святые патриархи русской православной церкви иконы
Формирование иконографии новомучеников и исповедников Церкви Русской
Трагические события истории Русской Церкви XX века отразились в жизни многих соотечественников, стояние в вере стало подвигом исповедничества для большинства верующих людей. Интерес в обществе к сложной и противоречивой эпохе гонений богоборческой властью возник в конце прошлого столетия. Этот период стал объектом исследования историков, религиозных мыслителей. Выражением богословской мысли явились не только труды по новейшей истории Церкви, но и возникновение новых иконографических образов.
С момента повсеместного закрытия иконописных мастерских в 1920-е годы до времени прекращения государственных гонений на Церковь, произошла значительная утрата традиции иконописания, сохраненная лишь частично отдельными иконописцами разных школ и направлений России, работавших иногда почти в катакомбных условиях.
Надо отметить, что именно в этих школах иконописания существует и богословское осмысление, и историческое исследование.
Написанная иконописцами Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета под руководством декана факультета церковных художеств протоиерея Александра Салтыкова «по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых» [9] икона «Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и не явленных» [10] стала выражением подвига Русской Православной Церкви в годы гонений.
Композиция иконы сохраняет древнюю форму изображения собора святых. Сонм новомучеников и исповедников предстоит во славе у престола Божия на фоне храма Христа Спасителя в Москве, являющегося одновременно памятником, разделившем общую чашу страданий Русской Православной Церкви, и в то же время образом ее возрождения. В центре иконы расположен престол в красном облачении, символизирующем пасхальную радость мучеников в Царствии Небесном, победы над адом и смертью. На нем расположено раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити» (Мф.10:28). За престолом возвышается крест, указывающий на мученический подвиг предстоящих праведников, являющийся средоточием иконы.
Вся полнота Русской Церкви представлена в среднике иконы: в центре ниже престола изображены Царственные страстотерпцы в византийских далматиках, подобно деисусному чину справа и слева от престола Божия предстоят святители во главе с Патриархом Тихоном (Белавиным) и Местоблюстителем Патриаршего Престола святителем Петром (Полянским), за которыми следуют ряды церковных иерархов. Глубокие богословы и молитвенники, священномученики и исповедники святители Кирилл (Смирнов), Агафангел (Преображенский), Владимир (Богоявленский), Иларион (Троицкий), Вениамин (Казанский), Серафим (Чичагов), Афанасий (Сахаров) и многие другие подвижники благочестия противостояли воинствующему безбожию и мужественно защищали свою паству в годы гонений от советской власти.
Мученики и исповедавшие Христа священнослужители, монашествующие, миряне предстоят на иконе рядами ниже святых епископов. Их необозримое число представляют наиболее известные – святые преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, священноисповедники Сергий Серебрянский, Сергий Мечев и другие. Согласно с древней традицией великое множество святых показано на иконе нимбами выше крайнего верхнего ряда святителей.
Образ «Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и не явленных» являет собой образ Церкви торжествующий в Царстве Небесном.
Процесс канонизации подвижников веры и благочестия, пострадавших в годы богоборческой власти продолжается по решению Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года. На данный момент новопрославленных святых насчитывается около двух тысяч. В соответствии с определением VII Вселенского Собора разрешается вновь прославленным святым писать иконы для поклонения и чествования. Создание новых иконографических образов, охватывающих тему новомучеников Российских имеет огромное значение не только для русской культуры и искусства, но составляет неотъемлемую часть новейшей истории Русской Православной Церкви.
Возрождение в конце XX – начале XXI веков в России не только приходских храмов и монастырей, но и духовных традиций, стало потребностью духовной жизни общества. Расцветание церковной жизни обозначило начало периода возрождения в церковном искусстве, и в русской иконописи в частности. В 90-х годах прошлого столетия многочисленные появившиеся мастерские возобновили дело иконописания в традициях от византинизма, синайской школы, русских канонических иконных школ XIV–XV веков, царских изографов XVII столетия до академизма и модерна.
Процесс создания икон новомучеников и исповедников Церкви Русской имеет в наше время огромное распространение: во многих храмах на территории России можно увидеть образы Царственных страстотерпцев, святителей Тихона Патриарха Московского, митрополитов Петра Крутицкого, Вениамина Петроградского, архиепископов Луки Крымского, Илариона Верейского и других особо чтимых подвижников XX века.
В процессе формирования иконографии новопрославленных святых можно выделить некоторые тенденции: заметно, что сохранившиеся фотографии и портреты легли в основу их образов. При этом можно наблюдать, что при создании иконографии происходит перенесение, почти калькирование иногда случайных черт, имеющихся на прижизненных изображениях. Сегодня участились изображения святителей с раскрытым Евангелием, не в литургических облачениях, а в архиерейских мантиях, в повседневной монашеской одежде, святые на иконах сидят, когда это не предусмотрено каноном, иногда можно встретить изображения в очках.
Современную икону можно узнать не только по идеальной полированной поверхности, зеркальному блеску золочения, но иногда и по композиционному и живописному решению, не всегда соответствующему каноничному изводу и содержанию жития. В последнее время стали встречаться изображения с нарушениями в композиции, отсутствуют или не соответствуют подписи, имеющиеся подписи содержат неточности, имеются искажения в отражении фактов жития, заметна недостаточность богословского осмысления, иногда отсутствует историческое исследование.
В современной иконе можно выделить два пути развития и самой иконописи, и иконографии в частности.
Первый путь развития состоит в следовании традиции, в преломлении авторского видения замысла, раскрытии композиции сквозь традиционное видение изображаемого аспекта. Прохождение определенной школы обучения воспринимается авторами как прививание традиции, насаждение авторских инициатив на прочную основу. Этот путь мы видим в величайших творениях в культуре в целом, более ясно это наблюдается в иконописи.
В то же время уже заметна тенденция переписывания неудачных икон и фресок, или даже совокупности росписей.
Другой путь развития и иконописи, и иконографии в частности, направляется параллельно с негативными тенденциями современного искусства – с непрофессионализмом, с частичным или полным отсутствием живописного и технического мастерства, богословского и исторического знания, следования канону, в деталях или даже в целом.
Многочисленные художественные мастерские, следующие традициям русской школы иконописи, в своем большинстве, не дают своим ученикам возможности полной грамотной художественной подготовки и богословского осмысления изображаемого, взращивая лишь хороших копиистов или просто ремесленников. Однако, при исполнении работы на высоком уровне, даже качественные копии вносят хорошую лепту в дело возрождения интерьеров храмов.
Стоит заметить, что после большого временного разрыва традиции иконописания возникли проблемы и духовного, и художественного характера. Благодаря востребованности стало необходимым написание икон, за которые брались вчерашние светские художники, не всегда воцерковленные, среди которых были и авангардисты. Однако, чтобы написать икону и чтобы она стала именно иконой, а не темперной живописью, одного владения кистью недостаточно. Если писатель икон не проникнется смыслом изображаемого и его святостью, он останется, может быть очень хорошим художником, но не настоящим иконописцем.
Еще одна немаловажная проблема стоит перед современной иконописью – качество изображения. Одна из главных современных проблем иконописи – утрачивание сущности, духовной основы иконы – стало практически повсеместным явлением. Дело в том, что за написание икон берутся люди иногда малоспособные в художественном отношении, и невоцерковленные. Сейчас, конечно, существует большая потребность в иконописи в связи со всесторонним ростом значения Церкви в обществе, но это не означает необходимости браться за кисть людям внутренне неподготовленным и необученным иконописанию.
При рассмотрении Церковью нового образа естественно рассматриваются его каноничность (точное раскрытие богословских истин средствами иконописи), его «молитвенность» (способность побуждать и поддерживать обращение к Богу в молитве), его художественное достоинство.
В Синодальный период существовала цензура, препятствующая появлению образов, не имеющих права именоваться иконой. Сегодня, к сожалению, подобные изображения иногда можно встретить в церковных лавках, и даже в иконостасах храмов.
В эпоху «демократии» при декларации свободы личности и подчеркиваемой лояльности к Церкви, дух антихристианский влияет на личность иконописца через массовую культуру, широко тиражируемый аморализм личной и общественной жизни через средства массовой коммуникации, рекламу, разлагающе действующие на нравственность и ум каждой человеческой личности.
В искусстве рубежа XX-XXI веков вместе с нарастающими тенденциями постмодернизма можно отметить культивацию безобразного. В последнее время одновременно с этими проявлениями в светской живописи и в церковном искусстве также встречаются случаи искажения не только иконографических типов и композиции, но отсутствие сходства с сохранившимися фотографиями святых, или, напротив, шаблонность, излишняя чувственность в изображении.
В годы гонений на Церковь произошло почти полное прерывание передачи опыта от мастера к ученику, в том числе, и при создании новых иконографических образов. Это повлекло за собой то, что возникло в некоторой степени размывание традиционного взгляда, каким должен был тот или иной иконографический тип.
Сейчас как никогда иконописцам необходимо очень четко определить направленность развития современного церковного искусства, и иконографии в частности.
Выставка «Святая Русь», проходившая в 2011 году в Третьяковской галерее в рамках празднования дня славянской письменности и культуры, а также в Лувре в Париже показала миру высочайший уровень древнерусской иконописи, к которому необходимо стремиться современным мастерам.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
Архив
В праздник Казанской иконы Божией Матери иерархи Болгарской Православной Церкви совершили Литургию на Патриаршем подворье в Софии
Его Высокопреосвященству сослужили ректор Софийской духовной семинарии епископ Браницкий Пахомий, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском, настоятель подворья архимандрит Вассиан (Змеев), проректор Софийской духовной семинарии иеромонах Мелетий (Спасов), секретарь Представительства Патриарха Московского и всея Руси в Болгарии протоиерей Евгений Павельчук, протоиерей Димитрий Тухчиев, диакон Николай Чочев, диакон Слави Спасов и диакон Александр Морозов.
По окончании сугубой ектинии были вознесены молитвы о единстве Церкви и о прекращении эпидемии.
В храме присутствовали советник-посланник Посольства Российской Федерации в Республике Болгарии Ф.С. Воскресенский, сотрудник Посольства В.Ю. Солодкин.
«Мы прекрасно знаем нынешние обстоятельства церковной жизни, и они очень беспокоят нас, — сказал, в частности, в приветственном слове по окончании богослужения митрополит Серафим. — Наша Церковь в Болгарии пережила годы раскола. Он был меньше по своим масштабам в сравнении с расколом в Русской Православной Церкви на территории Украины, и мы переживаем и молимся, чтобы это разделение было преодолено. Молимся, чтобы те, кто злонамеренно искажают истину и пытаются привлечь на свою сторону людей с помощью пропаганды откровенной лжи, вразумились, чтобы все мы пребывали в Церкви в служении Истине, потому что Христос есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14:6)».
Архиерей пожелал верным чадам Православной Церкви заступничества Пресвятой Богородицы: «Особенно сегодня, в день Казанской иконы Божией Матери, направим к Ней наши молитвенные пожелания, чтобы в самом скором времени был найден способ через покаяние осознать исторические реалии. А они ясно свидетельствуют об автокефалии Русской Православной Церкви, которая стремится сохранить свое единство».
Архимандрит Вассиан приветствовал митрополита Серафима, поблагодарив его за радость совместной молитвы.
«Болгарскому народу особенно близка радость национального освобождения. Заступничество Богородицы вдохновило русских людей в XVII веке на борьбу за свое освобождение, а в конце XIX века они совершили подвиг братской любви в ходе Освободительной войны, принесшей свободу болгарскому народу. Неслучайно на Самарском знамени — национальной святыне Болгарии — русские монахини вышили лик Пресвятой Богородицы. И по сей день мы веруем, что Ее заступничество сохранит Церковь Православную от расколов и нестроений», — сказал, в частности, отец Вассиан.
Настоятель подворья преподнес владыке Серафиму панагию в память о праздничном богослужении.
В крипте храма митрополит Серафим совершил молебен перед мощами святителя Серафима Богучарского, Софийского чудотворца.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
Архив
Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Храме Христа Спасителя
4 ноября 2021 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем очень важное историческое событие, которое вошло и в церковный календарь. Мы прославляем Царицу Небесную, Покровительницу земли нашей, вспоминая событие, связанное с Ее чудотворной иконой, ставшее одним из самых важных в истории нашего Отечества. Речь идет о тяжелейшем эпизоде этой истории, о так называемом Смутном времени, когда междоусобная брань, столкновение интересов внутри русского государства привели к тому, что практически исчезла всяческая власть — и центральная, и на местах. Разрушались дома, гибли люди, брат восставал на брата, и в этот кровавый хаос погрузилась вся страна. Не осталось ни власти, ни войска, была разрушена вся система самообороны, люди озлоблены, так что каждый пытался отнять что-то у другого, воспользовавшись его слабостью, обогатиться за чужой счет, создать личное благополучие, невзирая на благополучие ближнего, а значит, ни во что не ставя благополучие страны и народа…
Ну, а что же осталось, если все было разрушено — и власть, и человеческие отношения, и оборона, все то, что должно было скреплять наше государство? Осталось только одно — вера православная. Не было больше никакой иной силы — ни политических партий, ни научных сообществ, ни армии; не было ничего, на что опираются сегодня современные государства, стремясь объединить народ и сохранить свою целостность. Смутное время показало, что в критические моменты ни человеческие идеалы, ни государственная власть могут и не справиться с разрушительными центробежными силами. Только вера православная помогала тогда людям опознавать друг в друге единомышленников и осознавать свою общность. Неслучайно враг, зашедший не только в Москву, но и в Кремль, заточил в подвалы Чудова монастыря Первосвятителя Церкви нашей Патриарха Ермогена, мучил его голодом и холодом. Трудно себе представить, как в холодное время в этих подвалах мог находиться человек без теплой одежды, без еды. Ему готовы были принести и теплые одежды, и достаточно еды, — только чтобы он призвал наш народ признать чужеземную власть. Мы знаем, что этого не произошло, и святитель Ермоген стал священномучеником, погибшим и за веру, и за Отечество свое.
Наконец, что же помогло Минину и Пожарскому объединить людей? Да в первую очередь призыв защитить веру православную, потому что в Москву вошли силы, ставившие своей целью уничтожение нашей отеческой веры, и призыв Минина и Пожарского пойти на Москву и был, прежде всего, призывом защитить веру. Вокруг этого призыва и объединился народ. Еще раз подчеркну: не вокруг власти, не вокруг вооруженных сил, не вокруг каких-то человеческих прозрений, которые мы сегодня могли бы назвать научными достижениями, — только вокруг веры православной объединился тогда народ, и мы знаем, что Москва была освобождена, а затем освобождена и вся Россия.
А опасностей сегодня не меньше, чем в наполеоново нашествие, — сколько искушений, сколько соблазнов! Сколько ложных идеалов, сколько ложных идолов воздвигается пред очами нашего народа, только чтобы свернуть его с исторического духовного пути! Чтобы народ отказался от веры, предал своих предков, чтобы он шел в фарватере, который определяет не он сам, а кто-то другой, неизвестно для каких целей!
Сегодняшний день учит нас тому, что Покров Пречистой Царицы Небесной действительно пребывает над нашим Отечеством, но, еще раз скажу, не над теми, кто этого не желает, кто предает не только память героев прошлого, во имя веры православной жизнь свою положивших на полях брани, но предает также подлинные интересы сегодняшней России, тесно связанные с духовной традицией большинства нашего народа.
Пусть Господь хранит Отечество наше, наши Вооруженные силы, умудряет нашу власть, помогает нам всеми способами и доступными средствами сохранять свой суверенитет, свою независимость. Когда я говорю так, я имею в виду не только формальную независимость, но и способность жить своим разумом, источник которого — великая духовная и культурная традиция нашего народа. Верим, что если сохраним Православие, то сохраним и Россию. И как тогда, в Смутное время, вместе с православными на врага поднялись и мусульмане, и не было тогда в русском воинстве никакой межрелигиозной распри, так и сегодня, если будем жить по законам Православия, никто в нашей стране не будет чувствовать себя обиженным, ни тем более угнетенным или дискриминируемым. Потому что Православие и угнетение несовместимы, ведь Православие — это дух свободы, это любовь к ближним. И да поможет Господь народу нашему и стране нашей Российской идти тем путем, который был проложен нашими благочестивыми предками, и, уповая на Покров Пречистой Царицы Небесной и вознося к Ней свои молитвы, не терять надежду на то, что эти молитвы Она слышит. А значит, Пресвятая Богородица будет — до тех пор, пока мы храним веру, — нашей Заступницей, Ходатаицей пред Богом, и простирать Свой Покров, ограждающий всех нас и Отечество наше от всяких бед и зол. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
Архив
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
4 ноября 2021 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день в России отмечается государственный праздник ― День народного единства.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы.
В храме присутствовали: заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ VIII созыва А.Ю. Кузнецова; президент Межпарламентской ассамблеи Православия, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С.А. Гаврилов.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Проповедь перед причастием произнес клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области протоиерей Андрей Ткачев.
Было совершено славление Пресвятой Богородице.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Жребий патриарха Тихона
Суть вещей
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.
Справка: Патриаршество на Руси появилось в 1589 году. Первым Патриархом стал Иов, митрополит Московский. С 1721 по 1917 гг. Церковью управлял Святейший Синод, состоявший из архиереев и государственных чиновников. Это случилось по приказу Петра I, упразднившего институт патриаршества.
Выборы Патриарха
Разговоры о возрождении патриаршества велись еще в XIX веке, но революция ускорила этот процесс. Окончательное решение было принято на Всероссийском Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Избрание проходило в два этапа: тайное голосование и жребий. После трех этапов голосования Собор утвердил трех кандидатов на Патриарший престол: архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Беллавина).
Архиепископ Харьковский
Антоний (Храповицкий)
Жеребьевка состоялась 5 (18) ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя. Жребий предстояло вытащить старцу Зосимовой пустыни Алексию (Соловьеву). Выглядело это так: перед чудотворной иконой Владимирской Божией Матери поставили запечатанную коробочку с тремя записками (жребиями), на которых написали имена кандидатов.
Архиепископ Новгородский
Арсений (Стадницкий)
После литургии и молебна коробочку при всех распечатали, старец Алексий достал записку и передал ее митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому). Последний вслух зачитал имя: «Тихон, митрополит Московский и Коломенский». Оставшиеся две записки члены Собора вытащили из коробки и проверили написанные на них имена. Когда митрополиту Тихону объявили результат, в ответном слове среди прочего он сказал:
«Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано “плач, и стон, и горе”, и каковой должен был съесть пророк Иезекииль (Иез 2:10; 3:1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!»
Патриарх Тихон
Будущий патриарх родился в Псковской губернии. В миру его звали Василий. Он окончил семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, где получил от друзей пророческое прозвище «Патриарх». Приняв постриг с именем Тихон, он стал священником, а затем и епископом.
До исполнения этого пророчества святитель успел побывать преподавателем и ректором двух семинарий, епископом в нынешней Польше и миссионером в Америке: служил в Нью-Йорке и Сан-Франциско, немало времени провел на Аляске, где крестил множество людей. Потом его перевели в Рязанскую, а затем и Московскую епархию.
Патриарх возглавил Русскую Церковь в очень непростое время: революция, атеистическая власть, Гражданская война. Несмотря на просьбы, он отказался публично благословить какую-то из враждующих сторон.
«Я не могу дать благословения на гражданскую войну. И “красные”, и “белые”, все чада моей Церкви, кто-то верный, кто-то заблудший. Я могу молиться только о примирении народа».
Ситуация обострилась в 1922 году, когда был издан декрет «Об изъятии церковных ценностей». Патриарх разрешил властям забрать из храмов все ценности, кроме богослужебных сосудов, и выступил с резкой критикой власти за закрытие храмов. После этого последовала череда арестов, обысков, заключений и покушений на жизнь. Все это подорвало здоровье Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Тихон скончался в больнице в 1925 году. 9 октября 1989 года Патриарх Тихон был канонизирован Собором Русской Православной Церкви. Мощи святителя покоятся в главном соборе Донского монастыря в Москве.
Как сейчас избирают Патриарха Московского и всея Руси?
Предстоятеля Церкви выбирает Архиерейский Собор тайным голосованием. В бюллетень для избрания включаются все епископы, соответствующие критериям, предусмотренными Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол:
• быть архиереем Русской Православной Церкви;
• обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;
• пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;
• иметь доброе свидетельство от внешних (1 Тим 3:7);
• возраст не моложе 40 лет.
Интересные факты:
1. В результате тайного голосования было выбрано три кандидата на Патриарший престол. Из них митрополит Тихон набрал наименьшее количество голосов.
2. В истории Русской Православной Церкви было только два случая выбора Патриарха по жребию: кроме Патриарха Тихона так в 1642 году выбрали Патриарха Иосифа — из шести кандидатов.
3. Старец Алексий, вынувший жребий с именем Патриарха Тихона, был канонизирован в 2000 году в лике преподобных.
Старец Алексий Соловьев
4. 5 ноября, во время выборов Патриарха, ни одного из кандидатов в Храме Христа Спасителя не было — все трое служили в разных храмах Москвы. Митрополит Тихон узнал о своем избрании только от посольства, которое приехало к нему на Троицкое подворье после службы.
Фотографии предоставлены архимандритом Тихоном (Затёкиным)