову. В 1991 году, когда он узнал о строительстве в Екатеринбурге Храма на Крови, то выразил желание передать святыню храму по окончании его строительства. В 1993 году Куликовский-Романов скончался, а его завещание в 2003 году выполнила его супруга Ольга Николаевна.
Памятник царской семье
Перед входом в храм во имя Всех Святых в земле Российской просиявших установлен памятник царской семье, авторы воссоздали момент, когда Романовы спускаются в подвал Ипатьевского дома в самые последние минуты своей жизни. Скульптуры выполнили К. В. Грюнберг и А. Г. Мазаев. К. В. Грюнберг на сегодня, пожалуй, самый известный среднеуральский скульптор, среди его работ «Черный тюльпан» и памятник Г. К. Жукову в Екатеринбурге, памятник Никите Димидову и Петру I возле Невьянской башни.
Памятник царской семье у Храма на Крови. Фото Алексея Рычкова
С первых минут жизни памятника на него и его создателей обрушилась волна обвинений со стороны части творческой интеллигенции. Причем по большей части надуманных. Одни разглядели, что лики у Романовых совсем неславянские, на что кто-то заметил, что и жена, и мать, и бабушка Николая II имели европейское происхождение. Других шокировало, что царь стоит спиной к храму. Но круговая композиция схода Романовых по винтовой лестнице не может обеспечить всем фигурам лицевое положение по отношению к храму – отвечали создатели памятника. Пожалуй, самым натянутым было обвинение по поводу крестов, которые у княжон лежат поверх одежды: будто бы подобным образом носили в старину кресты девушки легкого поведения. Это утверждение враз разнесли средства массовой информации, хотя верным оно может считаться лишь в отношении низших сословий. Также критики утверждали, что фигуры композиции напоминают по облику советские монументальные персонажи, а крестное знамение царицы похоже на пионерский салют.
Храм на Крови в Екатеринбурге с Царской улицы. Фото Алексея Рычкова