святые ворота спасо преображенского монастыря в ярославле
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле
Чем знаменит храмовый комплекс Ярославля? Правда ли, что его история берет начало в XII веке и как «Слово о полку Игореве» попало в монастырь?
Золотое кольцо России славится своими причудливыми соборами и самобытными монастырями, пронизанными разными эпохами и временными особенностями. Каждый из памятников культуры и архитектуры хранит в себе символы своего столетия и рассказывает посетителям об истории и традициях народов Древней Руси.
Ярославль – один из центров духовной и культурной силы середины прошлого тысячелетия. В нем жили князья, правили монархи и вершились судьбы русского народа. Особую роль в те времена играли монастыри и христианские центры, собиравшие вокруг себя мудрейших людей и дающие надежду нищим и обездоленным. В этом материале мы расскажем об удивительных и малоизвестных фактах Спасо-Ярославского монастыря, о современном состоянии комплекса, паломнических турах и достопримечательностях Ярославля православного.
Музей монастыря
Сегодня в монастыре не встретишь большое число паломников, в советское время здание комплекса стало историческим музеем и в современной России здания находятся в введении музейных сотрудников.
Важно! Старинные постройки и архитектурные сооружения взяты под контроль ЮНЕСКО, а посещение этого комплекса входит в программу не только автобусного или автомобильного «Золотого кольца», но и путешествия на теплоходах.
Монастырь представляет собой одну из древнейших построек с более чем восьми вековой историй. Ценность монастыря не только в архитектурных постройках, но и в музеях, работающих на территории комплекса. В экспозициях музеев собраны коллекции икон и книг, рассказывающих историю православия, живописи, развития фрескового и декоративно-прикладного искусства.
Удивительно, что месторасположение и климатические особенности Ярославля дарят уникальную возможность любоваться монастырем в любое время года. Зимой он, как одеялом, окутан белоснежным покровом. Его стены сливаются с землей, создается впечатление, что он находится в безвоздушном пространстве, в невесомости.
Весной он овеян обновленной зеленью и солнечными лучами, цветение яблонь и ранних цветов сопровождается свежестью и ароматом лета.
В музеях гостям Ярославля представлены постоянные и временные экспозиции, приезжающие в город из других уголков страны. Особое место занимает выставка древнерусской живописи. Ярославские мастера иконописи славились по всей земле русской своим мастерством, умением передать образ и создать «живой» облик.
Каждая икона прописана до мельчайших деталей, композиции выверены, но иконы отличаются ярославским колоритом – пышностью и яркостью, сочетающиеся с кротостью. В живописи мастера не использовали голубой цвет, палитра состояла из охры и оттенков коричневого. Большинство экспонатов сняли из главного собора монастыря.
На экспозиции: «Сокровища Ярославля», гости видят драгоценности, книги, одежду богатых и священные книги, собранные в церквах Ярославля в разное время. Драгоценные металлы и украшения соседствуют с Евангелие XIII века – древнейшее писание славян.
Один из залов занимают оклады для икон и книг священных писаний, а также примеры эмалевых творений ростовских, московских и украинских умельцев.
Важно! Отдельное место занимает музей литературы, посвященный труду неизвестного автора, создавшего древнейшее сохранившиеся рукописное писание – «Слово о полку Игореве» — сказ о походе Игоря на половцев, его самоуверенности и жене Ярославне.
Слово о полку Игореве — занимает особое место в литературе. Оно поражает четким сюжетом, красивым слогом и большим числом средств художественной выразительности. Тысячи исследователей изучали труд, но узнать кто был автором, написал ли его один человек или несколько, до конца неизвестно.
Рукопись нашел отечественный коллекционер Алексей Мусин-Пушкин. Существовала легенда о приобретении памятника литературы у Спасо-Преображенского монастыря. Позже эту версию опровергли. Чиновник получил летопись во время руководства над Синглом.
Гости музейного комплекса узнают историю ярмарочных гуляний и традиций Ярославля.
Значение в истории
Монастырь построили вблизи моста через реку Которосль, такое живописное расположение объясняется практической необходимостью. Близость воды и леса – идеальное сочетание для жизни монахов. В течение нескольких столетий Спасский монастырь выступал в роли не только духовного, но и культурного и экономического центра города и близлежащих деревень.
Его строительство началось в XII веке, недалеко от переправы через реку, монастырь выполнял роль оборонительного сооружения поселения и защищал от набегов татар и хазаров с юго-западной стороны. В предании сказано, что монастырь построили на месте бывшего поклонения языческим богам. Собор повторяет Входоиерусалимскую церковь.
Уже в XIII веке при князе Всеволоде начала работать библиотека, монахи переписывали книги. Но монголо-татарское иго и пожары, последовавшие после их нашествия, стерли из памяти все постройки первого ярославского собора.
Сегодня перед нами постройки XVI-XVII столетия. В то время монастырь стал главной крепостью Поволжья и церковно-феодальным центром. Православная обитель увеличивалась с каждым месяцем, к ней прибавлялись все новые земли, принадлежащие верующим состоятельным людям.
Храм построили по макетам и чертежам Благовещенского и Архангельского в Москве. Самым уникальным в комплексе признано считать не архитектурные постройки, а фрески – они вторые сохранившиеся со времен Ивана Грозного (еще одни находятся в Успенском соборе). Эпоха подарила монастырю и первую башню из камня – святые ворота.
Стены монастыря выдержали множество трагедий, сражений и переворотов. Прошла гражданская война и польская интервенция. Сильно стены пострадали во время осады сподвижников Лжедмитрия II, его сторонники несмотря на 24 дня осады не смогли прорваться в город.
В 1612 году в город приезжают ополченцы Нижнего Новгорода во главе с Пожарским и Мининым. Ярославль становится столицей земель Русских, в то время как Москва захвачена поляками. Историки и исследователи не исключают, что монастырь стал «домом» временного правительства — «Совета всея земли». Из монастыря в этом же году отправляется полчища ополченцев для защиты и освобождения Москвы.
Свою былую мощь Свято-Преображенский монастырь теряет во время правления Петра I, он уже не является государственным центром и заметно проигрывает в числе феодальных прав. Нелегко живется обители и в правление Екатерины, когда финансирование заметно уменьшается и происходит серьезный пожар.
На его восстановление императрица выделили 20 тысяч рублей – это стало последним крупным пожертвованием для развития комплекса.
Одновременно с этим в монастыре работает духовная семинария, с большим числом воспитанников разных возрастов.
В XVIII веке старинные постройки разрушались и сносились, вместо них возводили новые здания, соборы и колокольни, часовни и ризницы. После революции и мятежа белых в стенах обители, она перестала функционировать в качестве храма. В помещениях расположились мастера реставрации. Ризницу охраняли несколько монахов, оставшихся с приходом большевиков к власти. Но это не спасло сокровища ярославской обители. (см. Спасский собор Андроникова монастыря)
Во время войны в монастыре жили военные и раненые, а в 50-х годах реставрационные работы вновь набирали обороты. Уже девять лет спустя на территории бывшей обители начал свою работу музей истории, архитектуры и живописи.
В стенах православного центра Ярославля похоронены канонизированный князь Федор Черный с детьми, архиепископы, князья Ярославля Василий и Александр, митрополиты и другие.
Достопримечательности монастыря
Примечательно, что это единственная каменная постройка башни, сохранившаяся до наших времен.
Центр монастыря, его душа и духовная мощь – Спасо-Преображенский собор, возведением которого занимались итальянские мастера. Он окружен открытыми галереями, а убранство не отличается особой пышностью и яркостью форм.
Удивительной и неповторимой достопримечательностью выступают многочисленные фрески и живописные шедевры, запечатлевшие в себе суровость и жестокость Ивана Грозного. Западная часть храма хранит в себе сцены Страшного суда, удивляющая своим воздушным пространством и легкостью. При этом мастера не использовали голубой краски. Росписи располагаются на четырех ярусах.
Выйдя из храма, вы увидите стелу в честь Пожарского. В восточной части территории комплекса возвышается звонница XVI века. Позже ее достроили в готическом стиле. На вершину колокольни ведет витая лестница, по которой туристы стремятся подняться в хорошую погоду. Оттуда можно оглядеть весь комплекс с высоты птичьего полета и насладиться панорамой города. Летом проводятся концерты со звоном колоколов.
Удивительной и необычной для монастыря и музея достопримечательностью является медведица Мария – символ Ярославля. Ее привезли в город маленьким медвежонком из вологодского села. Ее мать застрелили охотники-браконьеры. С 1990 года она живет в заповеднике, где ей оборудовали вольер с домиком и ванной. Сегодня это изюминка не только монастыря-музея, но и всего города. Для того, чтобы познакомиться с ней поближе, нужно приобрести отдельный билет.
Монастырь расположен на Богоявленской площади в Кировской области. Работает он в любой день с восьми утра до восьми вечера с мая по сентябрь. В холодное время года он открыт с 9 до 18.
Планируя свое путешествие обратите внимание на погодные условия, в дождливые дни музей могут закрыть для гостей д ля сохранения фресковых живописных картин.
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле
Спасо-Преображенский монастырь является одним из самых древних мужских монастырей, его история началась во второй половине XII века. К сожалению, строения того времени не сохранились, но дошедший до нас архитектурный ансамбль с сооружениями XVI–XIX веков удивляет своей красотой, величием и стоит того, чтобы его посетить.
В настоящее время Спасо-Преображенский монастырь входит в состав Ярославского музея-заповедника. Его экспозиции расскажут о природе и истории Ярославля, также здесь Вы увидите уникальное собрание икон и сокровищ.
Если повезет с погодой, обязательно поднимитесь на звонницу, с которой открывается великолепная панорама Ярославля, реки Которосль и окрестностей города.
Кроме архитектурных достопримечательностей Ярославля, в обители имеются памятники, построенные в наше время — часовня Казанской иконы Божией Матери, памятник Копейке 1602 года и монумент в честь Дмитрия Пожарского. Здесь Вы увидите и живой символ Ярославля — медведицу Машу.
Режим работы в 2021 году
Стоимость билетов в 2021 году
История
Обитель была построена в конце XII века на окраине Ярославля, у переправы через реку Которосль и служила защитой города от вражеских нашествий с запада. В то время все монастырские постройки были деревянными. Первым каменным строением стал собор Спаса Преображения, построенный в начале XIII века, еще при правлении Ростовского князя Константина (до отделения Ярославского княжества).
На территории монастыря открылось первое духовное училище, так называемый Григорьевский затвор, в библиотеке которого граф Алексей Мусин-Пушкин обнаружил рукопись поэмы «Слово о полку Игореве» (это общепринятая версия и объяснение самого коллекционера). Вместе с тем, последние исследования показали, что рукопись принадлежала библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, а удачливый собиратель древностей, скорее всего, присвоил ее.
В 1501 году в Ярославле случился пожар, уничтоживший большинство зданий, разрушился и Спасо-Преображенский собор. Через четыре года начинается возведение нового храма, причем для его строительства был использован старый фундамент.
Князья, а затем цари всегда почитали обитель. Особенно любил здесь бывать Иван Грозный. Кроме денег, правители предоставляли Спасо-Преображенскому монастырю различные льготы, например, освобождали его от ряда пошлин, дарили огромные земли, села, деревни и рыболовные промыслы. Период XVI–XVII веков был временем расцвета обители.
В 1608 году Ярославль был осажден польско-литовским войском и только благодаря стойкости обители город не был покорен. Именно у стен монастыря в 1612 году собралось ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, отсюда русское войско отправилось в поход за освобождение Москвы от польских оккупантов.
В связи с проведением церковной реформы в 1778 году монастырь был упразднен. В советское время ансамбль Спасо-Преображенского монастыря вошел в состав Ярославского музея-заповедника.
Главные архитектурные и исторические памятники
Спасо-Преображенский собор
Для строительства Спасо-Преображенского собора Государь Всей Руси Василий III прислал в Ярославль московских строителей. Видимо, поэтому облик храма напоминает Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Вместе с тем, существует версия, что строительство проходило под руководством итальянского мастера Ивана Фрязина.
Собор имеет три главки, также он украшен двухъярусными галереями с арками. Большую ценность представляют фрески, созданные во времена Ивана Грозного московскими и ярославскими художниками, а также иконостас, многие иконы которого также относятся к XVI веку.
Трапезная с церковью Рождества Христова
Трапезная — одна из старейших монастырских построек, она была возведена в начале XVI века. Это двухэтажное массивное здание, главной частью которого является просторная палата, в которой происходили торжественные приемы, а также совместные приемы пищи братией. При трапезной была возведена одноглавая церковь в честь Рождества Христова.
Церковь Ярославских Чудотворцев
Вплотную к Спасо-Преображенскому собору построена церковь Ярославских Чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина. В далеком 1218 году здесь была сооружена каменная Входоиерусалимская церковь. Интересно, что это был единственный храм, устоявший в пожаре 1501 года. Но через четыре столетия после его постройки храм был разобран и возведен заново.
Новая церковь была трехглавой, отличалась затейливыми формами и обилием декора. Поверх ее сводов были устроены ярусы кокошников. Однако, в XIX веке церковь вновь разобрали и соорудили заново, причем ее западный фасад выполнен в классическом стиле с колоннадой и двухпролетной лестницей. Обратите внимание на восточную, алтарную часть строения, она построена в духе древнерусской православной традиции с тремя полукруглыми выступами (апсидами) и окнами, украшенными наличниками в виде кокошников.
Звонница с церковью иконы Печерской богоматери
Колокольня является самым высоким зданием обители. Она возводилась в течение трех веков. Сначала (в XVI веке) были построены ярусы звонов, а в XIX веке соорудили часовую башню-ротонду со смотровой площадкой в виде беседки.
Звезды, украшающие звонницу, часто называют «ежиками», «репейниками» и «солнышком». Именно благодаря им, это строение является прекрасным ориентиром для определения центра города.
Интересна история часов на Звоннице. Согласно легенде, обитель приобрела их в Москве, они были сняты со Спасской башни Московского Кремля, а затем в 1624 году установлены на башне Святых ворот. Через два столетия, в 1824 году, они заняли новое место — на звоннице.
Монастырские стены, башни и ворота
Первоначально стены и башни обители были деревянными. Одновременно со строительством каменного собора в 1516 году на берегу Которосли была сооружена и башня со Святыми воротами. Во второй половине XVI века все монастырские стены из дерева были заменены на каменные, что оказалось очень своевременным.
На Святых воротах возвышалась дозорная вышка с набатным колоколом, извещавшим о приближении неприятеля. С нее хорошо просматривалась переправа через Которосль, откуда, как правило, и ждали врага. Позже была сооружена Введенская церковь.
По углам монастырской стены расположились Богородицкая и Угличская, Михайловская и Богоявленская (Юго-Западная) башни, также сохранились Водяные, Северные и Восточные ворота.
Как известно, Казанский и Кирилло-Афанасьевский монастырь переданы Русской Православной церкви. Ярославская метрополия просит передать Спасо-Преображенский монастырь также в ведение Русской Православной церкви. Однако, пока власти города и Ярославская епархия договорились лишь о проведении в Спасо-Преображенском соборе служб в дни православных праздников.
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский монастырь расположился в самом центре исторической части Ярославля, у слияния рек Волга и Которосль. Основанный более восьми веков назад, он является одним из самых древних культовых сооружений города и свидетелем бурных и драматических событий, произошедших на этой поволжской земле.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Спасо-Преображенский монастырь
Основные моменты
Святая обитель, издавна представлявшая собой крупнейший духовный центр и сильнейшую крепость Замосковья, входит сегодня в состав Ярославского историко-архитектурного заповедника, а его старинные архитектурные ансамбли внесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знакомство с достопримечательностями Спасо-Преображенского монастыря включено в программу туристического маршрута «Золотое кольцо» и в программу экскурсий пассажиров лайнеров Волжского теплоходного круиза.
Мощные белоснежные стены монастыря надежно охраняют его просторную территорию от городской суеты. Кажется, в этом тихом, уютном, ухоженном уголке остановилось время, и даже многочисленные экскурсанты не властны изменить царящую тут атмосферу. Переступая незримый порог времен, посетители, не сговариваясь, понижают голос. Красотой древней русской архитектуры здесь можно любоваться в любое время года: весной и летом, когда монастырская территория утопает в изумрудной зелени, золотой осенью, когда на яблонях старого сада дозревают плоды, а клумбы все еще украшают последние цветы, и в снежную зиму – пору, когда монастырь выглядит особенно романтично и таинственно.
Сокровища Спасо-Преображенского монастыря представлены не только архитектурными памятниками. Здесь работает несколько музеев, располагающих богатейшими коллекциями икон, книг, церковных реликвий, предметов декоративно-прикладного искусства. На территории монастыря постоянно проходят передвижные выставки, в летнюю пору проводятся концерты, праздники и фестивали.
История обители
Ярославский Спасо-Преображенский монастырь ведет свою историю со второй половины XII века. Он был заложен за пределами городского посада и стал частью системы фортификационных сооружений, защищая город с юго-запада. Согласно преданию, монастырь возвели на земле, где находилось Велесово капище – место поклонения местных жителей языческим богам.
В начале XIII века, при первом ярославском князе Всеволоде Константиновиче на территории монастыря был построен Спасо-Преображенский собор, миниатюрная Входоиерусалимская церковь. Здесь начала формироваться библиотека, велась работа по переписке книг. Однако первые деревянные и каменные монастырские постройки были уничтожены во время монголо-татарского нашествия, впоследствии сооружения стирали с лица земли бессчетные пожары. До наших дней сохранились каменные строения, относящиеся к XVI-XVII вв., когда монастырь являлся одной из самых значительных крепостей Поволжья и крупнейшим церковным феодалом-вотчинником: святая обитель постоянно прирастала новыми землями, которые даровали ей царственные особы, отписывали в завещаниях богобоязненные богачи.
Спасо-Преображенский монастырь был свидетелем бурных событий начала XVII века – лихолетья гражданской войны и польско-шведской интервенции. В 1609 году монастырские стены выдержали 24-дневную осаду сподвижников «тушинского вора» Лжедмитрия II, не позволив неприятелю пробиться на свою территорию. В 1612 г., когда в Ярославль прибыло нижегородское ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским, а город фактически стал столицей Русского государства, Спасо-Преображенский монастырь, по мнению многих историков, являлся штаб-квартирой временного правительства – «Совета всея земли». 27 июля 1612 года отсюда в освободительный поход на захваченную поляками Москву отправилось 25-тысячное войско ополченцев.
В годы правления Петра I Свято-Преображенский монастырь начал терять свое государственное значение, а его феодальные права постепенно урезались. Святая обитель еще более пострадала экономически в период секуляризации, инициированной в 60-х годах XVIII века государыней Екатериной II. В довершении к этому, в 1763 году в монастыре произошел один из сильнейших за всю его историю пожаров. 20 000 рублей, выделенные императрицей из государственной казны на восстановление монастырских построек, стали последним крупным вкладом в его истории. В 1788 году был издан высочайший указ о преобразовании Спасо-Преображенского монастыря в Ярославский архиерейский дом. Стоит сказать, что ко времени окончательного упразднения за монастырем числились около 14 000 тысяч крестьянских душ, а также более 30 сел и 500 деревень.
В последующие столетия многие древние монастырские постройки были снесены, но строились новые здания. Среди них – Семинарский корпус, церковь ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина, Смоленская часовня, келейный корпус, ризница.
В 1918 году, после жесткого подавления белогвардейского мятежа в Ярославле, советская власть закрыла архиерейский дом. На территории монастыря расположились реставрационные мастерские. Но некоторое время здесь еще продолжали жить несколько монахов, исполняющих роль хранителей церковной ризницы. Впрочем, сокровища древней обители все же разграблялись. Современники свидетельствовали, что знаменитую библиотеку монастыря, где в 1795 году историк Мусин-Пушкин обнаружил рукописное литературное творение «Слово о полку Игореве», часто посещали любители древностей без охраны, после чего многие ценные книги исчезали.
В 30-е годы реставрационные работы остановились, а на территории монастыря расположились различные учреждения, некоторые помещения использовались как жилые. Позже здесь обосновались военные, занимавшие бывшие монастырские владения вплоть до 1949 г. В 50-х годах реставрация древних памятников возобновилась, а в 1959 году на территории Спасо-Преображенского монастыря разместился Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, переименованный в 70-е годы в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.
Достопримечательности Спасо-Преображенского монастыря
Как и много веков назад, Спасо-Преображенский монастырь опоясывают мощные стены, составляющие пятиугольник неправильной формы, а их углы венчают живописного вида башни. Парадным входом в монастырь, как и прежде, служат Святые ворота, выступающие от южной стены и обращенные к набережной речки Которосль. Декорированные катушечным поясом, они были выстроены в 1516 г. Их свод был расписан еще в 1564 году, но спустя столетие мастера заменили роспись. Тема творения – Апокалипсис («Видение апостола Иоанна Богослова о грядущих судьбах мира»). Святые ворота – единственная из монастырских башен, сохранившихся с XVI столетия. Осмотра заслуживают и другие древние башни: Богородицкая (1623 г.), построенная на глубоком подвале с потайным ходом, Угличская проездная башня, возведенная в 1635 году на территории посада, что, к слову, вызвало недовольство у горожан и даже привело к рукопашным боям с монастырскими служками. Михайловская и Юго-Западная башни относятся к началу XIX века.
Самый древний архитектурный памятник не только монастыря, но и всего Ярославля – Спасо-Преображенский собор, возведение которого относится к 1506-1516 годам. Согласно последним данным, над его проектом работали итальянские зодчие, принимавшие участие в строительстве Московского Кремля.
Этот четырехстолпный трехглавый собор выстроен на высоком подклете и окружен открытыми галереями. Храм по своей архитектурной форме ассоциативно напоминает Благовещенский собор Московского Кремля, а декором – Архангельский собор в Кремле. Убранство фасадов собора строго, но изысканно и весьма изящно. В интерьере храма представлены примечательные фрески, созданные московскими и ярославскими мастерами, их имена запечатлены в «клейме» на северо-западном столпе. Росписи относятся к 1563-1564 годам и являются очень редкими. В их стилистике отображены монументальность, пышность, и, вместе с тем, суровость эпохи Ивана Грозного.
На западной стене можно увидеть росписи с сюжетами Страшного суда. Среди них выделяется фреска «Шествие праведных в рай», отличающаяся легким, воздушным рисунком и мягкими очертаниями ликов персонажей. Росписи южной и северной стен размещены на трех ярусах, а фрески на восточной стене, за иконостасом, – на четырех. Верхние демонстрируют библейские и евангельские сюжеты, нижние посвящены семи Вселенским соборам. В апсидах – изображение Иоанна Предтечи, предстающего аскетом с жестким, суровым, изможденным лицом, фреска «Похвала Богоматери». Среди самых значительных росписей собора – «Преображение» с центральной фигурой Христа.
Напротив храма установлена стела-памятник «Клятва князя Пожарского».
К востоку от собора возвышается эффектная массивная монастырская звонница, выстроенная еще в XVI веке. Ранее ее северная стена была соединена с собором двухъярусной галереей, а в нижнем этаже звонницы находилась церковь. Существующая надстройка колокольни, созданная в псевдоготическом стиле, относится к началу XIX столетия.
Высота монастырской звонницы составляет 32 метра, а на ее вершину ведет узкая витая лестница. По ней непременно стоит подняться, чтобы оказаться на смотровой площадке, откуда открывается великолепная панорама на Спасо-Преображенский монастырь и старинный город Ярославль. На звоннице можно увидеть 18 колоколов, отлитых в период с XIV по XIX век. Самый крупный из них, «Благовестник», весит более ста пудов. В летнее время здесь часто проводятся колокольные концерты.
К западу от площади перед собором расположен большой корпус трапезной палаты, к которому примыкает церковь Рождества Христова. Возведенная в XVI веке, она несколько раз перестраивалась, но в целом сохранила свой древний облик.
В трапезной палате ранее находилась столовая для монастырской братии, еда сюда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стен. Здесь также располагались приемные покои для знатных гостей. С настоятельскими покоями трапезную соединяют огромные сени.
С восточной стороны Спасо-Преображенского собора находится келейный корпус, состоящий из двух почти одинаковых блоков. Эта постройка относится к концу XVII века, а отреставрированы они были в середине минувшего столетия.
На территории монастыря, в вольере, живет огромная медведица Маша, любимица туристов, являющаяся символом Ярославля. В детском возрасте она была привезена в город из глухого вологодского села после того, как от рук браконьеров погибла ее мать. В 1990 году малышку приютил музей-заповедник, построив для нее большой вольер, домик для зимнего сна и ванну для купаний летом. Со временем Маша превратилась в роскошного, ухоженного зверя, отличающегося отменным здоровьем и аппетитом. Чтобы полюбоваться Машей, нужно приобретать отдельный билет, но туристы не скупятся – ведь так они вносят свою лепту в содержание любимицы.
Музеи Спасо-Преображенского монастыря
Монастырские музеи расположены в нескольких зданиях, находящихся на территории древней обители. Здесь демонстрируются постоянно действующие экспозиции и временные, предоставленные другими музеями страны.
Непременно следует посетить выставку древнерусской живописи, чтобы познакомиться со школой ярославской иконописи, чей золотой век пришелся на конец XVI – начало XVII века. Манера письма ярославских мастеров отличается кропотливостью, выверенностью композиции и довольно своеобразным колоритом. На изображениях полностью отсутствует голубой цвет, предпочтение отдается охристым и коричневым тонам с оттенками от розового до бордового. Большая часть икон попала сюда из Спасо-Преображенского собора.
Очень интересна выставка «Сокровища Ярославля», представляющая посетителям собрание ценностей, привезенных из ярославских монастырей и соборов. Здесь можно увидеть богатые церковные одеяния, книги, вышитые изображения святых, напрестольные кресты, потиры из драгоценных металлов, многие из которых датируются XVI веком. Жемчужиной экспозиции является Спасское Евангелие XIII в.
В отдельном зале демонстрируются оклады, венцы, цаты для икон из серебра с позолотой, иконные и басманные оклады Евангелий, резные деревянные царские врата. Далее – коллекция эмалей конца XVIII – начала XIX века, происходящих из Москвы, Ростова, городов Украины.
На территории Спасского монастыря также находится музей, посвященный поэтичной летописи «Слово о полку Игореве».
Среди постоянно действующих экспозиций Спасо-Преображенского монастыря – «История Ярославского края» и «ЯрмаНка», посвященная истории проведения ярмарок в Ярославском крае.
Практическая информация
Спасо-Преображенский монастырь расположен в Кировском районе Ярославля по адресу: Богоявленская площадь, 25.
Отправиться на экскурсию по Спасо-Преображенскому монастырю вы можете в любой день недели. С мая по сентябрь его двери открыты с 8:00 до 20:00. Музеи работают с 10:00 до 17:45. В период с сентября по апрель посетить монастырь можно с 9:00 до 18:00, музеи – с 10:00 до 17:45.
В дождливые дни архитектурные памятники могут быть недоступны для посещения. Это связано с рекомендациями реставраторов, настаивающих на соблюдении условий сохранности фресковой живописи.
Вход в монастырь пролегает через башню Святые ворота. Неподалеку от него находится бесплатная автостоянка. Есть сквозной выход через Северные ворота. Кассы расположены рядом со входом.
Единый билет для взрослого в выходной день стоит 700 рублей, по будням – 500 рублей. Льготный билет для учащихся старше 16 лет, студентов, пенсионеров РФ – соответственно 300 и 250 рублей. Если вы не планируете осматривать все достопримечательности и выставки, определите заранее, что именно вы хотите увидеть, и какие выставки там проходят в настоящий момент, так как посещение каждого объекта и мероприятия имеет отдельную стоимость и потребует наличия отдельного билета. Не позаботившиеся о нужных билетах туристы часто вынуждены возвращаться в кассу, где, как правило, длинные очереди, особенно по выходным.
Желающие просто прогуляться по красивой территории Спасо-Преображенского монастыря, не посещая его достопримечательности, могут заплатить всего лишь 40 рублей. Обзорная экскурсия по территории, длящаяся полчаса, обойдется в 100 рублей.
На территории обители расположены кафе, ларьки, где продают воду, детская площадка, платный туалет. Здесь есть много киосков, где продаются сувениры, самые популярные из которых – изделия из ярославской майолики – милой, сказочной и веселой.